Руководства, Инструкции, Бланки

купить инструкцию по эксплуатации автомобиля img-1

купить инструкцию по эксплуатации автомобиля

Рейтинг: 4.9/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации автомобиля – почему важно ее сохранить?

Инструкция по эксплуатации автомобиля – почему важно ее сохранить?

27 ноября 2015 А вто Ф лот .

Многие владельцы автомобилей, которые когда-то потеряли или намеренно выбросили толстую книгу, в которой описаны все тонкости эксплуатации их автомобиля, сильно пожалели об этом. Дело в том, что завод выпускает сотни модификаций автомобилей, в которых порой есть только небольшие отличия. Но именно в этих отличиях кроется разница вашей машины и той, которая была выпущена в следующем году. Поэтому книгу по эксплуатации лучше всего сохранить оригинальную. Вы всегда можете купить или даже скачать в интернете инструкцию по эксплуатации автомобиля, но вряд ли это будет именно та книга, которую вам дали в салоне при покупке авто. Лучше сохранить оригинал и не испытывать судьбу на предмет острой необходимости прочитать какой-либо пункт из этой книги.

Бывают различные ситуации, когда без инструкции по эксплуатации просто невозможно обойтись. Нередко автомобилисты ездят на автомобили годами, но так и не знают, что означает та или иная кнопка в салоне. В таком случае достаточно просто открыть книгу, которую вам дали в салоне, найти раздел управления функциями авто из салона, прочесть все необходимые детали и понять особенности функционирования данной кнопки. В инструкции описана каждая функция автомобиля, поэтому полное прочтение этой порой скучной книги может оказать весьма положительное влияние на безопасность и комфорт вашей поездки. Лучше полностью знать возможности вашего авто и получать настоящее удовольствие от поездки. Давайте рассмотрим некоторые особенные ситуации, в которых без книги будет непросто обойтись.

В каких ситуациях остро понадобится инструкция по эксплуатации авто?

Первая ситуация, которую стоит вспомнить, - это недостаточное понимание функций машины. Если водитель плохо осознает, что может и чего не может его транспорт, он не сможет нормально эксплуатировать автомобиль и не получит полной безопасности и полной уверенности в поездке. Существуют и другие особенности, когда без инструкции по эксплуатации не обойтись. Если вам самостоятельно нужно установить новый ремень ГРМ или поменять масло в автомобиле, в современном авто без помощи инструкции вы даже подойти к этому не сможете. Без объяснения особенностей подкапотного пространства вы не сможете и слить старое масло, не говоря о том, чтобы безопасно и правильно залить новое. Также возможны следующие ситуации, в которых сложно без инструкции:

  • самостоятельное обслуживание автомобиля, замена некоторых расходных материалов и деталей, правильная установка и наблюдение за достаточным качеством;
  • приобретение запчастей и материалов для вашего автомобиля в магазине - инструкция поможет выбрать лучшие заводские или аналоговые варианты деталей;
  • выполнение самостоятельных ремонтных работ после мелких повреждений ходовой части или деталей подкапотного пространства, узловая замена запчастей;
  • определение функции того или иного выключателя, рычага или кнопки, использование полноценного функционала приобретенного вам автомобиля;
  • реализация всех возможностей машины в эксплуатации, использование тех функций, которые производитель предложил для комфортной и безопасной поездки;
  • уточнение особенностей того или иного агрегата, в книге указаны технические характеристики именно тех узлов, которые установлены в вашу модель авто.

Полное понимание того, какой автомобиль возит вас, вы получите после ознакомления с основными особенностями книги. Впрочем, инструкция по эксплуатации не обязательна к прочтению. Существуют десятки ситуаций, в которых без нее сложно обойтись, но это не значит, что данный элемент водительского комплекта документов из салона незаменим. Если же в салоне книгу вам не дали, вы вполне можете написать письмо непосредственно производителю или официальному дилеру в России о том, что книги не было. Достаточно указать в письме VIN-код вашего авто, нормальная компания вышлет вам книгу с необходимыми данными бесплатно.

Дополнительные полезные ситуации использования инструкции

Производители рекомендуют инструкции по эксплуатации читать от корки до корки. Во время прочтения вы действительно найдете неожиданные для себя особенности работы того или иного узла, сможете понять функционирование всех дополнительных устройств и изысков комплектации. Только после ознакомления с такой инструкцией можно полностью использовать дорогие дополнения, которые вы сами заказывали в салоне по причине их широкого распространения. Сегодня можно достаточно просто получить информацию из других источников, но официальная книга имеет немало преимуществ, которые вы поймете во время чтения такой инструкции:

  • данная книга напечатана производителем, а значит, за всю информацию в ней бренд несет полную ответственность;
  • компания предлагает только те советы и рекомендации, которые реально работают, иначе бы производитель давно разорился;
  • существует множество различных неприятностей, по которым информацию нужно найти максимально быстро, здесь также поможет инструкция;
  • читая некоторые разделы официальной инструкции, вы сможете выработать нужный стиль поездки на этом авто для максимальной экономии топлива;
  • соблюдение советов, данных в книге, позволит серьезно увеличить ресурс всех дорогих узлов и агрегатов машины;
  • использование книги при проведении некоторых работ с автомобилем обязательно, ведь иначе компания не гарантируют вам высокое качество поездки.

Вы можете получить необходимую информацию в интернете, но зачастую она не будет оригинальной. Поэтому намного лучше использовать заводскую инструкцию по эксплуатации. Выбрасывать или отдавать эту книгу не стоит, она обладает множеством полезных данных и сможет выручить вас в определенные периоды водительской жизни. Интересно, что многие водители возят инструкцию по эксплуатации с собой в бардачке. Это позволяет им всегда иметь доступ к необходимой информации. Правда, такая книга занимает немало полезного пространства, так что можно подыскать и более удобное место для ее хранения. Но иметь такого консультанта всегда под рукой вполне приятно и уместно.

Как пользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля?

Существуют буквально сотни различных случаев, когда официальная книга о вашей машине может сэкономить часы времени и выполнить задачи замечательного помощника. Инструкция помогает лучше интернета, ведь она знает буквально все о вашей машине. Вы можете найти как необычные решения простых проблем, так и советы о том, что делать в сложнейших и не слишком приятных ситуациях. Нужно помнить о том, что компания прекрасно знает о детских болезнях автомобиля, уделяя им особое внимание в инструкции. Поэтому лучше всего использовать официальную книгу, предоставленную вам в салоне, следующим образом:

  • прочитайте мельком все разделы, которые дают советы непосредственно по эксплуатации автомобиля, использованию его важных функций;
  • также прочтите те части книги, которые особенно привлекают ваше внимание емкими и интересными названиями, интересующими вас вопросами;
  • затем консультируйтесь с книгой при покупке деталей или при выборе сервиса, на котором можно обслуживать автомобиль;
  • когда возникают спорные вопросы при выборе резины, аккумулятора и прочих деталей для вашего авто, воспользуйтесь помощью книги;
  • если в дороге у вас возникла неполадка, бортовой компьютер высветил определенный код или слово, расшифруйте проблемы с помощью инструкции.

Вот такие простые способы использования этой полезной книги называют опытные водители. Лучше всегда иметь с собой данную инструкцию, чем попадать регулярно в неприятные ситуации. Интересно, что только с помощью оригинальной инструкции можно найти реальные ответы на возникшие вопросы, создав комфортные условия для поездки. Иногда неоригинальные документы по использованию машины вынуждают пройти немалый круг различных неприятностей, прежде чем будет определена реальная неполадка или найдена проблема. Поэтому доверять можно только информации от производителя. Как известно, самые сложные моменты эксплуатации авто возникают холодной зимой. Поэтому предлагаем небольшое видео с общими советами по надвигающемуся сезону:

Подводим итоги

Эксплуатация каждого автомобиля влияет на его ресурс, вызывает потенциальные поломки и становится причиной затрат водителя в будущем. Лучше использовать советы производителя, которые помогут значительно сэкономить на данных затратах. Именно возможности официальных инструкций позволят выполнить все процессы вождения так, как того требует производитель. Нередко даже при выборе некоторых периферийных деталей у вас получится довольно сложная ситуация, которая заставит обратиться к заводским документам. В инструкции есть специальные разделы, которые помогут без проблем подобрать подходящий аккумулятор и прочие периферийные запчасти.

Нужно помнить о том, что именно возможность получения официальных данных позволяет без проблем эксплуатировать автомобиль и получить определенные выгоды от его использования. Нередко после прочтения книги с инструкциями водители замечают уменьшение расхода из-за соблюдения определенных правил, а также снижение потребления масла до уровня, указанного в инструкции. Существуют десятки различных аспектов, в которых официальная инструкция вам поможет. А вы храните книгу, которую вам вручили в салоне при покупке авто?

Как снизить стоимость обслуживания автомобиля – адекватные методы

Почему обслуживать новую машину выгоднее на официальных СТО?

Другие статьи

Инструкция по эксплуатации автомобиля

Инструкция по эксплуатации автомобиля

Машина сейчас – это не роскошь, а как говорится, средство передвижения! И это средство каждый выбирает по своим личным симпатиям и по своему достатку, но, независимо от многообразия комплектаций и форм, во всех автомобилях рано или поздно появляются различные неисправности. И вот тогда у владельцев есть всего два варианта действий: ехать на автосервис или заниматься ремонтом самому.

Иногда оба эти варианта используются в различной последовательности: или лезешь сам под капот, а потом, махнув рукой, ищешь телефон СТО, или же сразу едешь на авторемонт, а потом доделываешь что-то за нерадивыми механиками.

Так что, если вы и не собираетесь сами ремонтировать свое авто, иногда обстоятельства диктуют свои условия, и если эти обстоятельства застали вас где-то в дороге, то неплохо было бы разбираться в устройстве автомобиля, а еще лучше иметь под рукой полну. инструкцию по эксплуатации автомобиля и его техническому обслуживанию, тогда-то вам точно никакие неисправности не страшны!

В качественной инструкции можно найти ответы практически на любые вопросы, начиная от «почему машина дымит ?» и, заканчивая «какой провод нужно проверить, если не горит приборка». Но сейчас книги, а особенно технические руководства, стали стоить дороговато, да и в сумасшедшем ритме современной жизни не всегда упомнишь, что хотел заехать в книжный магазин.

Именно поэтому в сети появилось множество сайтов и порталов, которые предоставляют возможность посмотреть инструкции к автомобилям онлайн и скачать их, если это оказалось именно то, что вам надо.

Но какой прок от электронной инструкции, если поломка застанет водителя врасплох? – спросите вы.

Если это руководство будет записано на домашнем компьютере, то проку от него и правда будет не много, но не забывайте, что сейчас время высоких технологий и уже у каждого третьего жителя страны можно увидеть сумочку с ноутбуком. Так что если это руководство переместить на ваш портативный компьютер, польза от него может быть самая настоящая. А даже если у вас нет мини-компьютера, то такой справочник можно распечатать и на обычном домашнем принтере и кинуть в багажник, тогда воспользоваться им вам не помешает даже севший аккумулятор ноута!

Если вы собрались-таки скачать инструкцию по 'эксплуатации и ремонту своей машины, то перед списком сайтов, на которых вы найдете такие руководства, хотим дать еще один небольшой совет.

Удобнее всего будет, если вы скачаете себе два варианта инструкции: мультимедийный – для компьютера, а «книжный» для распечатки и хранении непосредственно в машине.

А здесь мы подготовили для вас список источников, где можно бесплатно скачать инструкции по эксплуатации автомобилей:

Добавить комментарий

Правильная техническая эксплуатация автомобиля

Как эксплуатировать авто

Этот риторический вопрос задает себе каждый владелец авто, какой бы машиной он не владел. Ответ прост – читайте инструкцию, и Вы не ошибетесь. Если читать лень, то придется все равно прочитать эту статью, в которой мы хотим передать Вам советы инженера-автомобилиста с сорокалетним водительским стажем.

Начинаем с наружного осмотра: обходить авто по кругу не обязательно, но подходя к машине внимательно посмотрите на внешнее состояние кузова, накачку шин, наличие внешней навески – дополнительные фары, если они есть, щетки стеклоочистителя, молдинги, фирменные значки. Если все в порядке, можете сесть в машину. Дальнейшие Ваши действия зависят от технического состояния вашего авто. Машина новая – не морочьте себе голову и спокойно катайтесь на здоровье, техническое состояние машины в руках гарантийного СТО.

Ваша машина прошла гарантийный пробег — начинайте следить за ее поведением. Перед запуском двигателя загляните под капот, проверьте уровень масла, отсутствие подтеканий масла и тосола. Состояние ремня генератора проверяют нажатием руки.

Двигатель должен запускаться сразу. Без длительного использования стартера. Нормально отрегулированный двигатель должен запускаться на «холодную» через 5-8 секунд после запуска. Более длительный запуск свидетельствует о проблемах: состояние электорооборудования (свеч, состояние проводки, качество работы стартера). Повышенное дымление из выхлопной трубы свидетельствуют о проблемах поршневой группы: состояние колец и т.п. Все это может послужить поводом для визита к электрику или мотористу.

Наконец завели двигатель. Слушаем. Инструкции по эксплуатации пишут, что езду можно начинать сразу после запуска двигателя. В общем – сомнительно. Масло должно прогреться и попасть во все «щели», иначе будет плохо. В современных автомобилях рекомендуется начинать движение после того, как стрелка температурного датчика отойдет от нуля. Стука в работе движка не слышно. Значит поехали.

Не станем останавливаться на навыках и способах вождения – это особая тема. Итак поехали. Очень важно научиться слушать и, что самое главное слышать все то, что происходит в салоне. Надо научиться отличать шумы движения от так называемых звуков «тревоги». которые могут шептать, могут говорить, но и могут кричать о том, что что-то не так. При наличии вещей, которые Вы не понимаете, не надо стесняться обратиться к специалисту, и поверьте – это обойдется Вам гораздо дешевле, чем советы «бывалых».

Не надо забывать, что шумы в салоне при всех прочих равных условиях напрямую завися от давления в шинах. Слишком малое давление может стать причиной преждевременного износа скатов, большое – может привести к износу ходовой. Где-то раз в две недели не поленитесь подъехать к шиномонтажке и проверить давление шин, помните, что оно может меняться в зависимости от температуры, режимов движения. При движении на ровной дороге и при отсутствии помех встречного и попутного движений попробуйте отпустить руки от руля на несколько секунд и посмотреть, как ведет себя автомобиль: если машина идет ровно без отклонений, то все в порядке, если ее тянет в какую-нибудь сторону, то это повод проверить развал, схождение. Вы заплатите мизер, по сравнению со стоимостью резины, ремонтом ходовой и похожими «мелочами».

Еще один небольшой совет: никогда не экономьте на жизненно-важных (для машины конечно) запчастях. Можно купить запчасти б/у без никакой гарантии и красиво «попасть» на покупку оригиналов плюс довольно таки дорогостоящие услуги специалиста.

Компания Интоп предлагает на выгодных условиях купить бензин или дизельное топливо оптом. Наше топливо проходит тщательную проверку на качество. Мы Вам сделаем самое оптимальное предложение по покупке топлива не рынке нефтепродуктов.

Самые интересные новости:

Всё для Ретро Авто

Если Вы собираетесь купить раритетный автомобиль, то этот сайт создан для Вас. Здесь есть купля-продажа ретро автомобилей, Вы сможете найти различные предложения по продаже ретро авто, ретро мотоциклов, ретро грузовиков, старой военной техники, а также литературу для восстановления и реставрации раритетных автомобилей.

Всё для ретро автомобилей, каждая машина — это отдельная история. История, в которую Вы сможете окунуться с головой. Каждая эпоха наложила свой отпечаток на образе старинных автомобилей. Такие отпечатки носили различный характер - как создания, так и уничтожения раритетных автомобилей. Например, в двадцатых годах ХХ века, после Октябрьской революции, очень много автомобилей просто уничтожили, как отголоски царской власти. Так что ценнейшие раритеты так и не сохранились. Безусловно, эти машины пережили очень много абсолютно непохожих друг на друга поколений, некоторые из них перевозили в своих элегантных кузовах Великих людей, которые оставили для нас и наших детей частички еще живой истории в образах тех самых раритетных автомобилей. И эту историю Вы можете поставить себе в гараж.

Именно здесь Вы можете купить или разместить объявление о продаже:

  • старинного раритетного автомобиля, мотоцикла, грузовика, автобуса, военной техники;
  • запчастей для ретро авто, винтажных автомобилей, военной техники,раритетных грузовиков и автобусов;
  • купить копии старинных книг по ретро авто.

А также найти информацию об истории создания ретро машин и их эксплуатации, приобрести себе литературу и технические описания ретро авто, различные статьи и отзывы на данную тему, выдержки из истории возникновения автотранспорта в целом и конкретных моделей в частности.

Авторизация Последние комментарии

Copyright © 2016
www.Retro-Car.ru

Инструкция по эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей

Инструкция по эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей

Уважаемый покупатель! Внимательно изучите данную инструкцию.

Правильная эксплуатация аккумуляторов требует исправности электрооборудования автомобиля. Для предотвращения спорных вопросов потребитель должен знать о своей ответственности за приведение аккумулятора в негодность при отсутствии заводского брака. Данная инструкция информирует покупателя об основных причинах и следствиях неправильной эксплуатации. Соблюдение данной инструкции желательно производить с помощью специалиста станции технического обслуживания.


2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ 12 ВОЛЬТОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ.

К необслуживаемым аккумуляторам относятся кислотные батареи без доступа к секциям со свинцовыми пластинами. Аккумуляторы заливаются и заряжаются заводом-изготовителем, корпус аккумулятора полностью лишен возможности внутреннего доступа. Некоторые производители изготовляют контрольные отверстия со специальными пробками для гарантийного обслуживания. Аккумуляторы имеют емкость отрицательных электродов на несколько процентов больше, чем положительных, понижающий потребление воды. Это дает возможность потребителю на протяжении гарантийного срока не доливать дестилированную воду при нормальной работе электрооборудования. По сравнению с «обслуживаемыми» аккумуляторными батареями данная технология при одинаковом объеме и массе имеет на 15-20% меньшую емкость, соответственно увеличение цены. По всем остальным характеристикам - степени заряженности и т.д. необслуживаемые аккумуляторы не имеют отличий в требованиях по уходу за обычными аккумуляторами.

К малообслуживаемым аккумуляторам относятся кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи с доступом к секциям со свинцовыми пластинами и возможностью контроля и коррекции уровня электролита. Аккумулятор является не ремонтнопригодным.

К ремонтнопригодным или разборным батареям относятся аккумуляторы без верхней крышки. Секции аккумулятора залиты смолой для возможной замены пластин. Практически уже не производятся.


3. ВЫБОР ЕМКОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

3.1 Выбор емкости аккумулятора для использования на автомобиле с бензиновым двигателем осуществляется по рекомендации завода-производителя автомобиля или завода-изготовителя аккумулятора по каталогу применяемости.

3.2 Выбор емкости аккумулятора для использования на автомобиле с дизельным двигателем осуществляется согласно Таблице 1:

Объем двигателя (л)


Если при продаже на дизельный двигатель каталог рекомендует емкость выше указанной в Таблице 1, то следует отдать предпочтение таблице. В противном случае использование аккумулятора с заниженной емкостью может привести к разрушению положительных пластин. Допускается отклонение от Таблицы 1, только в сторону увеличения емкости (см. также п.5.9).

4.1. Внимание! Работа аккумулятора сопровождается выделением взрывоопасной смеси водорода и кислорода. Запрещается вблизи батареи курить, пользоваться открытым огнем, вести сварочные работы, связанные с искрообразованием и замыканием полюсных выводов.

4.2. Электролит - это раствор серной кислоты. При попадании электролита на незащищенные участки тела, следует промыть их водой и 10% раствором питьевой соды.

4.3. Присоединение и отсоединение батареи должно производиться при отключенных потребителях тока, выключенном зарядном устройстве. Вначале присоединяется положительный полюс, затем отрицательный. Отсоединение происходит в обратном порядке: сначала отрицательный, затем положительный.

4.4. Клеммы подводящих проводов должны быть плотно зажаты, а сами провода прослаблены. Батарея должна быть надежно закреплена в штатном гнезде автомобиля.

5.1 Батарею следует содержать в чистоте.

5.2 Проверяйте надежность закрепления батареи.

5.3 Не допускайте загрязнения поверхности батареи. При необходимости протрите поверхность батареи влажной тряпкой смоченной в 10% растворе питьевой соды .

5.4 Полюсные выводы и клеммы должны быть чистыми. Рекомендуется после закрепления смазать техническим вазелином или другой густой нейтральной смазкой.

5.5 Запуск двигателя должен производиться при выключенном сцеплении (если это предусмотрено конструкцией автомобиля), продолжительностью не более 5-7 сек. Перерыв между запусками должен превышать 1 минуту. Если после 3-4 попыток двигатель не заработал, то батарею следует зарядить, систему пуска двигателя проверить.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ наличие неисправностей в системе пуска двигателя, т.к. это приведет к перегрузке аккумулятора, разрушению положительных пластин и потемнению электролита во всех или некоторых секциях, т.е. порче аккумулятора.

Один раз в три месяца проверяйте наличие падения напряжения на клеммах аккумулятора в момент запуска двигателя. Если напряжение падает ниже 11В, то некоторые элементы системы пуска (например - стартер) неисправны). Помните, что пластины аккумулятора рассчитаны на длительную эксплуатацию с запасом прочности. Если пластины разрушаются и электролит темнеет в период гарантийного срока, это свидетельствует о воздействии перегрузки и частых глубоких разрядах. При выявлении потемнения электролита и разрушения пластин в период гарантийного срока в гарантийном обмене будет отказано .

5.6 При эксплуатации автомобилей уровень зарядного напряжения должен соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации транспортного средства и находиться в пределах 13,9-14,4 Вольт независимо от режима работы двигателя и включенных потребителей (кроме автомобилей, работающих в интенсивном режиме, напр. такси).

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей в режиме НЕДОЗАРЯДА. т.е. при напряжении ниже 13,9 Вольт. Длительный недозаряд приводит к глубокому разряду аккумулятора и оплыванию активной массы с отрицательными электродоми. При перезаряде либо интенсивном использовании (режим такси) электролит имеет черный окрас, а в недозаряде бурый. Глубокий разряд не допускается.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей в режиме ПЕРЕЗАРЯДА. т.е. при напряжении выше 14,4 Вольт. Напряжение выше нормы приведет к выкипанию воды и повышению плотности рабочей жидкости, разрушению свинцовых пластин, помутнению и потемнению электролита в одной, нескольких или всех секциях аккумулятора, и возможному взрыву. Поэтому не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения на автомобиле.

Контроль уровня электролита в необслуживаемом аккумуляторе невозможен, поэтому при эксплуатации необслуживаемого аккумулятора особенного важно не допустить перезаряд.

5.7 Уровень электролита не должен быть ниже нормы. При эксплуатации малообслуживаемого и ремонтнопригодного аккумулятора потребитель обязан поддерживать уровень электролита путем долива дистиллированной воды .

Внимание! Долив электролита и других жидкостей запрещен.

5.8 Следите за правильностью работы электрооборудования Вашего автомобиля. Не допускайте воздействия на аккумулятор электросистемы, элементов кузова, сигнализации, компьютера, автомагнитолы автомобиля как источников потребления электроэнергии при выключенном двигателе. Такое воздействие характеризуется током утечки. Один раз в 3 месяца измеряйте ток между отключенной отрицательной клеммой автомобиля и отрицательным полюсным выводом аккумулятора (не проводите эту операцию самостоятельно, если автомобиль оснащен компьютером). Если ток утечки составляет более 0,05А, то аккумулятор будет разряжаться при выключенном двигателе, а длительное воздействие повышенного тока утечки может привести к глубокому разряду и деформированию отрицательных пластин или отрицательных полюсных мостов во всех или некоторых секциях аккумуляторной батареи, т.е. к повреждению и выходу из строя аккумулятора. Если автомобиль не эксплуатируется 2-3 суток и ток утечки составляет более 0,1А, аккумулятор может полностью разрядиться, в зависимости от степени заряженности батареи на момент выключения автомобиля. В этом случае рекомендуется немедленно подзарядить аккумулятор до полной готовности к эксплуатации, см. п.5.10. и обратиться к автоэлектрику, с целью устранения причины повышенной утечки тока в цепи автомобиля. Чтобы аккумулятор не разряжался от утечки тока в цепи автомобиля, рекомендуется отсоединять минусовую клемму автомобиля от аккумулятора ("отключать массу"), тем самым разомкнув цепь утечки. В этом случае аккумулятор разряжаться не будет, саморазряд у современных аккумуляторов очень низок - примерно 10%-20% за полгода. Не рекомендуется отсоединять минусовую клемму автомобиля от аккумулятора ("отключать массу") автомобилям имеющим компьютеры.

5.9 Особенности эксплуатации аккумуляторной батареи на машинах с дизельным двигателем. Эксплуатация аккумулятора на дизельном двигателе происходит в более жестких условиях, чем на бензиновом по следующим причинам: - пуск дизельного двигателя отбирает у батареи значительно больше энергии, так как для прокручивания дизельного двигателя требуются токи в 2-3 раза больше, чем на для бензинового двигателя аналогичной мощности, а устойчивая работа дизельного двигателя начинается через 5-10 секунд, в отличии от 1-2 секунд у бензинового. Поэтому даже незначительные отклонения в настройке топливной аппаратуры, работе стартера, качества масла или топлива, - ведут к перегрузке аккумуляторной батареи, разрушению положительных пластин и потемнению электролита во всех или некоторых секциях аккумулятора (осыпание активной массы), т.е. к порче аккумулятора. В дизельных двигателях с большой степенью износа затруднительно добиться эксплуатации батарей без перегрузки. Помните об этом, т.к. при выявлении потемнения электролита и разрушения пластин, т.е. воздействия на аккумулятор перегрузки в период гарантийного срока, в гарантийном обмене будет отказано (см. также п.5.5).

5.10 Батарею следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в 3 месяца, а также в случае ненадежного пуска двигателя, необходимо проверять степень заряженности по напряжению разомкнутой цепи (НРЦ), т.е. проверить напряжение на отключенном от автомобиля аккумуляторе. Измерение НРЦ необходимо производить не ранее чем через 8 часов после выключения двигателя. У полностью заряженной батареи величина НРЦ составляет 12-7-12,9 Вольт при температуре +20…+25њС. Измерение НРЦ производить с помощью высокоомного вольтметра класса точности не ниже 1,0. После измерения НРЦ следует установить степень заряженности батареи по Таблице 2, с учетом температуры окружающей среды.

5.11 Батарею, степень заряженности которой ниже 75% зимой и 50% летом следует снять с машины и зарядить. Заряд следует проводить при постоянном токе равном 1/10 емкости батареи до полной степени заряженности согласно Таблице 2. Повторную проверку НРЦ производить только на остывшем аккумуляторе. Помните, если степень заряженности батареи, ниже 75% зимой и 50% летом, генератор автомобиля не сможет восстановить нормальную степень заряженности даже при длительных (более 12 часов) периодах непрерывной эксплуатации автомобиля.

Рассказать друзьям и знакомым:

Создание интернет магазина

Инструкция по эксплуатации Общие указания

Инструкция по эксплуатации Общие указания

Инструкция по эксплуатации

5. Общие указания
6. Указания мер безопасности
7. Подготовка к работе
8. Регулировка и настройка
10. Техническое обслуживание

1. ВВЕДЕНИЕ


Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации комплекта газобаллонной аппаратуры для легковых автомобилей содержит все необходимые сведения по устройству и эксплуатации данного комплекта газобаллонной аппаратуры для легковых автомобилей (в дальнейшем газобаллонной аппаратуры).

2. НАЗНАЧЕНИЕ


2.1. Газобаллонная аппаратура предназначена для использования в легковых автомобилях производства автозавода им. Ленинского комсомола. Волжского автомобильного завода Горьковского автозавода ПО «АвтоЗАЗ» и Ижевского автомобильного завода в качестве дополнительного оборудования, позволяющего использовать в качестве моторного топлива газ углеводородный сжиженный для автомобильного транспорта по ГОСТ 27578-87. Допускается использовать газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления по ГОСТ 20448-90.
2.2. Газобаллонная аппратура допускает эксплуатацию автомобиля в различных климатических зонах при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 45°С.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ


3.1. Показатели оснащаемого газобаллонной аппаратурой автомобиля — контрольный массовый расход топлива при скорости 90 км/час, максимальная скорость движения на горизонтальном участке ровного шоссе при полной массе автомобиля, время разгона автомобиля максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем при полной массе на участке сухого, ровного и твердого грунта без разгона, при работе на газовом топливе не должны быть хуже более чем на 7% соответствующих показателей того же автомобиля работающего на бензине. При работе на бензине показатели сохраняются.
3.2. Средняя наработка на отказ км, не менее 10000.
3.3. Срок службы, лет, не менее 10.
3.4. Масса газобаллонной аппаратуры, без топлива, кг, не более 50.

4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА
4.1. Газобаллонная аппаратура включает в себя:

  • редуктор-испаритель;

  • смеситель;

  • баллон (АГ-45 или АГ-50 или АГ-65 в зависимости от марки автомобиля, далее по тексту баллон);

  • блок арматуры на баллон;

  • электромагнитный клапан газовый с фильтром;

  • электромагнитный клапан бензиновый - переключатель вида топлива;

  • устройство заправочное выносное (в зависимости от комплекта);

  • система вентиляции блока арматуры на баллон;

  • тройник подвода газа;

  • комплект трубопроводов;

  • комплект рукавов;

  • комплект электропроводов;

  • металлоизделия монтажные, крепеж.

4.2. Редуктор-испаритель предназначен для испарения и автоматического снижения и поддержания давления газа на всех режимах работы двигателя, а также подачу газа в режиме холостого хода и запуска.
Редуктор двухступенчатый рычажно-мембранного типа. Каждая из ступеней имеет клапан, мембрану, рычаг шарнирно-связывающий клапан с мембраной.
4.3. Смеситель предназначен для подачи и дозировки газового топлива в поток воздуха, поступающего в двигатель.
4.4. Баллон* предназначен для хранения запаса газа при рабочем давления не более 1,58 МПа (16 кгс/см 2 ). Максимальная масса газа, хранимого в баллоне 16 кг для АГ-45, 20 кг для АГ-50, 26 кг для АГ-65.
4.5. Блок арматуры предназначен для указания количества газового топлива, находящегося в баллоне, подсоединения трубопроводов к отдельному заправочному устройству при его наличии и электромагнитному газовому клапану, автоматического прекращения заполнения баллона при достижении установленного предельного уровня расходывания жидкой фазы, а также автоматическому ограничению расходываемого газа при обрыве трубопровода обеспечению заправки баллона газом. Блок арматуры должен быть апломбирован при монтаже на баллон.
4.6. Электромагнитный клапан газовый с фильтром предназначен: для фильтрации газа, для отсечки газа при работе на бензине и для подачи газа при работе на газе.
4.7. Электромагнитный клапан бензиновый предназначен для подачи бензина при работе на бензине и для отсечки бензина при работе на газе. Клапан имеет привод ручного открытия.
4.8. Переключатель вида топлива предназначен для включения электромагнитного клапана, открывающего трубопровод нужного рода. топлива при закрытом клапане другого рода топлива, а также для включения пускового электромагнита редуктора При переходе с одного топлива на другое в нейтральное положение оба клапана выключены. В переключателе 2101-3724.000.000 при переходе с газа на бензин в нейтральное положение оба клапана включены при переходе с бензина на газ оба клапана выключены.
4.9. Система вентиляции блока арматуры предназначена для отвода возможных утечек газа за пределы кузова.
4.10. Тройник подвода газа предназначен для подвода и регулировки количества подаваемого газа в отдельные камеры смесителя.
4.11. Устройство заправочное выносное предназначено для подключения струбцины АГНС вне кузова автомобиля.
4.12. Газ из баллона по трубопроводу высокого давления поступает в электромагнитный клапан газовый с фильтром, где очищается от механических примесей и далее поступает в редуктор-испаритель, где происходит испарение сжиженного газа за счет обогрева редуктора охлаждающей жидкостью двигателя и снижение давления газа до давления, близкого к атмосферному. При пуске двигателя газ из редуктора под воздействием разрежения в задроссельном пространстве, передаваемом через вакуумный шланг в редуктор, поступает через тройник подвода газа в смеситель В смесителе газ смешивается с воздухом поступающим из воздушного фильтра. Образовавшаяся газовоздушная смесь через карбюратор направляется во впускной трубопровод и подается к цилиндрам двигателя.
5. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ


5.1. При получении газобаллонной аппаратуры потребитель должен убедяться в соответствии комплектации приложению к формуляру а также в отсутствии внешних повреждений отдельных элементов газобаллонной аппаратуры.
5.2. Монтаж и опрессовка газобаллонной аппаратуры производится специализированными организациями и предприятиями, определенными перечнем Министерства или ведомства, имеющих соответствующее технологическое оборудование и производственную базу для проведения указанных работ, которые выдают акт о проведенных работах. Акт представляется* в ГАИ при проведении технического осмотра автомобиля.

6. УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПОСНОСТИ
6.1. С целью возможности хранения автомобиля с газом в закрытом помещении категории «В» на каждой линии, выходящей из баллона* предусмотрено не менее 3-х независимо действующих запорных устройств. На заправочной линии: вентиль блока арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка справочного устройства На линии, питающей двигатель: вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный клапан газовый с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.
6.2. Основным видом опасности при эксплуатации газобаллонной аппаратуры может быгь утечка газа.
6.3. При эксплуатации автомобиля оборудованного газобаллонной аппаратурой, необходимо предъявлять специализированной организации газовый баллон* для освидетельствования 1 раз в 2 года. При этом производится наружный осмотр и осмотр внутренних поверхностей баллона специнструментом и его гидравлические испытания пробным давлением 2,5+0,1 МПа. в течение не менее 120 с.
Нормы отбраковки при осмотре наружных и внутренних поверхностей баллона согласно 3 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением».
Баллон считается выдержавшим гидравлические испытания если необнаружено признаков разрыва, течи, слезок, потения и видимых остаточных деформаций в сварных соединениях и основном металле.
Допускается вместо гидравлических испытаний баллона проводить пневматические испытания на стенде с бронекамерой, обеспечивающей безопасность работы:

  • при обнаружении запаха газа в салоне автомобиля (а также в багажном отделении и подкапотном пространстве) провести проверку всех элементов аппаратуры на герметичность (мыльный раствор кисточкой наносят в места соединений трубопроводов и по появлению мыльных пузырей судят о герметичности стыка) (приложение 1);

  • строго соблюдать правила выезда и въезда в гаражное помещение: при выезде из гаража запрещается открывать вентиль расхода газа на баллоне, запускать двигатель на газе. Необходимо запустить двигатель на бензине, выехать из гаража и затем перейти на работу на сжиженном газе. Перед въездом в гаражное помещение необзодимо перекрыть вентили на блоке арматуры и после того как двигатель заглохнет, запустить двигатель на бензине и въехать в гаражное помещение;

  • автомобиль должен быть укомплектован хлодроновым или порошковым огнетушителем объемом не менее 2-х л;

  • полезная нагрузка автомобиля, оснащенного газобаллонной системой снижается на 50 кг.

6.4. Запрещается:

  • снимать с баллона и разбирать блок арматуры;

  • эксплуатировать газобаллонную аппаратуру при обнаружении внешних механических повреждений и утечек;

  • продолжать движение на автомобиле при обнаружении запаха газа в салоне (см п.6.2);

  • проводить ремонтные работы при работающем двигателе;

  • устранять негерметичность соединений, находящихся под давлением;

  • запуск двигателя и работа одновременно на газе и бензине.

Примечание: Требования предъявляемые к помецениям категории «В» определяются по СН и II 2.01.02-85, СН и II 2.09.02-85 и СН и 11-90-81.
7. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ


7.1. 3апуск двигателя на газе осуществляется слдующим образом: открыть вентиль расхода газа на блоке араматуры, установить переключателе вида топлива в положение «газ», включить зажигание и произвести запуск. двигателя. В случае необходмости перед запуском двигателя кратковременным (2-3 с) нажатием переключателя вида теплива включить пусковой электромагнит на редуктор и повторить запуск.
7.2. Запуск двигателя при отрицательных температурах осуществляется следующим образом; открыть расходный вентиль блока арматуры. Установить переключатель вида топлива в положение «бензин», произвести запуск двигателя. После прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости 80°C установить переключатель вида топлива в нейтральное положение следующее по часовой стрелке после полжениия «бензин», выработать бензин из поплавковой камеры карбюратора (момент определяется появлением перебоев в работе двигателя) и перейти на работу на газе (установить переключатели вида топлива в положение «ГАЗ»). Если двигатель загюхнет повторить запуск на газе (п. 7.1).
7.3. Заправка автомобиля газом осуществляется следующим образом: выключается зажигание, автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, выворачивается заглушка блока арматуры (или заправочного устройства), подсоединяется заправочный штуцер газонаполнительной станции, открывается заправочный вентиль на блоке арматуры и производится заправка.
После окончания заправки, перекрывается заправочный вентиль, снимается заправочный штуцер и устанавливается заглушка.
Заправка контролируется по показателю уровня блока арматуры.
Заправка прекращается автоматически по достижению предельного уровня в баллоне и при положении стрелки в положении 4/4.
Переполнение (красная зона шкалы блока арматуры) баллона не допускается. Если стрелка указателя зашла в красную зону за индикацию 4/4 необходимо отъехать в безопасную зону и выработать излишек топлива.

8. РЕГУЛИРОВКА И НАСТРОЙКА
8.1. Регулировка инастройка газобаллонной аппаратуры производится предприятием, осуществляющим монтаж и опрессовку аппаратуры.
8.2. Регулировка двигателя на холостом ходу осуществляется в следующей последовательности:

  • запустить двигатель, на бензине и прогреть;

  • отрегулировать частоту вращеня двигателя на холостом ходу на бензине) согласно инструкции завода-изготовителя автомобиля;

  • установить винты тройника подвода газа в среднее положение;

  • переключить двигатель на газовое топливо в соответствии с п. 7.2. данной инструкции.

Если заводски регулировки редуктора-испарителя не нарушены, двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу — подключить тахометр и газоанализатор. Частота вращения двигателя на холостом ходу на газе, может отличаться от частоты вращения на бензинв не более чем на 75 об./мин. а содержание окиси углерода в отработанных газах не дожно превышать 0,5% Содержание окиси углерода регулируется винтом 2-ой ступени редуктора.
8.3. В случае, если заводские регулировки редуктора-испарителя нарушены, произвести его. настройку в следующей последовательности:
8.3.1. При полностью выдвинутой рукоятке воздушной заслонки перевести двигатель на работу на газе.
8.3.2. Плавно уменьшить частоту вращения двигателя рукояткой воздушной заслонки.
8.3.3. Винтом регулировки выходного давления 2-й ступени редуктора добиться устойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения (винт холостого года вывернуть на 1/2—3/4 оборота от полностью закрытого положения.
Примечание: минимальная частота вращения определяется следующим образом. Винтом регулировки выходного давления редуктора установить максимально возможную частоту вращения. Заворачивая винт, определяют минимально возможную частоту вращения, при которой наблюдаются пропуски вспышек Затем винт устанавливают в среднее положение между максимальной и минимальной устойчивой частотами вращения).
8.3.4. Если не удается добиться устойчивой работы двигателя регулировкой винтом выходного давления, завернуть винт холостого хода редуктора на 1/8 оборота и повторить операцию 8.3.3.
8.3.5. Проверить переходные режимы на холостом ходу. Плавным открытием дроссельной заслонки проверить отсутствие «провалов» для их устранения завернуть винт холостого хода на 1/8 оборота и выворачиванием винта-клапана второй ступени восстановить регулировку холостого хода проверить отсутствие «провалов».
Примечание: для повышения стабильности работы двигателя на холостом ходу желательно иметь максимально вывернутый винт холостого хода редуктора.
8.3.6. Проверить переходные режимы при трогании с места, плавно отпуская педаль сцепления тронуться с места. При наличии прочвалов повторить операцию 8.3.5. а затем повторить пункт 8.2.
8.4. Провести настройку винтов тройника подвода газа (позиция 6 рис. 1) в следующей последовательности:
8.4.1. Оценить плавность хода автомобиля при движении со скоростями 20-25 км/ч, 30-40 км/ч, 50-60 км/ч на II, III, IV передачах соответсвенно.
8.4.2. При отсутствии «подергивания» автомобиля завернуть винт первичной камеры на тройнике на 1/2 оборрота и повторить оценку плавности хода.
8.4.3. Заворачивать винт до тех пор, пока на одном из указанных диапазонов скоростей не проявится неустойчивая работа двигателя В этом случае вывернуть винт первичной камеры на 1/2 оборота.
8.4.4. Регулировку винта вторичной камеры на тройнике производить целью получения наилучшей динамики разгона автомобиля в двапазоне скорости от 40 до 60 км/ч на высшей передаче.
8.4.5. После подбора регулировок положения винтов тройника подвода газа проверить регулировку холостого хода и при необходимости ее повторить.
Альтернативный способ:На 3000 об./мин винт первой камеры отпускать до тех пор пока не перестанет реагировать, завернуть на пол оборота, винт второй камеры выставить в ровень с первым (Vadim).
8.5. Рекомендуется перед установкой газобаллонной аппаратуры заменить элемент воздушного фильтра.
8.6. Проверка и регулировка двигателя по содержанию СО в выхлопных газах осуществляется на станциях технического обслуживаия.
8.7. При наличии в редукторе экономайзера регулировки по п.8.1.–п.8.6 производить при вывернутом винте в корпусе экономайзера.
8.8. Экономайзер регулируется в следуюищей последовательности На скорости 40-50 км/ч подобрать положение винта на крышке экономайзера таким образом, чтобы начались перебои в работе двигателя, а затем завернуть винт 0,5-1 оборота. При наличии беговых барабанов и газоанализатора отрегулировать винтом содаржание СО на указанном режиме в пределах 0,4-0,8%. Положение винта (находится в расходном патрубке корпуса экономайзера) выбирается из условия наилучшей динамики разгона на полном дросселе. Указанные работы при отсутствии беговых барабанов проводятся последовательным изменением положения винтов с дальнейшим опробованием работы при движении.
10. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


10.1. При условии постоянной эксплуатации автомобиля на газе 1 раз в месяц необходимо осуществлять слив конденсата из редуктора Для этого необходимо надеть на шток краника редуктора рукав внутренним диаметром 8 мм. вывести второй конец рукава в емкость и вывернуть шток на 3 оборота. После слива конденсата шток завернуть. В случае зашлаковывания отверстия в кранике, вывернуть шток из корпуса краника, прочистить отверстие слить конденсат в емкость и завернуть шток.
10.2. При эксплуатации автомобиля на газе 1 раз в месяц производить обмыливание газовой системы, проверяя ее герметичность.
10.3. В процессе эксплуатации автомобиля на газе происходит засорение фильтрующего элемента электромагнитного клапана. Для очистки фильтрующего элемента от загрязнений необходимо отсоединить отстойник (колпак) фильтрующего элемента, снять, очистить и промыть фильтрующий элемент, продуть сжатым воздухом. Сборку осуществлять в обратном порядке, стараясь не повредить уплотнительные элементы.
10.4. При освидетельствовании баллона производится осмотр (ремонт) блока арматуры и промывка скоростного клапана.
10.5. 3авод-изготовитель рекомендует периодически (не резже 1 раза в год и не более 10000 км пробега) производить замену РТИ в специализированных мастерских, замену воздушного фильтра через 10000 км пробега, регулировку работы ГБА через 2000 км пробега. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И УЗЛЫ ГАЗОБАЛЛОННОЙ АППАРАТУРЫ


Газобаллонная установка (рис. 1) работает следующим образом. Сжиженный нефтяной газ поддавлением 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ) из баллона 26 по гибкому газопроводу высокого давления 25 поступает в газовый фильтр, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ по трубопроводу проходит в первую ступень двухступенчатого редуктора-испарителя 12, где давление понижается до 0,2 МПа, а затем во вторую ступень, где оно понижается до значения, близкого к атмосферному. Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе 22 работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора-испарителя поступает в дозирующее устройство и по шлангу низкого давления через тройник-дозатор поступает в карбюратор 23 со стороны фланца (воздушной заслонки) через два газоподводящих патрубка 20, впаянных в переходную коробку воздушного фильтра 24. После смешения газа с воздухом образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя.

Рис. 1. Схема газобаллонной установки: 1 — аккумулятор; 2 — катушка зажигания; 3 — бензонасос; 4 — электрическая цепь; 5 — радиатор-отопитель; 6 — шланг подачи жидкости; 7 — ленточный хомут; 8 — тройник; 9 — предохранитель; 10 — переключатель вида топлива; 11 — замок зажигания; 12 — редуктор-испаритель низкого давления; 13 — шланг низкого давления; 14 — электромагнитный газовый клапан с фильтром; 15 — тройник-дозатор; 16 — кран перекрытия отопительной системы; 17 — шланг подачи бензина; 18 — вакуумный шланг; 19 — электромагнитный бензиновый клапане рукояткой; 20 — патрубки, впаянные в переходную коробку воздушного фильтра; 21 — соединитель с накидной гайкой; 22 — коллектор двигателя; 23 — карбюратор; 24 — воздушный фильтр; 25 — гибкий газопровод высокого давления; 26 — баллон для сжиженного газа; 27 — блок запорно-предохранительной арматуры (мультипликатор); 28 — рукав вентиляционный.

Охлаждающая жидкость отводится из полости двигателя через штуцер водяного насоса в испарительную часть редуктора по шлангу 6 для подогрева сжиженного газа. Горячая охлаждающая жидкость отдает тепло сжиженному газу и поступает вновь в блок с задней стороны двигателя.

В зимнее время для обогрева кузова автомобиля включается в работу радиатор-отопитель 5 и охлаждающая жидкость циркулирует по "большому кругу". Кран 16 служит для отключения радиатора-отопителя в летнее время.

Чтобы достичь высокой надежности и безопасной эксплуатации на автомобилях газовых баллонов, а также исключить возможность нарушения их герметичности, на обечайке баллона устанавливается один компактный блок 27. Он состоит из датчика указателя уровня сжиженного газа (контрольная арматура), мультиклапана, ограничивающего уровень заправки баллона (предохраняющая арматура), который срабатывает при заполнении баллона на 90%, а также вентилей — расходного магистрального и наполнительного, открывающего подачу газа в баллон на автомобильной газонаполнительной станции (АГНС).

Конструкция и принцип действия расходного и наполнительного вентилей одинаковы. Вентили должны надежно перекрывать газовую магистраль при неработающем двигателе и обеспечивать плотное и прочное соединение, а также быть герметичными в положении полного закрытия. Проверку на герметичность производят обмыливанием вентилей. Наличие пузырьков газа не допускается. Блок запорно-предохранительной арматуры закрыт вентилируемым кожухом, сообщающимся с атмосферой с помощью двух вентиляционных рукавов 28.

Резервная карбюраторная система питания бензином работает следующим образом. Бензин из бензобака по шлангу подачи 17 поступает в карбюратор через электромагнитный бензиновый клапан 19. Клапан снабжен рукояткой, открывающей его в случае ручной подкачки бензонасоса. Ручной подкачкой бензина в карбюратор пользуются в двух случаях: при неработающем двигателе в зимнее время или при выходе из строя электросхемы газового оборудования.

Принцип работы электрической схемы газобаллонной установки следующий. В системе питания двигателя, работающего на универсальном топливе, имеются два электромагнитных клапана. Клапан 19 предназначен для отключения подачи бензина при работе двигателя на газе, а клапан 14 для отключения подачи газа при работе на бензине. Переключатель вида топлива 10 установлен в удобном месте под щитком приборов и подключен через замок зажигания к электрической цепи катушки зажигания 2 (клемма ВК), включаемой замком зажигания 11. Электрическая цепь 4 может работать только при включенном зажигании.

Возможность работы двигателя на выбранном топливе и переход с одного топлива на другое без остановки двигателя обеспечивает переключатель вида топлива 10. Его рычажок-кнопка может быть установлен на одной из шкал: "Газ", "Наполнение карбюратора бензином", "Бензин", "Отключение бензина и газа". Нажатием рычажка-кнопки, установленной на шкале "Газ", включается пусковой электромагнитный клапан, вмонтированный в редуктор-испаритель и обеспечивающий подачу в карбюратор дополнительной порции газа среднего давления для обогащения смеси при пуске холодного двигателя или после длительной стоянки, если холодный двигатель не запускается с первого раза. Продолжительность нажатия на кнопку 1-2 с, количество нажатий перед запуском 2-3 раза.

После начала устойчивой работы двигателя рычажок-кнопку необходимо отпустить.

Для перевода работы двигателя с бензина на газ рычажок-кнопку на переключателе вида топлива поворачивают вправо из положения "Бензин" в положение "Отключение бензина и газа". При этом оба электромагнитных клапана 14 и 19 будут закрыты и поплавковая камера начнет очищаться от бензина. Когда бензин в поплавковой камере карбюратора выработается, двигатель станет работать неустойчиво. При возникновении перебоев в работе двигателя рычажок-кнопку поворачивают вверх в положение "Газ", и двигатель продолжает работать на газу.

Чтобы переключиться с газа на бензин, переводят рычажок-кнопку вправо в положение "Наполнение карбюратора бензином" и через 5-10 с поворачивают рычажок-кнопку вниз в положение "Бензин". Процесс перехода с бензина на газ более длительный, чем с газа на бензин, так как в первом случае требуется дополнительное время полного выжигания оставшегося в поплавковой камере бензина.

Важнейшими элементами газобаллонной аппаратуры являются редуктор-испаритель низкого давления (РНД) и газовый баллон. Редуктор-испаритель рычажно-мембранного типа отлит из алюминиевого сплава. Он представляет собой совокупность элементов плоских диафрагм из прорезиненной ткани, пружин и рычагов, соединяющих диафрагмы с клапанами.

РНД, устанавливаемый на легковых автомобилях, состоит из двух редуцирующих ступеней, разгрузочного устройства, системы пуска, системы холостого хода и испарителя. Его задачи: автоматическое снижение и поддержание на выходе постоянного давления, близкого к атмосферному, независимо от объема имеющегося газа; поддержание на холостом ходу двигателя небольшого избыточного давления до 100 Па (0,001 кгс/см 2 ); обеспечение четкого перехода двигателя с одного режима работы на другой; автоматическое прекращение подачи газа при остановке двигателя.

    • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ГАЗОВЫЙ РЕДУКТОР НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ


Редуктор компактен, прост в устройстве, удобен в обслуживании. Источником тепла для редуктора служит жидкость системы охлаждения автомобиля.

Корпус 10 (рис. 2, взят из справочника "Газобаллонные автомобили", Транспорт, 1992) представляет собой литую конструкцию, выполненную из алюминиевого сплава. Он состоит из следующих полостей: А — полость испарителя; Б — полость первой ступени; В — полость второй ступени; Г — полость разгрузочного устройства; Д и Е — полости атмосферного давления; Ж — полость холостого хода.

Рис. 2. () Двухступенчатый газовый редуктор-испаритель низкого давления: 1 — входной газовый штуцер; 2, 18 — патрубки ввода и вывода охлаждающей жидкости; 3 — винт регулировки давления во второй ступени; 4 — регулировочный винт системы холостого хода; 5 — крышка вакуумного устройства; 6 — вакуумная трубка; 7 — электромагнитный клапан; 8 — задняя крышка; 9 — выходной патрубок; 10 — корпус редуктора; 11 — передняя крышка; 12 — уплотнительное резиновое кольцо; 13 — пружина фильтра газа; 14 — цилиндр с отверстиями в боковых стенках; 15 — уплотнительное резиновое кольцо; 16 — сетчатый газовый фильтр; 17 — перепускной клапан (слив отстоя); 19 — пружина разгрузочного устройства; 20 — разгрузочное кольцо; 21 — предохранительный щиток; 22 — диафрагма разгрузочного устройства; 23 — диафрагма второй ступени; 24 — рычаг клапана второй ступени; 25 — втулка регулировочного винта; 26 — уплотнительное кольцо; 27 — упор; 28 — регулировочная пружина второй ступени; 29 — клапан второй ступени в сборе с рычагом; 30 — седло клапана второй ступени; 31 — пружина первой ступени; 32, 40 — регулировочные шайбы; 33 — диафрагма первой ступени; 34 — рычаг клапана первой ступени; 35 — клапан первой ступени; 36 — седло клапана; 37 — верхняя прокладка; 38 — клапан холостого хода в сборе с диафрагмой; 39 — пружина клапана холостого хода; 41 — седло пускового клапана; 42 — корпус клапана холостого хода; 43 — нижняя прокладка: 44 — переходник; 45 — седло пускового клапана; 46 — клапан; 47 — прокладка
А — полость испарителя; Б — полость первой ступени; В — полость второй ступени; Г — полость разгрузочного устройства; Д, Е — полости атмосферного давления; Ж — полость холостого хода.

Сзади и спереди на корпусе имеются крышки 8 и 11, сообщающиеся с атмосферой.

В каждой ступени редуктора имеются регулировочные клапаны высокого 35 и низкого 29 давлений. Плоские клапаны, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют уплотнители из бензомаслостойкой резины. Седла клапанов выполнены из латунного сплава.

Редуцирующих ступеней две. Они предназначены для снижения давления газа, поступающего в редуктор, на входе до требуемого давления на выходе из него. Так, например, если давление газа на входе 1,6 МПа, то после редуцирования оно снижается до 0,2 МПа, приближаясь в конечном счете к атмосферному.

В каждой ступени имеются плоские диафрагмы высокого 33 и низкого 23 давлений, выполненные из прорезиненной ткани, и соответственно пружины 31и 28 и рычаги 34 и 24, соединяющие диафрагмы с клапанами.

Основные параметры регулировочных элементов РНД приведены в табл. 1.


Средняя наработка на отказ, тыс. км, не менее


Регулирование давления в первой ступени редуктора осуществляется подбором шайб 32. Регулирование давления во второй ступени редуктора осуществляется изменением усилий пружины 28 с помощью регулировочного винта 3.

Клапан 29 крепится непосредственно к рычагу 24 и в свободном состоянии приподнят над седлом 30. К седлу клапан прижимается пружинами 28 и 19 через рычаг 24.

Разгрузочное устройство диафрагменно-пружинное, вакуумного типа, служит для обеспечения: избыточного давления газа на выходе из редуктора при вакууме 900 Па (0,009 кгс/см 2 ); надежного пуска двигателя; автоматического переключения газовой магистрали высокого давления пружиной 19, усилие которой передается через рычаг 24 на клапан второй ступени 29, обеспечивая при неработающем двигателе его закрытие, а при работающем — подачу газа.

От второй ступени разгрузочное устройство отделяет диафрагма 22 в сборе с разгрузочным кольцом 20, которое ограничивает перемещение штока диафрагмы в сторону полости В второй ступени пружиной 19.

Для извлечения разгрузочного устройства из РНД надо снять переднюю крышку II, вынуть диафрагму второй ступени, снять предохранительный щит 21, отвернув два винта, а затем снять рычаг 24 клапана. Для разборки разгрузочного устройства нужно отвернуть еще 4 винта, после чего все детали (накладное кольцо, уплотнительная прокладка, диафрагма, пружина) свободно вынимаются.

Для обеспечения надежного пуска двигателя на редукторе установлен электромагнитный клапан 7, корпус которого крепится к корпусу редуктора с помощью переходника 44 и уплотняется прокладкой 47.

Система холостого хода и испаритель расположены на корпусе редуктора. Снаружи система холостого хода ограничена крышкой 5 и совмещена с вакуумным устройством. Она состоит из корпуса 42, в котором находятся вакуумный и газовый каналы, регулировочный винт 4 холостого хода, клапан 38, выполненный в сборе с диафрагмой, седло 41, пружина 39, усилие которой регулируется с помощью набора шайб 40, и трубка 6 для подсоединения вакуумной части системы к впускному коллектору двигателя. Сверху и снизу корпус уплотнен прокладками 43 и 37.

С внешней стороны редуктора расположены: входной штуцер 1 для подачи газа в первую ступень редуктора, патрубок 9 отвода газа из второй ступени, перепускной клапан 17 в нижней части редуктора-испарителя для слива масляного отстоя и конденсата и патрубки 2 и 18 для подачи горячей охлаждающей жидкости из системы охлаждения автомобиля в полость А испарителя и вывода ее.

В корпусе входного штуцера 1 подачи газа находится газовый фильтр. В его состав входит фильтрующий элемент 16, выполненный в виде медной сетки, которая навертывается на каркас в виде цилиндра 14 и прижимается с помощью спиральной пружины 13 к уплотнительному кольцу 12. Работа двигателя без сетчатого фильтра недопустима, так как это приводит к быстрому выходу из строя клапанов газового редуктора. Сам корпус штуцера 1 плотно соединен с корпусом редуктора кольцом 15. На задней крышке 8 редуктора имеются прорезь, плоскость, шпилька и гайка для крепления его к кронштейну при монтаже в подкапотном пространстве.

ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


Возможные заменители бензина. Альтернативные заменители бензина могут быть естественного или искусственного происхождения. При нормальных условиях они могут находиться в жидком (метанол, этанол) или газообразном (метан, пропан, бутан, канализационный, коксовый, доменный и генераторный газы, водород) состояниях.

Все виды топлива имеют различную теплотворную способность, по-разному воздействуют на организм человека и соприкасающиеся материалы. Они могут являться и добавками к нефтяному моторному топливу. Преимущественное применение в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте сжиженного нефтяного газа (ГСН) и сжатого природного газа (ГСП) обусловлено тем, что они имеют физико-химические свойства, близкие к бензину. Это в свою очередь требует незначительного изменения конструкции двигателя и позволяет равнозначно работать на двух видах топлива.

Углеводороды, входящие в состав ГСН, при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, но даже при незначительном увеличении давления меняют свое агрегатное состояние и превращаются в жидкость. Хранится ГСН на автомобиле в баллонах в жидком состоянии.

Углеводороды, входящие в состав ГСП, при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии и не меняют своего агрегатного состояния даже при значительном изменении давления. Хранится ГСП на автомобиле в баллонах в газообразном состоянии под давлением 20 МПа. Проводятся работы по использованию ГСП, который хранится в специальном изотермическом сосуде при температуре -161°С и давлении 0,35 МПа. Преимущество в его применении заключается в значительном увеличении пробега автомобиля при одинаковой массе системы хранения газа. Недостатки — сложность и ненадежность изотермического сосуда, подвергающегося при эксплуатации автомобиля большим ударным нагрузкам.

Производство ГСН. Основными составляющими ГСН являются пропан (С3Н8) и бутан (С4Н10). Сжиженный нефтяной газ могут вырабатывать как из нефти, так и из конденсатной фракции природного газа. Существуют различные способы получения ГСН на нефтеперерабатывающих заводах (рис. 1). Образующаяся в процессе переработки нефти смесь углеводородов С1…С6 поступает на абсорбционно-газофракционирующую установку (АГФУ), где в специальных колоннах происходит их разделение на отдельные фракции. Пропан и бутан очищаются от сернистых соединений, щелочи, воды и других компонентов. В дальнейшем они могут поступать на химическую переработку или использоваться в качестве моторного топлива. В зависимости от марки ГСН, пропан и бутан смешиваются в необходимых соотношениях.

Физико-химические свойства ГСН. Существует две марки ГСН: ПА — пропан автомобильный и ПБА — пропан-бутан автомобильный (табл. 1, 2).

Таблица 1. Физико-химические показателии сжиженного газа


Марка газа ПБА допускается к применению во всех климатических районах при температуре окружающего воздуха не ниже -20°С. Марка ПА используется в зимний период в тех климатических районах, где температура воздуха опускается ниже -20°С (рекомендуемый интервал -20°С…-25°С). В весенний период времени с целью полной выработки запасов сжиженного газа марки ПА допускается ее применение при температуре до 10°С. Более высокая температура может привести к нежелательному повышению давления в газоподающей системе автомобиля и ее разгерметизации.

Давление в баллоне. В закрытом сосуде ГСН образует двухфазную систему, состоящую из жидкой и паровой фаз. Давление в баллоне зависит от давления насыщенных паров, которое в свою очередь зависит от температуры жидкой фазы и процентного соотношения пропана и бутана в ней (рис. 2).

Рис. 2. Изменение давления насыщенных паров: 1 — 100%-ного бутана; 2 — 50%-ного пропана и 50%-ного бутана; 3 — 100%-ного пропана

Давлением насыщенных паров называют давление паров в закрытом объеме в присутствии жидкой фазы. Давление насыщенных паров характеризует испаряемость ГСН. Испаряемость пропана выше чем бутана, поэтому и давление при отрицательных температурах у него значительно выше.

Расчетами и экспериментами установлено (см. рис. 2):
при низких температурах окружающего воздуха эффективнее использовать ГСН с повышенным содержанием пропана, так как при этом обеспечивается надежное испарение газа, а следовательно и холодный запуск двигателя. Кроме того, достаточное избыточное давление в баллоне обеспечит надежную подачу газа в двигатель (ГСН марки ПА);
при высоких положительных температурах окружающего воздуха эффективнее использовать ГСН с меньшим содержанием пропана, так как при этом в баллоне и трубопроводах будет создаваться значительное избыточное давление, что может повлиять на герметичность газовой системы (ГСН марки ПБА).

Кроме пропана и бутана, в состав ГСН входит незначительное количество метана, этана и других углеводородов, которые могут изменять свойства ГСН. В процессе работы двигателя может образовываться неиспаряемый конденсат, который отрицательно сказывается на работе газовой аппаратуры. Этан обладает повышенным, по сравнению с пропаном, давлением насыщенных паров, что оказывает положительное влияние на поддержание давления в баллоне при отрицательных температурах и может оказать отрицательное влияние при положительных температурах.

Изменение объема жидкой фазы при нагревании. Правилами №67 БЭК ООН (Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций) предусмотрена установка автоматического устройства, ограничивающего наполнение баллона до 80% его емкости. Данное требование объясняется большим коэффициентом объемного расширения жидкой фазы, который для пропана составляет 0,003, а для бутана 0,002 на 1°С повышения температуры газа. Для сравнения: коэффициент объемного расширения пропана в 15 раз, а бутана в 10 раз, больше, чем у воды.

Изменение объема газа при испарении. Для определения изменения объема газа при испарении проанализируем плотность пропана в жидком и газообразном состоянии. Из анализа следует, что при испарении 1 л сжиженного газа образуется окало 250 газообразного. Таким образом, даже незначительная утечка ГСН может быть очень опасной, так как объем газа при испарении увеличивается в 250 раз.

Плотность газовой фазы в 1,5-2,0 раза больше плотности воздуха. Этим объясняется тот факт, что при утечках газ с трудом рассеивается в воздухе, особенно в закрытом помещении. Пары его могут накапливаться в естественных и искусственных углублениях, образуя взрывоопасную смесь.

Образование газового конденсата. При эксплуатации автомобилей на ГСН во второй ступени редуктора скапливается значительное количество трудноиспаряющегося маслянистого конденсата.

Его образование связано с тем, что при испарении ГСН тяжелые неиспаряемые углеводороды находятся во взвешенном состоянии, а при резком уменьшении давления, скорости и изменении направления движения они выпадают в осадок и скапливаются в нижней части второй ступени редуктора-испарителя. Автомобильный газ не предусматривает наличие жидкого осадка при температуре +40°С.

Количество конденсата в редукторе зависит от режима работы двигателя. При работе двигателя на режиме холостого хода и малых нагрузках конденсата выпадает больше, так как скорости газа в редукторе минимальные. При работе двигателя на больших нагрузках тяжелые углеводороды не осаждаются в редукторе, а попадают непосредственнЬ в двигатель.

Температура подогрева газа в испарителе практически не влияет на количество конденсата, выпадающего во второй ступени редуктора.

Наличие конденсата в редукторе способствует быстрому старению мембранного полотна (особенно в нижней части, где скапливается конденсат). Значительное его количество изменяет регулировку редуктора, увеличивает токсичность отработавших газов и ухудшает стабильность работы двигателя. Конденсат обладает неприятным запахом, так как в нем скапливается значительное количество одоранта (специальной добавки, позволяющей обнаружить присутствие газа). Для слива конденсата во второй ступени редуктора предусмотрен краник.

Вязкость конденсата в значительной мере зависит от его температуры:
При температуре 100°С — 7,6 сСт
При температуре 50°С — 27.0 сСт
При температуре 20°С — 131,0 сСт
Поэтому слив конденсата следует производить при прогретом разовом редукторе.

Одорация ГСН. Одорация газа применяется для определения возможных его утечек органами обоняния человека. При массовой доле меркаптановой серы менее 0,001% ГСН должны быть одорированы. Для одорации применяется этилмеркаптан (С2Н5SH), представляющий собой неприятно пахнущую жидкость плотностью 0,839 кг/л и с точкой кипения 35°С. Порог чувствительности запаха 0,00019 мг/л, предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны 1 мг/м 3 .

Во время эксплуатации автомобиля одорант может накапливаться в топливоподающей аппаратуре, выпускном тракте автомобиля, на открытых поверхностях деталей. Выделение одоранта может происходить даже при полностью герметичной газовой системе питания при заправке автомобиля, сливе конденсата из редуктора и, главным образом, с отработавшими газами. Попадание одоранта в салон автомобиля происходит из атмосферы на стоянках через открытые окна и двери, что может вызывать ухудшение состояния человека. Сернистые соединения одоранта и самого газа снижают долговечность работы редуктора вследствие интенсивного старения мембран, резиновых уплотнений и вызывают коррозию трубопроводов.

Запах одоранта из выхлопной трубы особенно сильно ощущается при повышенной токсичности отработавших газов двигателя. В случае, когда их токсичность в норме или несколько ниже нормы, запах одоранта практически не ощущается и его накопления в салоне автомобиля не происходит.