Руководства, Инструкции, Бланки

художественное руководство это img-1

художественное руководство это

Рейтинг: 4.5/5.0 (1813 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Художественный руководитель должностная инструкция

Художественный руководитель должностная инструкция

Должностные обязанности. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава учреждения и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций. предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально - психологического климата. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам учреждения.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; нормативные документы администрации Воронежской области и учредителя коллектива; организацию театрального (музыкального) производства; психологию управления и творческого труда; современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу; классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций; основы организации труда, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет:

18 разряд - в театре оперы и балета (в т.ч. имеющих звание "Академический"), во всех остальных академических театрах;

16 - 17 разряды - в драматических театрах, ТЮЗе, театре кукол, в филармонии, самостоятельных музыкальных и танцевальных коллективах, симфонических, камерных, духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов в составе филармоний, в концертных залах с правами юридического лица;

15 разряд - в других театрах и художественных коллективах.

Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования, а также условия оплаты творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя. определяются при заключении трудового договора в установленном порядке.

Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции. разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме. Мы всегда поможем и оценим.

Еще

Другие статьи

Художественный - это

художественный это:

1. Художественным называют всё то, что относится к искусству и к произведениям искусства.

Художественная форма. | Художественные достоинства романа. | Художественный стиль. | Художественный образ. | Художественное мастерство, дарование. | В художественном отношении спектакль безупречен.

2. Художественными называются музей, галерея и т. п. где для всеобщего обозрения выставлены произведения искусства в области живописи, графики, народных ремёсел и т. п.

Художественная выставка, галерея. | Художественный салон.

3. Художественным называется печатное издание, которое публикует полезные или интересные сведения об объектах культуры и искусства.

Художественный альбом. | Художественный журнал.

4. Художественные учебные заведения — это школа, училище или институт, где профессиональные художники, скульпторы, дизайнеры, архитекторы и т. п. обучают учащихся школьников, студентов основам живописи, скульптуры, дизайна, архитектуры и т. п.

5. Художественный перевод — это переложение поэтического или прозаического текста с одного языка на другой, при котором сохраняется авторская идея, но стиль, образность и т. п. изменяются, произведение обретает самостоятельную эстетическую ценность, целостность.

6. Художественная проза — это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея и т. п. которые считаются интеллектуальными жанрами в отличие от лирической, эмоциональной поэзии.

Первые значительные опыты в области художественной прозы были предприняты Пушкиным в то время, когда он уже был прославленным поэтом.

7. Художественный руководитель (театра, творческой студии и т. п.) — это один из руководителей театра, студии и т. п. в обязанность которого входит организация, руководство творческим процессом.

8. Художественная самодеятельность — это исполнение произведений искусства любительскими, непрофессиональными творческими коллективами.

9. Художественными называют виды деятельности, в результате которых действительность воспроизводится в эстетических образах.

Художественное творчество. | Художественная литература.

10. Народный художественный промысел — это какая-либо деятельность по созданию художественных изделий практического или декоративного назначения.

Художественная резьба, вышивка. | Художественная обработка дерева, металла.

11. Художественная гимнастика — это спортивные соревнования женщин в гимнастических и танцевальных упражнениях с лентой, обручем, булавой и т. п.

12. Художественным называют то, что отвечает эстетическим запросам, эстетическому вкусу, то, что считается красивым.

Художественное оформление зала.

Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003 .

Смотреть что такое "художественный" в других словарях:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, художественная, художественное; художествен и (редк.) художественен, художественна, художественно. 1. только полн. прил. по знач. связанное с искусством, с деятельностью в области искусства. Художественное образование.… … Толковый словарь Ушакова

«Художественный» — (Невский проспект, 67), кинотеатр. Открыт в начале 1910 х гг. как кинотеатр «Сатурн». С 1933 назывался «Кино — массам», с 1935 — «Художественный». Имеет 2 зала (947 и 263 места). Специализируется на показе комедийных и музыкальных… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. 1. см. художество. 2. полн. Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства. Художественное училище. Х. руководитель театра. Художественная гимнастика. Художественная самодеятельность.… … Толковый словарь Ожегова

Художественный — (Невский проспект, 67), кинотеатр. Открыт в начале 1910 х гг. как кинотеатр «Сатурн». С 1933 назывался «Кино массам», с 1935 «X.». Имеет 2 зала (947 и 263 места). Специализируется на показе комедийных и музыкальных фильмов. Санкт Петербург … Санкт-Петербург (энциклопедия)

художественный — художественный, кратк. ф. художествен (устаревающее художественен), художественна, художественно, художественны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

художественный — ая, ое; худо/жествен, енна 1) полн. ф. Изображающий действительность в образах. Художественное творчество. Художественная литература. Художественный фильм. Художественное произведение. В магазин эстампов, художественных репродукций и литографий… … Популярный словарь русского языка

Художественный — Это название носят несколько российских кинотеатров: Художественный (кинотеатр, Москва) Художественный (кинотеатр, Санкт Петербург) Художественный (кинотеатр, Иркутск) … Википедия

художественный — • высоко художественный … Словарь русской идиоматики

Художественный — прил. 1. соотн. с сущ. искусство, связанный с ним 2. Связанный с деятельностью в области искусства. отт. Свойственный людям искусства, характерный для них. 3. Изображающий действительность в образах. Ant: научный отт. Свойственный произведениям… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги
  • Художественный металл Древней Руси. Г. Н. Бочаров. Издание 1985 года. Сохранность хорошая. В книге Г.Н. Бочарова "Художественный металл древней Руси. X-XIII вв." анализируется развитие стиля и техники этого интересного ремесла в крупнейших… Подробнее Купить за 540 руб
  • Художественный музей Уолтерса. В. Морозова. Художественный музей Уолтерса, расположенный в пригороде Балтимора, Мэриленд, - публичный художественный музей, основанный в 1934 году… Подробнее Купить за 525 руб
  • Художественный музей Уолтерса. В. Морозова. Художественный музей Уолтерса, расположенный в пригороде Балтимора, Мэриленд, - публичный художественный музей, основанный в 1934 году… Подробнее Купить за 300 руб
Другие книги по запросу «художественный» >>

Материал по теме: Руководство постановочным и репетиционным процессом в хореографическом коллективе

Материал по теме:
Руководство постановочным и репетиционным процессом в хореографическом коллективе

В школах искусств накоплен огромный опыт по творческому воспитанию детей. В основном, эта сторона развития ребенка раскрывается в концертно-выставочной деятельности, т.е. на «выходе» готового «продукта» педагогической деятельности.

Опыт, накопленный педагогическим составом школы, позволяет говорить о важности концертной деятельности в учебном процессе. Основную задачу в учебном процессе педагогический состав видит в получении конкретного творческого результата, как от ребенка, так и от каждого отделения школы. Именно в процессе концертной деятельности этот результат могут оценить и сам ребёнок, и родители, и окружающие.

Скачать:

Глава 1. Необходимые условия для организации работы и

творческой деятельности хореографического коллектива.

1.1 Требования к художественному руководителю 6

1.2. Репертуар – лицо хореографического коллектива 11

1.3. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в

хореографическом коллективе 13

1.4. Педагогическая целесообразность проведении концертных

выступлений хореографического коллектива и их организация 15

Глава 2. Методика работы в танцевальном коллективе

2.1. Методические рекомендации по постановке концертного номера 18

2.2. Анализ работы и творческой деятельности ансамбля «Жар-Птица»

руководитель Мухачева К.А. 21

Список литературы 25

В Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа существует немало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Это художественные, музыкальные, театральные коллективы, коллективы КВН и многие другие. Насчитывается 16 хореографических коллективов. Интерес к искусству хореографии с каждым годом неуклонно возрастает. Об этом говорят открывающиеся классы с эстетическим уклоном в общеобразовательных школах, где проходят уроки хореографии; кадетские корпуса и женские семинарии в которых изучаются историко-бытовые и бальные танцы; появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Так же происходит популяризация самодеятельных танцевальных конкурсов среди различных учебных заведений. Все эти факты – свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для возникновения и организации новых хореографических коллективов, а так же роста и развития уже существующих, что отвечает потребностям нашей действительности.

В школах искусств накоплен огромный опыт по творческому воспитанию детей. В основном, эта сторона развития ребенка раскрывается в концертно-выставочной деятельности, т.е. на «выходе» готового «продукта» педагогической деятельности.

Опыт, накопленный педагогическим составом школы, позволяет говорить о важности концертной деятельности в учебном процессе. Основную задачу в учебном процессе педагогический состав видит в получении конкретного творческого результата, как от ребенка, так и от каждого отделения школы. Именно в процессе концертной деятельности этот результат могут оценить и сам ребёнок, и родители, и окружающие.

Основные принципы организации концертной деятельности:

  • разработка форм совместной творческой деятельности всех отделений и отделов школы;
  • поиск и апробация современных форм при подготовке творческого проекта;
  • освоение современного концертного репертуара для участия в культурно-массовых мероприятиях различной направленности;
  • реализация практико - деятельностного подхода в образовании.

В концертных мероприятиях задействованы все отделения –музыкальное, хореографическое и художественное. Это позволяет внести разнообразие в программу. В течение последних лет в школе накопился положительный опыт проведения совместных мероприятий, что позволяет с разных позиций раскрыть заявленную тему, придать мероприятию динамику. Концертные программы дополняются работами учащихся художественного отделения, а иногда они задают смысловую нагрузку мероприятия, являясь оформлением сцены. В выставочные мероприятия органично вплетаются музыкальные номера, хореографические. В настоящее время коллектив школы продолжает работу над поиском новых форм совместной творческой деятельности всех отделений школы.

Цель работы: рассмотреть необходимые условия для плодотворной работы хореографического коллектива.

1. Рассмотреть и изучить требования к художественному руководителю хореографического коллектива.

2. Проанализировать репертуар хореографического коллектива.

3. Изучить воспитательную работу в процессе репетиционных занятий хореографического коллектива.

4. Рассмотреть педагогическую целесообразность проведения концертных выступлений и их организация.

Источниковедческой базой для выполнения курсовой работы следующая литература:Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие; Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельно художественном коллективе; Кветная О.В. Учите детей танцевать.

Глава 1. Необходимые условия для организации работы и творческой деятельности хореографического коллектива.

1.1. Требования к художественному руководителю хореографического коллектива

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики.

Художественный руководитель – это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива.

Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.

Большинство художественных руководителей сами являются постановщиками номеров в своих коллективах, но есть и такие кто приглашает постановщиков и использует работы других хореографов, но и те и другие должны обладать знаниями и навыками балетмейстера.

Что же собой должен представлять сам балетмейстер, в чём заключаются его задачи в искусстве, в чём специфика его профессии?

Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а так же в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.

Значит, мы должны разделить балетмейстеров на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер.

1.Балетмейстер-сочинитель, создатель новых хореографических произведений. Его можно сравнивать с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создаёт образы пластические, зримые.

Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное число разнообразнейших танцевальных композиций.

Балетмейстер должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и национальностей, как бы эти движения не были сложны.

Балетмейстер должен иметь выразительное тело и лицо. Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором. Должен замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, подобно объективу фотокамеры, должен точно фиксировать сцену или танец, так же как ухо композитора или дирижёра контролирует игру оркестра. Музыкальный слух, безупречное чувство ритма дают балетмейстеру возможность, работая над музыкальным произведением, запомнить его так, чтоб при сочинении хореографии он смог его мысленно пропеть. В связи с этим наличие начального музыкального образования необходимо для балетмейстера, так как идеал балетного спектакля или отдельного танцевального номера – это полная органическая взаимосвязь между музыкальным произведением и танцевальным. Знание законов изобразительного искусства для балетмейстера очень важно, так как неотъемлемой частью его работы является рисунок в танцевальной композиции, подбор красочной гаммы костюмов и декораций.

2.Балетмейстер-постановщик – это тот, кто ставит артистам уже сочинённые произведения.

3.Репетитор – это тот, кто репетирует сочинённый и поставленный спектакль или отдельный танец. Часто занимается возобновлением старых танцевальных номеров, вводом в них новых исполнителей, в его обязанности входит работа по показу и отделке танцев и мизансцен, как сольных, так и массовых.

4. Слово «танцмейстер» буквально означает « мастер танца», то есть отдельного номера, работающего в малых формах.

Только в больших театрах и больших профессиональных коллективах можно встретить целый штат балетмейстеров, репетиторов и танцмейстеров высокой квалификации: одни из которых работают только с солистами, другие – с кордебалетом, третьи лишь с народно-характерными танцовщиками, четвёртые специализируются в области современной хореографии. Но в небольших хореографических коллективах имеется один единственный штатный балетмейстер, который является и сочинителем, и постановщиком, и репетитором, и художественным руководителем в одном лице. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или программу концертного выступления коллектива. Он должен обладать пытливым умом и жаждой знаний, заниматься самообразованием: много читать (специальной и художественной литературы), посещать музеи и выставки, концерты и театральные премьеры, то есть знакомиться с выдающимися достижениями других искусств, что расширяет кругозор, развивает ум и художественный вкус.

Художественный руководитель не только балетмейстер, но и воспитатель. Он должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а так же быть в какой-то степени и дипломатом – умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив – это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене.

Художественный руководитель всегда на виду и скрыть свои пороки не удастся, поэтому планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть очень высока. Надо постараться воспитать в себе лучшие качества, искореняя по возможности такие как: самовлюблённость, зазнайство, высокомерие, чёрствость и равнодушие к участникам коллектива, несправедливость в решении спорных вопросов, пристрастное отношение к одним и неприязненное к другим, необходимо избегать легкомыслия в профессиональных оценках и стараться никогда не давать невыполнимые обещания. Начинать работу необходимо с организации самого себя, только в этом случаи художественный руководитель может рассчитывать на прочный и устойчивый успех во всех начинаниях. Талант, ум, долг, справедливость, чистая совесть никогда не подведут, это должно быть творческим крэдом художественного руководителя коллектива. Иначе сколько ни тверди о нравственности, коллектив всегда увидит безнравственное поведение своего руководителя – и авторитета как не бывало! Во время создания новых хореографических номеров, подготовки ответственных концертов, участники коллектива часто находятся в состоянии большого нервного и психического напряжения, без чего невозможен настоящий творческий процесс. По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от ненужной нервозности весь коллектив. И тон всем этим отношениям должен задавать балетмейстер, художественный руководитель.

Художественный руководитель это:

1. Идейный лидер, сильная творческая личность, определяющая идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива.

2. Человек, обладающий прекрасными организационными способностями.

3. Передовой человек своего времени, высокой культуры и глубоких знаний. 4. В небольших хореографических коллективах художественный руководитель сочетает в себе и балетмейстера, и постановщика, и репетитора.

5. Человек, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства.

6. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или концертную программу.

7. Заниматься самообразованием: много читать (специальной и художест-венной) литературы, посещать музеи, выставки, концерты и так далее, то есть расширять кругозор, развивать ум и художественный вкус.

8. Воспитатель коллектива, сам воспитанный человек, обладающий выдержкой, умением ладить с людьми, владеющий искусством «стратегии» и «тактики».

2.2. Анализ работы и творческой деятельности ансамбля «Жар-Птица»

руководитель Мухачева К.А.

В 2010 году в городе Советский Советского района был создан ансамбль «Жар-Птица». В ансамбле две возрастные группы:

- младшая (от 3 до 6 лет);

- средняя (от 6 лет 6 месяцев до 11 лет).

В каждой группе ведется своя воспитательная работа в процессе репетиционных занятий, поэтому группы не объединяются.

Для детей младшего дошкольного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений. Движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании, поэтому важно им давать перерыв. Продолжительность репетиций 40 минут, где 7-10 минут перерыв. Малышам главное – объяснить, для чего он постоянно репетирует, криками и принуждениями от них ничего не добьешься. Репертуар должен быть понятен им. Музыку желательно подбирать известную им, это могут быть песни из мультфильмов, тогда они охотней будут исполнять танец. Не нужно их ругать если вдруг, что-то у них не получилось во время концерта. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Длительность номера не должна составлять более 2 минут.

Дети младшего школьного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. При выборе танцевального репертуара также следует учитывать интересы и склонности детей данного возраста. Танец не должен выглядеть фальшиво. Музыка должна легко восприниматься на слух, должны быть четко слышны сильные доли. Длительность номера от 2,5 до 4 минут.

У детей в этом возрасте проявляется самостоятельность, (желание делать все самостоятельно, дети требуют доверия от взрослых), поэтому нужно давать возможность больше исполнять самим. Методом показа пользоваться только на начальном этапе. Говорить об ошибках понятно, конкретно, что бы ребенок мог понять, что вы от него хотите, ведь они в этом возрасте настойчивы и упрямы, желают добиться результатов и если не будут понимать свои ошибки могут закрыться и потерять интерес к танцу и занятиям в хореографическом коллективе.

Репертуар концертных номеров средней группы:

  1. «Ярмарка» - русский - народный танец ( исполняют 12 человек).
  2. «Танец Солнца» - индийский танец, стилизация (исполняют 14 человек).
  3. «Тарантелла» - итальянский танец (исполняют 14 человек).
  4. Танец «Гномы» - детский хореографический спектакль «Белоснежка и семь гномов». (7 человек)
  5. Танец «Ласточек» - музыкально - хореографический спектакль «Дюймовочка» (7 человек)
  6. Танец «Рыбки» - музыкально - хореографический спектакль «Дюймовочка» (10 человек)
  7. «Друзья» - детский танец. ( 6 человек).

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Балетмейстеру важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

Танец – это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, в то же время наделенный изобразительными правами танцевальной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца. Также танец выражает собой философскую суть.

Сегодня важно определить роль, место и значение танца в системе воспитания и признать, что эстетические параметры танца являются важнейшими, но не единственными характеристиками. Задачи физического, творческого, эстетического и духовного воспитания детей дошкольного возраста и школьников заставляют пересмотреть разновидности и многообразие типов танца в социальном контексте развития личности. Отсюда можно сделать вывод о многофункциональности танца как важного феномена, который в силу недостаточной исследованности ограниченно и пассивно используется в системе воспитания, образования и в процессе физического обучения и требует дополнительного исследования.

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, танец помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя / [Предисл. О.Мятина ]. - 2-е изд. испр. и доп. – М. Просвещение, 1985. – 448с

2. Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М. издательство Московского Государственного Института Культуры, 1994. – 548с

3. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М. 1983. – 238с

4. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: сборник научных трудов - М. 1989. – 293с

5. Эстетическое воспитание в школах искусств: из опыта работы. – М. 1988. – 184с

6. Интернет-сайт: www.eti-deti.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. « Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе».

Данная работа содержит методические рекомендации по партерной растяжке для детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе.Методы развития выворотности и силы ног, гибко.

Взаимодействие педагога и концертмейстера.

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. В докладе расскрываются формы и.

Основные задачи и принципы здоровьесбережения в хореографическом коллективе.

Считается, что хореографы — люди находящиеся все время в движении, которые занимаются спортом и, соответственно, ничего болеть у них не должно.Речь не идет о банальном ОРВИ, речь про другие болезни —.

Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.

В данном докладе описаны формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли.

О возрастных особенностях детейпри организации работы вхореографическом коллективе.

Кто такой художественный руководитель театра и в чем его разница с режиссером?

Кто такой художественный руководитель театра и в чем его разница с режиссером?

Татьяна "@" Оракул (96309) 3 года назад

режиссер ставит только одну пьесу
худрук отвечает за весь репертуар театра

* Знаток (376) 3 года назад

а за что именно они отвечают?

Татьяна "@" Оракул (96309) 3 года назад

ежиссёром называется ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, который в пределах разработанного им плана постановки ведёт повседневную репетиционную работу[1].

Менее ответственные задания режиссёра-постановщика в процессе подготовки спектакля выполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра[1].

Роль режиссёра-постановщика в оперном театре и в балете обычно скромнее, чем в театре драматическом, поскольку интерпретатором музыкально-драматического произведения является дирижёр[2], а балет ставит прежде всего балетмейстер[3].

Татьяна "@" Оракул (96309) 3 года назад

2. Должностные обязанности В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель: 2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности. 2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы. 2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве. 2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении. 2.5. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра. 2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам. 2.7. Организует работу по развитию творческих связей

Татьяна "@" Оракул (96309) 3 года назад

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие. 2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию. 2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала. 2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности. 2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата. 2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам

Светлана Жданова Ученик (127) 6 месяцев назад

вождь театра (разг,)

МОИ Ответы к госам

/ МОИ Ответы к госам

I. Принцип насыщения содержания рекреативно-оздоровительной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативно-оздоровительной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.

II. Принцип индивидуального подхода в создании условий для отдыха и оздоровления молодежи. Он реализуется в следующих моментах: в создании вариативных оздоровительно-досуговых программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям молодежи; - в направленности досугового-оздоровительной деятельности на обогащение, внутреннего мира (субъективности) личности; - в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения; -в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации (редезадаптации) студентов новичков к нормам поведения в рекреационном микросоциуме; - в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на молодежь.

III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.

Это один из ведущих принципов организации социопедагогической деятельности. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению к друг другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться.

IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.

Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативно-оздоровительной деятельности, включающей оздоровление, физическую и психофизическую активность молодежи пр.

50. Стильи принципы руководства самодеятельным объединением

Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость».

Таким образом, самодеятельное творчество – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время.

Функции руководства
1. Художественно-творческая
- обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;
- разработка программ, проведение мероприятий;
- оказание методической помощи в деятельности коллективов;
- участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.
В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается директором (заведующей) клуба, Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено самодеятельным творчеством – это художественный руководитель ДК.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям самодеятельных коллективов. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива самодеятельного творчества.

Функции художественного руководителя
Совпадают с функциями Художественного совета:
- планирование деятельности самодеятельных коллективов;
- методическая помощь самодеятельным коллективам;
- планирование программ;
- организаторская функция;
- функция контроля.

Непосредственное руководство самодеятельным коллективом осуществляетруководитель– это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива
- художественно-творческая
- воспитательная
- организаторская
- планирования
- контроля

В связи с тем, что участие в самодеятельности – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.
Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

Качества руководителя
1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности
2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).


Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:
- во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;
- во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:
а) проблемно и перспективно. то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
б) системно. то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
в) практически и обоснованно. отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;
г) нешаблонно и неконсервативно. сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;
д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;
е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;
ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель самодеятельного коллектива в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру
1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.
2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.
3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.
4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.
5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.
Роли менеджера
- администратор (наблюдать за исполнением)
- плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)
- политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)
- эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)
- представитель группы во внешней среде
- регулятор отношений внутри группы
- источник идей, информации, поощрения, наказания
- судья и миротворец
- диктатор
- «отец» или «мать»
- «козел отпущения»

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1.Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2.Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3.Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

- дела пускает на самотек;
- действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);
- консервативен;
- никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;
- склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;
- критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

51. Технологии социально-культурной реабилитации.

Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis — «способность», rehabilis — «восстановление способности».

К основным принципам реабилитации относятся:

· раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ),

· комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,

· индивидуализация программы реабилитации,

· непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

· социальная направленность РМ,

· использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитаци

1. Медицинская реабилитация.

2. Социальная реабилитация.

3. Социально бытовая адаптация.

4. Социально средовая реабилитация.

1) проведение социально психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

3) содействие в решении личных проблем;

5. Программа профессиональной реабилитации :

Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

Обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социокультурная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Методы социокультурной реабилитации:

Игротерапия - Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д. Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям:

Куклотерапия - Возможности куклотерапии позволяют решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе ребенок-родитель.

Арт-терапия - Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

Музыкотерапия - Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку.

Социально-культурная реабилитация направлена на различные слои населения: детей с ограниченными возможностями, молодых инвалидов, людей пожилого возраста и т.д.

52. Типология самодеятельных объединений

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ - сообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений.

В имеющемся на сегодняшний день арсенале научных знаний, отражающих особенности детского общественного бытия, детских социальных явлений, типология детских общественных организаций представлена самыми различными подходами и классификационными принципами.

Наиболее распространенной, по нашему мнению, типологией, имеющей междисциплинарный статус, является сущностно-ориентационная типологическая модель с явно выраженной идеологической, социально ценностной, целевой дифференциацией. По этой типологии детские и молодежные социальные инициативы, общественные движения и соответствующие им форы бытия классифицируются (дифференцируются) на:

миротворческие и т.д.

Не менее распространенной междисциплинарной типологией детских общественных организаций является их классификация по правовому статусу.

- формальные (официально признанные, институциированные) детские организации (класс, отряд, дружина и пр.)

- неформальные (неофициальные, не имеющие юридического статуса: дружеские компании, группировки, тусовки и пр.).

Типологические параметры детских групп дифференцируются по следующим характерологическим признакам:

- количественные показатели (большие, малые, микрогруппы, диады, триады и пр.);

- общественно-правовой статус (официальные, формальные, неофициальные, неформальные, асоциальные, антиобщественные, общественно полезные и т.д.);

- стиль, установившиеся нормы групповых взаимоотношений (реальные, условные, ответственные, диффузные, открытые, закрытые и пр.);

- уровень и специфика системной интеграции взаимоотношений членов группы (индивидуальных и групповых) внутреннего и внешнего социально ориентированного диапазона: группы, коллективы, группировки, ассоциации, федерации, союзы, организации, корпорации, классы, клубы, звенья, отряды, дружины и т.д.;

- показатели личностной ценности, социальной значимости групповых взаимоотношений, стиля, образа жизни группы: референтные группы, группы формального, неформального членства;

- специфика функциональной заданности (социального заказа): группы личностного роста (скаутские, пионерские звенья, патрули, отряды и пр.), социальной реабилитации, анимации, коррекции, направленной социальной активности, общественно полезной деятельности.

Рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ориентация на оздоровление образа жизни. Опора на активное использование новейших достижении биологии, физиологии, психологии, медицины. Технологии организации досуга детей и подростков. Технологии организации молодежного досуга. Технологии организации семейного досуга. Технологии организации досуга людей среднего и пожилого возраста. Театральные технологии. Этнохудожественные технологии. Технологии менеджмента. Коммуникативные технологии. Технологии социальной работы.

Виды самодеятельного творчества

По содержанию деятельности все самодеятельное творчество условно можно разделить на 6 видов:

1. Художественное творчество

2. Техническое творчество

3. Прикладное творчество

4. Естественнонаучное творчество

5. Социально-политическая самодеятельность

6. Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

Техническое творчество – процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний.

Целью технического творчества является развитие технических способностей личности, формирование его технического решения.

Содержание технического творчества – моделирование, конструирование, радиолюбительство, электроника, картинг, обобщение всего технического опыта и его пропаганда.

Прикладное творчество – процесс по самостоятельному созданию овеществленных предметов, имеющих утилитарное значение.

Цели прикладного творчества:

- воспитание художественного творчества или создание реальных вещей через внедрение художественного вкуса;

- овладение определенными навыками и умениями;

- ликвидация профессиональной ограниченности личности.

Содержание прикладного творчества – кройка и шитье, вязание, вышивание, выжигание, резьба по дереву, мягкая игрушка, аппликация, икебана, гильоширование (выжигание по шелку), пейчворг (лоскутная техника), таксидермия, плетение соломкой, лепка из соленого теста и др.

Естественнонаучное творчество – это процесс по развитию логических способностей личности.

Цель естественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научить его логически мыслить.

В культурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны с:

а) Гуманитарными исследованиями – объединения краеведческой, поисковой направленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие клубы по интересам (Клубы любителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные и музыкальные гостиные и т.д.);

б) Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности, объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).

Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.

Два вида объединений социально-политической самодеятельности:

1. Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели и задачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.

2. Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищать социальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветеранов Великой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д.

Коллективы физкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всех культурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях:

1. Пропаганда физической культуры.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др.

Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название - «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п.

Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний.

Цели самодеятельного художественного творчества:

- воспитание эстетического художественного вкуса;

- развитие творческих способностей личности;

Существует 2 уровня художественного творчества:

1 уровень – репродуктивный (исполнительский)

2 уровень – созидательный (непосредственно творчество)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Классификация художественной самодеятельности

I. По ориентации на основные пласты художественной культуры

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);

2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);

3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).

II. По типам творчества

1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы самодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).

III. По степени организованности и субъекту организации

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.

IV. По преобладающему виду деятельности

1. Объединения учебного типа (студии)

2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);

3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного типа.

V. По месту локализации (расположения)

1. Сельская художественная самодеятельность

2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

VI. По возрастному составу

1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.

Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

А.П. Марков и Г.М. Бирженюк описывают следующие этапы социально-культурного проектирования:

Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем. В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.