Руководства, Инструкции, Бланки

смена в политическом руководстве страны в 1982 году img-1

смена в политическом руководстве страны в 1982 году

Рейтинг: 4.4/5.0 (1875 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

От Брежнева к Горбачеву (1982-1985)

I. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР ОТ БРЕЖНЕВА ДО ГОРБАЧЕВА. ВЛАСТЬ и ОППОЗИЦИЯ От Брежнева к Горбачеву (1982-1985)

В 1982 г. состояние здоровья Л. И. Брежнева резко ухудшилось. В этих условиях ставится вопрос о возможном преемнике и, следовательно, о пути эволюции советского общества. Стремясь увеличить свои шансы в борьбе с "днепропетровской группой", выдвигавшей К. У. Черненко, Ю.В.Андропов пе-реходит на работу в аппарат ЦК КПСС на место умершего в начале года М. А. Суслова. Смерть в нояб-ре 1982 г. Брежнева поставила вопрос о новом лидере партии, Андропова поддерживают министр обороны Д. Ф. Устинов и министр иностранных дел А. А. Громыко, а также молодые члены Политбюро М. С. Горбачев и Г. В. Романов. 12 ноября 1982 г. он становится новым генеральным секретарем ЦК КПСС, с июня 1983 г. гредседателем Президиума ВС СССР и председателем Совета обороны.

За короткий период своего правления Андропов сделал попытку реформировать политическую верхушку общества, провести "кадровую революцию". Были отстранены от власти наиболее одиозные личности, проведена ротация руководства выборных органов власти. Были намечены и частично прове-дены экономические реформы (более подробно см. во второй части главы 6). Одновременно укрепля-лись позиции официальной идеологии государства. Оппозиция и диссидентское движение, ранее пред-ставленные многочисленными деятелями, были разгромлены КГБ и фактически прекратили существование как массовое явление. Был проведен специальный июньский 1983 г. пленум ЦК КПСС, где всестороннему анализу подверглась проблема развитого социалистического общества. Критикуя устоявшиеся стереотипы и догмы, Андропов заявил: "Мы не знаем общества, в котором живем", призы-вая по-новому взглянуть на социализм, обновить идеологический багаж, создать действенную контр-пропаганду западной идеологии. С этой целью намечалось проведение школьной и других реформ. Внезапная смерть Андропова в феврале 1984 г. приостановила реализацию программы намеченных преобразований советского общества.

Сменивший Андропова представитель "днепропетровской группы" К. У. Черненко за год своего пребывания на должности генсека КПСС фактически лишь обозначил возвращение к брежневской эпо-хе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни. На прежние должности были воз-вращены около 50 ответственных работников ЦК, снятых Андроповым; восстановлен в партии с сохра-нением партстажа соратник Сталина В. М. Молотов. Был отменен пленум ЦК КПСС, посвященный во-просам интенсификации производства. Лишь предусмотренная школьная реформа частично была реализована в виде повышения зарплаты учителям.

Другие статьи

СССР в конце 60-х гг

СССР в конце 60-х гг. начале 80-х гг.

Московская академия экономики и права
Рязанский филиал
Реферат
по курсу "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"
СССР В КОНЦЕ 60-х- НАЧАЛЕ 80-х гг.
Рязань 2000 г.
Содержание:
1.Противоречия социально-экономического и политического развития страны. Реформы второй половины 60-х гг.
2.Истоки и сущность кризисных процессов в жизни общества в 70-х начале 80-х гг.
3.Объективная необходимость изменений в жизни страны.

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС.

На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.

Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.

Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

Первое- перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства.

Второе- коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.

Третье- совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.

В русле этих направлений предусматривалось:

  1. оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению заданий;
  • поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

  • положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров.

    Предусматривалось, что системы планирования и экономического стимулирования должны были создавать у коллективов предприятий заинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, требующих полного использования производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, достижений технического прогресса, повышения качества продукции.

    Экономическая реформа начала действовать в январе 1966 года.

    Почти с первых же шагов реформа обнаружила наличие ощутимых противоречий между первоначальным замыслом и реальной практикой хозяйствования, которая стала складываться по мере внедрения нового порядка работы предприятий. Причины этих противоречий, существование которых снижало отдачу от проводимых мер по совершенствованию хозяйственного механизма, следует искать в недостаточной обеспеченности идей реформы реальными рычагами, создающими условия для практической реализации этих идей. Стержневой замысел реформы- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий- фактически подкреплялся только сокращением числа спускаемых сверху планово-отчетных показателей и изменением порядка формирования поощрительных фондов коллективов.

    Реформа не сломала старый хозяйственный механизм. Фактически народохозяйственный рост в это время представлял собой по преимуществу продолжение индустриализации, ее распространение на все сферы экономики.

    Противоречие обострялось тем, что индустриализационные процессы в этот период носили преимущественно экстенсивный характер. Они сводились к механическому вовлечению в производство дополнительных человеческих и природных ресурсов. Поэтому, несмотря на дальнейшее индустриальное преобразование народного хозяйства многие проблемы, возникшие в условиях форсированной индустриализации, не только не исчезли, но даже нарастали. Более того, отставание приобретало застойные черты. Укрепились специфические устаревшие хозяйственные механизмы и управленческие традиции, объективно поддерживающие такое отставание, формировалась социальная база стагнации.

    Экстенсивность экономики стимулировала нарастание дефицита рабочей силы и спрос на тяжелый неквалифицированный ручной труд, который становился фактором люмпенизации трудящихся.

    Для немеханизированных производств был характерен низкий уровень организации труда, дисциплины, культуры, этики отношений при высоком уровне алкопотребления и текучести рабочей силы.

    В затратную экономику была органически включена и система советского образования. Развернулся процесс поголовного охвата молодежи всеобщим средним образованием, который без соответствующей материальной и интеллектуальной базы привел к удручающему снижению его стандартов.

    В результате вышеописанных процессов сложился довольно устойчивый конгломерат разнородных социальных сил, который включал в себя малокомпетентных управленцев аппаратного типа, ориентированных на “престижное потребление”, полуобразованных служащих и инженерно-технических работников, псевдоученых, низкоквалифицированных рабочих, безразличных к конечным результатам своего труда крестьян. Этот конгломерат не проявлял заинтересованности к ускорению научно- технического прогресса и интенсификации производства, не желал серьезных структурных реформ в экономике и политике, опасаясь перемен в своем привычном образе жизни. Так складывалась социальная база застоя.

    Под давлением этих социальных сил и формировалась текущая и перспективная экономическая политика.

    Крайне не просто проходил в этих условиях процесс разработки проекта Директив по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. (1966-1979гг.).

    Еще в первой половине 1964 г. началась подготовка народонохозяйственного плана на семь лет (1966- 1972гг.), в который предполагалось включить задания, вошедшие во все принятые ранее решения. События конца 1964 г. серьезно изменили отношения к хрущевскому “субъективизму”. Тем не менее задания восьмого пятилетнего плана отражали стремление руководства к резкому ускорению экономического развития.

    При опережающем росте производства средств производства ставилась задача достижения экономической сбалансированности. Предполагалось увеличить производительность труда, прибыль. Декларировался новый подход к формированию территориально- промышленных комплексов.

    Определив стратегические установки пятилетки, партийно-государственное руководство сосредоточило внимание на конкретизации принятых решений, выработке форм и методов достижения поставленных целей, механизмов их реализации. В этот период в практику партийного руководства народным хозяйством входят ежегодные обсуждения на пленумах ЦК КПСС проектов госудпрственных планов и бюджетов на очередной хозяйственный год.

    Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты, динамика экономического развития несколько возросла, была достигнута известная сбалансированность народного хозяйства.

    В 1967 г. на новый порядок планирования и экономического стимулирования стали переводиться целые отрасли промышленности. Перевод на новые условия сопровождался пересмотром оптовых цен 1955 г. которые уже не отражали общественно необходимые затраты, особенно в горнодобывающих отраслях. Пересмотр цен улучшил экономическую ситуацию, с 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего логического развития, не реализовывались ее основные замыслы.

    Не удалось установить отношений взаимной ответственности между органами, принимающими и выполняющими решения. Директивность планирования не была подкреплена четкими формами экономической ответственности плановых органов за качество планов, за ресурсообеспеченность.

    И все же в первые годы восьмой пятилетки были налицо некоторые успехи. Темп роста производительности труда и средней заработной платы работающих в промышленности сблизились. Но полной сбалансированности их достичь не удалось. Не были выполнены задания по производительности труда. В 1968 г. средняя заработная плата по всей индустрии выросла заметно больше, чем производительность труда.

    Становилось ясно: для того, чтобы двигаться вперед, необходимо демонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно- политическую систему и заменить ее современной.

    К началу 70-х годов в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г. но уже было ясно, что она постепенно сворачивается.

    Некоторое улучшение социально- экономического положения было достигнуто за счет мобилизации административно- командной системы а также частично за счет реформ что укрепило позиции консервативных и антиреформаторских сил в политическом руководстве страны. В соответствии с типом и уровнем мышления высшего партийного и административного эшелона ставка на упрощенно технократические подходы стала преобладающей.

    На ХХIV съезде КПСС декларировалось что решающее значение для экономического роста приобрел вопрос об интенсификации и источниках роста. Подчеркивалось, что с точки зрения очередных задач и долговременных перспектив на первое место выдвигается ускорение научно- технического прогресса (НТП).

    Универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем провозглашалось повышение руководящей роли партии. Оно трактовалось как распространение партийного контроля на все сферы жизни общества.

    Большие усилия прилагались для имитации общественно- политической и трудовой активности трудящихся. Количественные показатели роста активности поднимались вверх за счет определенной части членов производственных коллективов при одновременном и устойчивом проявлении пассивности большей их части.

    Важным фактором осуществления НТП выступает рост обобществления производства. В 1970- гг. началось всемерное форсирование создания производственных объединений. Объединение предприятий происходило с упором на административное воздействие зачастую без учета экономических интересов объединяемых коллективов. Экономическая целесообразность также не всегда принималась в расчет.

    Администативно- командная система неизбежно трансформировала курс на создание объединений в ведомственный монополизм что еще сильнее подавляло конкуренцию раскручивало рост цен снижало качество и технический уровень продукции.

    Положение дел в экономике ухудшалось, рост жизненного уровня народа прекратился.

    Зато процветала «теневая экономика». Ее питательной средой была бюрократическая система, функционирование которой требовало постоянного жесткого внеэкономического принуждения и регулятора в виде дефицита. Последний абсурдно демонстрировал себя повсеместно на фоне совершенно невероятных излишков различного сырья и материалов. Самостоятельно продать или обменять их на нужные товары предприятия не могли. Подпольный рынок поддерживал развалившуюся экономику.

    Брежневское руководство дутыми цифрами и гигантскими прожектами стремилось отвлечь внимание общественности от плачевного положения, в котором оказалась держава. Нарастало сращивание дельцов «теневого бизнеса» с ответственными работниками партийно- государственного аппарата в центре и на местах. Обороты «теневой экономики» становились миллиардными.

    В 1970-е годы произошло заметное ослабление новаторских устемлений Инициатор экономической реформы Косыгин отошел на второй план. На переднем плане оказался консервативный деятель Брежнев Событием которое отчетливо обозначило возврат к старому скорее всего оказался ввод войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Именно с этой акцией следует связывать окончательную победу консервативных сил в руководстве КПСС и отказ от экономической реформы.

    В 1970-е годы, как и прежде упор делался на необходимость смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные, с административно- командных методов управления- на экономические. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали, что необходимо как можно быстрее переводить экономику на интенсивный путь развития. Такая задача ставилась в качестве одной из приоритетных, начиная с ХХIV съезда КПСС (1971 г.). Ставилась, но не решалась. Принимались решения о более широком использовании таких рычагов товарно- денежных отношений, как хозрасчет, прибыль, кредит, материальное поощрение, но практической реализации они не находили.

    Продолжить и углубить экономическую реформу могли только новые люди, мыслящие экономическими категориями. Но они не выдвигались на значимые посты, которые были заняты консервативно мыслящими руководителями. В результате экономическая реформа начала потихоньку сворачиваться.

    Вместо сокращения числа утверждаемых сверху показателей число их возросло. Резко усилилось вмешательство директивных органов в планирование. Вместо нормативного планирования на практике стали применяться методы округления. В основе развития экономики лежал экстенсивный принцип развития.

    Руководство страны основное внимание уделяло развитию сырье добывающих отраслей. Рост цен на мировом рынке в это время позволил Советскому Союзу получить большое количество “нефтедолларов”. Деньги эти были потрачены на закупки товаров ширпотреба и импортного промышленного оборудования, которое часто даже не устанавливалось, а если и устанавливалось, то не всегда грамотно использовалось.

    Партийно-государственное руководство нашей страны совершило просчет в определении перспектив развития науки и техники на новом этапе научно-технической революции, не приняло надлежащих мер для реорганизации хозяйственного механизма и подготовки квалифицированных кадров.

    В результате этого механизм хозяйствования не создавал благоприятных условий для научно- технического прогресса. Руководство партии и страны не понимало, что экономику сделали невосприимчивой к достижениям науки и техники старые народно- хозяйственные отношения, считая, что главной причиной недостатков в области использования достижений НТР и ее развития является несовершенство административных рычагов и сделало ставку на решение организационно- структурных вопросов. Как следствие этого, начинает расти отставание нашей страны от стран Запада.

    В области сельского хозяйства в 1970 годы был сделан упор на агропромышленную интеграцию, которая рассматривалась как главное направление сближения двух форм собственности- государственной и колхозной, превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.

    Надо сказать что основные показатели экономического роста в 1970-е годы ухудшились Исключением была восьмая пятилетка Тогда среднегодовые темпы роста производительности труда увеличились что было прямым результатом экономической реформы 1965 года. После отказа от нее основные экономические показатели начинают ухудшаться. С начала 1970 годов произошло существенное снижение темпов роста, характеризующих важнейшие экономические процессы и это стало устойчивой тенденцией. В результате в 1982 году практически приостановился рост уровня жизни народа.

    Важно то, что на протяжении длительного исторического периода возможности Советского государства были ограничены. Господствовал примат тяжелой индустрии При распределении капитальных вложений между отраслями плановые органы допускали явные диспропорции в пользу тяжелой промышленности Достижения науки в области тяжелой промышленности не распространялись на легкую промышленность. При этом главное внимание уделялось производственным задачам а социальные проблемы отодвигались на задний план.

    Положение не изменилось и в 1970-е годы. Оно даже ухудшилось, что было связано с тем, что Советский Союз нес основное бремя расходов в организации Варшавского договора оказывая существенную помощь странам третьего мира заявлявшим о своей готовности встать на путь социалистического строительства

    Для Брежнева и его окружения характерно было неприятие реформаторства. К концу 70-х из руководства были удалены практически все явные сторонники обновления.

    Хозяйственно политические решения конца 1970-х годов, как никогда, страдали внутренней несогласованностью: мероприятия по активизации экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, возрастало число директивных показателей, а дезорганизация в народном хозяйстве все возрастала. Возникала целая система ослабления экономических инструментов власти, окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который заблокировал развитие советского общества.

    Некоторое улучшение социально- экономического положения, которое было достигнуто за счет мобилизации ресурсов административно- командной системы, а также частично за счет реформ, укрепило позиции консервативных и антиреформаторских сил в политическом руководстве страны. Радикальные политические и экономические идеи оказались под запретом. В соответствии с типом и уровнем мышления высшего партийного и административного эшелона ставка на упрощенно технократические подходы стала преобладающей.

    Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно- политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.

    Администативно- командная система, как показывает исторический опыт, органически не способна обеспечить экономическую эффективность и технологический прогресс, ей по силам осуществлять лишь его заимствованную форму. Административно- командные методы управления нацеливают на решение, прежде всего, не экономических а административных задач.

    История показывает, что с самого начала административную систему отличал экономический утопизм, замешанный на экономической малограмотности.

    Командная экономика и соответствующее ей политическое руководство общественными процессами создали адекватный себе тип общественного сознания: на почве порожденных администрированием экономической неэффективности и уравнительности распределения произошли глубокие сдвиги в общественной психологии, деформация жизненных ценностей и приоритетов.

    В сознании людей глубоко укоренились сугубо административный взгляд на экономические проблемы, мистическая вера в организацию, нежелание и неумение видеть, что силой, давлением, призывами к сознательности ничего в общественной жизни и экономике не достигнуть. Такая же вера стала свойственной и партийным руководителям самого различного ранга.

    В народе широкое хождение получили настроения апатии, безразличия к общим целям и ценностям, недоверие к реформам. Часть народа деградировала физически и духовно на почве пьянства и бездуховности, произошли упадок этики и резкое снижение моральных критериев, развились массовые хищения и агрессивная зависть к честному труду. Деформация массового сознания- самое худшее в наследии, оставленном административно-командным порядком организации жизни людей.

    Революционное обновление нашего общества представляется гораздо более сложным делом, чем демонтаж отживших, но все еще не сдающих свои позиции бюрократических структур. Здесь не победить натиском, смелым почином. Нужна долгая кропотливая работа.

    1. История Отечеста: люди, идеи, решения.- Очерки истории Советского государства.-М. 1991.
  • Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 гг.- Страницы истории советского общества.- М,1989.

  • Разуеваева Н.Н. Проблемы и трудности социально- экономического и политического развития СССР в 1961-1985гг.- Вопросы истории КПСС. 1988 №9.

  • Осипов А.А. Крах административно- командной системы.- Л. 1991.

    Дата добавления: 01.06.2001

  • Политические события в восточной Европе во второй половине 1980-х годов


    Главная | О нас | Обратная связь

    Политические события в восточной Европе во второй половине 1980-х годов

    В 1950-е – 1980-е годы в отношениях европейских социалистических государств использовалось понятие «Восточная Европа», которое имело преимущественно политический смысл и применялось для противопоставления Европы Западной (капиталистической) и Восточной (социалистической).

    С точки зрения географии, корректнее использовать категорию «страны Центральной и Юго-Восточной Европы», включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Югославию, Албанию. В последние годы указанные государства применительно ко второй половине XX века объединяются понятием «Центрально-Восточная Европа».

    После второй мировой войны в истории региона выделяют следующие этапы:

    - 1945 – 1947/1948 г. – демократические (или народно-демократические) революции;

    - конец 1940-х – конец 1980-х годов – строительство и развитие социализма;

    - конец 1980-х – 1990-е годы – «бархатные» революции, формирование новых политических и социально-экономических систем.

    Социально-политическое положение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 1970 – 1980-х гг. События 1968 года в Чехословакии, кризисы 1968 и 1970 годов в Польше продемонстрировали, во-первых, необходимость модернизации социализма, во-вторых, сформировали у руководства стран, особенно Советского Союза, устойчивое убеждение в том, что любые реформы могут привести к ликвидации социализма, поэтому их следует проводить очень осторожно или решительно пресекать, чтобы обеспечить неизменность политической системы.

    В 1970-е годы в конституции социалистических стран были включены специальные статьи, официально закреплявшие руководящую роль коммунистических партий.

    Типичным была несменяемость высших руководителей и сосредоточение в их руках одновременно партийной и государственной власти (Э.Хонеккер в ГДР, Г.Гусак в Чехословакии, Я.Кадар в Венгрии). В Болгарии и Румынии несколько десятилетий у власти находились семейные кланы Тодора Живкова (с 1954 г.) и Николае Чаушеску (с 1965 г.). Особенно репрессивной была система, созданная в «золотую эпоху Чаушеску» - политический режим поставил все население страны под постоянный контроль органов госбезопасности, телефонные разговоры прослушивались, запрещалось общение с иностранцами, поощрялось доносительство, малейшие попытки проявления инакомыслия жестоко пресекались.

    Югославия. Борьба за преодоление социальных и национальных противоречий. СФРЮ представляла собой многонациональное государство из шести республик, в развитии которых имелись принципиальные социально-экономические и конфессионально-культурные различия. Выделялись три основных региона:

    1) Словения и Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального развития, ведущая конфессия – католицизм, исторически развитые связи с Германией и Австрией);

    2) Сербия и Черногория (экономически развиты средне и слабо, православие, историческая ориентация на Россию);

    3) Македония, Босния и Герцеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Турции).

    Объединительной и интегрирующей силой федерации выступали Союз Югославии и И.Броз Тито.

    Рубеж 1960 – 1970-х годов характеризовался резким ростом социальной и межнациональной напряженности, вызванным экономической реформой. еще более обострившей диспропорции в развитии областей.

    По всем показателям в сфере экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла Словения.

    Последнее место принадлежало автономному краю Косово (входил в состав Сербии), большинство населения которого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый высокий прирост населения в стране и самая низкая зарплата – вот основные характеристики Косово.

    Соседняя Албания с конца 40-х годов проводила активную работу среди населения края с целью воссоединения всех албанцев в едином государстве. В 1968 году в городах автономии состоялись массовые выступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые были жестоко подавлены милицией.

    В 1971 году национальная напряженность резко проявилась в Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной конституции. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, особенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд развития национальных регионов.

    Если в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конституционных поправок, то в Хорватии средства массовой информации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хорватского народа путем перекачки «его средств в отсталые регионы с неработоспособным населением». Часть руководителей республик поддерживали требования еще большей самостоятельности Хорватии.

    Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии межнациональной гражданской войны. Волнения в Хорватии были подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководители арестованы.

    Конституция СФРЮ 1974 года еще более расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии – Воеводину и Косово.

    Республики и края превратились по сути в самостоятельные государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.

    Высшим органом государственной власти федерации становится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 человек - по одному представителю от каждой республики и края. И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Президиума. После его смерти члены президиума поочередно возглавляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга.

    XI съезд СКЮ 1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руководителей партии.

    Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, т.к. интересы краев и республик оставались различными. Эти различия стали еще более очевидными после смерти И.Броз Тито в 1980 году.

    1980-е годы характеризовались резким обострением экономических трудностей и центробежных явлений. В апреле 1981 года в Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставления краю статуса союзной республики. Для нормализации положения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное положение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной армии) и отряды федеральной милиции.

    Одновременно все более ощутимыми становились кризисные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что конституция 1974 года увеличила самостоятельность республик и краев до такой степени, что единая экономическая система югославской федерации перестала существовать.

    Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на производимую продукцию и стремились продавать ее максимально дорого, что способствовало росту цен и инфляции.

    Реальная власть в республиках находилась в руках чиновников и национально политических элит, а не органов самоуправления. И хотя в 1982 году скупщина СФРЮ приняла долгосрочную программу хозяйственной стабилизации, кризис экономики был постоянным явлением в Югославии 1980-х годов.

    Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним из факторов, приведших к распаду югославской федерации.

    В 1988 году скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, которые существенно ограничили полномочия краевых органов власти Косово и Воеводины.

    Польша. Кризис начала 1980-х годов, «Солидарность». Во второй половине 1970-х годов социально-экономическая и политическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность. Началось создание «свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, профсоюзов. Возникли и другие антисоциалистические организации: Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др.

    После избрания в 1978 году главой римско-католической церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн павел II) начался стремительный рост авторитета польской католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы в Польшу в 1979 году.

    Летом 1980 года в ответ на повышение цен в Польше началась многомесячная волна забастовок. вначале под экономическими лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на подписание соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение социальных требований, но и право рабочих на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных и др.

    В ноябре 1980 года был официально зарегистрирован независимый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года около 8 млн.человек. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского забастовочного комитета в Гданьске электрик Лех Валенса.

    «Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Сформулированная ее руководством концепция «саморегулирующейся революции» предусматривала фактическое преобразование государственного строя: общественный контроль за деятельностью государства, разделение функций ПОРП и государства и т.д.

    Политическая деятельность «Солидарности» вызывали резкое противодействие партийно-государственного руководства Польши. В 181 году произошла концентрация власти в его высшем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства и сохранил пост министра обороны.

    В декабре 1981 года радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, угрожая проведение всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору.

    В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 года военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руководителей «солидарности» всех уровней были интернированы .

    Начатая в 1982 году экономическая реформа, вводившая самоуправление и самофинансирование предприятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться и внешняя задолженность, росли цены на внутренней рынке.

    «Солидарность» была ослаблена но не разгромлена, т.к. в подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 года началась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она пользовалась как активной поддержкой католической церкви, так и помощью Запада. В 1983 году Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности». Польскоязычные западные радиостанции вели большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

    В 1988 году «Солидарность» сумела инициировать общенациональную забастовку и вынудить Войцеха Ярузельского сесть за стол переговоров. 9 мая 1989 г. обе стороны договариваются о парламентской реформе: польский парламент становится двухпалатным. Сейм превращается в нижнюю палату, верхняя палата (Сенат) формируется в ходе вненародных выборов.

    В апреле 1989 «Солидарность» была вновь легализована и приняла участие в парламентских выборах 4 18 июня 1989 г. кандидаты «Солидарности» занимают 35% мест в Сейме (65% занимает Польская объединенная рабочая партия и другие союзные партии), 99 из 100 мест в Сенате. В сентябре 1989 г. формируется первое некоммунистическое правительство.

    «Бархатная революция» - процесс бескровного реформирования социалистического режима в Чехословакии в ноябре-декабре 1989 года. Лидеры неофициальных группировок, которые образовали в Чехии и Моравии политическое движение «Гражданский форум» (в Словакии аналогичное движение получило название «Общественность против насилия» - ОПН), возглавили народное недовольство, сумели придать ему организованных характер и в течении нескольких недель добиться коренных изменений в общественно-политической жизни Чехословакии. 21 ноября оппозицию поддержал кардинал Чехии Франтишек Томашек.

    Под давлением оппозиции и массовых демонстраций 24 ноября 1989 г. руководство Коммунистической партии Чехословакии ушло в отставку. Новым генеральным секретарем партии был избран Карел Урбанек.

    На пятый день демонстраций протеста ушло в отставку полютбюро ЦК КПР. Оппозицию предложили четвертую часть мест в новом правительстве, но это предложение не было принято. Поскольку новое правительство отказалось безоговорочное передать власть оппозиции, она перешла к следующему акту революции. 26 ноября в центре Праги состоялся грандиозный митинг, через день началась всеобщая забастовка.

    29 ноября парламент отменил статью конституции о руководящей роли КПЧ.

    10 декабря президент Чехословакии Густав Гусак ушел в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство национального согласия, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое количество мест.

    Была осуществлена «реконструкция» парламента, где КПЧ утратила большинство. Прекратили свою деятельность и органы и организации КПЧ в армии, пограничных войсках, войсках МВД, корпусе национальной безопасности, органах прокуратуры, юстиции и др.

    Изменение политической системы повлекло за собой стремительное вхождение новых лиц в состав государственной элиты. Ядро этой новой политической элиты составили диссиденты, существовавшие в Чехословакии в 1970 – 1980-х годах.

    29 декабря 1989 года реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека, главного инициатора курса реформ 1968 – 1969 годов, известных как «Пражская весна», а президентом ЧССР – писателя, правозащитника, главу «Гражданского форума» Вацлава Гавела.

    Новое руководство Чехословакии приняло курс на утверждение политического плюрализма, рыночной экономики.

    В предвыборной период «Гражданский форум» и ОПН трансформировались в движение, объединившее беспартийных граждан и мелкие партии. Возрожденные партии, а также те, которые играли второстепенную роль при коммунистах, развернули с «Общественным форумом» и ОПН борьбу на конкурентной основе. До 1990 года в Чехословакии насчитывались около 40 партий.

    29 марта 1990 года Федеральное собрание отменило старое название страны – Чехословацкая Социалистическая Республика; в апреле оно было заменено новым названием – Чешская и Словацкая Федеративная Республика.

    С 1 января 1993 года существуют два независимых государства – Чешская и Словацкая республики.

    Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 году, во многом копировала советскую 1965 года, но осуществлялась более последовательно. Предприятия получили широкую самостоятельность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались ограничения на развитие мелкого частного производства и обслуживания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с развитыми капиталистическими странами, которые начали инвестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 1980-х годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд. Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Динамично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венгрия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под давлением противников реформы она была остановлена на рубеже 70 – 80-х годов.

    Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х годов была введена новая избирательная система, допускавшая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии была разрешена определенная свобода мнений.

    В 1988 году был смещен Генеральный секретарь Венгерской социалистической рабочей партии Янош Кадар. В том же году парламент принимает «демократический пакет» законов: плюрализм профсоюзов, свобода собраний, партий, и прессы, новый закон о выборах, радикальный пересмотр конституции и др.

    В октябре 1989 г. правящая партия собралась на свой последний съезд и переформировалась в Венгерскую социалистическую партию, существующую по сей день. На исторической сессии 16-20 октября парламент одобрил многопартийные парламентские выборы и прямые выборы президента. Страна была переименована из Венгерской Народной Республики в Венгерскую Республику.

    ГДР. Падение Берлинской стены. Когда в мае 1989 г. под влиянием перестройки в Советском Союзе партнер ГДР по Варшавскому договору – Венгрия уничтожила укрепления на границе со своим западным соседом Австрией, руководство ГДР не собиралось следовать ее примеру.

    Но вскоре оно потеряло контроль над стремительно разворачивавшимися событиями. Тысячи граждан ГДР потянулись в другие восточноевропейские страны в надежде попасть оттуда в Западную Германию. Уже в августе 1989 г. дипломатические представительства ФРГ в Берлине, Будапеште и Праге вынуждены были прекратить прием посетителей из-за наплыва жителей ГДР, добивавшихся въезда в западногерманское государство.

    Сотни восточных немцев бежали на Запад через Венгрию. Когда 11 сентября 1989 г. венгерское правительство объявило об открытии границ, Берлинская стена потеряла свой смысл: в течение трех дней ГДР покинули через территорию Венгрии 15 тысяч граждан. В стране начались массовые демонстрации с требованием гражданских свобод.

    9 ноября в 19 часов 34 минуты, выступая на прессконференции, которая транслировалась по телевидению, представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски огласил новые правила выезда и въезда из страны. Согласно принятым решениям, со следующего дня граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ.

    Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером 9 ноября к границе. Пограничники, не получавшие приказов, пытались оттеснить толпу, использовали водометы, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Западноберлинцы, в свою очередь, стали переходить границу, прорываясь в Восточную часть города.

    В ночь с 9 на 10 ноября 1989 и в течение последующих трех дней Запад посетили более 3 миллионов человек. 22 декабря 1989 открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином.

    Берлинская стена еще стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными рисунками и надписями, берлинцы и посетители города старались унести на память кусочки, отбитые о некогда могущественного сооружения. В октябре 1990 г. последовало вступление бывшей ГДР в ФРГ, и Берлинская стена была за несколько месяцев снесена. Лишь малейшие ее части было решено сохранить как памятник для последующих поколений.

    Болгария. 10 ноября 1989 г. лидер Народной Республики Болгарии Тодор Живков был смещен Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии, однако этого оказалось мало. В ноябре 1989 г. в Софии начались демонстрации под экологическими предлогами, быстро переросшие в требования политических реформ. Несмотря на смену Тодора Живкова на Петра Младенова, протесты продолжались.

    В феврале 1990 г. Болгарская коммунистическая партия отказалась от монополии на власть, а в июне 1990 г. прошли первые свободные выборы с 1931 года. Их выиграло умеренное крыло компартии, сформировавшее Болгарскую социалистическую партию (БСП). Хотя с 1991 году Тодор Живков был отдан под суд, он избежал судьбы Николае Чаушеску.

    Румыния. В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, не было даже ограниченной десталинизации. В ноябре 1989 г. 71-летний Николае Чаушеску переизбрался на очередной 5-летний срок на пст лидера коммунистической правящей Румынской рабочей партии.

    16 декабря «Секуритате» арестовало этнического венгра священника Ласко Токеша. 16 декабря взбунтовался город Тимишоара. Николае Чаушеску, вернулся в страну после официального визита в Исламскую Республику Иран, обратился к народу, но его выступление не оказало воздействие на недовольных. Западные радиостанции, вещание которых на территорию Румынии широко развернулось с территории Венгрии и других соседних стран, широко информировали о событиях в Тимишоаре.

    Чаушеску приказал применить силу, но 22 декабря военные неожиданно перешли на сторону демонстрантов, в стране прошли вооруженные столкновения войск с силами службы государственной безопасности «Секуритате». Вместе с армией восставшие взяли здание ЦК Румынской рабочей партии. Чаушеску вместе с женой Еленой пытался спастись на вертолете, но был арестован и расстрелян.

    К власти пришел Фронт национального освобождения во главе с Ионом Илиеску. Выборы были назначены на май 1990 года.

    Антикоммунистические революции, иногда называемые в западных странах «Осенью народов», были волной смены власти в Центральной и Восточной Европе осенью 1989 г. За несколько месяцев были смещены просоветские коммунистические режимы, что на Западе называют аналогией «Весны народов» 1848 года.

    Волна началась с Польской Народной Республики, за ней последовали революции, как правило, мирные, в ГДР, Чехословацкой Социалистической Республике, Венгерской Народной Республике и Народной Республике Болгария. Социалистическая Республика Румыния стала единственной страной, где смена власти прошла насильственным путем, а бывший глава государства был расстрелян.

    Эта цепь событий вместе с последующим распадом СССР в 1991 году привели к окончанию холодной войны.