Руководства, Инструкции, Бланки

гост.р исо 21500 2014 руководство по проектному менеджменту img-1

гост.р исо 21500 2014 руководство по проектному менеджменту

Рейтинг: 4.8/5.0 (1849 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту

ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту

действующий Настоящий стандарт содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.
Настоящий стандарт содержит общее описание принципов и процессов, которые рассматриваются в качестве составляющих рациональной деятельности по проектному менеджменту.
В настоящем стандарте проекты рассматриваются в контексте программ и портфелей проектов. Настоящий стандарт не содержит детальных указаний относительно управления программами и портфелями проектов. Вопросы, относящиеся к области общего менеджмента, рассматриваются только с точки зрения их связи с проектным менеджментом

Текст ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Другие ГОСТы

ГОСТ Р 53892-2010 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия
ГОСТ Р 53701-2009 Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 в лабораториях, применяющих органолептический анализ
ГОСТ Р 55743-2013 Руководство по применению ИСО 13849-1 и МЭК 62061 при проектировании систем управления оборудованием, связанных с безопасностью
ГОСТ Р 54140-2010 Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Химические вещества и материалы
ГОСТ Р ИСО 14155-1-2008 Руководство по проведению клинических испытаний медицинских изделий. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р ИСО 14155-2-2008 Руководство по проведению клинических испытаний медицинских изделий. Часть 2. Планирование клинических испытаний
ГОСТ Р 54426-2011 Руководство по проверке и обработке элегаза (SF6), взятого из электрооборудования, и технические требования к его повторному использованию
ГОСТ 33217-2014 Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила содержания и ухода за лабораторными хищными млекопитающими
ГОСТ 33215-2014 Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила оборудования помещений и организации процедур
ГОСТ 28900-91 Руководство по разработке технических условий на предельные величины механических дефектов деталей из ферромагнитных оксидных материалов
ГОСТ Р 53891-2010 Руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции. Часть 3. Опыт применения
ГОСТ Р 53890-2010 Руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции. Часть 2. Технические принципы и рекомендации
ГОСТ Р 53889-2010 Руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции. Часть 1. Основные возможности
ГОСТ Р 56033-2014 Руководство по разработке и включению аспектов безопасности в международные стандарты на медицинские изделия

Дополнительная информация

Другие статьи

Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500: 2012

Утвержден новый национальный стандарт — «Руководство по проектному менеджменту»

Утвержден национальный стандарт по основам проектного менеджмента В Росстандарте утвержден для добровольного применения национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 21500 – 2014 «Руководство по проектному менеджменту». Стандарт является идентичным международному стандарту ИСО 21500:2012 «Руководство по проектному менеджменту».

ГОСТ Р ИСО 21500 — 2014 введен в действие 1 марта 2015 г.

Проекты являются неотъемлемой частью деятельности современной организации. Для реализации стратегических планов развития могут реализовываться как масштабные, так и множество небольших проектов. Их эффективная реализация требует особых подходов к организации управления. Процессы управления проектами должны быть определены и интегрированы с процессами управления организации.

Разработанный с учетом этих моментов, стандарт ГОСТ Р ИСО 21500 «Руководство по проектному менеджменту» определяет основные концепции и процессы проектного менеджмента. В документе определены роль и место проектов и проектного менеджмента в общей системе управления организацией, организационная структура и роли участников проекта, определены и описаны основные процессы управления проектом.

В стандарте описаны 39 процессов управления проектом, которые структурированы по управленческим и предметным группам.

ГОСТ Р ИСО 21500 описывает «что» нужно делать, но не определяет конкретные методики и инструменты управления проектами. Стандарт применим для управления проектами различного типа, разного масштаба и сложности. Таким образом, задается общая структура системы менеджмента проектов, которая может быть положена в основу отраслевых и корпоративных регламентов и методических рекомендаций по управлению проектами. Это позволит выстраивать более четкую систему взаимодействия команд проектов, как внутри организаций, так и взаимодействия между различными организациями, участвующими в проектах.

В рамках задачи по развитию компетентности в области проектного менеджмента проектов стандарт способен стать основой для разработки требований к компетенциям специалистов, участвующих в реализации проектов. Соответственно, он может использоваться при подготовке учебных программ и курсов повышения квалификации.

Проект стандарта был подготовлен «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» совместно с ЗАО «Проектная ПРАКТИКА» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык соответствующего международного стандарта.

Похожие новости

ГОСТ Р ИСО 21500-2014, скачать ГОСТ Р ИСО 21500-2014

Условные обозначения

Иконки файлов и свойства документа

Типы файлов

- документ представлен набором отсканированных изображений; - документ можно скачать одним PDF файлом, файл состоит из не распознанных отcканированных страниц; - документ можно скачать одним PDF файлом с распознанным текстом; - документ можно скачать одним PDF файлом, внутри файла работают ссылки на другие ГОСТ'ы, текст распознан

Статусы ГОСТов

- документ действует в настоящий момент (статус ГОСТа - Действующий ); - документ отменён (статус ГОСТа - Отменён ); - документ заменён (статус ГОСТа - Заменён ); - ГОСТ не действует на территории РФ;

ГОСТ Р ИСО 21500-2014 ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту

Категории ГОСТ Р ИСО 21500-2014 по ОКС:

Статус документа: действует. введён в действие 01.03.2015 Название на английском языке: Guidance on project management Вид стандарта: временно не известен Дата начала действия ГОСТа: 2015-03-01

Число страниц: 52

Назначение ГОСТ Р ИСО 21500-2014: не указано

ГОСТ Р ИСО 21500-2014: Руководство по проектному менеджменту

ГОСТ Р ИСО 21500-2014
Руководство по проектному менеджменту

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки
  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.

Настоящий стандарт содержит общее описание принципов и процессов, которые рассматриваются в качестве составляющих рациональной деятельности по проектному менеджменту.

В настоящем стандарте проекты рассматриваются в контексте программ и портфелей проектов. Настоящий стандарт не содержит детальных указаний относительно управления программами и портфелями проектов. Вопросы, относящиеся к области общего менеджмента, рассматриваются только с точки зрения их связи с проектным менеджментом

Guidance on project management Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Ин-терэкомс») совместно с ЗАО «Проектная ПРАКТИКА» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N«1873- ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 21500:2012 «Руководство по проектному менеджменту» (ISO 21500:2012 «Guidance on project management»)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

- определение применяемых руководящих установок, процессов и методов;

• границы полномочий при принятии решений;

- ответственность и подотчетность заинтересованных лиц:

• способы взаимодействия, такие как предоставление отчетности и эскалация проблем или рисков.

Ответственность за обеспечение надлежащего руководства проектами обычно возлагается на куратора (спонсора) или руководящий комитет проекта.

3.7 Проекты и операционная деятельность

Проектный менеджмент согласуется с общими принципами ведения бизнеса и осуществления управления, но отличается от управления производственной деятельностью вследствие временного характера и уникальной природы проектов.

Организации осуществляют свою деятельность для достижения конкретных целей. Обычно работы. выполняемые в организации, относят либо к операционной деятельности, либо к проектам. Операции и проекты отличаются в основном следующим:

¦ операции выполняются относительно стабильными командами исполнителей в ходе постоянных и повторяющихся процессов, они обеспечивают постоянное функционирование организации;

• проекты выполняются временными командами, не являются повторяющимися и направлены на получение уникальных результатов.

3.8 Заинтересованные лица и организационная структура проекта

Для успешной реализации проекта следует достаточно подробно описать состав заинтересованных лиц (сторон), включая его организационную структуру. Требуется определить роли и зоны ответственности заинтересованных лиц. а также донести их до других участников проекта в соответствии с целями проекта и организации в целом. Состав основных заинтересованных лиц проекта представлен на рисунке 4.

Управление взаимодействием заинтересованных лиц в рамках проекта осуществляется при помощи процессов проектного менеджмента, описанных в разделе 4.

Организационная структура проекта — это временная структура, включающая в себя проектные роли, описание зон ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые должны быть четко определены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц проекта. В состав организационной структуры проекта могут входить:

• руководитель проекта, обеспечивающий общее руководство и управление работами проекта и отвечает за получение результатов проекта;

• команда проектного менеджмента (необязательный элемент), которая помогает руководителю проекта в осуществлении общего руководства и управления работами/олерациями проекта, направленными на получение результатов проекта;

- проектная команда, которая выполняет работы проекта.

Для руководства проектом на уровне организации могут быть определены:

- куратор (спонсор), который санкционирует начало проекта и использование ресурсов, способствует успешной реализации проекта и обеспечивает его поддержку. Куратор принимает управленческие решения высшего уровня и разрешает те проблемы и конфликты, которые не могут быть решены силами руководителя проекта;

• руководящий комитет или совет проекта (необязательный элемент), который участвует в управлении проектом, выдавая директивные указания.

Содержание

1 Область применения. 1

2 Термины и определения. 1

3 Основные понятия проектного менеджмента. 2

3.1 Общие положения. 2

3.3 Проектный менеджмент. 4

3.4 Стратегия организации и проекты. 4

3.5 Внешняя среда проекта. 5

3.6 Руководство (корпоративное управление) проектами. 6

3.7 Проекты и операционная деятельность. 7

3.8 Заинтересованные лица и организационная структура проекта. 7

3.9 Компетенция персонала проекта. 9

3.10 Жизненный цикл проекта. 9

3.11 Проектные ограничения. 9

3.12 Взаимосвязь процессов и ключевых понятий проектного менеджмента. 10

4 Процессы проектного менеджмента. 10

4.1 Применение процессов проектного менеджмента. 10

4.2 Управленческие и предметные группы процессов. 11

Приложение А (справочное) Взаимосвязь управленческих и предметных групп процессов

проектного менеджмента. 34

Введение

Настоящий стандарт содержит общие рекомендации, основные понятия и характеристики процессов проектного менеджмента, которые важны для выполнения проектов и влияют на их результаты. Целевой аудиторией настоящего стандарта являются:

- руководители организаций верхнего уровня и кураторы проектов, которые смогут лучше понять принципы и методы проектного менеджмента и предоставить соответствующую поддержку руководителям проектов и членам проектных команд:

- руководители проектов и члены проектных команд в целях использования общей базы знаний. позволяющей сравнивать применяемые стандарты и приемы проектного менеджмента со стандартами и приемами других организаций;

• разработчики национальных стандартов или стандартов предприятий, которые могут использовать настоящий стандарт для подготовки стандартов по проектному менеджменту, совместимых на базовом уровне со стандартами других организаций.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ Guidance on project management

Дата введения — 01—03—2015

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.

Настоящий стандарт содержит общее описание принципов и процессов, которые рассматриваются в качестве составляющих рациональной деятельности по проектному менеджменту.

В настоящем стандарте проекты рассматриваются в контексте программ и портфелей проектов. Настоящий стандарт не содержит детальных указаний относительно управления программами и портфелями проектов. Вопросы, относящиеся к области общего менеджмента, рассматриваются только с точки зрения их связи с проектным менеджментом.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 работа/опорация (activity): Выявленный фрагмент деятельности в рамках календарного графика, выполнение которого необходимо для завершения проекта.

2.2 прикладная область (application area): Категория проектов, которые имеют общую направленность по отношению к продукту, клиенту или сектору экономики.

2.3 базовый план (baseline): Основа для сравнения, отслеживания и мониторинга показателей выполнения проекта.

2.4 запрос на изменение (change request): Документ, который определяет предлагаемые изменения о проекте.

2.5 управление конфигурацией проекта (configuration management): Применение процедур для контроля, согласования и ведения документации, технических характеристик и атрибутов.

2.6 контроль (control): Сравнение фактических показателей выполнения с плановыми показателями. анализ отклонений и осуществление, при необходимости, соответствующих корректирующих и предупреждающих действий.

2.7 корректирующее действие (corrective action): Указания и действия по изменению способов выполнения работ, нацеленные на приведение показателей выполнения проекта в соответствие с планом.

2.8 критический путь (critical path): Последовательность работ/операций. которая определяет самую раннюю возможную дату завершения проекта или фазы проекта.

2.9 задержка (lag): Атрибут логической зависимости, определяющий отсрочку начала или окончания последующей работы.

2.10 опережение (lead): Атрибут логической зависимости, определяющий более раннее начало или окончание последующей работы.

2.11 предупреждающие действия (preventive action): Предписания и конечные действия, предназначенные для внесения изменений в текущую работу с целью исключения или сокращения потенциальных отклонений от существующего плана работ.

2.12 жизненный цикл проекта (project life cycle): Определенная последовательность фаз. продолжающаяся от начала до окончания проекта.

2.13 реестр рисков (risk register): Список выявленных рисков, содержащий, в том числе, результаты анализа и планируемые меры по реагированию на риски.

2.14 заинтересованное лицо (сторона) (stakeholder): Физическое или юридическое лицо, которое имеет заинтересованность, может влиять на какие либо аспекты проекта, подвержено или считает себя подверженным какому-либо влиянию со стороны проекта.

2.15 тендерное предложение (tender): Документ в форме предложения или конкурсной заявки на поставку продукта, услуги или результата, обычно в ответ на приглашение или запрос

2.16 справочник структуры декомпозиции работ проекта (work breakdown structure dictionary): Документ, содержащий описание всех элементов структуры декомпозиции работ проекта.

3 Основные понятия проектного менеджмента

3.1 Общие положения

В данном разделе описаны ключевые понятия, применимые к большинству проектов. Здесь также описывается окружение, в котором реализуются проекты.

На рисунке 1 показана взаимосвязь ключевых понятий проектного менеджмента. Стратегия организации позволяет выявлять возможности, которые затем оцениваются и документируются в виде инвестиционного предложения или аналогичного документа. Для реализации этих возможностей могут быть запущены один или большее количество проектов, с целью достижения результатов. Эти результаты могут быть использованы для достижения преимуществ, а достигнутые преимущества, в свою очередь, учтены при разработке стратегии организации.

ГОСТ РИСО 21500—2014

1 Benefits 1 Г0

з

Рисунок 1 — Основные понятия проектного менеджмента и их отношения

Проект состоит из уникального набора процессов. Процессы состоят из координируемых и контролируемых работ с датами начала и окончания, которые выполняются для достижения целей проекта. Достижение целей проекта требует получения определенных результатов, отвечающих конкретным требованиям. При реализации проекта могут действовать множество ограничений, включая описанные в подразделе 3.11.

Несмотря на возможное сходство каждый проект уникален. Проект может отличаться:

- составом влияющих на проект заинтересованных лиц;

- особенностями использования процессов проектного менеджмента для получения результатов.

Каждый проект имеет определенное начало и окончание и. как правило, делится на фазы, как описано в 3.10. Условия начала и окончания проекта описаны в 4.3.1 настоящего стандарта.

3.3 Прооктный менеджмент

Проектный менеджмент заключается в использовании соответствующих методов, инструментов, приемов и компетенций при реализации проекта. Проектный менеджмент подразумевает интеграцию различных фаз жизненного цикла проекта, как описано в 3.10. Управление проектом осуществляется путем реализации набора процессов.

Процессы, которые отобраны для использования в проекте, должны быть согласованы и составлять единую систему. Каждая фаза проекта обеспечивает получение определенного результата. В ходе реализации проекта необходимо регулярно проверять эти результаты на соответствие требованиям инвестора, заказчика и других заинтересованных лиц.

3.4 Стратегия организации и проекты

3.4.1 Стратегия организации

Организации разрабатывают стратегии с учетом своей миссии, видения, политики и факторов внешней среды. Проекты обычно являются средствами достижения стратегических целей. На рисунке 2 приведен пример процесса создания преимуществ.

strategy identify Opportunity 1 Opportunity 2 Opportunity 3

Рисунок 2 — Пример процесса создания преимуществ

ГОСТ РИСО 21500—2014

В ходе идентификации и разработки возможностей организация может руководствоваться своими стратегическими целями. Отбор возможностей осуществляют с учетом ряда факторов, в частности способа использования получаемых преимуществ и методов управления рисками. Целью проекта является получение измеримых преимуществ и впоследствии реализация выбранных возможностей.

Определение цели проекта дополнительно уточняется за счет описания получаемых результатов. Цель достигается в момент извлечения выгод от реализации проекта, при этом с момента выполнения задач и получения результатов проекта может пройти некоторое время.

3.4.2 Оценка возможностей и инициирование проекта

Организация может проводить оценку своих возможностей с тем. чтобы ответственное руководство могло в дальнейшем принимать обоснованные решения по выбору проектов, при помощи которых отобранные возможности могли бы быть воплощены в преимущества.

Возможности могут соответствовать, в частности, новым потребностям рынка, текущим потребностям организации или новым требованиям законодательства. Оценку возможностей проводят при помощи комплекса мероприятий, направленных на получение формального разрешения на начало нового проекта. В организации определяют и назначают куратора (спонсора) проекта, ответственного за достижение целей и реализацию выгод от проекта.

Выявленные цели и преимущества, представленные, например, в виде экономического обоснования. могут быть использованы для обоснования инвестиций в проект, и для ранжирования возможностей. Цель обоснования состоит в получении поддержки руководства и одобрении инвестиций в выбранные проекты.

В процессе оценки может использоваться множество критериев, в том числе методы оценки инвестиций, и качественные критерии, такие, как соответствие стратегии, социальное воздействие и воздействие на окружающую среду. Критерии могут отличаться в зависимости от проекта.

3.4.3 Извлечение выгод

Извлечение выгод является обязанностью руководства организации-заказчика, которое в соответствии со стратегией организации может использовать для этой задачи результаты проекта. Руководитель проекта должен учитывать выгоды проекта и способы их извлечения, поскольку на протяжении жизненного цикла проекта они влияют на принятие управленческих решений.

3.5 Вношняя срода проекта

3.5.1 Общие положения

Внешняя среда (внешние условия, окружение) проекта может влиять на процесс выполнения проекта и достижение его целей. Проектная команда должна учитывать следующие факторы:

- внешние факторы, в том числе социально-экономические, географические, политические, нормативные, технологические и экологические;

• факторы внутри организации, например — стратегию, технологию, уровень зрелости проектного менеджмента, доступность ресурсов, структуру и внутреннюю культуру организации.

3.5.2 Факторы внешнего для организации окружения

Факторы внешнего для организации окружения могут влиять на выполнение проекта за счет установления дополнительных ограничений или рисков. Несмотря на то что данные факторы не могут контролироваться руководителями проектов их необходимо учитывать.

3.5.3 Факторы в рамках организации

3.5.3.1 Общие положения

Проекты, как правило, выполняются внутри организации, в которой осуществляются и другие виды деятельности. В этом случае между проектом и его окружением (внешней средой), процедурами бизнес-планирования и производственной деятельностью существуют определенные взаимосвязи. До проекта и после проекта могут выполняться такие виды работ, как подготовка экономического обоснования, анализ реализуемости проекта, а также переход к производству. Проекты могут входить в состав программ и портфелей проектов. Отношения между проектами, портфелями и программами показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 — Проекты, программы и портфели проектов

3.5.3.2 Управление портфелем проектов

Портфель проектов представляет собой совокупность программ, проектов и других видов деятельности. объединенных для обеспечения эффективного управления, нацеленного на достижение стратегических целей организации. Управление портфелем проектов — это централизованное управление одним или несколькими портфелями проектов, в рамках которых проводится идентификация, ранжирование, утверждение, руководство и контроль реализации проектов, программ и других видов деятельности, осуществляемое для достижения конкретных стратегических целей.

Идентификацию возможностей, отбор, утверждение проектов и управление ими можно проводить при помощи системы управления портфелями проектов.

3.5.3.3 Управление программой

Программа — это группа взаимосвязанных проектов и других работ, согласованных со стратегическими целями организации. Управление программой подразумевает централизованную и скоординированную деятельность, направленную на достижение поставленных целей.

3.6 Руководство (корпоративное управление) проектами

Руководство — это совокупность принципов (основополагающая структура), в соответствии с которыми направляется и контролируется деятельность организации. Руководство проектами касается тех аспектов руководства организацией, которые относятся непосредственно к проектной деятельности.

Руководство проектами охватывает такие вопросы, как:

- определение структуры управления;

Опубликован ГОСТ Р ИСО 21500-2014

Опубликован ГОСТ Р ИСО 21500-2014

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии опубликовало стандарт ГОСТ Р ИСО 21500-2014 – официальный российский аналог международного стандарта IS0 21500:2012 Guidance on project management.

Настоящий стандарт содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.

Cтандарт ГОСТ Р ИСО 21500-2014 содержит общие рекомендации, основные понятия и характеристики процессов проектного менеджмента, которые важны для выполнения проектов и влияют на их результаты. Целевой аудиторией стандарта являются:

  • руководители организаций верхнего уровня и кураторы проектов, которые смогут лучше понять принципы и методы проектного менеджмента и предоставить соответствующую поддержку руководителям проектов и членам проектных команд;
  • руководители проектов и члены проектных команд в целях использования общей базы знаний, позволяющей сравнивать применяемые стандарты и приемы проектного менеджмента со стандартами и приемами других организаций;
  • разработчики национальных стандартов или стандартов предприятий, которые могут использовать настоящий стандарт для подготовки стандартов по проектному менеджменту, совместимых на базовом уровне со стандартами других организаций.

Подробнее об истории создания стандарта IS0 21500:2012 Guidance on project management читайте здесь

Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500

/ Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500

Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012

Утвержден Россией, США и Евросоюзом

I SO (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Работа по подготовке международных стандартов осуществляется через технические комитеты ISO. Каждый член организации, заинтересованный в деятельности, для которой создавался технический комитет имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации также принимают участие в этой работе совместно с ISO. ISO тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (IEC) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ISO/IEC (Часть 2).

Основной задачей технических комитетов является подготовка Международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Для их опубликования в качестве международных стандартов требуется одобрение по меньшей мере, 75% организаций-членов, участвующих в голосовании [данный стандарт утвержден единогласно Россией, США и Евросоюзом].

Некоторые элементы этого документа могут быть объектом патентных прав. ISO не несет ответственность за идентификацию какого-либо или всех таких патентных прав.

ISO 21500 был подготовлен Проектным комитетом ISO/PC 236, управление проектами .

Настоящий Международный Стандарт обеспечивает общее руководство по концепциям и процессам управления проектами, которые представляют особую важность и влияют на достижение проектами результатов.

Цели стандарта ISO 21500:

- информировать высшее руководство компаний о принципах и практике управления проектами, чтобы облегчить соответствующую поддержку и руководство руководителям проектов и командам проектов.

- обеспечить руководителей проектов и членов команды проекта эталоном для сравнения с актуальными стандартами и практиками.

- обеспечить разработчиков национальных и корпоративных стандартов базовым документом

[см. также комментарии об приоритете использования ISO 21500 над ГОСТ и PMBOK в Российской Федерации согласно Статье 7 ГК РФ ]

Настоящий международный стандарт представляет общее руководство для понятий и процессов управления проектами, которые имеют существенное влияние на достижение результатов проектов.

Целевой аудиторией для этого стандарта являются:

- топ-менеджеры и спонсоры проекта таким образом, чтобы они могли лучше понять принципы и практику управления проектами для облегчения оказания соответствующей поддержки и руководства для их руководителей проектов и проектных команд;

- руководители проектов и члены команды проекта, таким образом, чтобы они могли иметь единую базу сравнения проектов стандартов и практической деятельности, и

- разработчики национальных или внутриорганизационных стандартов для единого последовательного подхода при разработке собственных стандартов управления проектами.

Этот международный стандарт (ISO 21500) описывает лучшие практики по управлению проектами.

Этот международный стандарт (ISO 21500) может быть использован любым типом организации, включая публичные, частные применительно к любому типу проектов безотносительно к их комплексности, размеру, длительности.

Этот международный стандарт (ISO 21500) рассматривает проекты в контексте программ и портфелей проектов. Не представляет собой детальное руководство по управлению программами и портфелями. Разделы имеющие отношение к общему менеджменту представлены только в из связи с управлением проектами

Термины и определения

[см. также комментарии к терминам и определениям в стандарте ]

Для целей этого документа (ISO 21500) будут использоваться следующие термины и определения.

2.1 операция (activity)

определенная часть работы в расписании которая требует реализации для завершения проекта

2.2 область применения (application area)

категория проектов, которые имеют общий фокус в отношении продукта, заказчика или сектора

2.3 исходные данные (baseline)

относительная основа по сравнению с которой проект осуществляется мониторинг проекта и контроль

2.4 запрос на изменения (change request)

документация, которая устанавливает предлагаемые изменения в проекте

2.5 конфигурационный менеджмент (configuration management)

использование процедур для контроля технических требований и атрибутов

2.6 контроль (control)

Сравнение актуальной реализации с запланированной, оценка расхождения и принятие соответствующих корректирующих и превентивных действий.

2.7 корректирующие воздействие (corrective action)

Направление по изменению направления реализации работ для возврата к запланированному

2.8 критический путь (critical path)

Последовательность операций, которые определяют самую возможную раннюю дату завершения проекта.

2.9 групповая динамика (group dynamics)

Описывает как группа индивидуумов взаимодействует при принятии решений или организуется для реализации задач

атрибут применяемый к логическим связям для смещения в меньшую сторону старта или завершения операции.

атрибут применяемый к логическим связям для смещения в большую сторону старта или завершения операции.

2.12 Кривая обучения (learning curve)

форма представления развития навыков в зависимости количества повторений командой или одним участником

2.13 Жизненный цикл проекта (project life cycle)

установленная последовательность фаз от начала до завершения проекта.

2.14 Руководитель проекта (project manager)

лицо ответственное за достижение требований предъявляемых к проекту.

2.15 Реестр рисков (risk register)

список идентифицированных рисков включая результаты анализа и планируемых мероприятий по предотвращению

2.16 Заинтересованный участник (stakeholder)

лицо или организация, которые могут оказать воздействие или быть затронуты проектом.

2.17 Тендер (tender)

документ в форме сбора предложений для обеспечения закупок продуктов или услуг.

2.18 Словарь иерархической структуры работ (work breakdown structure dictionary)

документ, которые описывает каждый из компонентов структурной декомпозиции работ.

3 Концепция управления проектами (Project management concepts)

3.1 Обзор (Overview)

Этот раздел описывает ключевые понятия, которые применимы к большинству проектов. Он также описывает окружение, в котором выполняются проекты. На рисунке 1 показано, как концепции управления проектами связаны друг с другом. Организационная стратегия определяет возможности. Возможности оцениваются и должны быть задокументированы. Выбранные возможности дальнейшем разрабатываются в бизнес-план или иной аналогичный документ, на основе которого инициируются один или несколько проектов, приносящих результаты. Эти результаты могут быть использованы для получения выгоды. Выгода может быть использована в качестве входного параметра для реализации и дальнейшего развития организационной стратегии.

Рисунок 1 - Обзор концепции управления проектами в связи с другими сущностями

Легенда: • Блоки представляют понятия управления проектами, введенные в следующих разделах

• Стрелки представляют собой логическую последовательность, в которой понятия связаны

• Пунктирные линии представляют собой организационные границы

3.2 Проект (Project)

Проект состоит из уникального набора процессов включающий координированные и контролируемые операции с датой начала и завершения, предпринимаемые для достижения цели

Несмотря на похожесть множества проектов, каждый проект уникален так как разница может проявиться в результатах достигаемых проектом; стейкхолдеры оказывают влияние на проект; используемые ресурсы; и способы адаптации процессов для достижения результатов.

У любого проекта есть установленное начало и завершение. Обычно проект реализуется через ряд фаз. Проект начинается и завершается в соответствии с разделом 4.3.1.

3.3 Управление проектом (Project management)

Управление проектами – это применение методов, инструментов, техник и компетенцией к проекту. Управление проектами включает интеграцию различных фаз жизненного цикла проекта, как описано в разделе 3.10.

Процессы выбранные для использования в проекте должны быть выстроены на системной основе. Каждая фаза жизненного цикла проекта. Результаты проекта регулярно оцениваются в ходе его реализации для соответствия требованиям куратора, заказчика и других заинтересованных участников.

3.4 Стратегия организации и проекты (Organizational strategy and projects)

3.4.1 Стратегия организации (Organizational strategy)

Организации утверждают стратегию основанную на миссии, видении и политике. Проекты, обычно подчинены являются стратегическим целям. На Рисунке 2 представлен типовой цикл управления портфелем проектов для от стратегии к получению выгод (преимуществ).

Рисунок 2 - Управление портфелем проектом от стратегии до получения преимуществ (см. также комментарии )

3.4.2 Определение возможностей и инициация проектов (Opportunity identification and project initiation)

Основываясь на текущих возможностях организации, может быть разработан список возможностей. Эти возможности могут быть оценены для поддержки осведомленного принятия решений руководством для выявления подходящих проектов которые смогли бы преобразовать некоторые или все эти возможности в выгоды.

Такие возможности могут относиться, например, к новым потребностям на рынке, актуальной организационной потребности или требованиям регуляторов. Возможности зачастую оцениваются через набор операций, которые обеспечивают формальную авторизацию для старта нового проекта. Обычно организации выявляют и назначают Куратора проекта для балансировки целей проекта и выгод.

Цели проекта и выгоды достигаются в результате уточнения инвестиций в проект, например, в виде бизнес-плана и это может быть основанием для расстановки приоритетов при выборе возможностей. Задачей уточнения является получение со стороны менеджмента одобрения и обязательства на инвестиции в проект.

Процесс оценки может включать множество критериев, включая инвестиционную оценку и качественную оценку, например, соответствие стратегическим целям, социальную значимость или влияние на окружающую среду и может отличаться от проекта к проекту.

[Данные положения ISO 21500 связаны с типовых сценарием управления портфелем проектов, описывая стыковку с будущим стандартом ISO по Портфелям проектов. Более подробно см. в комментариях ]

3.4.3 Реализация преимуществ (Benefits realisation)

Реализация выгод является ответственностью менеджмента организации заказчика, которая может использовать результаты проекта для получения выгод в соответствии со стратегией организации. Менеджеру проекта следует учитывать выгоды и их реализацию т.к. они будут оказывать влияние на принятие решений на протяжении жизненного цикла проекта.

3.5 Среда проекта (Project environment)

3.5.1 Общие положения (General)

Окружение проекта может влиять на эффективность реализации и успех проекта. Команда проекта должна учитывать следующее:

Внешние факторы вне границ материнской организации - социально-экономическая, георграфическиая, политическая, правовая, технологическая и экологическая ситуация.

Внутренние факторы внутри материнской организации - стратегия, технологии, проектная организационная зрелость и доступность ресурсов, корпоративная культура и организационная структура.

3.5.2 Проекты в материнской организации (Projects within the organizational boundary)

Проект обычно выполняется внутри сущности более высокого порядка - организации, охватывающей и другие виды деятельности. В таких случаях, существуют отношения между проектом и его окружением, бизнес-планированием и операционной деятельностью. Предпроектная и послепроектная деятельность может включать в себя такие мероприятия, как развитие бизнес-плана, проведение технико-экономического обоснования и передача результатов проекта в операционную деятельность. Проекты могут быть организованы в рамках программ и портфелей проектов. Рисунок 3 иллюстрирует эти отношения.

Рисунок 3 - Проекты, программы и портфели проектов

3.5.2.1 Управление портфелем проектов (Project portfolio management)

Портфель проектов - это набор проектов и программ и отдельных работ, которые сгруппированы вместе в целях содействия эффективному управлению этими работами по достижению стратегических целей организации. Управление портфелем проектов - это централизованное управление одним или несколькими портфелями проектов, которое включает выявление, приоритезацию, утверждение, управление и контроль проектов, программ и других работ для достижения конкретных стратегических целей.

Может оказаться целесообразным проведение выявления и выбора возможностей, утверждения и управления проектами с помощью автоматизированной системы управления портфелями проектов [подробнее см. в комментариях ].

3.5.2.2 Управление программой (Programme management)

Программа – это группа связанных проектов и отдельных работ, соответствующих стратегическим целям или другим важным целям. Управление программами заключается в централизованной и скоординированной деятельности по достижению этих целей.

3.6 Внешнее Руководство проектом (Project governance)

Внешнее Руководство (Governance) - это организационная система, с помощью которой организацией управляют и контролируют. Руководство проектом касается тех сфер организации, которые непосредственно относятся к работам в проекте.

Внешнее Руководство проектом включает такие аспекты, как определение структуры управления; политика, процессы и методологии, которые будут применяться; ограничения в полномочиях при принятии решений; ответственность и подотчетность заинтересованных участников; взаимодействия такие, как отчетность и эскалация проблем или рисков. Ответственность за обеспечение соответствующего руководства проектом возлагается как на Куратора проекта, так и на руководящий комитет проекта.

3.7 Проекты и операционная деятельность (Projects and operations)

Управление проектом вписывается в общую среду управления бизнесом и менеджмента в целом, но это отдельная дисциплина менеджмента, которая отличается от операционного менеджмента временным и уникальным характером.

Организация функционирует с целью достижения конкретных целей. В целом вся деятельность организации может быть разделена на проектную и операционную. Операционная деятельность отличается от проектной в первую очередь тем, что она осуществляется относительно постоянными командами на протяжении повторяющихся процессов и нацелена на поддержание жизнеспособности организации. Проекты же реализуются временными командами, не повторяются и создают уникальные результаты.

3.8 Заинтересованные стороны и оргструктура проекта (Stakeholders and Project Organization)

Для повышения вероятности успеха проекта, Заинтересованные стороны проекта, в том числе организация, в которой выполняется проект, должны быть достаточно подробно описаны. Роли и ответственность заинтересованных сторон могут определяться в связи с их целями проекта и организации. Стандартные заинтересованные стороны проекта показаны на рисунке 4.

Рисунок 4 – Заинтересованные стороны проекта (Project Stakeholders )

Взаимодействия заинтересованными сторонами осуществляется с помощью процессов управления проектами, описанными в пункте 4.

Оргструктура проекта - это временная структура, которая включает роли, обязанности, границы и уровень полномочий в проекте, которые должны быть определены и доведены до сведения всех заинтересованных сторон проекта. Оргструктура проекта может зависеть от правовых, коммерческих, межведомственных или другие соглашений, которые существуют между заинтересованных сторон проекта, может включать следующие:

менеджер проекта - руководит и управляет работами проекта и несет ответственность за достижение результатов проекта.

команда управления проектом (при необходимости) - оказывает помощь менеджеру проекта в руководстве и управлении работами проекта и достижении результатов проекта.

команда проекта - исполняет работы проекта для успешного завершения проекта

Внешнее управление проектом Заказчиком (Project governance) может включать в себя следующих лиц:

Спонсор проекта - возглавляет, одобряет старт проекта, выделяет ресурсы, облегчает и обеспечивает проект. Принимает исполнительные решения и разрешает проблемы и конфликты за пределами полномочий менеджера проекта.

Руководящий комитет или совет (при необходимости) - вносит свой вклад в проект обеспечивая высший уровень руководства проекта.

Рисунок 4 включает в себя следующих дополнительных заинтересованных лиц:

Заказчик или представитель Заказчика - вносят вклад в проект, посредством формирования требований к проекту и принятия результатов проекта;

поставщики - вносят вклад в проект путем предоставления ресурсов для реализации проекта.

Офис управления проектами - может выполнять широкий спектр мероприятий, включая управление, стандартизацию, обучение управлению проектами, планирование и мониторинг проекта.

3.9 Компетенции участников проекта (Competencies of project personnel)

Персонал проекта должен развивать компетенции в области принципов и процессов управления проектами в целях достижения целей и задач проекта.

Каждая проектная команда требует компетентных специалистов, которые способны применять свои знания и опыт для обеспечения результатов проекта. Любой выявленный разрыв между имеющимся и требуемым уровнями компетенции в проектной команде может ввести риски и должен быть устранен.

Компетенции управления проектами могут быть классифицированы, но не ограничиваются, следующим:

Техническими компетенциями, для реализации проектов структурированно, включая терминологию, понятия и процессы управления проектами определенные в настоящем Международном стандарте;

Поведенческими компетенциями, связанными с личными отношениями внутри определенных границ проекта;

Контекстные компетенции, связанные с управлением проектом внутри организационной и внешней среды.

Уровень компетенций может быть поднят посредством процессов профессионального развития, таких как обучение, коучинг и наставничество внутри или за пределами организации.

3.10 Жизненный цикл проекта (Project life cycle)

Проекты, как правило, организованы в фазы, которые определяются потребностями управления и контроля. Эти фазы должны следовать логической последовательности, с начала и конца, и должны использовать ресурсы для обеспечения результатов. Для того чтобы управлять проектом эффективно в течение всего жизненного цикла, на каждой фазе должен быть выполнен комплекс мероприятий. Фазы проекта составляют жизненный цикл проекта.

Жизненный цикл проекта охватывает период от начала проекта до его конца. Фазы разделены точками принятия решений, которые могут варьироваться в зависимости от организационной среды. Точки принятия решений способствуют руководству проектом. К концу последнего этапа, проект должен обеспечить все результаты.

Для управления проектом на всем протяжении его жизненного цикла, процессы управления проектом должны быть использованы для проекта в целом или для отдельных фаз для каждой команды или подпроекта.

3.11 Ограничения проекта (Project constraints)

Существует несколько типов ограничений и, так как ограничения часто взаимозависимы, для менеджера проекта важно уравновесить отдельные ограничения с остальными. Результаты проекта должны соответствовать требованиям проекта, и удовлетворять ограничениям, таким как содержание, качество, сроки, ресурсы и стоимость. Ограничения, как правило, взаимосвязаны так, что изменение одного может повлиять на одно или несколько других ограничений. Таким образом, ограничения могут оказать влияние на решения, принимаемые в рамках процессов управления проектами.

Достижение консенсуса между ключевыми участниками проекта по ограничениям могут сформировать прочный фундамент для успеха проекта.

Некоторые ограничения могут быть такими:

Продолжительность или целевая дата для осуществления проекта;

Наличие бюджета проекта;

Наличие ресурсов для проекта, таких как люди, сооружения, оборудование, материалы, инфраструктура, инструменты и другие ресурсы, необходимых для выполнения проектных мероприятий, связанных с требованиями проекта;

Факторы, связанные со здоровьем и безопасностью персонала;

Уровень приемлемого риска;

Потенциальные социальные или экологические последствия проекта;

Законы, нормы и другие законодательные требования.

3.12 Взаимосвязь между концепцией и процессами (Relationship between concepts and processes)

Управление проектом осуществляется через процессы с применением понятий и компетенций, изложенных в пп с 3.1 по 3.11. Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных действий. Процессы, используемые в проектах, как правило, делятся на три основных категории:

процессы управления проектами, которые являются специфическими для управления проектами и определяют, как управляются действия, отобранные для проекта;

процессы доставки, которые не являются исключительными для управления проектами, а являются результатом спецификаций и обеспечения конкретного продукта, услуги или результата, и которые изменяются в зависимости от конкретного результата проекта;

поддерживающие процессы, которые не являются уникальными для управления проектами и которые обеспечивают соответствующую и значительную поддержку производственных процессов и процессов управления проектами в таких аспектах, как логистика, финансы, бухгалтерский учет и безопасность.

Настоящий Международный стандарт рассматривает только процессы управления проектами. Тем не менее, следует отметить, что процессы производства продукции, поддерживающие и управления проектом могут пересекаются и взаимодействуют на протяжении всего проекта.

4. Процессы управления проектами (Project management processes)

[См. также контрольную матрицу по процессам управления проектами по ISO 21500 для проверки соответствия ваших регламентов Стандарту]

4.1 Применение процессов управления проектом (Project management process application)

Этот стандарт определяет рекомендуемые процессы управления проектом, которые могут использоваться в ходе выполнения проекта в целом, отдельной его фазы или того и другого. Эти процессы управления проектом подходят для проектов любых организаций. Управление проектом требует существенной координации и, как таковое, требует, чтобы каждый используемый процесс был бы соответствующим образом выверен и связан с другими процессами для обеспечения успеха всего проекта. Некоторые процессы, возможно, должны быть повторены, для более полного определения соответствия требованиям заинтересованных сторон и согласования целей проекта.

Руководителям проекта совместно с другими заинтересованными сторонами проекта рекомендуется внимательно изучить процессы, приведенные в п. 4.3, в качестве руководства высокого уровня, чтобы применять те процессы, которые соответствуют проекту и потребностям организации.

Процессы, описанные в п. 4.3 не обязательны к применению во всех проектах или фазах проекта. Поэтому, менеджер проекта должен подобрать процессы управления для каждого проекта или фазы проекта, определяя, какие процессы уместны и степень точности соответствия для каждого процесса. Это должно быть выполнено во взаимодействии с командой проекта и в соответствии с принятой политикой организации.

Для того чтобы проект был успешным, менеджер проекта и проектная команда должны:

выбрать соответствующие процессы, описанные в п. 4.3, которые необходимы для достижения целей проекта;

использовать соответствующий подход к разработке или адаптации спецификации продукта и планов по достижению целей и требований проекта;

соблюдать требования, для удовлетворения спонсора, клиентов и других заинтересованных сторон проекта;

определять и управлять границами проекта в рамках ограничений при рассмотрении проектных рисков и потребностей в ресурсах для получения результатов проекта;

обеспечить надлежащую поддержку со стороны исполняющей организации, в том числе обязательств со стороны заказчика и спонсора проекта.

Процессы управления проектами в данном стандарте определены в терминах целей, которым они служат, отношениям между процессами, взаимодействия в рамках процессов, а также первичных входов и выходов, связанных с каждым процессом.

4.2 Группы процессов и предметные группы (Process groups and subject groups)

Процессы управления проектами можно рассматривать в двух различных ракурсах: с точки зрения управления проектом как групп процессов описанных в пункте 4.2.1, и с точки зрения группировки процессов по предметным областям описанных в пункте 4.2.2 как предметные группы. Эти две различные группы представлены в таблице 1. Отдельные процессы описаны более подробно в п.4.3. Каждый процесс показан в группе процессов и предметной группе, в которой осуществляется большая часть его активности. Например, если процесс, который обычно происходит во время планирования, пересматривается или дорабатывается во время исполнения, то сам процесс тот же, который был выполнен при планировании, а не дополнительный новый процесс.