Руководства, Инструкции, Бланки

педагогическое руководство внеурочной деятельностью школьников img-1

педагогическое руководство внеурочной деятельностью школьников

Рейтинг: 4.0/5.0 (1910 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

2. Принципы, направления и виды внеурочной деятельности………………………..8

3. Схема оформления дневника………………………………………………………….12

4. Примерная схема анализа внеурочного занятия……………………………………..14

5.Структура плана- конспекта занятия по производственной практике «Организация внеурочной деятельности»……………………………………………………………….20

6. Содержание педагогической практики……………………………………………….23

7. Диагностические методики на выявление интересов и увлечений младших школьников………………………………………………………………………………..28. Информационное обеспечение…………………………………………………………..36

Организация производственной практики «организация внеурочной деятельности» 050146 Преподавание в начальных классах является этапом непосредственной практической подготовки студентов Болотнинского педагогического колледжа…..

Содержание практики «Организация внеурочной деятельности» строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает формирование соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Цель производственной практики - «Организация внеурочной деятельности» - освоение вида профессиональной деятельности по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Задачи педагогической практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

- формирование умения формулировать педагогические цели и задачи занятия по внеурочной деятельности;

- овладение умениями панировать и вести занятия по внеурочной деятельности с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- овладение методами и формами организации внеурочной работы;

- формирование умения осуществлять методическую рефлексию.

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
- адаптация обучающихся к конкретным условиям профессиональной деятельности.

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения программы педагогической практики должен:

иметь практический опыт:

- анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета(-ов));

- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;

- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

-наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;

-ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области

- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;

- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области

деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими

- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;

- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;

- подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

- анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

Производственная практика «Организация внеурочной деятельности» проводится на 3 курсе в 1-ом семестре рассредоточено, во 2-ом семестре концентрированно, параллельно с изучением ПМ 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы в области в области интеллектуальной деятельности («Я исследователь», «Хочу все знать», «Первые шаги в мире информатики»).

Объем учебной работы составляет 72 часа.

Группа студентов делится на подгруппы по 8-10 человек. В каждой группе назначается староста, который ведет журнал посещения практикантами баз практики и выполняет поручения руководителей практики. Руководство студентами осуществляют преподаватели педагогики, психологии. Методист консультирует практикантов, оказывает практическую помощь в выполнении ими заданий практики, осуществляет контроль, организует самостоятельную работу практикантов.

В ходе педагогической практики студенты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в базовых учреждениях работы, свои наблюдения, замечания, выводы. По завершению практики студенты предоставляют следующую документацию:

  • Дневник по практике с результатами наблюдения и анализа;
  • Рефлексия практики;
  • Презентация производственной практики «Организация внеурочной деятельности».
  • Портфолио производственной практики «Организация внеурочной деятельности». (2 семестр).

По результатам анализа деятельности студента в ходе практики и проверки отчетной документации ставится дифференцированный зачет.

Реализация ОПОП по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), преподавателями педагогики, психологии и частных методик.

1. Дневник педагогической практики,

2.Два плана-конспекта занятия по производственной практике «Организация внеурочной деятельности».

3. Рефлексия практики

4. Презентация по производственной практике «Организация внеурочной деятельности» (1, 2 семестр).

5. Портфолио по производственной практике «Организация внеурочной деятельности» ( 2 семестр).

Обязанности студента – практиканта:

- Оформляет и ведет дневник по практике

- Соблюдает график работы, присутствует на практике по расписанию.

- Выполняет все задания, предусмотренные программой практики, готовится к своей работе.

- Изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.

-Своевременно оформляет и предоставляет отчетную документацию.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы, определяет образовательное учреждение.
Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Каждая образовательная область должна теперь иметь новую модель, структуру, где нет четкой границы между уроком и внеурочной деятельностью, урок продолжается за его пределами, но (так заявляет стандарт) в совершенно новых формах, отличных от урочной.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Другие статьи

Руководство внеурочной деятельностью учащихся по предмету

-выполнение особо важной для школы работы;

-активное участие в мероприятиях, проводимых в школе;

-руководство внеурочной деятельностью учащихся по предмету;

-успешное выполнение плановых показателей;

-применение современных технологий обучения и воспитания;

-активная работа с общественностью;

-отсутствие нарушений трудовой дисциплины и норм педагогической этики;

-соблюдение норм здорового образа жизни, отсутствие больничных листов;

-активное участие в общественной жизни школы, организация и мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы;

-работа по развитию общественно - государственного управления школой;

-эффективная работа с родителями.

2. Порядок представления к награждению

2.1.Представление к награждению Почётными грамотами разного уровня, а
также представление к награждению отраслевым нагрудным знаком

«Почётный работник общего образования Российской Федерации» и присвоению почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» производится последовательно от уровня к уровню.

2.2. Награждение почетными грамотами разного уровня, а также представление к награждению нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» и присвоению почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» производится в следующем порядке:

• выдвижение кандидатуры профессиональным сообществом, методическим объединением, методическим советом.

• обсуждение кандидатуры на методическом совете трудового коллектива - определение рейтинговой оценки по показателям качества труда:

• принятие решения на педагогическом совете или общем собрании коллектива.

2.3. Своевременное оформление документов для награждения нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» присвоения почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» осуществляет специалист по кадрам.

3. Порядок установления и осуществления стимулирующих выплат.

3.1. Установление и осуществление ежемесячных поощрительных выплат, а
также систематическое премирование работников школы производится

из средств стимулирующего фонда оплаты труда по представлению экспертной (конкурсной) комиссии и директора школы.

3.2.Стимулирующий фонд определяется на текущий финансовый период и
распределяется по следующей формуле:

ФОТст = ФОГнадб + ФОТпрем

ФОТст- стимулирующий фонд,

ФОТнадб - доля стимулирующего фонда для ежемесячных надбавок, усыновленных за высокие результаты в профессиональной деятельности;

ФОТпрем- доля стимулирующего фонда для поощрительных выплат(премий) за качество выполняемой работы по результатам труда за период.

Ежемесячные надбавки устанавливаются на определённый финансовый период (квартал) за следующие результаты труда:

Руководителям методических объединений,

заместителям директора по УBP, BP, ИКТ:

высокий уровень opганизации мониторинга учебно-

воспитательного процесса системы оценки качества

образования в школе;

- качественная организация предпрофильного и профильного обучения;

- качественное выполнение плана воспитательной работы;

- качественная организация систематического контроля за информационно-методическим обеспечением образовательного процесса, ведением учебной документации и др. направлениями внутришкольного контроля;

- высокий уровень организации и проведения итоговой и

промежуточной и аттестации;

- качественная организация работы общественных органов

участвующих в управлении школой;

- сохранение контингента учащихся;

- высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы;

- поддержание благоприятного психологического климата в | коллективе;

Заместителю директора по АХР

оперативное материально-техническое, ресурсное обеспечение образовательного процесса;

-качественное обеспечение санитарно-гигиенических условий в школе (температурный, световой режим, режим подачи питьевой воды и т.д.);

-качественное обеспечение выполнения требований пожарной

и электробезопасности, охраны труда;

-высокое качество подготовки и организации ремонтных работ;

-высокое качество организации работы по обеспечению санитарно-гигиенических норм в лицее в соответствии с СанПИН;

своевременное и качественное сопровождение новой системы оплаты труда, разработка новых положений, подготовка экономических расчетов;

-своевременное и качественное предоставление отчетности;

качественное ведение документов;

3.5. Размеры разовых поощрительных выплат (премий) по результатам труда устанавливаются один раз в квартал в следующем порядке:

- локальное профессиональное сообщество (методическое объединение.) выдвигает работника на материальное поощрение за определённое достижение (возможен также вариант самовыдвижения работника).

- Совет школы утверждает Порядок распределения стимулирующего фонда, определяет приоритетные направления деятельности работников школы по достижению качественных результатов и доводит до сведения трудового коллектива;

- созданная Советом школы экспертная группа, состоящая из родителей и учителей, проводит оценку достижения и определяет коэффициент трудового участия <КТУ> работника в баллах;

- Совет школы рассматривает результаты работы экспертной группы и определяет размеры поощрительных выплат (премий) каждого поощряемого работника по формуле:

Где Пр – размер поощрительной выплаты,

Фс- стимулирующего фонда,

Бо -общая сумма баллов, набранная всеми работниками школы, прошедшими конкурсную комиссию;

С - сумма баллов, набранная работником для поощрительных выплат (премирования)

3.6. Для определения поощрительных выплат (премий) за достижение высоких результатов в профессиональной деятельности используются итоги:

- школьного мониторинга качества освоения учащимися учебного содержания предметов;

- Единого Государственного Экзамена:

-государственной аттестации выпускников основной школы в новой форме;

- независимого тестирования выпускников начальной школы;

- регионального тестирования классов-участников эксперимента;

- других форм внешней независимой оценки качества образования;

- участия обучающихся и педагогов в городских, региональных, всероссийских и международных научно - практических конференциях;

- участия обучающихся и педагогов в творческих ассамблеях, интеллектуальных турнирах, смотрах, конкурсах, олимпиадах и других формах общественного предъявления образовательных достижений.

3.7. Для определения поощрительных выплат за достижение высокой эффективности в работе используются результаты:

- школьного мониторинга здоровья;

-школьного мониторинга системы отношений «учитель - ученик», «учитель-родитель»;

- школьного мониторинга психологического климата;

-школьного мониторинга адаптации обучающихся к условиям образовательного процесса;

-школьного мониторинга уровня, ценности ученических (классных, творческих)коллективов;

-исследований отношения родителей и детей к образовательному процессу,

предметам и учителям;

3.8. Поощрительные выплаты за продуктивность деятельности, направленной на повышение качества образовательного процесса в школе, осуществляется при условии:

- создания работником (или группой работников) качественного «продукта» творческого труда - методические разработки, доклада, рекомендации, программы, проекта, сценария и т.д.;

- получение высокой рейтинговой оценки педагога по итогам аналитической работы научно-методического совета;

- получение высокой экспертной оценки созданного педагогом продукта со стороны экспертной группы.

3.9. Премирование директора производится учредителем школы из общего стимулирующего фонда.

Размер доплат, надбавок и поощрительных выплат директору определяется учредителем по следующим показателям деятельности школы:

• обеспечение качества образования:

по результатам аттестации (в т.ч. ЕГЭ и других форм независимой оценки качества);

высокий уровень организации и проведения итоговой аттестации (в т.ч. обеспечение участия в процедуре ЕГЭ общественных наблюдателей);

- наличие призёров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней;

-высокие результаты методической, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности школы;

- создание эффективной системы оценки качества образования в школе;

- организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения

качества образования, участие в методической работе на уровне города, района.

• эффективность управленческой деятельности:

- обеспечение общественно-государственного характера управления;

- исполнительная дисциплина (качественное ведение документации,

своевременное представление отчетов и др.материалов и др.;

- отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных

ситуаций и уровень разрешения конфликтных ситуаций;

- своевременное и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;

-создание эффективной системы оплаты труда сотрудников, повышение заработной оплаты педагогических работников;

- призовые места школы в смотрах (конкурсах) федерального и регионального уровней;

• создание условий для качественного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе:

-материально- техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса (учебное оборудование, информационно-методическое обеспечение, соответствие всем требованиям санитарных норм и норм безопасности);

-обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим, режим подачи питьевой воды и т.д);

-обеспечение комфортных санитарно-бытовых условий;

-обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

-эстетические условия, оформление здания школы, кабинетов, состояние пришкольной территории;

• кадровые ресурсы школы:

- укомплектованность педагогическими кадрами, и их качественный состав;

-развитие педагогического творчества (участие педагогов в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, конкурсах, конференциях);

-стабильность педагогического коллектива, привлечение и сохранение

-отсутствие отчислений из школы учащихся 1-9 классов, сохранение контингента 10-11-х классов;

-снижение количества учащихся, состоящих на учёте в КДН, отсутствие преступлений и правонарушении;

-высокий уровень организации внешкольной и внеклассной воспитательной

- высокий уровень организации педагогического сопровождения детей «группы риска».

• сохранение здоровья учащихся в школе:

-высокий уровень работы по сохранению здоровья учащихся, наличие Программы здоровья;

-качественная организация обеспечения учащихся горячим питанием;

-наличие системы проведения мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психологического и физического здоровья всех участников образовательного процесса (дни здоровья, спартакиады, туристические походы, полевые практики и т.д.).

3.10. Установление показателей стимулирования сотрудников ГОУ СОШ № 626 имени Н.И.Сац, не связанных с эффективным обеспечением образовательного процесса, не допускается.

3.11. Премии, поощрительные выплаты назначаются при соблюдении следующих условий:

-отсутствие обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций;

- высокий уровень исполнительской дисциплины: отсутствие дисциплинарных замечаний, своевременное заполнение журналов, ведение личных дел, подготовка отчетов, посещение организационно-методических мероприятий и т.д.

4. Стимулирующие выплаты назначаются на основании анализа результативности, качества и эффективности труда сотрудников по критериям, отражающим основные приоритетные направления функционирования и развития образовательного учреждения.

Выплаты стимулирующего характера, установленные работникам учреждения, могут быть отменены или уменьшены. Условия для снятия или уменьшения выплат стимулирующего характера:

Нарушение трудовой дисциплины;

Невыполнение должностных обязанностей согласно должностной инструкции;

Ухудшение качества оказываемых услуг;

Нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

Нарушение санитарно – гигиенического режима и правил техники безопасности;

Наличие обоснованных письменных жалоб со стороны участников образовательного процесса, родителей (законных представителей), обучающихся;

Нежелание повышать образовательный уровень и квалификацию;

Систематические ошибки в ведении школьной документации;

Детский травматизм во время образовательного процесса (отсутствие должного контроля со стороны педагогического работника);

Отсутствие контроля за организацией питания обучающихся в столовой;

Некорректное поведение с участниками образовательного процесса.

Похожие работы: Методика подготовки будущего учителя физики к руководству школьным радиоклубом как инновационной формой внеурочной учебной деятельности школьников по физике 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (физика, профессиональный уровень)

внеурочнойдеятельности школьников по физике». Объект исследования — подготовка будущих учителей физики в вузе. Предметом. формы внеурочной учебной деятельностиучащихсяпо физике, описанию модели подготовки будущих учителей физики к руководству школьным.

I. Теоретические аспекты организации внеурочнойдеятельностипо истории в современном образовательном процессе

внеурочнойдеятельности. Объект: образовательный процесс МОУ «Гимназия № 2». Предмет. историческая тематика в деятельности. внеурочнойдеятельностиучащихсяпо истории способна охватить как можно большее количество учащихся.

Комплексная образовательная программа: «Внеурочнаядеятельностьучащихся на ступени начального общего образования» Актуальность

по 4 класс и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Внеурочнаядеятельностьучащихся.

Методические рекомендации по организации внеурочнойдеятельностиучащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) понятие внеурочнойдеятельности школьников

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (1-9-Х КЛАССОВ) 1. ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Внеурочнаядеятельность.

Федеральный базисный образовательный план, его структура (инвариантная часть, вариантная часть, внеурочнаядеятельность )

деятельностипопредметам. Работа с учащимися. проявляющими повышенный интерес к изучению отдельных предметов. Руководство проектами в рамках урочной и внеурочнойдеятельности. Деятельность педагога по.

Статья по теме: Педагогическая практика организации внеурочной деятельности

Статья по теме:
Педагогическая практика организации внеурочной деятельности.
Предварительный просмотр:

Сегодня важно правильно понимать – что есть Стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это гарантированное предоставление ученику, семье качественных образовательных услуг.

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Согласно ФГОС НОО, в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Актуальность данного проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Вместе с тем, мы, педагоги, работаем в условиях:

расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

ограниченности общения со сверстниками;

неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

При организации дополнительного образования в школе мы провели анализ по следующим направлениям:

1.Проанализировали цели и задачи школы.

2.Выявили (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

3.Провели педсовет школы, на котором каждый член коллектива школы (учителя начальной школы, учителя средней и старшей школы, библиотекарь, психолог и др.) могли определиться с выбором одного из направлений, в котором он является специалистом.

4.Изучили дополнительные образовательные услуги, предлагаемые учреждениями дополнительного образования.

5.Изучили основные нормативные документы по организации внеурочной деятельности детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения).

Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями первых классов был проведён мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия были составлены рабочие программы по направлениям. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе, или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей 1-2 классов, некоторые дети записаны на несколько занятий.

В результате была составлена модель внеурочной деятельности в школе. (Раздаточный материал)

В Федеральном стандарте предлагается пять направлений развития личности детей:

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий, которые заложены в требованиях стандарта второго поколения.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Изучив запросы детей и родителей, учитывая возможности ОУ, опыт и интересы педагогов, выбрали наиболее продуктивные виды деятельности.

Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям Стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка). результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие воспитанники, педагоги, родители.

В нашем образовательном учреждении часы внеурочной деятельности ведут учителя начальных классов, учителя-предметники. В этом учебном году я набрала первый класс, который обучается по новым стандартам. Я веду те занятия внеурочной деятельности, которые мне близки и интересны. Я приведу примеры тех программ которые реализую.

Одним из направлений выбранным мною это здоровьесбережение. Так как здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

Кружок « Школа – территория здоровья » входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Целью этого курса является формирование у детей установки на жизнь как высшую ценность, обучение бережному отношению к себе и к своему здоровью. Главной задачей курса является укрепление здоровья школьников.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности.

Курс «Школа – территория здоровья» отличается разнообразием форм проведения занятий: прогулки, спортивные праздники, соревнования, подвижные игры (народные игры, игры народов России, игры народов мира), которые наряду с укреплением здоровья, воспитывают чувство патриотизма, интернационализма. В программе курса предусмотрены также и другие формы проведения занятий: беседы с медицинским, работником, работниками питания, сопровождаемые презентациями, фильмами, экскурсии в спортивные учреждения нашего района и города, занятия в тренажерном зале.

Интересно прошли занятия на темы: «Моя красивая осанка», «Как я одеваюсь», «Как стать Геркулесом», «Зачем человек ест», « Полезная и вредная пища», «Кто охраняет мой рот», «Красивые зубы – красивая улыбка», «Мои уши». Даны открытые занятия для учителей города, для студентов Татарского педагогического колледжа на тему: «Наши помощники – глаза».

Второе направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное.

Кризис ценностных систем в современном обществе затрудняют процессы социализации личностного самоопределения ребёнка. Это побудило нас к разработке программы « Путешествие в прошлое », которая является наиболее востребованной среди учащихся 1–2 классов и их родителей.

Актуальность программы заключается в том, что на конкретных примерах дети знакомятся с историей и традициями своей семьи, с особенностями культуры и быта.

Цель курса: помочь каждому ребёнку стать достойным гражданином своей страны.

Основными формами этого курса являются: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми нашего края, фотовыставки, посещение достопримечательностей города.

Развитие общекультурных навыков, заложенных стандартами, реализуются программой «Любительский театр». Это направление позволяет обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Целью данного курса является воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  1. знакомство детей с различными видами театра;
  2. поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
  3. совершенствование артистических навыков детей;
  4. развитие речевой культуры;
  5. развитие эстетического вкуса.

Актуальность кружка «Любительский театр» состоит в том, что он научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе.

Мои ученики являются победителями 1 этапа эстафеты искусств конкурса чтецов «России посвящается», «Моя Родина», театральный коллектив «Смайлики» заняли 1 место в районном смотре – конкурсе «Театральный бенефис». 3 место в районном детском экологическом форуме «Зелёная планета – 2012! Номинация «Природа. Культура. Экология.»

Актуальность программы «Умники и умницы», которая входит в общеинтелектуальное направление, определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. В основе кружка «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам», которая позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

Содержание программы «Умники и умницы» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Основные виды деятельности учащихся.

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в конкурсах различного уровня;

-проектная деятельность, творческие работы

-самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

Мои дети еще малы, но уже пробуют свои силы в исследовательской работе. Не остаются без внимания первоклассников и различные конкурсы познавательной направленности: «ЭМУ», «Смекалка», «Инфознайка».

Применение современных информационных технологий позволяет повысить качество внеурочной деятельности

-использую компьютерные презентации из Единой коллекции ЦОР;

-провожу тестирования с использованием компьютерных программ;

-использую информационные ресурсы не только как наглядность, но и для закрепления и расширение теоретических знаний, практических навыков, контроля усвоения материала;

-участвую вместе с детьми в различных конкурсах;

-выхожу вместе с детьми в Интернет для поиска и использования информации в учебном процессе.

Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся начальной школы

Второй год реализации стандартов второго поколения даёт возможность отследить уровень развития ребёнка.

Итак, внеурочная деятельность – это здорово (да ещё когда позволяет занимаемая площадь, условия, материальная база)… внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Детское творчество неисчерпаемо.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.