Руководства, Инструкции, Бланки

образец заявления в прокуратуру о нарушениях границ земельного участка img-1

образец заявления в прокуратуру о нарушениях границ земельного участка

Рейтинг: 5.0/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Межевание земельного участка - споры с соседями и пути их решения

Споры при межевании земельного участка по-соседски: как определить границы земельных наделов

Пользователи смежных земельных владений нередко затевают споры с соседями по определению законности линий раздела собственности. Разумные соседи решают земельный спор мирно и приходят к соглашению сторон путём детального изучения вопроса. Обоюдное желание найти компромисс помогает избежать обращений в суд, денежных затрат и времени, сохраняет душевное спокойствие и хорошие отношения с окружающими людьми. Избежать непреодолимых разногласий поможет своевременное межевание земельного участка, которое состоит из мероприятий землеустройства, кадастровых и геодезических работ.

Однако споры по поводу земельной собственности возникают постоянно, и мы постараемся обозначить основные спорные моменты при разделе участков.

Основные причины споров при межевании земельного участка

Споры по межеванию — сложный процесс, отнимающий у «враждующих сторон» много времени и сил. Каковы стандартные причины конфликтов?

  1. Ошибочное определение координат или смежных границ участков. Зачастую эти неточности выявляются во время оформления данных в едином реестре.
  2. Постановка на кадастровый учёт без проведения комплекса мер по межеванию надела. При регистрации земельного участка, вследствие неполной процедуры регистрации возникают земельные, межевые споры, для решения которых впоследствии судами проводится дорогостоящая землеустроительная экспертиза.
  3. Техническая ошибка при оформлении документов. В данном случае даёт знать о себе человеческий фактор. Сотрудник может просто допустить ошибку или описку при оформлении документов.
  4. Неправильно проведённые работы по межеванию некомпетентным специалистом. Такое тоже случается, когда заказчики (собственники земли) стараются сэкономить и обращаются к «кустарщикам». Ответственность за ложное межевание дачного участка лежит на его собственнике.
  5. Самовольный захват земель. О самодеятельности соседей становится известно при проведении процедуры межевания, подтверждающей площадь и местоположение выделенной территории.
  6. Раздел имущества между родственниками. Цивилизованный путь — несколько наследников одного участка распределяют точные границы своих долей при помощи межевания и этим избегают судебных дрязг.
  7. Покупка или продажа земельного участка. Вариант купли/продажи земельных наделов также предваряют цивилизованным и законным способом определения реальных границ.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

Проект межевания земельного участка служит основанием для внесения индивидуальных данных участка в единый государственный реестр с присвоением уникального кадастрового номера. Процедура взаимного согласия землевладельцев на законность записей учёта заканчивается в госучреждении при внесении официальных данных или уточнённых изменений в единую базу «Государственного кадастра недвижимости».

Мирное решение при разделе земельных наделов во многом зависит от кадастрового инженера, приглашённого для создания или уточнения межевого плана земельных угодий.

Согласование межевания по-соседски

Законность межевого плана определяется наличием акта согласования границ объекта недвижимости со всеми заинтересованными лицами. В процедуре межевания межевания земельного участка с соседями все заинтересованные лица должны участвовать лично или быть представлены доверенными лицами с нотариально заверенным документом.

Информирование сторон проходит заблаговременно (7 дней) в письменной форме с подтверждением получения извещения. Свидетельства о соблюдении этого требования прикладываются к акту согласования в случае отсутствия приглашённых во избежание оспаривания результатов межевания.

Категории заинтересованных лиц, подписи которых должны быть в акте согласования:

  • собственник участка;
  • владельцы смежных участков;
  • представитель местной власти;
  • кадастровый инженер.

На основании полученных официальных данных специалист, проводящий межевание на местности, устанавливает точные границы территорий с помощью закрепления наглядных межевых знаков. В документации кадастрового инженера каждый межевой колышек обладает индивидуальным номером и по закону неприкосновенен для третьих лиц. Межевые знаки передаются хозяину участка на ответственное хранение под подпись. Информация о стоимости межевания земельных участков вот здесь. Из этой статьи вы узнаете и о процессе межевания земельных наделов.

В случае несогласия кого-либо из заинтересованных лиц с установленными при межевании границами для дальнейшего разрешения ситуации возражения в письменной форме прилагаются к межевому плану. Последующий этап разрешения земельного спора происходит при участии специалистов Росреестра или судебных органов.

Молчание при согласовании границ

Как провести межевание земельного участка без согласования с соседями? При условии прошедшей ранее процедуры межевания на соседних участках и постановки их на учёт в Росреестре подписи заинтересованных сторон в Акте согласования не требуются. Специалист, проводящий межевание, указывает кадастровые номера участков и вносит отметку о прошедшем ранее согласовании.

Игнорирование соседями, извещёнными о мероприятии официально, считается их согласием с определёнными границами. В Акте согласования фиксируется отсутствие или отказ от участия, а межевание считается предварительным.

Повторное извещение владельцев смежных территорий о следующей дате подписания Акта согласования границ участка даёт возможность принять участие в процессе. Отсутствие какой-либо реакции хозяев соседних участков во второй раз позволяет устанавливать официальные границы участка без получения согласия.

Информировать стороны нужно за 7 дней и в письменной форме.

При невозможности разыскать хозяев соседних участков по причине заброшенности участка, в местном СМИ публикуется объявление о предстоящей дате межевания земель. Отсутствие реакции со стороны землевладельца-соседа в течение 30 суток со дня публикации даёт возможность признать согласование границ по умолчанию.

Исправление кадастровых ошибок

В соответствии с Федеральным законом о кадастре отмена результатов межевания земельного участка и требование исправления ошибки в кадастровых сведениях — право любого физического или юридического лица. Инженер кадастровой службы при подготовке плана межевания указывает в соответствующем заключении обнаруженную ошибку с наложением границ участков. Владельцы вовлечённых в земельный спор территорий оповещаются о пересечении. В земельных спорах важно определить возникло ли право собственности на участок.

Недвижимость, как зарегистрированный объект прав может быть снят с учёта при прекращении существования – раздела, объединения. В имущественном споре с соседом, который имеет правоустанавливающие документы на землю, требование снятия с кадастрового учёта земельного участка неприемлемо. Выходом из многих ситуаций является восстановление положения до наступления нарушения. Если сформированный участок поставлен на учёт, но считается вновь выделяемым, то при кадастровых ошибках (неправильных границах или наложениях земельных участков при межевании) хозяин уже существующей собственности вправе требовать снятия с кадастрового учёта смежный участок и восстановления прежних границ землевладения.

Обращение владельцев участков в районный регистрирующий отдел с заявлением по сути возникшей ситуации желательно предварить консультацией у компетентного юриста, специализирующегося по земельным вопросам.

С юридической точки большие права на стороне того, кто первым официально зафиксировал линии разграничения участков и зарегистрировал право владения землёй.

Незаконные уловки при землеустройстве

Можно ли оспорить межевание земельного участка? Нормы законодательства определяют параметры и местоположение земельных наделов по правоустанавливающим документам. Поэтому незаконное межевание земельного участка и создание межевых планов, несоответствующих действительности и нарушающих права собственности, необходимо обязательно оспаривать. При постановке на кадастровый учёт земельного участка с нарушениями со стороны специалистов, проводивших межевание, подают жалобу на их действия в Росреестр.

Недействительность межевого плана участка с существующими правами собственности признаётся в суде после подачи искового требования с заявлением об исправлении кадастровых ошибок. В борьбе с недействительным межевым планом надо иметь документ с реальными данными, поэтому рекомендуется заказать кадастровые работы, восстанавливающие границы из генплана.

Основания для признания межевого плана недействительным:

  • нарушение порядка извещения о межевании заинтересованных лиц;
  • обман землепользователей смежных участков о месте прохождения границ;
  • подделка подписей в Акте согласования.
Как оспорить межевание земельного участка

Оспаривание результатов межевания в суде рассматриваются по месту нахождения земельных участков районными судами, которые выясняют:

  • наличие правоустанавливающих бумаг на недвижимость;
  • соответствие данных документов кадастровым паспортам, межевым планам;
  • продолжительность по времени нахождения разделяющего забора.

Законность пользования участком определяется по оформлению документов, установленных законом. При отсутствии соответствующих бумаг, но установлении факта существования забора в конкретном месте более 15 лет, границы участка признаются согласованными с соседями.

В земельных спорах важно определить возникло ли право собственности на участок.

При обращении в суд важно правильно определить требования, используя наиболее распространённые формулировки:

  • устранение кадастровой ошибки;
  • признание кадастрового учёта недействительным;
  • устранение препятствий пользованию имуществом;
  • восстановление границ земельного участка.

Судебная практика оспаривания межевания земельного участка указывает на важное условие — при подаче искового заявления в большинстве случаев надо иметь вариант правильно проведённого межевания. В самом заявлении должны быть лаконичные ответы на вопросы:

  1. факты нарушения имущественных прав;
  2. какие досудебные действия предпринимались;
  3. позиция ответчика в ответ на требования.
Алгоритм воздействия на соседей при «самозахвате»

При определении правомерности действий соседей необходимо проделать ряд действий:

  • Запросить кадастровый паспорт в Росреестре на проблемный соседский участок, указав причину.
  • Сравнить данные паспортов на спорные участки.
  • Сделать контрольные замеры наделов.
  • Сравнить данные замеров со сведениями из кадастровых паспортов.
  • Предоставить результаты исследований на обсуждение соседям.
  • При не разрешении ситуации следует обратиться с заявлением ГосЗемКонтроль.
  • Следующее заявление в Прокуратуру о неправомерности использования вашей земли.

Если соседи продолжают нарушать права пользования, следует подавать иск в суд.

Формирование в России института частной собственности на землю постепенно приучает граждан ценить и защищать имущественные права на неё. Государство стремится к упорядочиванию сведений о недвижимости и создании системы точного учёта землевладений для налогообложения. Собственники изучают законы и нормы пользования недвижимым имуществом, осознавая, что незнание юридических прав и обязанностей может обойтись слишком дорого. И всё же большинство соседей по земельным участкам предпочитают не тратить жизнь на долгие судебные разбирательства, решая их путём мирных переговоров.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Другие статьи

Споры о границах земельных участков: как решаются конфликты, вызванные наложением и нарушением границ

Споры о границах земельных участков: как решаются конфликты, вызванные наложением и нарушением границ

Споры о границах земельных участков: как решаются конфликты, вызванные наложением и нарушением границ

Причиной спора о границах (межевого спора) между соседями могут стать:

  • противоречия в старых документах (использовавшиеся ранее методы землеустройства не обладали необходимой точностью);
  • ошибки кадастровых инженеров при межевании;
  • самовольный захват земли одним из соседей.

Противоречия могут проявиться при выносе границы на местность или подписании акта согласования границ, постановке на кадастровый учет. Если договориться соседям не удалось, налицо земельный спор, который, согласно Земельному кодексу РФ, разрешается только в судебном порядке.

Рассмотрим распространенные варианты межевых споров и перспективы их разрешения в суде.

Спор о наложении границ

Возникает, когда при межевании выясняется, что пересекаются границы двух смежных участков (один зарегистрирован в Росреестре без точных границ, как «ранее учтенный» по дачной амнистии, а другой – отмежеванный или в процессе межевания). Разрешить его можно путем предъявления иска о признании права собственности на участок в определенных границах или подачи заявления об установлении юридического факта (участок в конкретных границах).

Рассматривая данный спор, суды выясняют следующие моменты:

  • наличие правоустанавливающих документов (постановления администрации, свидетельства на наследство) у сторон и соответствие данных в этих документах кадастровым паспортам и межевым планам;
  • как долго находится в конкретном месте забор, разделяющий участки (фактическая граница земельного участка на местности);
  • согласовывали ли соседи друг другу границы участка.

Более сильной будет правовая позиция той стороны, у земельного надела которой есть точные границы, установленные в процессе межевания, и эти границы (а значит, и площадь участка) соответствуют правоустанавливающим документам. Роль забора на местности следующая: если у сторон нет документов, а забор стоит более 15 лет, то он признается согласованной границей.

Спор о самозахвате

Причина здесь понятна – соседи незаконно передвинули забор. Подается иск о восстановлении положения, существовавшего до нарушения границы (п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ). В предмет доказывания судом включаются следующие факты:

  • расположение границы до самовольного захвата, соответствие этого расположения правоустанавливающим документам сторон спора;
  • самовольный захват земли;
  • устранение самовольного захвата должно восстанавливать нарушенные права истца.

Если перемещение забора заметно «на глаз» и остались следы законной границы участка, факт самозахвата можно доказать свидетельскими показаниями или осмотром границы участков с помощью нотариуса (называется «нотариальным осмотром доказательства», оформляется только до подачи иска в суд).

Спор с Земельной кадастровой палатой о постановке на кадастр участка с несогласованными границами

Ранее это был очень распространенный вид споров, т.к. процедура согласования границ требовала во что бы то ни стало найти соседей и получить их согласие. В противном случае в постановке земли на кадастр отказывали. Сегодня действует более либеральная процедура, считающая молчание соседей их согласием на уточненные границы.

Если же наложение границ в кадастре возникает из-за программных неполадок или упущенных ФГУ ЗКП ошибок кадастрового инженера, межевавшего соседний участок, отказ кадастровой палаты можно обжаловать. Делать это нужно оперативно, т.к. срок для оспаривания незаконных действий государственных органов и должностных лиц составляет всего 3 месяца.

Предмет доказывания поданному делу:

  • соответствие границ по проекту границ из межевого плана правоустанавливающим документам истца;
  • отказ в постановке на кадастр сделан по основаниям, не соответствующим закону «О государственном земельном кадастре» или противоречащим иным нормативным актам.
Землеустроительная экспертиза

Поскольку вопрос установления и изменения границ – вопрос технический, землеустроительная экспертиза является едва ли не обязательной в межевых спорах. Для стороны, желающей провести экспертизу, очень важно правильно сформулировать вопросы: таким образом, чтобы ответы эксперта объяснили судье все, что неясно из документов. Экспертиза может быть назначена по ходатайству одной из сторон спора или по инициативе суда.

Есть у землеустроительной экспертизы очень неприятный момент: высокая цена. В отличие от обычного установления границ участка (10-15 тыс. руб.), экспертиза для суда стоит около 30-40 тыс. руб. Оплата за экспертизу берется с лица, подавшего ходатайство о ее назначении, если же экспертиза назначена по инициативе суда, она оплачивается бюджетом (поэтому суды просто не назначают экспертизу по своей инициативе, а требуют от сторон соответствующие ходатайства).

Образец заявления о нарушении границ земельного участка

Образец заявления о нарушении границ земельного участка

О признании права собственности на земельный участок и возвращении в на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, изменении границ земельных участков внутри территории ДНТ обязано.

Исковое заявление об установлении нарушений, не соединенных с лишением. Исковое заявление об истребовании имущества (земельного участка) из (указать границы и площадь земельного участка, который, по мнению.

Образец искового заявления об устранении нарушения прав собственника земельного участка, не связанного с лишением владения.

О восстановлении границ земельного участка, переносе забора и Кусты винограда высажены с нарушением норм СНиП 30-02-97 и СНИП. Of-law. ru-судебные решения, исковые заявления, образцы жалоб.

Об устранении нарушения прав собственника земельного участка, не связанного с Более того, перед фасадом моего дома в пределах границ участка.

Главная Образцы документов Образцы исковых заявлений Исковое. Границы земельного участка при этом не были установлены в Отказ в выдаче справок и отказ в согласовании границ влечет нарушение моих прав.

Исковое заявление об определении границ земельного участка. угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём: восстановления положения.

Развернуть. Образцы исковых заявлений, жалоб, ходатайств в суды общей юрисдикции. Исковое заявление об устранении нарушений права собственности, Исковое заявление о восстановлении границ земельного участка.

Соседи нарушили границы моего участка

Топографическая съемка участка Межевание земельного участка Соседи нарушили границы моего участка. Что делать?

У собственников земельных участков нередко возникает ошибочное мнение о месте прохождения границ их земельных участков. Нередко это является причиной споров и судебных процессов между соседями.

Сейчас у большинства земельных участков идет переоформление документов без межевания, тем самым не уточняется конфигурация и площадь. Нет полного понимания о месте прохождения границ с соседними участками.

До определенного момента времени такое положение может устраивать всех, в том числе и соседей, пока кто-нибудь из них не станет считать, что другой захватил часть его территории. В этом случае ни один из участников спора не сможет доказать свою правоту, поскольку граница между ними четко не установлена. Во многом избежать подобных споров можно с помощью установления точных границ в процессе межевания.

Рассмотрим две ситуации, когда существует конфликт по границам земельных участков:

1. Границы земельного участка установлены в процессе межевания.

Если границы земельного участка установлены в процессе межевания, но Вы считаете, что по факту сосед захватил часть Вашей территории, тогда убедитесь, что в кадастровом паспорте (ранее выдавались кадастровые планы) указаны границы земельного участка, соответствующие результатам межевания.

В этом случае в кадастровом паспорте (ранее выдавались кадастровые планы) указано, что границы соответствуют результатам межевания. Следовательно, спор между соседями о границах связан с противоречием между документами на земельный участок (кадастровый паспорт, материалы межевания) и представлениями соседей о фактическом прохождении границы.

В этом случае, для разрешения конфликта необходимо осуществить следующие действия:

Произвести «вынос точек на местности». Данная работа может быть выполнена только лицензированной землеустроительной компанией. Суть заключается в установлении на местности специалистами, осуществляющими геодезическую съемку, поворотных точек, которые зафиксированы в едином государственной реестре и официально являются границами земельного участка.

Данные поворотные точки рекомендуется закрепить установлением специальных межевых знаков. Это позволит наглядно показать как проходит граница земельных участков.

После получения фактических данных – закрепление границ на местности – наступает стадия переговоров с соседом. На этой стадии уже визуально определяется, где проходит граница, было ли ее нарушение и с чьей стороны и возможно разрешить спор путем устного соглашения об устранении нарушений границ.

В случае если все же конфликт не исчерпан, спор необходимо решать в судебном порядке.

  • Обращение в судебные органы для защиты своих интересов. В частности, это может быть иск об устранении нарушения третьими лицами права пользования земельным участком.
  • 2. Точные границы земельного участка не установлены

    Начать процесс межевания земельного участка. При этом в процессе межевания рекомендуем осуществить измерение площади не только вашего участка, но и всех земельных участков, окружающих спорные. Это даст возможность сравнить площади фактические и указанные в документах на землю. При сопоставлении полученных данных можно будет установить излишки фактически используемых участков и недостающие площади. Более того, путем сопоставления данных измерений площади окружающих земельных участков может быть выявлено, что захват территории произошел совершенно в другом месте. Границы земельного участка устанавливаются на основе геодезической съемки земельного участка и существующих документов на землю.

    При геодезической съемке важным аспектом является также определение местоположения зданий и их расположение относительно границ земельного участка. Эти данные могут быть использованы при защите своих интересов, если сосед построил здание на границе земельных участков в нарушение существующих строительных норм.

  • На основании полученных объективных данных необходимо провести переговоры с соседями по установлению и согласованию границ земельного участка. Важным документом межевого плана является акт согласования границ земельного участка с собственниками смежных земельных участков, который подтверждает согласие соседей с установлением именно таких границ. Однако в случае не достижения соглашения по данному вопросу конфликт разрешается на следующей стадии.
  • Передача спора о границах земельного участка в судебные органы. В этом случае судом будет рассматриваться комплекс факторов, в том числе, фактическое землепользование, результаты геодезической съемки, существующие документы на землю, сопоставление площадей земельных участков, а так же экспертные заключения.
  • В настоящее время будущие спорные ситуации создаются ежедневно при оформлении прав на земельные участки по упрощенной процедуре («декларативно»), когда границы формируемых земельных участков не ставятся на кадастровый учет — потенциально каждый владелец земельного участка может столкнуться с описываемыми ситуациями на практике.

    В двух словах о компании.

    Компания ООО «ТЕРРА» была организована в 2009 году. С самого начала, мы установили высокие стандарты качества к своей работе. На все наши работы, предоставляется гарантия, не менее 1 года. Даже если гарантия закончится, мы никогда не отказываем в помощи, нашим клиентам.

    Лучше один раз позвонить
    и узнать свою цену,
    чем медитировать часами
    над прайс-листом.


    8 (812) 244-79-90

    Нарушение границ земельного участка

    Нарушение границ земельного участка Биография:

    Имею два высших образования, стаж работы частнопрактикующим юристом более 15 лет. Решение юридических задач для меня является очень интересным видом деятельности и моя цель - совершенствоваться в этой области. Особенный интерес представляют арбитражные споры, поскольку первое экономическое образование и опыт работы дает мне знание экономических основ деятельности предприятий, знание принципов ведения бухгалтерского учета, а также составления и анализа финансовой отчетности. Приятно, что мн.

    Марат Васфиев

    Заказ консультации юриста

    Биография:

    Гафаров Рашид

    Заказ консультации юриста

    Тематики юриста: Биография:

    Оказываемые услуги: Юридические консультации, платные консультации по договорённости. Контакты: Электронная почта: ghafarova77@mail.ru Телефоны: 89293766529 Образование: Образовательное учреждение г. Рубцовск. Рубцовский Индустриальный Институт Факультет правоведение Специальность – юрист Форма обучения – заочная Статус – юрисконсульт

    PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес

    © 1997 - 2016 Петербургский правовой портал
    Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

    Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства многократно увеличены

    Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства многократно увеличены

    09 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (номер опубликования - 0001201503090030).
    Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ ).
    В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.

    Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:

    "Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
    прав на указанный земельный участок"
    Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка "использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности" заменена на более общую "лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок".
    Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:

    • для граждан - от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
    • для должностных лиц - от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
    • для юридических лиц - от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.

    Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:

    • от 5 до 10 тысяч рублей;
    • от 20 до 50 тысяч рублей;
    • от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.

    При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
    В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.

    Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ . предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
    Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
    Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
    "Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение"
    Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:

    • на граждан - от 5 до 10 тысяч рублей;
    • на должностных лиц - от 10 до 50 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей.

    За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ ).
    Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ ), которые теперь составляют:

    • для граждан - от 20 до 50 тысяч рублей;
    • для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
    • для юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.

    Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ . ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
    В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
    "Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность"
    За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
    Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как "невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" (статья 8.7. КоАП РФ ), которые будут составлять:

    • для граждан - от 20 до 50 тысяч рублей;
    • для должностных лиц - от 50 до 100 тысяч рублей;
    • для юридических лиц - от 400 до 700 тысяч рублей.

    В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ . которая теперь устанавливает ответственность за "использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием" и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:

    • для граждан - от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
    • для должностных лиц - от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
    • для юридических лиц - от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.

    При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:

    • не более 100 тысяч рублей - для граждан;
    • не более 300 тысяч рублей - для должностных лиц;
    • не более 700 тысяч рублей - для юридических лиц.

    Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ . Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
    За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:

    • для граждан - от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
    • для должностных лиц - от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
    • для юридических лиц - от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.

    Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:

    • на граждан - от 20 до 50 тысяч рублей;
    • на должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 200 до 400 тысяч рублей.

    Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ ).
    Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ ).
    Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:

    • для граждан - от 10 до 20 тысяч рублей;
    • для должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей;
    • для юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.

    При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:

    • для граждан - от 30 до 50 тысяч рублей;
    • для должностных лиц - от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
    • для юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.

    Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
    Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
    Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
    Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа - 10 тысяч рублей, максимальное - 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный - в 100 раз .
    Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

    С текстом закона можно ознакомиться по ссылке .

    Споры с соседями куда жаловаться на нарушения земельного и природоохранного законодательства

    Споры с соседями: куда жаловаться на нарушения земельного и природоохранного законодательства?

    18 марта 2015   /  Возьмите на заметку

    Ни для кого не секрет, что с соседями лучше сосуществовать мирно. Прекрасно, если при использовании смежных земельных участков люди учитывают интересы друг друга, внимательно относятся к своим обязанностям по сохранению окружающей природной среды, и соблюдают все негласные правила добрососедства.

    Но что делать, если действия соседей идут в разрез с Вашими интересами? Если соседи наносят вред состоянию окружающей природной среды и нарушают нормы действующего законодательства? Например, вырубают деревья, расположенные на соседнем участке, загрязняют свой участок мусором, или вообще используют его способами, идущими в разрез с целевым назначением участка.

    Как «приструнить» распоясавшихся землепользователей, при этом оставаясь в рамках закона? На этот вопрос мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

    Действия соседей по вырубке зеленых насаждений, расположенных на принадлежащем им на праве собственности или аренды земельном участке, на самом деле напрямую затрагивают интересы соседних землепользователей. Если Ваш участок расположен в окружении соснового бора, его привлекательность для дачного строительства в глазах многих потенциальных покупателей значительно увеличивается. Исчезнут сосны – снизится стоимость Вашей недвижимости. Что уж говорить о том, что вырубка вековых деревьев может повлечь за собой увеличение засушливости почв, и даже привести к нарушениям в функционировании всей локальной экосистемы в целом, сокращению популяции животных, обитающих в данной местности (например, белок). А если соседи вместо дачи организовали на участке сельскохозяйственное производство? Куда бежать?

    Понятно, что, если методы личного внушения в отношении соседей не работают, надо куда-то жаловаться. Но какие государственные органы уполномочены осуществлять надзор за действиями землепользователей? И какие меры такие органы могут применить к нарушителям?

    Какие государственные органы уполномочены осуществлять надзор за действиями землепользователей?

    В соответствии с Положением о государственном земельном контроле от 02.01.2015г. общий государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) и ее территориальными органами. По закону Росреестр ответственен за проверку соблюдения требований земельного законодательства, касающихся использования земельных участков по их целевому назначению (пункт в) ст. 3 указанного Положения), в том числе требований, связанных с целевым использованием участков для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства (пункт г) ст. 3), выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по их целевому назначению (пункт е) ст. 3) и иных требований законодательства.

    Согласно положениям Административного регламента Росреестра по проведению проверок при осуществлении государственного земельного контроля от 30 июня 2011 г. в составе органов Росреестра формируются должности государственных инспекторов РФ по использованию и охране земель, ответственных за осуществление соответствующего контроля. Указанные должностные лица вправе проводить плановые и внеплановые проверки с правом посещения земельных участков для их осмотра.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 3.10 вышеуказанного Административного регламента Росреестра, основанием для проведения государственным инспектором внеплановой проверки является поступление обращений и заявлений от граждан или юридических лиц о фактах нарушений, которые могут повлечь за собой вред состоянию окружающей среды, животным и растениям. К такому заявлению должны быть приложены соответствующие доказательства (для этого можно использовать, например, фотографии). Кроме того, в обращении должна содержаться информация, позволяющая установить его заявителя.

    По факту произведенной проверки государственные инспекторы обязаны составить Акт проверки соблюдения земельного законодательства, и, при выявлении соответствующих нарушений, вынести предупреждение о допущенном земельном правонарушении, а также принять меры для привлечения виновных лиц к ответственности или вынести обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений и их последствий.

    Куда и кому жаловаться на действия соседей, размеры штрафов за различные нарушения

    При этом, в соответствии с последними изменениями административного законодательства, за использование участка не по целевому назначению, а также за неиспользование в течение установленного срока сельскохозяйственных земель и земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества, устанавливается увеличенный размер штрафа, который теперь будет рассчитываться в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Для граждан размер соответствующего взыскания составит от 0,3 до 1,5 %, а для юридических лиц - от 1,5 до 10 % кадастровой стоимости участка.

    Если участок соседа расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, проверку соблюдения требований земельного законодательства вправе осуществлять также специально уполномоченный орган – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (статья 3 Положения о государственном земельном контроле от 02.01.2015г.).

    В случае если участок расположен в пределах водоохраной зоны или прибрежной полосы водного объекта или использовался для разработки полезных ископаемых (в том числе, общераспространенных), для осуществления строительных работ – жаловаться можно в специально уполномоченный в данной сфере орган – Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (статья 5 Положения о государственном земельном контроле от 02.01.2015г.).

    Кроме того, направить обращение можно также в специализированный орган по надзору за нарушениями в сфере законодательства об охране окружающей среды и природопользования - природоохранную прокуратуру по соответствующему региону. Например, на сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (одной из крупнейших природоохранных прокуратур в России), размещена информация о направлениях деятельности прокуратуры, к которым также относится проведение проверок в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

    На практике имеет смысл направить соответствующие жалобы во все государственные органы, имеющие отношение к осуществлению надзора за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, поскольку, во-первых, государственные органы не всегда обращают должное внимание на обращения граждан, а во-вторых, при поступлении жалобы по нарушениям, не входящим в компетенцию конкретного органа, такая жалоба будет переадресована в уполномоченный орган, с уведомлением об этом гражданина.

    Безусловно, сосны таким образом не вернешь. И мы не рекомендуем никому ссориться с соседями и использовать методы силы. Но если Вы все же хотели привлечь правонарушителя к установленной законом ответственности, но боялись, что в таком случае ничего нельзя сделать, надеемся, что Вам будет полезна вышеуказанная информация.

    Ссылки на законодательные акты:

    1. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015г. №1.
    2. Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. N 318.
    3. Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
    4. В соответствии с пунктом 2.3 Приказа Генеральной прокуратуры РФ №84 от 07.05.2008г. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
    5. Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».