Категория: Бланки/Образцы
Автор: Наумова Ирина © 28 января 2014, 23:38
Как разобрать слово как часть речи?
План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки. 1.Начальная форма (имен. падеж ед. числа). 2.Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. 3.Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III.Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
(По) морю – им. сущ. обозначает предмет, (что? ) море; н. ф. — море, нариц. неодуш. ср. р. 2 скл. ; в дат. п. в ед. ч. ; обстоятельство.
План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки. 1.Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода). 2.Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное). 3.Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III.Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
Светлей (струя) — им. прилаг. обозначает признак предмета, струя (какова? ) светлей; н. ф. – светлый, качеств. в сравнит. степ. ср. ; сказуемое.
Золотой (луч) — им. прилаг. обозначает признак предмета, луч (какой? ) золотой; н. ф. — золотой, качеств, в полн. ф. в им. п. ед. ч. муж. р. ; определение.
Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
СОДЕРЖАНИЕ
Части речи в русском языке
Местоимение как часть речи
Служебные части речи
Части речи в русском языке
Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.
Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери). волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение). союзы (и, как будто, несмотря на то что). частицы (именно, только, вовсе не).
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср. стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
1) обобщенное значение,
2) морфологические признаки,
3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен). наречие и глагол.
Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения. http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm Главная > Домашние задания > Как разобрать слово как часть речи?
Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.
- Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Работать будем по данному плану.
- Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.
- Для этого объединимся в группы.
- Но сначала повторим алгоритм работы в группах.
Алгоритм работы в группах.
Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.
Запишите в тетрадь.
гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир
Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.
Запишите в тетрадь.
земля, Коля, камень, енот, диван, соловей
Определите род имён существительных и распределите слова по группам.
Запишите в тетрадь.
окно, крот, шкаф, карта, село, деревня
Определите число имён существительных и распределите слова по группам.
Запишите в тетрадь.
ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья
Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.
Какими членами предложения они являются?
светит, в, яркая, Луна, небе
- Понравилось ли вам сегодня работать в группах?
- Как оцениваете своё участие в работе группы?
- Какие трудности возникли в процессе совместной работы?
-Чему научились, работая вместе?
4. Подведение итога работы в группах.
- Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?
- Что такое имя существительное?
- Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).
III. Открытие темы. Постановка цели и задач урока.- Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.
- Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».
- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).
- Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?
- Чему вы должны научиться?
Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.
- Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.
- Давайте вернёмся к составленному вами предложению:
В небе светит яркая Луна.
И разберём существительные как часть речи:
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
Порядок морфологического разбора имени существительного
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Постоянные признаки: собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4. Непостоянные признаки: падеж; число.
5. Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
1. (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2. Начальная форма — луг.
3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5. В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
1. (над) лугом — имя сущ.(что?).
3.Пост. нариц. неодуш. м. р. 2-ое скл.
Тема: Разбор имени существительного как части речи.
Цель урока: 1).Повторить и обобщить знания об имени существительном с учётом индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей.
2) развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи; .Развивать речь, память, внимание и орфографическую зоркость учащихся.
3)овладение умениями устной и письменной речи: понимания и воспроизведения текста.
4).Воспитывать интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества.
Материалы к уроку. раздаточный материал (карточки для повторения изученного материала, 3 уровней сложности). картинки с изображением зимней природы
Образовательная ехнология. разноуровневое обучение
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
? Организационный момент. Актуализация знаний 1. Словарная работа.
1. Упражнение «Угадайте слово». На доске записаны начальные и конечные буквы слов:
( Возможные варианты слов: стакан, вокзал, салат, винегрет, кровать, метро, молоко. ) Ученики записывают слова, обозначают орфограммы.
-.Что такое имя существительное?
- Перечислите постоянные признаки имён существительных.
-Какого рода бывают имена существительные?
-Какие относятся к женскому роду? Приведите примеры.
-Какие относятся к мужскому роду? Приведите примеры.
-Какие к среднему роду? Приведите примеры.
А теперь выполните задания по уровням -Возьмите задание 1 или 2 уровня. Подумайте, с каким уровнем вы справитесь.
Уровень 1. Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 2. Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 3. Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
В каждую группу допиши по два своих слова.
- Какие непостоянные признаки имён существительных вы знаете?
(Число имён существительных)
Уровень1. Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья. Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - ….
Уровень 2. Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - ….
Уровень 3. Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - …. Допишите два своих слова.
Проверка с слайда
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
По выполненным разнноуровневым заданиям сформулируйте тему урока разноуровневым – Уточните тему урока. (Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.) Определение всех известных признаков у имени существительного называется разбором существительного как части речи.
Запись на доске: Разбор существительного как части речи.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
III. Развитие умений
– Как вы думаете, с чего следует начать разбор существительного?
Проверьте свои предположения. (Знакомство с порядком разбора имени существительного как части речи (с. 39)).
Чтение плана разбора и беседа по ходу чтения:
– Почему разбор начинается с вопроса к слову? (Чтобы определить часть речи.)
– Почему название части речи даётся только в пункте 3? Можно ли дать его раньше? Объясните.
– Почему сначала называем постоянные признаки, а затем непостоянные?
– Обратите внимание на образец разбора. Как оформляется запись?
Какие и как сокращаются слова при записи? (При необходимости можно повторить правила сокращения слов.) Физкультминутка
Упражнение в разборе имени существительного как части речи.
– Для чего нужно уметь выполнять этот разбор?
Упр. 263. Выполняется на доске с комментированием и в тетрадях.
2 3.Работа с текстом. (разноуровневое обучение)
-Ребята, у меня в руках карточки с заданиями разного уровня сложности. Сейчас мы будем работать с текстом. Подумайте, с каким уровнем вы сможете справиться.
(Дети выбирают карточку первого, второго или третьего уровня).
-Спиши текст, вставь пропущенные буквы.
Ч_десен и сказочен ру__кий лес з_мой. Сне_ укр_шает пуш_стые ветви дерев_ев.
На ели в_сят см_листые ш_шки. В суч_ях п_пискивают хл_потливые синицы.
-Спиши первые два предложения, а остальные два составь из слов, вставь пропущенные буквы.
1 Ч_десен и сказочен ру__кий лес з_мой.
2.Сне_ укр_шает пуш_стые ветви дерев_ев.
3. ш_шки, в_сят, см_листые, ели, на
4.в, п_пискивают, хл_потливые, суч_ях, синицы
Составь предложения, запиши в тетрадь, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.
(Дети каждый работает по своей карточке, а в результате у всех получается один и тот же текст.)
-Прочитайте текст, который у вас получился.
Чудесен и сказочен русский лес зимой. Снег украшает пушистые ветви деревьев. На ели висят смолистые шишки. В сучьях попискивают хлопотливые синицы.
-Придумайте название. (Сказочный лес, русский лес, чудесный лес).
-Посмотрите на картинки.
-Какая из них подходит к данному тексту?
-Подчеркните главные члены в третьем предложении, определите части речи.
-Выполните разбор существительных этого предложения ( на ели, шишки) как части речи
IV. Итог урока Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Придумайте свои опоры-подсказки для каждого пункта разбора существительного как части речи.
Ученики придумывают, выбирают лучший вариант, который можно всем записать в тетрадях.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
V. Домашнее задание.
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыПрограмма "Школа 2100". Цели: совершенствование орфографической зоркости; закрепление знаний об имени существительном; знакомство с морфологическим разбором имени существительного.Технологии: мини-исс.
Разбор имени существительного как часть речи
Урок в 3 классе по русскому языку Разбор имени существительного как часть речи по программе "Школа 2100".
Презентация по теме «Имя существительное» для учащихся 4 класса. Сопровождение к уроку «Разбор имени существительного как части речи».
Цель данной презентации:1.Обеспечить условия для уточнения и обобщения знаний об имени существительном.2.Умение использовать знания на практике и применять их в нестандартных.
Разбор имени существительного как части речи 3 класс УМК Перспектива
Морфологический разбор миени существительного с блок-схемами.
Конспект урока "Разбор имени прилагательного как части речи"
Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа 2100".
7243 8658 8954 9313 9434 9786 9852 20050
Презентации к уроку Русский язык33184 33200 33249 33282 33284 33285 33286 33306 33383 33402 33443 33594
Русский язык 3 класс Канакина Горецкий 2 часть Онлайн учебник и решебник (гдз)
Упражнение № 105. Прочитайте Памятку 1 «Порядок разбора имени существительного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имён существительных.
Обратите внимание! Цифра 3 справа от слова означает, что данное слово надо разобрать как часть речи.
Ответ (гдз) к упражнению № 105 (Русский язык 3 класс 2 часть Канакина)
Порядок разбора имени существительного
1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?
3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).
4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.
Образец устного разбора
Дело мастера боится.
Дело - это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма — дело. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.
Мастера - имя существительное, называет человека, отвечает на вопрос кого? Начальная форма - мастер. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме родительного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: боится (кого?) мастера.
Образец письменного разбора
Дело — сущ. (что?). Н. ф. — дело. Неодуш. нариц. ср. р. в И. п. в ед. ч. Подлеж.
Мастера — сущ. (кого?). Н. ф. — мастер. Одуш. нариц. м. р. в Р. п. в ед. ч. Втор. чл.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол)
Что значит "сделать морфологический разбор"?
Морфологический разбор. В учебниках обозначен маленькой цифрой 3
Сделать морфологический разбор – это разобрать слово как часть речи. Части речи. которые подробно проходят в начальной школе для морфологического разбора, – это имя существительное, имя прилагательное, местоимение и глагол.
Делать морфологический разбор других частей речи, таких как предлог, частица, союз, наречие, учат в средней школе.
В каких классах его проходят?
В некоторых программах уже начиная с конца второго класса даются начальные знания морфологического разбора.
В третьем классе морфологический разбор часто можно встретить в домашних и классных работах, предложенных в учебниках и рабочих тетрадях.
В четвёртом классе морфологический разбор обязателен для всех контрольных и проверочных работ.
Зачем вообще нужен морфологический разбор? Где он пригодится?
Разбор слова по составу. В учебниках обозначен маленькой цифрой 2
Морфологический разбор имени существительного
1. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
1. Собственное или нарицательное.
2. Одушевлённое или неодушевлённое.