Руководства, Инструкции, Бланки

р 166 инструкция по эксплуатации img-1

р 166 инструкция по эксплуатации

Рейтинг: 4.3/5.0 (1835 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации дга

Инструкция по эксплуатации дга


Ad 200c -t400 тмз купить красноярске ад 15-т400 16 т400 16с-т400-1рп 20-, старый ад-16 400 р166 ад-16-т/400 водо. 2 При проектировании и эксплуатации. Питание от сети по группе Б с ДГА. Инструкция по. Щиты управления ЩДГА-Б, ЩАВ-Б, техническое описание и инструкция по эксплуатациииИнструкция по эксплуатации и технического обслуживания двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М20206 Измерение оптических параметров ВОК производится по технологическим картам. Что такое инструкция по ОТ? Добавить свою инструкцию; Все инструкции; Типовые инструкции. Инструкция по эксплуатации — описание изделия и правил пользования им. Инструкции по эксплуатации, инструкции пользователя на русском языкее. Инструкция по эксплуатации — i-manual. Ru — бесплатно скачать инструкцию на русском языккеОдин комментарий на запись “Очистка газа от агрессивных примесей” сепаратор пишетт:1 В числителе ток при 230 В, в знаменателе при 400 В. Буквенные обозначения ДЭС. ИНСТРУКЦИЯ № ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИИ 16057 00 00РЭ. Инструкция по проверке. запуск и отключение ДГАА;Инструкции по эксплуатации к телефонам, руководство пользователя для смартфонов на. Техническое пособие по обслуживанию, эксплуатации, уходу и ремонту автомобилей. Читать реферат online по теме 'Эксплуатация дизельных электростанций'. Раздел: Физика, 102. ПРОМ-АЛЬЯНС, Путевой инструмент, железнодорожная техника, запчасти, оборудование, домкрат. 501-96: Типовая инструкция по эксплуатации электролизных установок для. Перечень действующих типовых проектов института «Сельэнергопроект» по состоянию на 1. Введите название нужной Вам инструкции и нажмите кнопку «Искать» Внимание.

Свежие записи Архивы Рубрики Метки

Другие статьи

2002 Peugeot 406 - Инструкция по эксплуатации (in Russian) - PDF Инструкция (166 Pages)

2002 Peugeot 406 - Инструкция по эксплуатации (in Russian) (166 pages)

Описание инструкции
КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ПЕЖО 406, - Сопло для подачи теплого воздуха, - Сопло обдува стекла двери, - Замок зажигания с противоугонным.

Если одна из передних или задних, вперед - чтобы включить, и назад чтобы, - Регулировка наклона подушки сиденья, - Регулировка сиденья по высоте.

- Регулировка наклона спинки сиденья, b - Регулировка наклона подушки сиденья, c - Регулировка сиденья водителя по, d - Регулировка наклона спинки сиденья.

М - Занесение регулировок в память, положение сиденья и зеркал заднего вида,  Нажмите одновременно на кнопки М и, или на кнопки М и 2 для запоминания.

Если в автомобиле имеется выключатель подушки,  Вставьте ключ зажигания в щель, – при повороте ключа в положение "ON", – при повороте ключа в положение "OFF".

Если в автомобиле нет выключателя подушки, Он загорается на шесть секунд при, Загорается на шесть секунд при включении, положение ключа в замке) на приборной.

Во всех случаях запрещено класть ноги или какиелибо предметы на переднюю панель, - не гаснет по истечении шести, если во время подъема стекло начинает, Вытяните ремень и вставьте скобу в.

Вправо или влево для выбора, колеса по высоте и глубине и, нажав до упора на рычаг А, Необходимо проводить заправку топливом при выключенном двигателе.

С внутренней стороны лючка предусмотрено крепление для крышки заливной, На внутренней стороне лючка также наклеена табличка, указывающая, разрешенные или запрещенные сорта топлива для Вашего автомобиля, Емкость топливного бака - примерно 70 литров.

Сигнализатор минимального уровня топлива в баке, Загорание этого сигнализатора свидетельствует о том, что, оставшееся в баке топливо позволяет автомобилю проехать не,  обязательно нажмите на педаль тормоза, чтобы вывести рычаг селектора из положения Р и выключить режим.

 выберите желаемый режим (R, D, 3, 2 или 1), затем медленно отпустите педаль тормоза; автомобиль сразу же тронется с, Вы также можете начать движение из положения N.  выключите стояночный тормоз, держа нажатой тормозную педаль,  выберите желаемый режим (R, D, 3, 2 или 1) и медленно отпустите педаль тормоза; автомобиль сразу же тронется с места.

Благодаря четырехступенчатой автоматической коробке передач управление режимами движения автомобиля полностью, автоматизируется, а дополнительные режимы "спортивная программа" (выключатель А) и "программа езды по снегу", (выключатель В) делают его еще более комфортным,  Переключение режимов осуществляется путем перемещения рычага селектора.

Все положения селектора отображаются на указателе на приборной панели, park (стоянка). для стоянки и запуска двигателя при затянутом или отпущенном рычаге стояночного тормоза, reverse (задний ход). для включения заднего хода (этот режим можно включать при неподвижном автомобиле, когда, neutral (нейтраль). для запуска двигателя и стоянки, при затянутом рычаге стояночного тормоза.

Drive (вождение). для движения в автоадаптивном режиме (автоматическое переключение четырех передач). для движения по городу или извилистым дорогам (автоматически включаются только три передние передачи). для движения в горах, буксировки прицепа (автоматически включаются только две передние передачи).

Техническая информация Mercedes ML

Содержание

Введение
Действия в чрезвычайных ситуациях
Ежедневные проверки и определение неисправностей
Эксплуатация автомобиля в зимний период
Поездка на СТО
Инструкция по эксплуатации и обслуживанию
Предостережения и правила техники безопасности при выполнении работ на автомобиле
Основные инструменты, измерительные приборы и методы работы с ними
Механическая часть дизельного двигателя объемом 2,2 л
Механическая часть дизельного двигателя объемом 3,0 л (индекс 642)
Механическая часть бензинового двигателя объемом 3,5 л (индекс 276)
Механическая часть бензинового двигателя объемом 4,7 л (индекс 278)
Система охлаждения
Система смазки
Система питания
Система управления двигателем
Система впуска и выпуска
Электрооборудование двигателя
Автоматическая коробка передач
Приводные валы и оси
Подвеска
Тормозная система
Рулевое управление
Кузов
Пассивная безопасность
Система кондиционирования
Электрооборудование и электросхемы
Толковый словарь

Первая модель SUV от MercedesBenz появилась в 1997 году. Специально для ее производства в американском штате Алабама за два года построили завод, рассчитанный на выпуск 65 тысяч автомобилей в год. Модель, сочетающая в себе характеристики внедорожника, минивэна, универсала и легкового автомобиля, получила обозначение «М-класс» (от нем. Mehrzweck — «многоцелевой»), однако во избежание разбирательств с производителем BMW, который уже использовал символ «М» для обозначения своих спортивных моделей, было принято решение о переименовании серии в «ML-класс». В Европе модель появилась весной 1998 года.
Благодаря сочетанию превосходной проходимости и комфорта легковых автомобилей Mercedes-Benz модель быстро завоевала популярность во всем мире. Достаточно сказать, что «М-класс» даже послужил основой для создания «папамобиля» — специального автомобиля для папы римского.
Конечно, по меркам американцев, Mercedes-Benz ML был несколько «мелковат»: граждане США привыкли ездить на «крейсерах» наподобие Cadillac Escalade или Ford Expedition. Поэтому неудивительно, что через год после премьеры второго поколения «ML-класса», прошедшей на январском автошоу 2005 года в Детройте, там же была представлена модель GL (от нем. Gelandewagen — «внедорожник»), построенная на удлиненной платформе ML. Отличаясь размерами, обе модели практически идентичны по конструкции, оформлению салона и оснащению. Модели обеих серий отвечали всем требованиям, предъявляемым к современным автомобилям категории SUV: они солидны, универсальны и презентабельны. Поэтому неудивительно, что второе поколение «ML-класса» стало еще популярнее, а новый «GL-класс» быстро нашел своего покупателя. Таким образом, бренд Mercedes еще более упрочился в данном сегменте авторынка.

Mercedes-Benz ML
В сентябре 2011 года на Международном автосалоне во Франкфурте состоялась премьера третьего поколения Mercedes-Benz ML. Модель, получившая обозначение кузова W166, построена на модернизированной платформе предыдущего поколения, но при той же колесной базе в 2915 мм она стала на 24 мм длиннее (4804 мм), на 16 мм шире (1926 мм) и на 19 мм ниже (1796 мм). При этом благодаря широкому применению легких сплавов при изготовлении как двигателя, так и кузовных элементов удалось несколько уменьшить общую массу автомобиля, что, естественно, благоприятно отразилось на динамике и экономичности новой машины.

Mercedes-Benz GL
Вслед за премьерой ML на автосалоне в Нью-Йорке в 2012 году был представлен Mercedes-Benz GL (индекс кузова — Х166). Как и ML, эта модель также прибавила в размерах по сравнению с предшественником: длина новинки составила 5120 мм, ширина — 2141 мм, высота — 1850 мм, при этом колесная база осталась неизменной — 3073 мм. Масса нового «GL-класса» снизилась на 100 кг.
Внешность обоих внедорожников стилистически перекликается: массивные передние бамперы, увеличенные трапециевидные радиаторные решетки с крупной эмблемой MercedesBenz и миндалевидные фары головного освещения, на боковинах появились рельефные подштамповки. Но присутствуют и отличия, которые добавляют респектабельности и фундаментальности более престижному GL: более массивные поперечины радиаторной решетки, светодиодная окантовка дневных ходовых огней в фарах и увеличенные колесные диски.

А вот интерьер ML и GL идентичен. Салоны отличаются разве что количеством посадочных мест: у ML их пять, а у GL — семь.
Для отделки использованы материалы самого высокого качества: эксклюзивная кожа Nappa, классическая кожа и искусственная дышащая кожа Artico, по периметру салона и на центральной консоли имеются вставки из натурального дерева или алюминия.
Водительское сиденье регулируется практически по всем параметрам — от высоты подголовника до всевозможных режимов массажа. Кнопки управления креслами, как и в других моделях Mercedes-Benz, вынесены на двери. На втором ряду сидений с комфортом разместятся три пассажира, для которых в некоторых исполнениях предусмотрены встроенные в подголовники передних сидений мониторы для просмотра видео или программ цифрового телевидения. Благодаря системе Easy-Entry, складывающей кресла по нажатию кнопки, добраться до третьего ряда сидений «GL-класса» стало намного проще. При этом на «галерке» места достаточно даже двум взрослым.

Благодаря возможности складывания задних сидений объем багажника ML варьируется от 690 до 2010 л, a GL — от 680 до 2300 л.
Шумоизоляция на самом высоком уровне, что подтверждено многочисленными испытаниями. Для этого немецким инженерам пришлось не только использовать более качественные изоляционные материалы, но и модернизировать шасси и увеличить жесткость конструкции кузова.

Линейка двигателей «ML-класса» более обширна за счет рядного четырехцилиндрового дизеля ОМ 651 объемом 2143 см3 и бензинового V6 М 276 объемом 3498 см3. Остальные моторы с V-образным расположением цилиндров общие для обеих модельных серий: шестицилиндровый дизель ОМ 642 объемом 2987 см3 и восьмицилиндровые бензиновые двигатели М 278 и М 157 объемами соответственно 4663 и 5461 см3. Все версии комплектуются семиступенчатой автоматической трансмиссией 7G-Tronic Plus. От коробки передач моделей предыдущего поколения (без приставки «Plus») новая отличается гидротрансформатором с более «строгой» блокировкой, новым демпфером крутильных колебаний на турбинном колесе, подшипниками со сниженным трением и системой, следящей за температурой трансмиссионного масла.
Благодаря всем нововведениям расход топлива по сравнению с предыдущим поколением уменьшился более чем на 30%.

Mercedes-Benz GL
В постоянном полном приводе используется схема с симметричным распределением момента между передней и задней осями. Понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала доступны в составе пакета On&Offroad. Но даже без этих опций и ML, и GL заслуженно могут именоваться внедорожниками, а не паркетниками, поскольку обладают превосходной проходимостью, свойственной скорее армейским джипам, чем люксовым автомобилям премиум-класса.
Пневмоподвеска, входящая в стандартное оснащение «GL-класса» и являющаяся опцией для «ML-класса», способна увеличивать дорожный просвет до 285 мм. Комфортное вождение обеспечивают электромеханический усилитель рулевого управления, активные стабилизаторы поперечной устойчивости Active Curve System с врезанными гидромуфтами и множество систем активной безопасности: ABS, ESP, новейшая антипробуксовочная система ASR, система активной безопасности Pre-Safe, уникальная система, распознающая усталость водителя, Attention Assist, стабилизирующая система при внезапном боковом ветре Crosswind Stabilization. Опционально доступны система ночного видения с распознаванием пешеходов, система распознавания усталости водителя, система слежения за «мертвыми зонами», система автоматического торможения в опасной ситуации, система слежения за полосой движения, система управления освещением PreSafe, подстраиваемый круиз-контроль и многое другое.
Mercedes ML и GL — современные, престижные, динамичные и комфортные автомобили с отменной управляемостью и комплексом всех необходимых функций, сочетающие в себе проходимость внедорожника, практичность универсала и комфорт самого престижного легкового автомобиля.
В данном руководстве приводятся указания по эксплуатации и ремонту всех модификаций Mercedes ML(W166) и GL (Х166), выпускаемых с 2012 года.

Mercedes ML-klasse (W166)

ML 250 BlueTEC 4MATIC (204 л.с.)
Годы выпуска: с 2012-го по настоящее время
Двигатель: ОМ 651
Кузов: универсал
Объем двигателя: 2143 см3

Коробка передач: семиступенчатая автоматическая
Привод: постоянный полный

Топливо: дизель
Емкость топливного бака: 81 л
Расход (город/шоссе): 7,6/5,8 л/100 км

ML 350 BlueTEC 4MATIC (258 л.с.)
Годы выпуска: с 2012-го по настоящее время
Двигатель: ОМ 642
Кузов: универсал
Объем двигателя: 2987 см3

Коробка передач: семиступенчатая автоматическая
Привод: постоянный полный

Топливо: дизель
Емкость топливного бака: 81 л
Расход (город/шоссе): 8,4/6,8 л/100 км

ML3504MATIC BlueEFFICIENCY (306 л .с.)
Годы выпуска: с 2012-го по настоящее время
Двигатель: М 276
Кузов: универсал
Объем двигателя: 3498 см3

Коробка передач: семиступенчатая автоматическая
Привод: постоянный полный

Топливо: бензин АИ-95
Емкость топливного бака: 88 л
Расход (город/шоссе): 11,3/7,4 л/100 км

ML 500 4М ATI С BlueEFFICIENCY (408 л.с.)
Годы выпуска: с 2012-го по настоящее время
Двигатель: М 278
Кузов: универсал
Объем двигателя: 4663 см3

Коробка передач: семиступенчатая автоматическая
Привод: постоянный полный

Топливо: бензин АИ-95
Емкость топливного бака: 88 л
Расход (город/шоссе): 15,6/11,7 л/100 км

Инструкция по эксплуатации Mercedes ML (W166). Техническая информация Mercedes ML (W166)

ВНИМАНИЕ
Не используйте дополнительные присадки к маслам, так как это может привести к повреждению двигателя.

Вязкость моторного масла

Вязкость характеризует текучесть жидкости. Когда речь идет о моторном масле, высокая вязкость равнозначна его густотекучести, а низкая вязкость — жидкотекучести. В зависимости от температуры наружного воздуха пользуйтесь моторным маслом предписанного по SAE класса (вязкости). Таблица показывает, какие предписанные по SAE классы вязкости рекомендуется использовать. Свойства моторных масел при низких температурах могут заметно ухудшиться вследствие старения или попадания сажи и топлива в моторное масло во время эксплуатации автомобиля. Поэтому настоятельно рекомендуем регулярно производить замену масла допущенным моторным маслом предписанного по SAE класса.

Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

DBX 166XSV Инструкция по эксплуатации онлайн 6

DBX 166XSV Инструкция по эксплуатации онлайн [6/17]

При превышении входным сигналом эталонного уровня порога срабатывания T HRESHOLD, устан овка данног о

регулятора оп ределяет вел ичину в децибелах ( дБ ), на которую должен измениться ур овень входн ого сигнала. чтобы

вызвать у величение уровня в 1 дБ на выходе 166X L. Установка 2:1 определяет соотношение вход / выход. при котором

превышение сигналом порога срабатывания на 2 дБ вызовет у величение выходного уровня на 1 дБ. Установка. 1

указывает. что бесконечное увеличение вх одного уровня вызовет увеличение выходного уровн я лишь на 1 дБ. Дру гими

словами. при превышении входным сигналом порога срабатывания выходной уровень будет постоянным.

Регуляторы времени срабат ывания и восстановлен ия ATTACK и RELEASE

Регулятор ATTAC K задает время. необход имое 166XL для начала компрессии сигнала после превыш ения им порог а

срабатывания. Диапазон - от FAST ( для жесткой. довольно заметной компрессии ) до SLOW ( для более замедленной.

постепенной к омпрессии ). Очень быстрое время сраба тывания приведет к тому. что компрессо р 166XL будет работать

как пиковый лимитер. даже несмотря на использование схем ы RMS- детекции. При более медленном времени

срабатывания 166XL действует как RMS- или усре дня ющ ий компрессор / лимитер.

Регулятор времени восстановления RELEASE определ яет. насколько быстро восстанавливается исходный уровень

сигнала. Диапазон значений - от FAST ( компрессор практически повторяет огибающую прогр аммного материала ) до

SLOW ( очень плавная компрессия ).

Не с уществует абсолютно правильного способа установить регуляторы ATTACK и RELEASE. Однако в целом

рекомендуется использовать сравнительно медленное время сраб атывания и восстановления во избежание " вздохов ",

вызываемых с лышимым мо дулированием фоновых звуков доминантным сигналом. Вместе с тем время восст ановления

должно быть достаточно быстрым. чтобы избежать подавления полезного сигнала после ослабления внезапного пика

или громкой ноты. Для низких частот ( например. бас - гитары ), у станавливайте регуляторы RELEASE и ATT ACK на 2:00 и

Примечание. Регуляторы RELEASE и ATTACK действуют вместе и в св язи с регулятором RATIO.

Изменение устан овок одного регулятора может привести к н еобходимости изменить установки и

Переключатель и светодиод ный индикатор AUTO

Этот переключатель анн улирует установ ки регуляторов ATTACK и RELEASE и включает пресет программно - завис имог о

времени срабатывания и восстановл ения. В этом случае они зависят от входного сигнала и постоянно изменяются.

чтобы соответствовать его динамике. Горящий светодиодный инд икатор указывает. что время срабатывания и время

восстановления автоматически ре гул ир уют ся в программно - зависимом режиме. Данная функция AUTO - аналог

" классического dbx- звучания " 166 А. являющегося промышленным стандартом.

Регулятор выходной чувст вительност и OUTPUT GAIN

Регулятор служит для изменения фиксированной чувствительности ( до ±20 дБ ) на выходном каскаде усиления 166XL.

Регулятор OUTPUT GAIN не связан с порогом срабатывания компрессора.

Регулятор OUTPUT GAIN особенно полезен для компенсации снижения RMS- уро вня. вызванного динамической

обработкой сигн ала. После настройки рег уляторов 166XL для достижения требуемой ком прессии ( гейтирования )

установите регулятор OUTPUT GAIN, чтобы добавить величину. ука зываемую индикатором снижения ч увствительности

GAIN REDUCTION. Например. если сред нее снижение чувствительности. показанное индикатором. с оставляет 10 дБ.

установите рег улятор OUTPUT GAIN на 10 дБ для компенсации снижения уров ня. Обратите внимание. что регулятор

OUTPUT GAIN расположен перед схемой PeakStop.

Примечание. Поскольку на выходе 166XL чувствительность может быть увеличен а до +20 дБ. даже при

приемлемом зн ачении входного уровня возможна перегрузка и обрезани. Например. при малом значени и

коэффициента компрессии полный поворот регулятора OUTPUT GAIN может прив ести к тому. что

программные пики будут обрезаться выходным ка скадом 166XL.

НПБ 166-97 «Пожарная техника

НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации»

РазработаныВсероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны(ВНИИПО) МВД России (М.Н. Вайсман, А.П. Карпов, В.В. Пивоваров).

Подготовленык утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управленияГосударственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.

Утвержденыи введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 31 декабря 1997 г. № 84.

Дата введения в действие 1 марта 1998 г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА. ОГНЕТУШИТЕЛИ.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

FIRE ENGINEERING. FIRE EXTINGUISHERS.
REQUIREMENTS OF EXPLOITATION

Дата введения 01.03.98

Настоящиенормы распространяются на переносные и передвижные огнетушители (общей массойдо 400 кг), предназначенные для тушения пожаров классов А, B, C, Е, иустанавливают требования к выбору, размещению, техническому обслуживаниюогнетушителей, а также - к техническому оснащению организаций, осуществляющихперезарядку и испытания огнетушителей.

Нормы нераспространяются на не перезаряжаемые(одноразовые) огнетушители.

Внастоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ12.1.018 -93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электростатическаяискробезопасность. Общие требования.

ГОСТ12.2.037 -78 ССБТ. Техника пожарная.Требования безопасности.

ГОСТ12.2.047 -86 ССБТ. Пожарная техника.Термины и определения.

ГОСТ12.4.009 -83 ССБТ. Пожарная техникадля защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

ГОСТ12.4.026 -76 ССБТ. Цвета сигнальныеи знаки безопасности.

ГОСТ 8050 -85 Двуокись углерода газообразная и жидкая.Технические условия.

ГОСТ9293 -74 Азот газообразный и жидкий.Технические условия.

ГОСТ15899 -93 Хладон 114В2. Техническиеусловия.

ГОСТ24054 -80 Изделия машиностроения иприборостроения. Методы испытаний на герметичность. Общие требования.

ГОСТ26952 -86 Порошки огнетушащие. Общиетребования и методы испытаний.

ГОСТ 27331 -87 Пожарная техника. Классификация пожаров.

ГОСТР 50588 -93 Пенообразователи длятушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТР 51057 -97 Пожарная техника.Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний.

НПБ155-96 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Основные показатели иметоды испытаний.

ГОСТР 51017 -97 Пожарная техника. Огнетушители передвижные. Общие техническиетребования. Методы испытаний.

НПБ156-96 Пожарная техника. Огнетушители передвижные. Основные показатели иметоды испытаний.

НПБ105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной ипожарной опасности.

НПБ(проект) Огнетушащие порошки. Общие технические требования и методы испытаний.

В настоящих нормах применяются следующиетермины с соответствующими определениями и сокращениями:

Баллон для вытесняющегогаза - сосуд, имеющий горловину для установки вентиля, фланцаили штуцера, предназначенный для хранения и использования сжатых или сжиженныхгазов.

Газ вытесняющий - сжатый или сжиженный газ,создающий избыточное давление в корпусе огнетушителя и используемый для подачиогнетушащего вещества из огнетушителя на очаг горения.

Давление испытательное Рисп - давление, при котором проводят испытание напрочность корпуса огнетушителя.

Давление рабочее (номинальное) Рраб - установив­шееся давлениевытесняющего газа, достигнутое в корпусе огнетушителя, заряженного огнетушащимвеществом до номинального значения и выдержанного при температуре (20 ± 2) ° С в течение 24 ч (берется изтехнических условий или из паспорта на огнетушитель).

Давление рабочеемаксимальное Рmax - наибольшее допустимое значение рабочего давления вытесняющего газа,установившееся в огнетушителе, заряженном огнетушащим веществом домаксимального предельного значения и выдержанном при температуре (50 ± 2) ° С втечение 24 ч (берется из нормативно-технической документации на огнетушитель).

Заряд огнетушителя - количество огнетушащеговещества, находящегося в корпусе огнетушителя, выраженное в единицах массы илиобъема.

Корпус огнетушителя - герметично закрытая емкость, предназначенная для храненияогнетушащего вещества и подачи его на очаг пожара под действием избыточногодавления собственных паров или вытесняющего газа.

Кратность пены - отношениеобъема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене ( ГОСТР 50588 ).

Обслуживание техническое - комплекс мероприятий, направленныхна поддержание или восстановление работоспособного состояния огнетушителя.

Объект защищаемый - здание, сооружение (незави­ симо от назначения), наружная установка, местооткрытого хранения материалов, транспортное средство, в пределах которыхвозможно присутствие людей и наличие материальных ценностей.

Огнетушащее вещество (ОТВ) - вещество, обладающеефизико-химическими свойствами, позволяющими создать условия прекращениягорения.

Огнетушитель - переносное или передвижноеустройство для тушения очага пожара за счет выпуска запасенного огнетушащеговещества (ГОСТ 12.2.047 ).

Огнетушитель водный (ОВ) - огнетушитель с зарядом водыили воды с добавками (ГОСТ 12.2.047 ).

Огнетушитель пенный - огнетушитель с зарядомводного раствора пенообразующих добавок.

Огнетушительвоздушно-пенный (ОВП) - огнетушитель с зарядом водного растворапенообразующих добавок и специальным насадком, в котором за счет эжекциивоздуха образуется и формируется струя воздушно-механической пены.

Огнетушитель химический пенный (ОХП) - пенный огнетушитель сзарядом химических веществ, которые в момент приведения его в действие вступаютв реакцию с образованием пены и избыточного давления (ГОСТ 12.2.047 ).

Огнетушитель с газовым баллоном - огнетушитель, избыточноедавление в корпусе которого создается сжатым или сжиженным газом, содержащимсяв баллоне, располагаемом внутри корпуса огнетушителя или снаружи.

Огнетушитель сгазогенерирующим элементом - огнетушитель,избыточное давление в корпусе которого создается в результате выделения газа входе химической реакции между компонентами заряда специального элементаогнетушителя.

Огнетушитель закачной - огнетушитель,заряд огнетушащего вещества и корпус которого постоянно находятся под давлениемвытесняющего газа или паров огнетушащего вещества.

Огнетушитель заряженный - огнетушитель, имеющий зарядогнетушащего вещества в пределах допустимых значений (определяемых техническимиусловиями), регламентированный запас вытесняющего газа и укомплектованный всеминеобходимыми для его применения элементами.

Огнетушитель комбинированный - огнетушитель с зарядом двухразличных огнетушащих веществ, которые находятся в разных емкостяхогнетушителя.

Огнетушитель передвижной - огнетушитель массой более 20кг, смонтированный на колесах или на тележке.

Огнетушитель порошковый (ОП) - огнетушитель с зарядомогнетушащего порошка.

Огнетушитель с термическим элементом - огнетушитель, подачаогнетушащего вещества в котором осуществляется в результате тепловоговоздействия на ОТВ электрического тока или продуктов химической реакциикомпонентов специального элемента.

Огнетушитель углекислотный (ОУ) - огнетушитель с зарядомдвуокиси углерода (ГОСТ 12.2.047 ).

Огнетушитель хладоновый (ОХ) - огнетушитель с зарядомогнетушащего вещества на основе галоидированных углеводородов (ГОСТ12.2.047 ).

Огнетушитель с эжектором - огнетушитель, подачаогнетушащего вещества в котором осуществляется в результате эжекции ОТВ потокомвыходящего газа.

Проверка - комплекс мероприятий, необходимых дляопределения и оценки фактического состояния огнетушителя и составляющих егоэлементов.

Работоспособность огнетушителя - состояние огнетушителя, при которомзначения всех его основных параметров, характеризующих способность огнетушителятушить модельный очаг пожара определенного ранга, соответствуют требованиямнормативно-технической документации.

Ранг огнетушителя - условное обозначениеогнетушителя в зависимости от ранга модельного очага пожара, который им можетбыть потушен.

Ранг очага пожара - условное обозначениесложности модельного очага пожара.

Регенерация ОТВ - восстановлениепервоначальных свойств ОТВ путем проведения определенных технологическихопераций.

Средства пожаротушения первичные - устройства, инструменты иматериалы, предназначенные для локализации или тушения пожара на начальнойстадии его развития (огнетушители, песок, войлок, кошма, асбестовое полотно,ведра, лопаты и др.).

Утилизация ОТВ - употребление по другомуназначению огнетушащего вещества, негодного по своим параметрам дляиспользования в огнетушителе.

4.1.Огнетушители делятся на переносные (массой до
20 кг) и передвижные (массой не менее 20, но не более 400 кг). Передвижныеогнетушители могут иметь одну или несколько емкостей для зарядки ОТВ,смонтированных на тележке.

4.2. По виду применяемого огнетушащего вещества огнетушителиподразделяют на:

-пенные, которые, в свою очередь, делятся на:

б)химические пенные (ОХП);

-газовые, которые подразделяются на:

4.3.Водные огнетушители по виду выходящей струи подразделяют на:

-огнетушители с компактной струей - ОВ(К);

-огнетушители с распыленной струей (средний диаметр капель более 100 мкм) -ОВ(Р);

-огнетушители с мелкодисперсной распыленной струей (средний диаметр капель менее100 мкм) - ОВ(М).

4.4.Огнетушители воздушно-пенные по параметрам формируемого ими пенного потокаподразделяют на:

- низкойкратности, кратность пены от 5 до 20 включительно - ОВП(Н);

-средней кратности, кратность пены свыше 20 до 200 включительно - ОВП(С).

4.5. По принципу вытеснения огнетушащеговещества огнетушители подразделяют на:

- сбаллоном сжатого или сжиженного газа;

4.6. По значению рабочего давленияогнетушители подразделяют на огнетушители низкого давления (рабочее давлениениже или равно 2,5 МПа при температуре окружающей среды (20 ± 2) ° С) и огнетушители высокогодавления (рабочее давление выше 2,5 МПа при температуре окружающей среды (20 ± 2) ° С).

4.7. По возможности и способувосстановления технического ресурса огнетушители подразделяют на:

-перезаряжаемые и ремонтируемые;

4.8. Поназначению, в зависимости от вида заряженного ОТВ, огнетушители подразделяют:

- для тушениязагорания твердых горючих веществ (класс пожара А);

- длятушения загорания жидких горючих веществ (класс пожара В);

- длятушения загорания газообразных горючих веществ (класс пожара С);

- длятушения загорания металлов и металлосодержащих веществ (класс пожара Д);

- длятушения загорания электроустановок, находящихся под напряжением (класс пожараЕ).

Огнетушителимогут быть предназначены для тушения нескольких классов пожара.

4.9.Огнетушители ранжируют в зависимости от их способности тушить модельные очагипожара различной мощности. Ранг огнетушителя указывают на его маркировке.

4.10.Огнетушащие порошки в зависимости от классов пожара, которые ими можнопотушить, делятся на:

- порошки типа АВСЕ - основной активный компонент -
фосфорно-аммонийные соли;

-порошки типа ВСЕ - основным компонентом этих порош ков могут быть бикарбонат натрия или калия; сульфат калия; хлорид калия;сплав мочевины с солями угольной кислоты и т. д.;

-порошки типа Д - основной компонент - хлорид калия; графит и т. д.

В зависимостиот назначения порошковые составы делятся на порошки общего назначения (типаАВСЕ, ВСЕ) и порошки специального назначения (которые тушат, как правило, нетолько пожар класса Д, но и пожары других классов).

4.11. Вкачестве поверхностно-активной основы заряда воздушно-пенного огнетушителяприменяют пенообразователи общего или целевого назначения. Дополнительно зарядогнетушителя может содержать стабилизирующие добавки (для повышения огнетушащейспособности, увеличения срока эксплуатации, снижения коррозионной активностизаряда).

4.12. Похимическому составу пенообразователи подразделяют на синтетические(углеводородные и фторсодержащие) и протеиновые (фторпротеиновые).

5.1.Количество, тип и ранг огнетушителей, необходимых для защиты конкретногообъекта, устанавливают исходя из величины пожарной нагрузки, физико-химическихи пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов (категории защищаемогопомещения, определяемой по НПБ105-95 ), характера возможного их взаимодействия с ОТВ и размеровзащищаемого объекта.

5.2. Взависимости от заряда порошковые огнетушители применяют для тушения пожаровклассов АВСЕ, ВСЕ или класса Д.

5.3.Запрещается (без проведения предварительных испытаний по п. 8.9 НПБ155-96 или п. 8.17 НПБ156-96 ) тушить порошковыми огнетушителями электрооборудование, находящеесяпод напряжением выше 1000 В.

5.4. Длятушения пожаров класса Д огнетушители должны быть заряжены специальным порошком,который рекомендован для тушения данного горючего вещества, и оснащеныспециальным успокоителем для снижения скорости и кинетической энергиипорошковой струи. Параметры и количество огнетушителей определяют исходя изспецифики обращающихся пожароопасных материалов, дисперсности частиц ивозможной площади пожара.

5.5. Притушении пожара порошковыми огнетушителями необходимо применять дополнительныемеры по охлаждению нагретых элементов оборудования или строительныхконструкций.

5.6. Неследует использовать порошковые огнетушители для защиты оборудования, котороеможет выйти из строя при попадании порошка (электронно-вычислительные машины,электронное оборудование, электрические машины коллекторного типа).

5.7.Необходимо строго соблюдать рекомендованный режим хранения и периодическипроверять эксплуатационные параметры порошкового заряда (влажность, текучесть,дисперсность).

5.8.Запрещается применять углекислотные огнетушители для тушения пожаровэлектрооборудования, находящегося под напряжением выше 10 кВ.

5.9.Углекислотные огнетушители с диффузором, создающим струю ОТВ в виде снежныххлопьев, как правило, применяют для тушения пожаров класса А.

5.10.Углекислотные огнетушители с диффузором, создающим поток ОТВ в видегазовой струи, следует применять для тушения пожаров класса Е.

5.11.Хладоновые огнетушители должны применяться в тех случаях, когда дляэффективного тушения пожара необходимы огнетушащие составы, не повреждающие защищаемоеоборудование и объекты (вычислительные центры, радиоэлектронная аппаратура,музейные экспонаты, архивы и т. д.).

5.12.Воздушно-пенные огнетушители применяют для тушения пожаров класса А (какправило, со стволом пены низкой кратности) и пожаров класса В.

5.13.Воздушно-пенные огнетушители не должны применяться для тушения пожаровоборудования, находящегося под электрическим напряжением, для тушения сильнонагретых или расплавленных веществ, а также веществ, вступающих с водой вхимическую реакцию, которая сопровождается интенсивным выделением тепла иразбрызгиванием горючего.

5.14.Химические пенные огнетушители и огнетушители, приводимые в действие путем ихпереворачивания, запрещается вводить в эксплуатацию. Они должны быть исключеныиз инструкций и рекомендаций по пожарной безопасности и заменены болееэффективными огнетушителями, тип которых определяют в зависимости от возможногокласса пожара (табл. 1) и с учетом особенностей защищаемого объекта.

5.15.Водные огнетушители следует применять для тушения пожаров класса А.

5.16.Запрещается применять водные огнетушители для ликвидации пожаров оборудования,находящегося под электрическим напряжением, для тушения сильно нагретых илирасплавленных веществ, а также веществ, вступающих с водой в химическуюреакцию, которая сопровождается интенсивным выделением тепла и разбрызгиваниемгорючего.

5.17.Рекомендации по выбору огнетушителей для тушения пожаров различных классовприведены в табл. 1.

5.18.Определение необходимого минимального количества огнетушителей для защитыконкретного объекта производят по таблицам приложения 1.

5.19.При возможности возникновения на защищаемом объекте значительного очага пожара(предполагаемый пролив горючей жидкости может произойти на площади более 1 м2)необходимо использовать передвижные огнетушители.

5.20.Допускается помещения, оборудованные автоматическими установками пожаротушения,обеспечивать огнетушителями на 50 %исходя из их расчетного количества.

5.21. Недопускается на объектах безыскровой и слабой электризации применять порошковыеи углекислотные огнетушители с раструбами из диэлектрических материалов (ГОСТ12.2.037 ).

Таблица 1

Эффективность применения огнетушителей в зависимости от
класса пожара и заряженного ОТВ

1) Использование растворовфторированных пленкообразующих пенообразователей повышает эффективность пенныхогнетушителей (при тушении пожаров класса В) на одну-две ступени.

2) Для огнетушителей,заряженных порошком типа АВСЕ.

3) Для огнетушителей,заряженных специальным порошком и оснащенных успокоителем порошковой струи.

4) Кроме огнетушителей,оснащенных металлическим диффузором для подачи углекислоты на очаг пожара.

Знаком +++ отмеченыогнетушители, наиболее эффективные при тушении пожара данного класса; ++ огнетушители, пригодные для тушенияпожара данного класса; + огнетушители,недостаточно эффективные при тушении пожара данного класса; - огнетушители,непригодные для тушения пожара данного класса.

5.22.Если на объекте возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение привыборе огнетушителя должно отдаваться более универсальному по областиприменения огнетушителю (из рекомендованных для защиты данного объекта),имеющему более высокий ранг.

5.23.Общественные и промышленные здания и сооружения должны иметь на каждом этаже неменее двух переносных огнетушителей.

5.24.Два или более огнетушителя, имеющие более низкий ранг, не могут заменятьогнетушитель с более высоким рангом, а лишь дополняют его (исключение можетбыть сделано только для воздушно-пенных огнетушителей).

5.25.Выбирая огнетушитель, необходимо учитывать соответствие его температурногодиапазона применения возможным климатическим условиям эксплуатации назащищаемом объекте.

5.26. Ввопросах выбора и размещения огнетушителей на автотранспортных средствахследует руководствоваться рекомендациями [5 ].

5.27. Недопускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, неимеющие сертификат пожарной безопасности.

5.28.Огнетушители должны вводиться в эксплуатацию в полностью заряженном иработоспособном состоянии, с опечатанным узлом управления запорно-пусковогоустройства. Они должны находиться на отведенных им местах в течение всеговремени их эксплуатации.

5.29.Расчет необходимого количества огнетушителей следует вести по каждому помещениюи объекту отдельно.

5.30.При наличии рядом нескольких небольших помещений одной категории пожарнойопасности количество необходимых огнетушителей определяют с учетом суммарнойплощади этих помещений.

5.31.Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляютсогласно требованиям технической документации на это оборудование илисоответствующих правил пожарной безопасности.

5.32.Комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласноусловиям договора на его поставку.

5.33. Наобъекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранностьи контроль состояния огнетушителей.

5.34. Накаждый огнетушитель, установленный на объекте, заводят паспорт. Огнетушителюприсваивают порядковый номер, который наносят краской на огнетушитель,записывают в паспорт огнетушителя и в журнал учета проверки наличия и состоянияогнетушителей (приложение 5 ).

5.35. Наогнетушители, заряженные одним видом ОТВ, организация (предприятие) оформляетинструкцию по применению и техническому обслуживанию, которую согласовывает сместным органом Государственной противопожарной службы. Инструкция должнасодержать следующие сведения:

-основные параметры огнетушителей;

-ограничения по температуре эксплуатации огнетушителей;

-действия персонала в случае пожара;

-порядок приведения огнетушителей в действие;

-основные тактические приемы работы с огнетушителями при тушении возможногопожара на защищаемом объекте;

- действияперсонала после тушения пожара;

- объеми периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей;

-правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживанииогнетушителей.

5.36. Винструкции по эксплуатации углекислотных огнетушителей должно быть указано на:

-возможность накопления зарядов статического электричества на диффузореогнетушителя (особенно если диффузор изготовлен из полимерных материалов);

-снижение эффективности огнетушителей при отрицательной температуре окружающейсреды;

-опасность токсического воздействия паров углекислоты на организм человека;

-опасность снижения содержания кислорода в воздухе помещения в результатеприменения углекислотных огнетушителей (особенно передвижных);

-опасность обморожения ввиду резкого снижения температуры узлов огнетушителя.

5.37. Винструкции по эксплуатации хладоновых огнетушителей должно быть указано на:

-опасность токсического воздействия на организм человека хладонов и продуктов ихпиролиза;

-повышение коррозионной активности хладона при контакте с парами или каплямиводы;

-возможность отрицательного воздействия хладонов на окружающую среду.

5.38. Винструкции по эксплуатации воздушно-пенных огнетушителей должно быть указанона:

-возможность замерзания рабочего раствора огнетушителей при отрицательныхтемпературах и необходимость переноса их в зимнее время в отапливаемоепомещение;

-высокую коррозионную активность заряда огнетушителя;

-необходимость ежегодной перезарядки огнетушителя с корпусом из углеродистойстали (из-за недостаточной стабильности заряда при контакте с материаломкорпуса огнетушителя);

-возможность загрязнения компонентами, входящими в заряд огнетушителей,окружающей среды.

6.1. Огнетушители следует располагать назащищаемом объекте в соответствии с требованиями ГОСТ12.4.009 (раздел 2.3) таким образом, чтобы они были защищены от воздействияпрямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и другихнеблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность ит. д.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительноразмещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара,вдоль путей прохода, а также - около выхода из помещения. Огнетушители недолжны препятствовать эвакуации людей во время пожара.

6.2. Для размещения первичных средств пожаротушенияв производственных и складских помещениях, а также на территории защищаемыхобъектов должны оборудоваться пожарные щиты (пункты).

6.3. В помещениях, насыщенныхпроизводственным или другим оборудованием, заслоняющим огнетушители, должныбыть установлены указатели их местоположения. Указатели должны быть выполненыпо ГОСТ12.4.026 и располагаться на видных местах на высоте 2,0 - 2,5 м от уровняпола, с учетом условий их видимости [ГОСТ12.4.009 ; 4].

6.4. Расстояниеот возможного очага пожара до ближайшего огнетушителя определяется требованиямиправил [2 ],оно не должно превышать20 м для общественных зданий и сооружений; 30 м -
для помещений категорий А, Б и В; 40 м - для помещений категорий В и Г; 70 м - для помещений категории Д.

6.5. Рекомендуется переносные огнетушителиустанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушителидолжны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающиепорядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или всторону наиболее вероятного подхода к ним.

6.6. Запорно-пусковое устройствоогнетушителей и дверцы шкафа (в случае их размещения в шкафу) должны бытьопломбированы.

6.7. Огнетушители,имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы ихверх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители,имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верхогнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливатьсяна полу, с обязательной фиксацией от возможного падения при случайномвоздействии.

6.8. Расстояние от двери до огнетушителядолжно быть таким, чтобы не мешать ее полному открыванию.

6.9. Огнетушители не должны устанавливатьсяв таких местах, где значения температуры выходят за температурный диапазон,указанный на огнетушителях.

6.10. Водные и пенные огнетушители,установленные вне помещений или в не отапливаемом помещении и непредназначенные для эксплуатации при отрицательных температурах, должны бытьсняты на холодное время года (температура воздуха ниже 1 ° С). В этом случае на их месте и на пожарномщите должна быть помещена информация о месте нахождения огнетушителей в течениеуказанного периода и о месте нахождения ближайшего огнетушителя.

6.11. Использование первичных средствпожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара,не допускается.

7.1.Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническомуобслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постояннойготовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течениевсего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себяпериодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.

7.2.Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителя, контроляместа установки огнетушителя и надежности его крепления, возможности свободногоподхода к нему, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе согнетушителем.

7.3.Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии синструкцией по эксплуатации и с использованием необходимых инструментов иматериалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации,прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-техническихдокументов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ,способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживаниюогнетушителей.

7.5.Перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнутпервоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр,проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметностьогнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подходак нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе согнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра необходимо обращать вниманиена:

-наличие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках иголовке огнетушителя;

-состояние защитных и лакокрасочных покрытий;

-наличие четкой и понятной инструкции;

- наличиеопломбированного предохранительного устройства;

-исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотренконструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величину давления вогнетушителе закачного типа или в газовом баллоне;

- массуогнетушителя, а также массу ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетнымпутем);

-состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (наличиемеханических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или другихпредметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя);

-состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке(для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносногоогнетушителя).

Порезультатам проверки делают необходимые отметки в паспорте огнетушителя, емуприсваивают порядковый номер, который наносят на огнетушитель и записывают вжурнал учета огнетушителей (п. 12.4, приложение 6 ).

7.6.Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителя и подходовк нему, а также проведение внешнего осмотра огнетушителя (п.7.4 ).

7.7.Ежегодная проверка огнетушителя включает в себя внешний осмотр огнетушителя (п.7.4), осмотр места его установки и подходов к нему. В процессе ежегоднойпроверки контролируют величину утечки вытесняющего газа из газового баллона илиОТВ из газового огнетушителя. Производят вскрытие огнетушителей (полное иливыборочное), оценку состояния фильтров, проверку параметров ОТВ и, если они несоответствуют требованиям соответствующих нормативных документов, перезарядкуогнетушителей.

7.8. Приповышенной пожарной опасности объекта (поме­щения категории А) или привоздействии на огнетушители таких неблагоприятных факторов, как близкая кпредельному значению положительная (свыше 40 ° С) или отрицательная (нижеминус 40 ° С) температура окружающейсреды, влажность воздуха более 90 % (при 25 ° С), коррозионно-активнаясреда, воздействие вибрации и т. д. проверка огнетушителей и контроль ОТВдолжны проводиться не реже одного раза в 6 месяцев.

7.9.Если в ходе проверки обнаружено несоответствие какого-либо параметраогнетушителя требованиям действующих нормативных документов, необходимоустранить причины выявленных отклонений параметров и перезарядить огнетушители.

7.10. Втом случае, если величина утечки за год вытесняющего газа или ОТВ из газовогоогнетушителя превышает предельные значения, определенные в п. 5.7 НПБ155 или п. 5.10 НПБ156. такие огнетушители должны быть выведены из эксплуатации и отправлены времонт и на перезарядку.

7.11. Нереже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газомдолжны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков ОТВ,произведены внешний и внутренний осмотр, а также гидравлическое испытание напрочность и пневматические испытания на герметичность корпуса огнетушителя,пусковой головки, шланга и запорного устройства. В ходе проведения осмотранеобходимо обращать внимание на:

-состояние внутренней поверхности корпуса огнетушителя (наличие вмятин иливздутий металла, отслаивание защитного покрытия);

-наличие следов коррозии;

-состояние прокладок, манжет или других видов уплотнений;

-состояние предохранительных устройств, фильтров, приборов измерения давления,редукторов, вентилей, запорных устройств и их посадочных мест;

- массугазового баллончика, срок его очередного испытания или срок гарантийнойэксплуатации газогенерирующего элемента;

-состояние поверхности и узлов крепления шланга;

-состояние, гарантийный срок хранения и значения основных параметров ОТВ;

-состояние и герметичность контейнера для поверхностно-активного вещества илипенообразователя (для водных и пенных огнетушителей с раздельным хранением водыи других компонентов заряда).

7.11. Вслучае обнаружения механических повреждений или следов коррозии корпус и узлыогнетушителя должны быть подвергнуты испытанию на прочность досрочно.

7.12.Если гарантийный срок хранения заряда ОТВ истек или обнаружено, что заряд хотябы по одному из параметров не соответствует требованиям технических условий, тотакой заряд ОТВ подлежит замене.

7.13.Корпуса низкого давления огнетушителей закачного типа, а также огнетушителей стермическим элементом должны подвергаться испытанию гидростатическим пробнымдавлением, равным 1,8 Рраб.max, но не менее 2,0 МПа.

Корпусаогнетушителей низкого давления с газовым баллоном или с газогенерирующимэлементом должны испытываться гидростатическим пробным давлением, равным 1,3Рраб.max, но не менее 1,5 МПа.

7.14.Корпуса углекислотных огнетушителей должны подвергаться испытаниюгидростатическим давлением не реже одного раза в 5 лет. Величина испытательногодавления определяется в соответствии с требованиями правил [3 ].

7.15.После успешного завершения испытания огнетушитель должен быть просушен,покрашен (если необходимо) и заряжен ОТВ.

7.16. Огнетушителиили отдельные узлы, не выдержавшие гидравлического испытания на прочность, неподлежат последующему ремонту, выводятся из эксплуатации и выбраковываются.

7.17. Опроведенных проверках и испытаниях делается отметка на огнетушителе, в егопаспорте и в журнале учета огнетушителей (приложение 5 ).

8.1. Всеогнетушители должны перезаряжаться сразу после применения или если величинаутечки газового ОТВ или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение(п. 5.7 НПБ155-96 или п. 5.10 НПБ156-96 ), но не реже сроков, указанных в табл.2. Сроки перезарядки огнетушителей зависят от условий их эксплуатации и отвида используемого ОТВ.

8.2.Порошковые огнетушители при ежегодном техническом осмотре выборочно (не менее 3% от общего количества огнетушителей одной марки) разбирают, и производятпроверку основных эксплуатационных параметров огнетушащего порошка (внешнийвид, наличие комков или посторонних предметов, сыпучесть при пересыпании рукой,возможность разрушения небольших комков до пылевидного состояния при их падениис высоты 20 см, содержание влаги и дисперсность). В том случае, если хотя бы поодному из параметров порошок не удовлетворяет требованиям нормативной итехнической документации, всеогнетушители данной марки подлежат перезарядке.

Сроки проверки параметров ОТВ и перезарядкиогнетушителей

Воздушно-пенныеогнетушители, внутренняя поверхность корпуса которых защищена полимерным илиэпоксидным покрытием, или корпус огнетушителя изготовлен из нержавеющей стали,или в которых фторсодержащий пенообразователь находится в концентрированномвиде в отдельной емкости и смешивается с водой только в момент примененияогнетушителей, должны проверяться с периодичностью, рекомендованнойфирмой-изготовителем огнетушителей.

Перезаряжатьсятакие огнетушители должны не реже одного раза в 5 лет.

8.3.Порошковые огнетушители, используемые для защиты транспортных средств, должныобязательно проверяться в полном объеме с интервалом не реже одного раза в 12месяцев.

Порошковыеогнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона иподвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и (или) физическихфакторов, должны перезаряжаться не реже раза в год, остальные огнетушители,установленные на транспортных средствах, не реже одного раза в два года.

8.4.ОТВ, предназначенные для зарядки в огнетушитель, должны быть герметичноупакованы, иметь четкую маркировку и необходимую сопроводительную техническуюдокументацию, а также пройти входной контроль на проверку соответствия ихосновных эксплуатационных параметров требованиям нормативных документов.

8.5.ОТВ, не соответствующие по своим параметрам требованиям нормативной итехнической документации, не должны применяться для зарядки в огнетушители.

8.6. Недопускается при перезарядке огнетушителей использовать неизрасходованныйостаток ОТВ (после применения огнетушителя) без квалификационной проверки егосвойств на соответствие требованиям НТД.

Заряд водныхи пенных огнетушителей полностью заменяется свежим.

8.7. Недопускается смешивать порошковые составы различных типов (АВСЕ, ВСЕ, Д и т.д.), т. к. это приводит к значительному ухудшению их эксплуатационных свойств ик снижению огнетушащей способности.

8.8.Запрещается преобразовывать огнетушители из одного типа в другой.

8.9.Необходимо использовать только такие составы и в таком количестве, которыеуказаны в нормативно-технической или технической документации на данныйогнетушитель.

В томслучае, если при перезарядке огнетушителя используют ОТВ с другой областьюприменения, чем рекомендовано в технической документации на огнетушитель (напри­мер,вместо порошка типа АВСЕ используют порошок типа ВСЕ или вместо заряда наоснове фторсодержащего пенообразователя заливают в огнетушитель заряд на основеуглеводородного пенообразователя, или вместо ОТВ одной марки заряжают вогнетушитель ОТВ другой марки или другой фирмы-изготовителя), то необходимопровести испытания огнетушителей по пп. 5.8-5.11 НПБ155 или по пп. 5.15-5.19 НПБ156 и при получении положительных результатов внести соответствующиеизменения в обозначение (п. 4.8 НПБ155-96 или п. 4.10 НПБ156-96 ), в этикетку (или установить новую) и в паспорт огнетушителя.Потребитель должен быть проинформирован о произведенной замене в письменнойформе.

8.10.Запрещается заряжать ОТВ в корпус огнетушителя сверх допустимого значения(особенно водных и пенных огнетушителей),
т. к. это может привести к его разрушению при наддуве.

8.11.Неиспользованный заряд хладонового огнетушителя не допускается выпускать ватмосферу; он должен быть собран в герметичную емкость и подвергнут регенерацииили утилизации.

8.12.Заряд водного или пенного огнетушителя должен быть собран в специальнуюемкость, проверен по основным параметрам и, в зависимости от полученныхрезультатов, должен быть подвергнут процессу регенерации или утилизации.

8.13.Корпуса порошковых и газовых огнетушителей перед зарядкой ОТВ должны бытьпросушены. Наличие в них влаги не допускается.

8.14.Для создания давления в порошковых и хладоновых огнетушителях необходимоиспользовать сжатый азот или воздух, прошедшие через фильтры и осушитель. Точкаросы используемых газов не должна быть выше минус 50 ° С.

8.15.При перезарядке огнетушителя допускается применять только такие газовыебаллоны, которые имеют необходимый запас вытесняющего газа и у которых срокследующего гидравлического испытания не ранее чем через 3,5 года.

8.16. О проведенной перезарядке огнетушителяделается соответствующая отметка на корпусе огнетушителя (при помощи этикетки илибирки, прикрепленной к огнетушителю), а также в его паспорте.

9.1.Организации или предприятия, осуществляющие техническое обслуживаниеогнетушителей (в дальнейшем - организация), должны иметь лицензиюГосударственной противопожарной службы на проведение работ данного вида.

9.2.Организация должна располагать квалифицированным персоналом, прошедшимспециальное обучение по обращению с сосудами, работающими под давлением, потехническому обслуживанию и безопасной работе с огнетушителями, знающимдействующую нормативную и техническую документацию на огнетушители, источникивытесняющего газа и на используемые виды ОТВ.

9.3.Организация для проведения работ по техническому обслуживанию огнетушителейдолжна располагать рабочим помещением, оснащенным приточно-вытяжной вентиляцией(согласно действующим нормативным документам) и необходимыми складскимипомещениями.

9.4.Организация должна иметь емкости, необходимые для сбора остатков ОТВ,выгружаемых из огнетушителей.

9.5.Организация, проводящая работы по перезарядке огнетушителей, как правило,должна располагать необходимым оборудованием для регенерации или утилизацииОТВ.

9.6.Организация должна иметь необходимый инструмент для выполнения работ поразборке и ремонту огнетушителей и безопасный источник освещения (с напряжениемпитания не более 36 В) для проведения внутреннего осмотра огнетушителей.

9.7.Организация должна иметь безопасное аттестованное оборудование для проверки основныхпараметров огнетушителей, ОТВ и проведения испытаний огнетушителей и их узлов.

В целяхбезопасности испытательное оборудование следует располагать в отдельномпомещении.

9.8.Организация должна располагать камерой для сушки и окраски огнетушителей, безопаснойсистемой зарядки огнетушителей и баллонов осушенным газом, оборудованием дляконтроля массы и герметичности газовых баллонов и огнетушителей.

9.9Организация должна располагать необходимым набором этикеток или бирок (п.12.2 ), на которых указывается информация о выполненных работах, дата ихпроведения, марка заряженного в огнетушитель ОТВ, название организации и ееюридический адрес.

10.1.При техническом обслуживании огнетушителей необходимо соблюдать требованиябезопасности, изложенные в нормативно-технической документации на данный типогнетушителя.

-эксплуатировать огнетушители при появлении вмятин, вздутий или трещин накорпусе огнетушителя, на запорно-пусковой головке или на накидной гайке, а такжепри нарушении герметичности соединений узлов огнетушителя или при неисправностииндикатора давления;

-производить любые работы, если корпус огнетушителя находится под давлениемвытесняющего газа или паров ОТВ;

- заполнятькорпус закачного огнетушителя вытесняющим газом вне защитного ограждения и отисточника, не имеющего предохранительного клапана, регулятора давления иманометра;

-наносить удары по огнетушителю или по источнику вытесняющего газа;

-производить гидравлические (а тем более пневматические) испытания огнетушителяи его узлов вне защитного устройства, предотвращающего разлет осколков итравмирование обслуживающего персонала в случае разрушения огнетушителя;

-использовать открытый огонь или другие источники зажигания при обращении сконцентрированными растворами отдельных пенообразователей (ПО-3АИ, ПО-3НП, САМПО, ПО-6НП и«Морской»), т. к. они могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси;

-производить работы с ОТВ без соответствующих средств защиты органов дыхания,кожи и зрения;

-сбрасывать в атмосферу хладоны или сливать без соответствующей переработкипенообразователи.

10.3.Лица, работающие с огнетушителями при их техническом обслуживании и зарядке,должны соблюдать требования безопасности и личной гигиены, изложенные внормативно-технической документации на соответствующие огнетушители,огнетушащие вещества и источники вытесняющего газа.

10.4.При тушении пожара в помещении с помощью газовых передвижных огнетушителей(углекислотные или хладоновые) необходимо учитывать возможность снижениясодержания кислорода в воздухе помещений ниже предельного значения ииспользовать изолирующие средства защиты органов дыхания.

10.5.При тушении пожара порошковыми огнетушителями необходимо учитывать возможностьобразования высокой запыленности и снижения видимости очага пожара (особенно впомещении небольшого объема) в результате образования порошкового облака.

10.6.При тушении электрооборудования при помощи газовых или порошковых огнетушителейнеобходимо соблюдать безопасное расстояние (не менее 1 м) от распыливающегосопла и корпуса огнетушителя до токоведущих частей [11 ].

10.7.При тушении пожара с помощью пенного или водного огнетушителя необходимообесточить помещение и оборудование.

11.1.Огнетушащие вещества, с истекшим гарантийным сроком хранения или по своимпараметрам не отвечающие требованиям соответствующих нормативно-техническихдокументов, должны подвергаться регенерационной обработке или утилизироваться.Недопустимо сбрасывать или сливать ОТВ без дополнительной обработки изагрязнять окружающую среду.

11.2.Пенообразователи, потерявшие свои первоначальные свойства и не подлежащиерегенерации, рекомендуется использовать в виде смачивателей при тушении пожаровкласса А или в качестве водных растворов при очистке загрязненных металлическихповерхностей [6 ].

11.3.Обезвреживание биологически «жестких» пенообразователей рекомендуетсяпроизводить путем сжигания концентрата в специальных печах либо путемзахоронения на специальном полигоне.

11.4.Согласно рекомендациям [7 ,9 ],некондиционные огнетушащие порошковые составы на фосфорно-аммонийной основе(Пирант-А, ПФ, П-2АШ, Вексон-АВС и др.) или на хлоридной основе (ПХК, Вексон-Д)могут быть использованы в качестве сырья для удобрений.

Порошокна бикарбонатной основе (ПСБ-3М) может быть использован в качестве компонента вчистящих средствах или для нейтрализации кислых сточных вод.

12. ЗАПИСИ О ПРОВЕДЕННОМТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

12.1. Опроведенном техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе (спомощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальномжурнале (п.12.4, приложение 6 ).

12.3.При проведении перезарядки порошкового огнетушителя кроме указанной табличкивнутрь огнетушителя помещают алюминиевую или полимерную пластинку (размеромпорядка 40 ´ 25 мм) с указанием маркизаряженного порошка, даты перезарядки и организации, проводившей ее. Надписи напластинке должны сохраняться не менее четырех лет; пластинка должна прочнокрепиться за сифонную трубку или в другом удобном месте, она не должна мешатьвыходу порошка из огнетушителя при его применении.

12.4. В журналеучета огнетушителей на объекте должна содержаться следующая информация:

- маркаогнетушителя, присвоенный ему номер, дата введения его в эксплуатацию, местоего установки;

-параметры огнетушителя при первоначальном осмотре (масса, давление, марка заряженногоОТВ, заметки о техническом состоянии огнетушителя);

1. Для тушения очагов пожаровразличных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:для класса А – порошок типа АВСЕ; для классов В, С и Е - типа ВСЕ или АВСЕ идля класса Д -типа Д.

2. Знаком ++ отмечены рекомендуемые к оснащениюобъектов огнетушители; знаком + огнетушители, применениекоторых допускается при отсутствии рекомендуемых или при соответствующемобосновании; знаком - огнетушители, которые не допускаются для оснащенияданных объектов.

Для предельной площади помещений разных категорий(максимальной площади, защищаемой одним или группой огнетушителей) необходимо огнетушителейодного из типов, указанное в табл. 1 или2 перед знаком ++ или +.

Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями

Предельная
защищаемая
площадь, м 2

Воздушно-
пенные огнету-
шители вмести-

Комбиниро-
ванные
огнетушители
(пена-порошок)

вместимостью 100 л

Порошковые
огнетушители
вместимостью

Углекислотные
огнетушители
вместимостью, л

А, Б, В ( го­рючие газы и жидкости)

В (кроме горючих га­зов и жидкостей), Г

1. Для тушения очагов пожара различныхклассов порошковые огнетушители должны иметь соответствую щие заряды: для класса А - порошок типа АВСЕ; дляклассов В, С и Е - типа ВСЕ или АВСЕ и для класса Д - типа Д.

2. Знаком ++ отмечены рекомендуемые к оснащениюобъектов огнетушители; знаком + огнетушители, применениекоторых допускается при отсутствии рекомендуемых или при соответствующемобосновании; знаком - огнетушители, которые не допускаются для оснащенияданных объектов.

Категории помещений по взрывопожарной ипожарной опасности
(
по НПБ105-95 )

Характеристика веществ и материалов, находящихся
(обращающихся) в помещении

Горючие газы (ГГ), легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) с температурой вспышки не более 28 ° С в таком количестве, что могут образовываться взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа

Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с температурой вспышки более
28 ° С, горючие жидкости (ГЖ) в таком количестве, что могут образовываться взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа

В1 - В4 - пожароопасные

ГЖ и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категории А или Б

Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; ГГ, ГЖ и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива

Использование огнетушителей на
автотранспортных средствах [5 ]

(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимальнонеобходимое количество)

1. Длязащиты автотранспортных средств должны применяться порошковые или хладоновыеогнетушители.

Допускаетсяприменение на автотранспортных средствах углекислотныхогнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожараВ), чем рекомендованные для этой же цели порошковые или хладоновыеогнетушители.

2. Наавтотранспортные средства допускается устанавливать только те огнетушители,конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.

3. Вкачестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использоватьмногоцелевые порошковые составы типа АВСЕ.

4.Легковые и грузовые автомобили должны комплектоваться порошковыми илихладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 л (типа ОП-2 илиОХ-2).

5. Автобусы особо малого класса (типа РАФ, «Газель» идр.) оснащаются,как минимум, одним огнетушителем типа ОП-2; автобусы малого класса (ПАЗ и др.)- двумя огнетушителями ОП-2; автобусы среднего класса (ЛАЗ, ЛиАЗ и др.) и другие автотранспортные средства для перевозкилюдей - двумя огнетушителями (один в кабине ОП-5, другой в салоне ОП-2).

6. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов итранспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться, как минимум, двумяогнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй - нацистерне или в кузове с грузом.

7. На большегрузных внедорожных автомобилях-самосвалахдолжен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.

8. Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона,смонтированного на автомобиль ном шасси,должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа взависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированногооборудования.

9. Навсех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственнойблизости от водителя или в легкодоступномместе. Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и в другихместах, доступ к которым затруднен. Огнетушители, размещаемые вне кабины, следуетзащищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.

10.Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключалась вероятностьвыпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, а также пристолкновении или ударе его о препятствие.

Приложение 5

Рекомендуемые образцы документов по техническомуобслуживанию огнетушителей

Эксплуатационный паспорт наогнетушитель

1.Номер, присвоенный огнетушителю

2. Датавведения огнетушителя в эксплуатацию

3. Местоустановки огнетушителя

4. Тип имарка огнетушителя

7. Датаизготовления огнетушителя

8. Марка(концентрация) заряженного ОТВ

Приложение 6 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

4. Применение огнетушителей в производственных, складских иобщественных зданиях и сооружениях: Рекомендации/ Навценя Н.В. Исавнин Н.В. Матюшин А.В. и др. - М. ВНИИПО, 1986.- 31 с.

5. Использование огнетушителей на автотранспортныхсредствах: Рекомендации/ Исавнин Н.В.,Навценя Н.В. Болохов А.П. и др. - М. ВНИИПО, 1986. -10 с.

6. Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров: Инструкция / Пешков В.В. Лебедев С.Ю. Кузьмин В.П. - М. ВНИИПО, 1996.- 28 с.

7. Утилизация и регенерация огнетушащих порошков: Инструкция/ Антонов А.В. Жартовский В.М. ДаниленкоВ.Г. - М. ВНИИПО, 1988. - 25 с.

8. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения:Справ. изд. в 2-х книгах/ Баратов А.Н.,Корольченко А.Я. Кравчук Г.Н. и др. - М. Химия, 1990. - 880 с.

9. Применение порошка марки ПХК в техническихсредствах пожаротушения: Инструкция/ ЧибисовА.Л. Вайсман М.Н.,Габриэлян С.Г. и др.- М. ВНИИПО, 1996, инв. № 1168. - 27 с.

10. Рекомендации по проектированию, созданию и оснащению пунктовтехнического обслуживания и ремонта переносных порошковых огнетушителей / Зозуля И.И. Коваленко В.В. МельниченкоИ.М. Гром В.В. - Киев: КФ ВНИИПО, 1985. - 33 с.