Руководства, Инструкции, Бланки

исследовательский проект в начальной школе образец img-1

исследовательский проект в начальной школе образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1829 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Темы исследовательских проектов в начальной школе - Светлана Николаевна Ширинкина

Темы исследовательских проектов в начальной школе

Как мне выбирали имя.

Спортивная жизнь семьи.

Приведенные ниже темы исследовательских работ и проектов начальной школы можно брать за основу, дополнять и расширять. Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

Я и моя семья

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор

Окружающий мир

Темы исследовательских работ младших школьников о природе:

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
"Белая береза под моим окном"
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился

Растения и ягоды

Темы исследовательских работ начальной школы о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений
Одуванчик — маленькое солнышко
Портрет земляники
Посмотрите, одуванчик!
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение
Про вершки и корешки
Природное сообщество – луг
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз

Комнатные растения

Темы исследовательских работ начальной школы о комнатных растениях:
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок - бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты "бабушкиной герани"
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?
Огород
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объеденье!
Без окон, без дверей полна горница людей
"Весёлая фасоль"
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
Подбор растений для альпинария
Польза картофеля для здоровья человека
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба
Сеньор-помидор
Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Лекарственные растения

Темы исследовательских проектов начальной школы о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке.

Цветы

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах:
Выгонка гиацинта к 8 Марта — "Подарок маме"
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
Мои любимые розы
Подари цветок маме
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
Подсолнух – солнечный цветок
Почему пахнут цветы?
Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
Путешествие по царству цветов. Ландыш
Путешествие по царству цветов. Лотос
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник
Сохрани ландыш майский!
Тюльпан для мамы
Цветок Солнца
Цветок для мамы
Цветы для дома и души
Цветы в саду и дома
Чудесный мир ароматов
Я маме букет подарю…

Грибы

Темы исследовательских работ начальной школы о грибах:
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?

Животные

Темы исследовательских работ начальной школы о животных:
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто живет у нас в лесу?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто под бугорком живёт?
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такой слон?
Кто ты, собака?
Кулинарные пристрастия белочки
Любимое домашнее животное
Люблю тебя, мой друг мохнатый!
Любознательный зверёк — белка
Люди и кошки
Люди и дельфины
Мамонты — древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир китов
Мир лошадей
Мир собак
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное — немецкая овчарка
Мое любимое животное — дельфин
Можно ли подружиться с лошадью?
Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои кошки
Мои любимые кролики
Мои любимые лошадки
Мои любимые хомячки
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг - собака
Мой домашний питомец — сирийский хомячок
Мой домашний питомец — скотч-терьер
Мой любимчик — морская свинка
Мой пушистый ласковый кот Рыжик
Мой рыжий непоседа — кот
Мой щенок: первый месяц жизни
Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
Моя любимая кошка
Моя любимая собака
Моя удивительная встреча с дельфинами
Наблюдение за бобрами
Наблюдение за золотистыми хомячками
Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
Наблюдения за домашними и дикими мышами
Нам не страшен серый крыс!
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
О леопардах
Образ жизни и поведение моего кота
Образ жизни летучих мышей
Один день из жизни хомяка
О кошках
Олени — наши друзья
Отличие в поведении больших и маленьких собак
Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
Поведение домашних свиней
Поведение кошек
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит косатка
Почему тигр полосатый?
Почему у Хомки толстые щечки?
Почему у кошки в темноте светятся глаза?
По следам уссурийского тигра
Привычки и повадки моих кошек
Про зайцев.
Пушистые чудики
Рядом с нами живут белки.
Свинья ли свинья?
Собака - друг человека
Собака друг человека или человек друг собаки?
Собака — настоящий друг
Содержание и воспитание щенка
"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
У кого длиннее хвост?
У кого язык на ноге?
Удивительные кошки
Удивительные дельфины
Удивительный мир динозавров-великанов
Умели ли динозавры летать?
Умеют ли животные считать?
Умственные способности кошки
Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
Хвостатые гидростроители
"Хвостик, хвост, хвостище"
Хомяк в поисках истины
Хомячки-пуховички
Хорёк. Может ли он заменить кошку?
Царь динозавров
Чей нос лучше?
Чем заяц отличается от кролика
Чем лечатся слоны?
Что я знаю о дельфинах
Что я узнал о кошках
Что мы знаем о кошках?
Ягуар — величественный хищник
Я за любовь ко всем собакам

Птицы

Темы исследовательских работ младших школьников о птицах:
Как зимует воробей
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Кто такие амадины?
Курица - птица не простая!
Ласточка — вестник добра и счастья
Ласточкино гнездо
Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
Мир птиц
Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Мои журавлики
Мои любимые пингвины
Мои наблюдения за деревенской ласточкой
Мои певчие канарейки
Мои пернатые друзья
Мой волнистый друг
Мой домашний любимец — попугай Кеша
Мудрый ворон
Мы учили попугая
На крыльях весну принесли.
Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
Наблюдения за популяцией городской ласточки
Наблюдения за трясогузкой
О воробьях
Пернатые архитекторы
Поведение птиц зимой
Поведение синицы зимой
Покормите птиц зимой!
Поможем зимующим птицам
Попугай корелла. Мое маленькое исследование
Почему зимой птичка стучит в окно?
Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
Почему многие грачи зимой не улетают?
Почему попугайчик волнистый
Почему птицы летают?
Почему птицы осенью улетают?
Почему у снегиря грудка красная?
Птицы – наши друзья
Птицы двора нашей школы
Птицы за моим окном
Птицы — наши друзья
Что за птица воробей?
Что за птица эта галка?
Чудо из яйца
Чье это гнездо?
Чьи гнезда лучше?

Земноводные

Кто такие змеи?
Лягушка с душою царевны
Мир моей черепахи
Мой друг — черепаха
Моя домашняя черепаха
Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
Необычные ящерицы
О черепашках
Опасны ли змеи?
Полезны ли ящерицы?
Почему лягушки зеленые?
Почему у ящерицы хвост обрывается?
Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
Это сказочное существо – лягушка

Рыбы

Темы исследовательских работ начальной школы о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки - какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
Наблюдение за рыбками-попугаями
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет.
Что случилось с кетой?

Насекомые

Темы исследовательских работ младших школьников о насекомых:
Комар: казнить нельзя, помиловать…
Кто живет в компьютере?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто такая медведка
Кто такие пауки?
Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
Медовая братва
Мир жуков
Мир стрекоз
Моё открытие о мухе
Моя коллекция насекомых
Муравьи и их царство
Муравьиная жизнь
Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
Наблюдение за циклом развития колорадского жука
Наблюдения за развитием муравейника
Насекомые моего двора
Насекомые. Какие они?
О пауках
Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
Ох уж эти комары!
Ох уж эти шершни!
Паук – человеку друг
Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
Порхающие цветы
Почему бабочки не живут в городе?
Почему водомерка ходит по воде?
Почему не тонет водомерка?
Про муравьев
Пчела — друг человека
Пчелиная семья
Разумны ли муравьи?
Сколько точек у божьей коровки?
Удивительный мир бабочек
Хвала пчеле!
Чем интересны пауки
Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Черви, улитки

Наблюдение за дождевым червяком
Моя ахатина, Ульяна!
Не смотрите свысока на простого червяка

Бактерии и Микробы

Ах, эти бактерии!
Кто такие микробы?
Мир "невидимок" вокруг нас, или Как поймать микроба?

Экология

Темы исследовательских работ начальной школы по экологии:
Были о пыли
Бездомные животные - проблема каждого из нас
Живая вода
Живи, родник!
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Охранять природу - значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Экология моего поселка
Экология нашего водоёма
Экопродукты моего огорода

Физкультура и основы здоровья

Темы исследовательских работ начальной школы по физкультуре:
Если хочешь быть здоров
Здоровый образ жизни
История лыж
Мой режим питания
Молоко полезно детям
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Полезные свойства кумыса
Польза и применение витаминов
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика
Шоколад – вред или польза
Я - велосипедист

Математика

Темы исследовательских работ начальной школы по математике:
Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса
Авторские задачи по математике для учащихся начальных классов
Арабские числа
Арифметика остатков
Арифметика — наука о числе
В царстве чисел-великанов
Великолепные цифры
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Весёлые задачи "Лесная математика"
Весёлые задачки для юных рыбаков
Время, возраст, календарь
Время. Измерение времени. Часы
Все о числе 13
Деление с остатком
Делимость натуральных чисел
Древние единицы длины
Древние меры длины
Единицы измерения в Древней Руси
Единицы измерения длины в разных странах и в разное время
Задачи в рисунках
Задачи для внимательных и сообразительных
Задачи на свежем воздухе
Задачи-сказки
Занимательные задачи
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Как научиться быстро считать
Как хорошо уметь считать!
Магическая цифра 7
Магические числа в природе
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни кошки
Математика в моей семье
Математика глазами детей
Математика – это интересно
Математические пословицы
Математические раскраски для 1-го класса
Математические сказки
Математический калейдоскоп
Меры длины
Меры длины на Руси
Меры и их измерения
Мир чисел
Мир числа "три"
Мое домашнее задание
Мое любимое число
Мое любимое число 7
Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
Мои замечательные друзья – цифры
Мои летние встречи с математикой
Моё любимое число — пятёрка!
На уроке математики
Натуральные числа в жизни человека
Научись решать уравнения
Наше творчество в математике
Нестандартные задачи
О дюймах, вершках и сантиметрах
От сложения до деления
Приемы быстрого счета
Приемы устного счета
Приёмы быстрого счета
Приёмы устного счёта
Про число ноль
"Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять"
Развивающие задания по математике
Разговор о нуле
Различные способы умножения
Раскрытие скобок
Решаю задачи с радостью
Римская нумерация
Русская система мер
Русские меры длины
Секреты таблицы умножения
Система мер длины
Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
Способы умножения
Способы устных умножений и делений
Старинные денежные единицы
Старинные меры длины и веса
Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках
Страна доброй математики
Таблица умножения
Таблица умножения на пальцах
Таинственное число 12
Таинственное число 7
Текстовые задачи на движение
Топология глазами ученика начальной школы
Увлекательная математика
Увлекательные взвешивания
Умеют ли животные считать?
Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения на 9
Умножение с увлечением
Устный счет — гимнастика ума
Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса
Часы и время
Числовые великаны
Чудо- задачник

Основы химии

Выращивание кристалла из соли
Выращивание кристалла из медного купороса
Выращивание кристаллов в домашних условиях

Основы информатики

Темы исследовательских проектов дошкольников по информатике:
История возникновения компьютера
Как считали наши предки
Разновидности счетов в различных странах
Первое электрическое устройство для счета

Музыка

Темы исследовательских работ начальной школы по музыке:
Детские музыкальные инструменты
Детские ударыне инструменты

Путешествия

Достопримечательности Львова
Киев глазами ребенка
Место отдыха
Семь чудес света
Мой город

Хобби, увлечения

Автомобили старинные
Автомобили современные и старинные
Мое увлечение – старинные автомобили
Моя коллекция насекомых
Почтовые марки

Профессии

Календарь семейных профессий.
Профессии нашей мечты
Профессии наших родителей

Для почемучек

А прочно ли куриное яйцо?
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Откуда в хлебе столько дырочек
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Хлеб всему голова!
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Ещё больше материала по темам исследовательских работ вы можете найти на замечательном сайте "ОБУЧОНОК"

2011-02-12 16:40:08 - Наталья Владимировна Ершова
Комментарий отключен хозяином страницы

2011-02-12 16:44:35 - Надежда Александровна Герасимова
Для малышей - второклассников очень даже актуально. Спасибо большое, Светлана Николаевна.Мы как раз только-только начали работать над проектами.

2011-02-12 16:48:33 - Галина Юрьевна Щербак
А у нас уже прошел районный конкурс `Моё первое исследование`. Двое моих деток лауреаты по темам :
`Фобия и страх` и `3D и его устройство`, а тема `Компьютер -помощник или враг ребёнку` потерпела неудачу

2011-02-12 16:53:35 - Ирина Николаевна Давыдова
Я и для предшкольников кое - что пдглядела.

2011-02-12 16:55:20 - Галина Юрьевна Щербак
А предшколе зачем? По программе что ли ?

2011-02-12 19:46:10 - Светлана Николаевна Ширинкина
Коллеги, предлагайте свои темы исследовательских работ, которые на ваш взгляд более всего подходят для начальной школы.

2011-04-16 12:26:59 - Ирина Леонидовна Фостенко
Огромное спасибо!

2011-11-13 14:09:00 - Алена Юрьевна Сироткина
Спасибо! Вы мне очень помогли.Теперь мне есть на что ориентироваться. Удачи Вам!

2012-03-20 17:38:56 - Эльвира Геннадьевна Васильева
Проект 2-классника на тему: `Газированные напитки. их влияние на здоровье человека.` По школе - 1 место, по городу - без призового места.
С уважением, Эльвира Геннадьевна.

2012-03-24 20:28:32 - Жанна Викторовна Зайцева
Много интересных тем,спасибо. Мы с ребятами 4 класса писали проект `Подарок школе`, заняли 3 место в городе.

2012-10-30 20:12:08 - Виолета Амаяковна Аракелян
Спасибо. В последний день первой четверти прошла презентация проекта у моих второклашек `Люблю берёзу русскую`. Вот сижу в каникулы и думаю чем их теперь занять. А тут и темы как раз.

2012-11-04 14:52:14 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

2012-11-04 20:51:44 - Светлана Николаевна Ширинкина
Спасибо,Надежда Александровна! Я думаю коллеги оценят Ваш труд и Ваших воспитанников!

2012-12-02 14:42:15 - Елена Алексеевна Хазова
Огромное Вам спасибо, дали толчок к деятельности в своем классе.

2013-02-06 21:33:41 - Валерия Валерьевна Шадрина
Спасибо, большое! Ваши работы дали мне толчок в выборе и написании проекта для моего ребенка!

2013-02-06 21:52:23 - Людмила Николаевна Петрищева
Надежда Александровна! Спасибо за работы Ваших учеников!

2013-11-16 22:00:12 - Лариса Петровна Бочарова
Cветлана Николаевна! Огромное спасибо за темы! Вот несколько моих тем: `Тайна из бабушкиного сундука` (кукла-оберег), `Секреты Зубной феи` (влияние на зубы кока-колы и лимона)

2013-11-16 22:14:32 - Татьяна Алексеевна Брик
Светлана Николаевна, попробуйте, мы с внучкой делали,трудно, но посильно: `А это музыка звучит. `,(были варианты: в моей душе, в моей семье, среди моих друзей) `Книги на моей полке`, `Фотографии в нашем семейном альбоме`.

2013-11-17 21:51:48 - Светлана Николаевна Ширинкина
Спасибо, уважаемые коллеги, за интересные темы проектов, давайте будем делиться своими наработками.

2014-01-30 11:01:55 - Анна Владимировна Бусарова
А как скачать презентацию?

2014-02-01 19:24:28 - Светлана Андреевна Басангова
Светлана Николаевна спасибо за темы.Очень пригодились.

2014-02-01 19:29:18 - Галина Фёдоровна Жутова
Спасибо, сколько работы.

2014-02-14 12:40:58 - Надежда Евгеньевна Попова
Спасибо за темы! Очень удобно- всё в одном месте! Очень пригодились.

2014-03-29 09:54:04 - Галина Геннадьевна Капустина
Светлана Николаевна, очень кстати ваша работа. Спасибо.

2014-09-02 17:29:30 - Людмила Николаевна Мороз
Спасибо!!

2014-09-22 14:24:14 - Татьяна Николаевна Иванова
Как скачать работу?

2014-10-27 04:15:39 - Марина Николаевна Клокова
Спасибо большое!

2014-11-19 07:26:46 - Раиса Афанасьевна Кулакова
Спасибо! Очень пригодится в работе!

2015-01-13 20:57:12 - Юлия Александровна Кияева
Спасибо большое. Мне очень пригодилось.

2015-01-14 19:04:38 - Ирина Николаевна Малыгина
Спасибо большое!

2015-02-04 17:08:54 - Светлана Александровна Киргизова
Спасибо за темы.Актуально.

2015-02-22 20:57:36 - Ирина Владимировна Лобова
Огромное спасибо! Вы мне помогли

2015-07-24 16:32:04 - Татьяна Владимировна Смирнова
тема проекта: Можно ли в провинциальном городе стать олимпийским чемпионом?

2015-07-24 16:42:23 - Леся Павловна Подрезова
И от меня огромное спасибо!

2016-01-31 12:17:58 - Николай Васильевич Андрейчук
Комментарий отключен хозяином страницы

2016-04-09 09:52:53 - Ирина Матвеевна Титова
Титова Ирина Матвеевна Спасибо огромное!

2016-06-29 23:26:20 - Лариса Юрьевна Артамонова
Спасибо за предоставленные темы. Есть теперь чем задуматься.

2016-06-29 23:30:17 - Александр Владимирович Серолапкин
`Барби - взрослая игрушка для детей`.
А не рановато ли ?

2016-06-29 23:44:38 - Светлана Анатольевна Новик
Светлана Николаевна, спасибо!

Прокомментируйте!

Другие статьи

Школьный сайт - Проекты в начальной школе

Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,

размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
-Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
-Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
-Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
-Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
- развитие критического мышления:
- умения работать с информацией
- работать в коллективе;
- владеть культурой коммуникации.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом — это «пять П»
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа. схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту — совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю.
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
— Атрибуты несуществующего государства;
— Бизнес-план;
— Видеофильм;
— Выставка;
— Газета;
— Журнал;
— Законопроект;
— Праздник — Статья;
— Сценарий;
— Учебное пособие;
— Чертеж;

Паспорт проектной работы
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
5) Тип проекта

6)Заказчик проекта.
7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).
8) Задачи проекта

9) Необходимое оборудование.
10) Аннотация

11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
12) Этапы работы над проектом
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
— Игра с залом.
— Научный доклад.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Пресс-конференция.
— Путешествие.
— Реклама.
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Учителя начальных классов нашей школы активно внедряют технологию «Метод проектов». Разработаны такие проекты:
«Моя малая Родина», «Жили-были буквы», «Праздник числа», «Первоцветы», «Узоры и орнаменты на посуде».

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Исследовательская работа с учениками начальной школы

Исследовательская работа с учениками начальной школы

Главная > Методические материалы > Исследовательская работа с учениками начальной школы

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
  • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах :

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

Исследовательские работы, выполняемые учащимися:

- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,

- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

Возможно Вас заинтересует

1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"

3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников.

4. Энциклопедия вопросов и ответов. Когда. М. Росмэн, 2008.

5. Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего. М.:Астрель,2010.

В разделе сайта "Юные исследователи" мы приводим примеры авторских исследовательских проектов обучающихся.

Успехов Вам в творчестве!


Вернуться к началу документа