Руководства, Инструкции, Бланки

природа лидерства и руководства img-1

природа лидерства и руководства

Рейтинг: 4.2/5.0 (1832 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство и лидерство в менеджменте

Руководство и лидерство в менеджменте. Природа руководства и лидерства. Функции руководства и лидерства.

Руководство и лидерство -- это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство -- на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”.

Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель - официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство - элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более широкая социальная система. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: - бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); - политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Выделяют три типа лидеров :- Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом. - Лидер (в узком смысле слова) - менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы. - Ситуативный лидер - обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, поход, спортивное мероприятие и т.д.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

ЛИДЕРСТВО И СТИЛИ РУКОВОДСТВА - VI Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2014 года)

Управляющие действуют по правилам, лидер действует правильно.

Уоррен Беннис, гуру лидерства

В зависимости от целей организации, сферы ее деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов: различными будут требования к знаниям, навыкам и личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам. Многое зависит от таких ситуационных факторов, как уровень развития группы, ожидания ее членов, особенности поставленной задачи. Вместе с тем возрастает универсальное значение таких лидерских качеств руководителя, как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения.

Общий настрой коллектива и уровень его развития во многом зависит от того, как складывается в нем деловые отношения руководства и подчиненных («по вертикали»). Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». В словаре психолога - практика сказано: “Стиль – это способ осуществления, выполнения чего-либо, характерный совокупностью своеобразных приемов. Из этого следует, что совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных, получила название управленческого стиля или стиля руководства.

Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец поведения.

В стиле руководства как индивидуальном почерке управления проявляется деловитость, активность и целеустремленность руководителя в достижении задач, поставленных коллективом, раскрываются его способности, умения и навыки. Стиль является существенным фактором воспитания членов коллектива, развития у них инициативы и самостоятельности, но в то же время он служит критерием оценки деятельности самого руководителя. Необходимо отметить, что, следуя какому-то определенному стилю, руководитель в реальной деятельности в зависимости от конкретной ситуации может применять различные стили в определенных сочетаниях.

В таблице 1 представлены отличительные черты трех классических стилей руководства (Р.К. Вите, Р.Липпет).

Характерные черты классических стилей руководства

1. Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели – результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

2. Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель представляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

3. Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремиться использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы

Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

Каждый из трех классических стилей руководства имеет характерные формы внешнего проявления. Авторитарному руководителю чаще присущи суровое выражение лица, резкий неприветливый, приказной тон, отделение себя от группы. Демократичному руководителю больше свойственны общительность, внешняя доброжелательность, распоряжения в форме просьбы или рекомендации, преобладание в речи «мы» над «я». Важнейшими свидетельствами попустительского стиля часто служат безучастный внешний вид руководителя, его стремление быть незаметным, заискивающий тон при обращении с сотрудниками.

Одним из основоположников поведенческого подхода – К. Левин показал, что авторитарное руководство приводит, как правило, к выполнению большего объема работ, чем демократическое. При этом, однако, уменьшается мотивация, снижается качество и особенно – оригинальность исполнения; возникает напряженность и агрессивные формы поведения (как между руководителем и исполнителями, так и между самими исполнителями). При либеральном руководстве значительно снижается и объем, и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворенность таким стилем.

Существенное значение в социальной психологии и жизни групп имеют феномены лидерства и руководства, от которых зависит, кто берет на себя функции сплочения, развития и организации группы, каковы психологические особенности такой деятельности.

Лидеры создают видение будущего, устанавливают цели, задают новые направления развития, бросая вызов существующему положению вещей и являясь проводниками изменений. Руководители заинтересованы в стабильности, в сохранении существующего положения вещей. Они организуют подчиненных и направляют их на достижение поставленных задач в соответствии со стандартами, управляют коллективом в условиях заданных ограничений. Руководство фокусируется на производственном процессе. Эта деятельность, как правило, сопряжена с ресурсами: человеческими, временными, денежными, техническими и другими, необходимыми для выполнения производственных задач. Природа лидерства может быть лучше раскрыта, если его сравнивать с руководством. Руководитель и лидер в организации - это разные понятия. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Природа лидерства может быть лучше раскрыта, если его сравнивать с руководством (таблица 2). Руководитель и лидер в организации - это разные понятия. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Отличительные черты руководителя и лидера

Сфера деятельности -шире, т.к. «представляет» малую группу в более широкой социальной среде

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора компетенций, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Кричесвский Р.Л. (1998г) отмечает, что руководство является социальным феноменом, а лидерство- психологическим. Лидерство дополняет руководство, повышая эффективность взаимодействия руководителя и подчиненных.

Современные исследования позволяют определить, что одной из особенностей социализации руководителя с развитыми лидерскими качествами, является наличие в жизненном опыте трудных ситуаций, которые продуктивно «пережиты» и остаются источником личного опыта. Руководителя с лидерскими качествами отличает представление о ситуациях, которые принято считать «форс-мажорными» или кризисными.

Наиболее эффективными условиями для развития лидерских качеств руководителя в ситуации неопределенности, являются условия, возникающие при организации совместной деятельности по совместно-творческому типу. На развитие лидерских качеств руководителя влияют следующие условия:

• минимизация указаний по поводу заданий, которые должны быть выполнены и инициирование в группе обсуждения возможного результата;

• ориентация на содержание совместной деятельности при взаимодействии с подчиненными;

• учет индивидуальных предпочтений и возможность ролевого обмена между участниками в зависимости от ситуации.

• возможность видоизменять правила групповой работы, что обеспечивается разработкой процедуры выбора способов принятия решения и тем, что группа выступает коллективным субъектом ответственности за принятые решения.

• ресурсный подход к конфликтам.

• гибкость структуры коммуникации и легкость внутригрупповой атмосферы.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя, способствующее наиболее эффективной работе организаций. Только он, выбрав правильный стиль руководства, может воздействовать на динамику развития фирмы. Организуя работу фирмы, он формирует определенное представление о себе среди подчиненных и партнеров.

Базарова, К. Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук[Текст]: Спец. 190005 - Социальная психология (психологические науки)/ К.Т. Базарова; Московский государственный университет имени М В Ломоносова; науч. руков. О.Т. Мельникова – Москва, 2008.

Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» [Текст]/Г.Х. Бакирова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 592 с. – (серия «Magister») ISBN 978-5-238-01437-1

Киселева, Л. Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст]: Спец. 190006 - Юридическая психология (психологические науки)/ Л. Е. Киселева; Академия управления МВД РФ; науч. руков. И. О. Котенев -Москва, 2011.

Перейти к обсуждению работы

Природа лидерства

Природа лидерства

Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, олени, волки). Здесь всегда есть вожак — наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами. Почему уже на уровне стадных животных протолидерство становится необходимым? Стадо представляет собой сложно организованную систему с отчетливо выявленными потребностями. Основная — потребность самоорганизации, упорядочения поведения отдельных элементов системы в целях сохранения ее целостности и обеспечения развития. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному и горизонтальному распределению функций и ролей. Формируется иерархическая пирамида, вершиной которой и выступает протолидер.

Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные системы — самоорганизация и развитие которых не может основываться только на природных факторах. Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии членов функции лидера могут быть выражены весьма слабо или не выражены вообще — не проявляются черты лидерства в толпе пешеходов или среди пассажиров транспорта. По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает. Эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и пр. Именно к такому типу объединений относится современное производство, поэтому в нем обязательна институализация лидерства, его конституирование в руководство.

Среди теорий лидерства можно выделить подход с опорой на личные качества лидера: поведенческий и ситуационный подходы.

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает небольшого роста, малой физической силы.

Старейшей является теория черт. Она и сегодня не утратила своей актуальности. Суть теории черт состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личностными качествами человека. Один из основателей теории черт Э. Богардус, который писал: «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение рано или поздно».

Острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людам доверие обусловливают способность человека стать лидером. Для проверки теории черт были проведены обширные исследования, которые поставили под сомнение верность концепции. При детальном анализе оказалось, что 1) индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще; 2) в некоторых сферах деятельности (предпринимательство) высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха; 3) целый ряд выдающихся способностей людей на протяжении многих лет, а часто и всей жизни, оказывается невостребованным, не находит применения и не приводят к лидерству/Означает ли это полную несостоятельность теории у черт? Отнюдь. Набор лидерских качеств в каждой конкретной ситуации варьируется и зависит от исторической эпохи, национальности, культурных традиций и многих других условий. Очевидно, что лидер крестьянской общины по своим качествам будет существенно отличаться от лидера инженерно-конструкторского бюро.

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:
— интеллигентность в вербальном и символическом плане;
— инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;
— уверенность в себе — благоприятная самооценка;
— привязанность к сотрудникам;
— решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
— зрелость;
— мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

К теории черт примыкают концепции харизматического лидерства. Они восходят к идеям М. Вебера и представлены сегодня работами В. М. Басса — Б. Шамира, Р. И. Хозе, М. Артура. Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека-исполнителя под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Такие способности есть у весьма немногих людей. Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в общегрупповые. Можно ли научиться быть харизматическим лидером коллективе? Однозначного ответа нет. Но есть ряд рекомендаций, которые могут оказать помощь в постижении сути харизмы. 1) Решающая харизматическая способность — влияние на восприятие мира и ценности членов коллектива. Условием ее приобретения является прежде всего знание своих сотрудников, уважение к их интересам, потребностям, ценностям. Вполне, естественно, что эти индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, и лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. 2) Харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. 3) Харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива для общества в целом — благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т. д. Благодаря этому усиливается внутренняя мотивация сотрудников — выполняемая социальная роль повышает самооценку, человек ощущает свою значимость, осознает высокий смысл своей скромной деятельности и даже свою незаменимость. 4) Харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. 5) В группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация — реализованностъ потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

В реальной жизни харизматическое лидерство встречается не так часто. Оно наиболее эффективно в группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией трудовых функции и отсутствием четко установленных стратегий реализации организационных задач. Слабость такого типа руководства проявляется в чрезмерной зависимости деятельности группы от личности лидера — если его уволить или перевести на другую работу, группа оказывается практически не дееспособной.

Второе рождение получила теория черт в факторно-аналитической концепции лидерства. Различают индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей. Добрый, общительный, склонный к рефлексии, гибкий, уважающий других людей человек, длительное время находясь на руководящей должности в армии или других авторитарных структурах, как правило, утрачивает некоторые из этих свойств и приобретает вторую группу качеств, связанную с характером выполняемой деятельности, — решительность, уверенность в себе, строгость (а порой и жесткость) в отношениях с подчиненными, требование беспрекословного подчинения распоряжениям и т. д. Иными словами, стиль деятельности лидера зависит от ситуации — несет на себе отпечаток социальных условий, в которых он действует.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер и т. п.

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер) исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер есть функция определенной ситуации, и человек, «являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях» (Стогдилл).

С этой точки зрения лидерские качества относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость основных качеств — целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, компетентность. Слабость ситуационной концепции в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера, — нет подходящей ситуации, и лидером тебе уже не стать. Э. Хартли предлагает приблизить ситуационное лидерство к реалиям жизни, дополнив следующие положения: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства;
3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой;
4) лидером становится тот, кто к этому стремится.

Уточняет, развивает и качественно обогащает ситуационную концепцию теория конституентов (последователей). Она объясняет природу лидерства по аналогии с известной пословицей — «свита делает короля». Лидера создают последователи. Но в этой теории лидер предстает как бы второстепенным и ничего не определяющим объектом деятельности конституентов.

Доверие последователей к лидеру — это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его дейстьчй. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от лидера требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций: а) информационно-аналитической; б) выработки процзамм; в) принятия решения; г) организации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:
1) подбор и расстановку исполнителей;
2) доведение до них решений;
3) уточнение и адаптацию решений применительно месту исполнения;
4) создание внешних и внутренних условий исполнения;
5) координацию деятельности исполнителей;
6) подведение итогов и анализ результатов.

Специфику лидерских склонностей анализирует концепция психосоциотипов. В зависимости от врожденно-обусловленных особенностей своего психосоциотипа, человек склонен к тому или иному типу лидерства.

Совокупность теорий лидерства дает возможность увидеть разнообразные стороны феномена, но целостной картины явления нет и, по мнению многих специалистов, не может быть — слишком многообразны проявления лидерства, слишком они зависимы от национальных, культурных, религиозных и прочих факторов. В попытках определить лидерство как целостное явление необходимо рассматривать четыре главных момента 1) мотивация и качества лидера; 2) задачи лидера; 3) последователи лидера; 4) механизм взаимодействия лидера и его последователей.

Руководство и лидерство

Руководство и лидерство

Стили управления руководителя

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОЛОТ-АВТО

Цель и задачи исследования

Результаты проведенного исследования

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Об актуальности темы «Руководство и лидерство» говорить не приходиться. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находится в коллективе. Лидерство и руководство - два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство - это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей. Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен, потому что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже - наставлениями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным.

Определяющая роль руководителя возникает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

Целью курсовой работы является изучение таких понятий, как «руководство» и «лидерство» на примере предприятия ООО «Молот-авто».

Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятия «руководство» и «лидерство»;

ознакомиться со стилями управления руководителя и его качествами;

изучить признаки лидерства в теориях лидерства;

исследовать лидерские качества директора предприятия «Молот-авто;

подобрать и изучить литературу по данной теме.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключении и списка используемых источников. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе говорится о руководстве и лидерстве в структурах управления. Во второй главе содержится практическая часть данной работы.

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО В СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие о руководстве и лидерстве

Лидерство и руководство -- это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство -- на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении.

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое заметно уже в самой терминологии. Руководителю - это ведущий за руку, лидер (от англ. leader - ведущий). В тоже время эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группах, хотя эти две формы управления соединяются в одном лице.

Б. Д. Парыгин в своих исследованиях выделил основные отличия руководства и лидерства:

лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель - официальных отношений группы как некоей социальной организации;

лидерство представляет собой феномен микросреды, а руководство - элемент макросреды, отвечающий системе доминирующий системе доминирующих в ней социальных отношений;

в отличие от лидерства, руководство - это явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов группы;

процесс руководства характеризуется применением гораздо более определенной системы различных санкций, чем это имеет место в лидерстве;

процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства;

сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более широкая социальная система;

лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, в то время как руководство - это преимущественно социальная характеристика формальных отношений в группе, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения Бандурка, А. М. Основы психологии управления: учебник / А. М. Бандурка. - Ростов - на/Д. Феникс, 2009. - С. 184..

Руководитель -- это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Следует отметить также различия этих понятий в их связи с правовыми полномочиями. Руководство представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, который осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти. Руководитель имеет официальные полномочия, назначаться и освобождаться с должности вышестоящими социальными структурами. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений. Лидерство - это процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, который осуществляется лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий. Члены группы сами назначают лидера на его неофициальный пост, оценивая его знания, опыт и личностные качества, но члены группы могут и лишить его этих полномочий без официальных решений, если он не оправдывает их ожиданий.

Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. Лидер обладает властью авторитета, а руководитель - властью полномочий. Власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы. В этом есть своя опасность - власть авторитета относительно легко потерять.

Стили управления руководителя

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

Либеральный Чередниченко, И. П. Психология управления: учебник / И. П. Чередниченко. - Ростов - на/Д. Феникс, 2005. - С. 153..

Для авторитарного стиля характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Преобладающие методы руководства приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются.

В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.

Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.

Высокая вероятность ошибочных решений.

Подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников.

Неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе.

Неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

В демократическом стиле управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»). Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы. Каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических, коммуникативных способностях руководителя.

Важные производственные проблемы обсуждаются, и на этой основе вырабатывается решение. Руководитель всячески стимулирует и поощряет инициативу со стороны подчиненных.

Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам.

Общение ведет доброжелательно и вежливо.

При таком стиле в коллективе складывается благоприятный психологический климат.

Либеральный стиль управления характеризуется тем, что все могут высказывать свои позиции, но реального учета согласования позиций, не стремятся достичь («максимумом демократии»), с другой стороны -- даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек («минимумом контроля»).

Особенности стиля: общение ведется доверительным тоном, действуют уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относятся терпимо, совсем соглашаются, но ничего не предпринимают для улучшения своей деятельности. Такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью.

Типология лидерства К. Левина имеет в психологии наиболее широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория Дугласа Мак-Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособ. / В. А. Розанова. - М. Альфа-Пресс, 2009. - С. 93..

Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые вообще не любят работать, стремятся избежать работы. Людей, которые не имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, таких, которые требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую принуждение и наказание. Жесткий контроль.

Руководители стиля «У» исходят из того, что работа - это природный процесс, свойства людей. В соответствующих условиях люди не только не избегают работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству присущи многим людям и задача руководителя - использовать их.

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства

Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX -- начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера Щекин, Г. В. Организация и психология управления персоналом: учеб. пособ. / Г. В. Щекин. - М. МАУП, 2002. - С. 342..

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт не решаема. В 1940 г. психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских» Чередниченко, И. П. Психология управления: учебник / И. П. Чередниченко. - М. Феникс, 2005. - С. 145. Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие. Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% -- дважды, 4-5% -- трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства»Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособ. / А. А. Урбанович. - М. Харвест, 2007. - С. 24. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство -- продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера, выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным).

Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер -- как субъект управления этим процессом Антонова, Н. В. Психология управления: учеб. пособ. / Н. В. Антонова. - М. Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - С. 17. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но и о руководстве.

Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;

более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

Основные функции лидерства - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот автори-тет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОЛОТ-АВТО»

Цель и задачи исследования

Объект исследования: директор предприятия «Молот-авто».

Предмет исследования: лидерские качества руководителя.

Цель: определить может ли директор данного предприятия быть руководителем и лидером в одном лице.

Выбор метода исследования.

Предприятие «Молот-авто» начало свою деятельность полгода назад, но, не смотря на столь короткий срок существования, у него уже имеется богатая база клиентов. Организация занимается тем, что поставляет и продает запчасти для машин иностранного производства.

Директора организации зовут Ефимов Валерий Сергеевич, ему двадцать три года. Он имеет среднее профессиональное образование. Этот человек достаточно эрудирован, с ним интересно рассуждать на различные темы. Помимо того что он любит поразмышлять, его интересуют активные виды спорта, он с удовольствием катается на горных лыжах и любит ездить по лесу на велосипеде. Валерий с удовольствием согласился стать испытуемым в данном исследовании.

Для проведения данного исследования были использованы: метод наблюдения, проективная методика и тестовый опрос.

Метод наблюдение - психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим.

Проективный метод -- один из методов исследования личности. Он основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.

Тестирование - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Как было упомянуто выше. Для проведения данного исследования использовались метод наблюдения, проективная методика и тестовый опрос. В методике наблюдения была использована «Психогеометрическая методика экспресс диагностики типа личности» (на основе наблюдения элементов поведения) Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов: пособ. / Е. Е. Миронова. - М. Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - С. 102..

Психогеометрия -- практическая система анализа типологии личности. Она позволяет:

определить тип личности интересующего человека;

дать подробную характеристику личных качеств;

В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используются:

внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.);

речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.);

язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.);

психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, эмоциональная чувствительность, и т.п.).

Ознакомившись с основными категориями наблюдений, необходимо, следя за поведением интересующего человека, фиксировать частоту появлений указанных категорий в его поведении. С этой целью необходимо заполнить таблицу (Приложение 1).

По каждой категории наблюдения делались пометки. После этого определили общую сумму проявлений элементов поведения и психических особенностей для каждого типа личности, в результате чего получилось, что:

в категории «внешний вид» - модные дорогие вещи, соответствует ситуации;

в категории «рабочее место» - каждая вещь на своем месте;

в категории «речь» - логичная, ясная, краткая, уверенная, властная, четкая, эмоциональная, быстрая, громкий высокий голос;

в категории «язык тела» - ненапряженная поза, плавные, уверенные движения, широкие, выразительные жесты, уверенная энергичная походка;

в категории «основные психологические характеристики поведения» - стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия.

Исходя из этого следует, что данного нам человека можно сопоставить с треугольником, а треугольник, как известно, это истинный лидер.

В проективной методике использовался тест «Несуществующее животное» Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов: пособ. / Е. Е. Миронова. - М. Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - С. 96. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Валерию было предложено нарисовать не существующее животное и назвать его, не существующим именем (Приложение 2). После чего был сделан анализ рисунка, по которому была дана некая характеристика испытуемого.

Этот человек с завышенной самооценкой, он не доволен своим положением в социуме. Имеет стремление к самоутверждению. Испытуемый активно переходит к осуществлению своих планов, тенденций. Не имеет заинтересованности в том, какое мнение о нем имеют окружающие. Так же у него имеется некий страх, переживание за что-то. Этот человек основательно, обдуманно и рационально принимает решения, контролирует свои рассуждения, выводы, решения. В основном испытуемый принимает решения стандартно и банально, но он имеет задатки творческого мышления. Имеется уверенность в себе, он сможет завоевать себе место под солнцем. Помимо положительных качеств, этот человек имеет и отрицательные черты, такие как: жалеет об упущенных возможностях, сожалеет о сказанном и сделанном, недоволен собой. Испытуемый подсознательно стремится защитить себя от окружающих, а так же стремится противостоять людям старше его по возрасту.

В тестовой методике данному человеку было предложено выполнить двенадцать тестов-опросников (Приложение 3), по которым можно определить:

степень индивидуальной выраженности лидерства;

степень экстра- или интроверсии;

насколько эффективно он владеет своей речью и умеет излагать собственные мысли;

определить уровень личных потребностей в достижении успеха;

измерить уровень силы воли;

выявить силу характера;

оценить потенциальную способность быть предпринимателем;

определить какую роль он играет в этой жизни: «капитан», «рулевой» или «пассажир»;

выявить какой он руководитель;

оценить уровень потенциальных возможностей быть руководителем.

руководство лидерство стиль управление

Результаты проведенного исследования

Проведя исследование, видно, что данный человек относится к руководителю административного типа. У него достаточно твердый характер, хорошие организаторские способности, что особенно заметно в умении подбирать и расставлять кадры. Разумно планирует свою работу, выделяя в ней приоритеты. Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у него крайних форм. Исходя из этого всего, можно предположить, что у него демократический стиль управления предприятием. Он любит ходить «непроторенными» дорогами, имеет собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Имеет склонность критиковать, любит, чтобы за ним было последнее слово. Валерию свойственны: энергичность, общительность, открытость, непостоянство, гибкость поведения, большая инициативность, что также свойственно экстравертам, а именно - сангвинику. Обычно экстраверты обладают внешним обаянием, прямолинейностью в суждениях, быстротой принятия решения, что заметно и у нашего испытуемому. У него в определенной степени выражены лидерские качества: решительность, целеустремленность, инициативность, гибкость, независимость, харизматичность, щедрость, страсть к работе. Он хорошо умеет разбираться в людях, рисковать, убеждать. Ему нравится быть занятым и иметь возможность размышлять. К сожалению, у него средний уровень мотивации достижения успеха. В этом случае ему нужно активизировать себя, выработать в себе больше уверенности и целеустремленности. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что данный человек может являться руководителем и лидером в одном лице. У него есть все предпосылки к этому. Главное работать над собой.

В данной курсовой работе удалось достичь поставленной цели с помощью решения установленных задач.

Раскрыв понятия руководства и лидерства, видно, что это два разных способа управления. Руководитель выражает свои официальные полномочия, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений.

Ознакомившись со стилями управления руководителя, появились конкретные представления о том, что из себя представляют такие стили управления как авторитарный, демократический и либеральный.

Изучив признаки лидерства в теориях лидерства, можно выделить основные функции лидерства: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах; выработка и поддержание групповых норм; внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Исследовав лидерские качества директора предприятия «Молот-авто», можно сделать вывод, что ему характерен демократический стиль управления предприятием. Он может совмещать в себе как лидера, так и руководителя. Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством. В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации. Руководство необходимо, так же как и лидерство. Человек может не быть лидером по натуре, но при этом он может великолепно руководить предприятием. Лидерство скорее заражает идеей и ведёт за собой, чем управляет людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антонова, Н. В. Психология управления: учеб. пособ. / Н. В. Антонова. - М. Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 226 с.

Бандурка, А. М. Основы психологии управления: учебник / А. М. Бандурка. - Ростов - на/Д. Феникс, 2009. - 256 с.

Бендас, Т. В. Психология лидерства: учеб. пособ. / Т. В. Бендас. - Изд. Питер, 2009. - 448 с.

Бугрова, О. Г. Психология управления: учебник / О. Г. Бугрова. - М. ИНФРА-М, 2008. - 127 с.

Волкогонова, О. Д. Управленческая психология: учебник / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. - М. ИНФРА-М, 2005. - 352 с.

Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов: пособие / Е. Е. Миронова. - М. Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

Морозов, А. В. Деловая психология: учебник / А. В. Морозов. - 3-е изд. доп. И перераб. - М. Академический проект, 2005. - 1040 с.

Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособ. / В. А. Розанова. М. Альфа-Пресс, 2009. - 384 с.

Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления: учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на/Д. Феникс, 2005. - 416 с.

Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособ. / А. А. Урбанович. - М. Харвест, 2007. - 640 с.

Чередниченко, И. П. Психология управления: учебник / И. П. Чередниченко. - Ростов-на/Д. Феникс, 2005. - 608 с.

Щекин, Г. В. Организация и психология управления персоналом: учеб. пособ. / Г. В. Щекин. - К. МАУП, 2005. - 832 с.

Гаджиев, В. А. Лидерство и руководство [Электронный ресурс] / В. А. Гаджиев - Санкт-Петербург. [2006]. - Режим доступа: //http://www.elitarium.ru/2006/12/18/Liderstvo_i_rukovodstvo.html. [Загл. с экрана].

Еремина, С. А. Соотношение руководства и лидерства в системе управления [Электронный ресурс] / С. А. Еремина - Москва. [2010]. - Режим доступа: //http://upravlencam.ru/cos_ps/lid_upr/index.html. [Загл. с экрана].

Креницын, О. Б. Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства [Электронный ресурс] / О. Б. Креницин - Москва. [2009]. - Режим доступа: //http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/149-psixologiya-upravleniya-lichnost-i-gruppa.html. [Загл. с экрана].

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ

(на основе наблюдения элементов поведения)

Концептуальное описание характеристик. Психогеометрия -- практическая система анализа типологии личности. Она позволяет:

определить форму (или тип) личности интересующего Вас человека;

дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому языке;

составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Психогеометрия, как система, сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер -- специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.

Эта система может использоваться в педагогической практике как в форме опросного варианта методики так и в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения. В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используются:

1) внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.);

речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.);

язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.);

5) психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность, дисциплинированность и т.п.).

Ознакомившись с основными категориями наблюдений, необходимо, следя за поведением интересующего Вас человека, фиксировать частоту появлений указанных категорий в его поведении. Таким образом Вы сможете определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения и анализа. С этой целью необходимо заполнить таблицу.

Содержание категорий наблюдения типа личности

Логичная, ясная, краткая, уверенная, властная, четкая, эмоциональная, быстрая, громкий высокий голос, остроты, жаргон

Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная «паузы нерешительности» скороговорка, высокий срывающийся голос, междометия, вопросы, слова-паразиты

Непоследова-тельная, отклонения от главной темы, плавная, эмоциональная успокаивающая скорее медленная, расслабляющая, сочный голос, комплименты, восторженные оценки, «мы» предпочтительнее «я»

Непоследова-тельная ассоциативная, яркая, быстрая, образная, эмоциональная, зажигательная, восторженные оценки, богатая лексика, остроты

Скованная, напряженная поза («зажатость»), рассчитанные движения,

точные, скупые жесты, медленная, «солидная» походка, бесстрастное лицо, деланный или «нервный» смех, потение

Ненапряженная поза, плавные, уверенные движения, широкие, выразительные жесты, уверенная энергичная походка, сжатые губы, пронзительный взгляд, властное рукопожатие

Неуклюжий, резкие, отрывистые, нервные движения, неуверенные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, быстро краснеет

Расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, минимальная социальная дистанция, жизнерадостная походка, подчеркнуто доброжелательное приветствие

Ненапряженные быстро меняющиеся позы, быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая

Основные психологические характеристики поведения

Организо-ванность пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональ-ная эрудиция, слабый «политик», узкий круг друзей и знакомых

Лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия,

склонность к риску, высокая работоспособ-ность, буйность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный «политик», остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей

Изменчивость, непоследователь-ность, неопреде-ленность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуаль-ность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»),

тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям

Высокая потребность в общении, контактность, доброжелатель-ность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению (и меланхолии), эмоциональная чувствитель-ность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность слабый «политик»,болт-ливость, способность уговаривать и убеждать других, сентименталь-ность, тяга к прошлому, склонность к общественной деятельности, гибкий распорядок дня, широкий круг

друзей и знакомых

Жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосред-ственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения и отношений, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе «душа компании», остроумие, безалаберность в финансовых вопросах, небольшой круг друзей

Обработка результатов. По каждой категории наблюдения делаются пометки: реализуется она или нет у конкретного человека. После этого определяется общая сумма проявлений элементов поведения и психических особенностей для каждого типа личности (сумма по каждой колонке). Тот тип, для которого зафиксировано больше элементов, является доминирующим для данного человека. Далее, используя таблицу интерпретаций, производится интерпретация результатов.

Интерпретация. Фигура, которую обследуемый поставил на первое место или по которой наблюдатель выделил больше элементов поведения, -- это основная фигура (или субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры -- это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности. В случае опроса, при отсутствии фальсификации, первая выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, вторая -- на уровне подсознания, а третья -- на уровне бессознательного.

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки -- зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление -- мысль). Так, например, образы и мысли -- представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук -- ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) -- с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест -- ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражение) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части -- обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо --устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется -- осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево -- тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности -- следует решить дополнительно.)

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств -- уши, рот, глаза. Значение детали «уши» -- прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ -- как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно -- зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами -- вербальная агрессия, в большинстве случаев -- защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы -- истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы -- также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога -- защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками -- когтями, щетиной, иглами -- характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья -- тенденция к самоукрашению, к самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически -- чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -- постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе -- это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части -- конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей -- своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек -- кудрей; цветково-функциональные детали -- энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа -- крылья или щупальца и т.д.) Украшающие детали -- демонстративность, склонность обращать па себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции -- судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо -- отношение к своим действиям и поведению. Влево -- отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная и отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии, контура. Это защита от окружающих, агрессивная -- если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой -- если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью -- если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты -- соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры -- против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур -- защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры -- недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое -- элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа -- больше в процессе деятельности (реальной), слева -- больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей -- только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном, несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, -- или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -- экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии -- слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом -- не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -- резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же -- фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.