Руководства, Инструкции, Бланки

портфель экскурсовода образец img-1

портфель экскурсовода образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как проводить экскурсию?

Как проводить экскурсию?

Создание новой интересной экскурсии – дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию - обзорная, тематическая; по способу передвижения - пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка – это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

Методические рекомендации экскурсоводу

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии – это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу - план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии - это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика - это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Рекомендации по возрастным категориям

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности - его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Другие статьи

Составление маршрута экскурсии

Емельянов Б.В. Экскурсоведение РАЗДЕЛ 2. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА 2.3. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический. тематический и тематико-хронологический .

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Образец методической разработки экскурсии

Разработка экскурсионной программы в г Челябинске - Курсовая работа, страница 6

Комплектование «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Для своей экскурсии я не вижу необходимости использования наглядных пособий.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов рассказа и показа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурси­ей, информационной насыщенностью конкретного объекта.

В моей экскурсии используется разные приемы показа и рассказа в зависимости от объекта.

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа . которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. В моей экскурсии данный прием используется для таких объектов как- ЮУрГУ, Публичная библиотека, ТЮЗ, Театр оперы и балеты, Областная картинная галерея, Концертный зал им. Прокофьева, Краеведческий музей.

Прием зрительной реконструкции . Восстановление первоначального вида. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического объекта. Данный прием используется для Алого поля, площади Революции и Арбата.

Прием зрительного сравнения . Использование этого приема дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение. Прием используется для ЮУрГУ, Публичной библиотеки и Краеведческого музея.

Прием переключения внимания. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект. Используется для Алого поля, проспекта Ленина, площади Революции.

В моей экскурсии используется методический прием движения . Движение в экскурсии используется как методический прием показа Алого поля, проспекта Ленина и Арбата.

Основная задача методических приемов - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемом зрительной реконструкции. Сообщаются краткие данные о наблюдаемом объекте. Применяется для ЮУрГУ, Публичной библиотеки, ТЮЗа, Театра оперы и балеты, Областной картинной галереи, Концертного зала им. Прокофьева, Областного Краеведческого музея.

Прием описания . Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Применяется для ЮУрГУ, Алого поля, площадь Революции, Арбат, Краеведческий музей.

Прием характеристики . Перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. Используется для ЮУрГУ, Публичной библиотеки, Краеведческого музея.

В практической деятельности экскурсионных учреждений немало примеров, когда экскурсоводы знают о существовании методических приемов, но при проведении конкретных экскурсий не используют эти приемы. Важной задачей в настоящее время является практическое усвоение экскурсоводом методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии«Культурный «центр» города» _____________________

Продолжительность(час)2 академических часа ____________________

Автор-разработчикСивцова Алена ______________________________

Содержание экскурсииЮУрГУ, пр. Ленина, Алое поле, Публичная библиотека, пл.Революции, ТЮЗ, Кировка, Театр Оперы и Балета им. М.И. Глинки, Областная картинная галерея, Концертный зал им. Прокофьева, Областной Краеведческий музей. ___

Маршрут экскурсии, в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)

От пр.Ленина 76 до пр Ленина 70 (алое поле), от пр.Ленина 62 до пр.Ленина 60 (публ.библиотека), от пл. Революции до Арбата, от ул.Кирова 177 до Кирова 139 (театр оперы и балета), от пл.Ярославского по ул.Труда до краеведческого музея Труда 100.

Рассказать об истории возникновения музея и каким он стал после переезда в новое современное здание.

Индивидуальный текст экскурсовода

Здравствуйте уважаемые экскурсанты! Сегодня мы проведем экскурсию по достопримечательностям центрального района города Челябинска. Это очень значимые объекты не только для центрального района, но и для всего города. Представление города немыслимо без таких значимых и ярких зданий и улиц. Нам представиться возможность не только познакомиться с объектами, но и «переместиться» во времена их постройки.

Начнем мы нашу экскурсию с главного, старейшего университета города. Это Южно-Уральский Государственный Университет. Мы находимся перед главным корпусом института. С главного корпуса и начиналось строительство и в дальнейшем расширение университета. Итак, университет основан в 1943 году как Челябинский механико-машиностроительный институт…(дается информация из первой главы работы)… Вот такой замечательный университет находится в нашем городе. Наверняка кто-то из вас будет там учиться, так что информация об университете не только познавательная, но и полезная. Итак, сейчас мы идем к следующему объекту, а по пути я вам расскажу об улице, по которой мы идем. Это главная улица города Челябинска бывший Южный Бульвар. Проходит в …(дается информация из первой главы работы)…..

Вот мы плавно подобрались к следующему объекту нашей экскурсионной программы. Это Алое поле….> Вот такая вот насыщенная история этого небольшого парка.

Следующий наш объект это публичная библиотека. Самая большая библиотека области. Челябинская областная универсальная научная библиотека была создана в 1898 г. как публичная библиотека…..

Сейчас мы направляемся с вами в центральной площади города. Площадь Революции - главная площадь Челябинска, общественный административный центр….

На данной площади располагается один из старых театров нашего города. Это Государственный Театр Юного Зрителя. Челябинский ТЮЗ образован 1 октября 1965 года…..

С площади начинается пешеходная улица Кирова, которая в народе называется Арбат. Это одна из главных наиболее ярких достопримечательностей города.

И вот мы на Арбате. Первое что мы видим это ворота. Обратите внимание, ворота венчает герб Челябинска, на котором изображен одногорбый навьюченный верблюд на фоне каменной стены. Заметьте, нас Приветливо встречает городничий.

При входе на Кировку взгляд падает на здание областного Законодательного собрания. До революции 1917 года на этом месте располагался комплекс пересыльной тюрьмы - "городского тюремного замка"……

Вот мы и подошли к концу Арбата и обратите внимание на здание справа. Это театр оперы и балета. Он открылся 29 сентября….

Если мы повернёмся спиной к театру, то через дорогу напротив увидим здание нашей Челябинской областной картинной галереи. Челябинская областная картинная галерея была открыта 6 июня 1940 года……. К зданию Картинной галереи примыкает здание концертного зала им. Прокофьева. Здание концертного зала имени Прокофьева можно по праву считать яркой точкой Арбата. Возможно, оно территориально к прогулочной зоне и не относится, но пройти мимо просто невозможно……

Чуть подальше концертного зала, если пройти по самой старой улице города, располагается краеведческий музей. Новое здание музея открылось всего лишь около двух лет назад. Это старейшее учреждение культуры города……

Уважаемые экскурсанты, позвольте завершить нашу экскурсию по достопримечательным местам центрального района города Челябинска, по его культурному центру. Сегодня вы узнали много нового и интересного о главных улицах и зданиях города, их историческое рождение, а главное значение.

Я благодарю Вас за то, что вы были внимательными слушателями, Очень бы хотелось, чтобы данная экскурсия оставила вам исключительно положительные эмоции! Любите свой город и берегите его!

Прием и сдача экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В приеме экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов.

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы допускаются к проведению экскурсии только при наличии у них индивидуального текста после издания и прослушивания соответствующего приказа.

Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества.

В целом обновленный формат экскурсионной деятельности позволяет открыть рабочие места, обеспечить - занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик.

Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис.

Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:

- ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники;

- резкое сокращение тематики экскурсий;

- дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;

- растет число «подпольных» экскурсоводов.

Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:

- перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания;

- создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов;

- ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.

- кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма.

В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма, возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданными свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей.

Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы.

Портфель экскурсовода образец

/ КПТ. Учебное пособие. Седова Н

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

1.7. Методика подготовки новой экскурсии

Создание новой экскурсии – сложный и длительный процесс, часто требующий участия нескольких человек. В процессе подготовки новой экскурсии выделяют ряд этапов, расположенных в определенном порядке. Всего насчитывается пятнадцать этапов.

1) определение цели и задач экскурсии;

3) отбор литературы и составление библиографии;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

9) комплектование «портфеля экскурсовода»;

10) определение методических приемов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуального текста экскурсии;

14) прием (сдача) экскурсии;

15) утверждение экскурсии.

Рассмотрим перечисленные этапы подготовки экскурсии по порядку.

1.8. Определение цели и задач экскурсии

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.

Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Выбрав тему нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название – не одно и то же. Название экскурсии – это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся. адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.

1.10. Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой экскурсии информация по ее теме может черпаться из литературных источников: книг, брошюр, статей. Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно получить из местной периодической прессы. Из отобранных источников составляется библиографический список, назначение которого – определить примерный объем работы по изучению литературных источников. В списке указываются автор, название, выходные данные, номера страниц, которые имеют отношение к теме экскурсии. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

1.11. Определение источников экскурсионного материала

Помимо литературы, материалы по теме экскурсии могут находиться и в других источниках, к которым относятся государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы и т. п. В качестве источников экскурсионного материала могут выступать воспоминания участников и очевидцев исторических событий, консультации специалистов и научных работников, так как каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах.

Поскольку фактическая сторона любой экскурсии имеет огромное значение, то в экскурсионном рассказе должны быть использованы только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

1.12. Отбор и изучение экскурсионных объектов

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

· памятники архитектуры и градостроительства – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

· памятники археологии – городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

· памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства;

· памятники природы – леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.;

· экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

· памятные места – места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В конце ХХ века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живописи, растения, здания) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющиеся историческими памятниками) памятники. По функциональному назначению – основные, на базе которых раскрываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами и в ходе логических переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стоит задача – из множества памятников, соответствующих теме экскурсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.

В практике подготовки экскурсии используется методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимости данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбрать те из них, которые наиболее актуальны для данной темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника.

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, природного характера, например сталактито-сталагмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой – другими зданиями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объекту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюдательной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, месяцам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

Необходимо следить за тем, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется использовать иной фактический материал, применять другие методические приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15 - 20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8 - 10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскурсионной аудитории.

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники архитектуры, истории, природы, памятные места. Набор объектов зависит все от тех же факторов: темы экскурсии, ее цели, состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда, особенно в обзорных городских экскурсиях.

В ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется непосредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет экскурсоводу свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ, давать более четкую словесную характеристику.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением карточки, или паспорта, на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

1) наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

2) историческое событие, с которым связан памятник, его дата;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес;

4) описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной доски, наличие скульптуры, изразцов, стенописи и т. п. во внутреннем и внешнем декоративном убранстве памятника);

5) источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания и др.);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена, каким решением)

8) экскурсии, в которых памятник используется в качестве объекта показа;

9) дата составление карточки.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного города (области), ускоряет разработку новых экскурсий, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более многогранным и эффективным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы НИИ культуры Министерства культуры РСФСР и местными управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя только одну группу недвижимых памятников: мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места.

Таким образом, при разработке новой экскурсии решающее значение имеют объекты, составляющие зрительную основу в раскрытии темы. Окончание работы по отбору объектов для будущей экскурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экскурсии.

1.13. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии – это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.

Существует несколько основных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся личностей, в которых экскурсантов знакомят сначала с более ранними фактами биографии человека, а затем подают материал, придерживаясь хронологической канвы.

По тематическому принципу строятся экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (области), например: «Омск научный», «Омск театральный» и т. п. Хронологический принцип может быть реализован внутри отдельных подтем экскурсии. В этом случае мы имеем дело с тематико-хронологическим комидиционным принципом, на основе которого строятся городские обзорные экскурсии.

Наконец, географический принцип предполагает следование каким-либо ориентирам на местности: «Любинский проспект», «Омск с борта теплохода».

Перечисленные композиционные принципы построения экскурсионного маршрута редко выступают в чистом виде, как правило, они комбинируются, проявляют себя на разных участках экскурсии.

При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются следующие обязательные требования:

1) маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;

2) экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10 - 15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;

3) на маршруте должны находиться благоустроенные остановки, в том числе санитарные, и места парковки транспортных средств;

4) по пути следования экскурсионной группы должны отсутствовать повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута, так называемые «петли»;

5) при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.

К моменту проведения экскурсии, наряду с основным маршрутам, целесообразно иметь несколько запасных вариантов движения группы на случай возможных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.

При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.

После того как маршрут составлен, проводится его объезд или обход.

1.14. Объезд или обход маршрута

При организации объезда или обхода маршрута ставятся следующие задачи: ознакомиться с трассой движения группы по маршруту; уточнить места расположения объектов и места предполагаемых остановок; освоить подъезд или подход к объектам и местам стоянок транспорта; выбрать площадки для экскурсионного похода и расположения группы; провести хронометраж показа объектов, их словесной характеристики, передвижения между объектами, уточнив продолжительность экскурсии в целом; проверить целесообразность использования намеченных приемов показа; в целях безопасности экскурсантов выявить потенциально опасные места на маршруте и принять соответствующие меры предосторожности.

После утверждения маршрута можно приступать к составлению контрольного текста экскурсии.

1.15. Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем экскурсии. В нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается их объективная оценка. Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать главное, наметить логический ход изложения материала, обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы к другой или от одного объекта к другому.

К тексту предъявляются следующие требования: краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала (даты, цифры, названия, фамилии и т. п.), полное раскрытие темы, литературный язык.

При подготовке экскурсии составляются два вида текста – контрольный и индивидуальный. Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме экскурсии. В большинстве случаев контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.

Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ о них и событиях, с ними связанных. Исключение составляют отдельные случаи, когда материал невозможно расположить в обзорной городской экскурсии. Здесь контрольный текст – это материал к подтемам экскурсии.

Кроме материалов для рассказа в основной части экскурсии, в него должны быть включены материалы, составляющие содержание вступления и заключения, а также логических переходов между подтемами экскурсии.

Контрольный текст выполняет контролирующие функции: при утверждении новой экскурсии уточняется, излагает ли экскурсовод материал в четком соответствии с контрольным текстом, не упускает каких-либо положений и фактов, дает ли нужное толкование тому, что раскрывается в экскурсионной теме.

Контрольный текст должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

1.16. Комплектование «портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии [6, с. 49; 5, с. 131]. Реально набор материалов помещается в папку, пакет или небольшой портфель.

Назначение «портфеля экскурсовода» сводится к тому, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, дать зрительное представление об объекте. Это целесообразно тогда, когда не все объекты, необходимые для раскрытия темы, можно показать в натуре: что-то не сохранилось, а что-то существует пока лишь в проекте. Одним словом, «портфель экскурсовода» позволяет максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Характер наглядных пособий «портфеля экскурсовода» зависит от темы экскурсии и диктуется ее содержанием, поэтому «портфели» создаются, как правило, по каждой экскурсионной теме.

В «портфель экскурсовода» включаются карточки с цитатами, фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, рукописей, репродукции произведений изобразительного искусства, образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции минералов, почв, насекомых, макеты, муляжи.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом, которые даются экскурсоводом при показе экспоната экскурсантам. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната.

В «портфель» включаются только те пособия, которые удобны для пользования и являются наиболее выразительными. Количество их не должно быть велико, чтобы не отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимание. Кроме того важно, чтобы наглядные материалы, предназначенные для одной экскурсии, не были однообразными (например только фотографии). Иначе это обеднит экскурсию и не позволит «портфелю» выполнить своего назначения.

В заключении комплектования «портфеля экскурсовода» тщательно продумываются и проверяются на маршруте методические приемы и техника их использования. После этого рекомендации по работе с наглядными материалами «портфеля» включаются в методическую разработку экскурсии.

1.17. Определение методических приемов проведения экскурсии

Выбор того или иного методического приема показа или рассказа обусловлен задачами экскурсии, насыщенностью зрительными объектами, экскурсионной аудиторией, временем проведения экскурсии.

Методические приемы, используемые при проведении экскурсии, можно разделить на несколько групп:

1) методические приемы экскурсионного показа и рассказа, необходимые для освещения подтем экскурсии;

2) методические приемы для работы с определенной экскурсионной аудиторией (взрослые, дети);

3) методические приемы для разного времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер);

4) методические приемы использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода»;

5) методические приемы, способствующие сохранению внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала.

Эта работа считается завершенной, когда для освещения каждой подтемы экскурсии будет выбран наиболее эффективный методический прием. Иногда для раскрытия одной подтемы подбирается два-три приема в зависимости от экскурсионной аудитории и времени проведения экскурсии.

1.18. Определение техники ведения экскурсии

Под техникой ведения экскурсии понимаются все организационные моменты экскурсионного процесса, которые экскурсовод должен себе четко представлять и знать, как их осуществить. К организационным моментам экскурсии относятся следующие: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, расстановка экскурсионной группы у объекта, передвижение экскурсантов от объекта к объекту, соблюдение времени в экскурсии, проведение рассказа и показа при движении автобуса, ответы на вопросы экскурсантов, место экскурсовода (в автобусе, у объекта), использование пауз, средства показа объекта (жест, указка), демонстрация экспонатов из «портфеля экскурсовода» и др.

Организационные указания могут быть адресованы самому экскурсоводу (как и когда показывать пособие из «портфеля экскурсовода»), водителю автобуса (где необходимо ехать медленнее для удачного показа и осмотра объекта из окна автобуса) и экскурсантам (соблюдение правил безопасности при выходе из автобуса, при переходе от объекта к объекту).

Соответствующие записи вносятся в шестую графу методической разработки «Организационные указания» (см. ниже).

1.19. Составление методической разработки

Методическая разработка – это документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как организовать показ объектов и рассказ о них, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно. Методическая разработка подытоживает и обобщает всю предыдущую работу экскурсовода по подготовке экскурсии. Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: указывать экскурсоводу пути для полного и объективного раскрытия темы, вооружать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять показ и рассказ в единое целое.