Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда на уроке труда img-1

инструкция по охране труда на уроке труда

Рейтинг: 4.2/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Материал по технологии на тему: Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии (обслуживающего труда)

Материал по технологии на тему:
Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии (обслуживающего труда)

1.1.Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по обслуживающему труду для средней школы.

1.2.На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности. Учитель обслуживающего труда знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках обслуживающего труда, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.

1.3.В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы.

1.4.Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

Скачать:

Инструкция по охране труда

для учащихся в кабинете технологии

1. Общие положения инструкции в кабинете технологии

1.1.Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по обслуживающему труду для средней школы.

1.2.На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности. Учитель обслуживающего труда знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках обслуживающего труда, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.

1.3.В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы.

1.4.Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

2. Требования безопасности перед началом урока обслуживающего труда


2.1.Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, одевают форму.
2.2.Урок начинается по звонку.

3. Требования безопасности на уроке обслуживающего труда

3.1.На уроках обслуживающего труда учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки.

3.2.В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы.

3.3.В течении урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:

- не начинать занятия без разрешения учителя;

- соблюдать все правила техники безопасности при работе с разными инструментами и машинами;

- самовольно не покидать место работы;

- не выполнять другие действия без разрешения учителя;

- соблюдать правила и нормы поведения.

3.4.В течении урока учащиеся обучаются приёмам работы с тканью.

4. Требования безопасности по окончании урока обслуживающего труда

4.1.Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.

5. Требования безопасности в кабинете обслуживающего труда в аварийных ситуациях

5.1.В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:

- не оставлять утюг включённым;

- ставить утюг на подставку;

- следить за исправностью электрических приборов.

Другие статьи

Инструкция по охране труда во время занятий по физическому воспитанию

Инструкция по охране труда во время занятий по физическому воспитанию Глава 1. Общие требования по охране труда

1.1. Правила безопасности на занятиях по физической культуре и спорта распространяются на всех участников учебно-воспитательного процесса во время организации и проведения занятий по физической культуре и спорту (на уроках, в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общего физической подготовки).

1.2. Эти правила безопасности являются обязательными для выполнения руководителями, медицинскими работниками, учителями физической культуры и лицами, которые проводят физкультурно-массовую, спортивную, оздоровительную работу во время обучения и отдыха в учебных заведениях и оздоровительных лагерях и т.п. а также всех учащихся учебного заведения.

1.3. Занятия по физической культуре и спорту в учебных заведениях проводятся согласно программе по физической культуре, утвержденной министерством образования. Уроки, занятия в кружках, секциях должны проводиться только учителями физической культуры или лицами, которые имеют надлежащее образование и квалификацию.

1.4. Разрешение на ввод в эксплуатацию спортивных сооружений и проведения занятий по физкультуре и спорту при приеме учебного заведения к новому учебному году дает комиссия, созданная в соответствии с решением исполкома городского (районного) совета.

1.5. Переоборудование спортивных сооружений и установки дополнительного оборудования разрешается только по согласованию с представителями городского (районного) совета, городского (районного) управления образования, пожарного надзора и районной санэпидемстанции.

1.6. Для занятий по физкультуре и спорту допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.7. Заключение о состоянии здоровья медперсонал доводит до сведения учителя физкультуры или лица, которое проводит занятия по физкультуре и спорту. На основании этих данных учащиеся распределяются для занятий физкультурой на основную, подготовительную и специальную группы.

1.8. При проведении занятий по физкультуре и спорту как на уроках, так и во внеурочное время учащиеся учебных заведений пользуются специальной спортивной одеждой (спортивный костюм) и спортивной обувью, определяемых правилами проведения соревнований по отдельным видам спорта. Проводить занятия без спортивной одежды и спортивной обуви не разрешается.

1.9. В спортивных залах должна быть аптечка (на открытых спортивных площадках — переносная аптечка) с набором медикаментов, перевязочных средств для оказания первой доврачебной помощи в случае травм и повреждений.

1.10. При проведении спортивных соревнований в учебном заведении необходимо обеспечить медицинское обслуживание.

1.11. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий определяется из расчета 2,8 м2 на одного учащегося. Заполнять зал сверх установленной нормы не разрешается.

1.12. Полы спортивных залов должна быть упругими, без щелей и зацепов, иметь ровную, горизонтальную и не скользящую поверхность.

1.13. Поверхность пола не должна деформироваться от мытья и до начала занятий должна быть сухой и чистой.

1.14. Помещение чердака спортзала нужно удерживать в чистоте и запирать на замок. Ключи от чердака хранить в определенном месте. На чердаке не разрешается устраивать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

1.15. Рубильники электросети должны быть установлены вне спортзала. На всех розетках должны быть сделаны надписи о величине напряжения и установлены предохранительные заглушки.

1.16. Температура в раздевалках для детей должна быть не ниже 18-20°C; в спортивных залах не ниже 15°C и в душевых — 25°C.

1.17. В спортивном зале на своем месте должен располагаться план эвакуации на случай пожара.

1.18. Запрещается забивать наглухо и загромождать двери запасных выходов из спортзала.

1.19. В каждом спортзале должна быть не менее двух пенных или порошковых огнетушителей.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом занятий

2.1. Раздевалки спортзалов должны быть открыты за 10 минут до начала занятий.

2.2. Дежурный по классу принимает раздевалку и отвечает за чистоту и порядок в раздевалке.

2.3. Вход учащихся в спортзал до начала занятий запрещается. Заходить в спортивный зал разрешается только после приглашения преподавателя.

2.4. В раздевалке не толкаться, все вещи размещать так, чтобы они не представляли угрозу здоровью учеников.

2.5. Учащиеся 1-4-х классов раздеваются в своих классах и в спортзал заводятся учителем физкультуры.

2.6. На занятиях физической культурой учащиеся не должны носить часы, перстни, браслеты.

Глава 3. Требования по охране труда при проведении занятий

3.1. Общие требования:

  • строго соблюдать требования техники безопасности на уроках физкультуры;
  • проводить занятия в спортзале вместе с учителем или его заместителем;
  • на уроке физкультуры ученики должны быть одеты только в спортивно форму, ногти коротко обрезаны, волосы подобраны;
  • обувь должна быть с резиновой подошвой;
  • в местах прыжков необходимо иметь гимнастические маты;
  • не выполнять упражнения на снарядах без страхования;
  • не стоять вблизи гимнастического снаряда при выполнении учеником упражнений;
  • при выполнении прыжков приземление должно быть мягким с постепенным приседанием;
  • не выполнять упражнения, имея влажные ладони;
  • после занятий нужно мыть руки с мылом;
  • быть внимательным при выполнении упражнений, переходах от снаряда к снаряду;
  • перед выполнением упражнений на снарядах проверить закрутки винтов;
  • спортивная форма всегда должна быть чистой;
  • обувь должна соответствовать размеру, который носит ученик;
  • при плохом самочувствии, повреждениях, головокружении, болях в сердце, печени, желудочно-кишечных расстройствах срочно обращаться к преподавателю.
  • заходить в спортивный зал без спортивной обуви;
  • употреблять жевательную резинку на уроке;
  • носить на уроках физкультуры цепочки, кольца и часы;
  • толкать в спину ученика, который бежит впереди;
  • делать подножки, цепляться за форму;
  • переносить тяжелые приборы без разрешения учителя;
  • изменять высоту снаряда без разрешения учителя;
  • переходить от снаряда к снаряду без разрешения учителя.

3.2. Во время занятий по гимнастике:

  • гимнастические снаряды не должны иметь в сборочных единицах и соединениях люфтов, колебаний, прогибов. Детали креплений должны быть надежно закручены;
  • рабочая поверхность перекладины, брусьев должна быть гладкой. Пластины для крепления крюков растяжек должны быть плотно прикреплены к полу и углубленные вровень с полом;
  • гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда так, чтобы они перекрывали площадь соскока и возможного срыва или падения;
  • гимнастический мостик должен быть подбит резиной, чтобы предотвратить скольжение при отталкивании.

К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие медосмотр и инструктаж по технике безопасности;

Возможность получения травм при выполнении упражнений:

  • на неисправных снарядах;
  • без надлежащей страховки;
  • без применения гимнастических матов;
  • на загрязненных спортивных приборах, а также при выполнении упражнений на приборах с влажными ладонями.

Требования безопасности перед началом занятий:

  • спортивная обувь должна быть с не скользкой подошвой;
  • шест протереть перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной бумагой;
  • проверить надежность крепления перекладины, коня и козла, стопорных винтов на брусьях;
  • в необходимых местах приготовить гимнастические маты. Поверхность матов должна быть ровной.

Во время проведения занятий:

  • не выполнять упражнений на снарядах без разрешения учителя или его помощника, а также без страховки;
  • необходимо соблюдать инструкции по приземлению во время выполнения прыжков через снаряды;
  • не стоять близко к ученику, который выполняет упражнение на снаряде;
  • не выполнять упражнения с влажными ладонями;
  • во время выполнения упражнений непрерывным методом, необходимо следить за оптимальностью интервалов между учениками (с целью предотвращения столкновений.)

Действия в случае непредвиденных обстоятельств:

  • в случае появления у ученика болевых ощущений в суставах рук, покраснение или потертости кожи на ладонях и плохого самочувствия прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю;
  • в случае возникновения пожара в спортзале немедленно прекратить занятия и вывести учащихся из зала, сообщить о пожаре администрации и в соответствующие органы, а самому учителю непосредственно начать ликвидацию пожара;
  • если учащийся получил травму, нужно немедленно оказать ему первую медицинскую помощь, сообщить о несчастном случае администрации учебного заведения и родителям, и, при необходимости, отвезти потерпевшего в больницу.

Требования безопасности по окончании занятий:

  • убрать спортивный инвентарь в месте его хранения;
  • протереть шест и брусья сухой тряпкой и зачистить наждачной бумагой;
  • тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

3.3. Во время занятий по легкой атлетике:

  • беговые дорожки должны быть специально оборудованы, не иметь бугров, ям, скользкого грунта, беговая дорожка должно продолжаться не менее чем на 15-20 м за линию финиша;
  • ямы для прыжков в длину должны быть заполнены песком, распушенным на глубину 20-40 см. Песок должен быть чистым, ровным. Перед каждым прыжком песок следует разрыхлить и выровнять;
  • метание спортивных снарядов должно проводиться с соблюдением мер безопасности, исключающие попадание снарядов за пределы площадки. Длина секторов для приземления спортивных снарядов должно быть не менее 60 м.

К занятиям допускаются школьники, прошедшие медосмотр и инструктаж по технике безопасности.

Возможное получение травм во время занятий:

  • падение на скользком грунте или твердом покрытии;
  • нахождения ученика в зоне метания в момент броска;
  • выполнение упражнений без разминки.

Требования безопасности перед началом занятий:

  • надеть спортивный костюм и обувь;
  • тщательно подготовить песок в прыжковой яме, проверить в ней отсутствие посторонних предметов;
  • протереть тряпкой снаряды для метания.

Во время занятий учитывают, что:

  • беговая дорожка должно продолжаться не менее чем на 15-20 м за линию финиша;
  • возможные столкновения команд, связанные с неожиданной остановкой учащихся;
  • прыжки не следует выполнять на влажном скользком грунте, приземлятся на руки во время прыжка;
  • в зоне метания не должно быть учеников при выполнении броска;
  • обязательным является подание команды на право выполнить метание снаряда;
  • не надо стоять с правой стороны от ученика, который выполняет метание;
  • подбирать снаряды из зоны метания без разрешения учителя запрещается;
  • передавать снаряды для метания броском запрещается;
  • не оставлять на местах занятий грабли и лопаты;
  • перед метанием посмотреть, нет людей в направлении броска.

Действия в случае непредвиденных обстоятельств:

  • в случае плохого самочувствия ученик должен прекратить занятия;
  • если учащийся получил травму, нужно немедленно оказать ему первую медицинскую помощь, сообщить о несчастном случае администрации учебного заведения и родителям, и, при необходимости, отвезти потерпевшего в больницу.

3.4. При проведении занятий по лыжной подготовке:

  • место проведения занятий по лыжной подготовке — профиль склонов, рельеф местности, дистанцию и условия проведения нужно выбирать в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
  • учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра. Размер площадки должен обеспечивать дистанцию между лыжниками не менее 10 м.

Кроме того, обязательным является предварительный инструктаж учащихся.

Требования безопасности перед началом занятий:

  • осмотреть снаряжение;
  • проверить исправность креплений;
  • проверить состояние лыжни.

При проведении занятий следует учитывать, что:

  • интервал движения между учащимися должен составлять 3-4 м в дистанции не менее 25-35 м при спуске вниз;
  • после спуска не надо останавливаться возле подножия;
  • при спуске надо осторожно удерживать лыжные палки.

3.5. При проведении занятий по спортивным играм (футбол, баскетбол, гандбол):

  • спортивные площадки должны иметь покрытие с ровной и не скользкой поверхностью, не имеет механических включений, приводящих к травм;
  • площадки нельзя ограждать канавами и делать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м от площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, которые могут нанести травму;
  • во время занятий, тренировок и соревнований ученики должны выполнять указания учителя, тренера, судьи, соблюдать установленные правила и последовательность занятий, постепенно прибавлять нагрузку на мышцы с целью предотвращения травм;
  • перед началом игры следует отработать технику ударов и ловли мяча, правильную стойку и падение при приеме мяча, персональную защиту;
  • одежда учащихся, занимающихся спортивными играми, должна быть легкой, не затруднять движений, обувь у игроков — гандболистов, баскетболистов — на гибкой подошве, у футболистов — на жесткой подошве;
  • игрокам не нужно носить на себе любые предметы, опасные для себя и других игроков;
  • учащимся, которые играют в футбол, следует иметь индивидуальные защитные средства: защитные щитки под гетры, вратарям — перчатки;
  • на площадке для игры в гандбол иметь безопасную зону в 1 м вдоль боковых линий и не менее 2 м за лицевыми линиями;
  • кольца для игры в баскетбол следует закреплять на высоте 3,05 м от пола спортзала.
Глава 4. Требования по охране труда по окончании занятий

4.1. При подведении итогов подчеркнуть выполнения учащимися мер безопасности при проведении занятий.

4.2. Зайти в раздевалку, одеться и, с разрешения учителя, выйти из спортзала.

4.3. Во время одевания быть опрятным, не толкаться.

4.4. Дежурный по классу убирает раздевалку и передает ее учителю физического воспитания.

4.5. Каждому ученику после занятий в спортзале необходимо тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

4.6. После 3 и 4 уроков необходимо сделать влажную уборку пола спортзала и матов.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

5.1. В случае появления у ученика болевых ощущений (боли в руках, покраснении кожи или потертостей на ладонях), а также плохом самочувствии — прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

5.2. Если ученик получил травму, надо немедленно оказать ему первую медицинскую помощь, сообщить о несчастном случае в администрацию учебного заведения и родителям и, в случае необходимости, отвести пострадавшего в больницу.

5.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из спортивного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть, администрацию школы и приступить к тушения пожара первичными средствами пожаротушения

Поделиться "Инструкция по охране труда во время занятий по физическому воспитанию"

Инструкции по охране труда на уроках труд - Наш выбор

Инструкции по охране труда на уроках труд

Не устранять неисправности самостоятельно. Выполнить правила личной гигиены. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ 2. При разливе жидкости, жира немедленно убирать её с пола. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью. Первичный инструктаж для учащихся 5-7 классов при работе в кабинете технологии 1. Сковородки ставить и снимать с кухонной электроплиты с помощью сковородников. Данная инструкция разработана для учащихся 5- 7 классов, занимающихся в кабинете «Технологии». ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 3.

Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах. ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЛИТЫ 2013 г. Следить, чтобы на нагревательные приборы не попадали жир и сахар. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. При работе с электрическим утюгом используется спецодежда: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор берет или косынка. О выявленных недостатках, неисправностях и нарушениях сообщить администрации учреждения образования. После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ 2.

Проверить наличие рабочего инструмента и привести рабочее место в порядок. Поместить шнур в специальный держатель. Работы с горячими жидкостями предусматривают использование горячей воды, масла, жиров и др. При глажении утюг ставить только на специальную подставку. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ 4.

Инструкции по охране труда при проведении уроков обслуживающего труда ( Инструкции по технике безопасности при работе с электрическим утюгом; при работе с тканью и материалами для кройки и шитья; при работе с ножницами; при работе с иглой; при работе на швейной машине с электрическим приводом; при работе на швейной машине с ручным приводом; при работе со спицами и крючком) | Обучение по охране труда

Отключить швейную машину от сети. Проведение инструктажа и проверка знаний по вопросам охраны труда производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журналах инструктажа. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. При возникновении аварийной ситуации в ходе выполнения работы: появлении дыма, искрении розетки при включенном электрооборудовании, возникновении пожара от включенного утюга и или иного нагревательного прибора, загорания электропроводки, травмы или поражении электрическим током и т. Урок начинается по звонку.

Убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки. На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы. чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей. Привести в порядок рабочее место. Не включать самостоятельно приборы ТСО. Требования безопасности перед началом работ 2. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с тканью и материалами для кройки и шитья далее по тексту: «тканью». Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.

Разности

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность на уроках трудового обучения

Охрана труда Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность на уроках трудового обучения

Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходит на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.

Несмотря на это занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы. большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:
  1. плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;
  2. несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
  3. недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
  4. несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
  5. отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или неиспользование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  6. недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
  7. ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
  8. отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
  9. необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.

3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в школе №74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.

11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6-го класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.

5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.

К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения
  1. Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
  2. Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
  3. Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
  4. При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
  5. Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
  6. Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
  7. Не мешать работе других школьников.
  8. Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.
  9. О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.
  10. При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.

Охрана труда Законодательство и РД

РМО ТЕХНОЛОГИЯ - ОХРАНА ТРУДА И ТБ на уроке технологии

Инструктирование учащихся по технике безопасности на уроках технологии

1. Все мастера, инструкторы и учителя трудового обучения должны знать правила, положения и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии применительно к области техники и труда, которым обучаются учащиеся как в учебных мастерских, так и на предприятиях. К трудовому обучению учащихся может быть допущен только тот административно-педагогический персонал, который прошел проверку знаний по технике безопасности квалификационной комиссией отдела народного образования.

2. На учащихся, проходящих трудовые политехнические практикумы на предприятиях, распространяется тот же порядок прохождения инструктажа по технике безопасности, который установлен для рабочих предприятий. Всю ответственность за своевременный и полный инструктаж учащихся на рабочих местах несет администрация предприятий.

3. Поручая какую-либо работу учащемуся, мастер, инструктор, учитель, помимо ознакомления учащегося с технологией процесса, устройством машин, станка и другими условиями работы, обязан проинструктировать о мерах безопасности при данной работе, рассказать о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы, подготовке и уборке рабочего места, правилах личной гигиены. Эти знания периодически проверяются, закрепляются.

4. Ни один учащийся не может быть допущен к практической работе, а также к самостоятельной работе и обслуживанию любого оборудования без соответствующего обучения работе на станке, должной проверки знаний техники безопасности в пределах учебной программы, правил и инструкций по технике безопасности, относящихся к его специальности. Проведение инструктажа по технике безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале инструктажа по технике безопасности.

5. На производственных участках, в учебных мастерских должны быть вывешены соответствующие плакаты по технике безопасности, предупреди-

тельные надписи и инструкции по технике безопасности.

6. Каждый несчастный случай, происшедший в учебно-производственных мастерских или в процессе трудового обучения на предприятиях, должен быть расследован и зарегистрирован согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г. с изменениями от 24 февраля 1975 г. (п. 4), и стать предметом обсуждения соответствующих педагогических и школьных собраний.

7. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предупреждению подобных случаев в дальнейшем.

НИЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВАРИАНТЫ ПРИМЕРНЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОТ И ТБ ДЛЯ КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ

ИНСТРУКЦИЯ №___
по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии (кулинарии и швейного дела)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете технологии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий в кабинете технологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
— нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели;
— нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
— поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;
— появление ожогов при неосторожном обращении с утюгом, горячими предметами при приготовлении пищи, порезы рук при работе с ножницами, ножом, ранение иглой.
1.4. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья, учащихся во время работы в кабинете технологии несут учителя, которые руководят этой работой.
1.5. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие.
1.7. Режим работы учащихся в кабинете технологии регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.
1.8. Проведение обучения и работы учащихся в кабинете технологии допускается при выполнении всех требований Правил работы в кабинете технологии.
1.9. Кабинет и оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
1.10. Учителя и учащиеся должны иметь специальную форму для занятий в кабинете технологии (халат или фартук).
1.11. Допуск учителей и учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.
1.12. Учитель технологии обязан строго следить за выполнением учащимися в кабинете технологии требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.
1.13. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения учащихся.
1.14. Учитель обязан:
— пройти инструктаж по охране труда при работе в кабинете технологии;
— проводить инструктаж учащихся по охране труда перед каждым отдельным видом работы с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по охране труда» и классном журнале;
— при проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;
— обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в кабинете технологии оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности;
- обеспечить безопасное использование электрических плит, мойки, швейных машин, утюгов и другого оборудования при проведении занятий в кабинете технологии;
— следить за выполнением требований Инструкции учащимися;
— перед началом занятий проверять исправность электроплит, утюгов, швейных машин и другого учебного оборудования в кабинете;
— обеспечить устойчивость мебели и оборудования, имеющихся в кабинете, в т. ч. и классной доски;
— о возникающих неполадках сообщить администрации гимназии;
— исключить из пользования непригодное оборудование;
— обеспечить наличие в кабинете средств индивидуальной защиты (ватно-марлевых повязок, халатов, косынок, нарукавников, наперстков);
— проверять наличие спецодежды у учащихся перед началом уроков;
— обеспечить необходимые для оказания первой помощи медицинские и перевязочные материалы (аптечку);
— организовать рабочие места для школьников в соответствии с требованиями техники безопасности;
— обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в кабинетах швейного дела и кулинарии оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности;
— обеспечить свободный доступ к каждому рабочему месту;
— при несчастном случае немедленно оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации гимназии.
1.15. Учителю запрещается:
— нарушать инструкцию по охране труда в кабинетах технологии;
— допускать к занятиям учащихся, не прошедших медицинский осмотр и инструктаж по охране труда в кабинете технологии;
— использовать неисправное и непроверенное оборудование;
— оставлять учащихся без присмотра на перемене и во время занятий;
— оставлять включенными электроприборы;
— закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.
1.16. Учитель должен довести до сведения учащихся и обеспечить выполнение ими следующих требований:
Учащимся запрещается:
— загромождать проходы между рядами сумками и портфелями;
— подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
— толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга;
— трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет, утюг, пользоваться швейной машиной без разрешения учителя;
— хлопать дверью;
— приносить в школу острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества.
Учащиеся обязаны:
— во время проведения уроков и перемен соблюдать правила внутреннего распорядка;
— соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, ножом, иголкой, циркулем, линейкой, другими острыми, колющими предметами;
— при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу и администрации гимназии.
1.17. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинетах швейного дела и кулинарии несут учителя, которые руководят этой работой.
1.18. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Учитель обязан:

— пройти инструктаж по охране труда в кабинетах технологии;
— провести инструктаж с учащимися по охране труда в кабинетах технологии;
— включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников;
— убедиться в исправности электрооборудования кабинета;
— убедиться в исправности технических средств обучения;
— убедиться в исправности швейных машин, электроплит, утюгов и др. специального оборудования;
— перед включением электрической плиты проверить исправность шнура питания;
— при включении плиты штепсельную вилку ввести в гнездо штепсельной розетки до отказа. Не допускать выключения вилки дерганием за шнур;
— проверять наличие и исправность заземления электрической швейной машины;
— проверить внешний вид учащихся: волосы должны быть убраны под косынку, концы косынок не должны свисать;
— проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
— убедиться в том, что температура воздуха в кабинетах технологии находится в пределах 18-20°С.
— обеспечить учащихся исправным инструментом;
— обеспечить безопасные условия хранения инвентаря и оборудования: инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования;
— обеспечить чистоту окон: стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, очистка светильников должна проводиться не реже двух раз в год;
— убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете;

— размещение учащихся за столами проводить согласно требованиям СанПин: рабочие столы должны соответствовать росту учащихся;

— учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами;

— с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы;

— все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.

2.2. Учителю запрещается:
— допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в учебных мастерских;
— ставить какие-либо предметы на шкафы;
— допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, неисправных швейных машин, электроплит, утюгов, классной доски, парт, немедленно принять меры по устранению неполадок.
2.3. Учащиеся обязаны:
— пройти инструктаж по охране труда в кабинетах технологии;
— выполнять требования охраны труда и правила для учащихся на занятиях в кабинетах технологии.
2.4. Учащимся запрещается:
— трогать розетки, включать швейные машины, утюги, электроплиты и другие электроприборы без разрешения учителя;
— нарушать требования учителя по охране труда в кабинетах технологии;
— находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;
— бегать без разрешения учителя, толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Учащиеся обязаны :
— соблюдать требования учителя и правила поведения на уроке;
— использовать оборудование кабинета только с разрешения и по команде (сигналу) учителя;
— во время проведения физкультминуток аккуратно выполнять упражнения;
— соблюдать правила охраны труда
* При работе с горячими жидкостями (вода, жир и др.)
— следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край: убавить огонь или выключить плиту;
— крышки горячей посуды брать полотенцем и снимать от себя;
— сковородку ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой;
* При работе с иголками и булавками
— шить с наперстком;
— хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставлять их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
— не пользоваться для шитья ржавой иголкой;
— выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
* При работе с ножницами
— хранить ножницы в определенном месте (коробке);
— соблюдать осторожность при работе с ножницами;
— класть их сомкнутыми остриями от себя.
* При работе на швейной машине
— не наклоняться близко к движущимся частям машины;
— не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой;
— перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
* При работе с утюгом
— не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра;
— включать и выключать утюг сухими руками;
— ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку;
— следить за нормальной работой утюга;
— следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;
— отключать утюг только за вилку.
3.2. Учащимся запрещается:
— нарушать правила охраны труда в кабинетах технологии;
— находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;
— загромождать рабочие места и проходы портфелями, материалами и отходами производства;
— трогать учебное оборудование, в т. ч. утюги, швейные машины, электроплиты без разрешения учителя;
— нарушать требования учителя и дисциплину;
— самостоятельно включать электроприборы;
— делать резкие движения во избежание травмы
3.3. Учитель обязан:
— обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;
— обеспечить устойчивую дисциплину учащихся на уроке;
— выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания, температурному режиму;
— соблюдать нормы освещенности кабинета;
— при работе с техническими средствами обучения соблюдать все правила их эксплуатации и охраны труда;
— при открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители;
— обеспечить выполнение правил охраны труда учащимися при работе в кабинете технологии.
3.4. Учителю запрещается:
— оставлять без присмотра учащихся;
— использовать неисправное оборудование;
— с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете расставлять на подоконниках цветы;
— загромождать окна изделиями, инструментами, материалами и другими предметами;
— закрывать кабинет на ключ во время занятий.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1. Учитель должен:

— при возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;
— при прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника;
— при получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом врачу и администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение в сопровождении взрослого;
— в случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения.
4.2. Ученик должен:
— при плохом самочувствии сообщить об этом учителю;
— при возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Выключить все электроприборы.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Привести себя и спецодежду в порядок.
5.4. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.5. Закрыть окна, фрамуги, выключить свет.

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских (мальчики)

1.1. К занятиям в учебных мастерских допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. Учителя технологии обязаны обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в учебных мастерских оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности.

1.4. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

- нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;
- возможность травмирования при работе на станках при отсутствии и неисправности ограждения, неисправности электрооборудования, беспорядка на рабочем месте;

- ранение рук и пальцев вращающимися частями станков;
- наматывание волос на вращающиеся части станка;
- поражение глаз стружкой при обработке металлов;
- ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном;
- ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали;
- ранение рук при неправильном обращении с резцом;
- ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины;
- травмирование глаз: ранение, ожоги, засорение;
- ранение ног упавшим инструментом.
1.5. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.6. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных и учебно-производственных мастерских, на школьных учебно-опытных участках несут учителя, которые руководят этой работой.

1.7. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.
1.8. В кабинете должны быть средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).

1.9. Учебные мастерские должны быть обеспечены необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечкой), телефоном ближайшего медицинского учреждения.

1.10. В кабинете должен быть комнатный термометр для контроля температурного режима.

1.11. Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.

1.12. Для школьников рабочие места организуются в соответствии с требованиями техники безопасности.

1.13. Проведение обучения и работа учащихся в помещениях учебных и учебно-производственных мастерских в школах допускается при выполнении всех требований Правил работы в мастерских.

1.14. Учитель должен довести до сведения учащихся, что:
- необходимо освободить проходы между рядами от сумок и портфелей;
- во время проведения уроков и перемен необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка;

- передвигаться по гимназии необходимо организованно, строем в сопровождении классного руководителя или учителя;

- нельзя подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
- нельзя трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет;
- нельзя хлопать дверью;
- запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества;

- необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, циркулем, линейкой и т.д.;

- при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии.

1.15. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

1.16. Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

1.17. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.18. Учащиеся во время занятий, а также учитель должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: фартуками, нарукавниками, предохранительными приспособлениями согласно действующим для данного вида производства нормам.

1.19. Допуск учителей и учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

1.20. Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др. должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.
1.21. Учитель по трудовому обучению обязан строго следить за выполнением учащимися в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.22. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу, директору, заместителю директора.
1.23. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения.

1.24. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов, исправности имеющихся станков и приборов.

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить недалеко от входа; классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места; расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см. а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.; расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см. а между рядами - не менее 70 см.; в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов; токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены; заточный станок устанавливается дальше от других станков.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
Ученики должны:

- правильно надеть спецодежду; застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой, спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов), убрать все лишние инструменты и детали;
- соблюдать инструкции при подготовке к работе станка

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отво¬дятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

3.3. Окна запрещается загромождать изделиями, инструментами, материалами и другими предметами.
3.4. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами; заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

3.5. Учитель трудового обучения обязан: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен; в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.

3.6. Инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, - внутри нее.
3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.
3.8. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением учителя труда.

3.9. Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки
Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна