Руководства, Инструкции, Бланки

постановление о возбуждении уголовного дела по ст 228 ук рф образец img-1

постановление о возбуждении уголовного дела по ст 228 ук рф образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1857 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству

Сентябрь 13th, 2012 | Author: admin

Ст. следователь СО ***кого ЛУ МВД России ( дислокация ст. ***) майор юстиции ***а Л.Б, рассмотрев сообщение о преступлении – КУСП № от 15.12.2011 года. поступившее 15.12.2011 года в виде рапорта об обнаружении признаков преступления от начальника ОУР ЛОП на ст. ***-1 ст.лейтенанта полиции ***а Д.В.

15.12.2011 года в период с 13 часов 30 минут до 14 часов местного времени несовершеннолетний *** Евгений Алексеевич 28.03.1994 года рождения пришел на поле, расположенное за огородами ул. *** с. ***ого ***ского района ***ской области. где для личного употребления, незаконно приобрел путем сбора в полиэтиленовый пакет растение рода конопля, сложил в рюкзак, и которое, согласно справке эксперта № 725 от 16.12.2011 года. является наркотическим средством марихуаной, массой, в пересчете на сухое вещество 151, 223 грамма. которая согласно Постановления РФ № 76 от 07.02.2006г года «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации», является особо крупным размером, и которое незаконно хранил при себе в рюкзаке, в полиэтиленовом пакете без цели сбыта до 14 часов 25 минут местного времени 15.12.2011 года, когда в ходе проведения операции «пассажир» и ОРМ «Наблюдение « на перроне железнодорожного вокзала ст. *** *** железной дороги, расположенной на ст. *** ***ского района ***ской области несовершеннолетний *** Е.А. был задержан сотрудниками полиции. доставлен в дежурную комнату ЛОП на ст. ***-1, где в ходе проведения личного досмотра у него был обнаружен и изъят рюкзак, в котором находился полиэтиленовый пакет с вышеуказанным наркотическим средством, изъяты смывы с рук на марлевый тампон, изъят контрольный марлевый тампон.

Своими умышленными действиями *** Е.А. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ – незаконные приобретение. хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенные в особо крупном размере.

Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, руководствуясь ст. ст. 140, 145, 146, ч. 1 ст. 156 УПК РФ,

1.Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Возбудить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего ***а Евгения Алексеевича. в деянии которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.

2. Уголовное дело принять к своему производству и приступить к его расследованию.

3. Копию настоящего постановления направить ***инскому транспортному прокурору, советнику юстиции О.В. Д……….

Другие статьи

Жалоба на постановление о возбуждении уголовного дела по статье 204 УК РФ

Жалоба на постановление о возбуждении уголовного дела по статье 204 УК РФ

В Центральный районный суд г. Омска

в защиту интересов доверителя Л.
(ордер в метериалах уголовного дела)

Жалоба на постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 3 статьи 204 УК РФ
в порядке статьи 124, 125 УПК РФ

30.01.2009г. следователем ОРОПД СЭ СЧ по РОПД при УВД по Омской области капитаном юстиции Ф. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Л. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ .

Как следует из обжалуемого постановления, поводом для возбуждения уголовного дела послужили заявления Ш. М. Т. о привлечении к уголовной ответственности директора ООО «ТК «БеконАвтоТранс» Л.

Согласно Примечания 2 статьи 201 УК РФ. если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Согласно статье 23 УПК РФ, если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

В «Обзоре надзорной практики по уголовным делам за 2007 год..» Верховный суд, отмечал, что, «отменялись судебные решения в связи с нарушением судом положений, указанных в примечании 2 к ст. 201 УК РФ… В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о согласии ООО "Росинтердаг" на привлечение А. к уголовной ответственности, также в деле нет заявления этой организации, необходимого для осуществления уголовного преследования в отношении него». ("Бюллетень Верховного Суда РФ", 2008, N 10)

Согласно п. 5 ч.1 статьи 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основанию… отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 125 УПК РФ постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

Поскольку из Постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Л. следует, что поводом для возбуждения уголовного дела послужили заявления третьих лиц, (чьим интересам не причинен вред), а не заявление потерпевшего - ООО «ТК «БеконАвтоТранс», указанное постановление нельзя считать законным.

На основании изложенного,

признать постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Л. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3, ст. 204 УК РФ от 30.01.2009г. вынесенное следователем ОРОПД СЭ СЧ по РОПД при УВД по Омской области капитаном юстиции Ф. незаконным.

1. копия постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Л. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3, ст. 204 УК РФ от 30.01.2009г. вынесенное следователем ОРОПД СЭ СЧ по РОПД при УВД по Омской области капитаном юстиции Ф.

2. копия жалобы (2)

18.03.2009г. _________________ /адвокат. /

См. другие документы по данному уголовному делу :

Кто может кинуть образец заполненного постановления?

Кто может кинуть образец заполненного постановления.

Татьяна Сафронова Ученик (100), на голосовании 3 года назад

о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления
и производстве их осмотра и выемки. помогите!

Голосование за лучший ответ

Росинка Роса Просветленный (46127) 3 года назад

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
«Согласен»
Прокурор Приокского района г. Н-ска старший советник юстиции Петров Л. Б.
Петров
25 января 2004 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища
Г. Н-ск 25 января 2004 г.
Следователь следственного отдела при отделе внутренних дел При-окского района г. Н-ска, ст. лейтенант юстиции Грачев В. К. рассмот¬рев материалы уголовного дела № 28005 по обвинению rp-на Гринь¬кова Олега Николаевича по п. «а». «б» ч. 2 ст. 228 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
10 января 2004 г Гриньков Олег Николаевич был привлечен к уго¬ловной ответственности по обвинению в преступлении, предусмот¬ренном п. «а». «б» ч. 2 ст. 228 УК РФ, в связи со сбытом марихуаны. Ему была избрана мера пресечения — заключение под стражу.
Кроме того, в ходе следствия из допросов соседей Гринько-ва О. Н. — Смирновых, проживающих в кв. 110, было установле¬но, что ранее в квартире Гринькова О. Н. проживающего по адресу: г. Н-ск, ул. Стрелецкая, д. 112, кв. 25, на кухне на газовой плите со специальным самодельным устройством из маковой соломки изго¬тавливалось жидкое наркотическое средство, которое Гриньков
также распространял среди своих знакомых. Есть основания пола¬гать, что на кухне квартиры Гринькова могли остаться следы изго¬товления наркотического средства и само устройство для его изго¬товления.
Учитывая, что проживающая в указанном помещении мать Гринь¬кова — Гринькова Анна Тимофеевна против осмотра возражает, и ру¬ководствуясь ст. 165 и частью пятой ст. 177 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайствовать перед судом Приокского района г. Н-ска о разре¬шении производства осмотра жилища, находящегося по адресу: г. Н-ск, ул. Стрелецкая, д. 112, кв. 25.
Следователь ст. лейтенант юстиция Грачев

Источник: Примерно так, только предмет ходатайства измени

Доказательства сбыта наркотиков - Консультант по ст

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СБЫТА НАРКОТИКОВ

В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ №14, Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу (далее - приобретателю). При этом сама передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции.

Об умысле на сбыт указанных средств, веществ, растений могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п.

Вместе с тем, не может квалифицироваться как незаконный сбыт реализация наркотического средства или психотропного вещества путем введения одним лицом другому лицу инъекций, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.

В тех случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное наркотическое средство или психотропное вещество (например, кетамин, кетамина гидрохлорид), в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ.

Ответственность лица за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, по части 1 статьи 228.1 УК РФ наступает независимо от их размера.

В соответствии с п. 15.1 Постановления Пленума ВС РФ №14, В случае, когда лицо передает приобретателю наркотические средства. психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат. его действия следует квалифицировать как соисполнительство в незаконном сбыте указанных средств, веществ, растений.

В соответствии с п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ №14, Учитывая, что диспозиция части 1 статьи 228.1 УК РФ не предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны данного преступления наступление последствий в виде незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, их незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств. веществ, растений независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе когда данные действия осуществляются в ходе проверочной закупки или иного оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Изъятие в таких случаях сотрудниками правоохранительных органов из незаконного оборота указанных средств, веществ, растений не влияет на квалификацию преступления как оконченного .

В соответствии с п. 13.2 Постановления Пленума ВС РФ №14, Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, вещества, растения, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства, вещества, растения приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений .

Характерные особенности сбыта наркотических средств или что подлежит доказыванию следствием:

- Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом на распространение наркотических средств то есть сбытчик является собственником наркотического средства (действует в интересах собственника) и осознает общественную опасность своих действий, наказуемость деяния, целенаправленно выполняет действия по распространению наркотических средств.

- Инициатива сбыта исходит непосредственно от сбытчика. Сбытчик целенаправленно ищет пути реализации наркотических средств. Подыскивает покупателя, то есть сам предлагает приобрести у него наркотические средства, осуществляет другие действия направленные на сбыт наркотических средств, в том числе расфасовка, осуществление закладок, создание сайтов с целью реализации и так далее.

- Обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка", "оперативный эксперимент", "обследование зданий, сооружений, транспортных средств" в отношении конкретного лица (лиц). Данные оперативно-розыскные мероприятия могут проводится только при наличии проверяемой оперативной информации, которая оформлена в виде доказательств. Например, показания о том, что данный человек занимается сбытом наркотических средств или готовится к нему, либо о том, что у данного человека приобретались наркотические средства ранее, обобщение оперативной информации о причастности конкретного лица к сбыту наркотических средств (которое можно проверить в судебном заседании) и так далее.

Документы на основании которых проводятся ОРМ «Проверочная закупка», «Оперативный эксперимент» при проведении которых происходит контролируемая закупка наркотических или психотропных веществ:

1. Постановление о проведении ОРМ.

2. Рапорт оперуполномоченного, на основании которого выносится данное постановление.

3. Акт проведения ОРМ «Проверочная закупка», «Оперативный эксперимент» составляется по результатам проведения ОРМ.

4. Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю.

5. Постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну (если проводилось негласное оперативно-розыскное мероприятие).

Документы, доказывающие, что объективная сторона преступления была выполнена именно сбытчиком, т.е. именно сбытчик передал наркотическое средство закупщику.

До проведения ОРМ:

1. Акт личного досмотра покупателя (закупщика).

2. Акт досмотра транспортного средства.

3. Расписки о согласии добровольно участвовать при проведении ОРМ закупщика и приглашенных (незаинтересованных) граждан.

4. Акт осмотра и выдачи денежных средств.

5. Копия денежных средств.

6. Акт осмотра и выдачи технических средств (если ведется аудио-видео фиксация).

После проведения ОРМ:

7. Акт добровольной выдачи.

8. Акт досмотра закупщика после проведения ОРМ.

9. Акт досмотра транспортного средства после проведения ОРМ.

8. Акт приема и осмотра технических средств.

10. Акты опросов закупщика, оперативных сотрудников, приглашенных граждан.

Только наличие всех перечисленных документов, кроме актов осмотра и вручения технических средств (могут не применяться) и акта досмотра транспортного средства могут достоверно свидетельствовать о факте передачи сбытчиком наркотических средств закупщику.

Вместе с тем, после легализации (передачи следователю) материалов ОРМ, их результаты должны позволять формировать доказательства в соответствии с требованиями УПК РФ.

Таким образом, на основании отсутствия каких-либо документов оперативно-розыскной деятельности в материалах уголовного дела, необходимо ставить под сомнение соответствующий этап проведения "Проверочной закупки" или "Оперативного эксперимента".Что в свою очередь ведет к признанию результатов ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств недопустимыми доказательствами по делу, так как они не могут достоверно свидетельствовать о доказанности факта передачи наркотических средств.

Обоснованность проведения ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств.

В соответствии с п.14 Постановления Пленуми ВС РФ №14, В тех случаях, когда в материалах уголовного дела имеются данные об осуществлении проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, судам следует иметь в виду, что необходимыми условиями законности ее проведения являются соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". и требований части 7 статьи 8 указанного Федерально го закона. в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Согласно ст.7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". о сн ованиями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4)лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В Постановлении о проведении ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств прописываются основания проведения ОРМ. Согласно правовой позиции ВС РФ, а так же Европейского Суда по Правам Человека, любая предварительная информация, касающаяся существующего намерения совершить преступление, должна быть проверяема. (Постановление ЕСПЧ «Ваньян против РФ» параграф 49, «Худобин против РФ» параграф 134)

Так же, следует отметить, что наличие такой информации для проведения ОРМ «Проверочная закупка» и предоставления ее органам следствия и суду предусмотрено Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"

Согласно п. 20 указанной инструкции, Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по у головным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Другими словами, ссылка в постановлении о проведении оперативно-розыскного мероприятия, о наличии ничем не подтвержденной оперативной информации, не может являться достаточным основанием для проведения ОРМ «Проверочная закупка». Если данная информация не подтверждается материалами уголовного дела, или она получена после вынесения постановления о проведении ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств, то такое ОРМ признается проведенной при отсутствии предусмотренных ст.7 ФЗ «Об ОРД» законных оснований и исключительно по инициативе сотрудников правоохранительных органов и является незаконной.

В соответствии с п.7.1 "Обзора судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотомнаркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ" утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 года, нес облюден ие требований закона о порядке проведения и о формленияоперативно-розыскных мероприятий,необоснованность проведения таких мероприятий, равно как и несоблюдение положений уголовно-процессуальногозакона о проведении следственных действий влекут признание полученных доказательств недопустимыми.

ПОКАЗАНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ

В силу того, что в правоохранительных органах стоит ежемесячный план раскрываемости преступлений, оперативные сотрудники и следователи всеми возможными методами пытаются улучшить свои рабочие показатели.

Надеяться на то, что оперативные сотрудники изменят свои показания, или расскажут, как все было в действительности – бессмысленно!

Исходя из этого, ваша задача выявить в их показаниях существенные противоречия. На стадии предварительного следствия ходатайствуйте о проведении очной ставки.

Помните, что оперативные сотрудники полиции – являются лицами заинтересованными в результатах дела в силу своего служебного положения, соответственно построение обвинения только на их показаниях является незаконным.

ПОКАЗАНИЯ НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ГРАЖДАН

При проведении ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств, для удостоверения факта передачи сбытчиком наркотических средств, закупщику могут привлекаться так называемые незаинтересованные граждане. Данные лица, находясь в пределах видимости, наблюдают факт сделки (передачи наркотических и денежных средств).

В дальнейшем после проведения ОРМ, они опрашиваются об обстоятельствах проведения ОРМ, и составляются акты опросов данных лиц, в которых они расписываются на каждой странице. После заведения уголовного дела данные лица допрашиваются в качестве свидетелей.

Как правило, в качестве приглашенных граждан выступают одни и те же лица (фактически штатные понятые). Это либо наркозависимые которые были пойманы на других правонарушениях сотрудниками полиции, стажеры полиции, студенты юридических факультетов, либо лица близкие к сотрудникам полиции проводяшим оперативно-розыскные мероприятия.

Для того чтобы исключить показания данных лиц из материалов уголовного дела, необходимо доказать, что данные лица являются заинтересованными лицами, либо находятся в зависимости от сотрудников полиции.

Свидетельствами данного факта могут являться:

- показания данных лиц о зависимости или заинтересованности.

- официальные документы, что данные лица выступают в роли приглашенных граждан на постоянной основе с одними и теми же оперативными сотрудниками.

- на момент проведения ОРМ проходили фигурантами по уголовным делам.

- проходят стажировку в ФСКН и в ближайшее время будут туда трудоустроены.

- являются наркозависимыми и состоят на учете в наркологическом диспансере.

Ваша задача: выявить в их показаниях существенные противоречия. На стадии предварительного следствия ходатайствуйте о проведении очной ставки.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА?

Звоните +7 918 750 07 96 (МТС), +7 906 473 66 38 (Билайн, WhatsApp)

* Звонок бесплатный. Оплачиваются только услуги связи в соответствии с тарифами вашего оператора.

ПОВТОРНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАКУПКИ

В соответствии с "Обзором судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ " утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 года, с удам следует учитывать, что проведение повторного оперативно-розыскного мероприятия, также очередной проверочной закупки у одного и того же лица, должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Целями повторного ОРМ, также и проверочной закупки, могут являться пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам. Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведённого ОРМ не были достигнуты цели мероприятия (например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом мероприятии).

В соответствии со статьей 2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". з адачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

Если при проведении повторных ОРМ «Проверочная закупка» в постановлении о проведении ОРМ не указаны новые цели ее проведения, а лишь те же самые основания, то данная закупка считается незаконной.

Вопреки ст.2 ФЗ «Об ОРД» после того, как был выявлен факт сбыта наркотических средств, оперативные сотрудники не прекратили своих действий, а спровоцировали сбытчика на совершение нового преступления, такая закупка считается провокацией сбыта наркотических средств.

ПОСОБНИК В СБЫТЕ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИИ

При квалификации действий посредника в сбыте или в приобретении наркотических средств суды руководствуются разъяснениями, содержащимися в пункте 15.1 постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2006 №14. В случае, когда лицо передает приобретателю наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат, его действия следует квалифицировать как соисполнительство в незаконном сбыте указанных средств, веществ, растений.

Если лицо приобретает наркотическое средство у третьего лица по просьбе и за денежные средства приобретателя, при этом не получает данное наркотическое вещество в собственность (не владеет им), передает его приобретателю, то данное лицо является пособником в приобретении наркотического средства.

Для квалификации действий посредника в сбыте или в приобретении наркотических средств как пособника таким действиям не имеет значения, совершил ли он эти действия за вознаграждение или нет, получил ли он в качестве вознаграждения деньги либо наркотическое средство, когда возник вопрос о вознаграждении, до совершения посреднических действий либо после этого, а также от кого (приобретателя либо посредника) исходила инициатива вознаграждения.

Действия посредника в сбыте или приобретении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует квалифицировать как соучастие в сбыте или приобретении наркотических средств.

Пособником в сбыте наркотических средств, признается лицо, которое действует в интересах сбытчика. По-другому: соучастник сбыта наркотических средств, соответственно - сбыт группой лиц по предварительному сговору.

Важно доказать, что лицо действовало по просьбе приобретателя наркотического средства, исключительно по его просьбе и за его денежные средства, при этом умыслом охватывалось именно приобретение наркотического средства у третьего лица в интересах приобретателя, а не его сбыт.

Действия пособника в приобретении наркотических средств квалифицируются по ч.5.ст.33, соответствующей части ст.228 УК РФ.

Наступает уголовная ответственность не за сбыт, а за соучастие в приобретении наркотических средств. Вместе с тем, наказание по ст.228 УК РФ значительно мягче, чем по ст. 228.1 УК РФ.

ПРОВОКАЦИЯ СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ЧТО ЭТО?

Лицо выступающее в качестве "закупщика" по инициативе оперативных сотрудников полиции, либо сам, являясь действующим сотрудником полиции, всеми доступными путями - уговоров, обмана, угроз, добивается того, чтобы человек помог приобрести для него и за его же деньги наркотические средства.

Момент передачи наркотических средств "закупщику" документируется, производится аудио, видеозапись, прослушиваются телефонные разговоры, производят обыски. Закупщик в своих показаниях утверждает, что инициатива сбыта, якобы исходила от сбытчика, то есть сбытчик сам предложил приобрести у него наркотики. В деле появляются показания оперативных сотрудников или незаинтересованных граждан, которые якобы наблюдали со стороны, как проходила сделка по сбыту наркотических средств. Это типовая схема провокации.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума ВС РФ №14. В тех случаях, когда материалы уголовного дела о преступлении рассматриваемой категории содержат доказательства, полученные на основании результатов оперативно-розыскного мероприятия, судам следует иметь в виду, что для признания законности проведения такого мероприятия необходимо, чтобы оно осуществлялось для решения задач, определенных в статье 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". при наличии оснований и с соблюдением условий, предусмотренных соответственно статьями 7 и 8 указанного Федерального закона. Исходя из этих норм, в частности, оперативно-розыскное мероприятие, направленное на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лица, его подготавливающего, совершающего или совершившего, может проводиться только при наличии у органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведений об участии лица, в отношении которого осуществляется такое мероприятие, в подготовке или совершении противоправного деяния.

Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


В соответствии с п.7.2 "Обзора судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ" утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 года, п ри оценке действий оперативных сотрудников в ходе проведения проверочных закупок суды руководствуются разъяснениями, данными в пункте 14 постановления Пленума от 15.06.2006 N 14, в соответствии с которыми результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Согласно положениям ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных указанным Федеральным законом.

Под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ).

Провокация – искусственное создание условий для совершения лицом противоправных действий.

1. Отсутствие предусмотренных законов оснований для проведения ОРМ «Проверочная закупка»

2. Отсутствие достоверной информации, что сбытчик ранее сбывал наркотические средства.

3. Инициатива в сбыте наркотических средств, в прямой или косвенной форме исходила от сотрудников полиции.

Судебных решений по признанию действий оперативных сотрудников полиции изначально провокационными - ничтожно мало. Суды РФ признают провокационными в большинстве своем повторные «проверочные закупки» в результате которых не было достигнуто новых результатов. Есть очень не много примеров признания судами провокацией первой «Проверочной закупки», и практически все они связаны с фальсификацией уголовных дел сотрудниками полиции.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА?

Звоните +7 918 750 07 96 (МТС), +7 906 473 66 38 (Билайн, WhatsApp)

* Звонок бесплатный. Оплачиваются только услуги связи в соответствии с тарифами вашего оператора.

Из практики. В ходе рассмотрения уголовного дела по обвинению в сбыте наркотических средств суд признал недопустимым доказательством результаты проверочной закупки, при проведении которой оперативные сотрудники привлекали в качестве понятых студентов юридического техникума, проходивших практику в их подразделении.

В приговоре суд сослался на показания понятых о том, что по результатам прохождения практики в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на них составлялись характеристики, по которым в дальнейшем выставлялись оценки 5.

Полагаем, что результаты ОРМ и показания «незаинтересованных граждан» необходимо оценивать в совокупности с иными доказательствами по делу. При этом установление факта знакомства понятого и оперативного сотрудника до производства ОРМ не влечет автоматически признания мероприятия незаконным и лишь свидетельствует о необходимости тщательной проверки материалов ОРМ и уголовного дела.

В подобном случае целесообразно допросить всех участников ОРМ, используя приемы выявления и разоблачения ложных показаний. Особое внимание следует уделить результатам первичного опроса понятых и протоколам их допросов в качестве свидетелей. На практике имеют место случаи, когда следователи, не произведя допрос понятого, попросту переписывают в протокол показания, данные им при опросе. Поэтому дословное совпадение показаний, данных понятыми в ходе опроса и допроса, может служить основанием для признания их недопустимыми доказательствами.

При оценке результатов ОРМ и показаний понятых необходимо учитывать, что в соответствии со ст.17 Закона об ОРД оперативные сотрудники могут привлекать в качестве понятых лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие за материальное вознаграждение (далее конфидентов). Пользуясь этой возможностью, некоторые оперативные сотрудники вербуют конфидентов не для сбора оперативной информации о криминальной среде, а для участия в качестве понятых при производстве ОРМ.

Проверить, является ли понятой конфидентом, практически невозможно. Во-первых, рассекретить данную информацию можно лишь с согласия самого конфидента, которого он, как правило, не дает; во-вторых, оперативные работники оформляют и регистрируют далеко не всех своих конфидентов. В то же время, если в суде будет установлено, что лицо, участвовавшее в качестве понятого при производстве ОРМ, ранее было задействовано в другом мероприятии и в составе участников этих двух ОРМ совпадает хотя бы один оперативный сотрудник, достоверность результатов оперативной работы должна быть поставлена под сомнение.

О наличии личных или служебных отношений между оперативным сотрудником и «незаинтересованным гражданином» свидетельствует, в частности, сокрытие сведений о личности данного гражданина в материалах ОРМ. Так, при составлении протоколов и актов ОРМ оперативные сотрудники вместо фактического адреса проживания понятого указывают адрес своего служебного кабинета. В дальнейшем следователи в протоколах допросов указанных «незаинтересованных граждан» приводят тот же адрес, что фактически является сокрытием информации о личности участника процесса.

В соответствии с ч.9 ст.166 УПК РФ основанием для сокрытия информации о личности участника процесса является мотивированное постановление следователя, вынесенное с согласия руководителя следственного органа. При этом данные о личности участника процесса засекречиваются в полном объеме: с введением псевдонима и образца подписи. Подлинные анкетные данные помещаются в запечатанный конверт, который приобщается к материалам дела. Какое-либо иное частичное сокрытие сведений о личности участника процесса без надлежащих оснований является прямым нарушением принципа гласности уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст.12 Закона об ОРД сообщение сведений о конфидентах допускается лишь с их письменного согласия в случаях, предусмотренных федеральными законами, и только на основании постановления начальника органа, осуществляющего ОРД. Если хотя бы одно из названных условий не выполняется, сведения о конфидентах остаются засекреченными.

Привлечение в качестве понятых лиц, оказывающих содействие оперативным сотрудникам на конфиденциальной основе, противоречит целям обеспечения достоверности результатов ОРМ. Во-первых, лицо оказывает такое содействие за материальное вознаграждение и, следовательно, не может признаваться «незаинтересованным гражданином». Во-вторых, суд не всегда имеет возможность получить сведения о таком лице, а иногда даже не может достоверно установить, является ли это лицо конфидентом (даже при получении в официальном порядке отрицательного ответа на этот вопрос от органов, осуществляющих ОРД, определенные сомнения остаются).

Таким образом, любые показания конфидента оставляют неустранимые сомнения в его незаинтересованности в силу негласного характера и специфики ОРД, а в соответствии ч.3 ст.14 УПК РФ все неустранимые сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.

В связи с вышеизложенным возникает закономерный вопрос: зачем нужно привлекать «незаинтересованных граждан» к участию в ОРМ? Ответ прост — чтобы создать иллюзию доказанности факта сбыта. Показания данных граждан вместе с протоколами личного досмотра и показаниями оперативных сотрудников создают систему косвенных доказательств, подтверждающую показания закупщика об обстоятельствах подготовки и проведения проверочной закупки и, следовательно, приобретения им наркотических средств.

Но это только видимость системы. Данные доказательства не могут подтверждать показания закупщика даже косвенно. Единственное прямое доказательство, которое может подтвердить показания закупщика, — видеозапись факта передачи наркотиков в ходе закупки и аудиозапись разговора между закупщиком и сбытчиком. Закон об ОРД предусматривает возможность осуществления в ходе ОРМ аудио- и видеозаписи, в том числе и скрытых. Полученные при этом записи должны рассматриваться как вещественные доказательства.

Три шага к законной проверочной закупке

Основываясь на приведенных выше аргументах, можно сделать вывод: для приведения практики производства проверочной закупки наркотических средств в соответствие с действующим законодательством необходимо установить три основных правила:

1) оформлять проверочную закупку единым протоколом (актом) производства проверочной закупки;

2) перенести акцент с доказывания обстоятельств подготовки и завершения закупки на доказывание факта инициативного сбыта наркотических средств;

3) ввести в качестве обязательного элемента проверочной закупки применение аудио- и видеозаписи с фиксацией как подготовительных мероприятий, так и самого процесса передачи наркотиков и содержания переговоров закупщика со сбытчиком.

Что касается протокола (акта) проверочной закупки, он должен содержать несколько обязательных разделов:

действия по проверке одежды закупщика;

осмотр, пометка и передача денежных средств, а также средств аудио- и видеозаписи;

описание процесса производства закупки;

отметка о выдаче предметов, приобретенных в ходе проверочной закупки, осмотр и упаковка этих предметов;

отметка о просмотре (прослушивании) видеозаписи (аудиозаписи), описание носителя и его упаковки.

Задержание сбытчика и его личный обыск должны осуществляться в рамках уголовно-процессуального законодательства, поскольку Закон об ОРД не предусматривает возможности задержания и личного обыска.

Материалы, свидетельствующие о том, что лицо причастно к сбыту наркотических средств, находятся в деле оперативного учета. Именно на основании материалов оперативного дела принимается решение о проведении ОРМ «проверочная закупка» и оформляется соответствующее постановление. Обоснованность данного решения суд может проверить путем истребования и последующего изучения материалов дела оперативного учета.

Установленное п.2 ч.2 ст.75 УПК РФ требование об указании источника осведомленности на данное постановление не распространяется. В этой норме речь идет о показаниях потерпевшего и свидетеля. Постановление о проведении проверочной закупки — это не показания оперативного сотрудника по поводу сведений, полученных им в ходе ОРМ, а сформулированные по результатам ОРД выводы о причастности лица к сбыту наркотических средств.

При проведении проверочной закупки оперативные сотрудники допускают смешение оперативно-розыскного и административного процессов, что недопустимо.

Протоколы могут заменяться единым актом проверочной закупки

Протокол личного досмотра лица, осуществляющего проверочную закупку, протокол выдачи денежных средств этому лицу и некоторые другие протоколы, которыми оформляется данное ОРМ, напрямую не указаны в Законе об ОРД или Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Но, проведение закупки регламентируется не только этими законами, но и ведомственными нормативно-правовыми актами. Именно в них детализируется порядок проведения и оформления данного ОРМ.

В зависимости от сложившейся практики указанные протоколы могут заменяться единым документом — актом проверочной закупки, который включает описание всех действий, произведенных в рамках этого ОРМ. Однако практика подтверждает, что поэтапное фиксирование действий в ходе проведения проверочной закупки более удобно и к тому же позволяет точнее фиксировать действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, участвующих в ОРМ.

Акт проверочной закупки может быть оформлен окончательно только по завершении ОРМ и прибытии «закупщика» с приобретенными наркотиками. Между тем проверочная закупка зачастую осуществляется в комплексе с другими ОРМ, например, с оперативным внедрением, проведение которого может занять несколько часов. Вряд ли найдутся граждане, которые согласятся участвовать в ОРМ и провести в кабинете оперативника пять и более часов!

Материалы проверочной закупки, используемые в доказывании, лишь косвенно подтверждают вину сбытчиков наркотиков

Изъятие наркотиков и задержание сбытчика могут проводиться не только в рамках УПК РФ

Основанием для задержания сбытчика наркотических средств в ходе ОРМ является не подозрение в совершении преступления (ст. 91 УПКРФ), а право оперативного сотрудника милиции на задержание лица с целью пресечения совершения им преступления (ст. 11 Закона «О милиции»). Доставление лица в правоохранительный орган осуществляется с целью пресечения дальнейших преступных действий и ни в коей мере не противоречит действующему уголовно-процессуальному законодательству. Так, время его нахождения в правоохранительном органе после возбуждения уголовного дела может быть учтено, как время задержания в порядке ст.91 УПКРФ.

Утверждение о том, что при проведении гласных ОРМ изъятие предметов (наркотических средств) должно осуществляться не в рамках Закона об ОРД, а в соответствии с нормами УПК РФ, противоречит логике. Формулировка нормы ч.1 ст.15 Закона об ОРД указывает лишь на необходимость соблюдения правил, установленных УПКРФ, при изъятии предметов и веществ, полученных в ходе ОРМ. Так, изъятие должно проводиться в присутствии граждан (аналогия понятых в уголовном процессе), изъятые вещества и предметы должны опечатываться и т. д.

Если изъятие предметов и задержание сбытчика наркотических средств будет осуществляться исключительно в рамках УПК РФ, как предлагают делать авторы статьи, правоохранительные органы не смогут должным образом проводить проверку сообщений о преступлении. Так возрастет риск незаконного возбуждения уголовных дел без достаточных к тому оснований.