Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по от для осветителя сцены img-1

инструкция по от для осветителя сцены

Рейтинг: 4.1/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Образец документа

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность осветителя 4-го разряда "_________" (далее - "организация").

1.2. Осветитель 4-го разряда относится к категории рабочих.

1.3. На должность осветителя 4-го разряда назначается лицо, имеющее ______ образование и соответствующую подготовку по специальности.

1.4. Осветитель 4-го разряда назначается и освобождается от должности руководителем организации по представлению __________________.

1.5. Осветитель 4-го разряда подчиняется непосредственно _______________.

1.6. В своей деятельности осветитель 4-го разряда руководствуется:

- нормативными актами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- учредительными документами организации;

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями руководителя организации, непосредственного руководителя;

- настоящей должностной инструкцией.

1.7. Осветитель 4-го разряда должен знать:

- приемы и способы освещения объектов;

- системы осветительной аппаратуры;

- электросхемы коммутационной аппаратуры и их типы;

- параметры телевизионных передающих трубок и виды кинопленок;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила техники безопасности;

- положения настоящей должностной инструкции.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осветитель 4-го разряда осуществляет:

2.1.1. Обслуживание съемок и телепередач, спектаклей, концертов, цирковых выступлений, требующих простых световых решений.

2.1.2. Освещение сцены во время спектакля, концерта, циркового выступления и репетиции в соответствии со световой партитурой.

2.1.3. Упаковку и транспортировку световой сценической аппаратуры при выездных работах.

2.1.4. Монтаж и демонтаж осветительной аппаратуры по простым операторским схемам света.

2.1.5. Равномерное распределение осветительной аппаратуры по фазам силовых кабелей.

2.1.6. Выполнение профилактического осмотра и профилактического ремонта осветительной аппаратуры.

2.1.7. Выявление и устранение неполадок в работе приборов.

2.1.9. Примеры работ:

- декорации с большими фонами - освещение;

- интерьеры многоплановые - освещение;

- эффект молнии - создание.

3.1. Осветитель 4-го разряда имеет право:

3.1.1. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.1.2. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда.

3.1.3. Повышать свою квалификацию.

3.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.1.5. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.1.6. Получать от работников организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.1. Осветитель 4-го разряда несет ответственность:

4.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.1.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.1.3. За причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.

4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

5.1. Режим работы осветителя 4-го разряда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

Другие статьи

Инструкция по от для осветителя сцены

ОСВЕТИТЕЛЬ

ОСВЕТИТЕЛЬ, работник одного из технических цехов театра, отвечающих за световое оформление спектакля.

Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения:

1. Верхний свет – осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.)

2. Боковой свет – прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях.

3. Выносной свет – прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе – на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper – отлогий спуск) – световая аппаратура, установленная на полу сцены по ее переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу.

4. Горизонтный свет – аппаратура, предназначенная для освещения т.н. горизонта – специальной декорации в форме плоской задней завесы (полукруглой или купольной).

5. Специальный свет – локальные источники света, вмонтированные в декорацию (канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т.п.), и изготовленные в соответствии с замыслом художника-сценографа.

При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп – прибор для создания мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).

До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ; как правило – из главного регуляторного узла.

В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссер, совместно с художником-постановщиком и светорежиссером, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру.

В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий.

Виноградов В. Театральные здания вчера, сегодня, завтра. М. 1971

Светотехническое оборудование сцены профессиональных театров


Главная | О нас | Обратная связь

Светотехническое оборудование сцены профессиональных театров.

Свет одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения:

Верхний свет - осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.)

Боковой свет - прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях.

Выносной свет - прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе - на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper - отлогий спуск) - световая аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу.

Горизонтный свет - аппаратура, предназначенная для освещения т.н. горизонта – специальной декорации в форме плоской задней завесы (полукруглой или купольной).

Специальный свет - локальные источники света, вмонтированные в декорацию (канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т.п.), и изготовленные в соответствии с замыслом художника-сценографа.

При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп. В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссёр, совместно с художником-постановщиком и светорежиссёром, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру.

В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий.

мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).

До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ.

Компьютерные технологии уверенно вошли в театры и музыкально-концертные залы, завораживая удобством и интеллектом. Сегодня художник по свету может использовать компьютерные программы визуализации, моделирующие в трёхмерном пространстве постановочное освещение сцены. Принцип программы базируется на схематичной расстановке декораций в сценическом пространстве и последующем её освещении, виртуально используя все осветительные приборы, находящиеся в театре. Конечно, для каждого спектакля постановочное освещение своё, единственное и оригинальное, здесь не может идти речь о штампах. Но, тем не менее, художник по свету в театре будет иметь заранее составленные программы освещений: для собраний, презентаций, детских утренников, других мероприятий. За несколько минут свет будет выставлен, раньше это могло занимать более часа.

Вся современная система управления постановочным освещением базируется на компьютерной сети класса Ethernet, для передачи сигналов используется оптоволокновый кабель. Эта локальная сеть имеет выход в Интернет, что даёт почти безграничные возможности. Находясь в любой точке земного шара, где есть компьютер с выходом в Интернет, осветители и помощники режиссёра могут управлять постановочным освещением в режиме реального времени.

Для освещения сцены применяются светильники. прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-рассеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркальными лампами, применяются только для освещения плоских экранов-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожекторного типа.

Выносной софитный подъём в зрительном зале

Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображения на экране или заднике), для различного рода сценических эффектов, в том числе динамических.

Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металлическую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сценической осветительной практике широко распространены приборы прожекторного типа. однолинзовые, со сферическим отражателем, параболическим отражателем и усложнённой оптической системой.

Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регулирования угла рассеивания светового потока. В однолинзовых прожекторах со сферическими отражателями это достигается с помощью фокусирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой - с помощью различного рода диафрагм, профилирующих шторок-лекал и объективов с переменным фокусным расстоянием. В однолинзовых прожекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновременном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5 - 45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапазон небольшой - в пределах 5 - 10 градусов. В приборах с усложнённой оптической системой используется схема с эллипсоидным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-лекала, позволяющие изменить угол рассеивания светового потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с одновременным изменением освещённости.

Для возможности управления прибором, установленным в недоступном во время проведения спектакля месте, предусмотрены модификации прожекторов с дистанционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяющими дистанционно наклонять и поворачивать их вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Предусмотрено не

Дистанционно управляемый прожектор

Скроллер - устройство смены фильтров

только дистанционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светового потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров - скроллера .

Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов стационарного и переносного освещения. Стационарные приборы размещаются на специальных металлических фермах или

конструкциях, неподвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допустимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанавливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную декорацию. Они служат для освещения данного представления и размещаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценическое освещение осуществляется с помощью групп осветительных приборов, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верхнее, боковое и выносное освещение сцены.

Создаётся осветительными приборами (прожекторами и софитами), установленными на софитных металлических фермах. Фермы подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.). Фермы перемещаются в вертикальной плоскости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верхнего освещения — создание необходимого уровня освещённости на живописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверхность заднего фона - горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость повертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занавеса или горизонта.

Поскольку расстояние от софитного подъёма до освещаемого занавеса в 3 - 4 раза меньше высоты занавеса, то создание равномерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью приборов, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильников). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на софитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, позволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномерную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происходит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковыми светофильтрами.

На софитных фермах, представляющих собой сварные конструкции из водо-газопроводных труб и угловой стали, начиная с первого плана, монтируются светильники с симметричным и асимметричным отражателем.

Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, применяют, как правило, однорядное расположение светильников. Для больших сцен применяется двух- или трёхрядное расположение осветительных приборов.

Схема софитного подъёма прямого противовесного с электроприводом, трёхярусного

1 - блок диаметр 300 мм одноручьевой 2шт.

2 - блок диаметр 300 мм двухручьевой 2шт.

3 - блок диаметр 300 мм трёхручьевой 2 шт.

4 - блок диаметр 300 мм четырёхручьевой 2 шт.

5 - блок диаметр 300 мм угловой усиленный 4 шт.

6 - груз 40 кг 50 шт.

7 - калкаш софитный 1шт.

8 - канат стальной сечение 6,2 мм 300 метр.

9 - канат стальной сечение 8,3 мм 100 метр.

11 - талреп театральный 10 шт.

12 - хомут штанкетный 8 шт.

13 - дуга софитная трёхярусная 13 шт.

14 - хомут софитный 69 шт.

15 - штанга 60 метр.

16 - корзина для кабеля 1 шт.

17 - зажим для каната 54 шт.

18 - лебёдка электрическая подъёма с опорой ЛЭПО-600-0,26-17- ППО-51 1 шт.

19 шкаф управления лебёдкой с плавным пуском/остановкой 1 шт.

Софитный подъём № 2, № 3

От чего на сцене всем светлее?

От чего на сцене всем светлее?

Думаю, что верным ответом на этот вопрос может быть слово, которое обозначает светильник, применяемые для освещения сцены во время репетиционного процесса и собственно спектаклей. Его называют софит, он крепится на специальных кронштейнах и освещает сцену сверху и спереди.

СОФИТ - может быть верным ответом на этот вопрос. Хотя первоначально так называли только крепеж для ламп, а не сами лампы.

Есть еще один вариант освещения на театральной сцене - рампа. Слово также состоит из необходимых 5 букв. Это барьер, который проходит вдоль всей авансцены и прикрывает находящиеся за ним лампы, эти лампы освещают переднюю часть сцены.

Выбирайте, то что подойдет в сетку кроссворда: РАМПА или СОФИТ

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Театральный словарь - Полезно знать - Художники по свету, осветители, световики

Театральный словарь

Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона.По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.По глубине сценическая коробка делится: на авансцену и на просцениум на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы на закулисные пространства и на арьерсцену.

Авансцена (фр.Avant-scene) Авансцена - открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.

Арьерсцена (от фр.Arriere - сзади) Арьерсцена в театре - пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства и служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.

Аппаратура верхнего освещения - в театре - осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Дымовой люк - специальное сценическое устройство, служащее для выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.Колосники (колосниковая решетка)

Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Над колосниками помещаются дымовые люки. Колосники служат для: установки блоков сценических механизмов используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Колосниковое пространство - пространство над колосниками, ограниченное сверху перекрытием

Рабочая галерея в театре - галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой лестницами, лифтами и переходными мостиками. На рабочих галереях находятся: рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации осветители сценические механизмы пульты управления и т.п.

Высота сцены - расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.

Закулисные пространства - пространства сцены: где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля куда транспортируются декорации прошедшей картины где находятся пульты управления сценическими механизмами где помещаются: светоаппаратура спектакля пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль площадка хормейстера место машиниста сцены и др.Зеркало сцены (портальное отверстие)Зеркало сцены - плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены. В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

Ковер-самолет - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую. Обычно "пролет на ковре-самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.Красная линия (красная черта)Красная линия в театре - граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

Люк-провал - сценическое устройство, предназначенное для подъема из трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня планшета в трюм. Люк-провал состоит из: проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими контргрузом приводом

Нижняя сцена в театре - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены: сценические механизмы суфлерская и светорегуляторная будки подъемно-опускные устройства приспособления для сценических эффектов.Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.

Одежда сцены - совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.

Осветительное оборудование театральной сцены: аппаратура верхнего освещения аппаратура горизонтного освещения аппаратура бокового освещения аппаратура выносного освещения переносная осветительная аппаратура специальные осветительные и проекционные приборы.

Аппаратура бокового освещения в театре - осветительные приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

Аппаратура верхнего освещения в театре - осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Аппаратура выносного освещения в театре - рампа, а также прожекторы, установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

Аппаратура горизонтного освещения в театре - осветительные приборы, служащие для освещения театральных горизонтов.

Выносной софит - группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

Осветительный прибор - устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

Переносная осветительная аппаратура в театре - осветительные приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

Пистолет - осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

Рампа (фр.Rampe От фр.Ramper - спускаться отлого)Рампа в театре - система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

Световая проекция - метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются: динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

Световые сценические эффекты - сценические эффекты, имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.

Светорегулирующая установка - система централизованного управления осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

Софит - театральная осветительная аппаратура, подвешенная под мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

Театральный прожектор - осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.

Художник по свету - театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету: - составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

Электроосветительский цех - театральный цех, ведающий: осветительной аппаратурой электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и т.д.

Планшет сцены (от фр.Planche - доска)Планшет сцены в театре - пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

Асфалейя система - система устройства подвижного планшета сцены, предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы, делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая установка.

Ковровая щель - узкая щель в планшете cцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки декоративных "ковров", которые растягиваются на сцене, чтобы они не сбивались во время действия.План сцены (от лат.Planum - плоскость)План сцены - часть сценической площадки, расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.

Поворотный круг сцены - вращающаяся часть сценической площадки, позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями поворотного круга являются: центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся частей круг ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального движения тягового каната в вертикальное движение ручной или машинный привод противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на планшете сцены непосредственно перед спектаклем и - стационарные поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.

Подъемное оборудование сцены - совокупность механизмов, с помощью которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных приборов и т.п.

Грузоподъемные машины - подъемные краны всех типов, краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.Индивидуальный подъем (сценический подъем)Индивидуальный подъем - механизм, состоящий из лебедки с тросом, прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены. Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.

Плунжер - механизированная поднимающаяся часть плана сцены.

Полетная фурка - часть сценического оборудования; платформа, предназначенная для передвижения на сцене частей декорационного оформления вверх и вниз.

Сценическая лебедка - механизм, служащий для натяжки тросов для горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов оформления спектакля, для приведения в действие различных сценических механизмов и эффектов.

Штанкетный подъем - система, состоящая из трубы/бруса (штанкета), подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.

Портал сцены лат.Portale От лат. Porta - ворота Портал сцены - архитектурный портал, отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие (зеркало сцены). Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.

Внутренний просцениум - пространство сцены, заключенное внутри декоративного портала сцены.

Декоративный портал сцены - временное обрамление первого плана сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный занавес и потолок. Он является представляет собой часть декорационного оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.

Портал (нем.Portal От лат.Porta - вход) Портал - парадный вход ; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.Портальная арка (портальное зеркало)Портальная арка - основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из: архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

Портальная башня - часть игровой портальной арки сцены, жесткая металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

Просцениум (лат.Proscaenium) Просцениум - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

Средняя сцена - часть сценической коробки от уровня планшета до верха портального отверстия, где происходит театральное действие.Сцена (лат.Scaena)Сцена в широком смысле - площадка, на которой происходит театральное представление

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет: сделать невидимым процесс перемены обстановки создать ощущение промежутка во времени между действиями.Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в глубину первого плана сцены.

Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала.

Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке

Актер – деятельный, действующий (акт-действие).

Амплуа – от фр. Emploi – характер ролей, исполняемых актером.

Амфитеатр – места, расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Артист – художник (умение, мастерство).

Афиша – объявление о представлении.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бенефис – от фр. Benefice – спектакль в пользу одного из участвующих.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).

Водевиль – от фр. Vaudeville – комическая пьеса на легкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов.

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация - (лат) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма – 1) род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению; 2). Драматические произведения с серьезным, но не героическим содержанием.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Интрига – от фр. Intrigue – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.

Комедия – драматическое произведение с веселым смешным сюжетом.

Мелодрама – от греч. melos – песнь и драматическое действие -1) драма, соединенная с пением и музыкой, 2) драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Падуги – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик – накладные волосы.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Сцена -1). Место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» - отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Театр – место для зрелищ.

Трагедия – драматургический жанр, в котором изображается напряженная борьба страстей или идей, общественная или личная катастрофа. Трагедии обычно заканчиваются гибелью героя.

Фарс – от фр. Farce театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания, комедия бытового и в то же время преувеличенного гротескного характера.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем, изображение событий до возникновения конфликта, обрисовку среды, в которой возникает конфликт, условий, которые вызвали его к жизни.