Руководства, Инструкции, Бланки

примерная должностная инструкция классного руководителя img-1

примерная должностная инструкция классного руководителя

Рейтинг: 4.2/5.0 (1856 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Примерная должностная инструкция

Примерная должностная инструкция

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее — директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

• Конвенцию о правах ребенка;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• этику делового и межличностного общения;

• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

• общую, возрастную и социальную психологию;

• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Другие статьи

My CMS

Рейтинг:   0  /  5

Должностная инструкция классного руководителя

I. Общие положения

1. Классный руководитель относится к категории специалистов.
2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую)
4. Классный руководитель должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену.
4.5. Педагогическую этику.
4.6. Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся.
4.7. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Классный руководитель подчиняется непосредственно_____________ (директору учреждения; иному должностному лицу)
6. На время отсутствия классного руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.


II. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель:
1. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.
3. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося.
4. Способствует развитию общения.
5. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями.
6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося.
7. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности.
8. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
9. В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы).
10. Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
11. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
12. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

III. Права классного руководителя

Классный руководитель вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя организации).
5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность классного руководителя

Классный руководитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Нравится 0 Плохо 0

Должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования, согласованными с постановлением Министерства труда РФ от 17.08.1995 г. № 46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда РФ от 22.11.1995 г. N 65. При составлении инструкции учтены примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ N 92 от 27.02.1995 г.; методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобразования от 21.06.2001 №480/30-16); методические рекомендации «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (приказ Минобрнауки № 21 от 03.02.2006).

1.2. Классный руководитель назначается приказом директора по школе из числа учителей, работающих в школе с согласия педагогического работника.

1.3. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом школы и другими локальными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными функциями классного руководителя являются:

• установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

• учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

• ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, журнал классного руководителя).

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Планирует работу в классе на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

3.2. Обеспечивает безопасное проведение образовательно-воспитательного процесса, оперативно извещает администрацию школы каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.3. Организует изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д. проводит инструктаж обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.4. Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов;

3.5. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся;

3.7. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;

3.8. Создает условия для успешного существования ребенка в общеобразовательной школе, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению;

3.9. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;

3.10. Обеспечивает единство воспитательного воздействия на ученика семьи и школы, проводит работу с родителями; при необходимости подключает компетентные органы для защиты прав ребенка или оказания финансовой помощи, обеспечивает социальную защиту детей;

3.11. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;

3.12. Способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.13. Осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе его склонностей, интересов, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.14. Анализирует состояние и определяет перспективы развития классного коллектива;

3.15. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти;

3.16. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;

3.17. Участвует в работе педагогического совета школы;

3.18. Систематически посещает совместно с классом общешкольные мероприятия;

3.19. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений;

3.20. Работает по графику, составленному утвержденному директором школы;

3.21. Организует дежурство класса по школе согласно графику, утвержденному директором школы;

3.22. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

4.2. Контролировать успеваемость каждого ученика;

4.3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

4.5. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса;

4.6. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

4.7. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

4.8. Приглашать для беседы родителей (или лиц, заменяющих);

4.9. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье школе на предприятиях;

4.10. Определять индивидуальный режим работы, с детьми исходя из конкретной ситуации;

4.11. Вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

4.12. На надбавку к должностную окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования;

4.13. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как лично сам, так и его воспитанники;

4.14. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;

4.15. На поддержку и помощь со стороны администрации;

4.16. На повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах школы и системе дополнительного профессионального образования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;

5.3. Несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка;

5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданские законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, включает их внеурочную работу по предметам, разнообразные предметные кружки, факультативы, участие в предметных неделях, олимпиадах, тематических вечерах и др. мероприятиях;

6.2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро и макро-социуме; координирует связь психолога и родителей, помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований;

6.3. Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению школьников в различные творческие объединениям по интересам (кружки, секции, клубы) действующие как в школе, так и учреждениях дополнительного образования;

6.4. Способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организация и объединениях;

6.5. Сотрудничает с библиотекарями школы с целью расширения круг чтения обучающегося;

6.6. Организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность

6.7. Постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.

Должностная инструкция классного руководителя 1

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, сле­дует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитатель­ной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, органи­зованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитатель­ной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководи­теля (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образо­вательного учреждения, программой развития школы.

Должностная инструкция классного руководителя

1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновле­ния содержания воспитания подрастающего поколения региона.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от долж­ности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспо­собности классного руководителя его обязанности могут быть возложе­ны на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое обра­зование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдель­ных учащихся.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязан­ности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, рабо­тает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отноше­ния одноклассников к детям, получающим такое питание.

3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропус­кающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с роди­телями по поводу успеваемости школьников.

3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

класс во время урока без экстренной необходимости, делать за­мечания учителю в течение урока).

3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого ор­ганизуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (клас­сный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и ро­дителей.

3.21. Работает с характеристиками учащихся.

3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководи­тель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го клас­са, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с со­циальным педагогом.

3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных ка­тегорий.

3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.

3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» под­ростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).

3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

3.28. Изучает условия воспитания в семье.

3.29. Работает с родителями индивидуально.

3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятель­ности класса.

3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

Похожие документы: Классногоруководителя

ДОЛЖНОСТНАЯИНСТРУКЦИЯКЛАССНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Настоящая должностнаяинструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики классногоруководителя. утвержденной приказом.

подписи) Должностнаяинструкцияклассногоруководителя Общие положения 1.1. Настоящая должностнаяинструкция определяет обязанности, права и ответственность классногоруководителя. Классныйруководитель относится к категории.

справочнике должностей руководителей. специалистов и служащих2 (далее - ЕКС). Должностныеинструкции разрабатываются. должностные обязанности классногоруководителя определены еще хуже, чем учителя. Вероятно, должностныеинструкцииклассногоруководителя.

Должностнаяинструкцияклассногоруководителя общеобразовательного учреждения

уполномоченное утверждать должностную организационно-правовая форма инструкцию "___" ____________ 20__ г. М.П. ДОЛЖНОСТНАЯИНСТРУКЦИЯклассногоруководителя общеобразовательного учреждения.

. работы. Пояснительная записка > План работы классногоруководителя с классом на данный учебный год. или план-сетка воспитательной работы классногоруководителя (по месяцам). Оперативное планирование

должностнаяинструкцияклассногоруководителя в соответствии с ФГОС 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностнаяинструкция определяет обязанности, права и ответственность классногоруководителя. 1.2. Классныйруководитель относится.

В помощь классным руководителям

В помощь классным руководителям Предварительный просмотр:

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет -

по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по пешеходному переходу ("зебра").

4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка.

5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет -

по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по пешеходному переходу ("зебра").

4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка.

5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет -

по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по пешеходному переходу ("зебра").

4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка.

5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет - по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по пешеходному переходу ("зебра").

4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка.

5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет - по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по пешеходному переходу ("зебра").

4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка.

5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути

Предварительный просмотр:

Примерная должностная инструкция

классного руководителя в соответствии с ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее — директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

• Конвенцию о правах ребенка;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• этику делового и межличностного общения;

• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

• общую, возрастную и социальную психологию;

• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.

2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.

2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.

2.7. Осуществлять профориентационную работу с учащимися 9–11 классов.

2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).

2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.

2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.

2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.

2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.

2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.

2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.

2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.

2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.

2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.

2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.

2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.

2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.

2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.

2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.

2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.

2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.

2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители.

2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.

2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.

2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.

3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.

3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.

3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.

3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.

3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.

3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.

4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Примерная должностная инструкция классного руководителя

/ Практикум / 6.3.2 Кл.рук-ль, тьютор

Тема 6.3.1. Особенности работы классного руководителя и педагога-тьютора в современной школе. Основные направления деятельности. Защита интересов и прав учащихся.

Цель: способствовать осмыслению специфики работы классного руководителя и тьютора современной школы; закрепить умение студентов проектировать предстоящую педагогическую деятельность; способствовать формированию профессиональных компетенций, связанных с предстоящей педагогической практикой.

Задачи: *создать условия для педагогического творчества;*организовать самостоятельную работу по подгруппам; *выявить специфику деятельности классного руководителя и тьютора; *подготовить студентов к предстоящей педагогической практике.

Классный руководитель: особенности его работы и основные направления деятельности.

Тьютор: особенности его работы и основные направления деятельности.

Защита прав и интересов ребёнка как внутренняя позиция педагога.

«План»- условный, т.к. занятие рекомендуется проводить как защиту коллективных проектов по вопросам обсуждения.

Классному руководителю./Под ред. Рожкова М.И.- М. 1990.

Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М. 1990.

Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М. 2000.

Воспитательная деятельность педагога./Колесникова И.А. Борытко Н.М. и др. – М. 2005.

Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М. 2008.

Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н. – М. 2008.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М. 2001.

Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности.- М. 2003.

Дик Н.Ф. Как воспитывать ребят без напряг и передряг. – Ростов н/Д. 2007.

Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников./Таран Ю.Н. Солодкова М.В.- Волгоград. 2010.

Справочник (и) классного руководителя. - любых авторов за любые годы.

Сайт Тьютерской Ассоциации www.thetutor.ru

Содержание и Методические материалы к занятию.

В связи с тем, что с содержанием основных вопросов темы студенты, в общем, знакомы, занятие предлагается строить какзащиту коллективных проектов по вопросам темы. Для этого на этапе подготовки группа разбивается на 2 подгруппы, которые готовят:

Проект «Классный руководитель: специфика и основные направления деятельности».

Проект «Тьютор: специфика и основные направления деятельности».

Каждый из проектов должен опираться на материалы изученной литературы и педагогическое творчество, и включать в себя обоснование:

- *миссии, целей и задач; -*системы работы; -*основных направлений работы; - *примерного плана/программы деятельности; -*соотношения управления и самоуправления; -*подбора друзей и помощников; -*традиций; -*прогнозируемого результата. Отдельные из этих разделов могут быть проиллюстрированы схемами, подбором методик, памятками, сценариями и другими материалами прикладного характера, которые могут быть использованы студентами уже в период практики.

Если группа большая, то внутри каждой из подгрупп возможно деление на микрогруппы в соответствии с возрастом учащихся: 5-6кл. 7-8кл.; 9-11кл.

В конце занятия возможна дискуссия.

Для ориентации в предложенных темах необходимо познакомиться с рекомендуемой литературой и предлагаемыми ПРИЛОЖЕНИЯМИ.

Примерная Должностная инструкция классного руководителя 1. Общие положения

1.1. Основное назначение должности состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной, общественно полезной и культурно-досуговой работы с закрепленным классом.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников лицея, имеющих среднее специальное или высшее образование.

1.3. Обязанности, предусмотренные данной инструкцией, выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности как в порядке совмещения, так и в дополнительное время с доплатой в размере 20% тарифной ставки из расчета 6 часов воспитательной работы в неделю.

1.4. Классный руководитель подчиняется директору лицея. Текущее руководство его работой осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом лицея, настоящей должностной инструкцией и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором лицея.

2. Обязанности

Классный руководитель по своей должности выполняет следующие обязанности:

2.1. Работа с учащимися:

— организация и проведение режимных моментов: контроль посещаемости, выяснение причин отсутствия, организация питания;

— изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учащихся, их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

— работа с активом класса;

— проведение классных часов и других коллективных форм воспитательной работы;

— планирование и осуществление воспитательной и культурно-досуговой работы в классе, разработка сценариев внеклассных мероприятий (не менее одного в год);

— контроль за ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявление причин слабой успеваемости учащихся, организация своевременной необходимой помощи;

— индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбам, заявкам родителей или учителей;

— помощь одаренным детям в раскрытии и совершенствовании их способностей —информирование родителей, консультации со специалистами;

— помощь детям с медицинскими, психологическими или специальными проблемами;

— сбор и обработка информации об учащихся — от них, их родителей, учителей и других специалистов лицея;

— участие в организации и проведении культурно-досуговых, оздоровительных и других общественно полезных мероприятий лицея;

— организация дежурства и другой социально полезной деятельности учащихся.

2.2. Работа с учителями, преподающими в классе, закрепленном за педагогом:

— наблюдение уроков с согласия преподавателей;

— организация и проведение малых педсоветов, педагогических консилиумов;

— координация и согласование педагогических воздействий сотрудников лицея, оценка их целесообразности.

2.3. Работа с родителями:

— информирование об успехах, проблемах ученика — лично, по телефону, в письме, путем записей в дневнике и т. д.;

— проведение родительских собраний (не менее пяти раз в год и не реже одного раза в четверть);

— посещение семей учащихся с их согласия;

— консультации по вопросам воспитания детей.

2.4. Взаимодействие со службами лицея:

— информирование руководства о проблемных случаях, об одаренных детях, предложения о соответствующих мерах;

— участие в педсоветах лицея: подготовка необходимой информации по классу и отдельным учащимся;

— участие в работе методических объединений классных руководителей;

— содействие в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;

— отчет о деятельности перед администрацией и педагогическим советом лицея;

— взаимодействие с медицинской службой;

— взаимодействие с библиотечной службой;

— взаимодействие с психологической службой;

— взаимодействие с педагогами дополнительного образования.

2.5. Работа с документами:

— ведение личных дел учащихся;

— ведение классного журнала;

— контроль за ведением ученических дневников;

— подготовка характеристик учащихся класса;

— обработка и сохранение всех поступающих справок и других документов.

3. Права

Классный руководитель имеет право:

— самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики воспитания;

— посещать уроки других учителей в закрепленном за ним классе с целью изучения учащихся и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в классе;

— использовать помещения и материальную базу лицея для проведения воспитательной работы с классом: закрепленный кабинет и оборудование — в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование — по предварительной заявке в порядке, определяемом директором лицея;

— вызывать от имени лицея родителей учащихся в необходимых случаях;

— получать полную и исчерпывающую информацию об учащихся закрепленного за ним класса от всех служб лицея, включая медико-психологическую службу.

4. Ответственность

4.1. Классный руководитель несет дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п. 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Конвенции ООН о правах ребенка, Правил внутреннего трудового распорядка для работников лицея.

4.2. Классный руководитель несет полную индивидуальную материальную ответственность в соответствии с пунктом 5 статьи 121 КЗОТ России в случае непринятия мер по обеспечению сохранности имущества лицея за ущерб, причиненный по его вине подотчетному имуществу.

4.3. Классный руководитель несет административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка работы

5.1. Работа классного руководителя оценивается по уровню ответственного отношения к выполнению настоящих должностных обязанностей, определяемому по итогам:

— проверки выполнения планов работы, четвертных или полугодовых;

— проверки установленной документации;

— посещений занятий, проводимых классным руководителем;

— собеседования с администрацией лицея;

— анкетирования учащихся и их родителей.

5.2. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:

— наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;

— педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;

— нарушения трудовой дисциплины.

6. Замены по работе

6.1. Классный руководитель по распоряжению руководителя заменяет временно отсутствующих классных руководителей с соответствующей доплатой за дни замены.

6.2. В случае временного отсутствия классного руководителя, его обязанности выполняет другой классный руководитель, назначаемый директором лицея или его заместителем по воспитательной работе.

Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя

— каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен временем на его выполнение;

— суммарное время на работу классного руководителя предусматривается из расчета 6 час. воспитательной работы (20% от 30 час. педагогической работы с детьми);

— различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.

Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя

По задачам, поставленным на год;

По общечеловеческим ценностям (Отечество, Земля, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек)

По видам деятельности (познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-эстетическая, и пр.).

По основным сферам жизнедеятельности (Учение, Общение, Здоровье, Досуг, Образ жизни).

По тематическим программам (Я и общество, Я и природа, Я и школа, Я и моя семья, Я и моё «Я»).

Примерная ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТЬЮТОРА

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ (проект)

Целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

1.1. Тьютор профильного обучения в старшей школе назначается директором школы из состава педагогов ОУ; 1.2. Тьютор подчиняется непосредственно руководителю СКЦ; 1.3. Работу тьютора непосредственно координирует руководитель творческой группы и координатор ПО школы.

Основными направлениями деятельности тьютора являются:

2.1 С оздание условий для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее; 2.2. У держивание проблем и трудностей процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. 2.3. С пособствование проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении профиля обучения;

Тьютор выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве профильного обучения (0,28 часа в месяц на одного ученика). 3.2. Организует работу по составлению и корректировки ИУП учащихся. 3.3. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора каждым учеником. 3.4. Организовывает индивидуальные и групповые консультации для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей, способностей и возможностей. 3.5. Регулирует нагрузку для самостоятельной работы учеников. 3.6. Ведёт соответствующую документацию. 3.7. Тьютор организует работу следующим образом:

1.В мае месяце тьютор индивидуально с учащимся 9 класса и его родителем составляет проект ИУП. Содержание ИУП определяется особенностями профиля, спецификой исследовательской работы или проектной работы учащихся. В начале учебного года (сентябрь) тьютор совместно с каждым учащимся при необходимости корректирует ИУП и подают на утверждение директору школы.
2. Еженедельно тьютор ведёт учёт посещаемости и успеваемости учащихся. 3. Один раз в четверть тьютор заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика «Лист наблюдений»
4. Тьютор в журнале аналитики составляет отчёт по итогам первого полугодия через 2 дня после окончания полугодия, по итогам года - через день по окончании экзаменов или переводных испытаний.
5. Заключение по отчётам, предоставляются и заслушиваются на совещании тьюторов, на информационных совещаниях и педагогическом совете школы для принятия решений и корректировки деятельности.

-Из материалов о тьюторе-

Тьютор – слово для нас пока непривычное. Оно происходит от английского tutor и означает "домашний учитель, репетитор, наставник, опекун". Тьютор помогает учащемуся осознать свои образовательные, профессиональные и научные интересы.
Само слово "тьюторство" означает сопровождение индивидуального образования человека. Это тонкая, "штучная" работа. Выстраивая свой образовательный маршрут, советуясь с тьютором, его подопечный (тьюторант) сам формирует свой жизненный и карьерный путь.
Сегодня тьюторство становится актуальным как никогда. Это связано, прежде всего, с проектами и программами модернизации российского образования до 2020 года, а также с тем, что в обществе все больше возрастает интерес к идеям индивидуализации и открытости образования. В связи с этим, выделяются основные направления деятельности тьютора:

Взаимодействие с тьюторантом по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.

Организация образовательной среды для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

Организация взаимодействия субъектов и заинтересованных сторон для эффективной реализации тьюторантом своей индивидуальной образовательной программы.

В рамках тьюторского сопровождения, как правило, происходит:

· выявление и развитие образовательных мотивов, интересов и запросов тьюторанта;· самоопределение тьюторанта по отношению к своему образованию и/или профессиональному развитию;· выявление и детализация образа будущего, к которому стремится тьюторант;·проектирование шагов развития тьюторанта; · получение тьюторантом опыта самостоятельного анализа своих возможностей и ограничений;· получение тьюторантом опыта самоорганизации;· формирование умения ставить цели и достигать их;· формирование умения делать осознанный и ответственный выбор;· поиск образовательных и профессиональных ресурсов для реализации запроса· получение тьюторантом опыта работы с ресурсами различного типа;· навигация в ресурсах и возможностях;· получение тьюторантом опыта проектирования и анализа образовательных и/или профессиональных проб;· накопление тьюторантом стратегий деятельности в различных ситуациях и формирование умения выбирать оптимальную в каждой конкретной ситуации;· построение, анализ, корректировка индивидуальной образовательной и/или профессиональной траектории тьюторанта;· построение и реализация индивидуальных проектов тьюторанта;· формирование образовательной рефлексии тьюторанта;

Отличительной особенность тьюторской позиции является «работа в конкретной ситуации». Это означает, что тьютор в каждой ситуации опирается на запрос тьюторанта, на его индивидуальные особенности и обстоятельства, не подгоняя их под известные шаблоны и стратегии работы. Тьюторское сопровождение носит безоценочный характер и позволяет эффективно добиваться поставленных целей даже во время кризиса и ситуациях с высоким уровнем неопределенности.

В начальной школе тьютор работает с познавательными интересами ребенка. В каждый момент времени ребенку что-то интересно, он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. Вподростковой школе все дети общительны и активны. Здесь тьюторское сопровождение идет через проектную и исследовательскую деятельность. А уже встаршей школе сопровождение идет на материале профильного обучения. И везде есть работа на индивидуализацию с выходом на индивидуальную образовательную программу, которая фиксируется в портфолио.

Тьютор работает в открытом образовательном пространстве. Уточним в связи с этим:

Закрытое образовательное пространство - это пространство, в котором существует определенный путь, которым надо провести ученика. Заранее известен и тот образ, к которому надо его привести. Идеал закрытого образовательного пространства - это определенный Учитель, его Школа, его конкретные методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства - представленность для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.

В закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для ученика возможность обсуждать другие варианты его движения.

В открытых же образовательных пространствах именно само пространство (совокупность его качественных измерений) и его организация, становятся, в первую очередь, предметом обсуждения, так как каждое из измерений в этом открытом пространстве имеет множество параллельных возможностей и подразумевает определенную свободу выбора. Таким образом, открытое образовательное пространство позволяет учащимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.

Исследователь Ковалёва Т.М. выделяет три типа различных тьюторских практик, каждый из которых предлагает собственные основания для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу и соответственно задает определенный тип тьюторского сопровождения. Это:

Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст).

В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном случае является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая своему подопечному выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.

Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст)

В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества. Одним из главных идеологов такого рассмотрения открытого образования является Джордж Сорос.

В этом случае главной целью открытого образования является умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, - как умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе и т.д.