Руководства, Инструкции, Бланки

эколята-дошколята план мероприятие образец img-1

эколята-дошколята план мероприятие образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

В детском саду №9 стартовал экологический проект «Эколята-дошколята»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» - таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре многонациональной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, сформировать принятие, уважение к культуре и укладу жизни людей всех национальностей.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач и обогащению личности ребенка.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а значит любовь к Отечеству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и малой родине, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой и с соотечественниками. При этом надо отметить, что на детей сильнее всего действуют эмоции, личный опыт и пример взрослых.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одной из таких форм экологического воспитания и образования детей дошкольников, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята».

7 июня в детском саду №9 прошло мероприятие, на котором ребята старшего дошкольного возраста были торжественно приняты в ряды «Эколят-дошколят» - друзей и защитников Природы. Гости праздника: Дедушка дуб, братья Желуди: Шалун и Тихоня, их сестричка Умница и веселая, общительная подружка Ёлочка испытывали детей на знание родной природы. Эти сказочные герои имеют много друзей, приятелей и просто знакомых среди растений и животных. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Но от этого они становятся еще более симпатичными и привлекательными.
Этот проект долговременный, рассчитан на несколько лет и предполагает преемственность со школой и тесное сотрудничество со школой, и тесное сотрудничество с родителями.

Другие статьи

МБДОУ д

« Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.»
Антуан де Сент-Экзюпери “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля», с целью формирования у дошкольников богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развития внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитания у детей культуры природолюбия в МБДОУ д/с №34 был проведен муниципальный этап природоохранного социально – образовательного проекта « Эколята – Дошколята»
Участниками проекта стали воспитанники. сотрудники, педагоги и родители ДОУ. Участие приняли 22 ребенка, 9 педагогов, 18 родителей. Непосредственная тематическая образовательная деятельность была организованна в форме квеста( приключенческой эколого - образовательной интерактивной игры « Путешествие на лесную полянку»)

Цель данного мероприятия :
повышение экологической культуры детей и взрослых, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи: 1. Воспитывать у детей и взрослых бережное. ответственное отношение к природе,помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
2. Научить взрослых и детей правильному поведению в лесу .
3.Формировать интегративные качества у дошкольников. развивать креативное мышление в ходе реализации замысла, воспроизводить задуманное в готовом изделии, доводить начатое до
конца.
Использованы методы и приемы:
- мотивация детей ( письмо лесных жителей с просьбой о помощи лесу)
- художественное слово
- наблюдение
-средства ТСО (музыкальное сопровождение путешествия на поезде, звуки леса, щебет птиц, запись НАСО – голос Земли), обращение Землю к детям. Официальный гимн «Первого
всероссийского экологического детского фестиваля автор З.Юртова,
- наблюдение за объектами живой природы( саженец, )
- рассматривание листвы различных деревьев( береза, клен, липа, рябина)
-использование сигнальных знаков ( нельзя шуметь, не ломайте ветви и кустарники, не рвите цветы и т.д.)
-решение проблемных ситуаций ( помоги деревцу, убери мусор, укрась полянку)
-д/и " С какого дерева листок", " Съедобные не съедобные " ( грибы)
- русская народная, подвижная игра " У медведя во бору"
-стимулирующий момент ( посвящение в " Эколята - дошколята")

Результатом проведенного мероприятия стало: проявление эмоциональной отзывчивости на происходящее ( негативные эмоции на разбросанный мусор, сломанное дерево)
- выработан практический навык правильного и безопасного поведения в лесу( убрали мусор, полечили дерево, не шумели, и т.д.).
-дети научились креативно подходить к решению проблемных ситуаций.
- посвящение воспитанников в « Эколята - Дошколята»




Подарок своими руками для лесных жителей
Чтобытрудностей не боятся, надо спортом заниматься

Эколята – Дошколята» - Управление образования Администрации города Новошахтинска

В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля» в городе с 1 по 6 июня в дошкольных образовательных организациях состоялся муниципальный этап природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята», который проводился на основании приказа Управления образования Администрации города от 18.05.2015 № 230 согласно утвержденному положению.

Мероприятия проведены с целью формирования у дошкольников богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развития внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитания у детей культуры природолюбия.

В мероприятиях природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» приняли участие более 2 600 детей дошкольного возраста и более 500 педагогов и родителей. Во всех дошкольных учреждениях прошло торжественное посвящение в Эколята-дошколята с вручением эмблем, атрибутики фестиваля. Участниками проводимых мероприятий являлись дети близлежащих детских садов, школьники из летних оздоровительных лагерей, педагоги, родители, жители города.

Самые читаемые

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Прием граждан начальником
Управления образования:

Прием граждан по делам опеки
и попечительства:

Прием граждан по вопросам
дошкольного образования:

Официальный сайт Управления образования Администрации города Новошахтинска

346918, Ростовская область,
г. Новошахтинск, ул.Советская, 21

МБДОУ №42 - Аленка - Эколята

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42" г. Воркуты присоединилось к общероссийскому проекту«Эколята – Дошколята».

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в детском саду постоянно. Формы работы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия - инновационный инструмент экологического воспитания и образования дошкольников.

Цель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

В ходе реализации проекта «Эколята-Дошколята» воспитанникам детского сада и их родителям будет предложено много интересных дел: игр, бесед, ситуаций, творческих мастерских, викторин и конкурсов, подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе. Тематические занятия будут всесторонне способствовать формированию у детей культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы

Эколята это малыши-жёлуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут детям ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

Это братишка-желудь. Он любит веселые игры, которых знает великое множество.

Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки.

Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

Тихоня - младший брат-жёлудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

Это подруга малышей-желудей, она – веселая и общительная.

Елочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём

Проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Экологический проект - quot; Как много красок у осени есть - quot

Проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
Экологический проект "Как много красок у осени есть"

В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.

Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, в результате которой повышается образовательный уровень педагогов.

Понятие проекта можно изобразить схемой

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Возможные формы вариантов: видеофильм, альбом, натуральные объекты, макеты, исследования, газета, игра, карта, костюм, оформление группы, сценарий, праздник, экскурсия и т.п.

То есть проект – это пять «П». Шестое «П» - его портфолио, т.е. папка, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

Актуальность темы проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Зная, что представления детей дошкольного возраста об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить их с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

В рамках федерального проекта, в ДОУ был разработан экологический проект "Как много красок у осени есть".

Информационная карта проекта.

1. Полное название проекта: "Как много красок у осени есть".

2. Автор проекта: музыкальный руководитель

3. Вид, тип проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьей, среднесрочный, творческо-исследовательский.

4. Цель, направление деятельности проекта.

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

5. Краткое содержание проекта.

В рамках биологической экологии:

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках социальной экологии:

Анализ поведения человека в природе осенью.

Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды группы:

Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

Организация выставки совместных работ родителей и детей "Осенние фантазии".

6. Сроки проведения: сентябрь 2015 - ноябрь 2015г.

7. Количество участников проекта: 112 человек (из них 60 детей, 7 педагогов, 45 родителей).

8. Возраст детей: 4- 6 лет.

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • осуществление в группе образовательного процесса по экологическому воспитанию;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • оформление картотеки наблюдений;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • праздник «Осень в Простоквашино»;
  • «Заглянула осень в сад» исследовательская деятельность в подготовительной группе;
  • музыкально-спортивное развлечение «Урожай»;
  • участие учителя-логопеда «Прогулка в осенний лес»
  • нетрадиционная образовательная деятельность в средней группе
  • выставка "Осенние фантазии";
  • ведение детьми дневника наблюдений.

Анализ работы по проекту

Проект дал воспитателям возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, проходя через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

В ходе обучения педагоги не только закрепили знания детей о цвете, уточнили понятия "один-много", развивали диалогическую речь и активизировали понятия "листопад" и "разноцветный", но и воспитывали бережное отношение к природе.

В процессе подготовки повысился образовательный уровень педагогов. Они стали более творчески подходить ко всем мероприятиям.

  1. Дошкольная педагогика и психология, Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса, - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 560 с.
  2. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие, О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец, - М. ТЦ Сфера, 2012.
  3. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, И.В.Штанько, Журнал «Управление ДОУ» № 4,2004.
  4. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», журнал №8 за 2008год.

Эколята-дошколята – молодые защитники природы»

«Эколята-дошколята – молодые защитники природы»

06.06.2016 года в рамках природоохранительного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» в детском саду «Соловушка» г. Зернограда прошло очень интересное мероприятие для детей по экологическому воспитанию – праздник «Эколята-дошколята – молодые защитники природы природы».

В мероприятии наравне с воспитанниками детского сада приняли участие веселые сказочные персонажи – защитники природы: Шалун (инструктор по физической культуре Возлюбленная Н.Н.), Умница (воспитатель Ковалева Е.В.), Тихоня (воспитатель Корсунова Л.В.) и Ёлочка (воспитатель Осикова А.А.). Дети пели песни, танцевали, отгадывали загадки, рассказывали стихи, играли в подвижные игры. На празднике ребята выполняли различные задания, благодаря которым подтвердили, что достойны звания защитников природы.

В заключение прошел показ моделей одежды из бросового материала «ЭкоМода». Зрители стали свидетелями необычного показа модной коллекции, над которой трудились великие модельеры – родители, проявившие незаурядные творческие способности, фантазию и воображение.


Ребята представили яркие костюмы из пластиковых бутылок, фантиков от конфет, полиэтиленовых пакетов, одноразовой посуды, магнитофонной ленты, дисков, газет и т.д. Юные модели очень старались – демонстрировали одежду, а зрители громко аплодировали.

В конце праздника состоялось торжественное посвящение всех детей в организацию «Эколята-дошколята – молодые защитники природы природы».

8 июня 2016 | Раздел: Новости

Проект «Эколята-дошколята» - Природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы»

Проект «Эколята-дошколята»

Всероссийский конкурс «Региональное мероприятие Всероссийского экологического детского фестиваля – «Праздника Эколят – Молодых защитников Природы»подробнее

  • Т. Гигель: Развитие природоохранных и социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» — действующий …подробнее

  • В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 субъектам Российской Федерации были вручены Свидетельства, в которых …подробнее

  • «Чтобы новые леса поднимались в небеса!». Под таким лозунгом в рамках «Байкальской международной школы – …подробнее

  • В городе Наро-Фоминске Московской области в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята–Дошколята» прошел фестиваль «Экологическая тропа …подробнее

  • Детский сад № 114 ОАО - РЖД - О проекте - Эколята-дошколята

    Положение о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

    Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

    Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

    Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

    В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

    Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

    Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

    Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

    Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

    Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

    Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

    Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

    Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).

    Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

    Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

    • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

    • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

    • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

    • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

    • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

    • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

    • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

    В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

    Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).

    Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

    Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

    Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

    Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

    В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

    С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

    Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

    Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

    Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

    Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

    Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

    Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

    Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

    Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

    • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

    • повышение общей культуры ребёнка;

    • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

    • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

    • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

    Задачи Проекта решаются путём:

    • создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

    • предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

    • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

    • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

    • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

    • предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

    Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.

    Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

    В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

    Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:

    • применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

    • рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;

    • использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

    • включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

    • организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

    • введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;

    • присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;

    • включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;

    • предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.

    Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:

    • использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

    • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

    • использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

    • создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;

    • разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;

    • разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

    • создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;

    • разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;

    • организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

    • издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;

    • создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах;

    • организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;

    • организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;

    • создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;

    • использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

    Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.

    Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

    • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

    • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

    • последовательность в обучении и воспитании;

    • преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

    • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

    • простота и доступность изучаемого материала;

    • наглядность при изучении тем и вопросов;

    • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

    • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

    • поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

    • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

    • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

    • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

    Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

    • прослушивание тематических сказок и рассказов;

    • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;

    • прослушивание радиопередачи;