Руководства, Инструкции, Бланки

культурные образцы

Рейтинг: 4.4/5.0 (153 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Культурные образцы - это

Культурные образцы это: Смотреть что такое "Культурные образцы" в других словарях:

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… … Официальная терминология

Культурные ценности — по законодательству РФ нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и … Финансовый словарь

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор,… … Юридический словарь

Культурные ценности Российской Федерации — Культурные ценности  по законодательству РФ следующее: нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла;… … Википедия

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы … Юридическая энциклопедия

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — термин 1) Основ законодательства о культуре и 2) Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. 1) Для целей Основ законодательства о культуре культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Культурные ценности — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия

образцы ожидаемого — Восприятие это активный процесс, в котором стимулы, получаемые органами восприятия, воспринимаются через призму прошлого опыта, образования, культурных ценностей и ролевых установок. Извлекаемая информация зависит от предубеждений и предпосылок… … Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги
  • Церковь Марторана, Палермо. Захарова Анна. В Средние века Сицилия стала местом, где пересекались и плодотворно взаимодействовали античные, византийские, арабские и западноевропейские культурные традиции.Созданное прибывшими с… Подробнее Купить за 2498 руб
  • Control+Shift:публичное и личное в русском интернете. Сборник статей. Конрадова Н. Статьи, представленные в сборнике, посвящены такому постоянно меняющемуся и постоянно меняющему нас самих пространству, как интернет. Каким образом виртуальная реальность перераспределяет… Подробнее Купить за 719 руб
  • Control+Shift. Публичное и личное в русском интернете. Статьи, представленные в сборнике, посвящены такому постоянно меняющемуся и постоянно меняющему нас самих пространству, как Интернет. Каким образом виртуальная реальность перераспределяет… Подробнее Купить за 528 руб
Другие книги по запросу «Культурные образцы» >>

культурные образцы:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Основные компоненты культуры

    Основные компоненты культуры

    Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

    Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

    Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

    Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

    Символическая коммуникация также является важным средством передачи культурных образцов в человеческом обществе. Суть использования этого средства заключается в том, что с помощью вербальных (словесных, речевых) и невербальных жестов передается основной смысл идеи, настроения или чувства. В качестве образцов символической коммуникации могут служить восклицания, телодвижения, эмблемы, рисунки, мимика. Отличительной особенностью этого средства передачи культурных образцов является отсутствие точности, двусмысленность, что позволяет достаточно вольно интерпретировать символические жесты. Для членов общества символическая коммуникация необходима, так как содержит эмоциональный оттенок, позволяет понимать культурные образцы с точки зрения индивидуальных систем ценностей, не требует для понимания сложных словообразований.

    Все темы данного раздела:

    Объект и предмет социологии как науки
    Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить

    Мультипарадигмальность
    Мультипарадигмальность означает сосуществование нескольких парадигм, не сводимых друг к другу и неспособных вытеснить друг друга, в рамках одной науки. Это явление хорошо известно в социол

    Функции социологии, ее связь с другими науками
    Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерно

    Этапы развития социологии как науки
    Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французск

    Методология и методы социологии
    В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и науч

    Программа и план социологического исследования
    Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные д

    Генеральная совокупность, выборка, шкалы и индексы
    Множество социальных объектов, явлений, процессов, которые являются предметом изучения социологического исследования, образуют генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует

    Характеристики шкал
    Тип Шкалы Отношения между шкальными значениями Допустимые преобразования шкалы Допустимые статистические расчеты Наличи

    Количественные и качественные методы в социологии
    Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических исследованиях, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия стратегий прояв

    Личность как объект социологии
    Человек выступает объектом изучения различных гуманитарных наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования, стремится выявить интересующую ее систему существенных черт, свойств, качеств личност

    Социальные статусы и социальные роли
    Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусов 1) генеральный (всеобщий, основн

    Социальные типы личности
    Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, на

    Процесс социализации человека
    Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социаль

    Агенты, виды и факторы социализации
    Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать

    Личность и культура
    Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. О

    Материальная и духовная культура
    Духовная культура Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

    Доминирующая культура, субкультура и контркультура
    Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество

    Молодежная субкультура в России
    В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодёжные субкультуры. Это связано с тем, что молодёжная субкультура – средство обновления современного общества и тра

    Социальные девиации
    Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное дев

    Деструктивное, асоциальное, противоправное, девиантное, делинквентное, криминальное поведение личности
    Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы с

    Социологические теории, объясняющие причины девиаций
    Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение

    Социальные конфликты
    Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; пр

    Основные стадии конфликта, его конструктивные и деструктивные последствия
    Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликт

    Конфликтология как прикладная отрасль социологии
    В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает п

    Основные подходы к пониманию общества в социологии
    Говоря «человек — существо социальное», мы прежде всего имеем в виду, что его нормальная жизнедеятельность связана с обществом себе подобных. И хотя существует даже культура отшельничества, когда л

    Методологический индивидуализм и социальный реализм
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ - концепция и проблема социальной эпистемологии, обсуждавшаяся, наряду с методологическим коллективизмом, в «понимающей» социологии М. Вебера, в формальной социологии

    Системный и структурно-функциональный подходы
    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление методологии специально-науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке

    Признаки общества, основные законы его развития
    В нашем языке термин "общество" используется для обозначения самых различных реалий. В студенческой компании можно услышать восклицание: "Как приятно провести время в нашем обществе!

    Социальная структура общества
    Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способо

    Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества
    Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики социальной структуры общества Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложнос

    Социальная стратификация, ее виды
    Социальная стратификация Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия. Основны

    Критерии социальной стратификации
    Термин стратификация происходит от латинского stratum слой, пласт и facio - делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикаль

    Социальная стратификация современного российского общества
    Стратификация современного российского общества В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. В

    Модели стратификации Т.И. Заславской, Н.М. Римашевской
    Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлага­ются самые различные теоретические схемы, объясняющие рас­слоение современного российс

    Социальная мобильность. Виды мобильности
    Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Виды социальной мобильности Вертикал

    Каналы мобильности
    Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что

    Социальные общности и социальные группы
    Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выст

    Квазигруппа
    Понятие и признаки квазигруппы Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученные выделяют ряд обществ, которые получили название квазигруппы. Как правило, они появляются непредн

    Феномен толпы
    Понятия «чернь», «сброд» известны еще с античности. Чего только стоит воспоминание о римском плебее, жаждущем «хлеба и зрелищ» и блаженно вопившем при виде людей, раздираемых львами! Для романтиков

    Социальные изменения
    Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из од

    Теории социальных изменений
    Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями. К ним в первую очередь, следует отнести теории эволюционизма, теории м

    Эволюция, революция, реформа, модернизация
    Эволюция и революция — соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в ка

    Общественный прогресс и регресс
    Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступ

    Общество и человечество в глобальном измерении
    После краха капитализма наступит коммунизм Глобальное общество — это новый социологический концепт, который связан с процессами глобализации, происходящими в настоящее время и осмысленными

    Глобализация как процесс
    В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи

    Основные теории глобалистики.
    Современные теории глобалистики В теории современной глобалистики, которая до окончания еще не сформирована, наметились кое-какие устойчивые перемены глобальности и глобализации, которые з

    Культурный образец как категория педагогической антропологии

    Культурный образец как категория педагогической антропологии

    Педагогическая деятельность традиционно понимается как система трансляции образцов личности, человеческой деятельности и её результатов от одного поколения к другому. Такая трансляция необходима для сохранения и воспроизводства культуры, в недрах которой осуществляется процесс образования и воспитания. Проблема выделения главных элементов культуры, при помощи которых возможно ее воспроизводство, возникла в середине ХХ века в рамках культурной антропологии, прежде всего, благодаря усилиям Ф. Боаса. Он считал, что каждая культура обладает рядом характерных черт, отличающих её от других культур. Педагогическая деятельность, с этих позиций, может быть рассмотрена как одно из важных средств воспроизводства культурных образцов. Но анализ механизма воспроизводства культуры затруднен тем, что ряд применяемых в его исследовании терминов не имеет однозначного толкования. Прежде всего это относится к ключевому понятию «культурный образец», которое не приобрело еще прочного категориального статуса. Поиск и определение этой структурной единицы культуры начались лишь в первой половине ХХ века.

    Если целью деятельности педагога является формирование личности, способной к воспроизводству культуры, то, что же нужно для этого? В связи с возникновением такого вопроса в культурной и педагогической антропологии начались поиски основных единиц — «генов» — культуры, определяющих её специфику. А. Рамбо пишет о необходимости поиска таких единиц для объяснения закономерностей воспроизводства культуры: «Я полагаю, что выделение теоретически обоснованной и эмпирически применимой единицы, в которой аккумулируется и передается культурная информация, есть главная задача, и только её решение обеспечит очередной прорыв в исследовании процесса культурной эволюции» [1, р. 69].

    Особенно интенсивно поиск единиц культуры велся в американской культурной антропологии начиная с 1930-х годов. По мнению У. Дархама и П. Вейнгарта, с того времени для обозначения «единиц культуры» было выдвинуто около пятидесяти различных терминов [2, p. 300–313]. В частности, в работах культурологов встречаются понятия «элементы культуры», «привычки», «идеи», «верования», «ценности», «нормы», «символы», «мемы», идеалы», «эталоны», «культурные паттерны», «коды высокой согласованности», «социальные эстафеты», «стереотипные культурные формы», «конфигурации», «образцы» и др.

    У. Дюрэм считает, что единица культуры должна отвечать следующим требованиям: а) включать в себя информацию нормативного характера; б) обладать инвариантностью; в) обладать способностью к рубрикации, разделению на группы той информации, которая передается в виде различных функциональных единиц. Основываясь на этих критериях, он предпочитает называть единицы культуры мемами. под которыми он понимает «реальные единицы социально передаваемой информации», имеющие разную форму, размер и структуру [3]. Нужно отметить, что теория мема («мемистика») — первая научная теория о единицах культуры — является широко распространенной в культурной антропологии США, поэтому остановимся на ней подробнее.

    Автором концепции мема считают Р. Доукинса. Доукинс объясняет природу мема как культурного репликатора: «Как гены воспроизводят себя в генофонде, передаваясь от тела к телу через сперму или яйцеклетку, так и мемы распространяются через «мемофонд», переходя из мозга в мозг с помощью процесса, который в широком смысле может быть назван имитацией. Если ученый слышит или читает об интересной идее, он передает её своим коллегам и студентам, упоминает о ней в статьях и лекциях. Если идея прививается (становится модной), она, можно сказать, размножает сама себя, распространяясь от мозга к мозгу» [4, p. 206]. На наш взгляд, самое удачное определение мема принадлежит С. Блэкмор, которая рассматривает мем как «программу для реализации поведения, хранящуюся в мозге (или других объектах) и передаваемую путем копирования» [5, c. 43]. Она считает, что биологическая и культурная эволюция тождественны: если в биологических системах основным репликатором является ген, то в культурной эволюции эту функцию выполняет мем, который является культурным саморепликатором.

    Несмотря на плодотворную роль концепции мема в понимании механизмом воспроизводства культуры, на наш взгляд, более удачным приобретением педагогической и культурной антропологии является концепция культурного образца. В отечественной философии теорию культурного образца начал разрабатывать Е. Д. Бляхер. Он считает, что освоение социального опыта предыдущих поколений осуществляется при помощи «культурных образцов», представляющих собой создаваемые культурой объекты, способные концентрировать и представлять значимые для данной культуры ценности и особенности образа жизни. В качестве примера автор приводит характерный для определенной культуры образ жилища [6]. Мы предлагаем свое определение культурного образца, которое в главном совпадает с точкой зрения Е. Д. Бляхера. Культурный образец — это элемент культуры, выступающий в качестве репрезентанта значимых для культуры ценностей.. По нашему мнению, к культурным образцам следует отнести и «образцовую личность», как продукт и носитель определенного типа культуры. Далее понятие «культурный образец» мы будем применять именно в этом значении.

    Культурные образцы, применяемые в сфере духовной культуры, делятся на естественные и искусственные, причем роль последних в обществе по мере его развития возрастает. Сейчас их изготовление и применение вышло далеко за рамки тех институтов, которые традиционно этим занимались. Проникновение почти во все сферы жизни телевидения и компьютерных технологий открыло невиданные возможности использования специально создаваемых культурных образцов в целях формирования у людей нужных взглядов, интересов и потребностей. Политические партии, религиозные организации, коммерческие фирмы стараются создать такие образцы для подражания, которые способствовали бы формированию личности, поддерживающей их деятельность. В языке, наряду с терминами «модель самолета», «математическая модель» и т. п. появился термин «модель личности» с определенным набором составляющих её элементов. Акцентируя внимание на «рукотворном» характере модели личности, Э. Савицкая, например, определяет «модель культурного человека» как «свод идеализированных портретов «лучших» людей различных эпох и народов, написанных их современниками», в котором «поименно определяется, какие ценности должен культурный человек усвоить, какими нормами поведения руководствоваться, что он должен знать и что уметь. Именно модель (реально сформулированная или подразумевающаяся) является отправной точкой выработки учебных программ и программ воспитания» [7, c. 63].

    Почему же мы обращаем внимание на важность этого вида культурного образца? Дело в том, что общество нуждается в образах таких личностей, которые служат носителями качеств, необходимых для воспроизводства той культуры, на идеалы и стандарты которой человек должен ориентироваться. Главным механизмом воспроизводства этих качеств мы, вслед Г. Тардом и Э. Дюркгеймом, считаем подражание [8; 9; 10]. М. Оссовская, написавшая большую работу о роли личностных образцов в культуре, предлагает считать подражанием «старание походить на кого-то, обусловленное сознательным или неосознаваемым убеждением в тех или иных достоинствах лица, которому мы подражаем» [11, c. 38]. Бессознательное подражание у человека, видимо, коренится в его биологической природе и представляет собой форму проявления распространенного в животном мире имитационного обучения, осуществляемого через копирование детенышами поведения взрослых особей. Известно, например, что в первобытном обществе воспитание детей осуществлялось, главным образом, путем их включения в жизнь рода, где они могли непосредственно наблюдать и копировать поведение взрослых в тех или иных ситуациях, точно так же, как волчонок копирует действия волчицы во время охоты

    По мере развития общества воспитательный процесс постепенно стал обособляться: появились воспитательные учреждения, институт педагогов, техника воспитания. Из многообразия общественного бытия педагог стал выбирать те ситуации, которые считал важными для процесса воспитания, изменив их по своему усмотрению. Так, для воспитания юношей в Древней Спарте сознательно конструировались ситуации, тождественные условиям воинского похода и боя.

    Метод воспитания путем погружения в практическую ситуацию не исчез из арсенала современной педагогики, но её роль все более смещается в сферу обучения. Так, деловые игры, воинские учения, спортивные сборы, стажировки по специальности, представляющие собой трансформации этого метода, ныне в большей мере рассматриваются как обучающие технологии. Показательно, например, что все они входят в учебные разделы планов работы вузовских кафедр, в которых воспитательный аспект едва заметен. Что делать — техногенная культура нуждается в техниках-исполнителях. Но даже если речь идет о подготовке такой личности, то без воспитания, как средства её включения в многообразный мир бытия современного человека, не обойтись.

    Таким образом, в обучении подрастающего поколения, передачи ему культурного опыта большую роль играет феномен подражания. Но для того, чтобы подражать, нужен объект. Таковым в обществе, прежде всего, является личность как основной структурный элемент всякой культуры. Обращая внимание на этот факт, Дж. Марголис пишет: «Культурные сущности обладают особой онтологией. Основной вид таких сущностей представляют, очевидно, личности, ибо их активность порождает слова и предложения, произведения искусства, артефакты и машины, которые сами образуют иные разновидности культурных сущностей» [12, с. 347]. Проведенный под этим углом зрения анализ мифов, религиозных, художественных, научных и научно-популярных текстов, биографий выдающихся людей позволяет сделать вполне определенный вывод: главным средством, при помощи которого воспитатель пытается воздействовать на воспитанника, является личностный образец, под которым, вслед за Оссовской, будем подразумевать «реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию» [11, c. 29]. Как мы писали ранее, при социализации важную роль играют религиозные личностные образцы [13; 14; 15].

    Для обозначения такого образца человека существуют разные термины. Так, Дж. Мид, например, пишет о важной роли в социализации личности образа «обобщенного другого» [16, p. 75–76]. Р. Бернс пишет об определяющей роли в формировании личности «значимого другого» [17, с. 226]. Как уже отмечалось, М. Оссовская предпочитает пользоваться термином «личностный образец».

    Как было указано выше, мы даем расширительное толкование понятию «культурный образец», включая в его объем и личностные образцы. На наш взгляд, личностные образцы входят в культурные образцы и составляют главное содержание последних. Социализация человека, которая во многом осуществляется при помощи образовательных учреждений, главным образом базируется на освоение им личностных образцов. Поэтому личностные образцы должны занять подобающее им место как в педагогической деятельности, так и культуре в целом, активно использоваться как в качестве цели, так и средства воспитания, образования и воспроизводства культуры.

    1. Rambo A. T. The Study of Cultural Evolution // Profiles in Cultural Evolution. Ann Arbur, 1991.

    2. Durham W. H. Weingart P. Units of Culture: Between Biology and the Social Sciences. Mahwah. 1997.

    3. Durham W. H. Coevolution: Genes, Culture and Human Diversity. Stanlbrd, 1991.

    4. Dawkins R. The Selfish Gene. Oxford, 1976.

    5. Blackmore S. The Meme Machine. Oxford, 1999.

    6. Бляхер Е. Д. Культурный образец // Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии: структура и функции. Свердловск, 1986.

    7. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. № 5.

    8. Рахматуллин Р. Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65).

    9. Рахматуллин Р. Ю. Сафронова Л. В. Образы и образцы в научной и педагогической деятельности. Уфа, 2009.

    10. Рахматуллин Р. Ю. Сафронова Л. В. Культурные образцы педагогическом пространстве // Личность в образовательном процессе. Уфа, 2008.

    11. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М. 1987.

    12. Марголис Дж. Личность и сознание. М. 1986.

    13. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.

    14. Рахматуллин Р. Ю. Отражение личности Иисуса Христа в зеркале истории // Вестник ВЭГУ. 2011. № 2.

    15. Рахматуллин Р. Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71).

    16. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

    17. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.

    Культурные образцы

    Концепция "Культурные образцы" (К)

    Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, НГУ, 1992.

    Глава II.ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Образцы принадлежат миру сознания и поведения, и данная концепция могла бы строиться как внутренняя развертка соответствующей части концепции П. Однако образцы, во-первых, имеют чрезвычайную значимость, поскольку служат основой всех процессов сознания и поведения, во-вторых, образцы явно выходят за пределы индивидуального сознания и поведения, то есть носят интерперсональный характер 10. Поэтому контекстом для них служит сознание и поведение в рамках социальных структур и отношений. Наконец, в-третьих, образцы выходят даже за пределы социального, существуя в историческом времени и культуре. Все эти факторы дают основание строить концепцию образцов, автономную относительно концепции сознания и поведения. Благодаря этому концепция образцов напрямую может быть синтезирована с концепцией социальных структур или с концепциями воспроизводства и развития. Сознание и поведение при этом выпадают из поля зрения, считаясь внутренними реализационными механизмами значимых социальных и культурных процессов. При этом всегда сохраняется возможность включить сознание и поведение в рассмотрение, если значимы "субстратные" характеристики реализационных механизмов.

    Образцом считается объект любой природы, с которым человек (индивид, совокупность индивидов) сообразует какие-либо элементы своего сознания и (или) поведения. В данном определении наиболее проблематичным является термин "сообразует". Для его уточнения сразу введем типы образцов "по использованию".

    Шаблон — образец, сообразование с которым состоит в продуцировании подобных этому образцу объектов, в распознавании их и управлении ими. Слово, графический образ, число, натуральный ряд, понятие, схема и прочие подобные объекты обычно выступают как шаблоны.

    Ограничение — образец, сообразование с которым состоит в ненарушении заданных значений признаков (собственно границ). Ограничения могут быть выражены как правила-запреты, правила-разрешения, правила-предписания и т.п. Моральные и правовые нормы обычно являются ограничениями, позиционные нормы (см. концепцию С) могут быть как ограничениями, так и шаблонами.

    Способ — образец, сообразование с которым состоит в уподоблении процессов сознания и (или) поведения при выполнении заданных условий. Способ сходен с шаблоном, но отличается от него в следующих моментах: шаблон применяется к выходам и входам процессов, а способ — к самому процессу с его процедурами. Кроме того, для копирования шаблона анализ наличной ситуации не нужен, поскольку вся информация задана в самом шаблоне. Способ же, как и ограничение, требует учета ситуации: имеются ли условия, нужные для применения всего способа, и условия для составляющих способ процедур; в некотором смысле способ — это последовательность шаблонов операций в ограничениях.

    Символ 11 — образец, сообразовываться с которым — значит приводить элементы сознания и поведения в некоторое интуитивное соответствие с ним. Расплывчатость данного определения обусловлена мягким, во многом иррациональным и бессознательным характером символической регуляции. Наиболее распространенными символами являются мифологические, религиозные, литературные и художественные образы, они вполне могут выполнять функцию шаблонов ("делать жизнь с кого", "Христос страдал, и мы страдать должны" и т.п.). Однако основное влияние этих образов на сознание и поведение является более глубоким, многосторонним и гибким. Человек, освоивший русскую классическую литературу, воспринимает мир и ведет себя в нем иначе, чем человек, не знакомый с ней. Это влияние в меньшей мере состоит в приобретении конкретных шаблонов восприятия и действий, норм или способов поведения (по типу: "Андрей Болконский так не поступил бы"), а в большей мере — в общем интуитивном воздействии на все мировоззрение и жизнедеятельность. Забегая вперед, скажем, что именно символы образуют ядро таких целостно стей, как "христианская культура", "русская культура", "европейская культура", "культура ислама" "индийская культура", "японская культура" и т.п.

    Ценность -— образец, сообразовываться с которым — значит учитывать в сознании и поведении задачи поддержания или осуществления определенной абстракции. Иначе говоря, ценность есть предельное рациональное основание процессов сознания и поведения, выраженное через абстрактное понятие (конструкцию). Ценности, по-видимому, не являются неотъемлемыми составляющими культуры в отличие от шаблонов, ограничений, способов и символов. Возможно, ценности как образцы появляются лишь на определенной стадии развития рационального понятийного мышления. Однако не следует исключать перспективу изучения и реконструкции скрытых, имманентных ценностей, которые являются действительными основаниями сознания и поведения, но не имеют пока в данной культуре явной понятийной фиксации.

    Выделим элементарные образцы и конструктивные образцы как продукты комплексирования элементарных. Примеры: картина может быть шаблоном для репродукций и обучения живописи, быть предметом эстетической ценности, включать символы. Правовая норма (статья уголовного кодекса) представляет собой ограничение, а также шаблон и способ вынесения приговора.

    Другое важнейшее отношение между образцами — "лежать в основе" или " фундировать ". Образцы, не фундируемые другими образцами, но сами фундирующие их, называются ядерными. Ядерные образцы фундируют периферийные образцы. Образец фундирует образец, когда одновременно выполняются следующие условия:

    1) текущее использование периферийного образца проводится по подобию ядерного образца;

    2) при утере периферийного образца, но сохранении ядерного периферийный образец легко восстанавливается;

    3) при утере ядерного образца периферийный образец либо разрушается (исчезает), либо приобретает иной ядерный образец и преобразуется по его подобию.

    Трудно исключить, что в некоторых сферах периферийные образцы сами могут фундировать другие периферийные образцы. Концепция допускает развертывание в этом направлении и построение понятий кругов и рангов периферии. Однако для наших задач достаточно учитывать три концентрических круга объектов: ядерные образцы, фундируемые ими периферийные образцы, объекты реализации образцов.

    Сложен вопрос с симметричностью и циклами отношения фундирования. Пожалуй, в общем случае он должен быть решен положительно. При фундировании образцами друг друга имеет место специфическое выполнение условий 1—3, благодаря чему возрастает устойчивость обоих образцов. Так, события Нового Завета фундируются пророчествами Ветхого Завета, но и наоборот. Культурные образцы не обязаны подчиняться логическим правилам. Устойчивый комплекс образцов с перекрестным фундированием будем называть ядром.

    По-видимому, в своем большинстве ядерные образцы являются элементарными, то есть неразложимыми шаблонами, ограничениями, способами, символами и ценностями. Однако существуют и конструктивные ядерные образцы, особенно в таких рационализированных областях, как наука. Натуральный ряд, силлогизм, аксиоматическая теория, логическое понятие языка суть ядерные конструктивные образцы.

    Периферийные образцы равным образом могут быть элементарными и конструктивными.

    Каждый образец существует в эмпирических данных носителях. Выделяются следующие типы носителей. вещи, тексты, поведения, сознания, отношения. Один образец может быть представлен носителями разных типов. Соответствующие аспекты образца называются его модусами. Имеются вещные, текстовые, поведенческие, психические и структурные модусы. Каждый образец может быть описан через набор (возможно, неполный) таких модусов.

    Через понятие носителя можно выделять различные уровни распространения образца. Простейшая шкала включает три уровня. Образец имеет единичное проявление в некотором модусе, если имеется один его носитель соответствующего типа. Образец имеет частичное распространение, если есть группы носителей. Наконец, образец имеет повсеместное распространение, если каждый объект соответствующего модуса является его носителем. Разумеется, в каждом случае имеются в виду фиксированные границы рассмотрения. Наибольший интерес представляют повсеместные образцы, поскольку с их помощью можно выделить ядерные образцы, значимые для всего данного социума. Для характеристики социальных групп, отношений, механизмов важны частично распространенные образцы, но конкретизация распространения возможна только при соответствующем синтезе концепций. Единичные проявления значимы с точки зрения изучения порождения образцов и взаимовлияния культур.

    Так же, через понятие носителя, определяются процессы появления, расширения распространения, сужения распространения, исчезновения, замещения образцов и т.д. Следует отметить, что эти процессы необязательно жестко связаны в разных модусах. Образец может остаться в сознании, но исчезнуть из поведения и наоборот. Поскольку сохраняются тексты, то сохраняются и текстовые образцы, однако распространение их в слой психических или поведенческих образцов подразумевает выполнение специальной социальной функции освоения. Таким образом, намечаются ходы последующих синтезов концепций.

    Синтез концепций даст основания для более детальных классификаций образцов и их модусов. К примеру, при синтезе концепций П и К можно говорить о таких модусах образцов сознания, как знаковый, мыслительный, чувственный. Так же можно выделить целевые, инструментальные, процедурные и прочие образцы поведения.

    Выделение состава и структуры образцов, модусов и носителей назовем культурным анализом. В качестве примера возьмем "подкову". Самый поверхностный культурный анализ позволяет выделить следующие образцы: подкова как шаблон — металлическое приспособление для защиты копыт домашних животных, и подкова как символ удачи и благополучия. Ясно, что имеется целое разнообразие подков-шаблонов в одной культуре и в разных культурах. В соответствии с различными типами носителей можно выделить следующие модусы подковы как образца- шаблона:

    1) вещный модус — собственно металлическое изделие;

    2) текстовый модус — описания подков, различные контексты, фиксирование в книгах, журналах, справочниках и т.п.;

    3) психический модус, который может быть разложен (после синтеза концепций П и К) на составляющие:

    а) знаковый модус — слово "подкова",

    б) чувственный модус — зрительный образ подковы,

    в) мыслительный модус — совокупность рациональных (энциклопедических) сведений о подкове;

    4) поведенческий модус — включает способы ковки и подковывания.

    Носители образца "подкова" — это единичные вещи, экземпляры книг, в которых описываются или упоминаются подковы, речевые высказывания, возникающие в сознании конкретного индивида образы и мысли.

    Очевидно, что модусы образца живут как бы в разных мирах, где есть свои системы связей и законов: физических, языковых, литературных, психических, логических, праксеологических. Поэтому выделяем модусные слои как совокупности однородных модусов с системами отношений на них. Тогда можно говорить о внутрислойных и межслойных отношениях, структурах, механизмах.

    Если модусы одного образца имеют относительную автономию, то закономерен вопрос: какой модус в ядерном образце отвечает за функции фундирования? Соответственно философским предпочтениям можно отвечать по-разному. Собственно, в истории идей зафиксированы практически все альтернативы: вещный модус (механицизм Лапласа), языковый модус (теория языковой относительности Сепира-Уорфа), психический модус (теория архетипов К. Юнга), мыслительный модус (панлогизм Гегеля) и т.д. По-видимому, любой однозначный ответ суживает реальность. Во-первых, в разных образцах ведущую роль в фундировании играют разные модусы. Если подкова — это прежде всего шаблон, то крест — символ. Для подковы ядерным является вещный модус — по образцу материальной подковы можно выковать такую же. Для креста ядерным является скорее текстовый модус, поскольку все вопросы, связанные с крестом, решаются на основе обращения к каноническим текстам, догматам и толкованиям. Кроме того, в разных культурах разные модусные слои могут иметь преимущественное фундирование. Так, можно выделить чувственно-поведенческие культуры, текстовые (традиционалистские), рационально-вещные (прогрессистские) культуры. Разумеется, любая классификация такого рода сильно упрощает реальность, поскольку в каждой культуре есть большое разнообразие способов фундирования.

    Концепция "Диахрония" (Д)

    Исходные понятия: периоды, объекты. Под периодами понимаются исторически значимые отрезки времени. При интерпретации выбор длительности периода зависит от характера задачи. Для удобства дальнейшего восприятия можно подразумевать под периодом время появления нового поколения: 20—30 лет. Происходящее внутри периода существует как бы в некоторой одновременности — синхронии. Происходящее в двух и более периодах существует уже в истории — в диахронии. Второе понятие "объекты" задано как предельная абстракция, поскольку мы собираемся получать требуемое концептуальное разнообразие через отношения, уже готовые системные конструкции (прежде всего понятие "процесс"), а также синтез с понятиями вышеизложенных концепций.

    Исходное отношение: носитель-структура. Иначе говоря, некоторые объекты представляются для нас как структуры, а другие объекты — как их носители. Значимость этого отношения определяется тривиальной формулой диахронии: носители сменяются, а структуры остаются. Можно было бы увязать носителей с людьми и вещами, а структуры — с социальными структурами и образцами.

    Однако более рационально сохранить здесь свободу для дальнейшего синтеза. Ведь образцы могут также сменяться при сохранении социальных структур, а социальные структуры могут сменяться при сохранении социальных функций. Поэтому оставляем подвижность отношения "носитель-структура" относительно понятий других концепций.

    Из теории систем берем понятие процесс 12. которое является конструкцией отношений на множестве объектов. Объекты могут быть входами, выходами или промежуточными состояниями процесса. Каждый процесс имеет набор необходимых и достаточных входов. Если эти входы существуют, то процесс приводит к появлению выходов. Выходы одних процессов служат входами других.

    Укажем на одно из вспомогательных отношений: " объект существует в периоде ". Остальные вспомогательные отношения должны быть обнаружены и зафиксированы только при дальнейшем уточнении концепции.

    Синхронные процессы — процессы, входы и выходы которых существуют в одном периоде. Диахронные процессы — процессы, входы которых существуют в одних периодах, а выходы — в других (последующих) периодах.

    Рассмотрим вначале диахроино-значимые синхронные процессы, выходы которых являются входами или промежуточными состояниями диахронных процессов.

    Процессы хранения оставляют на выходе ту же структуру с теми же носителями. Процессы переноса оставляют на выходе ту же структуру при разовой смене ее носителей. Процессы поддержки оставляют на выходе ту же структуру при постепенной смене ее носителей. В процессах производства по одной структуре создаются множества носителей. Воспроизводство определим как поддержку производства.

    Приведем поясняющие примеры. Хранятся музейные экспонаты и памятники архитектуры. Трансляция образцов-шаблонов (прежде всего текстов) есть чрезвычайно важный тип переноса структуры на новый материальный носитель. Поддерживаются разнообразные социальные организации: школа, церковь, суд, университет. Производство и воспроизводство близки к стандартному пониманию.

    Все эти процессы, сохраняющие структуру, назовем синхронными преемственными процессами 13 . Они реализуют диахронные преемственные процессы. то есть образуют для последних цепь промежуточных процедур и состояний, а также входы и выходы. Соответственно выделяем диахронное хранение, диахронный перенос, диахронную поддержку и диахронное воспроизводство. Издание книги может рассматриваться как трансляция или производство. Переиздания Библии или Гомера — пример диахронной трансляции, долговременное существование издательской фирмы — пример диахронной поддержки, а смена в течение нескольких периодов печатных станков и технологий — пример диахронного воспроизводства.

    Процессы использования структуры — это синхронные массовые процессы, где входами или выходами являются носители этой структуры. Таковы процессы потребления и производства. В эти понятия здесь вкладывается смысл более широкий, чем общеупотребительный экономический. К примеру, слово или моральная норма могут считаться структурами. Носителями этих структур будут, соответственно, разовое употребление слова (в тексте или живой речи) и поступок, использующий данную моральную норму в ситуации. Тогда процессы использования этих структур таковы. Речь и написание текстов с употреблением данного слова считаются производством. Слушание и чтение — потреблением. Совершение поступков с использованием данной моральной нормы — производство. Претерпевание и восприятие этих поступков окружающими — потребление.

    Все указанные синхронные процессы могут давать постоянные повторения синхронии без каких-либо структурных изменений в плане диахронии. Но в диахронии, наряду с преемственностью и ростом, нас интересует развитие — качественное изменение структур. Механизмам и процессам развития посвящена следующая концепция.