Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика клинического ординатора образец img-1

характеристика клинического ординатора образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика ординатора 2 год

/ Характеристика ординатора 2 год

на клинического ординатора

кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета

Пурсанову Нину Самсоновну

Пурсанова Н.С. в 2011 году поступила в клиническую ординатуру на кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета СГМУ.

Проходила обучение на базах гинекологического отделения ГУЗ «Областная клиническая больница» и родильного дома МУЗ «ГКБ №8».

Первый год обучения проходила на базе родильный дом МУЗ «ГКБ №8» в отделении патологии беременных, родильном отделении, послеродовом отделении, приемном отделении.

За время работы зарекомендовала себя исполнительным сотрудником, грамотным специалистом, добросовестно исполняющим свои обязанности. Обладает такими чертами, как целеустремленность, самостоятельность, уверенность. В экстренной ситуации проявляет выдержку и самообладание. Внимательна, отзывчива, тактична по отношению к пациентам. Ценит опыт и прислушивается к советам научных руководителей и коллег по работе.

В течение работы на базе родильного дома № 4 овладела малыми акушерскими операциями: техника выполнения и ушивания эпизиотомии, перинеотомии, ручного обследования полости матки, осмотр родовых путей на зеркалах, восстановление анатомической целостности шейки матки, стенок влагалища, освоила технику выполнения амниотомии, фетомониторное исследование.

Ассистировала на операции кесарево сечение. Самостоятельно выполнила операции кесарево сечение.

Сдала отчеты по основным разделам акушерства.

За время работы в гинекологическом отделении освоила основные методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации больных с воспалительными заболеваниями женских половых органов, нарушениями овариально-менструального цикла, невынашиванием беременности, доброкачественными и злокачественными новообразованиями гениталий, острой гинекологической патологии.

Принимала участие в плановых обходах заведующей отделением. Освоила методику выполнения и самостоятельно производила взятие мазков на флору, КПИ, онкоцитологию, бимануальное исследование, кольпоскопию.

Изучила и овладела техникой малых гинекологических операций: кульдоцентез, раздельное диагностическое выскабливание эндометрия и эндоцервикса, биопсия шейки матки, полипэктомия,

Ассистировала на полостных операциях: надвлагалищная ампутация матки, экстирпация матки, операции на придатках матки, влагалищная экстирпация матки.

Регулярно посещала лекции, научно-практические конференции, семинары врачей. Повышала уровень теоретической подготовки, изучая медицинскую литературу по специальности.

Сдавала отчеты 2 раза в месяц по основным разделам гинекологии в соответствии с составленным планом прохождения ординатуры.

акушерства и гинекологии

педиатрического факультета, Г.И. Хрипунова

д. м. н. профессор

Видео

Другие статьи

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-РЕВМАТОЛОГА (ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЫ)

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-РЕВМАТОЛОГА (ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЫ).

Квалификационная характеристика клинического ординатора по специальности «ревматология» является нормативным документом, определяющим цель и задачи подготовки врача высокой квалификации и компетенции в клинической ординатуре по вопросам ревматологии. Она предназначена для организации учебного процесса и для государственных органов высшего профессионального образования с целью обеспечения контроля за подготовкой врача-ревматолога.

Выполнение квалификационных требований, представленных в форме системы целевых видов и задач деятельности, относящихся к компетенции врача ревматолога, окончившего клиническую ординатуру, дает основание получить лицензию и пройти затем аттестацию для получения квалификационной категории.

Цель клинической ординатуры – формирование высококвалифицированного специалиста врача-ревматолога и организатора медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями в условиях амбулаторно-поликлинического и стационарного звеньев медицинской службы.

В соответствии с требованиями специальности врач-ревматолог должен овладеть в клинической ординатуре определенным комплексом общих и специальных знаний и умений.

основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, относящуюся к ревматологии;

- основы страховой медицины, менеджмента и маркетинга в ревматологии;

общие вопросы организации ревматологической помощи в стране, работы сети ревматологических учреждений, организации неотложной помощи взрослому и детскому населению;

общие вопросы организации работы (областного, краевого, республиканского, городского) ревматологического центра, ревматологического кабинета поликлиники, взаимодействия с другими лечебно-профилактическими учреждениями;

общие вопросы организации работы стационара дневного пребывания;

вопросы медицинской этики и деонтологии в ревматологии;

основы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма;

основы водно-электролитного обмена, кислотно-основного баланса, возможные типы их нарушений при ревматических заболеваниях и принципы их коррекции;

основы кроветворения и гемостаза, физиологии свертывающей и противосвертывающей систем крови, гемостаза в норме и при ревматических заболеваниях;

основы иммунологи и реактивности организма, иммунные нарушения при ревматических заболеваниях;

клинические проявления, этиологические факторы и патогенетические механизмы основных ревматических заболеваний у взрослых и детей, их диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика, клинические проявления пограничных состояний в ревматологии;

основы фармакотерапии ревматических заболеваний, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения при их применении и методы их коррекции;

основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению больных ревматическими заболеваниями;

основы рационального питания и принципы диетотерапии больных ревматическими заболеваниями;

противоэпидемические мероприятия при возникновении очага инфекции;

принципы медико-социальной экспертизы ревматических заболеваний;

диспансерное наблюдение за здоровыми и больными ревматическими заболеваниями, проблемы профилактики;

формы и методы санитарно-просветительной работы;

принципы организации медицинской службы гражданской обороны и медицины катостроф.

II. Общие умения:

получить информацию о заболеваниях, применять клинические методы обследования больного, выявить характерные признаки ревматических заболеваний;

оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую помощь;

определить показания для госпитализации и организовать ее;

выработать план ведения больного, определить необходимость применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, артроскопии, эндоскопии и пр.);

уметь анализировать результаты параклинических методов исследования;

определить показания для проведения биопсии синовиальной оболочки суставов, костного мозга, лимфатического узла, кожи, подкожных образований и внутренних органов;

обосновать клинический диагноз, провести дифференциальную диагностику, определить план и тактику ведения больного, назначить режим, диету, лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

уметь визуально отличить воспалительную синовиальную жидкость от невоспалительной или септической, выявить наличие в синовиальной жидкости отложений фибрина, примесь крови, интерпретировать данные лабораторного исследования синовиальной жидкости;

анализировать данные ЭКГ, ФКГ, ультразвуковых и радионуклидных исследований внутренних органов и скелета, рентгенографии легких, сердца, желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих органов;

самостоятельно анализировать данные рентгенографии суставов и позвоночника;

уметь выявлять основные неврологические нарушения;

досконально знать минимальные и максимальные разовые и суточные дозы противоревматических препаратов, их побочные эффекты, методы их профилактики и коррекции, тактику ведения больных основными ревматическими заболеваниями;

практически применять фармакотерапевтические методы при лечении сопутствующих заболеваний: гипотензивные, антиангинальные, антибактериальные, антидиабетические и противоязвенные препараты, антикоагулянты;

уметь проводить противоостеопоретическую терапию при первичном и вторичном остеопорозе;

уметь применять локальное введение (внутрисуставное и в мягкие периартикулярные ткани) глюкокортикоидов, цитостатиков, хондропротектров;

- уметь проводить клиническое исследование суставов и позвоночника с определением функциональных тестов (Шобера, Отта и пр.), уметь проводить тест Ширмера, тест патергии;

уметь определять ревматоидный фактор с помощью латекс-теста и концентрацию криоглобулинов в сыворотке;

оценить прогноз заболевания и жизни;

организовать консультацию больного другими специалистами;

организовать неотложную помощь в экстренных ситуациях;

определить временную и стойкую нетрудоспособность больного; направить на клинико-экспертную комиссию и комиссию медико-социальной экспертизы;

осуществлять меры по комплексной реабилитации больного:

организовать и провести комплекс мероприятий по диспансеризации и профилактике ревматических заболеваний;

проводить профилактические осмотры населения с целью выявления больных ревматическими заболеваниями;

проводить санитарно-просветительную работу среди населения, осуществлять подготовку общественного актива участка;

оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению, составить отчет о своей работе.

III. Специальные знания и умения.

Врач-ревматолог должен уметь установить диагноз и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия при следующих ревматических заболеваниях:

Заболевания опорно-двигательного аппарата –

ювенильный хронический артрит,

анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева),

артриты, сочетающиеся со спондилитами (псориатическая артропатия, болезнь (синдром) Рейтера, артриты при хронических воспалительных заболеваниях кишечника),

артриты, связанные с инфекцией (бактериальные, вирусные, грибковые, реактивные)

остеоартроз, межпозвонковые остеохондроз и спондилез, спондилостеоартроз, гиперостоз Форестье,

артропатии при неревматических заболеваниях (аллергические заболевания, метаболические нарушения, эндокринные, гематологические, неврологические, инфекционные, профессиональные заболевания, паранеопластический синдром, саркоидоз, периодическая болезнь, хронический активный гепатит),

Диффузные болезни соединительной ткани -

системная красная волчанка,

кома (диабетическая, гипогликемическая, гиперосмолярная)

болевой и геморрагический шок, токсиконфекционный шок,

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КЛИНИЧЕСКОГО ОРДИНАТОРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕВМАТОЛОГИЯ»

В процессе обучения врач-ревматолог должен приобрети следующие практические навыки:

провести расспрос и применить физические методы обследования больного, выявить характерные признаки ревматического заболевания, оценить уровень активности, вариант течения, характер прогрессирования (стадию) заболевания, оценить состояние и функциональную способность больного;

составить план обследования, организовать его выполнение, интерпретировать результаты параклинических исследований

обосновать клинический диагноз, провести дифференциальную диагностику, составить план ведения больного, назначить режим и диету, медикаментозные средства и другие лечебные мероприятия

провести определение групп крови и резус-фактора, переливание крови, препаратов крови и кровезаменителей

-внутривенное введение лекарственных препаратов

взятие крови для бактериологических, биохимических и иммунологических исследований

самостоятельная регистрация и анализ ЭКГ

анализ Эхо-КГ, Допплер-Эхо-КГ, рентгенографии суставов и позвоночника, сердца, легких и других органов и систем.

проведение медикаментозных и нагрузочных проб на толерантность к физическим нагрузкам, интерпретация полученных данных

интерпретация результатов лабораторных исследований:

-интерпретация клинического анализа крови,

результатов определения титров противострептококковых антител,

интерпретация иммунологического анализа крови (ревматоидного фактора, антинуклеарных факторов, антител к ДНК, содержания СРБ, криопреципитинов, комплемента, антикардиолипиновых антител, антител к рибонуклеопротеинам)

интерпретация данных вирусологического исследования (вирусы гепатита, ВИЧ, простого герпеса, цитомегаловируса)

интерпретация анализа крови на содержание белков, липидов, электролитов, показателей кислотно-щелочного равновесия, биохимических показателей, отражающих функциональное состояние почек, печени,

интерпретация анализов мочи (общего, Нечипоренко, Зимницкого, пробы Реберга, посевов мочи, анализ мочи на желчные пигменты, амилазу), интерпретация результатов исследований мокроты, желудочного и дуоденального содержимого, испражнений

показания и проведение стернальной пункции и оценка миелограммы

-проведение пункции суставов, получение биоптата синовии и синовиальной жидкости, интерпретация результатов исследований

локальное введение глюкокортикоидов

-проведение пробы Ширмера и теста на патергию

определение показаний и проведение пульс-терапии

определение показаний и противопоказаний, подготовка больного к бронхоскопии, ЭГДС, колоноскопии, цистоскопии

определение показаний и противопоказаний, подготовка больного и проведение пункций плевральной и брюшной полости

определение показаний и противопоказаний, подготовка больного к лапароскопии и лапаротомии

определение показаний и интерпретация результатов компьютерной рентгенотомографии, ядерно-магнитного резонанса

определение показаний и интерпретация результатов ультразвукового и радиоизотопных исследований внутренних органов, щитовидной железы, костей, суставов и пр.

оказание экстренной помощи при неотложных состояниях

реанимационные мероприятия при остановке сердца (непрямой массаж, внутрисердечное введение лекарственных средств)

реанимационные мероприятия при острой дыхательной недостаточности, гипоксемической коме (искусственное дыхание, вентиляция легких, оксигенотерапия)

купирование астматического статуса

лечебные мероприятия при пневмотораксе

лечебные мероприятия при анафилактическом шоке и других острых аллергических реакциях

реанимационные мероприятия при шоковых состояниях

лечебные мероприятия при тромбоэмболии легочной артерии и артерий большого круга

лечебные мероприятия при кровотечениях

лечебные мероприятия при нарушениях сердечного ритма и проводимости

лечебные мероприятия при острой и хронической почечной недостаточности, токсической почке, почечной колике

лечебные мероприятия при печеночной недостаточности

лечебные мероприятия при острых нарушениях мозгового кровообращения и острых психических расстройствах

лечебные мероприятия при отравлении медикаментами, пестицидами, кислотами, основаниями, алкоголем, окисью углерода, солями тяжелых металлов

лечебные мероприятия при гипер- и гипогликемических комах

лечебные мероприятия при обтурации верхних дыхательных путей, трахеотомия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Подготовка ординаторов по специальности ревматология должна проводиться в клинических учреждениях. Основным методом профессиональной подготовки должна быть работа врача ординатора в ревматологических отделениях стационаров, ревматологическом кабинете поликлиники, в палатах интенсивной терапии под руководством и контролем преподавателя (ассистента) или опытного врача специалиста ревматолога. Преподавание должно осуществляться квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по ревматологии, научную степень (не менее 10% докторов наук) и опыт работы в ревматологическом учреждении не менее 5 лет.

Задачей двухгодичной клинической ординатуры является подготовка высококвалифицированного врача-ревматолога, разбирающегося не только в вопросах клинической ревматологии, но и компетентного в организационных вопросах здравоохранения, в частности, в вопросах страховой медицины, экономики здравоохранения, медицинской статистики. Все приобретенные профессиональные знания и умения должны позволить врачу-ревматологу успешно самостоятельно работать во всех звеньях ревматологической службы: ординатор или заведующий ревматологическим отделением, врач ревматологического кабинета поликлиники, врач санатория, работа в органах управления здравоохранением.

В процессе обучения в ординатуре осуществляется воспитание врача высокой культуры, соблюдающего принципы медицинской этики и деонтологии, В процессе обучения в ординатуре должны быть сформированы высокий уровень научного мировоззрения, общей и профессиональной культуры, потребность к углублению и расширению научно-творческого потенциала.

Все изучаемые клиническими ординаторами разделы подразделены на 2 части: профессиональная подготовка (90% времени), включая клиническую (в том числе и теоретическую) подготовку, и элективы (10% времени).

В учебном плане выделяется федеральный компонент для освоения клинической части (80% времени), включая изучение смежных дисциплин (5% времени). В клиническую часть включаются разделы ревматологии, освоение которых требует работы в стационаре, поликлинике, в иммунологических и биохимических лабораториях, в отделении функциональной диагностики, изучаются рентгенологические и радиологические методы исследования, физиотерапевтические методы лечения и реабилитации. Клиническая подготовка должна включать в себя подготовку по реанимации и неотложной помощи, геронтологии и гериартрии, клинической фармакологии, экспертизе нетрудоспособности, клинической психологии, этике, деонтологии. Для подготовки по смежным дисциплинам (инфекционным болезням и туберкулезу, онкологии и т.п.) и элективным разделам (генетика, аллергология, вирусология и т.п.) могут быть использованы клинические базы соответствующих кафедр медицинских институтов, университетов и факультетов. Раздел федерального компонента изменениям не подлежит.

Национально-региональный (вузовский) компонент включает углубленное изучение фундаментальных дисциплин, на что отводится 7% времени и изучение организационных вопросов (отводится 3% времени). Учебное заведение имеет право изменять объем часов в разделах национально-регионального (вузовского) компонента в пределах 5-10%. Теоретическая часть предусматривает ознакомление с современными достижениями иммунологии, патологической анатомии, патофизиологии, микробиологии, вирусологии, биохимии, генетики, фармакологии применительно к ревматологии, а также освоение основ управления здравоохранением, овладение элементами медицинской информатики, статистики и пр. Теоретическая часть обучения в ординатуре должна базироваться на знаниях, полученных в процессе обучения в ВУЗе, она включает лекции по фундаментальным дисциплинам, чтение специальной литературы с подготовкой рефератов, темы которых определяет руководитель ординатора, проведение тематических клинических разборов, семинаров.

На элективы отводится 10% учебного времени, что позволит восполнить имеющиеся пробелы и более глубоко изучить избранные разделы ревматологии. Элективы могут содержать как углубленное изучение клинических аспектов заболеваний, так и теоретических проблем, или их сочетание. Кроме предлагаемых возможных элективов могут быть избраны любые другие по данной специальности с учетом потребностей практического здравоохранения или научных целей.

Обучение в ординатуре регламентируется индивидуальным планом, составляемым на основе требований, содержащихся в «квалификационной характеристике». План должен быть составлен не позднее чем через 1 месяц со дня зачисления в ординатуру и обсужден на заседании кафедры. В индивидуальном плане предусматриваются сроки сдачи зачетов после освоения каждого раздела. Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится в виде зачета или собеседования профессором или доцентом кафедры по окончании каждого раздела обучения с предоставлением дневника и картотеки изученной литературы. По истечении полугодия ординатор отчитывается по своей работе на заседании кафедры. В конце 1-го и 2-го годов обучения проводятся аттестации ординаторов, материалы которых анализируются комиссией Вуза (факультета) и утверждаются проректором.

Врачи-ординаторы должны выполнять лечебно-диагностическую и профилактическую работу в объеме 50% нагрузки врача-ординатора стационара или поликлиники и нести ежемесячно 2 ночных дежурства в профильном стационаре.

В подготовку ординаторов необходимо включать посещение ими клинических и патологоанатомических конференций, присутствие их при проведении инструментальных исследований (ультразвуковых, радионуклидных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), присутствие при вскрытии тел умерших.

Приобретение практических навыков проводится и контролируется постоянно в процессе лечебно-диагностической работы в течение всего срока обучения.

В процессе обучения клинический ординатор должен не только должен овладеть специальными профессиональными знаниями и умениями, но и закрепить общие знания и умения по основной специальности в объеме требований квалификационной характеристики врача-ревматолога.

После завершения подготовки по каждому из разделов учебной программы должен проводиться зачет в форме выполнения тестовых заданий, решения ситуационных задач, собеседования. После прохождения обучения по смежным специальностям также должен проводиться зачет. Каждые полгода проводится аттестация врача ординатора, которая включает зачет по освоению программы в соответствии с индивидуальным планом подготовки ординатора (тестовый контроль, собеседование). По окончанию 2-хлетнего обучения в клинической ординатуре проводится заключительный (аттестационный (сертификационный)) экзамен, включающий оценку умений и практических навыков (зачтено, не зачтено по результатам промежуточных зачетов), письменную часть (тестовый контроль и решение ситуационных задач) и устную часть (собеседование). Заключительный тест-контроль включает в себя не менее 100 вопросов по основным разделам программы, экзаменуемый должен дать 90% и выше правильных ответов для получения оценки «отлично», 80-89% правильных ответов для получения оценки «хорошо» и 70-79% - для получения оценки «удовлетворительно».

Для послевузовской подготовки практикующих врачей предусмотрено общее усовершенствование по специальности (переподготовка), аттестационные (сертификационные) и тематические циклы усовершенствования. Для каждого вида усовершенствования по специальности создается учебный и учебно-тематический планы.

Необходимым в условиях современного быстрого развития клинической и фармакологической науки представляется проведение тематического усовершенствования для ревматологов раз в 3 года, терапевтов раз в 5-7 лет. Специалист ревматолог раз в 5 лет должен пройти обучение на аттестационном (сертификационном) цикле для подтверждения своего соответствия служебному положению.

ПРИКАЗ Минздрава СССР от n 362 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 19.05.1971 n 362 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 19 мая 1971 г. N 362
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ"
В целях улучшения подготовки квалифицированных врачей-специалистов в клинической ординатуре:
I. Утверждаю прилагаемое Положение о клинической ординатуре.
II. Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных республик, министрам здравоохранения автономных республик, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, ректорам высших медицинских учебных заведений и институтов усовершенствования врачей, директорам научно-исследовательских институтов принять утвержденное "Положение о клинической ординатуре" к руководству.
2. Считать утратившими силу "Положение о клинической ординатуре", утвержденное Приказом Министра здравоохранения СССР от 9 августа 1955 г. N 178-м, и Приказ по Министерству здравоохранения СССР от 5 мая 1960 г. N 207.
Министр
Б.В.ПЕТРОВСКИЙ

Утверждено
Приказом Министра
здравоохранения СССР
от 19 мая 1971 г. N 362
ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Клиническая ординатура - высшая форма повышения квалификации врачей в высших медицинских учебных заведениях, институтах усовершенствования врачей и научно-исследовательских институтах.
2. Основной задачей клинической ординатуры является подготовка квалифицированных врачей-специалистов для самостоятельной работы в учреждениях системы здравоохранения.
3. Продолжительность обучения в ординатуре 2 года, начало занятий с 1 сентября.
Раздел II. УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА ПРИЕМА
В КЛИНИЧЕСКУЮ ОРДИНАТУРУ
4. В клиническую ординатуру принимаются по конкурсу врачи в возрасте до 35 лет включительно, со стажем практической работы не менее 3-х лет, в отдельных случаях - врачи из числа выпускников медицинских институтов, по рекомендации Совета института.
Выпускники высших учебных заведений, прошедшие одногодичную специализацию (интернатуру), могут участвовать в конкурсе в клиническую ординатуру только по истечении 3-летнего срока работы по окончании интернатуры.
Лица, имеющие 3-летний практический стаж и прошедшие специализацию или усовершенствование по избранной специальности в институтах (факультетах, курсах) усовершенствования врачей, могут участвовать в конкурсе в клиническую ординатуру по истечении одного года работы после прохождения специализации или усовершенствования.
Преимущественным правом приема в клиническую ординатуру пользуются врачи, работающие вне крупных городов, особенно в сельской местности, а также врачи, награжденные значком "Отличнику здравоохранения".
5. Для проведения приема в клиническую ординатуру ректор (директор) института объявляет конкурс со сроком подачи заявлений не менее одного месяца и назначает конкурсную комиссию под председательством проректора (зам. директора) по научно-учебной работе.
В конкурсную комиссию входят представители ведущих клинических специальностей и общественных организаций института. В процессе работы конкурсной комиссии председатель широко привлекает к отбору кандидатов в ординатуру заведующих кафедрами, на которые направляются клинические ординаторы.
6. Лица, желающие поступить в клиническую ординатуру, подают на имя ректора (директора) соответствующего института заявление с приложением:
а) личного листка по учету кадров;
б) копии диплома о высшем образовании, заверенной в установленном порядке;
в) деловой и политической характеристики с последнего места работы или учебы, выданной для участия в конкурсе.
7. Участвовать в конкурсе в клиническую ординатуру одновременно в двух или нескольких институтах не разрешается.
8. Ректоры (директоры) институтов ежегодно к 15 июля представляют на утверждение в министерство здравоохранения по подчиненности института протоколы заседания конкурсных комиссий и списки конкурирующих в клиническую ординатуру согласно приложению (форма N 1).
9. Зачисление в клиническую ординатуру производится приказом ректора (директора) института в пятидневный срок после рассмотрения списков конкурирующих в клиническую ординатуру соответствующим министерством здравоохранения.
10. Приказ о зачислении в клиническую ординатуру является основанием для освобождения врача с прежнего места работы.
11. Врачи, не прибывшие без уважительных причин к месту учебы в течение месяца со дня начала занятий в ординатуре, по согласованию с министерством (по подчиненности института) подлежат отчислению.
Выпускники вуза, зачисленные в клиническую ординатуру по рекомендации Совета института, в случае отчисления из клинической ординатуры подлежат распределению министерством здравоохранения по подчиненности вуза, выпускниками которого они являются.
Раздел III. ПОДГОТОВКА КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ
12. Подготовка клинических ординаторов производится в медицинских, научно-исследовательских институтах и институтах усовершенствования врачей под руководством высококвалифицированных специалистов.
Обучение каждого ординатора осуществляется по индивидуальному плану, разработанному заведующим кафедрой (отделом) на основании типового плана с учетом характера последующей работы ординатора и утвержденному ректором (директором) института (согласно Приложению).
Индивидуальный план клинического ординатора утверждается не позже чем через 2 месяца с момента зачисления.
13. На клинических ординаторов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, установленного для работников института, кафедры (отдела).
14. Клиническим ординаторам выплачивается стипендия в установленных размерах. Им представляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска соответствующих врачей-специалистов.
15. Клиническим ординаторам предоставляется общежитие и постельные принадлежности с оплатой по тарифу, установленному для рабочих и служащих.
16. В случае временной нетрудоспособности клинического ординатора (болезнь, беременность, роды, карантин, уход за больными членами семьи) за ним сохраняется стипендия в полном размере в течение сроков, установленных действующим законодательством о пособиях в связи с временной нетрудоспособностью.
17. Ординаторы 2 раза в год отчитываются о выполнении своего индивидуального плана на заседании коллектива кафедры (отдела). Ответственный за подготовку клинических ординаторов один раз в год докладывает Совету факультета (института) о работе с клиническими ординаторами.
18. Ординаторы, не выполнившие индивидуальные планы в установленные сроки, отчисляются на практическую работу приказом соответствующего министерства.
19. Ректор (директор) института за три месяца до выпуска сообщает соответствующему министерству о наиболее целесообразном использовании клинических ординаторов на основании аттестации клинических ординаторов при участии главных специалистов области (края).
20. Клинические ординаторы, проявившие способность к научно-исследовательской работе и имеющие стаж практической работы по специальности, в отдельных случаях могут быть рекомендованы Советом в аспирантуру по окончании ординатуры.
21. Общее руководство, ответственность за качество подготовки ординаторов и обеспечение своевременного прибытия к месту назначения врачей, окончивших клиническую ординатуру, возлагается на ректоров (директоров) институтов и соответствующие министерства здравоохранения.
22. Лица, окончившие клиническую ординатуру, распределяются комиссией института в соответствии с планом распределения, утвержденным министерством здравоохранения по подчиненности института. Вручение направления министерства должно быть произведено не позднее чем за месяц до окончания ординатуры.
23. Врачам, окончившим клиническую ординатуру, выдается удостоверение по форме N 2.
24. Врачи, окончившие ординатуру, обязаны отработать по назначению министерства здравоохранения не менее 3-х лет.
Раздел IV. ЦЕЛЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА
25. Целевая клиническая ординатура является одной из форм подготовки квалифицированных врачей-специалистов по направлениям министерств здравоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения и ведомств.
26. Ответственность за своевременный и качественный подбор кандидатов в целевую клиническую ординатуру возлагается на министерства здравоохранения союзных республик (областные, краевые отделы здравоохранения), ведомства.
27. Врачи, зачисленные в целевую клиническую ординатуру по рекомендации министерств здравоохранения союзных республик (областных, краевых отделов здравоохранения), ведомств, как правило, направляются на работу по окончании ординатуры в те же республики, области, ведомства.
28. На целевых ординаторов распространяются все права и обязанности, определенные настоящим Положением.

Приложение
к Положению
о клинической ординатуре
ТИПОВОЙ ПЛАН
ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ЧЕРЕЗ КЛИНИЧЕСКУЮ ОРДИНАТУРУ
1. Работа клинического ординатора направлена на глубокое освоение специальности, изучение принципов правильного клинического подхода к больному, овладение методами современного клинического исследования и комплексного лечения больных (работа проводится по индивидуальному плану).
В процессе работы клинический ординатор изучает вопросы медицинской этики, деонтологии, знакомится с историей отечественной медицины и роли врача в современном обществе.
2. Клинический ординатор обязан за время пребывания в клинической ординатуре работать в стационаре и поликлинике, освоить основные разделы профилактики, патологии и терапии, обращая особое внимание на правильное понимание сущности болезненных процессов с позиций диалектико-материалистического мировоззрения.
3. Клинические ординаторы выполняют лечебно-профилактическую работу в соответствии с режимом отделения (кабинета, лаборатории), за которым они закреплены, в объеме 50% нормы нагрузки врача соответствующей специальности.
4. Практическая работа ординатора ведется под контролем опытного ассистента (научного сотрудника, заведующего кафедрой, зав. лабораторией). Профессор проверяет работу ординаторов на обходах, конференциях и индивидуальных собеседованиях.
5. Клинический ординатор обязан дежурить по стационару или приемному покою 2 раза в месяц, на первом году в качестве помощника ответственного дежурного, на втором - самостоятельно. Если ординатор дежурит больше 2-х раз в месяц, то время его последующих дежурств компенсируется соответствующим количеством дней. В общеустановленные выходные дни ординаторов на дежурство назначать не следует.
6. Клинических ординаторов надлежит широко привлекать к работе по составлению отчетов о деятельности отделения, анализу этих отчетов, анализу смертности, расхождения диагнозов и пр.
7. В обязательном порядке ординатор должен посещать лекции, клинические и патологоанатомические конференции, заседания общества, участвовать при вскрытии курируемых им умерших больных, реферировать основные учебники и монографии, работать в поликлинических врачебно-консультационных комиссиях, комиссиях по снижению заболеваемости и др.; ординатор обязан знакомиться со специальной и журнальной литературой. Перечень специальной литературы, обязательной для изучения, утверждает заведующий кафедрой (отделом).
8. В план подготовки ординаторов включаются вопросы работы заведующих профильными отделениями, вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации, работы врачебно-консультационных комиссий. При составлении индивидуальных планов необходимо учитывать характер работы клинического ординатора (город, сельская местность) по месту его распределения.
9. Ординатор обязан два раза в год отчитываться перед коллективом кафедры (отдела) о проделанной работе.
10. В течение всего срока обучения ординатор обязан принимать активное участие в общественной работе кафедры (отдела) и института.
11. Ординатор должен привлекаться к научно-исследовательской работе: составлять рефераты, литературные обзоры, описывать отдельные случаи из практики, демонстрировать больных на врачебных конференциях.
Целью привлечения клинических ординаторов к научно-исследовательской работе является расширение его клинической эрудиции, клинического мышления, воспитание навыков исследовательской работы, необходимых для дальнейшей врачебной деятельности.
Примечание. Настоящий типовой план является основой для разработки типовых планов подготовки клинических ординаторов по специальностям и годам обучения. При разработке индивидуальных планов клинических ординаторов необходимо предусмотреть прохождение смежных дисциплин.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ В ПОДГОТОВКЕ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ
(48 НЕДЕЛЬ - 1920 ЧАСОВ)
---------------------T-------------------------------------------¬
¦ Вид подготовки ¦ Объем в часах ¦
¦ +--------------T-------------T--------------+
¦ ¦терапев. проф.¦хирург. проф.¦педиатр. проф.¦
¦ +------T-------+------T------+------T-------+
¦ ¦1 год ¦ 2 год ¦1 год ¦2 год ¦1 год ¦ 2 год ¦
+--------------------+------+-------+------+------+------+-------+
¦Основная специаль- ¦ 1630 ¦ 1490 ¦ 1510 ¦ 1510 ¦ 1450 ¦ 1200 ¦
¦ность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе клиника,¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦
¦диагностика и лече- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ние неотложных сос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тояний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Основные клинические¦ 240 ¦ 310 ¦ 360 ¦ 290 ¦ 420 ¦ 600 ¦
¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Медицинская статис- ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦ ¦
¦тика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Клиническая биохимия¦ ¦ 20 ¦ ¦ 20 ¦ ¦ 20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Клиническая фармако-¦ ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦
¦логия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Медицинская генетика¦ ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦
+--------------------+------+-------+------+------+------+-------+
¦ ¦ 1920 ¦ 1920 ¦ 1920 ¦ 1920 ¦ 1920 ¦ 1920 ¦
L--------------------+------+-------+------+------+------+--------
Смежные дисциплины определяются заведующим кафедрой (отдела, лаборатории) в зависимости от профиля подготовки клинического ординатора (в частности, в индивидуальные планы подготовки клинических ординаторов по терапии и педиатрии обязательно включается работа в инфекционном отделении, по хирургии - в травматологическом, урологическом, анестезиологическом отделениях и т.д.).

Приказ Минздрава СССР от N 362

О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Клиническая ординатура - высшая форма повышения квалификации врачей в высших медицинских учебных заведениях, институтах усовершенствования врачей и научно-исследовательских институтах.

2. Основной задачей клинической ординатуры является подготовка квалифицированных врачей-специалистов для самостоятельной работы в учреждениях системы здравоохранения.

3. Продолжительность обучения в ординатуре 2 года, начало занятий с 1 сентября.

Раздел II. УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА ПРИЕМА

В КЛИНИЧЕСКУЮ ОРДИНАТУРУ

4. В клиническую ординатуру принимаются по конкурсу врачи в возрасте до 35 лет включительно, со стажем практической работы не менее 3-х лет, в отдельных случаях - врачи из числа выпускников медицинских институтов, по рекомендации Совета института.

Выпускники высших учебных заведений, прошедшие одногодичную специализацию (интернатуру), могут участвовать в конкурсе в клиническую ординатуру только по истечении 3-летнего срока работы по окончании интернатуры.

Лица, имеющие 3-летний практический стаж и прошедшие специализацию или усовершенствование по избранной специальности в институтах (факультетах, курсах) усовершенствования врачей, могут участвовать в конкурсе в клиническую ординатуру по истечении одного года работы после прохождения специализации или усовершенствования.

Преимущественным правом приема в клиническую ординатуру пользуются врачи, работающие вне крупных городов, особенно в сельской местности, а также врачи, награжденные значком "Отличнику здравоохранения".

5. Для проведения приема в клиническую ординатуру ректор (директор) института объявляет конкурс со сроком подачи заявлений не менее одного месяца и назначает конкурсную комиссию под председательством проректора (зам. директора) по научно-учебной работе.

В конкурсную комиссию входят представители ведущих клинических специальностей и общественных организаций института. В процессе работы конкурсной комиссии председатель широко привлекает к отбору кандидатов в ординатуру заведующих кафедрами, на которые направляются клинические ординаторы.

6. Лица, желающие поступить в клиническую ординатуру, подают на имя ректора (директора) соответствующего института заявление с приложением:

а) личного листка по учету кадров;

б) копии диплома о высшем образовании, заверенной в установленном порядке;

в) деловой и политической характеристики с последнего места работы или учебы, выданной для участия в конкурсе.

7. Участвовать в конкурсе в клиническую ординатуру одновременно в двух или нескольких институтах не разрешается.

8. Ректоры (директоры) институтов ежегодно к 15 июля представляют на утверждение в министерство здравоохранения по подчиненности института протоколы заседания конкурсных комиссий и списки конкурирующих в клиническую ординатуру согласно приложению (форма N 1).

9. Зачисление в клиническую ординатуру производится приказом ректора (директора) института в пятидневный срок после рассмотрения списков конкурирующих в клиническую ординатуру соответствующим министерством здравоохранения.

10. Приказ о зачислении в клиническую ординатуру является основанием для освобождения врача с прежнего места работы.

11. Врачи, не прибывшие без уважительных причин к месту учебы в течение месяца со дня начала занятий в ординатуре, по согласованию с министерством (по подчиненности института) подлежат отчислению.

Выпускники вуза, зачисленные в клиническую ординатуру по рекомендации Совета института, в случае отчисления из клинической ординатуры подлежат распределению министерством здравоохранения по подчиненности вуза, выпускниками которого они являются.

Раздел III. ПОДГОТОВКА КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ

12. Подготовка клинических ординаторов производится в медицинских, научно-исследовательских институтах и институтах усовершенствования врачей под руководством высококвалифицированных специалистов.

Обучение каждого ординатора осуществляется по индивидуальному плану, разработанному заведующим кафедрой (отделом) на основании типового плана с учетом характера последующей работы ординатора и утвержденному ректором (директором) института (согласно Приложению).

Индивидуальный план клинического ординатора утверждается не позже чем через 2 месяца с момента зачисления.

13. На клинических ординаторов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, установленного для работников института, кафедры (отдела).

14. Клиническим ординаторам выплачивается стипендия в установленных размерах. Им представляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска соответствующих врачей-специалистов.

15. Клиническим ординаторам предоставляется общежитие и постельные принадлежности с оплатой по тарифу, установленному для рабочих и служащих.

16. В случае временной нетрудоспособности клинического ординатора (болезнь, беременность, роды, карантин, уход за больными членами семьи) за ним сохраняется стипендия в полном размере в течение сроков, установленных действующим законодательством о пособиях в связи с временной нетрудоспособностью.

17. Ординаторы 2 раза в год отчитываются о выполнении своего индивидуального плана на заседании коллектива кафедры (отдела). Ответственный за подготовку клинических ординаторов один раз в год докладывает Совету факультета (института) о работе с клиническими ординаторами.

18. Ординаторы, не выполнившие индивидуальные планы в установленные сроки, отчисляются на практическую работу приказом соответствующего министерства.

19. Ректор (директор) института за три месяца до выпуска сообщает соответствующему министерству о наиболее целесообразном использовании клинических ординаторов на основании аттестации клинических ординаторов при участии главных специалистов области (края).

20. Клинические ординаторы, проявившие способность к научно-исследовательской работе и имеющие стаж практической работы по специальности, в отдельных случаях могут быть рекомендованы Советом в аспирантуру по окончании ординатуры.

21. Общее руководство, ответственность за качество подготовки ординаторов и обеспечение своевременного прибытия к месту назначения врачей, окончивших клиническую ординатуру, возлагается на ректоров (директоров) институтов и соответствующие министерства здравоохранения.

22. Лица, окончившие клиническую ординатуру, распределяются комиссией института в соответствии с планом распределения, утвержденным министерством здравоохранения по подчиненности института. Вручение направления министерства должно быть произведено не позднее чем за месяц до окончания ординатуры.

23. Врачам, окончившим клиническую ординатуру, выдается удостоверение по форме N 2.

24. Врачи, окончившие ординатуру, обязаны отработать по назначению министерства здравоохранения не менее 3-х лет.

Раздел IV. ЦЕЛЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА

25. Целевая клиническая ординатура является одной из форм подготовки квалифицированных врачей-специалистов по направлениям министе рств здр авоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения и ведомств.

26. Ответственность за своевременный и качественный подбор кандидатов в целевую клиническую ординатуру возлагается на министерства здравоохранения союзных республик (областные, краевые отделы здравоохранения), ведомства.

27. Врачи, зачисленные в целевую клиническую ординатуру по рекомендации министе рств здр авоохранения союзных республик (областных, краевых отделов здравоохранения), ведомств, как правило, направляются на работу по окончании ординатуры в те же республики, области, ведомства.

28. На целевых ординаторов распространяются все права и обязанности, определенные настоящим Положением.

о клинической ординатуре

ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ЧЕРЕЗ КЛИНИЧЕСКУЮ ОРДИНАТУРУ

1. Работа клинического ординатора направлена на глубокое освоение специальности, изучение принципов правильного клинического подхода к больному, овладение методами современного клинического исследования и комплексного лечения больных (работа проводится по индивидуальному плану).

В процессе работы клинический ординатор изучает вопросы медицинской этики, деонтологии, знакомится с историей отечественной медицины и роли врача в современном обществе.

2. Клинический ординатор обязан за время пребывания в клинической ординатуре работать в стационаре и поликлинике, освоить основные разделы профилактики, патологии и терапии, обращая особое внимание на правильное понимание сущности болезненных процессов с позиций диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Клинические ординаторы выполняют лечебно-профилактическую работу в соответствии с режимом отделения (кабинета, лаборатории), за которым они закреплены, в объеме 50% нормы нагрузки врача соответствующей специальности.

4. Практическая работа ординатора ведется под контролем опытного ассистента (научного сотрудника, заведующего кафедрой, зав. лабораторией). Профессор проверяет работу ординаторов на обходах, конференциях и индивидуальных собеседованиях.

5. Клинический ординатор обязан дежурить по стационару или приемному покою 2 раза в месяц, на первом году в качестве помощника ответственного дежурного, на втором - самостоятельно. Если ординатор дежурит больше 2-х раз в месяц, то время его последующих дежурств компенсируется соответствующим количеством дней. В общеустановленные выходные дни ординаторов на дежурство назначать не следует.

6. Клинических ординаторов надлежит широко привлекать к работе по составлению отчетов о деятельности отделения, анализу этих отчетов, анализу смертности, расхождения диагнозов и пр.

7. В обязательном порядке ординатор должен посещать лекции, клинические и патологоанатомические конференции, заседания общества, участвовать при вскрытии курируемых им умерших больных, реферировать основные учебники и монографии, работать в поликлинических врачебно-консультационных комиссиях, комиссиях по снижению заболеваемости и др.; ординатор обязан знакомиться со специальной и журнальной литературой. Перечень специальной литературы, обязательной для изучения, утверждает заведующий кафедрой (отделом).

8. В план подготовки ординаторов включаются вопросы работы заведующих профильными отделениями, вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации, работы врачебно-консультационных комиссий. При составлении индивидуальных планов необходимо учитывать характер работы клинического ординатора (город, сельская местность) по месту его распределения.

9. Ординатор обязан два раза в год отчитываться перед коллективом кафедры (отдела) о проделанной работе.

10. В течение всего срока обучения ординатор обязан принимать активное участие в общественной работе кафедры (отдела) и института.

11. Ординатор должен привлекаться к научно-исследовательской работе: составлять рефераты, литературные обзоры, описывать отдельные случаи из практики, демонстрировать больных на врачебных конференциях.

Целью привлечения клинических ординаторов к научно-исследовательской работе является расширение его клинической эрудиции, клинического мышления, воспитание навыков исследовательской работы, необходимых для дальнейшей врачебной деятельности.

Примечание. Настоящий типовой план является основой для разработки типовых планов подготовки клинических ординаторов по специальностям и годам обучения. При разработке индивидуальных планов клинических ординаторов необходимо предусмотреть прохождение смежных дисциплин.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ В ПОДГОТОВКЕ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ

(48 НЕДЕЛЬ - 1920 ЧАСОВ)

│ Вид подготовки │ Объем в часах │

│ │ терапев. проф.│хирург. п роф.│педиатр. проф.│

│ │1 год │ 2 год │1 год │2 год │1 год │ 2 год │

│Основная специаль - │ 1630 │ 1490 │ 1510 │ 1510 │ 1450 │ 1200 │

│ ность │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│в том числе клиника,│ │ 100 │ │ 100 │ │ 100 │

│диагностика и лече - │ │ │ │ │ │ │

│ ние неотложных сос - │ │ │ │ │ │ │

│ тояний │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│Основные клинические│ 240 │ 310 │ 360 │ 290 │ 420 │ 600 │

│дисциплины │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│Медицинская статис - │ 50 │ │ 50 │ │ 50 │ │

│тика │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│Клиническая биохимия│ │ 20 │ │ 20 │ │ 20 │

│ │ │ │ │ │ │ │

│Клиническая фармако -│ │ 50 │ │ 50 │ │ 50 │

│логия │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│Медицинская генетика│ │ 50 │ │ 50 │ │ 50 │

│ │ 1920 │ 1920 │ 1920 │ 1920 │ 1920 │ 1920 │

Смежные дисциплины определяются заведующим кафедрой (отдела, лаборатории) в зависимости от профиля подготовки клинического ординатора (в частности, в индивидуальные планы подготовки клинических ординаторов по терапии и педиатрии обязательно включается работа в инфекционном отделении, по хирургии - в травматологическом, урологическом, анестезиологическом отделениях и т.д.).