Руководства, Инструкции, Бланки

педагогическое руководство коллективом шпаргалка img-1

педагогическое руководство коллективом шпаргалка

Рейтинг: 5.0/5.0 (1895 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Педагогическое руководство коллективом - Студопедия

Педагогическое руководство коллективом

В школе имеются педагогический коллектив, общешкольный и малые, первичные коллективы (классы, кружки и пр.). Формирование общешкольных и классных коллективов - задача педагогов. Известна ее методика. Выделены стадии развития коллектива- этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя ясные, решительные требования.
На второй стадии, когда требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам. На третьем этапе развития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого. В процессе развития коллектива меняются отношения его членов к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции.
Методика создания и воспитания коллектива базируется на вовлечении учащихся в совместную деятельность и на специальных приемах стимулирования деятельности, сплачивания группы. К ним относятся следующие. Умелое предъявление требований к ученикам в форме внушающего, впечатляющего рассказа, разъяснения задач, правил, норм. Воспитание ученического актива с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля. Организация перспективы жизни: А.Макаренко называл это системой перспективных линий , организацией завтрашней радости - постановка близких, средних и далеких целей, стимулирующих движение, развитие коллектива. Например, праздник окончания учебного года и большой многодневный поход. Принцип параллельного действия: влияние на учеников через здоровое общественное мнение в отличие от прямого воздействия педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует мастерства, так как имеется опасность использования учениками грубой силы. Важно также создание традиций: в жизни группы возникают различные формы деятельности, ритуалы, правила, которые выражают духовные коллективные ценности, несут большой воспитательный потенциал. Педагог должен, по учению А.Макаренко, также создавать оптимистический мажорный тон, чувство уверенности, защищенности каждого члена. В современной школе возможности для создания коллективистских отношений предоставляет учебная, трудовая, общественная, художественная, спортивная и досуговая деятельность, при условии, однако, что в школе налажена разнообразная развивающая деятельность учащихся.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам


Генерация страницы за: 0.011 сек.

Другие статьи

Педагогическое руководство коллективом шпаргалка

Е. Потехина - Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка

9. Организационный аспект. Педагогическая организация коллектива определяет деловые роли руководства и подчинения и является ведущей воспитательной силой.

10. Индивидуально-личностный аспект предоставляет учащимся возможность временного уединения для того, чтобы они могли осознать себя и свои отношения с окружающей действительностью.

11. Педагогический аспект. В коллективе воспитательное воздействие и взаимодействие образуются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

50ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОЛЛЕКТИВОВ

И. Ф. Козлов определил воспитательный коллектив как научно организованную систему, которая нравственно воспитывает детскую жизнь.

В структуре детского воспитательного коллектива формируются общешкольные и первичные коллективы. Общешкольный коллектив – целостная организация всего учебно-воспитательного института, которая имеет объединенные органы управления жизнью школы. Общешкольный коллектив, который продуктивно существует, должен иметь не более 400–500 учащихся. Такой коллектив не оказывает влияния на каждую личность, это происходит через первичный коллектив – коллектив, где между воспитанниками постоянно осуществляются деловые и межличностные отношения. В первичном коллективе также присутствуют органы самоуправления, актив и свое представительство в общешкольных органах. Такие коллективы являются органической частью коллективного целого школы.

Первичные коллективы! могут быть постоянными и временными.

При характеристике деятельности все первичные коллективы делят на три группы.

1. Организованные на основе разнообразных видов деятельности (классы, отряды и т. п.).

2. Организованные на основе какого-либо одного вида деятельности (клубы, секции, кружки и т. п.).

3. Организованные на основе разнообразных видов деятельности по местожительству.

По возрастному составу первичные коллективы разделяются на одновозрастные и разновозрастные.

Необходимо, чтобы комбинирование первичных коллективов наилучшим образом разрешало не только практические, но и различные воспитательные задачи, находящиеся в педагогической системе.

Благополучное функционирование детского коллектива обеспечивается присутствием в нем органов, которые согласовывают и определяют деятельность, направленную на достижение общих целей. Одним из таких органов является собрание воспитанников. Для разрешения оперативных задач определяется актив и избирается староста. Иногда формируются и временные органы – советы и штабы.

А. С. Макаренко ядром коллектива называл актив, в который входят учащиеся, выполняющие различные функции. С активом могут проводиться такие виды педагогических работ, как:

1) истолкование прав, обязанностей, проблем и целей коллектива с помощью инструктирования;

2) получение коллективом повседневной практической помощи, чтобы составить и разработать стратегии коллективной деятельности в зависимости от целей;

3) организация обмена различной информацией и опытом работы (совещания);

4) контроль за деятельностью коллектива и отдельных поручений, акцентирование внимания актива к качеству выполненной работы. А. С. Макаренко считал, что работа с активом действительно является необходимой, поскольку актив – это тот резерв в воспитательном детском учреждении, который обусловливает преемственность поколений в коллективе, сберегает и защищает стиль, тон и обычаи коллектива.

51 СТРУКТУРА, ПУТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕКТИВА

Структура воспитательного коллектива состоит из актива, в который входят учащиеся, выполняющие различные функции. Функционирование детского коллектива обеспечивается присутствием в нем некоторых органов, таких как собрание воспитанников. Для разрешения оперативных задач избирается староста. Иногда создаются временные органы – советы и штабы.

Пути развития коллектива – это результат педагогической деятельности, сознательного использования законов формирования коллектива. А. С. Макаренко говорил, что это закон непрерывного развития коллектива.

Педагогическое руководство в первую очередь заключается в способности педагога организовывать систему перспектив и отношений коллектива, которые ведут его от решения одной задачи к другой.

Перспективы! характеризуются увлекательностью дел, которые основаны как на непосредственной, так и на опосредованной заинтересованности учащихся; а также общественно полезной ценностью задач, целей, конкретных дел и взаимосвязью их с жизнедеятельностью народа; отчетливой системой деятельности, которая направлена на достижение определенной цели; педагогической целесообразностью; формированием у школьников высоких моральных качеств.

Перспективами могут быть разнообразные виды трудовой деятельности, походы, экскурсии, спортивные соревнования, праздники и т. п. Организация процесса движения к перспективе состоит из составления и рассмотрения планов, программ, предложений и практической работы, которая ориентирована на осуществление перспективы. Педагог распределяет задания между всеми членами коллектива, тем самым привлекая каждого из них к деятельности.

В начале формирования и организации воспитательного коллектива все основополагающие педагогические требования и запросы, правила и обязанности распределяются педагогом. Он является представителем общества в детском коллективе.

Исполнение определенных требований школьниками фиксирует первые успехи в их коллективной деятельности, закрепляет уже сформированные дружеские отношения и образует новые, вырабатывает жизненный опыт, необходимые стратегии и типы нравственного поведения и моральных и этических взаимоотношений в коллективе. При появлении первых успехов на пути достижения перспектив дети начинают верить преподавателю в том, что он стремится преобразовать их жизнь в более позитивную сторону, добавить в нее интереса и радости, и многие ребята начинают сами проявлять инициативу и активность. В дальнейшем часть функций по предъявлению требований в коллективе переходит от педагога к активу. Достижение уровня совместного мнения в коллективе указывает на высшую стадию формирования единых педагогических требований в коллективе.

52 УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

По А. С. Макаренко, выделяют три стадии развития коллектива. На первой стадии средство сплочения коллектива – это единоличное требование педагога к учащимся.

На второй стадии основным проводником требований становится уже актив. Категорическое требование переходит в требование коллектива.

Третья стадия образуется из второй путем плавного перехода. В коллективе формируется система самоуправления.

Л. И. Уманский выделил признаки этой зрелости в группе и распределил ее по стадиям развития. Он их объединил в три блока.

1. Общественный блок с подструктурами социальной ориентированности, организованности и подготовленности, которые отображают идеологическую, управленческую и деловую сферы жизнедеятельности группы.

2. Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, которые отображают общность трех сторон сознания и соответственных сфер групповой жизнедеятельности.

3. Блок коллективных характеристик (микроклимат, лидерство, интегративность, рефе-рентность, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

Говоря о средствах развития коллектива, можно вывести два существенных вывода: 1) основными средствами формирования коллектива являются различные виды деятельности, в том числе и учебная;

2) деятельность школьников должна отвечать ряду условий, таких как умелое предъявление требований, создание общественного мнения, система перспектив, создание и повышение позитивных традиций коллективной жизни. Педагогическое требование – это важнейший фактор формирования коллектива. Его функция состоит в наведении дисциплины и организованности в деятельность воспитанников.

Предъявление требований взаимосвязано с приучением и упражнением учеников.

Общественное мнение представляет собой совокупность оценок, которые даются в среде воспитанников разнообразным ситуациям и фактам коллективной жизни. Когда в коллективе есть общественное мнение, он начинает работать как хорошо организованная и социально направленная ячейка общества.

Огромный смысл для формирования коллектива имеет организация системы перспектив, т. е. выявленный А. С. Макаренко закон движения коллектива. Коллектив должен постоянно двигаться вперед, в противном случае остановка в развитии коллектива ведет к его распаду.

Важным критерием является организация самоуправления. Органы самоуправления бывают временными и постоянными.

К условиям функционирования школьного самоуправления относят регулярную сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, непременное существование порядка иерархической ответственности органов и их периодическую отчетность, существование элементов игры в системе самоуправления.

13_Педагогическое руководство коллективом

/ №13_Педагогическое руководство коллективом

Педагогическое руководство коллективом.

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим — процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия. Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления.

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

постоянной и многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;

создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

расширения функций ученического самоуправления;

объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.

2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая, квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на всеболее высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения
между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивапионные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. К чему это обязывает воспитателя? К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

8. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае ребята фактически выпадают из системы коллективных отношений. Вот почему в разработке
индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

9. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Естественно, эти выводы немедленно ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

10. Положение ученика и коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

11. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

Шпаргалка по Педагогической психологии - Шпаргалка, страница 12

Возникая в условиях учебно-воспитательной деятельности, каждая ситуация характеризуется следующими особенностями: 1) своей предысторией и перспективой развития. Ситуация является продуктом, возникающим в процессе взаимодействия учителя и ученика; 2) соотношением с контекстом работы данного учителя, учеников. Объясняется ситуация климатом, сложившимся в коллективе, стилем взаимоотношений учителя и учащихся.

Ситуация представляет собой определенный фрагмент практической деятельности преподавателей, некоторое реальное наблюдаемое явление или событие, совокупность обстоятельств, положение дел во всем богатстве их конкретности.

В отличие от очень широких определений педагогической ситуации как ситуации обучения и воспитания учащихся теоретическую и практическую ценность имеют определения, в которых раскрывается конкретное содержание данного типа ситуаций, например такие, которые можно использовать в целях накопления и обогащения позитивного, социально полезного опыта учащихся. В учебно-воспитательном процессе они либо возникают сами, либо преднамеренно создаются педагогом, или такие, которые имеют признаки открытости, информационной неструктурированности, изменчивости, многомерности, сложности и динамичности происходящего и свидетельствует о том, что ситуации в педагогическом процессе - чрезвычайно сложное образование.

Педагогическая проблемная ситуация- это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такого типа ситуации являются необъективность, неопределенность, острота. Проблемная ситуация оказывается для педагога острой в силу, во-первых, неожиданности ее возникновения; во-вторых, переживания значимости происходящего события; в-третьих, необходимости быстрого и правильного ее решения; в-четвертых, отсутствия алгоритма оптимального действия; в-пятых, затруднений в получении обратной связи.

Рекомендации учителям. Любая педагогическая проблемная ситуация может быть разрешена, если сделать ее более определенной, снять с нее высокую степень неопределенности; если выработано педагогическое решение о способе адекватного устранения установленного противоречия. В связи с этим необходимо прежде всего получение достаточной информации о содержании возникшего затруднения.

Диагностические действия педагога ориентированы на разрешение главной, основной проблемы, образующей «жало» предконфликтной ситуации. Для этого ему необходимо получение достоверной информации о происходящем. Познание предконфликтной ситуации организуется педагогом посредством системы интеллектуальных действий,

Исполнительная часть процесса решения предконфликтной ситуации характеризуется разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной. Прикосновение педагога к учащемуся, например поглаживание по плечу, уже есть и процесс и результат. Эмоциональное отношение педагога к учащемуся «пронизывает» весь процесс разрешения противоречия, возникшего в ходе педагогического взаимодействия. На этапе реализации выработанного решения можно выделить следующие приемы:

1. Обращение к фактам (обоснование своей позиции с помощью фактов) заключается в последовательном и постепенном движении от простейших фактов, суждений и утверждений к более сложным и богатым.

2. Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам («Вы же умный человек. »).

3. Подчеркивание тех моментов, с которыми педагог согласен.

4. Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы. Здесь необходимо умение учитывать состояние, настроение оппонента, ход его мыслей.

5. Ненавязывание своего мнения, стремление, чтобы к этому пришел оппонент сам..

6. Тактическая уступка с ориентацией на стратегический выигрыш

7. Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал,

8. Перевод разговора на другую тему, если видно, что ход развития событий складывается не в пользу педагога.

Оценочные действия педагога

Эффективное оценочное действие педагога связано с его умением делать выводы, значимые для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Качество таких действий зависит от субъективных факторов и объективных.

28. Роль детского коллектива в воспитании личности

На разных этапах социализации влияние группы на ребенка имеет различное значение. На дошкольника влияет прежде всего семья. При поступлении ребенка в школу - классный и пед. коллектив. В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы от мнения дальнего социального окружения.

Рассмотрим более подробно, какое влияние оказывает классный коллектив на воспитание личности школьника. Среди малых контактных групп, членом которых является школьник, обычно наибольшее влияние на его развитие оказывает школьный класс. В данный период жизни УД является для ребенка ведущей, контакты с классом имеют регулярный и продолжительный характер, успешность обучения в школе обычно рассматривается как главный критерий его интеллектуального уровня, социализации и общего развития.

Класс оказывает на формирование и развитие школьника влияние. Это связано с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в общении, в самоактуализации, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию с ним, на осознание себя как члена данной группы, на эмоциональное самочувствие, что так или иначе влияет на мировосприятие, самооценку, на отношение к ценностям, носителем которых является класс. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Поскольку наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса, обычно психологи обращают внимание на лиц с высоким и низким статусом.

Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в которые обычно включается значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться, что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию.

Вместе с тем намного больше психологических проблем возникает с детьми, чье положение в классе можно расценить как неблагополучное. Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Переживания по поводу своего статуса влияют на эмоционально-мотивационные качества личности школьника. Не находя эмоционального сочувствия среди одноклассников, защищая себя, ребенок может пойти на отвергание не принимающих его людей, значимой для них деятельности и принимаемых ими ценностей.

Серьезные изменения могут происходить в мотивационной сфере: низкий внутригрупповой статус часто ведет к низкой самооценке и падению уровня притязаний. При сниженной идентификации себя с группой школьник может сформировать свою специфическую систему ценностей, терминальные ценности при этом могут не совпадать с групповыми, а инструментальные будут ориентированы на индивидуальное решение проблем. Своеобразная «принудительная интровертированность» может привести к снижению прогнозируемости поведения школьника и возможности влиять на него.

Невозможность удовлетворить потребность в общении ведет к попыткам найти коллективы сверстников, альтернативные школьному. Неприятие классом ребенка может приводить к отказу от УД и связанных с ней объектов как значимой ценности и замене альтернативными. На практике это означает, что ребенок может переключиться со школьного общения на общение в рамках дворовой или какой-либо иной компании, отвергающей социально значимые ценности и принимающей цели асоциальные или антисоциальные. Часто такие альтернативные подростковые группировки дают оценку поступкам ребенка, противоположную принятым в школе: если в школе грубое поведение, то в таких группах грубость может рассматриваться как геройство.

Таким образом, класс оказывает на формирование и развитие личности школьника достаточно большое влияние. В зависимости от статуса, занимаемого ребенком в группе, у него может формироваться тот или иной комплекс психологических особенностей.

В работе школьного психолога исследование и коррекция внутригрупповых отношений должны занимать важное место. В качестве ориентировочных программ исследования могут быть использованы различные схемы анализа классного коллектива.

Основным методом исследования взаимоотношений в детской группе является социометрия.

Работа психолога с учащимся будет зависеть от его внутригруппового статуса. При работе с изолированными и отверженными необходимо выяснить причины такой позиции школьника и определить основные направления работы с ним: индивидуальная или групповая коррекционная работа, интеграция школьника в классный коллектив и т.д.

В работе с лидерами, особенно с негативными, возможны разные направления диагностической и коррекционной работы. Такая работа требует выявления объективных и субъективных причин возникновения в группе подобного лидерства и учет этих причин в работе с индивидом и группой: наличие у негативного лидера определенных индивидуально-психологических характеристик предполагает их коррекцию; наличие определенной группы поддержки - работу с этими «приближенными» или создание условий, когда это взаимовлияние сводится к минимуму; недостатки в работе группы - их устранение, неэффективный тип управления классом - работа с руководством и т.д.

15. Психология педагогического коллектива

А.С. Макаренко писал: «. я не представлял и не представляю, можно ли воспитать. детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы.

В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.

Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.

Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.

Педагогическое руководство детским коллективом - Обновление материала

Педагогическое руководство детским коллективом

Автор обращается к истории детского самоуправления как педагогического явления, объясняет. Автор предлагает технологию педагогического стимулирования детского лидерства и подготовки школьников к организаторской деятельности. «Только в коллективе,— писал К. Традиционно выделяют три стиля: авторитарный директивный демократический коллегиальный либеральный попустительский А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать 81066. Он лежит в основе социалистического образа жизни с его высокой культурой, дружбой народов, гуманными отношениями между людьми. Их интересовал детский коллектив как объект и субъект воспитания. Будучи связующим звеном между обществом и ребенком, детский коллектив преобразует под руководством педагогов те влияния, которые идут из окружающей среды. С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций. Естественно, что при организации работы детского коллектива учитываются особенности возрастного развития детей.

Педагогика. Шпаргалки - Google книги

Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Дипломная 589 KB Современное поколение людей, живущих на огромных просторах постатеистического общества, переживает все трудности и нестроения сложной эпохи глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса, охватившего практически все сферы жизни нашего социума. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива.

Автор обращается к истории детского самоуправления как педагогического явления, объясняет. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений "негнущееся", категорическое. необходимо на первых порах в каждом коллективе. Он является представителем общества в детском коллективе.

Коллективизм — одна из характерных черт, свойственных социализму. Проблемы детского коллектива, деятельности пионерской и комсомольской организаций всегда были в центре внимания советской педагогической науки. Макаренко обосновал принципы «педагогики параллельного действия» воздействуя на коллектив, воздействовать на личность каждого воспитанника и «педагогики индивидуального действия» непосредственное воздействие педагога на воспитанника. направленные на решение этой задачи. Поэтому необходимо находить способы и формы включения детских коллективов в систему общественных связей и отношений, создавать и укреплять связи детских коллективов с коллективами взрослых предприятий, совхозов, колхозов, культурно-массовых учреждений и т.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕКТИВА - Введение в педагогическую деятельность.

Стадии развития воспитательного коллектива. Шпаргалки Зведено Мария Кановская Видавець Litres, 2015 ISBN 5457233596, 9785457233591 Експортувати бібліографічний опис. Объектом исследования является динамика изменения содержания личности безработных в процессе проводимой с ними коррекционно-развивающей работы. В начале формирования и организации воспитательного коллектива все основополагающие педагогические требования и запросы, правила и обязанности распределяются педагогом. Естественно, что при организации работы детского коллектива учитываются особенности возрастного развития детей. Будучи связующим звеном между обществом и ребенком, детский коллектив преобразует под руководством педагогов те влияния, которые идут из окружающей среды.

См. также

Педагогическое руководство детским коллективом - актуальная информация

Педагогическое руководство детским коллективом

В детском коллективе ребенок приобретает необходимый опыт. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕКТИВА - Введение в педагогическую деятельность. Детский коллектив — своеобразная модель общества. При появлении первых успехов на пути достижения перспектив дети начинают верить преподавателю в том, что он стремится преобразовать их жизнь в более позитивную сторону, добавить в нее интереса и радости, и многие ребята начинают сами проявлять инициативу и активность. Традиционно выделяют три стиля: авторитарный директивный демократический коллегиальный либеральный попустительский А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать 81066. Достижение уровня совместного мнения в коллективе указывает на высшую стадию формирования единых педагогических требований в коллективе. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций. Теги. Другие новости по теме: Топ новостей » » » » » » » » » » Облако тегов. Copyright © 2012-2016 Все права защищены законом При полном или частичном использовании материалов прямая активная ссылка на сайт "" ОБЯЗАТЕЛЬНА! Коллективизм — одна из характерных черт, свойственных социализму. Он является представителем общества в детском коллективе. «Только в коллективе,— писал К. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Естественно, что при организации работы детского коллектива учитываются особенности возрастного развития детей.

Отсюда два существенных вывода: 1 в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; 2 деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива.

Педагогика. Шпаргалки - Google книги

В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций. В современных условиях эта черта приобретает особое значение, поскольку завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на присущих социализму коллективистских началах. В детском коллективе ребенок приобретает необходимый опыт. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Перспективами могут быть разнообразные виды трудовой деятельности, походы, экскурсии, спортивные соревнования, праздники и т. Пути развития коллектива — это результат педагогической деятельности, сознательного использования законов формирования коллектива. Макаренко всегда имел в виду личность: максимальное удовлетворение ее интересов, ее гармонию с интересами коллектива, развитие качеств коллективизма и вместе с тем индивидуальности каждого, подготовку молодого человека к жизни и труду в социалистическом обществе. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций. В начале формирования и организации воспитательного коллектива все основополагающие педагогические требования и запросы, правила и обязанности распределяются педагогом.

51 СТРУКТУРА, ПУТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕКТИВА - Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка

Другими словами, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. Автор предлагает технологию педагогического стимулирования детского лидерства и подготовки школьников к организаторской деятельности. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. Таким образом, органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Педагогическое руководство в первую очередь заключается в способности педагога организовывать систему перспектив и отношений коллектива, которые ведут его от решения одной задачи к другой. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Замкнутый детский коллектив, органически не включенный. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. К ним относятся: периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики. Важную роль в этом играют детские и юношеские коммунистические организации, ставящие пионеров и комсомольцев в активную позицию организатора общественно полезных дел. Макаренко и другими педагогами 20—30-х гг.

Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Отсюда два существенных вывода: 1 в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; 2 деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. Стадии развития воспитательного коллектива. Дипломная 589 KB Современное поколение людей, живущих на огромных просторах постатеистического общества, переживает все трудности и нестроения сложной эпохи глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса, охватившего практически все сферы жизни нашего социума. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. Закономерности развития каждого воспитательного коллектива носят прежде всего ярко выраженный социальный характер. В дальнейшем часть функций по предъявлению требований в коллективе переходит от педагога к активу. Другими словами, сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение - это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают.