Руководства, Инструкции, Бланки

руководство подвижными играми в разных возрастных группах. img-1

руководство подвижными играми в разных возрастных группах.

Рейтинг: 4.8/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Организация и методика проведения подвижных игр - Студопедия

Организация и методика проведения подвижных игр

Распределение ролей, выбор ведущего

Руководство ходом игры

Подведение итогов игры

Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дели – птицы, воспитатель – птица –мама). В играх типа «Прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, один или два ребенка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2) Правила просты и носят подсказывающий характер. количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются словами – стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп

Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснение идет в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса воспитатель старается охарактеризовать персонаж. Объяснение сюжетных игр часто проводится в форме рассказа – малютки. Основное внимание обращается на сигналы, по которым дети меняют действия. Объяснения часто сопровождает показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик, как летает воробушек. Часто используются игр со словами

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям

Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель в игре. Играя с малышами, он действует наравне с ними, выполняя главную роль руководя игрой. Главная задача – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В первой младшей группе обязательно непосредственное участие педагога в игре; он чаще всего сам выполняет главную роль. Во второй младшей группе в знакомым играх выполнение главной роли поручается детям. Игру всегда организует воспитатель.

Итог игры должен быть оптимичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить

Средний дошкольный возраст

Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах

Руководство ходом игры

Подведение итогов игры

Подвижные по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры – эстафеты, спортивные игры. Количество ролей увеличивается (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми

Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует; дет естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя

Ведущая роль – всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован (например, «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша. У него сегодня день рождения. то наш ему подарок. Согласны?»). Часто используются считалки (считают сами дети). На кого выпало последнее слово, тот и будет водить. За рукой считающего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя. Возможен выбор на роль по желанию ребенка. Можно использовать загадку (кто первый отгадает, тот и водит). Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки». Как поощрение, по жребию. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил (например, «Дети, какая Света молодчина, и от волка увернулась, и Валю выручила. Теперь она будет волком…»)

Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидения на корточках, стояния на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно

Отмечают тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведения игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений

Другие статьи

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах - раздел Физика, ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет Выбор Игр. Игры Отбираются В Соответствии С Задачами Воспитания, Возрастными.

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержа ние и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться). напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1—2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3—4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой — возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания;, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы — веселые ребята» и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

4.1 Проведения подвижных игр в младшей группе

Название игры: Самолеты;

Цель игра: воспитывать физические качества – внимательность и быстроту;

Оборудование для игры: физкультурный зал, открытая площадка;

Дети - летчики стоят за линией, нарисованной на земле.

На слова воспитателя: "Самолеты полетели" дети отводят руки в стороны и бегают в разных направлениях.

На слова: "Самолеты присели" дети приседают, руки опускают вниз.

На слова "Самолеты на места!" дети возвращаются за линию и стоят ровно.

Выигрывает тот, кто первый прибежал на свое место.

Воспитатель задает интригующий вопрос: «Ребята, хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!»

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!»

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников, в этом случи, воспитатель сам исполняет главную роль команлира.

Не стоит упрекать детей за нарушение правил, а тем более исключать. Лучше хвалить тех, кто действовал правильно.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей обязательно надо похвалить.

4.2 Проведение подвижных игр в средней группе

Название игры: Уйди от погони;

Цель игра: воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;

Оборудование для игры: физкультурный зал, открытая площадка;

В начале игры только один игрок имеет на голове "Колпак Петрушки". Его не разрешается удерживать руками.

Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера, пытаются снять эту шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше.

Побеждает тот, кто будет более ловкий и продержит дольше колпак, а также большее количество раз овладеет им.

Воспитатель одевает колпак петрушки:

- «Смотрите дети какой веселый и смешной петрушка пришел к вам поиграть.»

В начале игры только у один игрока на голове "Колпак Петрушки".У того на ком «колпак Петрушки» не разрешается у удерживать руками. Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера с колпаком на голове, пытаются снять колпак и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше. Побеждает тот, кто будет более ловкий и продержит дольше колпак или большее количество раз овладеет им.

После того, как воспитатель объяснил правила, он назначает того на ком будет этот колпак:

- «Дети пусть первый будет Алеша, у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок, согласны?»

Педагог следит за ходом игры, а также принимать участие в игре.

Не стоит упрекать детей за нарушение правил, а тем более исключать. Лучше хвалить тех, кто действовал правильно.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

4.3 Проведение подвижных игр в подготовительной группе

Название игры: Волк и овцы;

Цель игра: воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;

Оборудование для игры: физкультурный зал, открытая площадка;

Правила игры: Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

- «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру»

Все играющие — овны, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!»

«Гуляйте, гуляйте, да только траву не шипите, а то мне спать будет не на чем».

Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

«Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, ■ Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик. Серому волку — Грязи на лопату!»

Волк бежит по поляне и ловит овец; пойманный становится волком; игра возобновляется.

Роли можно распределить с помощью считалки:

Как огонь, горячи.

Никому не сказал.

Педагог следит за ходом игры, а также принимать участие в игре.

Не стоит упрекать детей за нарушение правил, а тем более исключать. Лучше хвалить тех, кто действовал правильно.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретны

Все темы данного раздела:

Методика проведения подвижных игр в мл.гр.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в

Проведение подвижных игр и физ.упражнений на прогулке
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость

Упражнения в ходьбе
Ходьба — циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка (см. рис. 6). > Для ходьбы характерно однообразное Повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются черед

Упражнения в беге
Бег — циклическое, локомоторное движение, имеющее "строгую повторяемость цикла двигательных действий. В анализе беговых движений общепринятым является деление на периоды, фазы, моменты. Выделе

Упражнения в прыжках
Прыжок — движение ациклического типа. В нем отсутствует по-I вторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представля-X ет одно законченное движение. В прыжке есть определенная последо

Упражнения в бросании, метании
Мяч — первая детская игрушка — еще до того, как ребенок научится сидеть. В мяче ребенок находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя как целого и замкнутого в себе единства. Он в

Упражнения в лазании
Лазание — циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения

Основные движения
Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка Движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование о

Значение построения методика проведения утренней гимнастики
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физичес

Общепедагогические принципы
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осоз

Методическая разработка по физкультуре на тему: Методика проведение подвижных игр в разных возрастных группах

Методическая разработка по физкультуре на тему:
Методика проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
Предварительный просмотр:

Методика проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка. Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

- название игры (можно сказать, с какой целью она проводится);

- роли играющих и их расположение на площадке;

Заканчивается объяснение ответами на вопросы играющих. Отвечать» следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, воспитатель должен еще раз заострить внимание на правилах, чтобы дети лучше их запомнили. Желательно выделять голосом важные игровые моменты. Не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных штыков, типологических особенностей нервной системы. Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры — изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста). Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ.

Постепенно к составлению вариантом подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.

Руководи игрой, педагог формирует правильную самооценку, добро-желательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Каптерев называл явственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются, и будут играть лучше.

Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит от воспитателя, и должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из ребят старших групп, важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др. воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.

К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др. несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и др.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка пятого года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. Здесь также велика роль образного сюжетного рассказа.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей 5—6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.

При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Поначалу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности. Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Например, Дима Е. 6 лет, побывал летом вместе с родителями в альпинистском лагере и, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты».

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

В подготовительной к школе группе, наряду с сюжетными и несюжетными играми, проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Организация двигательной деятельности детей на зимней прогулке

Организация двигательной деятельности детей на зимней прогулке

Альбина Галиева
Организация двигательной деятельности детей на зимней прогулке

Содержание.

1. Принципы организации подвижных игр и упражнений.

2. Методика проведения подвижных игр.

3. Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

4. Техника безопасности при проведении подвижных игр и упражнений.

5. Задачи, решаемые при проведении подвижных игр и упражнений.

Принципы организации подвижных игр и упражнений.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей. Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предыдущей деятельности в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно проводить игры и упражнения средней подвижности, и организовывать их в середине или конце прогулки, а в самом ее начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В эти, дни с детьми организуется одна подвижная игра и какое, либо физическое упражнение. В дни, когда проводятся спокойные занятия (рисование, математика, экология) рекомендуются игры более подвижного характера, организуются в начале прогулки. В эти дни желательно разучивать новые подвижные игры и применять спортивные упражнения, упражнения в основном виде движения (прыжки,бег,ходьба).

Таким образом, план должен включать игры:

- высокой двигательной активностью.

При проведении упражнений используются разные способы организации:

- фронтальный, т. е. со всеми детьми одновременно. Например: упражнения с мячом;

- подгрупповой, т. е. группу можно разделить на подгруппу, по степени подвижности детей. Например: первая подгруппа - дети с высоким и средним уровнем подвижности, а вторая подгруппа- с низким уровнем подвижности. Каждой подгруппе можно дать отдельное задание, учитывая степень их подвижности.

- индивидуальный или поточный, его можно применить в прыжках в длину с разбегу, упражнений в равновесии, лазании. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки.

Методика проведения подвижных игр.

Подвижную игру воспитатель может проводить как со всей группой, так и по подгруппам и повторять ее 3-5 раз. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Для младших групп в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин (в другие дни 10-15 мин). Для средних групп в дни физкультурных занятий 6-10 мин (в другие дни 15-20 мин). Для старших групп в дни физкультурных занятий 15-20 мин (в другие дни 25-30 мин).Для подготовительных в дни физкультурных занятий 20-25 мин (в другие дни 30-35 мин).

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15 и скорости ветра не более 15 м/с. С детьми 5-7 лет - не ниже - 20 и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже – 15 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Подбор игры. Нужно правильно подобрать игру, учитывая время ее проведения, место, поставленные задачи, предыдущую деятельность детей.

Подготовка к игре. Воспитатель должен знать содержание игры, ее правила, в каких условиях и с каким количеством детей она будит проводиться. Подготовить необходимый инвентарь, атрибуты, плакаты.

Организация игры. Место проведения подвижной игры должно соответствовать виду, целям и задачам проводимой игры: спортивные игры, игры с высокой подвижностью должны проводиться на спортивной площадке, игры средней и низкой подвижности проводятся на территории прогулочного участка.

При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры, необходимо четко и в доступной форме рассказать ее содержание. Отдельные элементы можно показать или проиграть. При организации игр соревновательного характера, игр - эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровней подвижности и физической подготовленности (чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех и других детей). b]Руководство ходом игры. [/b] Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Объяснение игр детям дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех персонажах, которых он будит изображать в игре. При объяснении необходимо четко выделять сигналы, по которым детям придется изменять свои действия. Если сигналом к действию служит последняя фраза текста, она выделяется интонацией, произносится громче. После объяснения можно переходить к игре, по ходу игры сразу исправлять ошибки и уточнять то, что не поняли дети, по мере необходимости принимать в ней участие. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес. Ведь ведущую роль в подвижных играх выполняют сами дети. Итоги игры. К обсуждению результатов (итогов) игры, желательно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течении месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры- эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

Младшая группа. Организуются элементарные по содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют одинаковые задания или роли, при непосредственном участии воспитателя (Например в игре «Птица и птенчики», все дети птенчики, воспитатель-птица мама). Они часто сопровождаются словами - стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют,

какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп. Объяснение сопровождается показом: как прыгают зайчики, летают воробушки. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Итог игры должен быть оптимистичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить.

Средняя группа. Появляются игры с соревнованиями, как индивидуальными («Кто скорей принесет игрушку», так и коллективными («Самолет», простые игры аттракционы. Воспитатель объясняет правила по ходу игры. Роль ведущего выполняет редко. Участвует в игре, когда необходимо выполнить роль ведущего или не хватает детей в парах. Итог игры: отметить детей, которые проявились, и похвалить всех детей.

Старшая и подготовительная группа. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей. Используются игры- эстафеты, спортивные игры (катание на санках, ходьба на лыжах). Объяснения игры: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, распределить роли, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор должен быть мотивирован (например, дети пусть сегодня первым ловишкой будит Алеша. У него сегодня день рождение. Это наш ему подарок. Согласны). Часто используются считалки, загадки, жребий. Руководит игрой воспитатель, наблюдая за ней со стороны. Иногда участвует, делает замечания, подсказывает. Итоги игры: отмечает тех, кто проявился в игре, кто нарушал правила. К обсуждению проведенной игры можно привлечь детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает к сознательному выполнению правил игры и движений. При проведении подвижных игр с детьми, необходимо перед каждым занятием проводить «Минутки техники безопасности», с целью - предотвращения травматизма.

Техника безопасности при проведении подвижных игр и упражнений на прогулке.

1. Перед прогулкой необходимо проверить состояние детской площадки, убедиться в целостности различных построек и отсутствие посторонних предметов;

2. Необходимо проверить состояние инвентаря для организации подвижных игр и упражнений, на предмет их травмоопасности.

3. Проверить состояние одежды и обуви детей (обувь не должна быть скользкой, а одежда слишком тонкой);

4. Следить за тем, чтобы дети не перегревались и не охлаждались.

5. В целях охраны голосового аппарата нельзя в холодную и сырую погоду давать игры на площадке с пением и речитативом;

6. Необходимо чтобы дети были организованны во время игры, не нарушали правил и не толкали друг друга.

7. При обнаружении посторонних предметов или возникновении несчастных случаев, воспитатель должен (оказать первую помощь пострадавшему) сообщить администрации учреждения.

Основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр и физических упражнений:

•дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

•развитие двигательных навыков: ловкости, быстроты, выносливости;

•воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

•активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы;

•помогают познавать окружающий мир, представление;

•учат действовать в коллективе, помогать друг другу, подчиняться общим правилам. Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально – волевых качеств.

Публикации по теме:

Анализ развивающей среды Анализ предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей 1 Правильное размещение мебели и игрового материала в группе.

Консультация для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр на прогулке в старшем дошкольном возрасте» Прогулка - один из важнейших режимных моментов, ао время которого дети могут достаточно полно реализовывать свои двигательные потребности.