Руководства, Инструкции, Бланки

слоговой анализ слова образец img-1

слоговой анализ слова образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Логопедическое занятие по теме - Слоговой анализ и синтез слов

Логопедическое занятие по теме "Слоговой анализ и синтез слов"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Образовательные:
  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Здоровьесберегающие:
  • использовать элементы двигательной активности;
  • использовать глазодвигательные упражнения.

Оборудование: Гномы Бим и Бом, предметные картинки на слова различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Слоговой поезд”, слайдовая презентация, мультимедийная установка.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

На доске выставляем слоги.

Слайд 3.Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Слайд 3. Примеры определения количества слогов.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла. КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную. КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе. КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий. КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл. КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

а) упражнения для глаз.

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

Слайд 11. Иллюстрации к словам.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Слайд 15. Слон-слоник-слоники,

Слайд 16. Дом-домик-домики.

Слайд 17. Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

Слайд 18.
  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Гномы приготовили для нас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Список литературы.
  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с.,165 с.
  2. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
  3. Лопухина И.С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб.:Дельта, 1997. 336 с.

Другие статьи

Презентация по теме: Слоговой анализ и синтез слов

Презентация по теме:
Слоговой анализ и синтез слов.
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Слоговой анализ и синтез слов. Рамазанова М.И. учитель-логопед МАОУ СОШ «Земля родная».

Слайд 2
Подбери к каждой схеме соответствующую картинку. _______ _______ ________ _____ ______ ______

Слайд 3
Напиши названия картинок, подели слова на слоги. лод - ка ма - ши - на ав - то - бус эс - ка - ла - тор са - мо - лет экс - ка – ва - тор

Слайд 4
Составь слова РО-ВА-КО ГАЙ-ПО-ПУ МЯК-ХО РА-ЗЕБ ПА-ЧЕ-ХА-РЕ КА-БЕЛ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Слоговой анализ и синтез слов. Рамазанова М.И. учитель-логопед МАОУ СОШ «Земля родная».

Слайд 2
Рыболовы 1 2

Слайд 3
ник ца из ма ба пис со Вставь недостающие слоги так, чтобы получились слова.

Слайд 4
Измени по образцу. Напиши их по слогам.

Слайд 5
НОС ЁЖ ТОРТ ЛИСТ СЛОН КУСТ МОСТ НО-СЫ Е-ЖИ НО-СИ-КИ Ё-ЖИ-КИ ТОР-ТЫ ТОР-ТИ-КИ МОС-ТЫ МОС-ТИ-КИ ЛИС-ТЫ ЛИС-ТИ-КИ СЛО-НЫ СЛО-НИ-КИ КУС-ТЫ КУС-ТИ-КИ

Слайд 6
КАР МУЖ КОР ТРЕ РАВ ТРИ ЧИ НИ ТИ БУ ЗИ ЩИ НА Соедини слоги. Назови получившиеся слова. Вспомни и напиши слова по порядку.

Слайд 7
Прочитай слова. Выпиши только те слова, которые можно переносить. И-ра. по-яс. Ра-я. мо-я. ям-ка. у-вёз. я-корь. я-ма. за-яц. по-ёт. ё-жик. а-ист. жу-ёт. зре-ет. кра-я. сто-ит. А-ня. у-тюг. у-сы. но-сик. у-ши.

Слайд 8
Составь слова из слогов, данных в скобках. Спиши предложения. ( Ю,о,сень ) на ( ревь,де,ях ) ( ля,яв,ют,по,ся ) желтые листья. Осенью на деревьях появляются желтые листья. У ( а,ту,тро,ра ) ( но,ся,вил,ос,та ) ( мо,ав,биль,то ). У тротуара остановился автомобиль. Петя и Сережа ( ли,сле,пи ) ( ю,снеж,ну ) бабу. Петя и Сережа слепили снежную бабу. Поезд ( хо,под,дит ) к ( лень,кой,ма ) ( ци,стан,и ). Поезд подходит к маленькой станции. Дятел громко ( чит,сту ) ( вом,клю ) по ( ву,де,ре ). Дятел громко стучит клювом по дереву. На ( бе,клум ) ( ли,пес,тре ) ( си,кра,е,вы ) цветы. На клумбе пестрели красивые цветы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в.

Конспект занятия по коррекции дисграфии.

Закрепление практического умения детей дифференцировать слог и слово.

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой.

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Волшебница- зим.

Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"

Презентация для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"

Данная разработка занятия предназначена для учащихся 2 класса, и направлена на коррекцию и профилактику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ - Студопедия

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ

Тема. Составление слов из слогов, деление слов на слоги.

Цель. Объяснить, что слог — часть слова, не заключающая в себе смысла слова; повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков.

1. Вывешивается наборное полотно, на нем слоги:[мон],[ли], [но], [ки], [хал], [ва]. Дети читают их хором. Затем логопед читает стихотворение:

Что за Ли? Что за МОН?

Никакого в звуках смысла!

А как скажут «лимон» —

сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?

Людям вовсе неизвестно!

А как скажут «кино» —

сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

вот еще одна загадка.

А как скажут «халва» —

сразу станет сладко-сладко!

2. Деление на слоги.

а) назвать картинку (слова из 2 — 3 прямых слогов);

б) разделить слова на слоги с громким проговариванием и отхлопыванием;

в) сопоставить в этих словах количество гласных с количеством слогов; сделать вывод о слогообразующей роли гласных.

г) составить схемы:

3. «Много - один». Исходный материал - группа слов или соответствующих им предметных картинок.

Например: гуси — гусь (дети проговаривают и отхлопывают слоги, сопоставляют количество гласных и слогов в них).

Шары, маки, коты, лоси, раки, киты, дома, грибы, столы, ежи, гвозди.

4. Сгруппировать предметные картинки по количеству слогов в названии. На доске вычерчиваются (а на столах ученики выкладывают из полос) схемы:

У каждого ученика набор предметных картинок, которые он располагает в три колонки. Деление на слоги проводится самостоятельно, с негромким проговариванием и отхлопыванием.

В заключение этой работы можно провести взаимную и фронтальную проверку выполнения задания.

5. Превратить односложное слово в двусложное (по образцу), перекидывая мяч. Например: ключ — ключик.

Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, лоб, шар, гвоздь, винт, шарф.

6. Превратить двусложное слово в трехсложное (слова из предыдущего задания и аналогичные):

бант — бантик — бантики.

7. Добавить слог, чтобы получилось слово (при этом перекидывая мяч): соло (ма) и т.д.

8.Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба — баран — ранка — калоши - шина и т.д.

9. Придумать (выбрать из любого текста) по пять слов к каждой схеме. Записать в три столбца, подчеркнув гласные:

10. Развитие чувства ритма. Прослушать стихотворение, добавить в рифму недостающее слово с учетом стихотворного размера:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

ждет он и вздыхает:

слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

стих потёк, как речка,

помоги ему чуть-чуть,

— Боимся мы щекотки

большой сапожной …(щётки )

Твои помощники — взгляни

— десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

работы не боятся, и,

как хороший мальчик,

Золотой и молодой

за неделю стал седой,

а денёчка через два

Спрячу-ка в карманчик

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

вы садились сотни раз.

Чтобы нога отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле )

потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

землю с небом хочет сшить?

Не ответишь — подождем,

отгадаешь под… (дождём )

11. Тема. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

Цель. Привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов.

1. На доске записываются слова:

Упражнение нужно выполнять в следующем порядке:

а) вслух прочесть слова, составить с ними предложения или словосочетания;

б) прочитать хором, отстукивая хлопками и деля на слоги.

в) затем первый ряд называет только первый слог, второй ряд — второй;

г) для перестановки слогов сначала второй ряд называет свой слог, затем первый ряд - свой;

д) синтезировать новое слово, которое дети слышат сами в таком проговаривании, устно составить предложения с полученным словом;

е) записать слова парами по образцу: рады — дыра;

ж) отметить важность учета последовательности слогов в ходе чтения и письма.

2. Прочитать и записать слова, вставляя вместо черточки пропущенный слог:

— род, —ходка, тиши —. па — ма, мали —, паути —, —шел, воро —, за —вески, вес —. гли —;

нос —. —но, оч —, зам-, конь —. —ты, мар —, — нул, кус —. руч —, — пит.

3. Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог

коле-, пар-, —хар, кус—, солда—, —ды, кар —. по —дил, бога — ри, кро —, поло —, хала —, ли —, лис —;

во — сы, по —жу, зо —той, соба —, мо —ко, са —, музы —. весе —. соро —, го —сок, — лина, подуш-, мо—дой, избуш —, мо —ток.

4. Записать слова, составленные из данных слогов:

ка, ней, ли ри, ку, ца чик, не, куз боч, ба, ка

мин, ви, та то, ав, бус ла, ку, а чок, ви, но

ке, ра, та ни, пят, ца бо, ра, та та, ну, ми

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Артикуляционная гимнастика

«Артикуляционная гимнастика. Звуко-слоговой анализ слова». Консультация для воспитателей ДОУ

Лариса Козионова
«Артикуляционная гимнастика. Звуко-слоговой анализ слова». Консультация для воспитателей ДОУ

Артикуляционная гимнастика. \r\n

Звуко-слоговой анализ. \r\n

Что нужно знать, чтобы правильно выполнять?

Формирование правильного произношения предполагает выработку артикуляторных умений. Метод артикуляционной гимнастики активно используется в преодолении нарушений звукопроизношения.

Артикуляция – автоматизированный навык, который вырабатывается в процессе многократных повторений, проводимых воспитателем и логопедом. а так же путем ежедневных тренировок с родителями.

Для качественного проведения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять следующие требования :

- упражнения проводятся в проветриваемом помещении;

- упражнения выполняются при удобном положении тела, расправленной грудной клетке;

- движения выполняются в спокойном темпе, легко, плавно;

- обращается внимание на точность (правильность) выполнения, симметричность, полноту объема движений, отсутствие синкинезий;

- приветствуется использование наглядных материалов.

Существует определенная последовательность выполнения упражнений :

1. Упражнения для губ

– статические (удержание определенной позы – «Улыбка» )

– динамические (выполнение движения – «Улыбка – Заборчик» )

2. Упражнения для языка

Воспитателю целесообразно проводить артикуляционную гимнастику вслед за утренней зарядкой. Фронтальная форма преобладает в работе воспитателя. т. к. он вырабатывает базовые движения и положения органов артикуляции. Воспитатель проводит гимнастику в щадящем режиме. Статические упражнения под счет до 5, динамические – под счет на 6-8.

В младшем возрасте упражнения выполняются с максимальной помощью педагога. В средней группе помощь педагога минимальна, в старшей группе упражнения выполняются самостоятельно.

ЗВУКО - СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ. ЧТО ЭТО? КАК ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ?

Большинство взрослых предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Педагогам известно - знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть :

- отсутствие желания и привычки заниматься,

- трудности в поведении ребенка.

Но, как показывает практика, основной причиной является

- нарушение фонематического восприятия. несформированность навыков звукового анализа .

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове. определение характеристики каждого звука в слове. Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии.

Фонематический слух и восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы(звуки речи ) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит. усложняет формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Наша задача – оказать детям максимальную помощь в освоении данных операций.

Система логопедической работы по формированию фонематического слуха и восприятия состоит из 6 этапов.

1. Узнавание неречевых звуков .

Звуки окружающего мира. послушай, что ты слышишь на улице, в детском саду, что звучало? (музыкальные инструменты, действия с предметами (ножницы режут бумагу, тикают часы, размешивают ложкой чай и т. д.)

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков. сочетаний слов и фраз .

А – поет певица, А – мама качает малыша, А – показываем горло врачу;

«Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» - угадать кто спросил Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка.

«Далеко – близко» гудит поезд.

3. Различение слов близких по звуковому составу .

ДОМ – КОМ – СОМ – ЛОМ, ПОЧКА – БОЧКА – ДОЧКА – КОЧКА,

КАСКА – КАШКА, КРЫСА – КРЫША, РАК – ЛАК (особо важно для детей, неправильно произносящих звуки )

4. Дифференциация слогов.

Проговаривание цепочек слогов. СА – СА – ША, СА – ША – СА и т. д.

5. Дифференциация фонем.

По глухости-звонкости. П – Б, С – З, В – Ф;

По мягкости-твердости. М – Мь, Р – Рь, Д – Дь;

Оппозиционные звуки. С – Ш, З – Ж, Ш – Щ, Л – Р.

Игры. «Сложи узор». «Посади цветы». «Подари подарки». «Раздели игрушки». «Назови слова со звуком » и т. д.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Приступая к играм по формированию звукового анализа. надо четко представлять себе последовательность работы, не перескакивать через этапы, хорошо ориентироваться в звуках и буквах .

Звуки мы слышим и говорим. буквы – видим и слышим.

ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.

В русском языке 10 гласных букв. А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю

гласных звуков всего 6. А, О, У, И, Ы, Э.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука :

- после гласных звуков(маяк /майак/)

- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)

я = й+а, ю = й+у, е =й+э, ё = й+о

Сколько в слове гласных звуков. столько и слогов.

СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары. по мягкости – твердости, по глухости – звонкости.

Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].

Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог. АМ, СА, ОК, НЫ.

Общие правила работы по формированию навыков слогового анализа :

Детям дается понятие СЛОГ – это часть слова .

Для определения количества слогов подставляем тыльную сторону ладони под подбородок, растягивая гласные проговариваем слово – сколько раз открылся рот, столько слогов в слове. Когда навык будет отработан, слоги можно отхлопать, протопать, нарисовать палочки, выложить камешки и т. д.

Слоги бывают открытые (прямые) ПА, МА, КО, ЛЕ

и закрытые (обратные) АП, ОК, ИЛ, ЕТ.

Слоги со стечением согласных. СЛА, КЛУ, ПЛЫ.

Для слогового анализа слова подбираются в определенном порядке :

Два открытых слога. КАША, ЛАПА, ШУБА.

Три открытых слога. МАШИНА, КУРИЦА, МОЛОКО, ПИРАМИДА, ЧЕРЕПАХА.

Слова с закрытыми слогами и со стечением согласных :

ДОМ, ЗАЛ, ТОРТ, ПИРОГ, КОМОК, МОЛОТОК, ВЕЛОСИПЕД, ПОЛКА, БУЛКА, СТОЛ, ПРОБКА, УЧЕБНИК, УЧИТЕЛЬНИЦА.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа :

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа :

- выделение звука из слова ,

- определение первого звука ,

- установление места звука (начало, середина, конец слова ,

- полный звуковой анализ ;

2. Соблюдение последовательности предъявления слов. предназначенных для анализа.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода :

1. Формирование навыков элементарного анализа .

2. Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая :

• сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук. а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал. когда услышит слово с нужным звуком ;

• далее ребенок должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова ;

• затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук ;

• действие по представлению, когда слово не произносится. а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова .

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова. вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства. звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных количеству звуков в слове .

• ребёнок слушает слово. выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы (квадратики по количеству звуков в слове ) .

• затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы. ребенок произносит слово. выделяет каждый звук и кладет фишки. а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры. только на основе громкого проговаривания.

В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово. состоящее из определенного количества звуков .

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава ?

Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением. поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная. и они звучат отчетливо.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К. Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком. поэтому их не стоит давать для выделения первого звука. по крайней мере, в начале обучения.

Учитывая все вышеизложенное, мы сможем помочь детям избежать проблем с овладением чтением и письмом и успешно обучаться в школе.

Прикреплённые файлы:

Календарный план коррекционной работы недели Звуки, буквы Звуко слоговой анализ, грамота Грамматический строй - Анализ - стр

грамматическогостроя ; • произношения. Количество занятий, реализующих коррекционно -развивающие. слоговогоанализа и синтеза, владение элементами грамоты и т. д. Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием 1. Календарныйпланработы.

к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматическийстрой речи. Достижения этого возраста. звуков. звуко -слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий. Коррекционно -развивающая работа.

Программа коррекционно -развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

грамматическогостроя речи. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слоговогоанализа. образования. План -программа коррекционно -развивающей работы Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне.

грамма­тическогостроя речи. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слоговогоанализа.

работа ). 111-112 Знакомство с буквой «Ш, ш». Звуковой анализ слов «груша», «катушка». Выяснение особенностей звука [ш]: звук. в неделю ). (Поурочное календарно -тематическое. 2008 2.5. Планкоррекционнойработы Программа коррекционнойработы в соответствии со.

Занятие - Слоговой анализ и синтез слов - для 3 класса

Занятие "Слоговой анализ и синтез слов" для 3 класса

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Графический анализ слова

Графический анализ слова

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема - это звукотип, это общее, реально произносимый звук - частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].

Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.

Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.

Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цифра (вместо цыфра), шить (вместо шыть), шерсть (вместо шэрсть).

2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: чашка (вместо чяшка), чудо (вместо чюдо), мячом (вместо мячём), щуплый (вместо щюплый).

Схема графического анализа слова

1. Привести графическую запись слова;

2. определить графические значения всех букв и пробелов;

3. указать фонемный «объем» буквы (пробела);

4. отметить случаи, когда буква (пробел) уточняет значение соседней буквы;

5. стрелками обозначить проявление позиционного принципа графики.

Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.

Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:

Образец графического анализа

1. Якорь [jа?кър’]. 5 букв – 5 звуков.

2. Буква я передаёт звуки [j?а], звуковое значение – главное; буква к («ка») передаёт звук [к], звуковое значение – главное; буква о передаёт звук [ъ], звуковое значение – второстепенное; буква р («эр») передаёт звук [р], звуковое значение – главное; буква ь (мягкий знак) не передаёт звука.

Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.

К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.

О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.

Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.

Образец графического анализа:

с – [с] – буква обозначает тот же звук,

ъ – [O] – буква не обозначает звука,

ё – [jо] – буква обозначает два звука,

ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,

и – [ы] – буква обозначает другой звук,

т – [ц] – буква обозначает другой звук,

ь – [O] – буква не обозначает звука,

с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),

а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.

В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.

В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:

1) буква с не смягчается перед йотом,

2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].

Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.

III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III -ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV -у варианту.

Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет

Такое разрушение и восстановление линейности предложения способствует осознанию общих свойств речи,— членораздельности и линейности (последовательности) составляющих ее единиц.

Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место на первых занятиях. В дальнейшем воспитатель все больше внимания уделяет тому, чтобы дети научились членить предложение на слова и составлять его из слов уже без опоры на наглядность.

Ознакомление со слоговым строением слова

В подготовке дошкольников к обучению грамоте - существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. Когда дети будут учиться читать, они начнут с чтения слога.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Этот термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов, сложено из них).

Воспитатель говорит: «Вы уже знаете, что предложение состоит из слов. Лена, скажи какое-нибудь предложение из трех слов. (Дети весело поют). Правильно. А теперь ты, Саша, скажи это предложение не сразу, а отделяя одно слово от другого, чтобы каждое из них хорошо слышалось.

Теперь послушаем, как звучит первое слово нашего предложения: дети. А можно ли его произнести не сразу, а по частям?»

Задавая такой вопрос, педагог активизирует внимание детей, ставит перед ними задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем. Но не нужно торопиться давать такой образец. Пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам.

Воспитатель, задав вопрос: «Можно ли произнести слово не сразу, а по частям?», — обращается к ребятам: «Произнесите слово дети по частям, но не вслух, а шепотом, совсем-совсем тихо. А Таня скажет это слово по частям громко».

С таким заданием дети нередко справляются легко. В случае затруднений воспитатель сам произносит слово по слогам, давая образец, после чего дети произносят по частям называемые им двухсложные слова (кошка, луна, липа и т. п.).