Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на агрессивного ребенка в детском саду образец img-1

характеристика на агрессивного ребенка в детском саду образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1829 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Агрессивный ребенок - советы родителям

Агрессивный ребенок

Когда малыш дошкольного возраста проявляет признаки агрессии, это настораживает взрослых. Дети стараются избегать контактов с таким товарищем, который в любой момент может ударить, закричать, отобрать игрушку. Злобное настроение не присуще ребенку, познающему мир.

Опасные действия малыша в определенный возрастной период представляют его внутренний мир, где преобладают негативные эмоции, которые сами по себе являются побуждающим созидательным фактором. Например, намереваясь что-либо слепить из пластилина, прежде всего, малыш ломает прежнюю, кем-то сделанную фигурку. Затем начинает творить по собственной фантазии. А вот агрессивный ребенок ставит разрушение самоцелью. Он ломает чужие поделки, не намереваясь лепить собственные. Отрицательные эмоции обязательно переходят в положительные по достижению результата. В результате кропотливого труда дети получают заряд доброй энергии, но некоторые малыши не желают прикладывать усилий, а получают удовлетворение от причиненного вреда. В результате подобных разрушительных манипуляций, повторенных несколько раз подряд, высшая нервная деятельность закрепляет неудачный, патологический стереотип. По такому принципу развивается агрессивный ребенок, который стремится к постоянному разрушению, и, самое главное – получает от деструктивного процесса удовлетворение. В большинстве случаев детская агрессия имеет временной характер. Если опасное для окружающих поведение повторяется изо дня в день, следует обратиться к детскому психиатру.

Характеристика агрессивного ребенка

Дети не связаны нормами морали и этики, которые приняты в обществе, поэтому признаки агрессивного поведения у них выражены ярче. В основном, вербальные. Малыши пугают сверстников, угрожая им жалобами старшим: воспитателям, полицейским, своим родственникам – родителям, старшим братьям. Часто агрессивный ребенок пользуется прямыми оскорблениями, унижая ровесника. В иных случаях ссора доходит до косвенного или прямого рукоприкладства. Малыши ломают игрушки соперников, бьют их по голове, щипают, кусаются.

Вспышки гнева имеют определенные цели:

  • Привлечь к себе внимание. Никто не смотрит на ребенка, тогда он начинает шуметь: ронять предметы, перебивать старших, дразнить сверстников;
  • Защитная реакция. Развивается в ответ на действия сверстников и детей. У агрессивного ребенка сложно забрать игрушку, даже в тех случаях, когда игра закончена, и все дети сдали свои «инструменты»;
  • Подчеркивание собственного превосходства путем ущемления достоинства других детей. Ребенок издевается над товарищем, у которого ничего не получается, неважно по какой причине. Не хватает деталей конструктора? И что! Всё равно он неумеха и нытик;
  • Стремление к главенствующей роли. Если агрессивного ребенка не выбрали старшим в игре, тогда он назначенному водящему обязательно подставит подножку, ущипнет или ударит;
  • Чувство собственности. Присвоение понравившейся вещи: игрушки, одежды, велосипеда.

Перечисленные ситуации имеют четкую мотивацию и могут время от времени проявляться у каждого малыша. Истинная характеристика агрессивного ребенка кроется гораздо глубже. В тех случаях, когда не виден явный мотив, но имеются проявления жестокости к окружающим, агрессия выступает как самоцель. Удовлетворение приносит вид страданий обиженных сверстников, а не достижение нужных результатов.

Агрессия у детей дошкольного возраста

Характер человека виден практически с пеленок. Если малыш капризен настолько, что не прекращает плакать до тех пор, пока не получит желаемого, несомненно, подобное поведение можно расценивать как патологическое упрямство, которое обязательно перейдет в агрессию у детей дошкольного возраста, а впоследствии закрепится на всю оставшуюся жизнь. Воспитание в обществе, разумеется, внесет свои коррективы, но сущность личности изменить не сможет. Огромную опасность в детский период представляют психические расстройства, которые родителями воспринимаются как очередные капризы. Ребенок явно радуется от причинения боли другим людям или животным в тех случаях, когда высшая нервная система подверглась патологическим изменениям.

Иногда подобное состояние обусловлено генетически, но чаще всего, старшие члены семьи обвиняют друг друга в недостаточном внимании и неправильном воспитании своего чада. А тем временем, характеристика агрессивного ребенка ухудшается с каждым днем. Вполне возможно, а чаще всего так и бывает, причина жестокости кроется в патологии нервной системы, которая подлежит коррекции у психиатра или невропатолога.

Агрессивный ребенок в детском саду

Большая проблема – это наличие в детском коллективе жестокого сверстника. Бывают такие ситуации, при которых подобный ребенок способен дезорганизовать работу воспитателя и сорвать любое мероприятие. Родители обиженных детишек предъявляют жалобы руководству детского сада и требуют изолировать «испорченных» от послушных детей.

Но главная проблема часто остается на уровне семьи. Мамы, папы, бабушки и дедушки не отмечают признаков злобы у дитя, тогда как он самый агрессивный ребенок в детском саду при неродных людях. Такая ситуация часто развивается при жестком воспитании, когда малыш боится близких людей, а при посторонних выплескивает негативные эмоции. В последнее время таких детей становится все больше и больше. С ними работает штатный психолог, используя воспитательные методики по снижению агрессии.

Занятия с агрессивными детьми

Ребенок должен учиться преодолевать вспышки гнева. Чтобы помочь ему в этом нелегком деле, психологами разработана пошаговая инструкция, которой с одинаковым успехом пользуются воспитатели детских садов и родители.

  • Первый шаг. Развитие гуманных чувств. Воспитание у агрессивного ребенка сочувствия к другим: сверстникам, взрослым, представителям животного мира. Признание собственного поведения неправильным;
  • Второй шаг. Переключение внимания на чувства окружающих людей. Насколько им сейчас плохо, побуждение желания пожалеть обиженных;
  • Третий шаг. Разъяснение сути конфликта и указание способов выхода из него без вспышек гнева. Обучение контролю над собственным поведением.

Занятия с агрессивными детьми направляют негативные эмоции в приемлемую форму. Вместо драки и разрушительных действий ребенок переключается на энергичные игры, которые выводят из агрессивного состояния. Суть игровых упражнений сводится к обращению агрессии в шутливую форму в дружественной обстановке. Независимо от продолжительности, каждая игра должна заканчиваться полным примирением сторон. Во время проведения своеобразных разгрузочных тренингов важно обращать внимание на агрессивного ребенка, так как его нервная система «застревает» на отрицательной эмоции и с трудом переключается на положительную .

Проблема должна решаться в ближайшее время, чтобы не допустить закрепления патологического стереотипа. Если же, несмотря на все усилия взрослых, поведение ребенка не меняется, следует обратиться за медицинской помощью.

Другие статьи

Психологическая характеристика агрессивного ребенка - Студопедия

Психологическая характеристика агрессивного ребенка

Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям

Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998).

Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях.

Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения:

Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы

«Фактор семьи» / выделяется как основной/

Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка:

  • негативизм матери;
  • терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;
  • эмоциональное отвержение ребенка родителями
  • гиперсоциализированное воспитание
  • авторитарное воспитание.
  • влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
  • влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.

Психологическая характеристика агрессивного ребенка

В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:

Типы детей, формы проявления агрессии

Личностные особенности детей

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

см. по: Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология. // В кн: Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании – Разд. 3, Гл.3.- М. Сфера, 2000, с. 276-277

Психологические особенности агрессивных детей в зависимости от вариантов агрессивности:

Цели и мотивы агрессии

Особенности агрессивных проявлений

Психологические характеристики детей

«Варианты» детской агрессивности

«Агрессия как средство привлечения внимания, самоутверждения и самовыражения»; Ребенок не реализует себя в основных видах детской деятельности (ролевая игра, общение, познавательная деятель-ность), поэтому прибегает к агрес-сивному поведе-нию.

Агрессивные эмоции ярко выражены; Агрессивные акты ситуативны, агрессия носит непродолжитель-ный и импульсивный характер; Используется преимущественно физическая агрессия

Невысокий социальный статус в группе сверстников; Низкий уровень общего и социального интеллекта; Неразвитость произ-вольности; 1. Низкий уровень раз-вития игровой деятельности.

«Агрессия как норма поведения, средство достижения конкретной цели» Агрессия является нормой поведения ребенка и его отношений со сверстниками

Не замечает своей агрессивности; воспринимает агрессию как привычный способ поведения. Преимущественно используется прямая физическая агрессия

Высокий социальный статус в группе сверстников; Высокий уровень общего и социального интеллекта; Развитая произволь-ность; Высокий уровень развития ролевой игры; организатор-ских способностей.

Нанесение вреда другому как самоцель. Самые нейтральные ситуации (в общении, деятельности) рассматривает как угрозу и посяга-тельство на свои права.

Испытывает удоволь-ствие от агрессивных действий. Использует прямую физическую, вербаль-ную агрессию. Агрессию направляет на слабых сверстников.

Низкий социальный статус в группе; Средние показатели интеллекта; Произвольность соответствует возрастным нормам; Средний уровень развития игровой деятельности; игры часто носят агрессивный характер.

Таблица составлена по материалам: Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25

2. Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:

Особенности поведения ребенка

Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Анкета «Признаки агрессивности» (может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)

Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.

Особенности поведения исследуемого ребенка

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

Диагностическая работа психолога:

1. Методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);

- характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Отражение в рисунке

Работа психолога с агрессивными детьми в детском саду

Работа психолога с агрессивными детьми в детском саду

Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т.П. Хризман

В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие "агрессия" происходит от латинского слова "agressio" - нападение, приступ. В психологическом словаре "агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень эмоционально-волевой сферы; негативное отношение педагога к ребенку; несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.

Анализ основных причин, ведущих к становлению агрессивного поведения ребенка, позволяет с большой уверенностью предполагать, что решающее значение здесь играет семейная среда и воспитание. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, чаще это защитные реакции. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому возникла необходимость в разработке курса коррекционных занятий, способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.

Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:
  • Развитие умения понимать состояния другого человека;
  • Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • Обучение способам снятия напряжения;
  • Развитие навыков общения;
  • Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Первым шагом в работе с данной категорией детей стало выяснение возможных причин агрессивного поведения. Для сбора наиболее полной информации о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах использовались следующие диагностические методы: 1. Анкета для воспитателей (Лаврентьев Г.П. Титаренко Т.М. 1992); 2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля; 3. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях; 4. Тест "Руки" (Hand-Test) Э.Вагнера; 5. Анкета "Признаки агрессивности"; 6. Тест "Несуществующее животное". Данные диагностические методики с большей вероятностью позволяют разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.

Методические рекомендации к проведению занятий.

Подгрупповые занятия для детей 5-7 лет. Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек. Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут. В состав коррекционной группы кроме агрессивных детей могут входить и неагрессивные. Общаясь со сверстниками, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а, видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети начнут понимать, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

Структура занятий.Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Я предлагаю несколько вариантов начала коррекционного занятия, но можно использовать и другие.

Волшебный клубочек. Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит "волшебное вежливое слово" и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

Доброе животное. Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: "Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе!" Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. "Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Дружба начинается с улыбки. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то "вкусное", "сладкое", "цветочное". Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия - это совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, психогимнастика, дискуссии, имитационные игры, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали).

Окончание занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Примерные варианты таких ритуалов:

Круг друзей. Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Эстафета дружбы. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: "Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!"

Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло!

Принципы психолого-педагогического сопровождения:
  • обеспечение психологического комфорта;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
  • предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
  • соблюдать равенство и сотрудничество с детьми (взрослый - образец творческого поведения);
  • не фиксировать внимание на неудачах (сохранение положительного представления ребенка о себе);
  • использовать разные формы вербальной и невербальной поддержки (поощрение словом, улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове).

Важным условием повышения эффективности коррекционно - развивающей работы является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей - родителей - специалистов ДОУ. Это предполагает консультативно - педагогическую помощь родителям агрессивных детей, а также рекомендации воспитателям по планированию работы с данной категорией детей в группе.

Тематику занятий можно расширять и дополнять с учетом проблем конкретных детей. (Приложение 1)

Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них - позитивные, два - негативные и один - нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения - нейтральный способ контроля - предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Нужно быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребенка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя. Вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Список литературы:
  1. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М. Айрис-пресс, 2004. -160с.
  2. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М. Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.-176с.
  3. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб. Речь, 2002.-160с.
  4. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. Генезис, 2000. -192с.
  5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М. Академия, 1999.-456с.
  6. Осипова А.А. Общая Психокоррекция. - М. ТЦ "Сфера", 2002.-512с.
  7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М. АРКТИ, 2003. - 80 с.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И. - М. Просвещение,1995.-165с.
  9. Широкова Г.А. Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 320с.

Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада - Дипломная работа, страница 6

Если традиционная педагогика ориентируется на наказание и строгость, то в педагогике, основанной на любви, хотя и более завуалировано, прослеживается стремление взрослого посредством определенной организации своих воздействий предупредить нежелательные проявления, которые неизбежны в поведении ребенка. Вместе с тем демократический стиль воспитания - это не вседозволенность. В исследовании Р. Сирса, Е. Маккоби, К. Левина показано, что наиболее снисходительные злоупотребляющие вседозволенностью, а также наиболее требовательные, авторитарные родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Эти данные выглядели парадоксальными, так как ранее считалось, что снисходительность способствует уменьшению тревоги и чувства вины, а также уменьшению агрессии, а при суровом наказании агрессивность детей обусловлена, с одной стороны, появлением враждебности и, соответственно, усилением агрессивности в ответ на суровое наказание, а с другой - ярко представленным примером агрессивного поведения родителей.

Многие психологи, приходят к мысли о том, что наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий как позитивное отношение наказывающего к наказываемому, принятие наказуемым норм наказывающего, использование очень умеренных доз наказания, понятность, признание справедливости наказания наказываемым и некоторые другие. Эффективность наказания, как способа преодоления агрессивного поведения, кроме того зависит от места агрессии в иерархии поведенческих реакций, интенсивности, времени наказания .

Авторитарный стиль воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает использование строгих наказаний. Проблеме наказания посвящено большое количество работ зарубежных исследований. В отечественной литературе преобладают ссылки на данные зарубежных авторов, отечественные разработки в этой области крайне разрознены. Можно считать установленным, что влияние строгих наказаний на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и опосредовано рядом факторов. Например в лонгитюдном исследовании Л.Эрона было обнаружено, что применяемое наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации оно, напротив, стойко ассоциируется с агрессией. Исследователи констатируют, что мальчиков родители (особенно отец) чаще подвергают физическим наказаниям, причем больше наказывают за агрессию по отношению к взрослым, чем к сверстникам, а сильные наказания воспитывают и большее сопротивление.

Многие психологи выражают единодушие в оценке последствий физических наказаний для развития агрессивности у ребенка или терпимости к агрессии других. Так Р.С. Немов [17] полагает, что агрессивные родители, которые не терпят проявлений агрессии у себя дома, за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей и этим провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении обычно являются родители. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, конечном счете сам становится агрессивным.

Представители бихевиоризма: А. Бандура, Дж. Уолтерс (1960), Н.Маршалл (1961) также отмечают, что склонность родителей к применению физических наказаний, их враждебность и ограничения по отношению к детям - все это вызывает агрессию у ребенка, которая действует часто с разрушительной эффективностью. Таким образом, агрессивные импульсы могут быть перемещены по отношению к сверстникам, как результат дискриминативного научения.

В других исследованиях А. Бандура (1960), А. Бандура, Дж. Уолтерс (1959) выяснялась связь междуродительским наказанием и агрессией у детей. Было также обнаружено, что агрессивные мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям, но были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома. В настоящее время подавляющее большинство исследователей признают, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) скорее выступает как модель агрессивного поведения, к тому же в большинстве случаев неосуждаемого окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформации и стимулирует поиск приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий, а также способствует формированию агрессивности как устойчивой черты личности, заставляя наказываемого ребенка раз за разом переживать состояние озлобленности, обиды, мстительности, враждебности к окружающим.

Но не только авторитаризм в семье, но и авторитарность воспитателей группы детского сада, которую посещает ребенок, могут сказаться негативно на характеристике межличностных отношений членов группы и на эмоциональном самочувствии детей в ней. В исследовании Л.Н. Башлаковой изучалось влияние общения воспитателя с дошкольниками (его содержания, форм и способов) на их взаимоотношения. Было проанализировано 9000 обращений (требований и оценок) педагогов к дошкольникам старших и подготовительных групп детского сада. Содержание обращений воспитателя - “авторитара” к детям обнаружило преобладание организационно-деловых, “дисциплинарных” над организационно-воспитательными. У воспитателей авторитаров преобладают жесткие, императивные формы требований (приказ, распоряжение, без каких-либо обоснований). Как правило, у них повышенный тон в общении с детьми, часты угрозы наказания, отрицательная оценка преобладает над положительной, общение не индивидуализированно. У этих воспитателей ярко выделяются “любимчики”, которых они только и хвалят и “нелюбимчики”, которые больше всего получают отрицательных оценок.

Данные, Л.Н. Башлаковой также показали, что уровень межличностных отношений в группах педагогов-авторитаров был ниже, чем в группах воспитателей, у которых преобладал демократический стиль обращения с детьми, у них было больше конфликтов и большее число агрессивных детей.

Телевидение и агрессия

Помимо неблагоприятных условий воспитания в семье и детском саду, свой • вклад в развитие агрессивности дошкольников вносит и более широкое социальное окружение, в частности телевидение. В последние десятилетия общественность начала проявлять беспокойство по поводу насилия и агрессии, обрушившихся на детей с экранов телевизоров и т.д.

С 50-х годов, когда телевидение прочно вошло в быт, оно оказывает мощное воздействие на процесс социализации миллионов детей и заражаясь агрессивностью телегероев, они в меру своих возможностей повторяют то, что видят на экране. Специалисты по воспитанию детей, работники медицинских учреждений, правоохранительных органов описывают многочисленные трагические случаи, связанные с подражанием детей, после просмотра фильма телегерою.

Очень резко против пропаганды насилия на телеэкране, выступает отечественный автор В.Дружинин. Он пишет о том, что фильмы-боевики нанесли сокрушающий удар по детям, и особенно по подросткам, у которых гормональная перестройка, накопление внутренней энергии влияет на психику, делает ее крайне восприимчивой и что, впитывая экранный мордобой, ребенок проникается сознанием, что все проблемы в жизни можно решать ударом кулака, топтанием поверженного.

Многие исследователи полагают, что именно, благодаря телевидению, нынешнее поколение молодых людей имеют неограниченные возможности для научения насильственным образцам поведения, причем осуществляется это совершенно безболезненно, не выходя из стен собственного дома. Более того, телевидение, по мнению А.Бандуры, не только обучает агрессивному поведению, но и нарушает сдерживающие агрессию механизмы, превращая насилие в привычный образ человеческих действий. Можно вполне согласиться с такой оценкой телевизионного воздействия на личность в условиях современного общества, ибо физическая агрессия и насилие часто изображаются на телевидении в качестве наиболее предпочтительных средств для решения тех или иных межличностных проблем и конфликтов. Тем самым людей приучают к мысли о дозволенности, нормативности таких видов поведения.

Эта проблема сейчас чрезвычайно актуальна и для нашей страны. Уровень жестокости в постсоветском обществе сегодня необычайно высок. Особенно в семье. И то, что на наших экранах главенствует мордобой, стрельба и сплошное беззаконие, создает для общества проблему, решить которую оно сможет далеко не сразу и с большими потерями, особенно травмирующее влияние оказывают эти фильмы на неокрепшую психику самих молодых зрителей.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В моей работе были изучены особенности агрессивных проявлений и их причины у детей шестого и седьмого года жизни.

В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось в трех старших группах детского сада.

3.1 Классификация видов и средств агрессивного поведения

Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое рациональное зерно, важные положения о природе и механизмах агрессии, с которыми нельзя ни считаться. Поэтому агрессивными действиями ребенка в моей работе называются все действия, наносящие другому какой-либо ущерб: моральный или физический.

Есть смысл, как я полагаю, при изучении агрессии дошкольников делить ее на инициативную и реактивную, аффективную и неаффективную, осознанную, неосознанную, прямую-косвенную, целенаправленную-нецеленаправленную, враждебную-инструментальную. В исследовании была использована модель видов детской агрессии, разработанная А.Т.Репиной.

Автор, исходя из трехкомпанентности этого сложного психологического феномена выделяет в агрессии эмоциональную сторону, когнитивную и волевую (поведенческую) и, основываясь на этих компонентах выводит основные виды агрессии (см. схему, рис.1).

Модель классификации видов агрессий в зависимости от трех ее компонентов (по Т.А.Репиной).

Из агрессивных средств, применяемых в детской агрессии, я выделила: 1) физическое насилие, 2) вербальные средства, 3) мимические и пантомимические (когда используются угрожающие и оскорбляющие жесты, позы), а также 4) деструктивные действия - направленные на объекты, представляющие ценность для “жертвы”.

Общей методологической основой исследования являются учение о социальной сущности личности, положение отечественной психологии о ведущей роли деятельности в ее формировании, а также принципы подхода к изучению личности как целостной структуры с учетом всей социальной ситуации ее развития системы межличностных отношений (Л.С.Выгодский, А.В.Петровский и др.).

Для изучения психологических особенностей агрессивных проявлений дошкольников, их мотивировок и причин использовались следующие методы:

метод целенаправленного наблюдения за конфликтными отношениями детей в свободном общении с последующими беседами с ребенком - “агрессором” и его “жертвой”, в ходе которых они должны были дать мотивировки своим и чужим агрессивным поступкам, а также в условиях констатирующего эксперимента;

опрос родителей и, опрос детей, и воспитателей с помощью которых изучалась ситуация социального развития наиболее агрессивных испытуемых в семье и группе детского сада;

социально-психологическая методика - вариант для дошкольников социометрического эксперимента - игры “Секрет” в двух вариантах: с положительным и отрицательным критерием.

Экспериментальная игра “Секрет” дает информацию о социометрическом статусе интересующего нас ребенка о мотивировках, которые дают дети группы своим положительным и отрицательным выборам в его адрес, что помогает понять возможные причины того или иного положения в группе.

Использовался также интегративный комплекс преобразующих методов. В этот комплекс входили чтение и обсуждение специально подобранных произведений художественной литературы с целью обесценивания агрессии и развития у детей эмпатических переживаний. С этой же целью детей привлекали к своеобразному групповому тренингу, к участию их в театрализованных играх. Дошкольников также обучали через решение конфликтных проблемных ситуаций способам мирного разрешения конфликтов. Кроме того, для снятия напряжения и возбуждения, что нередко является предпосылкой агрессии, применялись специальные упражнения на расслабление.

Наряду с “коллективными методами” коррекции агрессии для отдельных детей, в зависимости от главных причин их агрессивного поведения, составлялись индивидуальные программы, которые способствовали установлению отсутствующего эмоционального благополучия либо в семье, через родителей, либо в группе детского сада через воспитателей с помощью родителей.

Важное значение я придала гуманизации процесса воспитания, в частности смягчению воспитательных мер как родителей, так и воспитателей.