Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара в школе img-1

инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара в школе

Рейтинг: 4.8/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке действия администрации в случае возникновения пожара

Инструкция о порядке действия администрации в случае возникновения пожара

о порядке действия администрации

в случае возникновения пожара

1.Представитель администрации, прибывший или находящийся на месте пожара обязан:

1.1 Организовать вызов или проверить, вызвана ли пожарная охрана.

1.2 Вызвать на место пожара руководителя образовательного учреждения.

1.3 В случае угрозы для жизни людей принять немедленные меры к предотвращению паники и быстрейшей эвакуации людей согласно плану эвакуации, используя для этого все имеющиеся силы и средства.

1.4 Возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны.

1.5 Выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников.

1.6 Проверить включение и работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения (если имеется).

1.7 При необходимости вызвать медицинскую и другие службы.

1.8 Организовать при необходимости отключение электроэнергии и остановку систем венти­ляции, приведение в действие системы дымоуправления и осуществления других действий.

1.9 Обеспечить защиту и эвакуацию людей, принимающих участие в тушении пожара, из зон возможных обрушений конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов
2. По прибытии на пожар подразделений пожарной охраны представитель образовательного уч­реждения, руководящий тушением пожара и эвакуацией людей, обязан сообщить старшему начальнику подразделения пожарной охраны все необходимые сведения о наличии людей в здании, об очаге по­жара, мерах, предпринятых по его ликвидации, выходах, которые блокированы огнем или дымом.

3. При получении сообщения о пожаре на других этажах здания организовать эвакуацию людей, выполнять распоряжения старшего начальника подразделения пожарной охраны по оказанию по­мощи в проведении эвакуации людей с других этажей здания.

Заместитель директора по Б.Ж. _______________ Н.Я. Ковалёв

Другие статьи

Инструкция о порядке действий должностных лиц в случае возникновения пожара в ДОУ


1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для дошкольного образовательного учреждения и определяет порядок действий должностных лиц при угрозе и возникновении пожара.
1.2. Должностными лицами в дошкольном образовательном учреждении являются заведующий ДОУ, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоз), старший воспитатель, старшая медицинская сестра, шеф-повар пищеблока.
1.3. Данная инструкция о порядке действий должностных лиц в случае возникновения пожара в ДОУ является обязательной для ознакомления и исполнения.
1.4. Должностные лица обязаны четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении пожара в здании или на территории дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящая инструкция о порядке действий администрации ДОУ в случае возникновения пожара разработана в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности в РФ и является дополнением к плану эвакуации работников и воспитанников ДОУ при пожаре.

2. Порядок действий должностного лица ДОУ, прибывшего первым на место пожара.
2.1. Организовать вызов пожарной охраны по телефону 101 или проверить, вызвана ли пожарная охрана. По телефону назвать адрес, место возникновения пожара, свою должность, фамилию, имя, отчество.
2.2. Дать указания задействовать систему оповещения, отключить работающее оборудование и систему вентиляции. Проверить включение и работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения.
2.3. Вызвать на место пожара заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.4. В случае угрозы для жизни персонала и воспитанников ДОУ принять немедленные меры к предотвращению паники и быстрейшей эвакуации людей согласно плану эвакуации, используя для этого все имеющиеся силы и средства.

3. Порядок действий должностных лиц в случае пожара
3.1. Действия заведующего ДОУ при возникновении пожара:

  • безотлагательно сообщить по телефону «101» в пожарную часть, назвать адрес, место возникновения пожара, свою должность, фамилию, имя, отчество (если это было уже сделано, необходимо продублировать вызов пожарной службы);
  • дать распоряжение на включение системы оповещения, отключение оборудования и системы вентиляции;
  • доложить о возникновении пожара в Департамент управления образования по телефону _____________;
  • осуществить организацию и контроль проведения эвакуации детей и сотрудников, по возможности материальных ценностей из здания детского сада;
  • вызвать обслуживающие дошкольное образовательное учреждение организации (электросети, инженерные сети и т.д.);
  • проверить наличие всех сотрудников и воспитанников (по списку) после эвакуации на месте сбора – определенной заранее эвакуационной площадке;
  • доложить в Департамент управления образования об итогах эвакуации, об организации тушения пожара, а также о причиненном ущербе.

3.2. Действия заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) при возникновении пожара:

  • проверить включение и работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
  • осуществляет руководство членами добровольной пожарной дружины (ДПД) непосредственно по тушению пожара;
  • при необходимости дублирует сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану по телефону «101».
  • задействует единый тревожный сигнал по оповещению людей на случай возникновения пожара, начинает эвакуацию детей и работников;
  • выделяет работника из числа обслуживающего персонала для встречи пожарной команды, уверенно знающего расположение всех пожарных гидрантов, кранов и местонахождение очага возгорания;
  • обеспечивает защиту и эвакуацию людей, принимающих участие в тушении пожара, из зон возможных обрушений конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов.
  • удаляет за пределы опасной зоны пожара всех работников, которые не участвуют в тушении пожара и эвакуации. В случае необходимости без промедления организует поиск пропавших воспитанников и сотрудников ДОУ;
  • организует отключение электроэнергии, системы вентиляции и обеспечивает соблюдение требований техники безопасности и электробезопасности;
  • организует освобождение подъездных путей к зданию дошкольного образовательного учреждения от автомобилей и встречу пожарных подразделений;
  • докладывает непосредственно начальнику прибывшего пожарного подразделения о сложившейся обстановке на пожаре, эвакуированных воспитанниках и персонале, принятых мерах, задействованной добровольной пожарной дружине для тушения пожара, о блокированных огнем и дымом выходах и поступает в его распоряжение.

3.3. Действия старшего воспитателя при возникновении пожара:

  • принимает и подтверждает сообщение о пожаре;
  • организует эвакуацию воспитанников из здания (территории) ДОУ;
  • контролирует посты безопасности, не допускающие возврата детей и персонала в здание детского сада;
  • докладывает начальнику добровольной пожарной дружины о принятых мерах и действует по его указанию, в зависимости от обстановки;
  • организует сбор воспитанников и работников ДОУ в условленном месте эвакуации – эвакуационной площадке;
  • организует сверку воспитанников и сотрудников дошкольного образовательного учреждения по спискам;
  • докладывает непосредственно заведующему ДОУ о ходе и результатах эвакуации людей из здания (территории);
  • при отсутствии начальника ДПД выполняет его обязанности.

3.4. Действия старшей медицинской сестры при возникновении пожара:

  • принимает сообщение о пожаре;
  • комплектует оперативный набор медикаментов и средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре;
  • безотлагательно вызывает скорую медицинскую помощь по телефону «103»;
  • участвует в эвакуации воспитанников из здания дошкольного образовательного учреждения;
  • при задымлении обеспечивает детей и сотрудников ДОУ средствами индивидуальной защиты дыхательных путей (респираторами, ватно-марлевыми повязками);
  • после эвакуации людей из помещений и здания детского сада проверяет состояние здоровья воспитанников и работников, при необходимости оперативно оказывает первую медицинскую помощь;
  • встречает машины «скорой помощи», провожает врачей к пострадавшим, при необходимости оказывает помощь в госпитализации;
  • в случае отсутствия пострадавших среди эвакуированных людей возвращается непосредственно к месту пожара и при необходимости оказывает первую медицинскую помощь членам добровольной пожарной дружины, пострадавшим при тушении пожара.

3.5. Действия шеф-повара при возникновении пожара:

  • принимает и подтверждает сообщение о возникшем пожаре;
  • контролирует отключение оборудования и системы вентиляции в пищеблоке, закрытие окон и дверей;
  • направляет членов ДПД с огнетушителями к месту пожара;
  • организует тушение пожара первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, пожарными стволами, водой, песком) силами членов добровольной пожарной дружины;
  • докладывает начальнику ДПД о принятых мерах и действует по его указанию, в зависимости от обстановки;
  • организует охрану здания и территории ДОУ до приезда пожарных;
  • встречает подразделения пожарной охраны и указывает место пожара;
  • при отсутствии начальника ДПД и лица, его заменяющего (старшего воспитателя), выполняет его обязанности.

Согласно данной инструкции о порядке действий должностных лиц ДОУ в случае возникновения пожара в детском саду действия администрации главным образом должны быть направлены на спасение детей.

Ответственный за пожарную безопасность: __________ (_____________________)

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. __________ (_____________________)

Основные действия при пожаре в здании школы

Правильные действия при пожаре в школе

Школа — это одно из мест массового пребывания людей. При возгорании часто происходит паника и давка, в которых могут погибнуть дети. Чтобы такого не произошло, проводят учебные тренировки, которые помогут стать внимательными, концентрироваться только на необходимом. И при этом позволят распределить роли и обязанности при эвакуации.

Как всё начинается

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение .

Если кто-нибудь из технического персонала или учителей обнаружит очаг возгорания, то его можно попытаться самостоятельно ликвидировать первичными средствами пожаротушения, которые располагаются в пожарных шкафах, на пожарных щитах или пожарных стендах. Для ликвидации возгорания также подойдёт и любое средство, которое есть под рукой.

Во всех кабинетах школы обязательно установлены огнетушители. Помимо этого в кабинетах с легковоспламеняющимися жидкостями и проводами, находящиеся под напряжением, для тушения установлены ящики с песком .

Организация и инструктаж

При возникновении очагов возгорания директору или его заместителю необходимо позвонить в пожарную часть и сообщить об этой ситуации. После идет быстрая подготовка школьников к эвакуации из здания.

При наличии в кабинете средств индивидуальной защиты органов дыхания, учащимся раздают эти средства. При отсутствии этих средств можно использовать носовые платки, часть школьной одежды, и вообще любую ткань, которую можно найти в этот момент. Материал смачивается водой, после чего учащиеся закрывают им рот и нос.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Если школа с большим количеством учащихся и очаг возгорания находится не на вашем этаже, то во избежание столпотворения придется ждать очереди по эвакуации.

Выход учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Маленьких детей, не способных к самостоятельному перемещению, выносят на руках. При сильном задымлении группа перемещается к выходу поодиночке и ползком, так как вероятность поражения органов дыхания становится ниже.

Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последним.

Остаться в горящем здании

Бывают чрезвычайные ситуации, когда невозможно провести полную эвакуацию учеников и учителей. Если безопасного выхода не было обнаружено, то дверь в класс плотно прикрывают и уплотняют смоченной в воде тканью.

Окна слегка приоткрывают, а детей рассаживают на пол, ближе к окнам. Металлические решётки с окон снимают. Необходимо сразу же сообщить о местонахождении детей всем ответственным лицам. Без крайней необходимости не спускать детей по водосточной трубе, верёвке или связанным простыням, особенно с верхних этажей. Подъехавшие пожарные должны организовать спасение таких детей в первую очередь.

Сбор и случаи травматизма

Эвакуация учащихся проводится за территорию школы в безопасное место. Обычно это спортплощадка или стадион. В этом месте учащиеся не расходятся, а выстраиваются в колонны, и учитель проводит перекличку. О количестве учащихся присутствовавших на уроке и количестве покинувших здание каждый учитель сообщает директору. В случае отсутствия кого-либо из детей директор сообщает этот факт прибывшему пожарному расчёту, и организуются поиски пропавшего.

Эвакуация детей не всегда может быть произведена без случаев травматизма. До прибытия медицинской службы на место происшествия можно самостоятельно организовать первую помощь пострадавшим детям. Школьников, получивших ожоги, следует немедленно направить в больницу. Ни в коем случае нельзя обрабатывать ожоги любым видом растительного масла. Детей с переломами, вывихами и растяжениями направляют в отделения травмпунктов. Повреждённые конечности необходимо обездвижить, для чего накладываются повязки и шины.

Тушение

Основное тушение пожара производится прибывшими расчётами. После ликвидации очагов возгорания директор организует проветривание всех помещений школы.

Если соблюдать эти несложные правила, то процесс эвакуации может занять от трех до пяти минут. И будет замечательно, если сигнал в вашей школе оказался всего лишь учебной тревогой, и вы смогли ещё раз повторить действия при пожаре.

Все основные моменты эвакуации из здания школы в видео ниже. Смотрим и комментируем:

Автор: Юлия Елисеева

Инструкция действий администрации при пожаре

о порядке действия администрации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии№1

в случае возникновения пожара

1. Представитель администрации, прибывший или находящийся на месте пожара, обязан:

1.1. Организовать вызов или проверить, вызвана ли пожарная охрана.

1.2. Вызвать на место пожара директора гимназии, сообщить о пожаре в Управление образования Администрации г. Краснознаменска по телефону: 590-42-90.

1.3. В случае угрозы для жизни людей принять немедленные меры к предотвращению паники и быстрейшей эвакуации обучающихся и сотрудников лицея согласно плану эвакуации, используя для этого все имеющиеся силы и средства.

1.4. Возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны.

1.5. Выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников.

1.6 .Проверить включение и работу автоматической системы пожарной сигнализации.

1.7. При необходимости вызвать медицинскую и другие службы.

1.8. Организовать при необходимости отключение электроэнергии и остановку систем вентиляции.

1.9. Обеспечить защиту и эвакуацию людей, принимающих участие в тушении пожара, из зон возможных обрушений конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов.

2. По прибытии на пожар подразделений пожарной охраны администратор гимназии, руководящий тушением пожара и эвакуацией обучающихся и сотрудников, обязан сообщить старшему начальнику подразделения пожарной охраны все необходимые сведения о наличии людей в здании, об очаге пожара, мерах, предпринятых по его ликвидации, выходах, которые блокированы огнем или дымом.

3. при получении сообщения о пожаре на других этажах здания организовать эвакуацию людей, выполнять распоряжения старшего начальника подразделения пожарной охраны по оказанию помощи в проведении эвакуации людей с других этажей здания.

Порядок действий в случае возникновения пожара в образовательном учреждении - Учительская копилка


Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/media.php on line 82

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/attachments.php on line 55

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Просмотров: 3413 Создано 14.03.2013 22:39 Категория: Школьный документооборот Родительская категория: Внеклассная работа

Пожарная команда вызывается по телефону ________ или 01. Сообщение «Пожар в образовательном учреждении № ___» по адресу _____________, горит (указать что горит). Сообщил (а).

Задействовать систему оповещения людей о пожаре, поставить в известность руководителя учреждения ли заменяющего его работника.

________________, зам директора по АХЧ, первый обнаруживший пожар.

Встреча пожарной команды.

Место встречи на улице против главного хода. Встречающий сопровождает начальника пожарной команды к месту пожара, информирует о степени опасности людям, расположение ценного имущества.

________________, зам директора по АХЧ или тот, кто вызвал пожарную команду.

Порядок действий в случае возникновения пожара

______________ Орлова Г.Я.


ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

6.3. Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

е) выставлять посты безопасности на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

МОУ «Мари – Куптинская основная

______________ Орлова Г.Я.

Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).

Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены:

с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими

действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ; с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажа делается запись в журнале по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

Программа обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V-VIII классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.

С учащимися I-IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

ТЕМА 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства ? всенародное дело. Предупреждение пожаров ? основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

ТЕМА 2. Огонь?друг и враг человека.

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 3. Причины возникновения пожаров.

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях ? детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и их использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка ? основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 4. Противопожарный режим в детском учреждении.

Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

ТЕМА 5. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

ТЕМА 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки. правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

ТЕМА 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения, спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 8. Что нужно делать при пожаре?

Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ.

Издано на основании постановления

Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии МВД СССР

и Коллегии Министерства просвещения СССР

от 11.05.84 г. № 61/32

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к социалистической собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.

2. Основными задачами дружин юных пожарных являются:

а) активное содействие школе в коммунистическом воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;

б) оказание практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;

в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.

3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников, пионеров и комсомольцев в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами, органами народного образования, пожарной охраны комсомольской и пионерской организациями.

4. Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает общественного организатора работы с дружиной юных пожарных из числа активистов общественных работников пожарной охраны, учителей, воспитателей, пионерских вожатых, членов комсомольских педагогических отрядов.

Подготовка общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны, народного образования и комсомольскими организациями на базе учебных комбинатов (курсов, пунктов, обществ, пожарно-технических выставок, институтов усовершенствования учителей и лучших школ района, города.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:

5. Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

6. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, «молний» и уголков юных пожарных.

7. Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.

8. Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных.

9. Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

10. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.

11. Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.

В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек.

12. Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления на общем собрании дружины. Со всеми вновь принятыми пожарными общественные организаторы с помощью добровольных пожарных обществ проводят занятия по специальной программе (приложение 5, раздел VII).

По окончании юные пожарные сдают зачет и им в торжественной обстановке вручается удостоверение, значок и нарукавный шеврон члена дружины юных пожарных.

13. Повседневное руководство работой дружины. осуществляет штаб, избираемый на общем собрании дружины.

Штаб из своего состава избирает командира, его заместителя, командиров отряда и звеньев. В малочисленных дружинах избирается только командир дружины и его заместитель.

Штаб строит свою работу под руководством совета пионерской дружины и комитета комсомола.

14. Члены дружины юных пожарных могут обеспечиваться парадной. рабочей и спортивной одеждой.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО

Юный пожарный обязан:

15. Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.

16. Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.

17. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.

18. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.

19. Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране урожая, сенокосных угодий и лесов от пожаров.

20. Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.

21. Всемирно беречь и приумножать общественную социалистическую собственность, участвовать в борьбе за экономию.

Юный пожарный имеет право:

22. Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.

23. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения.

24. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ.

25. Награждаться за активную работу в дружине организациями пожарных обществ, органами народного образования, пожарной охраны, пионерскими и комсомольскими организациями грамотами, нагрудными знаками, ценными подарками, путевками в пионерские лагеря; направляться на областные, краевые, республиканские слеты юных пожарных.

26. За активную работу и проявленные способности и умения при изучении пожарного дела получать направление учреждения пожарной охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища МВД СССР и другие учебные заведения, готовящие пожарных специалистов.

27. Представляться за смелые и решительные действия по тушению пожара, спасению жизни людей, эвакуации животных и материальных ценностей к награждению в установленном порядке правительственными наградами.

V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

28. Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных в составе представителей комсомольских, пионерских организаций, органов народного образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций.

29. Начальник штаба по работе с дружинами юных пожарных, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным постановлением соответственно - районных, окружных, областных, краевых и республиканских комитетов комсомола, органов народного образования, внутренних дел и советов добровольных пожарных обществ.

30. Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны:

а) оказывать помощь общеобразовательным школам, детским домам и внешкольным учреждениям в создании и организации работы дружин, клубов, кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта, проверять деятельность дружин, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;

б) заслушивать отчеты дружин, общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.;

в) организовывать шефство над дружинами юных пожарных, коллективов пожарных частей, учебных подразделений и других учреждений пожарной охраны и добровольных пожарных обществ.

31. Республиканские, краевые и областные штабы по работе с дружинами юных пожарных руководят деятельностью нижестоящих штабов, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт работы штабов и дружин юных пожарных.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

32. Расходы на проведение работ с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, форм одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий, литературы, имущества для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляется за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных.

33. Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, а также пожарную технику, оборудование и снаряжение.

VII. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

Учебные занятия с дружинниками должны проводиться работниками пожарной охраны добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных пожарных.

Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.

Члены дружин юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине привлекаются с учетом их возраста. Со школьниками III-V классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме.

На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа.

На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на пожарных автомобилях на тушение пожаров.

При изучении программы рекомендуется по темам 1, 2, 3, 4 и 8 занятия проводить в классе, по темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.

В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же, в ходе проверки, надо рассказывать о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показывать на практике способы их применения во время пожара.

По теме 9 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине.

По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.

ТЕМА 1. Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины

Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.

Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием и исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.

Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.

Обязанности и права дружинника.

ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров ? основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.

ТЕМА 3. Огонь?друг и враг человека.

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 4. От чего происходят пожары ?

Небрежность ? основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления ? основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.

Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения привил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе.

Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.

Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре?

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.

1. Общие положения

2. Общие требования пожарной безопасности

3. Первичные средства пожаротушения

4. Требования пожарной безопасности для помещений различного назначения

5. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий

6. Порядок действия в случае возникновения пожара

7. Примерный план эвакуации детей (учащихся и воспитанников) на случай возникновения пожара

8. План помещений детского учреждения с нанесением путей эвакуации

9. Нормы первичных средств пожаротушения

10. Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

11. Программа обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

12. Положение о дружинах юных пожарных