Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция специалиста по охране труда 2016 в школе img-1

должностная инструкция специалиста по охране труда 2016 в школе

Рейтинг: 4.8/5.0 (1869 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Права и должностные обязанности специалиста по охране труда

Права и должностные обязанности специалиста по охране труда

Служебные обязанности специалистов по охране труда являются необходимой частью контроля и организации деятельности работников. Все эти принципы и требования имеют форму должностной инструкции и находятся на каждом предприятии, независимо от профиля.

Причины, по которым инструкция актуальна

Для любой компании и особенно производства важна точная и слаженная работа всех сотрудников. Достичь такой цели помогают грамотно прописанные принципы трудового процесса каждой отдельной группы специалистов. Когда на бумаге зафиксированы все грани обязанностей и прав, грамотно организовывать деятельность становится значительно легче.

Еще одно преимущество, которое дает должностная инструкция, — это знание того, на что имеет право тот или иной сотрудник. И если работодатель решит уйти в сторону от выполнения некоторых нормативов, ему можно будет предъявить справедливые претензии на основании данного документа. Эти же возможности имеет и руководитель по отношению к подчиненным.

Так что права и обязанности специалиста по охране труда должны быть прописаны на каждом предприятии. Для того чтобы руководители предприятий не изобретали велосипед, Минтруда России позаботилось о наличии квалификационного справочника должностей различных служащих. В нем изложены все актуальные нормы и требования.

Общие положения

Это первый раздел должностной инструкции, в котором изложена информация о том, кто такой специалист по охране труда, какое образование он должен иметь, и каким образом назначается на должность.

Более того, внимание уделяется тому, чем именно будет руководствоваться в своей работе сотрудник, который отвечает за соблюдение норм охраны труда. Речь идет о коллективном договоре, уставе, должностной инструкции, планах и программах по осуществлению различных мероприятий в рамках данной сферы ответственности и др.

К общим положениям относятся и требования к квалификации сотрудника. Обязанности специалиста по охране труда включают знание следующих информационных блоков:

  • сроки и порядок составления отчетности, в которой отражаются данные о контроле за выполнением актуальных мероприятий;
  • средства связи, коммуникации и вычислительная техника, используемая для соблюдения норм охраны труда;
  • методы и технологии проверки технического состояния оборудования на предмет соответствия требованиям безопасности;
  • особенности структуры, профиль и специализация предприятия;
  • локальные нормативные акты и нормативно-методические документы компании, посредством которых регламентируется вся деятельность, связанная с охраной труда;
  • система стандартов безопасности трудового процесса;
  • нормы и правила охраны труда и др.

В данном разделе содержится также информация и о том, как именно принимается на работу специалист соответствующей категории и каким образом он освобождается от должности.

Взаимоотношения по должности

Для того чтобы обязанности специалиста по охране труда на предприятии выполнялись так, как этого требует инструкция, необходимо его взаимодействие с другими работниками, принимающими участие в организации безопасности трудового процесса. Сотрудничать придется с начальниками подразделений и общественными инспекторами по охране труда. С последними, как правило, обсуждаются вопросы их компетенции на основании принятых в компании положений.

Как можно заметить, достижение необходимых целей в рамках контроля вопроса осуществляется комплексными усилиями.

Права

Прежде чем рассматривать обязанности специалиста по охране труда, есть смысл уделить внимание его правам, так как этот раздел является обязательной частью должностной инструкции.

Итак, сотрудник компании, который ответственен за соблюдение норм безопасности трудового процесса, имеет возможность предпринимать следующие действия:

  • подготавливать проекты распоряжений, касающихся вопросов охраны труда;
  • принимать решения, которые можно считать обоснованными в рамках своей специализации;
  • принимать участие в протокольных мероприятиях, целью которых является рассмотрение вопросов охраны труда, а также собственной работы;
  • предъявлять требования соответствующим должностным лицам по вопросам, связанным с обеспечением безопасности трудового процесса на предприятии;
  • вносить предложения касательно совершенствования работы по обеспечению охраны труда и обращаться с ними к лицу, отвечающему за безопасность производственного процесса;
  • специалист данной категории может заниматься контролем своевременного качественного и полного исполнения предписаний должностными лицами и др.

То есть должностная инструкция предполагает наличие всех необходимых инструментов воздействия для того, чтобы обязанности специалиста по охране труда были выполнены в полном объеме.

Ответственность

Для более эффективного выполнения своей работы специалист, следящий за безопасностью рабочего процесса, должен четко представлять, какие могут к нему предъявить претензии и за что он, по большому счету, отвечает.

Итак, сотрудника данного профиля могут призвать к ответственности по причине трех ключевых проблем:

  • невыполнение распоряжений, которые были отданы руководителем службы охраны труда, или решений, принятых директором;
  • причинение материального ущерба предприятию в тех пределах, которые установлены Трудовым кодексом;
  • нарушение положений, которые зафиксированы в руководящих документах, касающихся безопасности трудового процесса.
Необходимое участие

Чтобы лучше понять, что собой представляют основные обязанности специалиста по охране труда, есть смысл их условно разделить на три категории: участие, контроль и проведение различных мероприятий. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что работник соответствующей квалификации обязан принимать участие в организации грамотного взаимодействия различных инспекторов, имеющих отношение к трудовому процессу во время выполнения конкретных мероприятий.

От специалиста по охране труда требуется участие в работе, которая связана с определением стратегии предприятия в области безопасности сотрудников (создание необходимых условий), а также с формированием соответствующей отчетности и разработкой проектов бизнес-планов (те разделы, которые касаются ОТ).

Также обязательным является участие в проведении различных обследований, проверок технического состояния всех элементов производства и помещений, в которых работают люди. Внимание нужно уделять и тому факту, есть ли в наличии на рабочих площадях все необходимые средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные.

Обязанности специалиста по охране труда включают доведение до состояния, которое определено нормативными актами, всего оборудования и всех систем, не соответствующих данным требованиями. Для этого, возможно, придется разрабатывать определенные мероприятия с целью предупреждения появления угрозы здоровью и жизни работников.

Что нужно контролировать

Тот, кто занимается охраной труда на предприятии, должен в первую очередь следить, чтобы соблюдались все актуальные нормы законодательства в сфере его ответственности. Также необходим контроль за выполнением требований, изложенных в локальных нормативных актах и нормативно-методических документах по охране труда. Это особенно актуально во время выполнения определенных мероприятий конкретными должностными лицами или структурными подразделениями.

Функциональные обязанности специалиста по охране труда подразумевают также проверку своевременности и правильности разработки и последующее внедрение всех необходимых средств по обеспечению безопасности сотрудников. К данной категории обязанностей можно отнести анализ данных, касающихся трудовых условий на рабочих местах. Используя результаты такого анализа, необходимо подготавливать предложения, которые позволят улучшить условия труда. Другими словами, специалист, отвечающий за ОТ, обязан контролировать состояние оборудования, помещений, работы конкретных сотрудников с целью предупреждения несчастных случаев и материального ущерба. Ему нужно суметь предвидеть возможные проблемы и сообщить о подобных перспективах ключевым лицам.

Есть еще одна группа факторов, которые должен контролировать специалист по охране труда. Должностные обязанности этого сотрудника подразумевают проверку проведения конкретными службами актуальных технических освидетельствований, а также испытаний состояния механизмов машин и оборудования.

Необходимые мероприятия

Обязанности специалиста по охране труда в организации включают проведение экспертной оценки решений, которые были приняты относительно ОТ. Причем оценивать он может как самостоятельно, так и с привлечением других квалифицированных работников.

Необходимым является проведение консультации руководства компании относительно организации охраны труда и планирования нужных мероприятий непосредственно на рабочих местах. В обязанности специалиста по ОТ входит изучение локальных нормативных актов и нормативно-методической документации, касающейся обеспечения безопасности трудового процесса, а также зарубежного и передового отечественного опыта в данной сфере. Фактически речь идет о стабильном повышении квалификации.

Нельзя оставлять без внимания и прогрессивные методы, которые используются для грамотной и эффективной организации охраны труда на предприятии.

Охрана труда в школе

Здесь ситуация приблизительно такая же, как и на предприятии. Назначается специалист по ОТ приказом непосредственного руководителя. После этого он уже считается уполномоченным представителем конкретного учебного заведения.

Сам сотрудник, отвечающий за безопасность, подчиняется заведующему школой. Но со своей стороны он может требовать подчинения всего штата, который присутствует в учебном заведении, разумеется, в вопросах, имеющих отношение к его специализации.

Обязанности специалиста по охране труда в школе включают контроль не только состояния рабочего места, но и соблюдение законных интересов, а также прав сотрудников в области техники безопасности и ОТ. Для этого он может осуществлять все необходимые мероприятия и проверки, причем делать это совместно со специальной комиссией и администрацией.

Изменения в законодательстве

Есть смысл знать о том, что с 2013 года существовавшая долгое время должность инженера по охране труда была упразднена. В прошлом остались и отделы ОТ, поэтому те, кто были их начальниками, не смогли продолжать деятельность в прежнем трудовом статусе.

Вместо упомянутых выше профилей пришли новые специализации. Это специалист по охране труда и руководитель службы ОТ. Но должностные инструкции, в которых использовался термин «инженер», не потеряли своей актуальности. Так что их замена не является обязательной. Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о компенсациях и льготах. Тогда предприятию нужно проследить за соответствующим обновлением документации.

Итог

Важно понимать, что каждое предприятие должно иметь такого работника, как специалист по охране труда. Должностные обязанности сотрудника — это не просто свод формальных правил, а принципы и меры, которые позволят сохранить здоровье работников, а также имущество предприятия.

Другие статьи

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Приведенный текст Должностной инструкции инженера по охране труда основан на инструкции, включенной в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37 (далее – Квалификационный справочник). Этим объясняется ее архаичность. В ней нет даже намека на систему управления охраной труда, как предусмотрено в ГОСТ Р 12.0.006–2002 «ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации», гармонизированном с международным стандартом OHSAS 18 001–99. Согласно этому стандарту система управления охраной труда является подсистемой общей системы управления организации. С 1 июля 2009 г. взамен указанного ГОСТа вступает в силу Межнациональный ГОСТ 12.0.230–2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования». Между тем в большинстве организаций действуют должностные инструкции, аналогичные рассматриваемой, поэтому имеет смысл указать ее недостатки. Экспертизу документа проводит Л. П. Шариков, государственный советник I класса.

Мнение эксперта

Квалификационный справочник за время своего действия неоднократно подвергался изменениям. Однако при этом ни Минтруд России, ни Минздравсоцразвития России, которые вносили поправки в данный документ, не учли, что в ТК РФ не предусмотрена должность инженера по охране труда. Эта должность называется «специалист по охране труда». Согласно ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В той же статье ТК РФ предусмотрено, что при отсутствии у работодателя службы охраны труда и штатного специалиста он может заключить гражданско-правовой договор с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда, которые подлежат обязательной аккредитации.

С учетом приведенных аргументов данный документ следует назвать «Должностная инструкция специалиста по охране труда» и во всем тексте слово «инженер» заменить на слово «специалист».

Конкретно по пунктам 1.1–1.3 Инструкции замечаний нет. Следовало бы добавить пункт 1.4 следующего содержания: «1.4. Специалистом по охране труда в составе отдела охраны труда организации может быть работник, имеющий соответствующую подготовку или опыт работы в этой области с учетом специфики производственной деятельности организации ».

Мнение эксперта

Надо учитывать, что рассматриваемая Должностная инструкция предназначена для работника отдела охраны труда, в котором несколько таких специалистов, и не каждый из них способен выполнять все предусмотренные в ней функции. Кто конкретно должен выполнять эту функцию – определяет руководитель отдела охраны труда, и это отражается в трудовом договоре.

Содержание пункта 2.1 в принципе отвечает назначению Должностной инструкции. Вместе с тем следует иметь в виду, что сам специалист должен обладать знаниями по вопросам, предусмотренным Программой проведения вводного инструктажа, утвержденной руководителем организации или по его поручению главным инженером. Иначе он не может проводить вводный инструктаж по охране труда.

Примерный перечень вопросов вводного инструктажа приводится в приложении 3 ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В Программе вводного инструктажа необходимо предусмотреть следующие вопросы: характеристика деятельности организации; особенности производства и условий труда на рабочих местах в подразделениях, куда направляются командированные, обучающиеся и практиканты; характерные обстоятельства и причины отдельных несчастных случаев на производстве; положенные по нормам средства индивидуальной защиты (или санитарной одежды) и порядок их применения; соблюдение порядка и чистоты на территории организации, меры предосторожности в местах движения транспорта; режимы труда и отдыха.

Должны освещаться и вопросы пожарной безопасности: в частности, характеристика наиболее опасных в пожарном отношении производственных участков, возможные причины возникновения пожаров и меры их предупреждения, системы извещения о пожаре, действия в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, применение первичных средств пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей), средства пожаротушения и правила пользования ими и т. д.

Факт проведения вводного инструктажа должен быть отражен в журнале регистрации вводного инструктажа, образец которого приводится в приложении 4 указанного выше ГОСТа.

Мнение эксперта

В пункте 2.2 Должностной инструкции предусмотрено участие специалиста в работе комиссии по проверке знаний по охране труда у работников организации. Однако в нем не указано, что сам он должен пройти такое обучение и проверку знаний по охране труда, иначе его участие в работе комиссии не имеет смысла и противоречит требованию ст. 225 ТК РФ, согласно которой все работники, в т. ч. руководители организаций и индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Исключение для специалистов по охране труда не предусмотрено. Не предусмотрено оно и в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1 / 29.

Таким образом, не обученный и не прошедший проверку знаний специалист не может участвовать в работе комиссии по проверке знаний по охране труда у работников организации. Поэтому в Должностной инструкции необходимо предусмотреть обязанность специалиста не только пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда, но и постоянно повышать свою квалификацию в этой области.

На основании приведенных аргументов указанный пункт 2.2 предлагается изложить в следующей редакции: «2.2. Специалист, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда и имеющий соответствующее удостоверение, участвует в работе комиссии по проверке знаний по охране труда у работников организации ».

Мнение эксперта

Предусмотренная в пункте 2.3 функция специалиста по охране труда по проведению совместно с другими подразделениями организации работы по аттестации и сертификации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда противоречит Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569. Согласно пункту 10 этого Порядка аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Следовательно, в аттестационную комиссию включаются не все специалисты службы охраны труда, а только отдельные из них, прошедшие такую подготовку и включенные в состав комиссии приказом руководителя организации.

Кроме того, сертификация рабочих мест вообще не существует. Проводится сертификация организации работы по охране труда в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.04.02 № 28.

В связи с этим пункт 2.3 рекомендуется изложить в следующей редакции: «2.3. Специалист отдела охраны труда, прошедший подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, приказом руководителя организации может включаться в состав комиссии, которая создается при проведении этой работы, а также принимать участие в сертификации организации работы по охране труда, осуществляемой органом по сертификации ».

Мнение эксперта

Пункт 2.4 имеет большое практическое значение в коллективной защите работников от опасных производственных факторов, которые имеют место в таких производствах, как металлообработка, деревообработка, мебельное производство, ремонт автомобилей и в целом ряде других производств и работ. Однако в такой редакции специалист только вносит предложения о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Даже при положительном отношении к его предложениям на их разработку и внедрение потребуется какое-то время, а если организация не способна проводить такую разработку, то эти предложения окажутся ненужными.

Под другими средствами защиты от опасных и вредных производственных факторов, как можно догадаться, понимаются средства индивидуальной защиты. Предложения по их разработке и внедрению более совершенных конструкций этих средств для организации вообще не имеют смысла. Практически все средства индивидуальной защиты изготавливаются с соблюдением требований соответствующих ГОСТов или технических условий (ТУ), и реализация предложений специалиста по охране труда на совершенствование их конструкции маловероятна.

Предлагается пункт 2.4 изложить в следующей редакции: «2.4. Вносит обоснованные предложения по замене неэффективных коллективных средств защиты и устройств (ограждений, экранов, блокировочных устройств, вентиляционных установок, систем сигнализации и т. п.) на более эффективные, замене одних видов спецодежды, спецобуви на другие с целью повышения эффективности защиты от вредных и опасных производственных факторов, а также по установке запрещающих, предупреждающих и других знаков безопасности в соответствующих местах. Принимает участие в работе комиссии по приемке приобретаемых средств индивидуальной защиты с целью проверки их качества, назначения и наличия сертификатов соответствия ».

Мнение эксперта

В пунктах 2.5–2.11 фактически воспроизводятся функции службы охраны труда, предусмотренные Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утв. постановлением Минтруда России от 08.02.00 № 14, но с некоторыми исключениями и переводом обязанности прямого выполнения отдельных функций специалистом по охране труда, который является штатным работником отдела охраны труда, на какое-то непонятное участие в их выполнении. К тому же допущены искажения редакции отдельных требований, предусмотренных в указанных Рекомендациях. В связи с этим целесообразно вышеупомянутые пункты должностной инструкции (с добавлением пунктов 2.12–2.13) изложить в следующей редакции:
«2.5. Проводит совместно с представителями подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверки и обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-бытовых помещений и санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
2.6. Проводит по закрепленным структурным подразделениям учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

Оказывает помощь в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих местах и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказывает организационную помощь в выполнении разработанных мероприятий.

Оказывает помощь в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, в организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда.

2.7. Оказывает структурным подразделениям методическую помощь в составлении списков профессий и должностей работников, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей работников, которым по действующему законодательству должны предоставляться компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда. Принимает участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.8. В соответствии с указаниями начальника отдела охраны труда готовит предложения для включения в раздел «Охрана труда» коллективного договора и в соглашение по охране труда.

2.9. В соответствии со статьей 218 Трудового кодекса РФ может быть включен со стороны работодателя в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда, образуемого на паритетной основе.

2.10. В случае происшествия в закрепленном структурном подразделении несчастного случая на производстве вносит предложения по составу комиссии расследования этого случая, может входить в ее состав, принимать участие в обсуждении обстоятельств и причин его происшествия, выражать свое мнение.

2.11. Рассматривает письма, заявления, жалобы работников, касающиеся условий и охраны труда, готовит предложения по устранению выявленных недостатков.

2.12. Все мероприятия включаются в планы работы специалиста по охране труда по форме, установленной в отделе охраны труда. Сроки их выполнения устанавливаются начальником отдела охраны труда с учетом предложений специалиста по охране труда.

Обратите внимание! В планы работы начальником отдела охраны труда могут включаться и другие вопросы, которые требуют участия конкретного специалиста по охране труда: например, участие в работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда

В планы работы включаются также мероприятия по контролю за:

  • соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, за предоставлением работникам установленных компенсаций и льгот по условиям труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин и механизмов;
  • соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
  • выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля по соблюдению действующих норм, правил и инструкций по охране труда, стандартов безопасности труда в процессе производства;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, состоянием оборудования, предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • правильным расходованием в структурных подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
  • своевременным проведением инструктажа, обучения и проверки знания работниками требований охраны труда, выполнением порядка допуска на работы с повышенной опасностью.

2.13. Порядок составления специалистом по охране труда отчетов о выполнении своих должностных обязанностей и сроки их представления устанавливаются начальником отдела охраны труда».

Мнение эксперта

Раздел 4 следует изложить в следующей редакции:

Мнение эксперта

Раздел 5 рекомендую изложить в следующей редакции:

«Специалист по охране труда несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации».

Должностная инструкция директора школы


1. Общие положения должностной инструкции для директора школы
1.1. Настоящая должностная инструкция директора школы новая и разработана с учетом требований ФГОС, Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Должностная инструкция основана на квалификационной характеристике руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения, которая утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (с изменениями от 31 мая 2011 г.).
1.2. Назначение и освобождение от должности директора школы осуществляется начальником управления образования.
1.3. Во время отпуска и временной нетрудоспособности директора школы его обязанности будут возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Исполнение обязанностей происходит в точном соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора или приказа муниципального управления образования (МУО), если первый нельзя издать по каким-либо объективным причинам.
1.4. Директор школы обязан иметь высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических должностях не меньше пяти лет, или высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет.
1.5. Директор учреждения должен внимательно изучить данную должностную инструкцию директора школы. ему необходимо пройти аттестацию на первую квалификационную категорию руководителя общеобразовательного учреждения. Директору школы запрещено совмещение должности с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри школы и за ее пределами.
1.6. Директор школы по оперативным вопросам, которые входят в компетенцию учредителя общеобразовательного учреждения, должен подчиняться непосредственно начальнику управления образования.
1.7. Директору обязаны подчиняться его заместители. Директор школы обладает правом в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения указание любому сотруднику школы и обучающемуся. Директор может произвести отмену распоряжения любого другого сотрудника школы.
1.8. В своей деятельности директору школы нужно руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся.
Также, директор школы в работе руководствуется правилами и нормами охраны труда, пожарной безопасности, должностной инструкцией руководителя школы, Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе данной должностной инструкцией директора школы ), трудовым договором (контрактом). Директор школы должен неукоснительно соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции директора школы
Основные направления деятельности директора школы:
2.1. Организация качественной учебно-воспитательной работы школы;
2.2. Обеспечение финансово-хозяйственной работы учреждения;
2.3. Создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;
2.4. Обеспечение режима соблюдения прав и свобод учащихся и работников школы;
2.5. Взаимодействие с другими организациями.

3. Должностные обязанности директора школы
Для директора школы определены следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществление общего руководства всеми направлениями деятельности школы в полном соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации;
3.2. Обеспечение системной учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельности школы;
3.3. Обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в школе;
3.4. Осуществление реализации антикоррупционного законодательства в школе;
3.5. Формирование контингента учащихся, обеспечение охраны их жизни и здоровья во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения прав и свобод детей и работников образовательного учреждения в соответствии с порядком установленным законодательством Российской Федерации;
3.6. Определение стратегии, цели и задач развития школы, принятие решений о программном планировании ее работы, участии школы в различных программах и проектах, обеспечение соблюдения требований, которые предъявляются к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, постоянное повышение качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
3.7. Обеспечение объективности оценивания качества образования учащихся в школе;
3.8. Совместно с Советом школы и общественными организациями осуществление разработки, утверждения и реализации программ развития школы, образовательной программы учебного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка учреждения;
3.9. Создание условий для внедрения перспективных инноваций, формирование и реализация инициатив работников школы, которые направлены на улучшение качества учебно-воспитательного процесса и работы школы в целом, поддержание благоприятного морально-психологического климата в школьном коллективе;
3.10. Распоряжение в пределах своих полномочий бюджетными средствами, а также средствами, которые поступают из других источников, обеспечение рационального, результативного и эффективного их использования. Представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств.
3.11. Привлечение для осуществления деятельности, которая предусматривается Уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование, в случае необходимости, банковского кредита;
3.12. Формирование в пределах установленных средств фонда оплаты труда работников с разделением его на базовую и стимулирующую части;
3.13. Утверждение структуры и штатного расписания образовательного учреждения;
3.14. Решение кадровых, административных, финансовых, хозяйственных, научных, учебно-методических и иных вопросов, возникающих в процессе деятельности школы в соответствии с Уставом образовательного учреждения;
3.15. Осуществление подбора, приема на работу в учреждение и расстановки кадров;
3.16. Определение должностных обязанностей работников, создание условий в учреждении для повышения их профессионального мастерства и непрерывного повышения квалификации сотрудников школы;
3.17. Обеспечение установления заработной платы сотрудникам школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к должностным окладам, ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам школы заработной платы в сроки, которые устанавливаются утвержденным коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, трудовыми договорами с работниками;
3.18. Принятие мер по обеспечению школы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечение формирования и роста профессионального мастерства резерва кадров с целью замещения вакантных должностей в школе;
3.19. Организация и координирование реализации мер по повышению мотивации сотрудников к качественному выполнению своих должностных обязанностей, в том числе путем их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укрепления дисциплины труда;
3.20. Создание условий, которые бы обеспечивали участие работников школы в управлении учебным учреждением; обеспечение выполнения коллективного договора, создание для Совета школы и первичной профсоюзной организации необходимых условий для их работы;
3.21. Принятие локальных нормативных актов образовательного учреждения, которые содержат нормы трудового права, в том числе по вопросам формирования системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников школы;
3.22. Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и иных сотрудников образовательного учреждения;
3.23. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями учащихся (лицами их заменяющими), другими гражданами;
3.24. Представление школы в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях (в том числе образовательных), иных организациях;
3.25. Содействие деятельности педагогических, психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, руководство деятельностью Педагогического совета школы; организация и совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса в школе.
3.26. Реализация обеспечения учета, сохранности и пополнения учебно-материальной базы учреждения, учета и хранения школьной документации; грамотная организация делопроизводства, ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности;
3.27. Утверждение расписания занятий учащихся, режима и графика работы, педагогической нагрузки сотрудников школы, тарификационных списков и графиков отпусков работников;
3.28. Обеспечение государственной регистрации школы, лицензирования образовательной деятельности учреждения, успешной государственной аттестации и аккредитации школы;
3.29. Направление своей деятельности на создание в школе необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, систематический контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся и работников школы;
3.30. Координация в школе деятельности общественных, детских и молодежных организаций и объединений;
3.31. Управление на правах оперативного управления имуществом школы, которое было получено от учредителя, а также имуществом, являющимся собственностью школы; распоряжение кредитами;
3.32. Принятие мер по обеспечению безопасности, обеспечению условий труда, которые соответствуют требованиям охраны труда; обеспечение соблюдения правил санитарно-гигиенического режима в школе, охраны труда и пожарной безопасности.
3.33. Организация работы по созданию и обеспечению условий образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными актами, иными документами по охране труда, Уставом школы; управление гражданской обороной школы;
3.34. Обеспечение безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций и оборудования, обязательное принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами охраны труда и техники безопасности; своевременная и систематическая организация осмотра и ремонта зданий и сооружений образовательного учреждения;
3.35. Назначение ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале, актовом зале, специализированных кабинетах и т.п. а также во всех подсобных помещениях школы;
3.36. Утверждение должностных обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности педагогического коллектива и инструкций по охране труда для всех работников и учащихся образовательного учреждения;
3.37. Принятие мер по внедрению предложений членов педагогического коллектива, которые направлены на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса в школе;
3.38. Вынесение на обсуждение Совета школы (педагогического, попечительского совета), производственного совещания или собрания трудового коллектива актуальных вопросов организации работы по охране труда;
3.39. Проведение отчета на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работников и учеников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
3.40. Организация обеспечения работников школы специальной одеждой, и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также учащихся при проведении общественно полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ, лабораторных практикумов и т.п.;
3.41. Поощрение сотрудников образовательного учреждения за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, которые виновны в нарушении законодательства о труде, правил и норм охраны труда;
3.42. Проведение профилактической работы по предупреждению травматизма в школе и снижению заболеваемости работников и учащихся;
3.43. Оформление приема новых работников только при наличии положительного заключения медицинского учреждения; контроль своевременного проведения диспансеризации работников и учеников школы;
3.44. Организация в установленном порядке деятельности комиссии по приемке школы к новому учебному году, подписание актов испытаний и акта приемки образовательного учреждения;
3.45. Обеспечение выполнения директивной и нормативной документации по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;
3.46. Немедленное информирование о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящего руководителя органа управления образованием, родителей пострадавшего (пострадавших) или лиц их заменяющих. Принятие всех возможных мер для устранения причин, по которым произошел несчастный случай, обеспечение необходимых условий для проведения своевременного и объективного расследования несчастного случая согласно действующим положениям;
3.47. Заключение и организация совместно с профсоюзным комитетом школы выполнения ежегодных соглашений об охране труда, подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полгода;
3.48. Утверждение по согласованию с профсоюзным комитетом инструкций по охране труда для работников и учащихся; в установленном порядке организация пересмотра инструкций по охране труда;
3.49. Проведение вводного инструктажа по охране труда для вновь поступающих на работу лиц, инструктажа на рабочем месте для сотрудников образовательного учреждения; оформление проведения инструктажа в специальном журнале.
3.50. Планирование в установленном порядке периодического обучения сотрудников школы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах, которые организуются и проводятся органами управления образованием и охраной труда;
3.51. Принятие мер совместно с профсоюзным комитетом школы, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой и буфете образовательного учреждения;
3.52. Принятие мер совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работе в школе;
3.53. Обеспечение учебно-трудовой нагрузки работников и учеников с учетом их психофизических возможностей, организовывает оптимальные режимы труда и отдыха для сотрудников и учащихся;
3.54. Остановка образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья учащихся или сотрудников;
3.55. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проведение оплаты больничных листов нетрудоспособности и доплат работникам, которые осуществляют работу в неблагоприятных условиях труда;
3.56. Прохождение в обязательном порядке периодических бесплатных медицинских обследований;
3.57. Обеспечение соблюдения этических норм поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующих общественному положению педагога;
3.58. Несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса, за выполнение требований данной должностной инструкции директора школы.

4. Права директора школы
Директор школы обладает правами в пределах своей компетенции:
4.1. Издания приказов и подачи обязательных распоряжений сотрудникам школы;
4.2. Поощрения и привлечения к дисциплинарной и иной ответственности сотрудников школы;
4.3. Привлечения к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, которые дезорганизуют учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.4. Заключения договоров, в том числе трудовых;
4.5. Открытием и закрытием в установленном порядке счетов в казначейских учреждениях, банках;
4.6. Присутствия на любых занятиях, которые проводятся с учащимися школы (без права делать замечания педагогу в течение занятий);
4.7. Внесения в необходимых случаях временных изменений в расписание занятий, отмены занятий, временного объединения групп и классов для проведения совместных уроков и занятий;
4.8. Делегирования свои полномочий, выдачи доверенности.

5. Ответственность директора школы
5.1. Директор школы несет ответственность за уровень квалификации сотрудников образовательного учреждения, реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебно-воспитательного процесса, за качество образования выпускников образовательного учреждения;
5.2. Директор школы несет ответственность за жизнь, здоровье, соблюдение прав и свобод школьников и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, своих должностных обязанностей, установленных данной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, директор школы будет нести дисциплинарную ответственность в порядке, который определен трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания возможно применение увольнения.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка директор образовательного учреждения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не считается мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. За нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса; нарушение или незаконное ограничение прав на образование; нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, инструкции по охране труда для директора школы директор образовательного учреждения может быть привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством РФ;
5.6. За виновное причинение образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей согласно должностной инструкции директора школы директор общеобразовательного учреждения обязан нести материальную ответственность в порядке и в пределах, которые устанавливаются трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Директор школы осуществляет свою деятельность в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели;
6.2. Директор школы взаимодействует:
- с Педагогическим советом школы;
- с Советом школы;
- с Родительским комитетом школы;
- с Попечительским советом школы;
- с органами местного самоуправления.
6.3. Директор самостоятельно занимается планированием своей работы на каждый учебный год и каждую учебную четверть;
6.4. Предоставляет в установленные сроки и в установленной форме отчетность учредителю и другим полномочным государственным и муниципальным органам;
6.5. Осуществляет получение от учредителя, государственных и муниципальных органов информации нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующей документацией;
6.6. Директор школы систематически проводит обмен сведениями и новой информацией со своими заместителями, педагогическими и иными работниками школы.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____20___г. __________ (______________________)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Наш магазин инструкций Должностные для ДОУ Должностные для школы Поддержка сайта Посадові інструкції Рейтинг инструкций Баннер сайта

Мы будем благодарны, если Вы установите на своем сайте нашу ссылочку!

Статистика Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

Объявления

Designed by Nikolay Andreychuk.