Руководства, Инструкции, Бланки

российская каска нового образца img-1

российская каска нового образца

Рейтинг: 4.0/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Военная каска (5 фото)

Военная каска (5 фото)

Есть вещи, которые не меняются с годами, потому что они были хороши и функциональны в своем первоначальном варианте. К таким предметам смело можно отнести военную каску.

Эти металлические шлемы, разработанные советскими конструкторами в 1940 году, носили на головах солдаты Красной и Советской армии. Ныне в них щеголяют бойцы Российской армии. Однако мало кто знает, что история современной российской каски началась в 1915 году, причем благодаря… французам.

Воевавшие на фронтах Первой мировой скрупулезные англичане подсчитали, что каски снижают потери убитыми на 12 процентов, ранеными – на 28 процентов, причем доля ранений головы в общем числе уменьшилась с 25 до 3 процентов. Статистика союзников показалась интересной, и французы оснастили касками всю свою армию.

Русский военный атташе во Франции граф Игнатьев немедленно донес в Петроград о новом ценном нововведении французской армии. Ему удалось добиться от российского командования согласия заказать один миллион французских металлических шлемов для русской армии. Так «каски Адриана» попали на русский фронт.

В русской армии по достоинству оценили каски, хотя их защитные свойства оставляли желать лучшего. Металл на изделиях был недостаточно жесткий. Революция и гражданская война сняли с повестки дня вопрос обеспечения армии касками, и они в большинстве своем остались лежать на российских складах. Ими потом вплоть до середины пятидесятых годов снабжали пожарных.

Ближе к тридцатым годам, когда Красная Армия стала все больше походить на регулярные вооруженные силы, руководство страны стало уделять больше внимания вопросам обеспечения армии. В том числе вспомнили и о касках.

Первоначально просто извлекли из складов старые – периода Первой мировой войны – каски Адриана.

Трудно сказать, чем не понравилась эта каска руководству Красной Армии (англичане и французы и во Вторую мировую войну провоевали в таких же), однако в середине 30-х дается задание на разработку стального шлема, «более соответствующего условиям современного боя».

Новый шлем получился примерно таким, каким мы видим его сегодня. «Крупный специалист» в военном деле командарм Семен Буденный лично испытал новый шлем, рубя по нему шашкой. Маршал остался недоволен тем, что шашка, соскальзывая со шлема, попадала по плечам манекена и прорубала их. К нему присоединился и нарком обороны Ворошилов.

Конструкторы «учли свои ошибки» и доработали шлем, сделав в его нижней части широко расходящиеся поля, а в верхней части гребень. В этом виде шлем был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной».

Проявило себя детище Буденного во время боев на озере Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол, откуда шлем и получил свое прозвище «халхинголка». Оказалось, что поля, на которых настаивал военачальник, создавали большую парусность, из-за чего каска часто съезжала набок. Кстати, больше всего страдала от этого как раз кавалерия.

Недостатки были настолько очевидны, что в 40-м году нарком обороны маршал Советского Союза Ворошилов приказал принять на вооружение первый образец каски, что и было сделано.

«Новая» каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40) в массовых количествах стала поступать в войска.

В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость, сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же становилось невозможным надевать под каску что-либо теплое. Пожалуй, единственным заметным изменением с 40-го года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок, какой был у немецких парашютистов времен войны.

Среди новшеств и то, что шлем иногда надевают поверх шерстяного подшлемника (именуемого в народе «террористочкой»).

Появившиеся в последнее время многочисленные образцы касок специального назначения (типа «Сфера», «Удар», «Защита» и т. п.) просто специализированы для определенных категорий бойцов и обладают повышенной защитой от определенных воздействий. Но ни одна из этих касок не выдержит, да и не может выдержать попадание автоматной или винтовочной пули.

Пуля из любого стрелкового оружия имеет высокую скорость полета, а значит, и высокую кинетическую энергию. Например, сила удара пули пистолета ПМ на расстоянии 25 метров сравнима с ударом двухкилограммовой кувалды. Каску она, может, и не пробьет, но насколько комфортно будет себя чувствовать человек, получивший такой удар по голове? Ну а пуля автомата АК-74 пробивает каску на расстоянии до 800 метров.

Как невесело шутят солдаты, «каска нужна, чтобы, когда в голову попадет пуля, мозги не разлетелись в стороны».

Англичане всю войну провоевали в касках образца 1915 года. Этими же касками они снабжали и вновь воссоздаваемую французскую армию, других союзников, в том числе австралийцев, канадцев и первоначально американцев. Однако США уже к 1943 году разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы.

В германской армии, с приходом Гитлера к власти, решили оставить шлем образца 1916 года. Он оказался столь совершенен, что изменить в нем что-либо было трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой просто короткие 8-миллиметровые трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме. Его форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Каска без серьезных изменений прослужила вплоть до 1945 года. Да и сегодня эта каска стоит на вооружении ряда стран (Турция, Чили). Повторяет формы немецкой каски образца 1916 года и современная американская.

Другие статьи

Каска - это

Каска это:

Знамёнщик, ассистенты и адъютант Ударного отряда 8-й Армии (позже «Корниловского») поручик князь Ухтомский. 1917 г. (РГАКФД ). На касках — череп со скрещёнными костями; на рукавах — синяя полковая нашивка. [1] .

В 1915 году русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев доносит в Петроград о ценном нововведении во французской армии и настаивает на немедленном введении касок в русской армии. С большим трудом ему удается добиться от российского командования согласия заказать 1 миллион касок для русской армии. К концу 1915 года «каски Адриана» попадают на русский фронт. Их отличие от французских только в том, что на передней части помещен рельефный русский двуглавый орел.

Российская армия стала получать каски отечественного производства только к концу 1916 года. За основу была взята французская «каска Адриана». Но русские конструкторы сделали свою каску цельной, а не сборной из трех частей. Металл на каске стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной образца 1916 года» каска стала к ноябрю поступать в войска. Революционные события начала 1917 года сорвали план производства касок. Небольшое количество поступивших шлемов выдавалось в основном в ударные батальоны. Так, их получил Ударный отряд штаба 8-й армии (позднее Корниловский ударный отряд, а с августа 1917 года Корниловский ударный полк).

В 1915 году русский Генеральный штаб принял решение о начале разработки первого русского стального шлема. Прототипом для данного шлема послужила французская каска Адриана модели 1915 года. В 1917 году заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был официально введен. Революция 1917 года помешала поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была поставлена относительно небольшая партия заказанных шлемов. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg 100000 шлемов. В 1918 году Финляндия объявила независимость, и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части оставшихся шлемов не был установлен подшлемник, так как изначально его установка планировалась на заводах в России.

Русский шлем имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путем штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клепками. Вес шлема составлял 800—850 грамм, толщина стали 1,2 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикрепленных к поверхности шлема с помощью восьми клепок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикрепленных к полям шлема двумя парами клепок. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки.

Шлемы этой модели так и не были широко использованы русской армией. В период Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась добровольческими армиями. В 20 -30-е годы М17 получил распространение в Красной армии. Иногда в Красной армии на шлем прикрепляли красную звезду — либо большую жестяную, такую же, как на каске Адриана М15, используемой в Красной армии, либо звезду меньшего размера; часто звезда была просто нарисована. Для советского правительства использование шлемов, принятых также в армии недружественной Финляндии, было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства перевыпуска в Ленинграде в начале 30-х годов небольшой партии шлемов этой модели. М17 имел слабые защитные свойства, и поэтому уже во второй половине 20-х годов были начаты работы по созданию собственного стального шлема.

В СССР «каски Адриана» можно было увидеть на парадах.

Стальной шлем (каска) обр. 1936 г.

Стрелковые войска РККА, «Перед началом наступления », Солдаты читают боевой листок перед началом наступления, 3 сентября 1943 года. видны стальные шлемы различных образцов.

В СССР к теме касок обратились в начале 1930-х годов. Однако первоначально немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (например, Пролетарской дивизии). А в 1934 году было выдано задание на разработку каски нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный. рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Каска со времен Первой мировой рассматривалась как средство защиты от шрапнели (составлявшей в 1930-е 50 % боекомплекта полевой артиллерии). Удар шашкой имитировал попадание шрапнели (Буденный прокомментировал, что шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху).

Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.». В таком виде он немного напоминал немецкий шлем 1916 года (в 1990-х был случай, когда участника военно-патриотического клуба чуть не избили ветераны: бедняга пришёл на праздник в чёрной танкистской форме и каске обр. 1935 года и его обвинили, что он «нарядился фашистом »). «Каски Адриана», хранившиеся на складах, передали в пожарную охрану — они прослужили пожарным как минимум до 1950-х годов. Каски в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. В СССР использовался темно-зелёный, хотя такой цвет считается демаскирующим. В РККА на обычные каски не наносилось никаких знаков, а на парадные — красные звезды. Впоследствии выяснилось, что большие поля новой каски создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что каску сдувало набок. К тому же каска была слишком тяжела, хотя особой пулестойкостью не отличалась.

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны, и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов, созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М33. Вероятнее всего, именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

Подшлемник имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (также подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема.

В послевоенное время оставшиеся СШ-39 проходили заводской ремонт на заводе ЛМЗ (г. Лысьва ), сферы перекрашивались заново и на них ставился подшлем с СШ-40 (три подушки); как правило, на штампе стоит 1950 год. Такие шлемы передавались в учебные заведения, МЧС и подразделения Гражданской обороны.

В 1940 году была принята на вооружение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40 ), которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. По сути, она используется в ВС России до сих пор. Один из разработчиков нового стального шлема, М. И. Корюков вспоминал впоследствии:

«Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный „рубака“, и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что! “, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы ! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали “.» [2]

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подшлемник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

В Германии

Шлем модели М1940 солдат вермахта

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Его узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков.

Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г. получили обозначение М16, поставлялись странам-союзникам (Австро-Венгрия), после окончания войны попали в другие страны: Турцию и Финляндию. Для крепления подшлемника использовались три большие кнопки (кламеры), одна в затылочной и две в височных частях шлема. Помимо кламер крепления подшлемника, на каске этого образца были две выступающих втулки — «рожки». Они служили для вентиляции (в них были сквозные отверстия) и к ним крепилась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли ее изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначена для часовых и пулеметчиков. Такая навесная броня не оправдала надежд: даже если пуля с близкого расстояния и не могла пробить шлем, то сила ее удара была такова, что не выдерживали шейные позвонки солдата.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на мм?, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды.

Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его веса, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.

Стоит отметить, что для офицеров всех родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались облегченные шлемы из вулканизированной фибры с алюминиевым каркасом. Поэтому ряды сверкающих в лучах факелов касок в фильмах Лени Рифеншталь  — художественная условность, а не реальная действительность. На войне такой блеск оборачивался ненужными жертвами.

К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (чтобы каска не слетала с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Для мобильных частей вермахта — воздушно-десантных — стандартный пехотный шлем был заменен ещё более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей. Десантный шлем М38 инженера Хайслера, принятый на вооружение в 1938 г. почти не имел полей, так как оказалось, что в случае жесткого приземления назатыльник наносил травму в районе шеи и плеч, а козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он приземлялся в одном подшлемнике. Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону, что улучшало общее самочувствие «зеленого дьявола» (прозвище немецких парашютистов), прыгающего в опасную неизвестность. Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую впоследствии, из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, ещё точнее отслеживали профиль головы десантника.

В 1938 году на базе шлема модели М34 была создана каска для подразделений противовоздушной обороны Luftschutz, получившая в кругах коллекционеров название «гладиатор», из-за своей оригинальной формы. Основная сфера каски имела аналогичную М34 форму, а конусные поля были значительно видоизменены. По линии соединения сферы шлема и конусных полей располагался бортик полукруглой формы выполненный в процессе штамповки изделия. Подобные бортики можно встретить на шлемах для гражданских военизированных структур, изготовленных на базе более поздних моделей армейских касок — М35, М40.

На шлемах Luftschutz и других военизированных формирований можно встретить все виды подшлемников, использовавшихся на германских шлемах. Встречаются подшлемники образца 1931 года, шлемы с подшлемником, изготовленным по образцу М16 из трех кожаных сегментов, закрепленных на обруче, а также подшлемники, состоящие из отдельных кожаных лепестков, закрепленных на обруче. Способы крепления подшлемника использовались как на четыре кламмера, так и на три.

Существуют много вариантов шлема, отличающихся способом изготовления: составной из трех частей, составной из двух частей, цельный, цельный с бортиком, цельный с бортиком без полей, напоминающий шлем парашютистов, цельный с особым гребнем для пожарной полиции и экспериментальный шлем SA.

Помимо подразделений ПВО, «Гладиаторы» успешно использовались и другими организациями, например гражданским ополчением Фольксштурм (нем. Volkssturm) и штурмовыми отрядами SA (нем. Sturmabteilung).

В 1940 году происходит модернизация шлема М35: упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; сталь также изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.

К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой, одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска — он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42. У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска. Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу » и на него наносились декали и опознавательные эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать. С 1940 года осталась только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили. До конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широко к середине войны распространилось искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под которым было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлёвками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно, так как на фронте немцы применяли противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленные на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

В других странах

Французская и английская армии во Вторую мировую войну воевали в касках, представлявших собой незначительно модифицированные образцы времен Первой мировой, так, французский «Адриан М-26» отличался от М-15 только тем, что его купол штамповался из одного листа стали, а не из 3-х. Американцы также первоначально использовали каски английского образца. Однако к 1941 году они разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы. У американцев и тогда, и сейчас принято на каске наносить знаки различия по воинским званиям. Итальянская каска напоминает «Шлем стальной обр. 1940 г.», но имеет выступ, покрывающий вент-отверстие. Британские воздушно-десантные войска также приняли в качестве снаряжения новую упрощённую каску по типу немецкой М38.

В настоящее время

Американская каска PASGT (применялась с конца 70-х до 2003 г.) почти полностью повторяет формы немецкой каски образца 1916 года, за что получила неофициально прозвище «Fritz».

С 2003 в армии США используется кевларовый шлем модели MICH TC-2000 Combat Helmet .

Фотогалерея Смотреть что такое "Каска" в других словарях:

КАСКА — (фр. casquet, череп головной). Головной убор в русских войсках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. КАСКА военный головной убор металлический или кожаный с двумя козырьками (спереди и сзади); снабжается … Словарь иностранных слов русского языка

КАСКА — (франц. casque от исп. casco череп, шлем), защитный головной убор из металла, кожи, пластмасс и других материалов. Применяется в войсках, пожарной охране, строительных и военизированных организациях. В Красной Армии стальная каска после 1939… … Большой Энциклопедический словарь

каска — убор, касочка, шлем Словарь русских синонимов. каска сущ. кол во синонимов: 3 • касочка (1) • убор … Словарь синонимов

КАСКА — КАСКА, каски, жен. (франц. casque). Металлический кожаный или сделанный из др. материала головной убор в виде шлема, преим. у пожарных команд и воинских частей в разных армиях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАСКА — КАСКА, и, род. мн. сок, жен. Защитный головной убор (металлический, пластмассовый, пробковый) в виде шлема. Пожарная к. • Голубые каски военнослужащие миротворческих сил [от элемента униформы вооружённых сил ООН]. | прил. касочный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

КАСКА — жен. франц. головной воинский доспех; шишак, род шлема Касковый, касочный, к каске относящийся. Касочник муж. кто делает каски; | воин, который носит каску. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

каска — helmet Helm захисний головний убір широко використовуваний на гірничих роботах. Виготовляється, як правило, з термореактивних пластмас … Гірничий енциклопедичний словник

Каска — КАСКА. См. Головные уборы … Военная энциклопедия

каска — I. КАСКА I и, ж. casque m. 1. Шлем, шишак; вооружение покрывающее голову воина. Ян. 1804. Военный головной убор металлический или кожаный с двумя козырьками (спереди и сзади); снабжается султаном (хвостом из перьев или конских волос). Павленков… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

каска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж. [франц. casque из исп. casco череп, шлем] Металлический, пробковый, пластмассовый и т.п. головной убор в виде шлема, защищающий голову от различных повреждений. Солдаты в стальных касках. Пожарная, строительная к. * … Энциклопедический словарь

Книги
  • Каска. Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Ка?ска (от фр. casque — шлем) — защитный шлем военнослужащих, а также защитный головной убор у категорий лиц, действующих в опасных условиях… Подробнее Купить за 1125 руб
  • Каска декоративная, 32x26, 5x14 см. Каска со специальным местом для двух баночек. В каждую из них можно вставить прикрепленные к шлему трубочки, которые соединяются в одну - главную, из которой можно пить. Изделие изготовлено… Подробнее Купить за 928 руб
  • Каска пивная, желтая. Не дай себе засохнуть! На стадионе или в парке, на дискотеке или вечеринке, в жаркий полдень или среди ночи, если с Вами пивная каска, жажда отдыхает! Пластиковая каска с двумя держателями… Подробнее Купить за 780 руб
Другие книги по запросу «Каска» >>

Русская каска образца 1916г

Обсуждения

Несмотря на уже подписанные контракты на поставку французских касок Адриана,было принято решение снабдить всю армию защитными шлемами,для чего требовалось наладить их производство на отечественных заводах и в мастерских.Согласно ряду источников,решение о разработке модели каски для производства в России Генеральный штаб принял еще в 1915 г.,однако до рассмотрения реальных образцов дело дошло только к середине 1916 г.Испытанием и принятием окончательного образца занималось ГИУ совместно с ГАУ.Так,уже в июле 1916 г. помощнику военного министра представили «6 защитных касок,из них: 1 светло-серую,изготовленную во Франции и доставленную Его Императорскому Высочеству (Верховному начальнику санитарной и эвакуационной части принцу А.П.Ольденбургскому) Главным Интендантом из Интендантского музея (пробита пулями при испытании),1 светло-серую,копию первой,сделанную на Ижорском заводе (2 куска вырезаны) и 4 темно-зеленые,изготовленные на названном заводе. » <1> Первоначально табель мер объема головы для касок базировалась на системе,принятой для фуражек образца 1914г. <2>.Известно,что в процессе испытаний исследовались как иностранные образцы (французская,английская каски),так и экспериментальные российские,например,каска подпоручика Волынцева <3>.

Вначале планировалось полностью скопировать французский образец,производство которого предполагалось на заводе «Штамп» в Нахичевани-на-Дону.В октябре 1916 г. начали выработку технических условий для изготовления и приема «касок Адриана»,цвет окраски полагался защитный <4>.Но в процессе испытаний проявились недостатки французских шлемов.Так,вследствие небольшой толщины стального листа,из которого изготавливались каски Адриана,их пулепробиваемость была довольно высокой.В то же время,лопаточная сталь,отвечавшая техническому заданию Военно-промышленного комитета,не пробивалась из пистолета системы Браунинга даже на расстоянии 5 шагов,а французская сталь пробивалась «на всяком расстоянии» <5>.Особенно хорошие результаты имели каски из стали Сергинско-Уфалейских горных заводов,но производство касок из такой стали не могло превышать 250 тыс. штук,поэтому «по моральным основаниям» решили все каски заказать одинаковые <6>.В качестве окончательного материала для новых касок была выбрана лопаточная сталь.Интересно, что в процессе этих сравнительных испытаний среди касок,уже производившихся в других странах,наилучшие результаты показала британская модель.

3. Там же.Oп.2.Д.1075.Л.29.

4. Письмо начальника 1-го отделения ГИУ от 13 октября 1916 г.№5371 // РГВИА.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.13.

5. Справка по вопросу о технических условиях для изготовления касок // РГВИА.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.35.

Чертеж Р.116 стальной цельноштампованной каски обр. 1916 г. до утверждения.
15 ноября 1916 г. РГИА.
На чертеже видны корректировки,отменяющие лопастной подшлемник:

Первая пробная партия касок в количестве 100 штук была выпущена товариществом «Граната» в конце 1916 г. и уже 4 ноября доставлена для испытаний в Технический комитет ГИУ <7>.К этому же времени Центральный военно-промышленный комитет разработал чертежи трех вариантов шлемов,технические условия и два образца «русского государственного герба» для новых касок на утверждение в ГИУ Сам Военно-промышленный комитет отдавал предпочтение шлему третьего типа,изготавливаемого «из одного куска с розеткой над вентиляционным отверстием,в виду их меньшего веса,большей жесткости и большего изящества» <8>.Одновременно было предложено модифицировать подкладку для шлема,которая у французского образца делалась из кожи.Из-за состояния русского рынка,испытывавшего острый дефицит кожи,требовалось разрешение замены кожаной подкладки хлопчатобумажной материей — молескином («чертовой кожей»),легко впитывающей пот.Вариант подкладки также представлялся на рассмотрение в ГИУ.Согласно проекту технических условий (ТУ),спереди корпуса каски одной длинной полоской с отгибными краями должен был крепиться герб установленного образца.Герб этот выштамповывался из жести или латуни толщиной около 0,4 мм <9>.Но предложенные ТУ так и не были утверждены.

Технические условия на каску отечественного производства (хотя и не в окончательном варианте) были утверждены главным интендантом только 23 декабря 1916 г. (чертеж Р.116) <10>,хотя впоследствии в них внесли несколько изменении.Именно поэтому обозначение каски русского производства правильнее указывать как образец 1916 г.,а не М-1917 или «Зольберг»,как сделано во многих отечественных и иностранных исследованиях.Последнее наименование совпадает с названием только одного (но не единственного) из заводов,производивших каску,что также некорректно.Если же обратиться к официальным документам того времени,то зачастую эти каски фигурировали в них как «шлемы французского образца из лопаточной стали» <11>.

Согласно принятым ТУ,каска состояла из следующих частей: 1) стального корпуса с козырьком и назатыльником; 2) гофрированной прокладки; 3) верхней накладки; 4) подкладки; 5) ремешка для подбородника.Каски полагалось изготавливать четырех размеров,название которых обозначало длину обвода околыша,соприкасающегося с головой.Эти размеры делились на две основные группы — первую и вторую,из которых каждая делилась на два дополнительных размера: I и II. Для каждой основной группы стальной корпус изготавливался одного размера по общему штампу соответствующей величины.Дополнительные же размеры касок получались при помощи гофрированных прокладок под подкладкой.

8. Письмо в ГИУ от механического отдела Центрального военно-промышленного комитета от 4 ноября 1916 г. №Мх.43703 // РГВИА.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.52.

10. Там же.Л.95-96;Проект ТУ по чертежу Р.116 // РГИА.Ф.45.Оп.1.Д.201.Л.3

Копер для испытания касок.14 января 1917 г. РГИА :

Штампы,приспособления для пресса и изображения последовательности операций по изготовлению касок обр.1916 г.1917 г. РГИА:

Требованием к прочности корпуса каски была проверка стрельбой пулей калибра 6,35 мм малого пистолета Браунинга на расстоянии 10 шагов <12>,при этом каска не должна была пробиваться.В качестве материала для изготовления корпуса каски использовалась лопаточная сталь.Основным отличием этой каски от французской Адриана было то,что корпус делали цельноштампованным,в котором колпак и козырьки составляли единое целое.

Гофрированная прокладка (изделие №10 по чертежу Р-116) делалась из алюминия,мягкой стали или жести толщиной около 0,2-0,22 мм,шириной около 35 мм и длиной,в зависимости от размера каски,от 550 до 610 мм.В прокладке имелись продолговатые отверстия для крепления к корпусу каски при помощи припаянных или приклепанных к последнему полосок (изделие 4).Цель этих продолговатых отверстий была увеличивать или уменьшать длину свернутой прокладки в зависимости от внутреннего обвода околыша.В свернутом виде края прокладки могли друг друга перекрывать на один-два гофра.При желании прокладка могла быть из четырех частей.Металлические полоски,крепившие прокладку и подкладку,могли припаиваться или приклепываться к корпусу и имели свободные концы длиной около 15 мм.Полоски не должны были ломаться при сгибании.Чтобы не беспокоить головы,они вдавливались в подкладку.

Внутренняя отделка состояла из двух частей: из подкладки бумажной материи (молескин,или «чертова кожа») и околыша темного цвета из сукна или из другой материи по особому разрешению комитета.Подкладка вырезалась с семью фестонами.В конце каждого фестона имелось металлическое очко для пропуска стягивающей бумажной тесьмы или шнура темного цвета.Ширина тесьмы полагалась около 5 мм и длина — около 45 см.

«Околышек» изготавливался шириной около 40 мм и длиной соответственно размеру головы,сшивался с подкладкой на расстоянии около 7 мм от края.Края околыша должны были между собой сшиваться так,чтобы шов не беспокоил головы.

Для плотного удержания шлема на голове служил кожаный ремешок шириной около 15 мм и длиной около 500-520 мм с металлической передвижной пряжкой.Ремешок крепился металлическим очком к одному из звенышек (изделие №5),а другой его конец пропускался свободно через второе звенышко и прикреплялся металлическим очком к пряжке.

Чертежи гофрированных прокладок для стальных касок обр. 1916 г.размеров колпака I и II.Утверждены 7 апреля 1917 г. РГИА :

Эскизы выкроек для тульи и суконного околыша.1917 г. РГИА :

Металлическая часть каски окрашивалась масляной краской за два раза в утвержденный защитный цвет.После первой окраски каску хорошо высушивали.Доброкачественность окраски удостоверяли двумя пробами:

1) краска на каске не должна была прилипать к пальцам;

2) горячая вода не должна была смывать краску.

Для прикрытия вентиляционного отверстия на макушке корпуса служила фасонная накладка — розетка (изделие №2),прикрепленная тремя заклепками с отгибными краями.Накладка производилась из того же материала,что и корпус.

Чертеж варианта розетки с отогнутыми краями для каски обр.1916 г.,утвержденный 6 февраля 1917 г. РГВИА:

Спереди корпуса должен был укрепляться одной длинной полоской с отгибными краями герб установленного образца.Цена каски для изготовления согласно техническим условиям была установлена в 4 рубля 30 копеек <13>.
Однако,несмотря на то что эти технические условия были утверждены,в процессе производства в них внесли несколько изменений.Одним из первых таких изменений стал отказ от накладного герба.Сложно установить,когда точно от него отказались,но из переписки,которую в период с 19 ноября по 12 декабря 1916 г. Петроградский окружной военно-промышленный комитет вел с Ф.Г.Головиным и С.В.Шевелевым,представлявшими товарищество «Граната» (одним из первых получившим заказ на каски),можно предположить,что это произошло именно 12 декабря,когда цену на каски снизили с 4 рублей 10 копеек до 3 рублей 95 копеек <14>.
Согласно уточнению Технического комитета ГИУ от 4 февраля 1917 г.,окраска стальных касок допускалась только матовая,по прилагаемому образцу,причем разрешалось некоторое отступление в оттенке окраски <15>.

14. Письмо Петроградского окружного военно-промышленного комитета от 12 декабря 1916 г.№4121 Ф.Г.Головину и СВ.Шевелеву // РГИА.Ф.45.Оп.1.Д.113.Л.111.

15. Письмо Техкома ГИУ в Центральный военно-промышленный комитет от 4 февраля 1917 г.№503 // РГВИА.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.157.

Первоначальный вариант розетки,закрывавшей вентиляционное отверстие,было разрешено изменить: некоторые фирмы предложили укреплять ее тремя заклепками,проходящими через специальные «фланчики» в виде язычков,а взамен заклепок на некоторых заводах предпочитали пользоваться электрической сваркой для прикрепления розетки и других частей.При приваривании требовалось обращать внимание,чтобы не прожечь металл каски.При этом высота «соска» отверстия под розеткой полагалась от 3 до 5 мм.

Молескиновую подкладку (тулью) каски,имевшую фестоны подобно кожаной подкладке французской каски Адриана,решили кроить без них,с затяжкой верхней части на шнурок <16>.Эти изменения были официально утверждены 17 февраля 1917 г. <17>. Позднее было разрешено использовать вельветин в два ряда вместо сукна при изготовлении околыша <18>. Подкладка (тулья) не должна была прилегать вплотную к внутреннему овалу каски с той целью,чтобы при надевании каски эта тулья обхватывала голову,а корпус каски в верхней части не касался головы.Тулья должна была так прикрепляться к полоскам каски,чтобы ее нижний край выступал за нижний край гофрированных полосок на 3-4 мм <19>.Делалось это для того,чтобы край гофрированных прокладок не резал кожу головы.Высота полосок была уменьшена на 3 мм,то есть стала равна 32 мм.Эти полоски,припаянные к каске,не должны были ломаться при их пятикратном перегибе на 180 градусов.Для изготовления подкладки требовалось около 4,1/8 - 4,1/4 вершка молескина шириной 14,1/2 вершка и около 3/8 вершка сукна 30-вершковой ширины.Сукно полагалось серошинельное,так как портяночное сукно не годилось из-за меньшей защиты от холода,тем более что полоска из этого сукна прилегала непосредственно к металлу <20>.Толщина молескиновой подкладки с суконным околышем составляла примерно 4 мм.При изготовлении касок требовалось обращать внимание,чтобы материал гофрированной прокладки не был толще 0,2 мм.

19. 2-ое дополнение к техническим условиям от 23 декабря 1916 г.на стальные каски,допущенное ГИУ отношением №704 от 17 февраля 1917 г. // РГИА.Ф.45.Оп.1.Д.201.Л.3.

20. Письмо управляющего делами Техкома ГИУ от 1(?) января 1917 г.№294 // РГВИА.Ф.499.Оп.2.Д.1075.Л.23.

Различные варианты навершия,на клепках,кламмерах и на сварке:

Также вводился дополнительный большой размер для каски,и общее количество размеров каски увеличили до шести.По размерам каски полагалось изготавливать в следующей пропорции (от общего объема производства): окружностью головы в 53 см — 5%, 55 см — 35%, 57 см — 36%, 59 см — 14%, 60 см — 5%, 62 см — 5% <21>.28 февраля 1917 г.количество размеров увеличили до девяти.В связи с этим каски с окружностью головы в 54 см должны были составлять 4% от общего числа производимых, 55 см — 4%, 56 см — 20%, 57 см — 36%, 58 см — 16%, 59 см — 10%, 60 см — 6%, 61 см — 2%, 62 см — 2%.Изменения размеров не потребовали изменений в габаритах корпуса каски (производили только три размера корпуса),так как подбирались при помощи гофрированных прокладок подшлемника.Для отличия касок по размерам на каждой из них требовалось пометить черной краской внутри на назатыльнике цифры, означавшие размер обвода околыша (ростовки), то есть <22>: для размера (I-1) цифра 54, (I-2) — 55, (I-3) — 56, (II-1) — 57, (II-2) — 58, (II-3) — 59, (III-1) — 60, (III-2) — 61, (III-3) — 62.

Там же внизу накрашивали такой же краской трафаретное клеймо приемщика.

Ввиду получения некоторыми заводами листов толщиной больше одного миллиметра,главный интендант признал возможным в качестве исключения именно для этих заводов согласиться на увеличение веса относительно положенного на 10-15 золотников для тех касок,которые планировалось изготовлять из уже полученного материала толщиной более 1 мм.

Чертеж стальной каски обр. 1916 г.,размеры колпака I и II.Утвержден 7 апреля 1917 г. РГИА:

ПРОИЗВОДСТВО КАСОК В 1917 г.

Запланированный объем и сроки производства касок неоднократно менялись.Первоначально общее количество заказа касок было установлено в размере 5 млн штук,которое требовалось изготовить к 1 августа 1918 г.,причем 1200000 штук должны были завершить уже к 1 августа 1917 г.Шлемы предполагалось начать выпускать с февраля 1917 г. <23>

Однако в начале 1917 г.первую часть партии заказчик попросил сдать уже к 1 мая
1917 г. (очевидно, планируя использовать ее в летнем наступлении 1917 г.),а полностью изготовить каски — не позднее 1 мая 1918 г. <24> Планы производства постоянно корректировались.Так,уже 9 февраля 1917 г.отмечалось,что «из числа разрешенных к заготовлению по плану 7100000 стальных касок в настоящее время заказано 5200000 касок» <25>.

Подготовительные мероприятия к производству касок на заводах-изготовителя начались уже в начале декабря 1916 г. <26>.Одним из первых получило заказ на каски товарищество «Граната».Согласно нему,в январе 1917 г.эта фирма должна была поставить 25 тыс.касок,а в феврале — 75 тыс.штук <27>.Весь заказ требовалось предъявить к приемке к 1 марта 1917 г.

Стальной шлем обр. 1916 г.

Заказ на 1917 г. был размещен на следующих предприятиях <28>:

1. Завод «Холенберг» (в современных исследованиях фигурирует как «Хольмберг»),находившийся в Гельсингфорсе,ул.Портовая,д.9,получил заказ на производство 200 тыс.касок с февраля по май 1917 г. и 200 тыс.касок — с июня по август 1917 г.
2. Входивший в акционерное общество механических и жестяных заводов (бывшее товарищество «Жесть») завод в Саратове имел заказ на 300 тыс. касок с января по апрель 1917 г. и еще 300 тыс. — с апреля по июль 1917 г.
3. У завода Зеленова и Зимина в Самаре имелся заказ на производство 200 тыс. касок с февраля по май 1917 г.
4. Одесский областной военно-промышленный комитет получил право распределить заказ на 100 тыс. касок с января по февраль 1917 г. и 100 тыс. касок — с марта по апрель 1917 г.
5. Завод «Граната» должен был произвести первые 50 тыс. касок в Гельсингфорсе на заводе Сульберга (в современных исследованиях назван «Зольберг»,что дало и неофициальное название всему образцу каски),и еще столько же в Петрограде,на станции Удельной Финляндской железной дороги (Выборгское шоссе,61) в течение января и февраля 1917 г.
6. Акционерному обществу Митавских металлических заводов «Л.Крамер и сыновья» (завод в Москве) было поручено сделать 300 тыс. касок с февраля по июль 1917 г.
7. Московский областной военно-промышленный комитет должен был разместить заказ на 300 тыс. касок, из которых к 1 мая 1917 г. предполагалось сдать 150 тыс. касок,а остальные — к 1 сентября.
8. Всероссийским земскому и городскому союзам,отделу снарядов и вооружений (Москва,Покровка,2) было поручено организовать сдачу 300 тыс. касок: к 1 мая 1917 г. — 100 тыс. штук, оставшиеся — к 1 сентября.
9. На заводе Шпильберга в Харькове разместили заказ в 120 тыс. касок,со сдачей между апрелем и июлем 1917 г.

Заказ Одесского военно-промышленного комитета был впоследствии распределен между заводами <29>:

1. Розенфельда — на 30 тыс. штук;
2. «Вальтух» — на 30 тыс. штук;
3. Люльки — на 20 тыс. штук;
4. «Бачач и Варшавский» — на 20 тыс. штук;

Заказ Московского областного военно-промышленного комитета распределили между:

1. Товариществом «Свет» — на 100 тыс. штук;
2. Торговым домом «СП.Подольский» — на 50 тыс. штук;
3. Акционерным обществом Аффинерного и Металлопрокатного завода— на 150 тыс. штук.

23. Там же.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.121.

25. Там же.Оп.2.Д.1075.Л.42.

26. Письмо Петроградского областного военно-промышленного комитета от 1 декабря 1916 г.№4020 товариществу «Граната» // РГИА.Ф.45.Оп.1.Д.113.Л.102.

27. Письмо Петроградского окружного военно-промышленного комитета от 23 декабря 1916 г.№4270 Торговому дому Асатурова,Головина,Лабуца и Шевелева («Граната») // РГИА.Ф.45.Оп.1.Д.113.Л.119.

Из новых производителей добавился завод «Штамп» в Нахичевани (квота Ростовского военно-промышленного комитета),которому поручили изготовление 120 тыс. касок,завод «Бр.Кирьяновых и СИ.Ложкина» в Вятке с заказом на 100 тыс. касок,«Штамповальные и эмалировочные заводы в Луганске» — на 160 тыс. касок.Позднее по наряду от 15 февраля 1917 г. акционерное общество Лысьвенского горного округа «Наследники гр.Шувалова» получили заказ на 150 тыс. касок,подлежащих поставке в первой половине 1917 г. <30>


В действительности все обстояло более прозаично.Ни запланированные объемы,ни сроки так и не были исполнены,а целый ряд поставщиков даже не начал сдачу касок.К 23 февраля 1917 г. готовые каски начали сдавать только на заводе «Жесть» в Саратове,а фирмой «Граната» в Гельсингфорсе были предъявлены только готовые корпуса касок <31>.К 19 апреля 1917 г.было изготовлено всего несколько десятков тысяч касок <32>.Как отмечалось в письме Центрального военно-промышленного комитета от 30 августа 1917 г.,«из всех районов дело штамповки касок наиболее наладилось в Гельсингфорсе,где в настоящее время отштамповано 200000,сдано приемщику около 100000 и отправлено 84000 касок.Кроме Гельсингфорса сдача наладилась только в Саратове у фирмы «Жесть»,которой сдано около 100000 и отправлено около 50000 касок.Что касается Московского,Ростовского и др.районов,то сдача касок у них еще не производилась. » <33>.Согласно имеющейся официальной статистике,всего к 1 сентября 1917 г. было фактически сдано 181577 касок,а с 1 по 15 сентября сдано еще 29990 штук <34>.

31. Письмо механического отдела Центрального военно-промышленного комитета от 23 февраля 1917 г.№Мх 6675 // РГВИА.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.180.

32. РГВИА.Ф.499.Оп.13.Д.1179.Л.22; Там же.Оп.2.Д.1075.Л.146.

33. Письмо Центрального ВПК в ГИУ от 30 августа 1917 г.№МХ.21963 // РГВИА.Ф.499.Оп.2.Д.1075.Л.253.

Размер шлема на внутренней стороне заднего козырька:

РСАПРЕДЕЛЕНИЕ КАСОК ПО ФРОНТАМ

Сведений об отправке готовых касок в части пока не удалось найти.Однако известно,что еще в начале февраля 1917 г. (когда каски находились только в процессе производства) ГИУ просило выслать 25 тыс. касок в Полоцкий интендантский вещевой склад в распоряжение интенданта армий Северного фронта и 35 тыс. касок — в Вяземский интендантский вещевой склад в распоряжение интенданта армий Западного фронта <35>.

ТЕПЛАЯ ПОДКЛАДКА ДЛЯ КАСКИ


С приближением зимней кампании 1917/1918 годов возник вопрос о теплой подкладке для касок,так как точная подгонка каски по голове не предусматривала возможности поддеть под нее какой-либо головной убор.Образец теплой подкладки был утвержден главным интендантом 28 апреля 1917 г.и изготавливался из шинельно-подкладочной ткани на вате и бязи <36>.Заготовка подкладки была поручена окружному интенданту Московского военного округа <37>,но согласно письму главного интенданта от 8 декабря 1917 г.ее сняли с производства: «. ввиду предстоящей демобилизации армии заготовка подкладок для касок не является более необходимой» <38>.

36. Письмо управляющего делами Техкома ГИУ от 2 мая 1917 г.№2476 // РГВИА.Ф.499.Оп.2.Д.1075.Л.167.

38. Письмо главного интенданта от 8 декабря 1917 г.№14846 // РГВИА.Ф.499.Оп.2.Д.1075.Л.363.

Рекомендуемый вариант ящика для укупорки 50 касок.24 марта 1917 г. РГИА: