Руководства, Инструкции, Бланки

психологическая характеристика пожилого человека образец img-1

психологическая характеристика пожилого человека образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1885 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов

Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.

Социальная ситуация развития в период зрелости связано с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

Психологию развития интересуют, прежде всего, изменения, происходящие на этапе зрелого возраста в человеке, как сложнейшем природном существе – индивиде как продукте общественных отношений – личности, как субъекте деятельности и, прежде всего, как в профессионале. В психологии изучение зрелости представлено исследованием динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменением ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Но долгое время зрелость не входила в предмет изучения психологии развития, т.к. ее считали возрастом «психологической окаменелости»

Различают несколько критериев зрелости. которые могут не совпадать: зрелость человека как индивида (физическая зрелость), зрелость личности (гражданская зрелость), зрелость субъекта познания (умственная зрелость), зрелость субъекта труда (трудоспособность).

Ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии взрослого человека.

Достижение акме – это, прежде всего, личностный процесс, когда человек совершает поступок, или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями. По Бодалеву, для продвижения личности к своему акме чрезвычайно важна работа совести. постоянная активность внутреннего мира человека.

Бодалев отмечает важный личностный механизм, который во многом определяет реализацию сущностных сил взрослого человека. Это изменения взаимосвязи между буднично-повседневным Я и его высшим Я: переключение в сознании человека с уровня Я буднично-повседневного на уровень Я высшего свидетельствует о включении у него более высокой духовно-нравственной мотивации, потенциалов гражданственности и креативности. У некоторых людей указанная возможность никогда не реализуется, у других эти переходы бывают часто, у третьих – постоянно.

Структуру личности человека, способного к реализации своего внутреннего потенциала, определяет: зрелое интеллектуальное отношение к жизни, деятельностно-продуктивное, зрелое профессиональное, социально-активное, зрелое нравственное, эстетическое, осознанное отношение к жизни, зрелое отношение личности к себе.

По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. По мнению Петровской, это связано с процессом социализации. Социализация взрослого – это, прежде всего, обращенность внутрь себя, это самопознание. Социализация взрослого субъектна – это саморазвитие через осуществление выборов – кем быть, каким быть, с кем быть…

Выделяют такие характеристики зрелой личности :

1.развитое чувство ответственности;2.потребность в заботе о других людях;3.способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей;4.способность к психологической близости с другим человеком, 5.к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность (стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требования ситуации и ролевых предписаний); направленность личности (характеризующуюся устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов); глубинные смысловые структуры, которые обусловливают сознание и поведение личности; степень осознанности отношений к действительности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности. Зрелая личность обладает развитым самосознанием и субъективно для индивида выступает как «Я-концепция» – система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, УП, уверенности в себе и т.д. по Леонтьеву, зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархизованости мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий.

В 35-40 лет взрослый человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты с ходом и результатом их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще в молодые годы планы. В этот период взрослый человек задумывается над тем, что он сделал, чего достиг, как ему жить дальше – это так называемый кризис середины жизни. Разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период зрелости и старости.

Кризис зрелого возраст несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. Каким буде переживание этого кризиса будет зависеть от конкретных условий и самого человека.

Старость – заключительный период жизни человека, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни. Старение – переход в систему новых социальных ролей, в новую систему групповых и межличностных отношений. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Поэтому старость – возраст развития.

Изменения с старости происходят на всех уровнях. биологическом, социальном (выход на пенсию), психологическом (осознание изменений и адаптация к ним). Различают гетерохронность старения на межличностном и внутриличностном уровнях, межличностный проявляется в том, что люди развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического старения.

Социальная ситуация развития в старости парадоксальна: человек выходит на пенсию, и общество выбрасывает старика.

Возрастные границы старости определить достаточно сложно, т.к. существуют огромные индивидуальные характеристики старения. В среднем выделяют пожилой возраст (с 61 до 74 лет у мужчин и с 55 до 74 лет у женщин), старость (с 75 до 90 лет у мужчин и женщин) и долгожителей (после 90 лет).

Старик делает выбор о том, как он будет стареть между двумя альтернативами: дальше жить как личность, сохраняя круг специальных связей, найдя социально значимую деятельность, или как индивид, т.е. максимально долго жить как биологический вид. Этот выбор приходиться делать потому, что выход на пенсию уравнивает людей в социальных ролях.

Ведущая деятельность в старости зависит именно от этого выбора: либо это будет выживание, обособление, угасание, либо – сохранение личности.

При выборе стратегии старения как индивида происходит ряд изменений в личности старика: снижение интересов, эгоцентризм, снижение эмоционального контроля, заострение некоторых личностных черт, стирание гендорного профиля. Замкнутость интересов на себе, невозможность делать что-то для других вызывает чувство вины, злобу.

Выбирая стратегию старения как личности, у старика ведущей деятельностью становится структуризация (членение) опыта) и передача опыта, которая связана с осмыслением своего жизненного пути. Творчество увеличивает продолжительность жизни и ее качество. Оно отвлекает от мыслей о смерти, помогает сохранению личностных связей. Сначала человек внутренне признает себя стариком, а потом наступает дряхление.

Э Эриксон говорил, сто старость характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу о других и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, только в нем постепенно созревает плод всех 7 стадий: цельность личности. Это состояние души, которое имеет следующие составляющие:

1.все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности порядку и осмысленности;2.любовь как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой это достигается;3.принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;

не перечеркивание прошлого..таким образом, считает Эриксон, задача старости – достичь цельности развития своего Я, уверенности в смысле жизни, гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни и отдельного индивида, и вселенной в целом. если человек не решает эту задачу, то он испытывает отчаяние от сознания жизненной неудачи, когда уже нет времени что-то изменить.

По Лидерсу, плодотворная. здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути.

Что касается особенностей личности в старости, то нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что личность не меняется, характер личностного реагирования сохраняется. Другие авторы считают, что личностные изменения происходят, но это не значит, что они негативны.

Комплекс потребностей у стариков не изменяется. Изменяется их структура: потребности пожилых смещены в определенном направлении. На первое место в структуре потребностей пожилых выходят:1.потребность в избегании страданий;2.потребность в автономии и независимости;3.потребность в проецировании на других своих психических проявлений.

Еще одна особенность в потребностях пожилых проявляется в появлении у них сдвоенных потребностей, то есть, к перечисленным потребностям для их реализации присоединяется еще одна потребность:

к потребности в избегании страданий присоединяется потребность к беспокойству;

к потребности в автономии присоединяется потребность в проявлении упрямства;

к потребности в постоянстве присоединяется потребность в шаблонизации.

В старости формируется мотив деятельности с эстетической направленностью.

С возрастом, наряду с общим снижением ценности Я и отдельных его аспектов будет проявляться и другая тенденция – психологический витаукт – процессы, стабилизирующие деятельность субъекта, компенсирующие нарастание негативных характеристик, уберегающих систему Я от разрушения.

Молчанова выявила, что к позднему возрасту, наряду с общим снижением уровневых характеристик самооценки нарастают факторы компенсации, способствующие длительному поддерживанию стабильности Я-концепции, которые можно назвать психологическим витауктом:1.наличие у пожилых высоких позиций реальной самооценки по ряду параметров;2.фиксация на позитивных чертах своего характера;3.снижение идеальных и достижимых самооценок, а так же их сближение с реальной самооценкой;4.относительно высокий уровень самоотношения;5.признание своей позиции удовлетворительной;6.ориентация на жизнь детей и внуков: пожилые повышают свою самооценку за счет достижений детей и внуков;7.ретроспективный характер самооценки.

При выборе пожилым стратегии старения как индивида, происходит снижение поведенческого контроля, что приводит к нарастанию эгоцентризма, обидчивости, амбициозности, нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма мнительности, «истощение» чувствительности, снижение функции самодетерминации и саморегуляции, что приводит к «заострению» личностных черт, снижение эмоционального контроля и произвольности поведения. Выбирая эту стратегию, старики тщательно фильтруют информацию, социально не причастны к этому миру, они просто приспосабливаются к действительности и «доживают свой век». Эти люди живут в прошлом, что помогает им отвлечься от неясного настоящего, в котором они не видят ничего хорошего.этим пожилым свойственная выраженная озабоченность – не вполне осознанное переживание, позволяющее выработать специфическую тактику сбережения усилий, способность заранее предвидеть и избежать возмущающего воздействия, и тем самым избежать фрустрации. Но часто озабоченность превращается в ипохондрию. Им так же свойственна возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние, выражающаяся в ослаблении эмоционального тонуса, ослаблении эмоциональных реакций.

Частым спутником пожилых является чувство «одиночества», как оценка качеств своих социальных связей. Чувство одиночества порождается переживанием диссонанса между истинным Я и тем, как Я видят другие. Часто одиночество перерастает в в ощущение необъяснимого страха, отчаяния. Если одиночество носит затяжной характер, они винят в этом себя.

Переживание снижения контроля приводит к ощущению собственной беспомощности и безнадежности. Одинокий нуждается в социальных связях, но только в тех, которые он сам регламентирует, а не которые ему навязывают.

У пожилых, избравших стратегию на сохранения своей личности, личность не претерпевает практически никаких изменений, нет заостренных личностных черт. Смысл жизни переживается как причастность к жизни.

Факторы, обусловливающие удовлетворение жизнью в старости (успехи, рефлексия собственной значимости…) отличны от факторов, которые обусловливают неудовлетворенность жизнью (нет денег, здоровья…) если у них отнять первое, они не будут чувствовать себя несчастнее, а если дать второе, они не станут счастливее.

Большинство умственных навыков у стариков остаются относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости – снижение скорости выполнения физических и умственных операций, снижение скорости переработки информации, снижается способность безошибочно извлекать информацию из долговременной памяти и оперировать образами. Общий объем переработки информации не снижается за счет опыта. На общий объем переработки информации влияет ситуация6 если это классическое тестирование – плохой объем, если в свободной обстановке – нормальный.

Гипотеза: некоторые способности снижаются, некоторые остаются на прежнем уровне, а некоторые даже улучшаются. Индивидуально аккумулированная информация +вербальные навыки (которые с возрастом улучшаются).– способность к абстрактному мышлению, восприятию и манипулированию информацией (устойчиво снижается в середине жизни).

Факторы, влияющие на сохранность интеллекта в старости: образование (чем выше уровень образования, тем дольше сохраняются его интеллектуальные функции при прочих равных условиях. У них более высокое чувство собственного достоинства, они не хотят быть обузой), работа (если работа связана с умственным трудом, проблемой принятия решения, проблемой ответственности, у него дольше сохраняется интеллектуальная функция), здоровье(если есть хронические болезни, снижается мотивация чего-то делать, а следовательно, снижается интеллектуальная функция).

Восприятие у стариков снижается, иногда компенсируется воображением (отчасти). Внимание: нарастает инертность НС, в сфере внимания эта инертность проявляется в том, что снижается концентрация и переключение внимания. Узкий фокус внимания, в привычном месте – все нормально, в незнакомом – теряются. Отсутствуют опорные пункты внимания, фокус затуманивается.

Круг привязанностей замыкается на чем-то одном, выбирают любимчика, а к остальным равнодушны. Сенсорный след: пожилые способны удерживать чуть меньше информации, чем молодые из-за снижения объема восприятия. кратковременная память: не обнаружено существенных различий с молодыми. Долговременная память: существенно хуже, снижение объема связано с тем, что у них ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Если тренировать – произойдет улучшение, но не безграничное. Память на отдельные события сохраняется практически полностью. Лучше всего развита логическая память.

Мудрость – опытное экспертное знание о практических сторонах жизни, позволяющее выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Только 5% стариков достигают мудрости.

Мудрость:1.фактуальные знания о практической стороне жизни (жизненные факты);2.процедурные знания практической стороны жизни (как происходит, для чего, как сделать);3.знания, учитывающие относительные ценности жизни (истинные и преходящие ценности);4.знания контекста жизни и общественных перемен;5.знания, учитывающие неопределенность, изменчивость, непредсказуемость.Свойства мудрости. 1.она связана с решением важных и сложных вопросов (смысл жизни); 2.уровень знаний, суждений и советов, отражаемых в мудрости исключительно высок;3.знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и применения в особых ситуациях; 4.мудрость сочетает в себе ум и характер и используется как для личного блага, так и для пользы человека.

Другие статьи

Изменения личности старого человека

Изменения личности старого человека

Психолог Е. Авербух приводит такую обобщенную характеристику старого человека:

«У старых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценки, усиливается чувство малоценности, неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными, мизантропами, пессимистами. Способность радоваться снижается, от жизни они ничего хорошего уже не ждут. Интерес к внешнему миру, к новому снижается. Все им не нравится, отсюда – брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными (обращенными к себе, своим внутренним переживаниям), круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, часто наблюдающимся в старости, происходит ипохондрия. Неуверенность в себе и в завтрашнем дне делает стариков более мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т. п. Ослабляется у стариков контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой. Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех стариков в какой-то степени схожими друг с другом».

Нарисованный портрет старика, конечно, окрашен в чрезмерно мрачные тона; в реальности дело обстоит не так мрачно и односторонне.

Д. Бромлей выделяет в цикле старения три стадии: 1) «удаление от дел» (65–70 лет), 2) старость (70 и более лет) и 3) дряхлость, болезненная старость и смерть. Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность. Последняя стадия – одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Для последней стадии Д. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характеристик и определений состояния личности, внутреннего мира престарелого человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость и дряхлость – сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще недостаточно исследованы.

У старых людей резко меняется структура их психологического времени. В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека. Этим объясняется ностальгия старых людей по прошлому, при этом прошлые события окрашиваются в светлые тона. Однако только психологическое будущее с его перспективами и программами позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми стремлениями и желаниями.

Противоречивые данные в психологии старости существуют относительно интеллектуальной деятельности пожилых людей. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта в старости: уменьшение возможности формально-логической мысли, снижение творческого потенциала, ухудшение памяти, в особенности на текущие события, и т. п. Другие исследователи настаивают на особой «логике» пожилых людей. Для них мыслительная задача предстает как жизненная проблема: они персонализируют ее, дают ей различные интерпретации, находят несколько возможных вариантов решения.

Качественные изменения претерпевает в старости память. Б. А. Греков установил следующие характерные изменения памяти у лиц старше 70 лет:
1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т. е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.
2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.
3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания.

В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест, поскольку эта задача для испытуемых (научных работников) является неестественной.

Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста – ее резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. Наиболее прочно сохраняется в памяти материал, связанный с решением стоящих перед испытуемыми задач, – то, что «выношено» ими, передумано и пережито, что стало неотъемлемой «частицей их жизни».

Старость – это быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с удивлением обнаруживает позже. Медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому «гротескное» проявление отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр. – это отличительные черты личности некоторых людей пожилого возраста, фиксируемые в психологической литературе.

Обобщение результатов психологических работ, касающихся позднего периода жизни человека, позволило Л. И. Анцыферовой выделить два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций.

Б. Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них.

Важной социальной задачей является помощь старым людям организовать творческий и плодотворный вечер их жизни. Например, дома для престарелых должны были бы стать своеобразными культурными центрами, в которых проходят концерты, творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого: у соседей был бы центр, где происходят интересные события, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность.

Позитивная роль возможности контролировать хотя бы некоторые сферы своей жизни в интернате для престарелых выявилась в одном из экспериментов, описываемых в указанной выше статье Л. И. Анцыферовой. Исследование заключалось в следующем. Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из благоустроенных интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению. Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами.

Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение.

Таким образом, в выступлении перед первой группой директор выделял те области жизни, за которые они должны нести ответственность. Тем самым обитатели интерната ориентировались на активную жизнь, на расширение контактов с окружающим миром, на проявление инициативы. В речи перед второй группой директор делал акцент на ответственности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Результаты бесед экспериментатора с ними сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала.

Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48 % из них чувствовали себя более удовлетворенными жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе позитивные чувства выразили лишь 29 % стариков. Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами. По их оценкам, 71 % обитателей из второй группы стал более слабым и пассивным.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Это можно видеть на примерах выдающихся людей – ученых, художников, государственных деятелей и т. д. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет. Тициан прожил 99 лет; в 95 лет он написал одну из лучших своих картин («Оплакивание Христа»). И. П. Павлов прожил 87 лет и до конца жизни не прекращал научную работу. Он создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 – «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат».

Гете прожил 83 года, Ньютон – 84, Микеланджело – 89, и все они были активно деятельны до конца своей жизни. А. Верди в 80 лет создал оперу «Фальстаф». Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

Как только речь заходит о достижениях более зрелой части человечества, становится ясно, что старческая мудрость может проявляться в мире вне зависимости от времени. В любой мощной духовной культуре существует особый духовно-практический институт старчества. Мы знаем об этом через такие имена, как духовник, старец, гуру, аксакал.

В философской и психологической литературе выделяют мудрость как особый взгляд на жизнь, особое отношение к обстоятельствам и условиям своей жизнедеятельности. Прошлое и настоящее рассматриваются личностью в контексте предельных, смысловых вопросов человеческого существования: места и назначения человека, смысла его жизни и смерти.

Особенности пожилых людей: психологические, физиологические и социальные

Особенности пожилых людей

Особенности пожилого возраста, как одного из наиболее сложных периодов жизни, связаны с постепенным увяданием физиологических и социальных функций, что отражается на физическом и психологическом состоянии. Для того чтобы обеспечить «благоприятные» условия для комфортного старения, необходимо четкое понимание возрастных особенностей пожилого человека.

Какие различают типы старости

Первый тип – это люди, которые, несмотря на расставание с активной профессиональной деятельностью, принимают участие в социальных процессах, жизни общества. Так называемая «творческая», или «активная старость» позволяет избежать мыслей о разного рода «ущербности», и способствует ощущению полноценной жизни.

Ко второму типу старости относятся ситуации, когда пожилой человек направляет свою энергию на обустройство материальной стороны своей жизни. Это включает не только накопление материальных благ, но и путешествия, самообразование, а также другие виды активности, на которые в годы профессиональной деятельности попросту не хватало времени. Люди, которые относятся ко второму типу, характеризуются высоким уровнем социально-психологической приспособленности.

Третий тип старости в основном характерен для женщин. Они сосредотачивают все свои силы и мысли на семье. Такое поведение не оставляет времени на хандру и психологические переживания, но все же может снижать уровень удовлетворенности собственной жизнью, по сравнению с представителями двух первых типов.

К четвертому типу относятся пожилые люди, активно занимающие ся собственным здоровьем. Это становится их смыслом жизни и приносит некоторую степень морального удовлетворения. К негативным сторонам представителей четвертого типа можно отнести часто проявляющееся преувеличение опасности реальных, а порой и вымышленных болезней.

Вышеперечисленные типы старости можно отнести к психологически благополучным. В тоже время часто встречаются и отрицательные примеры развития в пожилом возрасте. Это агрессивные, ворчливые, неудовлетворенные собственной жизнью и окружающим обществом люди. Они склонны к постоянной критике всех в округ, к предъявлению претензий, поучениям и разочарованиям. Такие люди «грызут» себя за упущенные возможности (порой мнимые), чем делают себя еще более несчастными.

Как человек относится к собственному старению

Нормальное отношение предполагает понимание своего состояния и адекватное восприятие информации о старости.

Пренебрежительное. У людей с таким отношением может наблюдаться необоснованный оптимизм, вызванный непониманием особенностей собственного старения. Недооценка происходящих процессов может сопровождаться бравадой, демонстрирующей пренебрежение к старению. Такое поведения часто скрывает общую слабость, повышенное переживание о состоянии здоровья и страх смерти.

При отрицательном отношении пожилой человек старается отогнать мысли о старости, и не обращать внимания на происходящие процессы. Это может выливаться в гиперактивность, вызванную желанием сохранить свой прежний статус.

Геронтофобное отношение подразумевает боязнь старости. Человек, даже понимая, что преувеличивает существующую опасность, не может бороться со своими опасениями. В результате важные личные социальные цели могут уходить в тень, а потребность в эмоциональных контактах и признании приводит к демонстрации собственной беспомощности.

При трагическом отношении пожилой человек рассматривает старость, как крушение себя, а собственную жизнь считает серой и скучной. Такое поведение может быть связано с активизацией защитных механизмов от психологических травм, связанным с собственным старением.

Геронтофильное отношение наоборот предполагает успокоенность, и даже некоторую удовлетворенность старением, которое рассматривается как свобода и возможность «жить для себя».

В чем заключаются психологические особенности пожилых людей

Психология пожилого человека характеризуется консервативным отношением к окружающему миру. В связи с этим, человек сложнее адаптируется к меняющимся нормам морали, и поэтому все больше склонен критиковать «новые манеры».

Среди всего разнообразия жизненных позиций людей пожилого возраста можно выделить пять основных:

«Конструктивная» позиция характерна для спокойных людей, которые в предыдущие возрастные периоды отличались веселым нравом и удовлетворенностью жизнью. Такие качества сохраняются и с возрастом. Они нормально относятся к старости и смерти. Не делая трагедии из собственного возраста и различных заболеваний, люди с такой позицией хорошо контактирую с другими, и оказывают им помощь. Человек с такой позицией благополучно проживает завершающий жизненный этап.

«Зависимая» позиция наблюдается у людей пожилого возраста, которые и раньше отличались недоверием к себе, имели пассивную жизненную позицию и слабую волю. С возрастом они требуют помощи и ищут признания, а если не находят этого, то выбирают образ обиженного и несчастного человека.

«Защитная» позиция присуща людям, которым иногда называют «толстокожими». Им характерна замкнутость, нежелание принимать чью-либо помощь и скрытость чувств. Ненависть к старости заставляет их продолжать активный образ жизни и приводит к нежеланию отказываться от работы.

«Враждебность к миру» проявляют «гневные люди», которые во всех собственных реальных и придуманных неудачах склонны винить общество и свое окружение. Пожилые люди с такой позицией отличаются повышенной подозрительностью, недоверием к другим и агрессивностью. Они также испытывают высокую степень отвращения к старости и стремятся продолжать профессиональную деятельность.

«Враждебность к себе и своей жизни». Эту позицию занимают люди с депрессивным складом характера, лишенные интересов, они склонны к фатализму. Пожилые люди такого типа имеют обостренное ощущение одиночества и «ненужности». Собственная жизнь для них представляется неудачной, а факт приближающейся смерти ими расценивается как избавление от своих несчастий.

Процесс психического старения характеризуется четырьмя группами возможных реакций:

Реакции на изменившиеся телесные ощущения и субъективная интерпретация своих ощущений: снижаются возможности собственного тела - замедляются движения, реакция на различные раздражители запаздывает и так далее.

Реакции на трансформацию психических функций. а также переживания этих изменений субъективного характера: ухудшается кратковременная память, появляются сложности с концентрацией внимания, с анализом жизненных проблем, снижается скорость реакции психики и возможности к адаптации. Все эти проявления трансформации психических функций становятся причиной снижения самооценки, уменьшению интересов и общения.

Реакции на происходящее в социальной сфере. изменения в области социальных связей:

поддерживается связь с профессиональной деятельностью, которая была основной в течение всей жизни. Это происходит опосредованно через получение информации из специальных источников, либо, в обратном направлении, через написание мемуаров и профессиональных статей;

сужается сфера интересов из-за того, что область профессиональных тем выпадает из обычной жизни. В бытовом общении обсуждаются исключительно семейные проблемы, телевизионные новости и другие события, не связанные с предыдущей трудовой активностью;

на первый план выходит забота о состоянии здоровья. Самыми значимыми темами для бесед становятся лекарства, болезни, варианты лечения и так далее;

смыслом жизни становится ее сохранение. В круг социальных общений входят родственники, доктор, сотрудники социальных служб;

все направлено на поддержку жизнедеятельности - пропадает эмоциональный аспект общения.

Реакции, обусловленные размышлениями о надвигающейся смерти .

Люди по-разному воспринимают факт смерти. Различия в ее восприятии связаны с такими факторами, как темперамент, культурная среда, религиозные верования.

Кроме психологических особенностей, присущих человеку в старости существуют также и психопатологические. которые проходят в 6 этапов:

1 этап: по-настоящему важными остаются воспоминания из прошлой жизни, а реальные события отодвигаются на второй план;

2 этап: постоянно идет ухудшение памяти;

3 этап: теряется объективная оценка реальной жизни;

4 этап: беспомощность становится причиной апатии к миру, что впоследствии приводит к дезориентированию в происходящих событиях.

5 этап: появляется возрастная бесчувственность сознания, теряется контроль за функциями мышц.

6 этап: наступает состояние глобальной беспомощности.

Психология пожилых людей носит индивидуальный характер. Особенности протекания старости находятся в зависимости от наследственных факторов, соматических заболеваний, сильных психологических стрессов и других моментов.

Возрастные или физиологические особенности у пожилых людей

С возрастом кожные покровы пожилого человека становятся тонкими. Более ярко этот процесс выражается на ладонях, ступнях, вокруг суставов и в районе выступающих костей. Снижение пото- и салоотделения способствует сухости кожи и приводит к потере ее эластичности, появлению морщин и крупных складок. Подкожная жировая клетчатка стремительно теряет свой объем. Все эти процессы становятся причиной повышенной травматичности кожных покровов, появлению язв и плохой заживляемости.

Волосы со временем изменяются под влиянием иммунитета, генетики, факторов климатического и экологического характера. Волосы утончаются, теряют свою окраску и редеют. Снижается также и масса костной ткани. Элементы суставов и диски позвоночника становятся более тонкими. Это приводит к постоянным болевым ощущениям.

Уменьшается количествомышечнойткани, что становится одновременно причиной и следствием пониженной физической активности. Как итог, снижается и работоспособность. Быстро возникающее ощущение усталости мешает выполнять привычную деятельность.

Нарушаетсяпоходка. У пожилого человека замедляется шаг, и он становится менее устойчивым. Время опоры на обе ступни увеличивается, что придает походке эффект шарканий. В движениях появляется неуклюжесть.

Легочная ткань теряет свою эластичность. Снижение хода диафрагмы приводит к тому, что легкие не расправляются до конца. Появляется одышка. Уменьшение бронхиальной проходимости уменьшает дренажную функцию бронхов, поэтому у пожилых людей есть риски заболевания пневмонией.

С возрастом ухудшается работа сердечной мышцы. Особенно это отражается на ее сократительной способности. При физических нагрузках она хуже проталкивает кровь ко всем частям организма. Повышенная усталость вызвана тем, что ткани не получают с кровью достаточного количества кислорода. Результатом этого процесса является снижение физических возможностей пожилых людей и повышенная утомляемость.

Социальные особенности или жизненные проблемы людей в пожилом возрасте

Здоровье является одним из основных вопросов для людей пожилого возраста. Главной характеристикой здоровья для этой категории людей является существенное ухудшение качества жизнедеятельности. По статистике количество заболеваний у людей пожилого возраста в два раза выше, чем у представителей более молодых групп, а для стариков эта цифра вырастает до 6. При этом основную массу составляют хронические болезни сердца, суставов, сосудов, проблемы со зрением и слухом. Среднестатистический пожилой гражданин РФ имеет от двух, до четырех заболеваний. Затраты на лечение пожилых в среднем в 1,7 раза выше, чем для молодых поколений.

Материальное положение. Граждане, которые попадают в категорию пожилых, в большей степени обеспокоены материальным положением, инфляцией, ценами на лекарства и продукты питания. Высокая стоимость качественных продуктов ухудшает ежедневный рацион людей пожилого возраста. В этой возрастной группе наибольший процент соотечественников живет, что называется, «впроголодь». Низкие пенсии создают проблемы с покупкой нормальной одежды и удобной обуви, не говоря уже о возможности расходовать средства на социально-культурную сферу. Все это еще больше способствует ухудшению здоровья и психо-эмоционального состояния людей.

Одиночество. Это понятие становится злободневной проблемой пожилого человека. Психологическое состояние таких людей находится под воздействием узости социальных контактов. Это приводит к отчужденности и эмоциональной подавленности. Причины одиночества для пожилых людей заключаются в отсутствии деловых связей, продолжительных болезнях, в уходе из жизни родственников и членов семьи.

В нашей стране существует огромный разрыв в количестве представителей разных полов в общем числе пожилых и престарелых людей. Женщин в этой группе больше в 2 и более раз. Это объясняется разной продолжительностью жизни, а также разным восприятием смерти супруга, или супруги. Смерть жены по статистике переживается острее, так как мужчины менее склонны к ведению быта в одиночку. В тоже время мужчине проще найти новую спутницу жизни. Для пожилой женщины шансы создать новую семью достаточно малы. Это компенсируется тем, что женщины более коммуникабельны, легко находят друзей и могут самостоятельно позаботиться о собственном быте. Партнер для человека старческого возраста необходим для упрощения решения финансовых вопросов, как тот, на кого можно положиться, а так же тот, о ком нужно заботиться.

Существует отдельная категория пожилых людей, которые видят в одиночестве особую ценность своего возраста. Они сознательно снижают социальную активность и уходят от общения с другими людьми.

Мы в социальных сетях: