Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации танка т-34-85 img-1

руководство по эксплуатации танка т-34-85

Рейтинг: 4.0/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Устройство Т-34-85

“Средний танк Т-34-85 – боевая гусеничная машина с вращающейся башней, обеспечивающей круговой обстрел из пушки и спаренного с ней пулемета” (“Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-34”).

Танк Т-34 сконструирован в соответствии с так называемой классической компоновкой, то есть боевое отделение с башней впереди, моторно-трансмиссионное с ведущими колесами – сзади. Впервые такая компоновка была применена на французском танке “Рено” в 1917 г, но, пожалуй, наиболее четко она воплотилось именно в танках серии БТ и Т-34. Последний в определенной степени унаследовал от БТ общую компоновку, ходовую часть и детали подвески.

Основными частями танка являются: корпус и башня, вооружение, силовая установка, силовая передача (трансмиссия), ходовая часть, электрооборудование и средства связи. Корпус танка сварен из катанных броневых плит. Только верхний кормовой лист крепился болтами к угольникам бортовых и нижнего кормового листов брони и при снятых болтах может откидываться назад на двух петлях, обеспечивая тем самым доступ к силовой установке. Съемной является также крыша над силовой установкой. В верхнем лобовом листе корпуса, установленном под углом 60° к вертикали имеется люк механика-водителя слева и шаровая установка пулемета справа. Верхние бортовые листы корпуса установлены с наклоном 41°. Нижние бортовые листы – вертикальные. В каждом имеется 4 отверстия для прохода осей балансиров опорных катков, одно отверстие для кронштейна осей балансира переднего опорного катка и 4 выреза для цапфа балансиров второго-пятого катков.

Днище корпуса состоит из двух и четырех (в зависимости от заводских различий) листов, сваренных встык с накладками. Спереди справа в днище перед сиденьем пулеметчика имеется люк запасного выхода, через который в аварийном случае экипаж может покинуть машину. В днище прорезаны также люки и лючки для слива топлива из бортовых баков, слива масла из двигателя и КП и т.д.

Внутри корпус танка имеет 4 отделения. Спереди – отделение управления, в котором размещаются механик-водитель и стрелок-пулеметчик, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы. За отделением управления находится боевое отделение с башней, в которой размещаются остальные члены экипажа – командир, наводчик и заряжающий. Съемная стальная перегородка отделяет боевое отделение от отделения силовой установки (СУ), посередине которого на постаменте установлен двигатель. По сторонам двигателя размещены водяные радиаторы, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи. В крыше над СУ вырезан люк с броневой крышкой для доступа к двигателю, а по бокам его продолговатые воздухопритоки, прикрытые броневыми жалюзи.

В корме за перегородкой находится отделение силовой передачи, в котором размещены главный фрикцион, КН, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые редукторы, а кроме того, электростартер, два топливных бака и два воздухоочистителя. В крыше над отделением силовой передачи имеется прямоугольный люк-воздухоотвод, закрытый металлической сеткой, под которой расположены регулируемые броневые жалюзи. Верхний кормовой лист снабжен круглым люком с броневой крышкой, откидывающейся на петлях, обычно фиксируемой болтами к фланцу броневого листа. В том же листе имеются два броневых колпака, прикрывающих выхлопные трубы, а также два кронштейна для крепления дымовых шашек.

Основным вооружением танка первоначально была 76-мм полуавтоматическая пушка Л-11 образца 1939 года с вертикальным клиновым затвором. В 1941 г она была заменена пушками того же калибра Ф-32 и Ф-34 образца 1940 г. Позже Т-34-85 получил 85-мм пушку, сначала модели Д-5Т, а потом ЗИС-С- 53. Благодаря вращению башни, пушка и спаренный пулемет имели круговой обстрел. В вертикальной плоскости угол возвышения пушки и пулемета 22°. При угле снижения 5° непоражаемое (мертвое) пространство на земле для пушки и спаренного пулемета составляет 23 м. Высота линии огня пушки 202 см. Лобовой пулемет имел горизонтальный угол обстрела по 12° влево и вправо, угол снижения 6° (мертвое пространство 13 м), угол возвышения 16°. Опытный экипаж при стрельбе с места в состоянии делать в минуту 7-8 прицельных выстрелов из пушки. С помощью телескопического прицела ТШ-16 можно было вести огонь прямой наводкой на расстояние до 3800 м, а при помощи бокового уровня и угломерного круга непрямой наводкой (например, с закрытых позиций) на дальность 13600 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м бронебойным снарядом составляет 900 м. Вращение башни осуществляется механизмом поворота с ручным и электрическим приводом. Он расположен слева от пушки на стенке башни. Максимальная скорость вращения башни от электродвигателя – 25-30 гр/сек. При работе вручную на один поворот маховика башня поворачивается на 0,9°. Вертикальная наводка осуществляется вручную с помощью секторного подъемного механизма, который также расположен слева от пушки. Выстрел из пушки можно осуществить механическим или электроспуском.


Компоновка танка Т-34-85


Ходовая часть, характерная для Т-34 выпуска 1942-43 гг. с сочетанием опорных катков с обрезинкой и без нее.

Узел подвески переднего опорного катка


Схема размещения топливных баков в Т-34. Передние четыре бака находились при этом в боевом отделении.


Установка пушки ЗИС-С-53 в башне Т-34-85


Траки Т-34 – обычные (слева) и уширенные.



Внешне башни Т-34-85 отличались не только формой, но и линией литьевого шва, как на этой довольно редкой башне, где линия шва прямая и проходит почти по середине башни.


На этой башне Т-34-85 позднего выпуска есть заметный наклонный литьевой шов. Грибки вентиляторов разнесены по башне.


Этот тип башни Т-34-85 отличался грубой формой поверхности – результат другой технологии литья. Катки уже от танка Т-54.


Внутренний вид на башню танка Т-34-85

1 – сиденье заряжающего, 2 – сиденье наводчика, 3 – механизм поворота башни, 4 – погон башни, 5 – амбразура для стрельбы из личного оружия, 6 – кнопка включения подсветки угломера, 7 – щиток башенного оборудования, 8 – прибор наблюдения МК-4, 9 – прицел ТШ-16, 10 – щиток освещения прицела, 11 – пушка, 12 – плафон освещения башни, 13 – пулемет ДТМ, 14 – магазин пулеметных дисков, 15 – стопор походного положения башни.

Боекомплект пушки состоит из 55-60 унитарных выстрелов, в зависимости от серии выпуска машин. На 60 выстрелов обычно приходилось 39 с осколочно-фугасной гранатой, 15 с бронебойно-трассирующими и 6 с подкалиберными снарядами. Размещен боекомплект следующим образом: основная уклада из 16 (в некоторых машинах – 12) выстрелов находится в кормовой нише башни и на стеллажах. На правом борту башни в хомутиках находятся 4 выстрела, а 5 по стенками боевого отделения, стоймя. Остальные выстрелы уложены в шести ящиках, размещенных на днище боевого отделения. К пулеметам имелся 31 магазин по 63 патрона. Кроме основного боекомплекта танкисты часто брали еще патроны в коробках. Вооружение танкистов дополняли пистолеты, ППШ и 20 гранат Ф-1.

На крыше башни установлены 3 зеркальных перископических прибора наблюдения МК-4: у командира (на неоткидывающейся части крыши командирской башенки), наводчика и заряжающего. Этот прибор, разработанный польским капитаном Р.Гундляхом, в начале войны был принят под упомянутым обозначением в английской армии. Он позволяет вести наблюдение как вперед, так и назад, не изменяя положения головы наблюдателя, а лишь перемещая призму. Прибор монтируется и вращается в обойме, защищенной бронированным колпаком. Он может также качаться вокруг горизонтальной оси, что позволяет увеличить угол вертикального обзора. Командирская башенка литая, имела вращающуюся на шарикоподшипниках крышу с откидным люком. В стенках башенки прорезаны 5 горизонтальных смотровых щелей, защищенных стеклоблоками. Сама башня также литая, шестигранной формы в плане с наклонными боковыми стенками. В передней ее стенке вырезана амбразура для установки пушки, прикрывающаяся качающейся бронировкой.



Вид на место водителя и стрелка-радиста (Т-34-76). На Т-34-85 радиостанция переместилась в башню, а ее место заняли пулеметные диски и укладка снарядов (см. рис. внизу)


Вид на отделение управления танка Т-34-85

I – сиденье пулеметчика, 2 – укладка пулеметных дисков, 3 – запасной люк, 4 – кулиса, 5 – педаль и рукоятка подачи топлива, 6 – педаль тормоза, 7 – фиксатор педали тормоза, 8 – педаль главного фрикциона, 9 -сиденье механика-водителя, 10 – огнетушитель, 11- воздухораспределительный кран, 12 – шприц-насос, 13 – воздушный кран, 14 – щиток электроприборов, 15 – кран-редуктор, 16 – реле-регулятор, 17 – уравновешивающий механизм крышки люка, 18 – кнопка стартера, 19 – тахометр, 20 -спидометр, 21 – рычаги управления, 22 – ручной воздушный насос, 23 -баллоны со сжатым воздухом, 24 – щиток контрольных приборов, 25 – аппарат ТПУ, 26 – шаровая установка лобового пулемета.

В крыше башни имеется семь отверстий: справа круглый люк для посадки заряжающего, два вентиляционных отверстия (на некоторых машинах – одно), прикрытых броневыми колпаками, вырез для вывода гнезда антенны, люк для командирской башенки и два лючка под головки перископов командира орудия и заряжающего.

Силовая передача (СП) – это набор агрегатов, предназначенных для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам для изменения скорости танка и тяговых усилий в большем диапазоне, чем это позволяет сделать двигатель. Главный фрикцион (ГФ) осуществляет плавную передачу нагрузки на двигатель при трогании танка с места, при резких изменениях числа оборотов коленчатого вала двигателя и скорости движения танка. Он же отключает двигатель от КП при переключении скоростей. ГФ представляет собой многодисковую (по 11 ведущих и ведомых дисков) включающуюся муфту сухого трения стали по стали. Включение или выключение ГФ осуществляется приводом управления, для чего водителю необходимо приложить на рычаги усилие до 25 кг.


Вид со стороны башни на силовое отделение Т-34-76


Трансмиссия Т-34 – хорошо видны стартер, тяги управления, баки.


Демонтаж трансмиссии на Т-34-85

Зубчатой муфтой ГФ соединяется с КП. Она предназначена для изменения тягового усилия на ведущих колесах и изменения скорости движения, а также для движения задним ходом при постоянном числе оборотов и неизменном направлении вращения коленчатого вала двигателя и, наконец, для отсоединения двигателя от СП при его запуске и работе на холостом ходу. КП – механическая, треххордовая, пятискоростная, имеет пять передач вперед и одну – назад. Передачи переключаются приводом управления, состоящим из кулисы, продольных тяг и вертикальных валиков с рычажками. Для того, чтобы танк мог повернуться, необходимо затормозить ту гусеницу, в сторону которой осуществляется поворот. Для отключения ведущих колес гусениц от главного вала КП служат бортовые фрикционы (БФ) сухого трения (также сталь по стали), имеющие от 17 до 21 ведущих и от 18 до 22 ведомых дисков в зависимости от толщины. БФ устанавливаются на концах главного вала КП. Выключение осуществляется приводом из отделения управления, для чего механику-водителю необходимо приложить на рукоятку соответствующего рычага усилие до 20 кг. На ведомых барабанах БФ установлены плавающие ленточные тормоза. Они приводятся в действие также с помощью приводов из отделения управления, для чего по бокам сидения механика-водителя имеются левый и правый рычаги управления. К тормозам подведены также ножные приводы для одновременного затягивания обеих тормозных лент без выключения БФ. Перед этим, правда, выключается ГФ или переключается КП в нейтральное положение. И, наконец, между бортовыми фрикционами и ведущими колесами располагаются бортовые редукторы, состоящие из пары цилиндрических шестерен. Редукторы увеличивают тяговое усилие на ведущих колесах, позволяя снизить частоту вращения ведущего колеса и тем самым повысить крутящий момент на нем. По сути дела, бортовая передача – это одноступенчатый понижающий редуктор.

К ходовой части танка относят гусеничный движитель и подвеску. Именно этот движитель и обеспечивает танку высокую проходимость на местности. Состоит он из двух гусеничных цепей, двух ведущих, двух направляющих колес и 10 опорных катков. Гусеничная цепь – мелкозвенчатая, состоит из 72 траков, половина из которых с направляющими гребнями, шаг трака – 172, а ширина – 500 мм. Траки соединяются пальцами через проушины. Весит одна такая гусеница 1070 кг. Ведущие колеса (литые или со штампованными дисками) двухдисковые установлены на ведомых валах бортовых редукторов и служат для перематывания гусеницы. Между дисками на осях расположены 6 роликов, которые и перетаскивают гребни траков, а, следовательно, и всю гусеницу. Литые направляющие колеса переднего расположения служат не только для направления гусеницы, но и для ее натяжения. Натяжение осуществляется перемещением направляющего колеса на кривошипе. Дело в том, что по мере эксплуатации общая длина гусеницы увеличивается. Для обеспечения ее постоянного натяжения и служит направляющее колесо. В случае большого износа гусеницы допускается уменьшение количества траков в ней на два.


Основное электрооборудование и средства связи Т-34-85

Подвеска танка Т-34 независимая с цилиндрическими винтовыми пружинами, причем подвеска переднего катка – двойная пружина – расположена вертикально внутри носовой части корпуса и ограждена щитками. Подвески остальных катков расположены наклонно внутри корпуса танка в специальных шахтах. Опорные катки устанавливаются на подшипниках на осях, запресованных в балансиры. Каток двойной с резиновой шиной. Между дисками катков как раз и проходят гребни траков. В ходе производства Т-34 применялись несколько типов опорных катков с внешней обрезинкой. С весны 1942 г в целях экономии дефицитной резины применялись катки с внутренней амортизацией (впрочем, это продолжалось не долго). Резиновый амортизатор ставился на подшипники на осях балансира. Экономия, впрочем, была “липовая” – внутренние амортизаторы очень быстро выходили из строя.

Электрооборудование танка включало источники и потребители электроэнергии. К последним относятся: электростартер, электродвигатель поворота башни, вентиляторы, электроспуск пушки и спаренного пулемета, электродвигатели подогревателя (устанавливался уже после войны) и маслозакачивающего насоса, приборы освещения и сигнализации, обогреватель прицела, радиостанция, танковое переговорное устройство и т.п. Источниками электроэнергии являются: генератор постоянного тока, установленный справа от двигателя, и четыре аккумуляторные батареи, установленные попарно по обеим сторонам двигателя. Общее напряжение батареи 24 в, такое же напряжение дает и генератор. Мощность его 1000 Вт.

Радиостанция 9РС предназначена для двухсторонней радиосвязи между танками или другими объектами. Станция телефонно-телеграфная, дальность ее действия зависит от времени суток и времени года. Наибольшая она при работе телефоном на четырехметровую штыревую антенну зимой днем: 15 км в движении и до 20 км на стоянке. Ночью, особенно летом, возрастает уровень помех и дальность связи падает до 7 и 9 км соответственно. При работе телеграфом дальность возрастает в 1,5-2 раза. При использовании укороченной антенны она, естественно, меньше. Радиостанция 9РС работает на передачу только телефоном, а на прием телефоном и телеграфом. Приемо-передатчик с блоком питания крепится кронштейнами к левому и заднему листам башни слева и сзади от сиденья командира. С 1952 г при капитальном ремонте вместо радиостанции 9PC устанавливалась радиостанция 10РТ-26Э, которая работает телеграфом также и на передачу.

Танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф (с 1952 г замененное на ТПУ-47) состояло из трех аппаратов – для наводчика, командира танка и механика-водителя.

Предназначено оно для связи между ними, а для командира и наводчика через радиостанцию и с внешними корреспондентами.

Внутри танка крепятся два ручных углекислотных огнетушителя. Комплект же запасных частей, инструментов и принадлежностей размещаются как внутри, так и снаружи. К нему относятся – брезент, буксирный трос, ящик с орудийным ЗИП, по два запасных трака – с гребнем и без него, пальцы траков гусениц, шанцевый инструмент и т.д. На корме танка уже после войны устанавливались две дымовые шашки БДШ.

Несколько слов о работе членов экипажа. Механик-водитель размещается на регулируемом по высоте сиденье. Перед ним в верхнем лобовом листе имеется люк, закрываемый броневой крышкой. В крышке установлены два неподвижных перископа. Для того, чтобы иметь больший угол горизонтального обзора, призмы перископов расположены под углом к продольной оси танка. Снизу призмы закрыты защитным стеклом – благодаря ему осколки поврежденной призмы не поранят глаза водителя. После войны над защитным стеклом и на внутренней поверхности брони над перископами ставили мягкие налобники, защищающие голову механика- водителя от ушибов.



Установка пулемета ДТ в лобовом листе корпуса

Перед механиком-водителем находятся следующие механизмы и приборы: левый и правый рычаги управления, правее правого рычага – кулиса коробки передач, чуть левее, внизу – рукоятка ручной подачи топлива. Далее влево – педаль подачи топлива, педаль тормозов с защелкой. Под левой ногой водителя – педаль ГФ. На внутренней части лобового броневого листа ниже люка расположен щиток с контрольными приборами. А еще ниже – два баллона со сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя. Слева на бортовой стенке щиток электроприборов, кнопка стартера, тахометр (показывает число оборотов двигателя) и спидометр. Ниже их – огнетушитель и пр.

Справа от механика-водителя размещается пулеметчик. Он ведет огонь из лобового пулемета марки ДТ (после войны сменен на ДТМ). Пулемет вставлен в шар, который крепится в специальном гнезде в верхнем лобовом листе корпуса. Пулеметчик использует телескопический прицел ППУ-Х-Т. Стрельба ведется короткими очередями (2-7 выстрелов) на расстоянии 600-800 м только по групповым живым целям. Пулемет имеет автоматику с использованием энергии отводимых пороховых газов. Чтобы не допускать загазованности внутри танка, пулемет установлен так, что отверстие газового поршня вынесено наружу под подвижный броневой щиток. Пулемет не имеет приклада. Стрельба ведется нажатием на спусковой крючек.

В башне слева от пушки находится регулируемое по высоте сиденье наводчика. Задача наводчика вполне определенная: получив целеуказание от командира или выбрав цель самостоятельно, обеспечить наводку пушки и спаренного пулемета на цель, произвести выстрел с помощью либо спускового механизма, либо электроспуска. В его распоряжении имеются перископический прицел ТШ-16 с четырехкратным увеличением и полем зрения 16°. Прицел служит также для определения расстояния до цели и наблюдения за полем боя. В поле зрения прицела четыре дистанционные шкалы (для разных типов снарядов пушки и для спаренного пулемета) и шкала боковых поправок. Последняя служит для прицеливания по фронтально движущейся цели. Для стрельбы с закрытых позиций непрямой наводкой наводчик пользуется боковым уровнем, который крепится на левом щите ограждения пушки. Наводит же пушку и спаренный пулемет на цель он с помощью механизма поворота башни и подъемного механизма пушки. Маховик подъемного механизма находится перед наводчиком. На рукоятке маховика находится рычаг электроспуска пушки и спаренного пулемета. Ручной спуск крепится на щите ограждения пушки перед боковым уровнем.

Командир на своем сиденье размещается за наводчиком, слева от пушки. Для удобства наблюдения ему служат командирская башенка и описанные выше приборы наблюдения. Задачи командира: наблюдение за полем боя, целеуказание наводчику, работа на радиостанции и руководство действиями экипажа.

Справа от пушки располагается заряжающий. В его обязанности входят: выбор по указанию командира типа выстрела, заряжание пушки, перезарядка спаренного пулемета, а также наблюдение за полем боя. Сиденье, которым он пользуется вне боевой обстановки, подвешено на трех ремнях. Два из них крепятся к погону башни, а третий к люльке пушки. Изменяя положение ремней, можно отрегулировать сиденье по высоте. В бою заряжающий работает, стоя на крышках ящиков с боеукладкой на днище танка. При перебросе пушки с одного борта на другой он должен ловко следовать за или перед казенником, при этом ему мешают валяющиеся на дне стрелянные гильзы. Отсутствие вращающегося полика (хотя бы такого, который был на нашем Т-28) – существенный недостаток Т-34. Рядом с сиденьем заряжающего в одном из захватов шариковой опоры башни смонтирован стопор для фиксации башни в походном положении. Если башню не фиксировать, то тряска и толчки машины на марше привел бы к быстрому изнашиванию механизма опоры, а, следовательно, к увеличению люфта механизма поворота башни.



Два вида на югославский вариант Т-34, именовавшийся "Возило А”

Другие статьи

Руководство по эксплуатации танка т 34 85

Руководство по эксплуатации танка т 34 85

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА Т-34. Танк вооружён 76-мм пушкой Ф-34 или 85-мм пушкой С-53 и двумя пулемётами (один спарен с пушкой, другой.

На оснащении которых находились танки Т- 34 - 85. Стараясь, по руководство, эксплуатации.

Средний танк Т-34-85 - боевая гусеничная машина с вращающейся. из пушки и спаренного с ней пулемета (Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-34).

Части танка Т- 34 - 85. и эксплуатации танка Т-55. Танк Т-62. Руководство по.

В составлении настоящего Руководства приняли участие инженеры. Танк вооружён 76-мм пушкой Ф-34 или 85-мм пушкой С-53 и двумя пулемётами. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1979. Руководство по войсковому ремонту танка Т-34-85 и самоходной арт установки СУ-100. Руководство по материальной. части танка Т- 34 - 85. части и эксплуатации.

Руководство по материальной части танка Т-34-85 Издательство: Руководство по материальной части и эксплуатации (1968).

Танк Т- 34. Руководство. по эксплуатации. 34 - 85, СУ-100. Руководство по.

ТАНК Т- 34 (РУКОВОДСТВО)ТАНК. и эксплуатации танка Т-62 34 - 85, СУ-100. Руководство по. Танк Т- 34 - 85. Руководство по Техническая документация > > Танк Т- 34 - 85. Руководство по.

Конструкторы танка Т-34 дали своему детищу две черты, выделявшие его среди. «Ну, а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на период эксплуатации полученного танка, привыкание к характеристикам. Согласно руководству по ремонту танка Т-34 точность установки должна.

Танк Т-34


Типы катков танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Первый вариант колес на танке Т-34 легко отличить по количеству болтов, скреплявших диски. Их было 12. Такой тип катков не попадается ни на одном фото, кроме двух предсерийных машин. Их изображение приведено в "Руководстве но эксплуатации. " 1941 года. Грузошины первых машин поставлял завод "Красный Треугольник".
Первый серийный образец катка отличался десятью болтами, выступающей накладкой в центральной части диска, резиновым бандажом (грузошиной - так в "Руководстве. ") с протектором и сквозной перфорацией. Внешне каток очень напоминал своего предшественника - БТ-5 - БТ-7, и в некоторых случаях мог быть ими заменен (как было на трофейных финских тридцатьчетверках в условиях отсутствия запчастей). Перфорация и насечка должны были не только гарантировать мягкость хода, но и обеспечить хорошее охлаждение бандажа.
Резиновыми бандажами оснащались не только катки, но и ленивцы. Качеству резины придавалось особое значение, поэтому на "обрезинку" шел в основном импортный каучук. Бандаж "тридцатьчетверки" не был съемным и не мог быть заменен без замены катка. Он наваривался раз и навсегда, вернее, до того момента, когда диск вновь оказывался на заводе для наварки.
В 1941 году предприятием, выполнявшим эту операцию, был "Ярославский шинный завод" он же "Ярославский резинокомбинат".
Даже самая лучшая резина разрушается под нагрузкой. Самая большая нагрузка - на колесах самого маленького размера - ведущем и ленивце. На ведущем колесе с первых дней выпуска применялся металлический бандаж, а обрезиненные ленивцы применялись довольно долго.
Па ведущем колесе вместо коронных гаек крепления ролика, начинают применять шпильки с коническими головками-эксцентриками.
С началом войны положение с импортными компонентами ухудшилось, а их замена отечественными синтезированными аналогами не делала резину лучше. Чтобы сохранить прочность пришлось отказаться от перфорации и "протектора", что в свою очередь снизило долговечность катка и несколько увеличило массу.
С 1943 года получили распространение усиленные штампованные диски. Внешним их отличием было применение обычных гаек вместо коронных и то, что кольцо-усиление в центре диска не было прихвачено сваркой, а на катках 1944 и последующих лет выпуска отсутствовало вовсе. Втулка колеса стала цилиндрической, а не грушевидной, как прежде. Грузошина последних лет выпуска не имела перфорации и "протектора", но отличалась большим разнообразием рисунков на боковой поверхности. Клеймо на шине обозначало завод, дату и смену изготовления. Вторая группа цифр, обычно "830x150x660" или "830x150x660" обозначала типоразмер. Эта надпись была выгравирована на форме. Встречается различный шрифт, размер и положение на резине.
Появление катка с внутренней амортизацией трактуется по-разному. Различные источники указываю т разные данные. Наиболее вероятной можно считать следующую версию, неоднократно повторявшуюся в мемуарной литературе.
Сталинградский тракторный завод в этот период остался практически единственным производителем танков Т-34. Поскольку нагрузка на железную дорогу была просто невероятной (продолжалась эвакуация), обрезиненные штампованные катки шли в Сталинград из Ярославля речным транспортом - по Волге. Зима 1941 - 1942 года выдалась на редкость ранней и морозной. Из-за раннего ледостава в октябре 1941 года, баржи с катками до Сталинграда не дошли. Именно это заставило искать способ обойтись без резины. Попытка делать колеса без амортизации результата не дала - с жуткой тряской неприхотливый советский танкист еще мог смириться, но во время испытаний, опытный каток дал трещину через несколько километров пробега. Катки с внутренней амортизацией были давно известны и применялись на KB, Т-50 и других танках, но катки такого большого диаметра не применял никто. Вторая, и главная проблема была в том. что даже для внутренней амортизации все равно была нужна резина. Выручила, как водится инженерная смекалка. На заводе оказался значительный запас колес небольшого диаметра для тракторов. Из них получились отличные кольца для внутренней амортизации. На заводе обьявили конкурс, в результате которого бал найден эффективный способ снятия тракторного бандажа и изготовления из него колец. Казалось бы, проблема решена, но старые траки не выдерживали новых нагрузок. Пришлось создать новый трак, с усиленным шарниром (сталинградский трак), новое ведущее колесо и ленивец. Сталинградские ленивцы получили дополнительные ребра жесткости, а на одном из типов чередуются "через один" яйцевидные отверстия-облегчения. Сталинградские ведущие колеса этого периода тоже отличались характерной формой усилений-дуг вокруг отверстий облегчения. Эксплуатационные характеристики новой ходовой были значительно ниже, сильнее ощущалась тряска, увеличился вес машины, но это был выход из положения. Вся эта работа была выполнена в рекордно короткий срок.На этом детективная история не заканчивается - опыт сталинградцев изучается но обе стороны линии фронта. У нас наиболее привлекательным посчитали экономию резины и отказ от необходимости отправлять диски на шинный завод, а затем обрезиненные колеса обратно. Также появилась возможность замены амортизационных колец в условиях фронтовой мастерской.

Стальные траки танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

По другим источникам, работы по разработке ходовой с внутренней амортизацией были начаты еще в начале осени 1941 года, но сохранившиеся чертежи этих разработок, изображают совсем другую конструкцию, отличавшуюся большим диаметром центральной части, в которой устанавливались четыре кольца диаметром 650 мм. Такой вариант не давал существенной экономии резины, а изготовление таких больших колец на неспециализированном предприятии было невозможно.
Немцы по-своему оценили то, что в разгар войны, русские отказались от низкокачественной синтетической резины в пользу натурального (довоенного!) каучука. Внутренняя амортизация все шире использовалась Германией, по мере ухудшения положения с резиной и советский опыт приводился как классический пример.
С января 1942 года, катки с внутренней амортизацией были освоены на других заводах, а летом 1942 года были рекомендованы для всех танков Т-34, сначала для установки их в середине ходовой части (по август 1943 года),а затем, с разрешения наркома танковой промышленности, повсеместно. По мере стабилизации поставок союзниками, от внутренней амортизации постепенно отказываются. Сперва заменяют на обрезиненный первый каток, затем первый и последний, а затем первый третий и последний катки. К концу 1943 года от выпуска сталинградских катков отказались полностью, хотя они еще встречались в войсках. Даже в послевоенном "Руководстве по эксплуатации. " допускалось использование катков с внутренней амортизацией на Т-34-85.

В последствии, при анализе применения упрощенной ходовой части, отмечался ряд крайне негативных факторов, воздействовавших на подвеску, трансмиссию и двигатель, приводивших к снижению боевых качеств танка.
Но опыт производсгва катков методом литья не пропал даром - налаженный цикл, впоследствии был использован при изготовлении дисков для обрезиненных катков.
Поскольку работы по совершенствованию танка Т-34 и его дальнейшего развития - Т-43 и Т-44 велись параллельно, многие конструктивные решения переходят из одной темы в другую.
Литой каток с ребрами жесткости "через один" появляется на танке Т-34 сначала без малых отверстий, затем с шестью малыми отверстиями в средней части диска. Такие колеса характерны для уральских танков выпуска 1943 года. В дальнейшем, на их дисках появляется более развитое оребрение, а количество малых отверстий варьируется от двенадцати до десяти. Встречаются два вида таких колес - ранние с большими отверстиями, и с отверстиями меньшего диаметра, но с кольцевыми усилениями вокруг отверстий. Бандаж на них отличается от бандажа раннего типа - с перфорацией и рисками - их 40, что связано с организацией производства резины для тридцатьчетверки на других предприятиях. На последних типах литых катков, бандаж применяется уже без рисок и перфорации, но с разными видами рисунка на боковой стороне, как и у штампованных колес тех же лет выпуска.

Новые ленивцы получают усиленное оребрение (десять одинаковых ребер жесткости), а затем и кольцевые усиления вокруг отверстий. Их диаметр уменьшился с 504 до 495 мм.
В таком виде они сохранились до конца производства "тридцатьчетверки".
С начала 1942 года ведущие колеса льются уже целиком, а не изготавливаются из двух частей как раньше, поэтому на них исчезают 12 коронных гаек, скреплявших половинки посередине.
Ведущее колесо некоторое время выпускалось цельнолитым и без роликов, на это решение очень скоро было признано неудачным. С началом установки на танк пятискоростной коробки передач (еще одно техническое решение пришедшее с проекта Т-43), диаметр ведущего колеса был увеличен с 634 до 653 мм, и таким оно и оставалось, хотя небольшие внешние отличия все-таки встречались.Крышки подшипников встречаются двух идов - полусферические, и в форме вытянутой пусферы. После войны в центре крышки повился еще один болт - для удобства смазки.
Среднестатистическая "тридцатьчетверка" проходила ремонт 4,5 раза. Далеко не всегда в наличии были катки того типа, что стояли прежде. Даже в послевоенном "Руководстве по эксплуатации танка Т-34-85" предусмотрена возможность установки катка с внутренней амортизацией. На практике, от этого типа катов, избавлялись при первой возможности, сочетание "трак-каток-ленивец-ведущее колесо" было весьма и весьма разнообразным здесь приведены только наиболее характерные примеры.

Легендарный непобедимый Т-34-85 Архив - Форум GWT

Для начала несколько выдержек из "наставления по бронетанковой службе по эксплуатации танка Т-34-85"
(http://pro-tank.ru/teh-dok/tank-t-34-85-rukovodstvo/558-tank-t-34-85-obshee-opisanie), даётся такое описание:
"Танк Т-34-85 представляет собой боевую гусеничную машину высокой проходимости с вращающейся башней, сочетающую в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую маневренность (скорость и поворотливость).
Экипаж танка 5 человек.
Танк вооружен 85-мм танковой пушкой обр. 1944 г. и двумя пулеметами ДТМ (один спарен с пушкой, другой устанавливается в лобовой части танка). Вращающаяся башня обеспечивает круговой обстрел из пушки и спаренного с ней пулемета.

СКОРОСТИ И ЗАПАС ХОДА
Расчетные скорости движения при 1700 об/мин коленчатого вала двигателя в километрах в час:
На 1-й передаче 7,40
На 2 й 15,45
На 3-й 25,6
На 4-й 48,30
На 5-й 48,30
На передаче заднего хода 7,50
Максимальная скорость. 55 км/час

УГЛЫ ОБСТРЕЛА
Пушки
Горизонтальный угол при вращении башни 360°
Наибольший угол возвышения. +22°
Наибольший угол снижения. —5°
Высота линии огня. 2 020—2 000 мм
Непоражаемое пространство для пушки 23 м

БОЕВОЙ КОМПЛЕКТ
Выстрелов для пушки. 56—60 шт.
Вес снарядов:
а) бронебойно-трассирующего. 9,20 кг
б) осколочной гранаты. 9,6 кг
в) дистанционной гранаты. 9,20 кг

Механизм поворота башни
Тип редуктора. Механичес кий планетарный
Тип привода. Ручной электрический
Минимальная скорость поворота башни:
электромотором МБ-20Г. 12°/сек
электроприводом с угольными реостатами 1,5—2°/сек
Максимальная скорость поворота башни электромотором. 25-30°/сек

Средства маскировки
(Танковый дымовой прибор ТДП)
Тип. МДШ (морская дымовая шашка)
Количество. 2
Расположение. На кормовом листе брони
Способ запуска. Электрозапал

итак, исходя из технических характеристик и исторической достоверности танк т-34-85 являлся одним из лучших представителей средних танков того времени по совокупности характеристик цена/сложность изготовления/скорость/манёвренность/защита экипажа/вооружение: "При незначительно возросшей, благодаря башне, общей бронезащите, (по сравнению с танком Т-34-76), но недостаточной, в сравнении с тяжёлыми танками противника, показатель 1944 года, танк Т-34-85 практически не утратил прежней подвижности и маневренности — главного преимущества среднего танка в поединках с тяжёлыми танками «Тигр» и средними танками «Пантера». Как боевая машина, танк Т-34-85 явился классическим примером сочетания конструктивно-технологических решений, в своей совокупности, обеспечивших наилучшее соответствие тактико-техническим требованиям, предъявляемым к «крейсерскому» танку в «Переломный период» Второй мировой войны."
После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в ряд государств Европы и Азии, где использовались в вооружённых конфликтах, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других. По состоянию на 2010 год, Т-34-85 всё ещё состоит на вооружении ряда стран:
VT-34 — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
T-100 или Т-34/100 — египетский истребитель танков, установлено 100-мм орудие БС-3 в сильно измененной башне.
T-122 или Т-34/122 — египетская самоходная артиллерийская установка, установлена 122-мм гаубица Д-30 в сильно измененной башне.
Т-34/122 — сирийская самоходная артиллерийская установка, установлена 122-мм гаубица Д-30, башня демонтирована.
Т-34/122 — кубинская самоходная артиллерийская установка, установлена 122-мм гаубица Д-30, часть башни вырезана.
Кубинская зенитная самоходная установка, вместо башни установлена 100-мм зенитная пушка КС-19 на открытой площадке.
Современные:
Босния и Герцеговина — 5 Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Вьетнам — 45 Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Гвинея — 30 Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Гвинея-Бисау — 10 Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Йемен — 30 Т-34-85, по состоянию на 2010 год
КНДР — некоторое количество Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Республика Конго — некоторое количество Т-34-85 на хранении, по состоянию на 2010 год
Куба — некоторое количество Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Лаос — 10 Т-34-85, по состоянию на 2010 год
Мали — 21 Т-34-85, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2010 год
Намибия — некоторое количество Т-34-85, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2010 год

теперь переходим к игровой аватаре легендарного танка
итого, танк 6 уровня, копийность (соответствие оригиналу) на твёрдую четвёрку с плюсом, в сравнении с танком т-34 (5 уровня) подвижность и манёвренность оставляют желать лучшего, если на прямых участках т-34-85 ещё обгоняет, то при манёврах уже т-34 уверенно "вальсирует" вокруг. если сравнимать подвижность т-34-85 с противником, то создаётся вообще унылое впечатление, даже иностранные ПТ способны удерживать в прицеле "крутящую" т-34-85 (если конечно не сбиты гусеницы у пт =) )
вооружение под вопросом, танковая пушка т-34 калибра 57 мм, пробивает всех одноклассников и заставляет нервничать танки на два три уровня выше, к большому удивлению на танке т-34-85 топовая пушка (85-мм) не всегда пробивает средние немецкие танки 6 уровня, а наносимый урон за еденицу времени, позволяет одноклассникам практически не уворачиваясь расстреливать т-34-85 в уязвимые места. и это при том, что именно принятие на вооружение 85-мм пушки, было одним из факторов перехода германских конструкторов к использованию наклонных бронелистов.
скорость поворота башни тоже под вопросом.
http://cs421524.vk.me/v421524296/ce10/ZVE8YYpb-s4.jpg
итого по опыту игры на т-34-85:
1. танк однозначно похож на прототип
2. статус танка искусственно принижен для обеспечения "удобной" игры в рандоме
3. боевая эффективность танка субъективно снижено (по моему мнению)
4. вооружение танка несколько "недотягивает", в том плане что наносимый урон при попадании в танк противника невысок

Тактика применения
в принцыпе это танк прорыва или манёвренной обороны.
не в том плане танк прорыва, что включил маленькую передачу и пополз на противника не обращая внимания на "укусы" вражеских пушек, а достаточно подвижный и агрессивный танк, способный развив неплохую скорость, выдвинуться в ключевую точку на направлении удара (таких точек как правило на карте 3-4) и заняв укрытую позицию вынудить противника, либо подставлять борт себе любимому (если враг решил необращать внимания на одинокий танк) либо подставлять корму вашим союзникам (если по пробует обойти препятствие и разобраться сначала с вами), которые находясь вне зоны видимости противника, наглядно покажут, что стрельбы с места точным дальнобойным орудием очень даже эффективна. само собой, что игра является КОМАНДНОЙ игрой, и даже великий специалист с платиновыми руками растущими из плеч, не сможет в одиночку справиться с 2-3 противниками, без помощи команды. но даже в одиночку опытный игрок сможет не только всерьёз удивить противника, но и нанести ему значительный ущерб.
в манёвренной обороне, придерживаясь тактики "кочующего хулигана" игрок имеет возможность, "кружить" тяжёлые танки и пт противника, успешно маневрировать и прячась за строениями и в складках местности, наносить чувствительные удары, даже танкам 8-9 уровней.

Оснащение
в качестве обязательного оснащения среднего танка, устанавливается
- гаубичный досылатель средний, это автоматически уменьшает время перезарядки и существенно поднимает скорострельность с 8 до 10-11 выстрелов в минуту
- просветлённая оптика средняя, увеличивает радиус обнаружения практически до радиуса действительного огнея танковой пушки, 306 метров
- стабилизатор наводки средний, уменьшает разброс снаряда с 0,42 до 0,39, абсолютная и незаменимая вещь, для игрока часто применяющего кружение или вальсирование с танком противника
- бронезащита башни средняя, увеличивает общую прочность танка до 1350 хп, вещь на любителя, но в виду того, что попасть в башню высунутую из укрытия легче чем в скрытый корпус, данное усовершенствование даст вам шанс выжить при попадании даже снаряда 9-10 уровней.

в качестве дополнения я бы ещё установил "усиленные рессоры средние" в этом случае на т-34 чувствительно увеличивается подвижность и общая динамика при разгоне и маневрировании, но к сожалению на т-34-85, можно установить только четыре элемента оснащения.

Боеприпасы
принципиально не использую "голдовые" снаряды, только обычные бронебойные, так как несколько боёв до и после обновления показали полную непригодность фугасных снарядов (так сказать свою полную отстойность они показали)
пример, фугасный снаряд не пробивает и не наносит урона при попадании в верхний правый угол броне листа советских ПТ 6-7-8 уровней
фугасный снаряд не сбивает гусеницу танков тигр, тигр-II, пантера,
фугасный снаряд не наносит существенного урона при попадании в борт или по топливным бакам (ну должна же хоть какая то контузия экипажу нанестись. )

общий вывод по танку
из плюсов - танк достойный,эффективный, в умелых "руках" просто незаменим, гроза одноклассников,
из минусов - малый урон орудия за еденицу времени,
из логики и сторической справедливаости - непонятное распределение в рандоме, мы же не эфиопы в конце концов, это они на т-34-85 в 70-х, 80-х успешно бились с натовцами вооружёнными танками м-60 и чиффтен, а в Советском союзе сразу после войны планомерно происходило перевооружение, следовательно т-34-85, в нашей игре по сути не должен воевать с противником старше чем 7 уровеня
http://cs421524.vk.me/v421524296/ce07/nwcCg5Lgnm8.jpg
толковых союзников, достойных противников, и всем хорошей игры =)

вот как то так =) даже среди 8-9 уровней т-34-85 может "тащить"
http://cs614616.vk.me/v614616296/2c16/EeNGWBVLh8U.jpg
http://cs614616.vk.me/v614616296/2c32/1yQoApol5ig.jpg

Стоковая пушка у него - хлам полный.

Стоковая пушка у него - хлам полный.
и в этой и в "другой" игре, приняты все меры к принижению технических характеристик советской техники. сделано это с одной простой целью, с 1939 по 1944 год реальный паритет в бронетехнике был только у Германии и СССР, франция и другие европейские страны были под окупацией (с 1939 по 1945 год), в Англии бронетанковое управление было под руководством "морского лобби" и выпускало забавные "танкоублюдки" вроде того же TOG, единственный танк более менее соответствующий реалиям того времени, это "кромвель" после модернизации. япония "тоже" имела свои танковые силы, вот только как островное государство находящееся в состоянии морской блокады, не имело возможности массово производить танки, по этому в её рядах были даже "велосипедные" танки (Ха-на тип 98 (99)). америка стоит особняком, потому что до второй мировой она как страна не разу не ведшая военных действий на своей территории (война севера и юга не в счёт), и американские "танкоублюдки" типа того же М3Lee и тд. ни в какое сравнение не шли с германскими и советскими танками.http://3reich.ru/news/mnenie_amerikanskikh_tankistov_o_pantere/2013-11-08-584
да и между Советами и Германией ситуация складывалась оригинальная, в 1941 году Германия напала имея далеко не те танки, что были у неё к концу 1944 года, наиболее показательна ситуация в авиации, страны вступили в неё имея "бумажные" поршневые самолёты (бипланы и монопланы, с деревянным или частично металическим набором и поршневым двигателем) а по окончанию войны были разработаны цельнометаллические реактивные самолёты, при этом максимальная скорость возросла почти в три раза.
то же самое и в танках, стоковая пушка т-34-85, в 1943 году позволяла уверенно поражать германские танки, до тех пор пока немецкие учёные не взяли на вооружение опыт трофейных советских танков и не стали устанавливать наклонные бронелисты,плюс танковую пушку в совокупности с отличной оптикой, которая не позволяла нашим прадедам, приближаться на дистанцию гарантированного пробития.
просто в то время основное соревнование технической мысли проходило между СССР и Германией.
ну и самое главное, конечно же заключается в том, что в игре собирают в кучу образцы танков которые в реальной жизни друг с другом не воевали. а если и воевали, то модернизированные т-34-85 преподнесли американским танкистам во Вьетнаме не мало седых волос, если уж экипажам танков М-60 в приказном порядке запрещалось вступать в огневой контакт с Т-34-85!!
и вообще, читаем ссылки и наслаждаемся, кроме статьи обязательно читаем отзывы, они разноплановые, но дают очень интересную картину
http://inosmi.ru/world/20130320/207163234.html

Powered by vBulletin® Version 4.2.3 Copyright © 2016 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot