Руководства, Инструкции, Бланки

бланки для строительных организаций

Рейтинг: 4.7/5.0 (350 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Форма N ДАС Обследование деловой активности строительной организации УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СВОДНОЙ ТЕКУЩЕЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНВЕСТИЦИОНН

УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СВОДНОЙ ТЕКУЩЕЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2003 ГОДУ (утв- Госкомстатом. Актуально в 2016 году

Форма N ДАС Обследование деловой активности строительной организации

На основе формы федерального государственного статистического наблюдения N ДАС "Обследование деловой активности строительной организации", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 20.06.2000 N 50, ежеквартально проводится выборочное обследование деловой активности строительных организаций.

Указанная форма распространяется на юридические лица всех форм собственности, их представительства и филиалы, выполняющие работы по договорам строительного подряда.

Основной целью данного обследования является обеспечение мониторинга за деловой активностью организаций, осуществляющих строительную деятельность, оценки фактического положения дел в отрасли, формирование краткосрочных прогнозов экономического ее развития на основе расчетов опережающих индикаторов. Качественная информация об оценке деловой активности предприятий является существенным дополнением к количественной статистике и (с накоплением достаточных динамических рядов) будет использоваться для прогнозирования экономических циклов.

Обследование дает оценку взглядов руководящего состава относительно текущей конъюнктуры в сфере бизнеса, в условиях которого они работают, и перспектив ее развития.

В форму N ДАС вошли в основном гармонизированные показатели, применяемые при конъюнктурных обследованиях в большинстве стран Европейского Сообщества. Это показатели, оценивающие портфель заказов, производственные мощности, изменения численности занятых, цен реализации, финансового положения организации, экономическую ситуацию в целом и другие. Данные вопросы снабжены тремя ответами, из которых респондент должен выбрать правильный "увеличилась / увеличится", "осталась / останется без изменений", "уменьшилась / уменьшится" или "выше нормального уровня", "на нормальном уровне", "ниже нормального уровня". Качественный характер этих вопросов позволяет легко давать на них ответы и принимать при этом во внимание факторы, которые возможно еще не были официально формализованы. Эта характеристика позволяет на основании результатов обследования деловой активности давать упреждающую информацию об изменении экономических переменных. Способом интерпретации результатов обследования является использование процентного баланса, то есть разницы между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов. Кроме того, рассчитывается композитный индекс предпринимательского доверия в строительстве как среднеарифметическое балансов ответов на два вопроса: по портфелю заказов и будущей тенденции по занятости. В рамках обследования проводится однократное взвешивание ответов респондентов по числу занятых и распространение итогов до всей совокупности единиц статистического наблюдения.

Бланк формы должен заполняться руководителем организации (или первым лицом, замещающим его) и на 10 день второго месяца отчетного квартала представляется органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом статистики в субъектах Российской Федерации. Результаты обследования передаются на ГМЦ Госкомстата России по системе ПЭВМ, СДС на 14 рабочий день второго месяца отчетного квартала.

Бланки обследования доводятся до руководителей строительных организаций за 10 дней до даты, на момент которого проводится обследование. Для объективной оценки ситуации, складывающейся в строительных организациях, необходимо обеспечить получение полностью заполненной формы N ДАС. В случаях невозможности обеспечения полноты заполняемости бланка (например, респонденты не могут однозначно определиться с ответами по отдельным вопросам) общая заполняемость формы должна составлять 50% и более. Только в этом случае форма может быть использована для дальнейшей обработки. Если же суммарное заполнение формы меньше 50% и нет возможности обеспечить более полное ее заполнение, то данная форма в дальнейшую обработку не поступает, а приславшая ее организация считается не участвующей в текущем обследовании.

Исходя из этого, очень важно провести подготовительную работу с отобранными респондентами, разъяснить цели проводимых обследований, необходимости заполнения бланка обследования руководителем организации, поскольку только он может в комплексе реально оценить экономическую и финансовую ситуацию своей организации, гарантировать строгую конфиденциальность полученной информации, которая будет использоваться только для обобщенной оценки предпринимательского климата в строительстве.

В адресной части формы N ДАС руководитель должен проставить коды по ОКОНХ и вида деятельности (ОКДП).

В разделе 1 формы N ДАС показывается среднегодовая численность работников организации за предшествующий год.

В разделе 1.1 формы N ДАС показывается "Направление деятельности строительной организации" (указать одно преобладающее в текущем квартале): новое строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, текущий ремонт зданий и сооружений, другое.

В разделе 8 формы N ДАС исключен показатель "Общая задолженность заказчика за выполненные работы", а включены 2 показателя:

- просроченная кредиторская задолженность;

- просроченная дебиторская задолженность.

Если в разделе 8 формы N ДАС по какому-то показателю деятельности (стр. 1 или 2, 3 - 7) нет данных, то есть не заполнена одна из граф 1 - 3, то должна быть обязательно заполнена графа 4, руководитель должен показать отсутствие явления, характеризующегося данным показателем.

В разделе 10 формы N ДАС оценивается экономическая ситуация строительной организации в целом, т.е. в комплексе. Руководителям необходимо проанализировать в совокупности показатели всех разделов, т.е. учитывать положение с наличием заказов (договоров строительного подряда), темпы роста или снижения физического объема работ, изменение финансового положения организации и др. В разделе 10 обязательно заполняются графы 1, 2 в одной из 3-х строк.

В разделе 11 по строке 1 руководитель дает экспертную оценку доли документально не оформленных работ (услуг) по отрасли "Строительство", а не применительно к деятельности своей организации.

В разделе 11 по строке 2 руководитель дает экспертную оценку доли занижения объема работ на величину стоимости неоприходованных материалов заказчиков, используемых при производстве строительных работ, учитываемые на забалансовом счете 003 и их стоимость не нашла отражение в справке о стоимости выполненных работ в отчетном периоде, подписанных заказчиком и подрядчиком по форме N КС-3.

Данные формы N ДАС необходимо увязать с соответствующими данными унифицированных форм государственного статистического наблюдения N П-1 и N П-4 по организациям, попавшим в выборку и представившим отчет по форме N ДАС по следующим показателям:

- обеспеченность производственной программы строительной организации договорами (заказами) в месяц (форма N ДАС. раздел 3, строка 1 и форма N П-1 - данные строки 17, деленные на данные строки 01);

- оценка производственной деятельности по физическому объему работ за текущий квартал по сравнению с предыдущим кварталом (форма N ДАС. раздел 6, строка 1 и индекс физического объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, полученного на основании данных строки 26 формы N П-1 );

- оценка производственной деятельности по изменению средней численности занятых (форма N ДАС. раздел 6, строка 3 и данные формы N П-4 ).

Основой выборки является Генеральная совокупность единиц статистического наблюдения, созданная на основе ЕГРПО. Единицей наблюдения является строительная организация, областями оценки - регионы Российской Федерации, субъекты малого предпринимательства, группы по цензу численности.

1. Из территориального раздела фиксированной базы ГС-2002 отбираются все организации с кодами ОКОНХ 61110, 61120 (61121 - 61129), 61131 - 61135, 61180, 61190, 62000, 63000 (63100, 63200), 65000, включая крупные, средние, малые организации всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. По ним заносятся: код ОКПО, краткое название организации и код ОКАТО, код ОКОНХ, код ОКДП (вид деятельности), код формы собственности (ОКФС), код типа предприятия, код признака субъекта малого предпринимательства, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, показатель "среднесписочная численность работников". В случае, если отсутствуют данные о среднесписочной численности занятых по субъектам малого предпринимательства в ГС-2000, предусматривается перекачка информации из других источников, а именно из формы N П-4 строка 06 гр. 1, формы N ПМ строка 02 гр. 09, базы данных ЕГРПО "среднесписочная численность" порядковый N 21 на момент регистрации или предусматривается интерактивный (ручной) ввод информации из других источников.

2. Сформированная таким образом совокупность единиц статистического наблюдения разбивается на 2 блока:

субъекты малого предпринимательства;

организации без субъектов малого предпринимательства.

Для этого анализируется код типа предприятия: если стоит код "1", то организация группируется в блок "субъекты малого предпринимательства".

Блок организаций без субъектов малого предпринимательства стратифицируется по среднесписочной численности работающих:

В каждом регионе обследованию подлежат 80 предприятий. Количество организаций, подлежащих обследованию в каждой группе, определяется пропорционально их численности в генеральной совокупности, то есть по формуле:

где Nh - среднесписочная численность работников в строительных организациях данной группы в генеральной совокупности, h - номер группы:

Субъекты малого предпринимательства

1 - до 50 человек;

2 - от 51 до 100 человек

Организации без субъектов малого предпринимательства

3 - до 50 человек;

4 - от 51 до 100 человек;

5 - от 101 до 200 человек;

6 - свыше 200 человек.

Отбор проводится в каждом слое методом случайной выборки, а в слое, где менее 50 организаций - механическим способом из ранжированного ряда по убывающей численности занятых.

Соблюдение отбора количества организаций пропорционально численности, и случайный метод отбора обязателен.

Перечень отобранных для обследования организаций сохраняется в течение года, неотчитавшаяся организация может быть заменена только в случае ее ликвидации или постоянного непредставления формы обследования. Замена осуществляется на организацию, случайно отобранную из той же группы по цензу численности и типу предприятия, что и выбывшая из обследования организация.

Для распространения итогов обследования до всей совокупности единиц статнаблюдения, основным видом деятельности которых является строительство, в рамках обследования используется дополнительная информация на региональном уровне (документ СВ):

- средняя численность работающих с учетом совместителей по организациям, находящимся в Генеральной совокупности отдельно по вышеуказанным областям оценки.

В случае, когда в документе СВ (по графе 5) фактическая средняя численность на момент обследования больше, чем в Генеральной совокупности (ГС), то в этом случае следует исправить численность в ГС в слое ценза численности, соответствующей фактическому цензу, исправить подлежит и количество единиц строительных организаций в генеральной совокупности в документе СВ (по графе 1).

1. По субъектам малого предпринимательства (данные берутся из ф. N ПМ стр. 01 гр. 9 за предшествующий обследованию период с начала года).

2. Строительные организации (без субъектов малого предпринимательства) (из ф. N П-4 стр. 01 гр. 1 за месяц, предшествующий обследованию, по организациям с численностью до 15 человек за предшествующий период с начала года).

Разбиение на группы по цензу численности осуществляется по блоку без субъектов малого предпринимательства по коду ОКПО организации, разбитых на стадии формирования выборочной совокупности.

По субъектам малого предпринимательства с численностью от 50 до 100 человек сумма данных ф. N ПМ (при условии сплошного наблюдения); до 50 человек распространенные итоги выборочного обследования; либо распространенные итоги выборочного обследования с численностью до 100 человек, разбитые на группы пропорционально среднесписочной численности, учтенные в ГС-2002 на стадии формирования основы выборки.

При разработке формы N ДАС по формам собственности просьба использовать приложение 8 "Перечень форм собственности" данных указаний.

Для получения выводов о предпринимательском климате в строительстве по регионам формируются выходные таблицы РТ1 "Основные показатели деятельности строительных организаций" и РТ2 "Факторы, ограничивающие производственную деятельность".

Приложения не приводятся.

Начальник Управления
статистики основных
фондов и строительства
А.Е.КОНСТАНТИНОВ

бланки для строительных организаций:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Учетная политика для строительных организаций

    Полный план составления учетной политики организации:

    Общество с ограниченной ответственностью «Актив» УТВЕРЖДАЮ

    почтовый адрес, номер телефона, факс и т.п. (должность руководителя) (подпись)

    ОКПО, ОКУД, ИНН, КПП (число) (месяц) (год)

    «Об учетной политике на 2005 год»

    Руководствуясь требованиями бухгалтерского и налогового законодательства с целью соблюдения в организации единой методики ведения бухгалтерского и налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ: Принять с 01 января 2005 года учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения следующего содержания.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета ООО «Актив», которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки.
    1.2. Характеристика организации: полное название, дата государственной регистрации, реквизиты расчетного счета, юридический и почтовый адрес и т.п.

    2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    Выбор одного из варианта Основание

    2.1. Способ ведения учета
    - учет ведет лично руководитель,
    - учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения,
    - учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету),
    - учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтерский специалист
    (пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ).

    2.2. Уровень централизации учета
    - централизованный,
    - децентрализованный
    (пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статься 313 НК РФ)

    2.3. Организационная структура учета
    - линейная,
    - функциональная,
    - линейно-функциональная
    (пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статься 313 НК РФ)

    2.4. Формы первичных учетных документов
    - не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложение к учетной политике,
    - операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм
    (пункт 33 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 313 НК РФ, пункт 2 ст. 9 ФЗ о бухгалтерском учете)

    2.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах
    - законодательно не установлено, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике
    (ст. 9, 17 ФЗ о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ)

    2.6. Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операции
    - законодательно не установлено, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике
    (ст. 9, 17 ФЗ о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ)

    2.7. График документооборота
    - законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике
    (ст. 9, 17 ФЗ о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ)

    2.8. Форма учета
    Бухгалтерского:
    - мемориально-ордерная,
    - «Журнал-главная»,
    - журнально-ордерная,
    - автоматизированная,
    - упрощенная
    Налогового:
    - ручная,
    - автоматизированная
    (пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, ст. 313, 314 НК РФ)

    2.9. Рабочий план счетов
    - для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении
    - для налогового – формируется самостоятельно или не применяется
    (пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, ст. 313, 314 НК РФ)

    2.10. Обработка учетной информации
    - ручная,
    - автоматизированная
    (пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, ст. 313НК РФ)

    2.11.Реестр форм регистров
    для бухгалтерского учета:
    - законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике
    для налогообложения:
    - разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета,
    - используются рекомендованные формы,
    - регистры формируются самостоятельно.
    (пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, ст. 313, 314 НК РФ)

    2.12. Инвентаризация
    состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций
    - законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике
    (ст. 12 ФЗ о бухгалтерском учете, пункты 26-28 Положения поведения по бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98)

    2.13. Внутренний контроль
    - организация создает контрольные службы или
    - передает контрольные функции отдельным работникам.
    (пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ)

    2.14. Формы отчетности
    - типовые
    - разработанные организацией
    (Приказ Минфина № 67н)

    2.15. Способ представления отчетности
    - лично
    - по доверенности
    - по почте
    - в электронном виде
    (пункт 6 ст. 13 РФ о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ)

    3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    3.1. Амортизации основных средств
    Способ амортизации ОС:

    • для бухгалтерского учета – линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции,
    • для налогового учета – линейный или нелинейный

    Учет активов стоимостью до 20 000 рублей
    Установить стоимость, в пределах которой активы подлежат учету в составе материально-производственных запасов (не более 20 000 рублей для целей бухгалтерского учета)

    Применение льготы по амортизации для целей налогообложения

    Установить, будут ли разрешенные 10% от первоначальной стоимости включаться в состав расходов периода или будут амортизироваться в обычном порядке
    (пункт 18 ПБУ 6/01, статья 259 НК РФ)

    3.2. Способ амортизации НМА
    -для бухгалтерского учета – линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции,
    - для налогового учета – линейный или нелинейный
    (пункт 15 ПБУ 14/2000, статься 259 НК РФ)

    3.3. Способ отражения амортизации НМА
    - с использованием счета 05 «Амортизация НМА»
    - на счете 04 «НМА»
    (пункты 20, 21 ПБУ 14/2000)

    3.4. Переоценка ОС
    - проводить переоценку,
    - не проводить переоценку
    (пункт 15 ПБУ 6/01)

    3.5. Ремонт ОС
    - решении о создании ремонтного фонда
    - единовременное списание затрат
    (пункт 3 ст. 260, 324 НК РФ)

    3.6. Учет затрат по кредитам и займам
    - решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную
    (пункт 6 ПБУ 15/01)

    3.7. Оценка финансовых вложений при прибыли
    - по первоначальной стоимости
    - по средней стоимости
    - способ ФИФО
    (пункт 26 ПБУ 19/02)

    3.8. Учет материальных ценностей
    - с использованием счетов 15 и 16
    - без использования счетов 15 и 16
    (инструкция по применению планов счетов)

    3.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство
    - по себестоимости единицы
    - по средней себестоимости
    - способ ФИФО
    (пункт 27 ПБУ 5/01, пункт 8 ст. 254 НК РФ)

    3.10. Учет транспортно-заготовительных расходов
    - учет на счете 15
    - включение затрат в фактическую себестоимость ценностей
    - учет на субсчете к счету 10

    3.11. Оценка приобретаемых товаров
    - по покупным ценам
    - по фактической себестоимости
    - по продажными ценам
    для налогообложения:
    - ФИФО ЛИФО
    - средней себестоимости
    - стоимости единицы
    (пункты 6, 13 ПБУ 5/01, подпункт 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ)

    3.12. Оценка тары
    - по фактической себестоимости
    - по покупным ценам
    - по учетным ценам
    (пункты 166, 182 Методических указаний по учету материально-производственных запасов)

    3.13. Оценка незавершенного производства
    - по фактической себестоимости
    - по плановой себестоимости
    - по прямым статьям затрат
    - по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов
    (пункт 64 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ)

    3.14. Порядок признания выручки
    - в бухгалтерском учете – по мере готовности продукции или в целом по работе
    - в налоговом – метод начисления и кассовый метод
    (инструкция по применению Плана счетов, ст. 217-273 НК РФ)

    3.15. Момент реализации товаров
    - по мере отгрузки
    (статья 167 НК РФ)

    3.16. Учет выпуска готовой продукции
    - с использованием счета 40
    - без использования счета 40
    (инструкция по применению Плана счетов)

    3.17. Формирование резервов
    - резервы создаются (по видам)
    - резервы не создаются
    (пункт 70 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 324 (п.1), 265, 266, 267 НК РФ

    3.18. Перечень прямых расходов
    Организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, указанием услуг).
    (ст. 318 НК РФ)

    Ответственность за осуществление учетной политики возложить на главного бухгалтера.

    Основание: ст. 7 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 Налогового кодекса РФ

    _________________________ ____________ _________________________
    (должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

    учетная политика создается каждый год новая?Или она одна должна быть в организации, а делать к ней изменения?

    Изменения в учетной политике организации могут иметь место только при:
    -существенном изменении условий дкеятельности:реорганизации(слиянии,разделении,при соединении),смене собственников,изменении видов деятельности;
    -изменении в законодат-ве РФ или в системе нормативного регулирования б/у;
    -разработке нового способа бух/учета.

    Клерк Регистрация 29.06.2009 Сообщений 161

    Заказчики-застройщики. Поделитель пожалуйста своей учетной политикой. Julia29kalina@mail.ru

    Здравствуйте!
    Скиньте пожалуйста информацию об УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ООО, система налогообложения общая, организация небольшая, выполняют строительно-монтажные работы.
    Нужно к концу недели сдать отчет по практике, а на организации эту информацию не предоставляют. Заранее огромное спасибо!

    Клерк Регистрация 18.11.2005 Адрес город Тверь Сообщений 995

    в интернете много сайтов с примерами заполнения учетной политики, где вы можете подобрать положения под свое предприятие, т.к. у всех свои нюансы ведения учета и ориентироваться на кого то бессмысленно.

    Бери от жизни все самое лучшее.

    можно и мне УП строительной организации. заранее спасибо!

    Клерк. Регистрация 29.12.2007 Сообщений 1

    Учётная политика 2009

    Уважаемые
    Помогите, учётной политикой, строительной организации за 2009 год
    Заранее благодарю elena-kasyan@mail.ru

    Обособленные подразделения строительных компаний

    Обособленные подразделения строительных компаний

    Судя по редакционной почте, вопросы, связанные с обособленными подразделениями, волнуют бухгалтеров многих строительных организаций. Кто-то столкнулся с ситуацией закрытия подразделений в связи с процессами, спровоцированными финансовым кризисом, кто-то, наоборот, стремится открыть новые из-за ухода с рынка конкурентов.

    Обособленные подразделения могут находиться на территории одного населенного пункта с головной организацией или за тысячи километров от нее. В любом случае перед бухгалтером возникают вопросы постановки на учет (снятия с учета) обособленного подразделения и исчисления налогов. Об этом и пойдет речь в данной статье.

    Обособленные подразделения для целей налогового учета

    В гражданском законодательстве понятие обособленного подразделения дано в ст. 55«Представительства и филиалы» ГК РФ. согласно которой:

    представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее его защиту;

    филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

    Заметьте, что по гражданскому законодательству представительства и филиалы сами не являются юридическими лицами, однако должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    Что касается налогового законодательства, то понятие «обособленное подразделение» трактуется более широко. Это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ ).

    Место нахождения обособленного подразделения российской организации – это место осуществления данной организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ ).

    Понятие рабочего места дано в ст. 209 ТК РФ. согласно которой это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Как указал Минфин в Письме от 10.07.2008 №03-02-07/1-271. если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений. Ранее Минфин отмечал (Письмо от 05.08.2005 №03-02-07/1-211 ), что если организация не создала хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под ее контролем, то основания для постановки на налоговый учет по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют.

    Как следует из Письма Минфина России от 11.07.2008 №03-02-07/1-275. одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

    Очень часто на практике строительные компании проводят работы на объектах, которые находятся за пределами административно-территориальной единицы регистрации самого налогоплательщика. При этом работы организуются в форме командировки или вахтового метода и могут длиться несколько месяцев. В этом случае, по мнению налоговых органов, речь идет о создании обособленного подразделения, которое необходимо зарегистрировать в установленный срок. В противном случае организацию ждут внушительные штрафные санкции. Заметьте, что если дело доходит до судебного разбирательства, то суды часто поддерживают налоговиков. Приведем несколько примеров.

    ФАС СКО в Постановлении от 21.09.2006 №Ф08-4234/2006-1814А отметил: из положений ст. 11 НК РФ следует, что в целях признания обособленного подразделения таковым необходимо установление факта территориальной обособленности подразделения и создания рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности. Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

    Под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для осуществления трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Таким образом, оборудование организацией стационарных рабочих мест на срок более одного месяца и следует считать созданием обособленного подразделения. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.

    Из материалов этого дела видно, что общество по договору субподряда осуществляло работы на объекте, расположенном в другом районе, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ. Часть названных работ выполнялась собственными силами, часть – привлеченными организациями. Для производства работ собственными силами общество направляло своих работников в командировку (данный факт подтвержден табелями учета рабочего времени, командировочными удостоверениями и служебными заданиями).

    Налоговая инспекция посчитала, что деятельность общества на территории другого района при строительстве объекта отвечает требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ. Стройплощадки являются обособленными подразделениями, через которые строительные организации осуществляют свою деятельность.

    Суд поддержал налоговиков, отметив следующее. Из командировочных удостоверений, имеющихся в материалах дела, видно, что работники направлялись в командировку на срок не более 19 дней, однако сменяли друг друга, то есть фактически рабочие места существовали в течение периодов, превышающих один месяц. Тем самым подтверждается создание обществом стационарных рабочих мест в другом районе.

    Этот же ФАС в Постановленииот 29.11.2006 №Ф08-6161/2006-2552А по аналогичному вопросу установил, что спорная деятельность осуществлялась работниками за пределами административно-территориальной единицы регистрации самого общества, подконтрольной иному налоговому органу. Суд пришел к выводу о доказанности налоговым органом факта создания обществом обособленного подразделения, которое следовало поставить на налоговый учет по месту его нахождения, и обоснованном привлечении организации к налоговой ответственности по п. 2 ст. 117 НК РФ .

    Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа:

    – в размере 10% полученных в результате такой деятельности доходов [1]. но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ );

    – в размере 20% доходов, но не менее 40 000 руб. если деятельность без постановки на учет осуществлялась более 90 календарных дней (п. 2 ст. 117 НК РФ ).

    В Постановлении ФАС ЦО от 30.10.2008 №А09-6369/07-29 отмечается, что в проверяемый период обществом по договорам подряда осуществлялись строительно-монтажные работы на строительных площадках заказчика. При этом работы на данных объектах производились силами командированных работников подрядчика в сроки, превышающие один месяц, что подтверждается договорами подряда и справками о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3). Состав и численность работников постоянно менялись в зависимости от объема работ на том или ином объекте. Суд сделал вывод о том, что территориально обособленные производственные участки (строительные площадки) общества являются обособленными подразделениями. При этом не важно, имеется ли у такого обособленного подразделения собственный расчетный счет, печать, штамп и бланки, отдельный баланс.

    Суд отклонил довод налогоплательщика о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям определения обособленного подразделения юридического лица, содержащегося в ст. 55 ГК РФ. отметив, что для целей налогообложения, в силу прямого указания п. 2 ст. 11 НК РФ. применяется понятие, содержащееся в НК РФ.

    Вопрос регистрации обособленных подразделений стоит особенно остро для строительных организаций, ведь нахождение стройплощадки и головного офиса на «одной территории» скорее исключение, чем правило. Заметьте, что во всех приведенных выше примерах речь шла о штатных работниках, командированных для выполнения работ в другую местность, что позволяло налоговикам заявлять о создании рабочих мест и образовании обособленных подразделений, а судьям выносить решения в пользу инспекций.

    В каких случаях организация может рассчитывать на благосклонность арбитров? Если компания привлекает физических или юридических лиц по гражданско-правовым договорам (например, субподряда), то, по мнению судей, речи об образовании подразделения быть не может. ФАС МО в Постановлении от 29.01.2008 №КА-А40/14894-07 рассматривал дело, в котором налогоплательщик являлся генеральным подрядчиком и выполнял свои обязанности перед заказчиком, привлекая субподрядчиков и физических лиц для осуществления отдельных видов работ, оставаясь ответственным перед заказчиком за общий результат работ. Указанные действия генподрядчика соответствовали как условиям заключенного с заказчиком договора, так и положениям ст. 706 ГК РФ. Арбитры согласились с тем, что на территории района, где проводились работы, генподрядчиком не было создано ни одного стационарного рабочего места, так как к выполнению работ не было привлечено ни одного лица, состоящего с ним в трудовых правоотношениях. Доказательств обратного налоговый орган суду не представил.

    В постановлении отмечено, что с учетом ст. 11 НК РФ. ч. 2 ст. 20 и ч. 6 ст. 209 ТК РФ для квалификации действия организации через обособленное подразделение помимо территориальной обособленности необходимо доказать факт выполнения там трудовых обязанностей работниками этой организации, то есть лицами, состоящими с ней в трудовых правоотношениях, которые согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ возникают только на основании трудового договора. В результате суд сделал вывод о том, что у генподрядчика не было обязанности вставать на налоговый учет по месту проведения работ и представлять налоговую отчетность в налоговый орган, так как в этот период им не осуществлялось какой-либо деятельности через обособленное подразделение.

    Аналогичная ситуация рассматривалась и в Постановлении ФАС СКО от 20.06.2007 №Ф08-3590/2007-1449А. Генподрядчик и краевое министерство ЖКХ заключили договоры, согласно которым строительная организация обязалась выполнить аварийно-восстановительные работы на объектах, расположенных в различных районах края. Суд установил, что основной объем работ фактически выполнен субподрядными организациями. Доказательства создания генподрядчиком рабочих мест, отвечающих требованиям стационарности и оборудованности, инспекторы в материалы дела не представили. Кроме того, инспекция не подтвердила факт направления генподрядчиком своих работников по месту производства спорных работ. Арбитры и на этот раз решили, что деятельность генподрядчика, проводимая на объектах, не подпадает под понятие обособленного подразделения, данное в ст. 11 НК РФ. и освободили строительную организацию от уплаты штрафа.

    В силу п. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, то есть на налоговый орган. Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Организация выиграла судебный процесс и в Постановлении ФАС СЗОот 16.10.2006 №А05-3741/2006-29. В данном случае фигурантом дела был трест инженерно-строительных изысканий, на который инспекторы наложили штраф по ст. 116 НК РФ – за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней.

    В обоснование своих требований предприятие сослалось на то обстоятельство, что работники направлялись в служебные командировки для выполнения кратковременных работ в полевых условиях, без организации стационарных (постоянных) рабочих мест. Специфика работы треста такова, что в течение года им выполняются изыскания более чем по ста договорам подряда и по логике налоговой службы тресту необходимо создавать 100 обособленных подразделений, так как от начала изысканий до оформления окончательного отчета, как правило, длятся более месяца.

    В подтверждение своей позиции налоговый орган представил договор, в соответствии с которым трест осуществлял инженерно-геологические и инженерно-метеогидрологические изыскания для разработки рабочей документации на строительство объектов, договоры аренды жилых помещений, в которых проживали командированные работники треста, а также договоры хранения имущества организации. Однако суд посчитал, что эти документы не доказывают факт создания обособленных подразделений в виде оборудования стационарных рабочих мест.

    Избежать уплаты штрафа можно, сославшись на несоблюдение налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности. Поясним сказанное на примере Постановления ФАС ВСО от 27.11.2007 №А78-2265/07-Ф02-8798/07. Сведения об осуществлении организацией деятельности на участке ст. Шахтерская Забайкальской железной дороги на основании договора подряда были получены инспекторами в ходе встречной проверки филиала ОАО «Российские железные дороги». Налоговый орган на основании указанного договора подряда, актов выполненных работ формы № КС-2 и справок о стоимости данных работ формы № КС-3 и со ссылкой на ст. 11 НК РФ сделал вывод об осуществлении подрядчиком деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет и вынес решение о привлечении к ответственности по п. 2 ст. 117 НК РФ. При этом в тексте решения ИФНС указано, что оно принято по результатам камеральной налоговой проверки.

    Арбитры напомнили, что, выявив нарушения в ходе камеральной проверки, инспекция обязана требовать от налогоплательщика представления объяснений, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ. Определение КС РФ от 12.07.2006 №267-О ). Поскольку инспекция не подтвердила соблюдение положений ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ. суд встал на сторону строительной организации.

    В арбитражной практике имеются примеры, когда предприятие смогло избежать ответственности из-за того, что инспекторы неправильно квалифицировали совершенное правонарушение. Так, ФАС СКО (Постановление от 11.01.2007 №Ф08-6958/2006-2865А ) отменил решение о взыскании штрафа, указав, что ответственность за осуществление деятельности обособленного подразделения без постановки на учет более трех месяцев предусмотрена в п. 2 ст. 117 НК РФ. в то время как налоговый орган сослался на п. 1 этой статьи.

    В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (при условии, что она сама не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения последнего).

    Для этого в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту его нахождения подается заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет [2] (п. 4 ст. 83 НК РФ ). Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения» [3] .

    Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым налогоплательщиком самостоятельно.

    Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ ), на срок более 90 календарных дней – в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ ).

    При этом налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления ею всех необходимых документов и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе (форма № 1-3-Учет) (п. 2 ст. 84 НК РФ ).

    Заметим, что Налоговым кодексом не установлено, с какого момента обособленное подразделение следует считать созданным. По мнению ряда арбитражных судов (см. постановления ФАС УО от 07.02.2008 №Ф09-141/08-С2 и от 10.01.2007 №Ф09-11609/06-С3 , ФАС ДВО от 06.12.2007 №Ф03-А73/07-2/5530 ), этот срок следует исчислять с момента создания стационарных рабочих мест. Основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения является фактическое его функционирование или способность к такому функционированию (Постановление ФАС УО от 10.01.2007 №Ф09-11609/06-С3 ). Интересная ситуация рассматривалась судьями в Решении Арбитражного суда Московской обл. от 05.12.2005 №А41-К2-18949/05. Предприятие 16 марта 2005 года представило в налоговый орган заявление о постановке на учет своего обособленного подразделения. Инспекторы провели камеральную проверку, в ходе которой установили, что обособленное подразделение организацией создано на основании приказа директора от 1 февраля 2005 года. Выявив нарушение месячного срока, инспекция привлекла организацию к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. Штраф не был уплачен, и инспекция обратилась в суд.

    Арбитры отказали в удовлетворении требований налогового органа, отметив, что инспекторами не представлены доказательства оборудования рабочих мест по месту нахождения обособленного подразделения. Наличие приказа руководителя и договора аренды нежилых помещений доказательством создания рабочих мест не является. Следовательно, в силу п. 2 ст. 11. п. 4 ст. 83 НК РФ организация не обязана встать на налоговый учет в месячный срок с момента издания приказа от 1 февраля 2005 года. Добавим, что ФАС МО Постановлением от 03.05.2006 №КА-А41/3619-06 оставил решение нижестоящего суда без изменения.

    Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ при принятии организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения она должна подать заявление по форме № 1-4-Учет «Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации». Налоговый орган, в свою очередь, обязан снять с учета ликвидированное обособленное подразделение в течение 10 рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

    Кроме этого, в течение одного месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) налогоплательщик обязан в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения самой организации. Для этого заполняется форма № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения».

    Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ ), а должностное лицо организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ ).

    Согласно п. 4 Рекомендаций по заполнению заявления о снятии с учета [4] в заявлении указывается количество листов копий документов, подтверждающих принятие российской организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, представленных в налоговый орган. В случае если такие документы организацией не оформлялись, организация при закрытии своего обособленного подразделения представляет в налоговый орган только заявление, в котором по строке «Копии документов, подтверждающих принятие решения российской организацией о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, прилагаются на _ листах» ставится прочерк. На это обратил внимание Минфин в Письме от 14.07.2008 №03-02-07/1-281. отметив, что должностные лица налоговых органов не вправе требовать у налогоплательщика иные документы, если это требование не соответствует законодательству о налогах и сборах.

    Смена местонахождения в пределах одной территории

    Нередко на практике возникают ситуации, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу, например из-за окончания срока аренды помещения. Налоговые органы настаивают, что в этом случае организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения. Минфин в данной ситуации, к сожалению, поддерживает налоговиков (письма от 14.07.2008 №03-02-07/1-278. от 11.07.2008 №03-02-07/1-275 ). Судите сами: при смене местонахождения обособленного подразделения, которое остается на учете в той же налоговой, организации придется написать заявления о снятии и постановке на налоговый учет, сверить взаиморасчеты, подготовить уточненные декларации по налогам. При этом п. 5 ст. 84 НК РФ допускает проведение выездной налоговой проверки, и тогда закрытие обособленного подразделения осуществляется не ранее ее окончания.

    В арбитражной практике имеются примеры, когда судьи также посчитали, что в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу организация должна была провести процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения (Постановление ФАС ВВО от 16.09.2008 №А82-14769/2007-20 ).

    Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы). Так гласит п. 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [5]. При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своего подразделения и отражения его имущественного и финансового положения на отчетную дату для нужд управления организацией (Письмо Минфина России от 29.03.2004 №04-05-06/27 ).

    Бухгалтерский учет на предприятиях, имеющих обособленные подразделения, зависит от того, выделены ли эти подразделения на отдельный баланс. Если подразделение выделено на отдельный баланс, то для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям».

    Например, передача головной организацией своему филиалу, выделенному на отдельный баланс, основных средств отражается проводками: