Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на подростка с девиантным поведением образец img-1

характеристика на подростка с девиантным поведением образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1883 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Общая характеристика девиантного поведения подростков

Общая характеристика девиантного поведения подростков.

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в. с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул – реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии – Джон Уотсон – говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» (Э. Торндайк, 1988. с. 224).

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре термин поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» (Под ред. Ю.Л. Неймера, 2003. с. 343). Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

В дальнейшем обсуждении под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков (Е.В. Змановская, 2003. с. 6).

Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия «отклоняющееся поведение», мы должны задать эталоны оценки психологических явлений.

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «анормальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося (Ж. Годфруа, т. 2, 1992. с. 126). В строгом смысле определение понятий «нормальное» / «анормальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.

Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением. как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому анормальное поведение – поведение, характеризующееся отклонением от образцов поведения, ожидаемых в данной культуре, исторической эпохе или конкретной ситуации.

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Как утверждает Е.В. Змановская, отклоняющееся поведение личности бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция.

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio отклонение).

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;

Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности;

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы;

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;

В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Исходя из всего сказанного выше, мы вслед за Е.В. Змановской даем следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Е.В. Змановская, 2003. с. 11).

Периоды старшего подросткового возраста – 14-15 лет – и ранней юности – 16-17 лет – четко разводятся в периодизации онтогенетического развития, но обычно в работах практической направленности лиц в возрасте с 14 до 17 лет в целом называют старшими подростками, учитывая, что они несовершеннолетние и что в основном с 17 лет – возраста окончания средней школы – они начинают самостоятельную жизнь. И поэтому мы в нашей работе говорим, в общем, о подростках, имея в виду весь названный возрастной период.

Подростковый возраст с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим развитию девиантного поведения (А.Е. Личко, В.С. Бартенский, 1991). Это один из кризисных этапов в становлении личности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Филинов). В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, а также формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими проявлению девиантного поведения (А.Е. Личко, В.С. Бартенский, 1991).

К ведущим новообразованиям личности подросткового периода относят притязания на взрослость, рефлексивные процессы (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Н.С. Неймарк, Э. Эриксон и др.); специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности подростка; взаимосвязи между нарушениями и особенностями самосознания (Р. Берне, И.И. Чеснокова, В.Н. Шашок, Н.И. Швецова и др.); проблемы в общении с взрослыми и сверстниками (А.М. Прихожан, Е.В. Новикова и др.), проблемы подростков в отношениях с родителями (Дж. Добсон, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская и др.).

Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой. Ее первая объективная сторона – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности (Под ред. Аракелова М. 1990).Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменение активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудение, ожирение). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная материальная зависимость о родителей) создает большие психологические и межличностные трудности. Функциональная неустойчивость физиологических функций, неравномерность в развитии различных психических качеств (ускоренное развитие интеллектуальных возможностей и отставание в формировании чувства долга, ответственности) могут порой проявиться в алогичности поступка. Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия.

Третьей объективной основой сложности подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно не широкой сферы его деятельности и общения. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способного действовать в соответствии с этой оценкой: фактически это означает слабость механизмов воли (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков, 1986). Другим дефектом воспитания является безответственность, то есть неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков (Л.Б. Шнейдер, 2005.). Следующий важный дефект воспитания, отчетливо проявляющийся в подростковом возрасте, - недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков, 1986).

Четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания (В. Аверин, 1998). Характер требований к подростку становится различным в зависимости от его пола. Именно с этого периода половая принадлежность начинает определять многое – и жизненные планы, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем.

Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Эти противоречия между подростками и старшими могут порою приобретать довольно большую остроту, поэтому взрослым следует осознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определяться только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми в отношении к подростку и быть готовыми признавать свою неправоту.

Таким образом, подростковый возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции». Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. В-четвертых, подростковый период характеризуется следующими особенностями развития: реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, формирующимся сексуальным влечением, что в сочетании с дисгармоничными отношениями со взрослыми и семейным воспитанием может быть причиной отклоняющегося поведения.

Другие статьи

Характеристика девиантного поведения подростков


Главная | О нас | Обратная связь

Характеристика девиантного поведения подростков

Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам (ожиданиям), которые могут быть спорными (убийство– на войне поощряемо).

Классифицировать различные типы девиаций можно также по-разному. педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество)

Ю.А. Клейберг выделяет. негативные (алкоголизм), позитивные (творчество), и социально-нейтральные (бродяжничество) Е.В. Змановская в качестве основного признака выделяет два критерия – вид нарушаемой нормы и последствия девиации: делинквентное поведение (отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое), асоциальное поведение (уклонение от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях), аутодеструктивное поведение (поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни – суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей)

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение [36, с.216].

Девиантное поведение –вид отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. (демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида)

Делинквентное поведение. в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

§ агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

§ корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

§ распространение и продажа наркотиков [36, с.216].

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Квидам девиантного поведени я подростков различные авторы также относят: алкоголизм; наркоманию и токсикоманию; детскую проституцию; сексуальные девиации; суицидальное поведение; делинквентное и преступное виды поведения.

Среди социально-педагогических причин. влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников.

Социологическое объяснение причин девиации фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении. (Селлин - конфликты между нормами культуры. М.В. Цилуйко - негативное влияние СМИ. Л.Б.Филонов - чувство безнаказанности о всесильность мафии. Л.С. Рубан - отсутствие социального контроля. Хинделанг – влияние сверстников.)

Психологический подход. рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии.

факторы вызывающих отклоняющееся поведение подрастающего поколения (Гоголева А. В):

1. Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

· генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

· психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

· физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе [6, с.35].

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи .

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

15. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей

Существует несколько определений алкоголизма:

с медицинской точки зрения – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам;

с социальных позиций – форма девиантного поведения, характеризующиеся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

У детей алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:

-быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо – физиологическим строением детского организма. Мозговая ткать ребенка в отличие от мозговой ткани взрослого богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы ,вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

- злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и ю юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

- принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу за один раз;

- быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;

- низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

Периоды приобщения к спиртным напиткам детей и подростков:

- первый период – раннее детство. в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление матерью алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка;

- второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две: педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному;

- третий период – подростковый и юношеский возраст. когда происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, проводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Причины детского алкоголизма:

- отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

- уход от жизненных проблем.

- психологические особенности личности (завышенная самооценка ,чувство жестокости и агрессивности, дети подтверждены депрессии и паранойе и тд.)

- неблагополучные семьи. Это конфликтные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев – антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом.

- усиленные притязания на взрослость

- позитивная реклама употребления алкоголя

- избыток свободного времени.

Последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

- социально-экономические – преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т.д.

- социально-психологические – разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей; духовное и нравственное крушение личности; ухудшение нравственно-психологического климата и микросреды и т.д.

- криминальные – совершение преступлений; вовлечение в преступную деятельность других лиц; создание ситуаций, благоприятных для криминализации и виктимизации, и т.д;

- физические – наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений.

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

16.Жестоким обращениемс детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

· физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

· сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;

· психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

· пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

Характеристика детей с девиантным поведением - Студопедия

Характеристика детей с девиантным поведением

Девиантное поведение у детей можно - поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, наличие у детей явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющихся в различных формах социальной патологии. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны, не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, не подлежат наказанию со стороны государства. Детям свойственны некоторые отклонения, наблюдаемые у взрослых. Например, к социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, бродяжничество и др.

Таким образом, психические расстройства у детей проявляются в двух формах:

· акцентиурированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Дети с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера» часто являются клиентами социально-медицинских служб и состоят на учете в милиции;

· психопатия - это явное или скрытое отклонение от нормы психологических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном, невербальным общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб. Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к детям среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости» - сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера.

Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - агрессивном поведении, например. Небольшой жизненный опыт делает ребенка особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т. е. период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, слишком ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции.

На поведение детей оказывает влияние и трудности взросления. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.

Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

Личностные качества проявляются в нескольких формах. Отчуждение, которое проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций. Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», - утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляется эмоции.

Депрессия - это состояния аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В детстве такие состояния обычное дело. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится скучным и неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.

Раскроем основные «факторы риска» девиантного поведения ребенка.

Физиологические (биологические) факторы следующие:

· отклонения (дефекты) состояния здоровья (физические);

· перенесенные (физические) травмы, особенно тяжелые, в т. ч. приведшие к увечью и/или инвалидности;

· перенесенные инфекционные (особенно тяжелые) заболевания;

· наличие хронической болезни;

· недостаточное общее физическое развития организма или его отдельных параметров;

Психологические (психиатрические) и психолого-педагогические факторы следующие:

· низкий и/или недостаточный уровень развития интеллекта, задержка умственного развития в целом;

· определенный тип нервной деятельности (импульсивность характера);

· соматическое нервное заболевание;

· наличие депрессивного состояния, подавленности, апатии);

· врожденное и/или приобретенное заболевание ЦНС;

· генетическое заболевание наследственного характера;

· педагогическая запущенность ребенка или подростка;

· низкая самооценка, недостаточный уровень критичности и самокритичности;

· побеги из дома, школы (или другого учебного, учебно-воспитательного, лечебного учреждения), в т. ч. как следствие «аутсайдерства»;

· угроза или попытка самоубийства;

· курение (вообще или раннее), употребление спиртных напитков, токсинов, наркотиков, видео - компьютеромания (игромания);

· ночные кошмары и/или страхи, энурез;

· низкая успеваемость, нарушение дисциплины в школе, дома, по месту жительства, сквернословие;

· участие в группировках асоциальной направленности.

Факторы социального характера . Проживание в определенном районе, микрорайоне и конкурентной микросреде характеризуют следующие факторы:

уровень социально-экономического развития района проживания;

· уровень экологического состояния региона;

· степень гомогенности или гетерогенности населения во всех аспектах;

· тип жилья, его размеры, наличие удобств, отдельной комнаты для ребенка, окружающий ландшафт, наличие или отсутствие мест досуга, уровень обеспеченности различными услугами для семьи;

· уровень криминальной пораженности региона, ближайшего окружения;

· тип и состояние учебного (воспитательного) учреждения, которые посещал и/или посещает ребенок, подросток;

· домашнее или общественное воспитание ребенка;

· наличие в зоне интересов ребенка неформальных объединений ассоциальной и/или антиобщественной направленности.

Факторы семейного характера следующие:

· неполная семья (при этом важно, по какой причине нет или не стало одного из родителей;

· формально полная семья;

· опекунство и т. д.;

· наличие братьев и/или сестер с отклонениями в поведении, уровень взаимоотношений с ними;

· уровень (степень) сплоченности, единства семьи, прежде всего эмоционального; контакты с ближайшими родственниками и их влияние на ребенка;

· тип семьи с психологической точки зрения;

· тип воспитания в семье - авторитарный, потворствующий, авторитетный;

· наличие родителей (или одного из них, важно - кого) или ближайших родственников (входящих в микросреду) с отклонениями в поведении и какого рода - преступления, пьянство, наркомания и т. д.

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?).

Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам [13]. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности.

Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное [14]. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет [15]. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества [16]. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко - или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Между тем без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека. Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Далее формируется устойчивая последовательность к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности.

Возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится». В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков (ВДА), проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля:

· собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказаний и иных санкций;

· внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;

· косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;

· «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

· замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно - полезными и/или нейтральными;

· направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле;

· легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков);

· создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической;

· реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;

· либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности;

· безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии.

2. Создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.

Вопросы для повторения

1. Что изучает девиантология? Какие вопросы являются для девиантологов
основными?

2. Как вы думаете, что составляет сферу деятельности для девиантолога?

3. В чем суть поведенческого подхода?

4. Что такое отклоняющееся поведение?

5. Что значит тезис о социальной определенности девиантности?

6. Как проявляются кросс-культурные и временные изменения
девиантности?

7. Насколько девиантное поведение изменчиво?

8. Какие виды поведения можно считать универсально девиантными?

9. Как соотносятся между собой подход, рассматривающий девиантность,
как изменчивое поведение и подход, рассматривающий девиантную
универсальность?

10. Что такое референтная группа? Как она может влиять на девиантность? О каких положительных функциях девиантности можно говорить?

11. Почему нужно изучать отклоняющееся поведение? Какова сущность этого понятия? Что такое социальная норма?

12. Какие формы девиации Вам известны? Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые можно считать девиантными.

13. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем причина появления такого рода отклонений? Какие способы поведения способствуют появлению культурно одобряемых отклонений?

14. Какова роль процесса социализации личности в построении социологических теорий социальных отклонений? Каким образом осуществляется влияние социальных институтов на отклоняющееся поведение личностей?

15. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?