Руководства, Инструкции, Бланки

образец программа социологического исследования img-1

образец программа социологического исследования

Рейтинг: 4.4/5.0 (1904 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Структура программы исследования

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО СОЦИАЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ (структура)

Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социального исследования. Узловые элементы программы:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние "незнания" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на " многопроблемный " социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

2. Определение цели исследования. Социальные исследования обычно преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений. Результаты такого исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе.

3. Определение объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, "объектом" исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.

Вместе с тем причины возникновения той или иной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к условному расширению его масштабов, позволяющему выявить истинные причины возникновения данной проблемы. (Пример: низкая активность на занятиях по какому-либо предмету. Здесь причиной может быть как незаинтересованное отношение самих учащихся к занятиям, так и формальная, шаблонная методика их проведения, низкая квалификация преподавателей. Поэтому выделяется два объекта исследования: основной – учащиеся, и дополнительный – педагоги).

Четкое выделение объекта способствует правильному определению "предмета" исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. (В вышеприведенном примере предметом исследования может выступать связь между эффективностью системы образования и теоретическим уровнем, методическим мастерством педагогов). Таким образом – предмет социального исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании.

4. Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:

а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность.

б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

"Интерпретация" основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации.

"Операционализация" – о чем следует собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору.

"Индикаторами" в социальном исследовании называют разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е. – все факты, которые используются для социологического измерения. В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов на них. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям, и образуют "шкалу измерения". (Пример: "образование" – операциональное понятие, "уровень образования" – объективный индикатор, его характеристики – начальное, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее и высшее. Они-то и становятся позициями шкалы измерения ).

Осуществленный в процессе логического анализа основных понятий выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют начать разработку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

5. Формулировка гипотез исследования. Как правило, любое социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

6. Задачи исследования. Формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и также, как и последние. могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования в зависимости от его практического или познавательного характера либо заключают в себе поиск ответа на вопрос о путях и средствах решения данной проблемы, либо обосновывают необходимость "вскрытия", "среза" проблемы, ее предварительный анализ.

Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и выдвигаются дополнительные задачи.

7. Определение обследуемой совокупности. Поскольку опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы нерационален, большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер. По строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка". От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно описать в программе "проект выборки", который в последующем, с учетом особенностей и динамики исследования может быть уточнен и выделен в отдельный документ. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведена исследовательская работа, обоснована техника проведения исследования, обозначены подходы к определению достоверности полученной информации. Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.

В проекте выборки должны быть отмечены "генеральная совокупность" (объект исследования, который территориально, производственно и во времени локализован) и "выборочная совокупность" (число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу).

Обследуемая совокупность формируется как методом ненаправленного отбора, так и методом серийной выборки, что также должно быть отражено в ее определении.

8. Методическая часть. Здесь отмечаются характеристика применяемых в ходе исследования методов и приемов сбора первичной информации; логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

9. Приемы обработки информации. Должны быть отражены следующие компоненты структуры обработки:

1. редактирование и кодирование информации (часть анкетной информации заранее формализована, т.е. даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. В этом случае необходимо редактирование; другой тип собираемых данных представляет ответы на "открытые" вопросы, здесь должна быть представлена их группировка и последующее кодирование);

2. перенос данных на машинные носители ( SPSS. Statistika. и т.д.);

3. проверка качества данных и коррекция ошибок;

4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – "переменные" выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными);

5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности и зависимости).

Другие статьи

Программа исследования пример

/ программа исследования пример

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕМА: ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРИНУДИТЕЛЬНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ НА НАРКОТИКИ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ФОРМУЛИРОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

А. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

Суть проблемы состоит в том, что молодежь все больше и больше вовлекают в наркотическую субкультуру. Собственно говоря, молодежь, подростки, учитывая их такую поисковую активность, наиболее подвержены риску, поскольку они ищут новых ощущений, они пытаются самоутвердиться в жизни и в обществе. И поэтому вот эта поисковая активность иногда заканчивается тем, что они начинают пробовать наркотики. Все говорят о том, что наркомания нарастает, что с ней надо бороться, что это трагедия.

Б. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования. выявить положительную динамику в работе организации с момента внедрения бизнес-тренинга.

- выявить и исследовать возможности бизнес-тренинга как способа управления и развития персонала;

- раскрыть динамику развития персонала с момента внедрения тренинга на предприятии;

- определить и оценить влияние бизнес-тренинга на общую работоспособность организации;

- рассмотреть, каким образом бизнес-тренинг влияет на субординацию в отношениях руководитель – подчиненный.

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектомисследования является персонал отдела делопроизводства государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан

Предмет исследования – отношение сотрудников данного учреждения к проблеме внедрение тренинга в деятельность организации.

1.3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

А. ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ:

ИХ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Бизнес-тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Менеджмент – Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) – управление социально-экономическими системами, в том числе производственными.

Производство – процесс создания материальных и духовных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества, завершающийся в потреблении, а его циклический, константный характер превращает его в общественное воспроизводство, как благ и ресурсов, так и всей жизни в предельно абстрактном её понимании.

Труд – Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека, и является своеобразным базисом для благотворного производства продуктов труда.

Работа с персоналом – представляет собой комплекс мероприятий, направленный на благоприятное развитие компании и внутригрупповых отношений в коллективе. Управление персоналом рассматривается как один из важнейших элементов, необходимых для обеспечения качества образования в современных университетах в условиях глобализации экономики и инновационных процессов, происходящих в обществе.

Коммуникации – от латинского слова communico – делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация процесс двойственного развития или обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация считается не состоявшей.

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Б. ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Структурная (См. Табл. 1).

-совершенствуются знания по экономическим, юридическим, финансовым вопросам,

-укрепляется командный дух сотрудников,

-прорабатываются навыки построения успешной маркетинговой политики компании.

-Бизнес тренинги проводятся для сплочения сотрудников компании и создания механизма их слаженной работы,

-максимально эффективное решения управленческих задач, поставленных заказчиком.

-Бизнес тренинги помогают получить информацию о сильных и слабых сторонах сотрудников компании,

- сделать правильную оценку персонала, определить факторы, влияющие на его работу и повысить мотивацию.

-По окончании обучения бизнес тренер дает квалифицированное заключение в отношении каждого слушателя, что, несомненно, поможет руководителю реализовать наиболее эффективную кадровую политику.

-К несомненным плюсам бизнес тренинга относится также возможность решения проблем внутреннего менеджмента. В процессе тренингов бизнес тренер выявляет наиболее слабые стороны в работе организации, ошибки в управлении компанией, находит способы их устранения и оптимизации работы.

- проблема изначальной мотивации сотрудников

-Неструктурированность рынка тренинговых услуг, обилие непрофессионально выстроенных форматов.

- Интеллектуальное пиратство: несоблюдение прав интеллектуальной собственности

-Проблема независимой экспертизы тренинговых продуктов, услуг.

- Копирование / клонирование тренинговых программ и связанное с ним размывание идентичности тренинговых предложений.

В. ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА

Гипотеза исследования. внедрение бизнес-тренинга в организацию положительно сказывается на общей работоспособности персонала.

Г. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ

1. Руководители организации видят необходимость внедрения бизнес-тренинга, как метода обучения, на свое предприятие.

2. При внедрении бизнес-тренинга в организацию усиливается положительная динамика развития внутригрупповой атмосферы коллектива.

3. Бизнес-тренинги помогают сформировать общую цель работы всего персонала.

4. Прохождение тренингов положительно сказывается не только на персонале, но и на руководящем составе.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ВЫБОРКИ

Исследование носит разведывательный характер. Тип выборки – целенаправленный, метод отбора – метод «снежного кома». Объем выборки n= 5 человек. В данной стратегии исследования – качественной, важно не количество опрошенных, а полнота и насыщенность информации.

Единица социологического анализа – сотрудники отдела делопроизводства государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Татарстан.

Главный признак, обеспечивающий попадание в выборку – непосредственное прохождение бизнес-тренинга «Эффективные клиентские коммуникации».

2.2. РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочий план исследования (сроки и этапы работы)

Структура программы социологического исследования

Структура программы социологического исследования

Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные предпосылки исследования социального объекта.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим характеристику каждой из них.

Методологическая функция состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему; сформировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте и др.

Методическая функция состоит в том, что программа позволяет разобрать общий логический план исследования, использовать методы сбора и анализа информации.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

В социологической литературе общепринятым считается, что структура программы социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного.

Первый, методологический раздел программы, состоит из следующих элементов:

1. Формулировка проблемы, определение цели и задач исследования.

Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы. Такого рода противоречия составляют сущность проблемы.

Примером постановки проблемы в сфере физической культуры может быть следующее: «Противоречие между уровнем социальных требований и состоянием физического воспитания студенческой молодежи». Или: «Противоречие между уровнем ценностных ориентаций и реальной физкультурно-спортивной активностью школьников».

Решение той или иной проблемы всегда направлено на достижение конкретной цели и задач. Цель конкретно-социологического исследования - это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача социологического исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Например, в исследовании белорусских социологов целью исследования явилось - выявить степень физкультурно-спортивной активности студентов Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) выявить отношение студентов к учебному процессу по физическому воспитанию;

2) выявить интересы студентов в выборе форм и средств занятий;

3) выявить факторы, определяющие степень физкультурно-спортивной активности студентов.

2. Определение объекта и предмета исследования.

Общая характеристика объекта и предмета социологического исследования было дано выше. Здесь приведем лишь примеры, что может быть объектом и предметом социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Объект исследования - студенты Гродненской области. Предмет исследования - динамика физкультурно-спортивной активности студентов.

3. Логический анализ основных понятий.

Для практического осуществления программы социологического исследования необходимо проведение процедуры логического анализа основных понятий. Это связано, в первую очередь, с тем, что каждый инструментарий социологического исследования - это комплекс гармонично сочетающихся вопросов, своеобразная логико-семантичская модель какого-либо социального явления.

В связи с этим необходимо грамотная разработка инструментария исследования, который отражал бы именно то социальное явление, на которое направлено исследование. Одним словом, прежде чем приступить к разработке инструментария социологического исследования, следует серьезно подумать над такими вопросами: о чем спросить? Почему именно об этом, а не о другом? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты исследуемой проблемы?

Получить правильные ответы на данные вопросы позволяет логический анализ предмета исследования. От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели социальному явлению, его реальному содержанию и структуре.

Логический анализ предмета в социальных исследованиях имеет отличие от естественных наук. Если в последних предмет анализа чаще всего расчленяется на составляющие элементы, изучающие при помощи определенных процедур и, на основании их синтеза получают целостную картину объекта. Понятно, что этого нельзя сделать с социальными явлениями. Поэтому в социологии прибегают к «косвенному» методу расчленения предмета анализа, где расчленяется не само явление, а понятие, его отображающее.

Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры, которые в прикладной социологии называют интерпретацией и операционализацией.

Интерпретация - истолкование, уточнение смысла каких-либо понятий. Ошибочная интерпретация может нарушить логику всего исследования. Например, в социологических исследованиях часто возникает необходимость в уточнении таких понятий, как «занятия физической культурой» и «занятия спортом». Необходимость в этом возникает постольку, поскольку в первом случае это занятия с оздоровительной направленностью, не имеющие целью достижение высоких спортивных результатов, во втором - обратная направленность - достижение нормированных и максимальных спортивных результатов.

Все выявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия требуют своего объяснения. Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые характеризуют уже составляющие основного понятия. Эта процедура называется операционализацией.

Операционализация основного понятия заключается в расчленении выделенных понятий на их элементы. Получаемое при этом еще более простые понятия принято называть операциональными понятиями.

Так, в процессе разработки программы описательного исследования осуществляется структурная операционализация. Это значит, что логический анализ основного понятия проводится путем его «расчленения» на составляющие элементы - ведущие характеристики предмета исследования. (В нашем примере такое «расчленение» показано на схеме 1).

В аналитическом исследовании необходимо проведение процедуры факторной операционализации, заключающейся в выделении факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.

Приведем пример факторной операционализации такого явления как «Отношение населения к физической культуре и спорту».

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

На этапе определения объекта и предмета исследования обязательной процедурой является его системный анализ. Его цель - построение гипотетической модели объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей.

Предварительное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве - времени, охватывающие и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие предмета исследования, внутренние и внешние связи. Комплексный анализ позволяет также объемно представить «образ исследуемого социального явления».

Так например, если предметом исследования является степень физкультурно-спортивной активности студентов, то следует изучить условия труда, быта, отдыха и учебы, состояние физкультурно-спортивных объектов и другие характеристики.

5. Формулировка, выдвижение гипотез.

Наряду с определением проблемы, выделением объекта и предмета социологического исследования обязательным процедурным моментом исследования является формулировка гипотез.

Определив проблему, социолог, в первую очередь, пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Он строит некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление.

Гипотеза в социологическом исследовании - это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом другом, чрезвычайно велика. Для чего нужна гипотеза в научном исследовании? Какова ее роль? Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода «спусковым механизмом» для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Гипотезы тесным образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения.

В современной социологической теории разработана некоторая система общих предпосылок и требований построения гипотез. Во- первых, гипотеза должна быть научно обоснована. Это значит, что она не должна содержать утверждений, которые противоречат уже доказанным положениям. Во-вторых, гипотеза должна быть адекватна исследуемой проблеме, т. е. она должна иметь смысл в рамках проблемы. В-третьих, гипотеза должна проверяться эмпирически. В противном случае она останется лишь предположением, выражающим субъективное мнение. В-четвертых, логический анализ гипотезы должен устанавливать ее внутреннюю непротиворечивость.

Кроме общих предпосылок и требований к построению социологических гипотез, существует система фаз их построения. Таких фаз три.

Первая фаза - сбор информации по исследуемой теме. Вторая - собственно формулировка гипотезы. Третья фаза - группировка гипотез, приведение их в определенную систему.

Классифицировать гипотезы можно по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы - это предположения о существенных свойствах объектов, о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта, о степени тесноты связей взаимодействия.

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.

Прогнозные гипотезы - это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции и закономерности развития данного объекта.

Приведем примеры гипотез социологических исследований в сфере физической культуры и спорта. Предполагалось, что степень физкультурно-спортивной активности студентов определяется качеством учебных занятий по физическому воспитанию.

Второй, методико-процедурный раздел программы включает в себя разработку стратегического и рабочего планов исследований.

Рассмотрим рабочий план социологического исследования, связанного с исследованием отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Примерный рабочий план социологического исследования.

Образец программа социологического исследования

3. 3.1. Основные положенияметодологического раздела программы социологического исследования

В основе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Особенности социологического исследования заключаются

в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;

в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.

Особенность подхода к изучению социальных систем состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической) исследователей.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических “выходах” исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.

Блок четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предваритель­ного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.

Программа состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.

Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации. Для этого надо:

1. Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной доку­ментации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные интервью с экспертами;

2. Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания;

3. Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные;

4. Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направлен­ность): теоретическая проблема, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере; практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задачи исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы. В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).

Объект социологического исследования - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.

Прикладные социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомен­даций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, рабочих, молодых специалистов и т.п. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний, затрудняющим подготовку квалифицированных специалистов, либо адаптацию к новым технологическим требованиям производства, например, в результате компьютеризации), а значит, и быть объектом исследования.

Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:

1. Ориентируется на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2. Очерчивает границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулиро­вана такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

Четкой постановкой целей исследования достигается:

1. Одновременная (осознанная или неосознанная) формулировка гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;2. Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;

3. Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

Задачи исследования - это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Они формулируются в соответствии с целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

Описательные и аналитические социологические исследования часто включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели:

1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное;

2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания;

3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и не основных задач.

Определившись с объектом и предметом исследования, с его целями и задачами, у исследователя возникает необходимость формулировки гипотез. Выдвижению гипотез должен предшествовать системный анализ объекта и предмета исследования.

Системный анализ объекта и предмета исследования - это способ научного познания (совокупность методов и средств), который требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Центральным понятием в нем выступает система как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, которые обеспечивают ее устойчивость (стабильность), качественную определенность (направленность функционирования и развития).

Элементом системы является неделимый далее компонент (единица анализа) действительности в конкретном способе рассмотрения конкретного социального явления. Упорядоченные связи между элементами, обеспечивающие устойчивость (повторяемость) последовательности их взаимодействия и составляющие качественную определенность (меру существования) системы, ее целостность и иерархичность являются структурой социального явления. Взаимодействие элементов по воспроизводству связей между собой составляет организацию социальной системы. Основными принципами организации социальной системы выступают иерархичность как последовательность осуществления взаимодействий и целостность как мера осуществления взаимодействия, определяющая существование самой системы.

Основными типами поведения систем по отношению к среде обитания и к более крупным системам являются: реактивное - определяемое средой обитания и более крупными системами; адаптивное - определяемое средой обитания и более крупными системами на основе саморегуляции системы; активное - определяется самой системой, преобразовывая среду обитания и оказывая влияние на развитие более крупных систем.

Принципами описания социальной системы выступают: принцип взаимосвязи системы со средой; принцип целостности; принцип структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариантности) описания систем.

В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов. то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая и эмпирическая интерпретация. Теоретическая интерпретация понятий это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;

придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

выработки нового определения понятия.

Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Эмпирическая интерпретация понятий это процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов ; соотнесение понятия с явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:

1. Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследования.

2. Обеспеченность индикаторов доступными источниками информации.

3. Возможность надежного методического обеспечения сбора необходимой информации.

4. Набор индикаторов должен быть минимизирован для данного исследования.

Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.

Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.

Гипотеза исследования это обоснованное предложение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д. Гипотезы исследования должны соответствовать исходным принципам применяемой социологической теории; содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе конкретного социологического исследования (указать способ проверки); не противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.

Различают гипотезы. по содержанию предположений об объекте - описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные); по задачам - основные и не основные; по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).

В социологическом исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов:

а) недостаточно имеющихся теоретических знаний;

б) не пригодны общие имеющиеся знания.

Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цели выдвижения гипотез:

а) сузить массы возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:

1) быть достаточно теоретически надежна:

преемственной с предыдущим знанием, не противоречить фактам науки, оспариваться могут положения и выводы;

2) быть однозначно логически согласована с проблемой и целью;

3) заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;

4) быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

5) заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств социологического познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположи­тельное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Гипотезы включают в себя две части. содержательная (определяется в первом разделе программы) и статистическая (определяется во втором разделе программы). Статистическая гипотеза это математическое описание содержательной гипотезы на основе собранных эмпирических данных: гипотеза о виде статистического закона распределения генеральной совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной с помощью критериев значимости.