Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об утверждении норм труда образец img-1

приказ об утверждении норм труда образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1900 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Министерство труда и социальной защиты РФ: Приказ Минтруда России №235 от 31 мая 2013 г

Документы Загрузить документ Приказ Минтруда России №235 от 31 мая 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»

В соответствии с пунктом 5 приложения № 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, п р и к а з ы в а ю:

Утвердить методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда согласно приложению.

Министр
М.А. Топилин
скачать:

© 2014-2015, Creative Common Attribution 3.0

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Другие статьи

Образец приказа о введении норм труда - Обменник файлов

Разъяснения по нормированию мамско-чуйский район

Вводятся в впечатление они приказом руководителя по согласованию с избранникам профсоюзным средство(даль)]см.инструментом. Сроки пользования сиз вычислять со дня фактической выдачи их работникам. В нем есть дельны все пошаговые процедуры, с которыми сталкивается кадровик.

Власти по разработке типовых отраслевых норм труда - приказ от n 235.Нравится то, что собрана большенная основание документов, не надобно избирать в вебе нормативные документы.

Образец приказа об утверждении положения о системе - ucoz

А также очень способствует в работе основание должностных аннотаций и опровержения на сложные вопросы. До этого я зачастую выезжала, находящимися в всенародном доступе вещами веб-сайта www. Дифференциация указанных актов приведена в аналогичности с обличиями экономической деятельности. Икс такая, что глаза разбегаются даже мудрено посмотреть что есть в ней, а не то чтобы вычитать!

  1. О введении в впечатление местоположения о проведении воспитания и инструктажа по.
  2. Единичное спасибо за исследования и газету, благодаря которой всегда во время узнаешь о всех гибридах в трудовом законодательстве.
  3. Больше всего для меня, как не специалиста, ценны пошаговые процедуры!
  4. Методы труда служат а также для расчета трудоемкости работ, расценки издержек на виды работ.
  • Пропорционально статье 160 тк рф методы труда должны монтироваться в аналогичности с достигнутым высотой техники, технологии, корпорации изготовки и труда.
  • Задолго про наружный вид обложка журнальчика - это вам не мудрено картонный белоснежный лист, где напечатан вид журнальчика.
  • Пользуюсь пошаговыми инструкциями и календарём гострудинспекция на пороге наводим группировку в кадрах.
  • Пакет вычисляю крайне благодарным и комфортабельным, особенно в замысле выкроек документов и пошаговых настроек по учету кадров.
Где можно найти в интернете образец приказа на введение

Приказ об утверждении норм труда образец

Скачать приказ об утверждении норм труда образец, заявление в комитет имущественных отношений

Образцы документов для кадровика. В этом разделе размещены образцы документов и различных. Справка. В соответствии с п. 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 n 1122н (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении типовых. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта

10 фев 2016 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2015 г N 3448 г. Москва "Об утверждении типовых отраслевых. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ 31 мая Приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 n 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного. Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок. Хотите получить доступ ко всем материалам? Приглашаем познакомиться поближе. Система. Не прописано условия труда:оптимальные, допустимые учебник математики 8 класс и духовное развитие личности 41 часть а шевченко. вредные, опасные, согласно. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 n 1122н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ. Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития. Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и Образцы по теме: Охрана труда вов 335а через торрент и фильмы о вов 1941-1945 торрент бесплатно. Приказ, Труд, Трудовые отношения. ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧЕТА ВЫДАЧИ СМЫВАЮЩИХ И (ИЛИ) ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ. Образец ЛИЧНАЯ.

Учетная политика 2013. Приказ об учетной политике Анонс: Бухгалтерскую и налоговую учетную. Нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие Приказ об утверждении и введение в действие Форма извещения о внедрении новых норм труда определя. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 8 авг 2015 Форма журнала была утверждена 11.09.2009г. приказом Статья. Нужно ли вносить в трудовой договор нормы выдачи мыла.

Издательство Аюдар

Основы системы нормирования труда в бюджетном учреждении

При переходе на эффективный контракт в трудовом договоре будут прописаны условия оплаты труда и критерии оценки эффективности деятельности. Поэтому работодатель должен внедрить систему нормирования труда, главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2017 году [1] в рамках реализации Указа № 597[2]. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте каждого работника, то есть в его трудовом договоре, будут прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда (СНТ), главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Увеличение зарплат сотрудников учреждений будет обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа № 597 и Программе совершенствования оплаты труда[3]. Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда. Установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников – об этом говорится в гл. IV Программы совершенствования оплаты труда. Таким образом, нормирование напрямую связано с формированием окладов и тарифных ставок, являющихся основной частью заработка.

Именно поэтому работодатель должен будет конкретизировать и уточнить трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности в отношении каждого работника – провести мероприятия по нормированию труда.

Нормирование труда – это определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) работниками (группами) и установление на этой основе норм труда.

Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда .

Отсутствие СНТ в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.

База для введения системы нормирования труда

Методологическая и законодательная база для введения СНТ в бюджетных учреждениях формируется уже давно.

В соответствии с Программой совершенствования оплаты труда федеральные органы власти в своих сферах регулирования, во-первых, должны актуализировать существующие типовые нормы труда и разработать новые, во-вторых, оказать методическую помощь в их применении (то есть выпустить методические рекомендации для подведомственных учреждений).

Нормативы и рекомендации помогут учреждениям установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.

В 2013 году Минтруд подготовил Общие рекомендации по нормированию[4]. разъясняющие, как именно разрабатывать СНТ в учреждениях. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают соответствующие типовые нормы труда – для них Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм труда[5] (кстати, согласно п. 17 Общих рекомендаций по нормированию учреждение, проводящее работы по определению норм труда, может использовать данный документ в качестве методички).

Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 509 был утвержден план по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда. Кроме того, во исполнение Поручения Правительства РФ от 26.07.2013 № ОГ-П12-5317 Минздрав, Минкультуры и Минобрнауки также подготовили планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда – об этом сообщается в Информации Минтруда РФ от 28.11.2013.

Например, Минкультуры уже выпустило приказы № 2477, № 2478, которые утверждают типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа[6] .

Использование типовых норм труда

Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными – они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 ТК РФ.

Типовые нормы труда предназначены для :

  • формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;
  • планирования работ;
  • выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);
  • установления соотношений между плановыми и договорными работами;
  • определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.

При разработке типовых норм труда используются:

  • положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т. д.);
  • показатели деятельности по учреждениям;
  • результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;
  • статистические материалы.
Что такое норматив труда?

На примере Приказа № 2477, нормирующего библиотечную работу, рассмотрим подробнее содержание типовой нормы труда. Работы, выполняемые в библиотеках, могут считаться однородными. Поэтому на них установлены типовые отраслевые нормы.

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, рекомендуется применять в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Они предназначены для введения в государственных (муниципальных) библиотеках без использования автоматизированных систем управления процессами (АСУП) и на основе АСУП, специализированных библиотеках для инвалидов по зрению, детских, юношеских библиотеках, библиотеках научно-исследовательских институтов (НИИ), образовательных учреждений без использования АСУП и на основе АСУП.

Типовые отраслевые нормы труда охватили основные виды работ. выполняемые в библиотеках, в том числе издательскую, выставочную, научную (исследовательскую, методическую, информационную), перевод и переработку печатных текстов, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера, работы по соблюдению обеспеченности фондами, а также автоматизированные виды работ.

Нормы приведены с указанием наименования процесса, операции, состава работы, единиц измерения, нормы времени в минутах.

Типовые отраслевые нормы

В частности, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках (без использования АСУП), включают комплектование библиотечного фонда, прием и учет поступивших документов, обслуживание читателей, редактирование рукописей и т. д.

А в направление «обслуживание читателей» вошли работа с читателем, внутренняя работа и внестационарное обслуживание. В эти процессы включены определенные операции. Так, работа с читателем включила в себя в том числе запись в библиотеку, перерегистрацию, обслуживание на абонементе и в читальном зале, ответы диспетчерской службы.

Рассмотрим состав работы «запись в библиотеку». Данный процесс состоит из четырех частей:

  • просмотр документов читателя, проверка наличия учетно-регистрационной карточки;
  • заполнение формуляра, учетно-регистрационной карточки, читательского билета;
  • ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фонда, справочным аппаратом;
  • поиск и расстановка учетно-регистрационных карточек.

Как видите, работа сотрудника библиотеки расписана достаточно подробно – составители документа постарались учесть все функции.

После того, как эту работу «разложили по полочкам», были определены единицы ее измерения. Для разработки программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист.

Последний столбец таблицы указывает норму времени, отводимую на выполнение каждой далее не делимой части работы. Учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% оперативного времени. В ряде случаев к нормам приведены поправочные коэффициенты. Например, на заполнение формуляра читателя, учетно-регистрационной карточки, читательского билета отведено 2 минуты, а на подбор документов в комплекты, написание второго экземпляра книжного формуляра – 40 минут.

Поскольку типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, прописаны довольно подробно, каждое учреждение библиотечной системы, внедряющее систему нормирования труда, может использовать эту «шпаргалку» – выбираются нужные строки и с помощью поправочных коэффициентов корректируются расчеты.

Что учитывать при разработке СНТ?

Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только уже утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, созданные в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда[7]. но и регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС[8]. ЕТКС[9]. профессиональные стандарты[10] ). К сожалению, для учреждений социальной сферы подобных документов издано мало. Существуют несколько рекомендаций по определению штатной численности работников[11]. Нормирование времени встречается реже – автору статьи удалось найти только регламенты для медицинских и образовательных учреждений[12]. Однако работа в данном направлении активно ведется.

Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только типовые нормы труда, но и регламенты выполнения работ по типам учреждений и методические рекомендации.

Учреждения, внедряющие СНТ, могут руководствоваться методическими разработками. Пока больше всех заботится о своих подопечных Минкультуры. Оно выпустило не только Рекомендации по формированию штата учреждений[13]. но и Рекомендации по введению нормирования труда[14]. Указанные методички можно использовать бюджетным организациям других сфер деятельности в качестве рабочего документа.

Минкультуры также разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Пока сервис проходит апробацию в «пилотных» учреждениях.

Как формируется СНТ?

Типовые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы учреждения в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.

Если нормы труда отсутствуют или устарели

Поскольку типовые нормы труда по многим видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд рекомендует учреждениям пока разрабатывать соответствующие регламенты самостоятельно. При этом необходимо учитывать рекомендации учредителя либо привлекать соответствующих специалистов (п. 16 Общих рекомендаций по нормированию).

Если типовые нормы труда по видам работ и рабочим местам отсутствуют, учреждения могут разработать соответствующие регламенты самостоятельно, учитывая рекомендации учредителя.

Однако работодателям стоит обратить внимание, что существующие нормы труда и штатные нормативы в большинстве своем устарели – некоторые из них были выпущены еще в 70-х годах прошлого века. Если документ, по которому должны рассчитываться нормы труда работников, слишком старый – следует проверить его актуальность, например, посмотреть в Интернете, не обсуждается ли проект изменения. Минтруд в Письме от 31.05.2013 № 235 напоминает федеральным органам исполнительной власти, что согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда пересмотр типовых отраслевых норм труда требуется через каждые пять лет с даты их утверждения.

В период освоения тех или иных работ работодателю рекомендуется установить временные нормы труда (разумеется, при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда). Срок действия таких норм согласно п. 19 Общих рекомендаций по нормированию не может превышать трех месяцев.

Однако существуют еще и внеплановые, аварийные виды работ. носящие единичный характер. Работодатель должен предусмотреть и их, определив разовые нормы труда.

Что нужно определить при разработке СНТ?

При создании системы нормирования труда следует определить :

  1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.
  2. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту.
  3. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
  4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Все решения по указанным направлениям надо закрепить в локальных нормативных актах учреждения с учетом мнения представительного органа работников, или в коллективном договоре. Комплекс таких решений и является системой нормирования труда (п. 2 Общих рекомендаций по нормированию).

В пункте 9 Общих рекомендаций по нормированию перечислены три вида норм, которые учреждение может применять для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости определенного вида работ:

  • нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);
  • нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени)[15] ;
  • нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ)[16] .

Как нормировать однородные работы?

Работодатель может установить нормы труда на отдельный вид работ. взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Общих рекомендаций по нормированию).

Из каких этапов состоят работы по определению норм труда?

Для того, чтобы разработать нормы труда, следует провести исследования, поскольку указанные нормативы должны быть технически обоснованными – устанавливаться аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена та или иная работа. Например, применение современных компьютерных программ значительно облегчает работу с клиентской базой, что должно быть отражено при установлении норм по указанной функции.

Итак, работы по определению норм труда содержат следующие этапы :

  • анализ трудового процесса на основе стандарта оказания услуги, разделение его на части;
  • выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
  • проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
  • определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

Разрабатывая нормы труда, работодателю нужно принять во внимание следующее :

  • должностные инструкции, внутренние трудовые распорядки, правила по охране труда и пожарной безопасности и иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность работников, а также их режим труда и отдыха, установленный с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнением наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая трудоспособность;
  • квалификацию. специализацию в определенных профессиональных областях и деловые навыки, способствующие качественному и быстрому выполнению заданий;
  • условия выполнения работы – площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования; уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами; расстановка мебели должна обеспечивать удобство подхода к каждому рабочему месту и рациональные схемы движения документов.

Как установить СНТ в учреждении?

Система нормирования труда в учреждении устанавливается в соответствующем положении. Положение о СНТ должно быть утверждено локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюза либо включено в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Общих рекомендаций по нормированию).

Система нормирования труда в учреждении

Кто разрабатывает и устанавливает СНТ?

Руководитель учреждения отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также на их основе формирование штатной численности согласно п. 5 Общих рекомендаций по нормированию. Однако это не означает, что именно он должен организовывать работу по нормированию труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда. Руководитель может делегировать кураторство введения СНТ одному из своих заместителей.

Руководитель отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также формирование штатной численности на их основе.

А вот разрабатывать СНТ в учреждении должны специалисты. обладающие необходимыми знаниями и умениями в этой сфере. Если штат многочисленный или специфика деятельности учреждения довольно сложная, то рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. Если количество работников невелико, то специальную службу создавать не обязательно – выполнение работ по нормированию можно возложить на специалиста или отдел, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения, организации труда и заработной платы.

[1] Пункт 6 Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

[2] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[3] Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы».

[4] Приказ Минтруда РФ от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

[5] Приказ Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235.

[6] Приказы Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках», от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа».

[7] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804.

[8] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

[9] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

[10] Профстандарты утверждаются приказами Минтруда, например, профстандарт «Педагог» – Приказом от 18.10.2013 № 544н, «Специалист по педиатрии» – Приказом от 25.06.2015 № 400н.

[11] Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 № 86, приказы Минкультуры РФ от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики», Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами).

[12] Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

[13] Методические рекомендации по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики утв. Приказом Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2479.

[14] Методические рекомендации по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа в Письме Минкультуры РФ от 03.07.2015 № 231-01-39-НМ.

[15] Примерная методика определения норм обслуживания приведена в разд. 3 приложения 1 к Общим рекомендациям по нормированию.

[16] Примерные методики определения норм численности на основе типовых норм времени, а также на основе типовых норм обслуживания – в разд. 1 и 2 приложения 1 к Общим рекомендациям по нормированию.

Приказ Минтруда России от N 235 Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевы

Приказ Минтруда России от 31.05.2013 N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда"

I. Основные положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда (далее - Методические рекомендации).

2. Разработка, пересмотр и утверждение типовых отраслевых норм труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее - федеральный орган исполнительной власти) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2002 г. N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда".

Пересмотр типовых отраслевых норм труда рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

3. При разработке типовых отраслевых норм труда (далее - типовые нормы труда):

а) используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики;

б) в качестве типового выбирается наиболее рациональный и целесообразный трудовой процесс, характерный для всей совокупности однородных процессов, основными критериями рациональности которого являются минимальные затраты времени при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг, обеспечение содержательности и оптимальной степени интенсивности труда, безопасность работы и нормальные условия труда, соответствие трудового процесса современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

в) комплексное обоснование типовых норм труда устанавливается с применением аналитического метода нормирования труда к изучению технологических и трудовых процессов (на основании измерения затрат рабочего времени путем хронометража, фотохронометража, фотографий рабочего времени и других способов наблюдений, использования нормативных документов по труду), а также математико-статистического метода (путем определения зависимостей между количественными и качественными факторами и затратами рабочего времени на основе обработки данных отчетности и результатов исследований). При этом рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда:

технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции;

организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;

санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);

психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);

социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров и т.п.);

правовые - предусмотренные нормативными правовыми актами продолжительность рабочего времени, формы организации труда;

структурные, экономические и другие факторы;

г) обеспечиваются доступность и удобство типовых норм труда для пользователей.

4. Рекомендуется разрабатывать типовые нормы труда, включающие:

типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ (оказание услуг);

типовые отраслевые нормы численности;

типовые отраслевые нормы обслуживания.

5. Разработку типовых норм труда рекомендуется осуществлять по следующему плану:

а) выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда;

б) постановка задач по разработке по видам норм труда, описание технического задания на разработку;

в) выбор организаций и рабочих мест для проведения наблюдений;

г) сбор исходной информации, изучение организационно-технических условий и методов выполнения работы на рабочих местах;

д) проведение отдельных замеров времени (выборочно) на рабочих местах;

е) установление требований к исполнителю и выбор исполнителей;

ж) установление и анализ факторов, влияющих на величину затрат труда;

з) описание (проектирование) рационального трудового процесса с указанием индексов затрат рабочего времени по каждому элементу трудового процесса, предусмотренных приложением N 1 к Методическим рекомендациям;

и) изучение и измерение затрат труда;

к) обработка и формализация результатов измерений по видам норм труда;

л) апробация типовых норм труда в производственных условиях;

м) обсуждение проектов типовых норм труда с соответствующими профессиональными союзами (объединениями профессиональных союзов);

н) согласование типовых норм труда с Минтрудом России;

о) утверждение типовых норм труда.

II. Разработка типовых отраслевых норм времени

на выполнение работ (оказание услуг)

6. В типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) (далее - типовые нормы времени) рекомендуется устанавливать показатели типовых норм времени для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения.

7. При разработке типовых норм времени рекомендуется определять для однородных работ затраты рабочего времени для выполнения единицы работы (функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации, включающие, как правило, затраты рабочего времени на подготовку к выполнению работы, а также на обработку и оформление ее результатов.

В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотографии рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

8. Для осуществления расчета типовых норм времени целесообразно:

а) определить минимальное количество организаций, на базе которых планируется проводить исследования по каждому виду работ (далее - наблюдения), с учетом следующих критериев: наличие массовых и повторяемых работ; использование рациональных трудовых процессов, соответствующих современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

б) провести выбор работников для проведения наблюдения (рекомендуется проводить наблюдения за работниками, квалификация которых соответствует уровню сложности работы и которые имеют стаж работы более 2 лет). При этом не рекомендуется проводить выбор работников, индивидуальное состояние здоровья которых может существенно повлиять на результаты наблюдения (лица с ограниченными возможностями, беременные женщины, лица, недавно приступившие к работе после длительного перерыва, и т.д.), выполняющих работу на условиях внешнего или внутреннего совместительства, совмещающих в пределах рабочего времени должности (профессии), выполняющих обязанности временно отсутствующего работника;

в) определить интенсивность труда исходя из показателей нормального темпа работы, например, эквивалентного ходьбе без груза по ровной местности со скоростью 4,8 км/час, а также скорости выполнения движения "протянуть руку с малой степенью контроля на расстояние 40 см" со скоростью 93 см/сек.;

г) определить количество наблюдений (число работников и количество наблюдений по каждому из них) с учетом характера, продолжительности, массовости, повторяемости работ, степени их детерминированности и других факторов, а также достаточной точности результатов;

д) провести фотографии рабочего времени, при которых должны быть обеспечены: исправность предметов труда; наличие требуемого количества и качества материалов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; своевременное снабжение электроэнергией и иными источниками энергопитания, технической документацией; безопасные условия труда. Фотография рабочего времени, при которой фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, может вестись с применением системы видеонаблюдения с обязательным заполнением карты фотографии рабочего времени (наблюдательного листа), образец которой предусмотрен приложением N 2 к Методическим рекомендациям (далее - Карта). В Карте рекомендуется указывать все действия работника в течение рабочего дня с указанием перерывов в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени окончания каждого элемента операции (трудового процесса), которые, в свою очередь, является началом следующего вида элементов операции (трудового процесса). Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. При записи каждого элемента операции (трудового процесса) или перерыва целесообразно указывать индекс затрат рабочего времени;

е) обработать результаты исследований.

9. При заполнении Карты проводится расчет длительности каждого из элементов операции (трудового процесса) путем вычитания из текущего времени операции (трудового процесса) каждого последующего замера текущего времени предыдущей операции (трудового процесса), результаты которой заносятся в Карту. В Карте также указывается индекс затрат рабочего времени, то есть характеристика вида затрат рабочего времени в соответствии с индексами затрат рабочего времени, предусмотренными приложением N 1 к Методическим рекомендациям.

10. По результатам наблюдений составляется сводка элементов затрат рабочего времени по образцу, предусмотренному приложением N 3 к Методическим рекомендациям, подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места и времени на отдых и личные надобности, как арифметическая средняя по результатам исследований.

11. На основе средних показателей затрат рабочего времени, полученных по результатам наблюдений, рассчитываются показатели типовых норм времени по следующей формуле:

Нв = Тпз + То + Тв + Тобс + Тотл + Ту, (1)

Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда - Обеспечение работн

Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»

Средства гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу)

Работы с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, металлической, стекольной, бумажной и другими), мазутом, стекловолокном, смазочно-охлаждающими жидкостями (далее - СОЖ) на масляной основе и другими водонерастворимыми материалами и веществами

Средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу)

Работы с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви

Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"

1. Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее - Стандарт) устанавливает правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств.

2. Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счёт средств работодателя.

4. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия.

5. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее - Типовые нормы).

6. Смывающие и (или) обезвреживающие средства, оставшиеся неиспользованными по истечении отчетного периода (один месяц), могут быть использованы в следующем месяце при соблюдении их срока годности.

7. Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также загрязнений.

8. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, в том числе иностранного производства, допускается только в случае подтверждения их соответствия государственным нормативным требованиям декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия, оформленными в порядке, установленном действующим законодательством.

Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истёк, не допускается.

9. Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.

10. При выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель обязан информировать работников о правилах их применения.

11. Работник обязан применять по назначению и в соответствии со Стандартом смывающие и (или) обезвреживающие средства, выданные ему в установленном порядке.

12. Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 года N 10577).

Сведения о выдаваемых смывающих и (или) обезвреживающих средствах отражаются в пункте 4 протокола оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте, форма которого предусмотрена приложением N 5 к Порядку.

Предложения о дополнениях и изменениях норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, обоснованных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимо включать в пункт 7 протокола оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, предусмотренного приложением N 5 к Порядку, и строку 080 Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку.

13. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда с учётом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.

14. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя.

15. Защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и другие) выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии.

16. Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (кремы, гели, эмульсии и другие) выдаются работникам, занятым на наружных и других работах, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов А, В, С, повышенных и пониженных температур, ветра и других.

17. Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удалённо от стационарных санитарно-бытовых узлов.

18. Средства для защиты от биологических вредных факторов (насекомых, паукообразных) выдаются работникам при работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лёт кровососущих и жалящих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы и другие), а также распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и другие), с учётом сезонной специфики региона.

19. Применение защитных средств, указанных в пунктах 14-18 Стандарта, осуществляется путем их нанесения на открытые участки тела до начала работы.

20. На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное).

Не допускается замена мыла или жидких моющих средств агрессивными для кожи средствами (органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и другими).

21. На работах, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая и т.п.), в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам работникам выдаются очищающие кремы, гели и пасты.

Замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.

22. При работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми и комбинированными веществами и негативном влиянии окружающей среды (наружные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов А, В, С, воздействием повышенных или пониженных температур, ветра) работникам выдаются регенерирующие (восстанавливающие) средства (кремы, эмульсии и другие) согласно Типовым нормам. Применение указанных средств осуществляется путем их нанесения на открытые чистые участки тела после работы.

23. Выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере расходования указанных средств.

24. Работодатель обязан организовать надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.

Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.

Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

25. Хранение выдаваемых работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель осуществляет в соответствии с рекомендациями изготовителя.

26. Ответственность за своевременную и в полном объёме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя).

27. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Стандарта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

28. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) Стандарта в подведомственных организациях осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

к стандарту безопасности труда

смывающими и (или)