Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция банка россии 141-и img-1

инструкция банка россии 141-и

Рейтинг: 4.7/5.0 (1821 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Результаты реформирования системы оплаты труда в банках в соответствии с Инструкцией Банка России от N 154-И

Результаты реформирования системы оплаты труда в банках в соответствии с Инструкцией Банка России от 17.06.2014 N 154-И. Ответы на вопросы. Работа над ошибками

1.Основные результаты реформирования системы оплаты труда в банках в соответствии с инструкцией №154-И Банка России «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации ….»:

· Обзор наиболее типичных вопросов и ответы на них по направлениям

· классификации работников на категории «принимающие риски», «риски и контроль»,

· по вопросам разработки порядков м методик формирования фиксированной и нефиксированной части оплаты труда в зависимости от категории работника,

· по методикам и процедурам отложенных выплат в зависимости от уровня принятого риска;

· участие совета директоров и комитета по вознаграждениям в составе совета директоров в организации системы оплаты труда в соответствии с международными стандартами и требованиями Банка России.

2.Практические рекомендации по применению.

1. По количественным и качественным показателям, используемым для определения:

· общей суммы нефиксированной части оплаты труда по банку в целом (абзац 2 п.2.3 154-И);

· суммы нефиксированной части оплаты труда для подразделений, несущих риски (абзац 2 п.2.4 154-И);

2. По интеграция СОТ с ВПОДК в банке (Указание 3624-У).

3. По интеграция СОТ с бюджетным процессом в банке, реинжиниринг процессов планирования и бюджетирования для целей соблюдения принципов СОТ.

4. По вопросам отсроченных выплат (формирования, условий досрочных выплат, условий выплат, бухгалтерского учета),

5. По содержанию и составу внутренних документов в части СОТ.

3. Ответы на вопросы банков

Слушатели обеспечиваются подробным раздаточным материалом

Другие статьи

Банк России опубликовал проект новой Инструкции №1 - О порядке регулирования деятельности банков, и указание - Об оценке рисков кредитных организаций

Банк России опубликовал проект новой Инструкции №1 "О порядке регулирования деятельности банков", и указание "Об оценке рисков кредитных организаций".

Информация по проектам новой редакции Инструкции Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" и Указания Банка России "Об оценке рисков кредитных организаций по отдельным видам сделок с финансовыми активами"

Банк России в рамках работы по совершенствованию системы банковского регулирования и надзора, а также в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" о регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативных актов Банка России подготовил проекты новой редакции Инструкции Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" (далее по тексту – Проект Инструкции) и Указания Банка России "Об оценке рисков кредитных организаций по отдельным видам сделок с финансовыми активами" (далее по тексту – Проект Указания).

Разработка указанных проектов направлена на переход от формальных оценок состояния кредитных организаций (так называемая комплаенс-ориентация) к содержательному анализу процессов, протекающих в банке, то есть дальнейшему внедрению элементов риск-фокусированного направления банковского надзора. Кроме того, при их подготовке были учтены опыт подразделений надзорного блока по осуществлению дистанционного надзора за кредитными организациями, а также практика взаимодействия Банка России с территориальными учреждениями.

Проект Инструкции содержит ряд изменений, отличающих его от действующей в настоящее время Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков", а именно:

1. Не содержит обязательных нормативов: максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика (Н8), максимальный размер кредитного риска на одного акционера (вкладчика) (Н9), максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (Н11), максимального размера обязательств банка перед банками –нерезидентами и финансовыми организациями нерезидентами (Н11.1) и норматива ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14), которые не предусмотрены Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

2. Для активов, отнесенных к IV группе риска, предложен коэффициент риска 50% (в действующей редакции Инструкции - 70%).

3. В IV группу риска классифицируются: кредиты и депозиты (в том числе в драгоценных металлах) и иные средства, размещенные в банках-резидентах Российской Федерации, сроком размещения до 30 дней; кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено гарантийным депозитом, размещенным контрагентом - юридическим лицом в банке-кредиторе, залогом собственных векселей банка-кредитора.

4. Территориальным учреждениям предоставляется право при соответствующих обстоятельствах устанавливать контрольные значения обязательных нормативов (данное положение включено в проект Инструкции в развитие положений Указания Банка России от 31.10.1997 № 10-У).

5. Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности снижается до 50% (в действующей редакции Инструкции минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности установлено в размере 70%).

6. Предусматриваются изменения в порядок расчета нормативов ликвидности:

6.1. Перечень размещенных до востребования средств, включаемых в расчет показателя "Высоколиквидные активы" (Лам) (норматив мгновенной ликвидности Н2), ограничен депозитами до востребования, размещенными в банках стран из числа "группы развитых стран", со сроком нахождения на балансе до 10 дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее, чем на следующий день после дня востребования, депозитами и иными размещенными средствами в Банке России до востребования и на один день;

6.2. Перечень размещенных до востребования средств, включаемых в расчет показателя "Ликвидные активы" (Лат) (норматив текущей ликвидности Н3), ограничен депозитами до востребования, размещенными в банках стран, не входящих в "группу развитых стран", сроком нахождения на балансе до 10 дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее, чем на следующий день после дня востребования;

6.3. Суммы активов и обязательств корректируются на суммы встречных требований и обязательств банка в отношении тех же контрагентов, сроком исполнения в течение ближайших 30 дней, по счетам НОСТРО и межбанковским кредитам и депозитам (в части требований и обязательств, по которым срок наступления обязательства равен или больше срока предъявления требования).

7. Вводится требование о соблюдении банками обязательных нормативов на ежедневной основе (при сохранении ежемесячного порядка предоставления отчетности об их соблюдении).

8. Конкретизируется режим взаимодействия банков с осуществляющими за ними надзор территориальными учреждениями Банка России по вопросу соблюдения обязательных нормативов.

9. Уточняются отдельные термины, используемые для целей проекта Инструкции (в частности: синдицированные ссуды, связанные заемщики, инсайдеры, связанные с кредитной организацией лица).

Проект Указания разработан в развитие положений Указания оперативного характера Банка России от 27.12.2002 № 181-Т "Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск" (далее по тексту – Рекомендации) и предусматривает включение в расчет важнейших пруденциальных показателей деятельности кредитных организаций (достаточность капитала, ликвидность, концентрация рисков, требования по формированию резервов, определение величины собственных средств) рисков, связанных с отчуждением/приобретением финансовых активов с одновременным принятием кредитной организацией обязательства по их обратному отчуждению/приобретению, а также рисков, связанных с отчуждением/приобретением финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту (приобретателю/продавцу) права отсрочки поставки финансовых активов.

Проект предусматривает уточнение определения видов финансовых активов кредитных организаций, на которые должно распространяться действие Указания.

В Проекте уточняется также (по сравнению с Рекомендациями) порядок включения сделок, связанных с приобретением/отчуждением финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению/приобретению, в расчет нормативов ликвидности, согласно которому указанные сделки по экономическому содержанию расцениваются как ссуды и/или дебиторская задолженность организации под залог финансовых активов.

Новости сайта

Организация получила беспроцентный валютный заем от иностранного юридического лица в сумме 100 000 долл

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007 Публикации из бухгалтерских изданий 2006 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006 Публикации из бухгалтерских изданий Вопросы бухгалтеров - Ответы специалистов Организация получила беспроцентный валютный заем от иностранного юридического лица в сумме 100 000 долл. США сроком на 3 года. Как отражаются операции по получению займа в бухгалтерском и налоговом учете организации при условии, что по данной операции установлено требование о резервировании денежных средств в размере 20% получаемой суммы займа сроком на один год, а также требование об использовании специального счета. ( 2004)

Организация получила беспроцентный валютный заем от иностранного юридического лица в сумме 100 000 долл. США сроком на три года.

Как отражаются операции по получению займа в бухгалтерском и налоговом учете организации при условии, что по данной операции Центральным банком РФ установлено требование о резервировании денежных средств в размере 20% получаемой суммы займа сроком на один год, а также требование об использовании специального счета?

Курс доллара США, установленный ЦБ РФ, на дату осуществления резервирования и получения займа составляет 29,0218 руб/долл. США.

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст.ст.140, 141 и 317 Гражданского кодекса РФ (ст.807 ГК РФ).

Условие о беспроцентном характере займа должно быть оговорено договором (п.1 ст.809 ГК РФ). При этом, если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно (п.2 ст.810 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации заимодавцем является иностранное юридическое лицо. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, но при этом следует учитывать, что валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, в том числе получение кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, регулируются Центральным банком Российской Федерации, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и требование о резервировании (ст.6, ч.1 ст.8 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") .

При расчетах и переводах при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов ЦБ РФ может быть установлено требование об использовании специального счета резидентом и требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года (п.2 ч.2, п.1 ч.6 ст.8 Федерального закона N 173-ФЗ).

В этом случае сумма резервирования вносится резидентом не позднее дня совершения валютной операции. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой исполнено требование о резервировании (ч.6, 7 ст.16 Федерального закона N 173-ФЗ).

Резиденты вносят сумму резервирования в размере и на срок, которые определены органом валютного регулирования, на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации. Расчет суммы резервирования осуществляется организацией, вносящей сумму резервирования, самостоятельно на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день внесения суммы резервирования (ч.3 ст.16 Федерального закона N 173-ФЗ; п.1.4 Инструкции ЦБ РФ от 01.06.2004 N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций").

На суммы резервирования проценты не начисляются. Указанные суммы подлежат возврату резиденту в день истечения срока резервирования (ч.8, 11 ст.16 Федерального закона N 173-ФЗ) .

На основании изложенного считаем, что внесение суммы резервирования может отражаться по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Под специальным счетом в целях валютного регулирования и контроля понимается банковский счет в уполномоченном банке, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ. В случае установления требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (требования об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (п.10 ч.1 ст.1 Федерального закона N 173-ФЗ).

В настоящее время Инструкцией ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" установлено обязательное использование специальных банковских счетов "Р1" резидентами для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента на срок до трех лет включительно (п.1.2, пп.2.1.2 п.2.1, п.2.3 Инструкции N 116-И).

Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет (п.2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации").

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением денежных средств, перечисленных в пп.2.2.1 - 2.2.3 п.2.2 Инструкции N 111-И и зачисляемых на текущий валютный счет (п.2.2 Инструкции N 111-И).

В рассматриваемой ситуации не позднее семи рабочих дней с момента поступления суммы займа, не подлежащей обязательной продаже, на транзитный валютный счет организации иностранная валюта с указанного счета списывается на основании распоряжения о перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после осуществления обязательной продажи (включая поступления в иностранной валюте, не являющиеся объектом обязательной продажи), на специальный банковский счет в иностранной валюте "Р1", открытый в этом уполномоченном банке. Одновременно с распоряжением в целях контроля за обязательной продажей части валютной выручки резидент представляет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций (пп.2.3.5 п.2.3, п.п.3.3, 3.4 Инструкции N 111-И; ч.2, 3 ст.21 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, полученная сумма долгосрочного (на срок более 12 месяцев) займа отражается организацией по кредиту счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и дебету счета 52 "Валютные счета", субсчет, например, 52-1 "Транзитный валютный счет".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами на текущих, особых и иных специальных счетах, предназначен счет 55 "Специальные счета в банках".

При перечислении заемных средств с транзитного валютного счета на специальный банковский счет "Р1" производится запись по дебету счета 55 и кредиту счета 52, субсчет 52-1. В данной схеме исходим из условия, что указанное перечисление произведено в день поступления заемных средств.

В рассматриваемой ситуации заем получен в иностранной валюте. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей (п.24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). В связи с этим у организации возникает необходимость пересчета полученной суммы займа в рубли. Порядок пересчета стоимости выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в рубли регламентирован Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н.

Пересчет стоимости средств в расчетах (в том числе по заемным обязательствам) и средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на дату составления бухгалтерской отчетности (п.7 ПБУ 3/2000). В рассматриваемой ситуации указанный пересчет производится на дату зачисления денежных средств (валюты) на транзитный валютный счет организации (п.3 ПБУ 3/2000, Приложение к ПБУ 3/2000).

К валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях (в том числе получение резидентом иностранной валюты в качестве заемных средств) (пп."б" п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования осуществляется в случаях, установленных ч.12 ст.16 Федерального закона N 173-ФЗ). Для составления бухгалтерской отчетности пересчет стоимости перечисленных в п.7 ПБУ 3/2000 активов и обязательств в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату (п.8 ПБУ 3/2000). Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). В дальнейшем сумма полученного займа, учтенная на счете 67, подлежит регулярному пересчету по состоянию на отчетные даты вплоть до погашения займа на основании п.п.4 - 7 ПБУ 3/2000. И.В.Шувалова Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 01.07.2004 ————

Инструкция от N 135-И О порядке принятия Банком

Инструкция от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"

Настоящая Инструкция в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731), Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"), Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 31, ст. 3437; N 52, ст. 5497; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 20; N 29, ст. 3642; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6428) (далее - Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"), Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913; N 15, ст. 1343; N 49, ст. 4852; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 1, ст. 5, ст. 19; N 2, ст. 172; N 31, ст. 3437, ст. 3445, ст. 3454; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4016; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; 2009, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2279; N 23, ст. 2770; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6428) (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах"), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6428) (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 марта 2010 года N 6) устанавливает порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Порядок выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств по решению учредителей (участников) или третьего лица (третьих лиц), устанавливается Положением Банка России от 11 августа 2005 года N 275-П "О порядке выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств учредителями (участниками) или третьим лицом (третьими лицами)", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2005 года N 6974, 23 июля 2009 года N 14379 ("Вестник Банка России" от 22 сентября 2005 года N 50, от 5 августа 2009 года N 46).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

Инструкция ЦБ рф №154-И и требования ТК РФ: пути решения дилеммы

Инструкция ЦБ рф №154-И и требования ТК РФ: пути решения дилеммы

1 января 2015 года вступила в силу Инструкция Банка России от 17.06.2014 №154-И «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда» (далее — Инструкция). Первые проверки соблюдения требований Инструкции начнутся с 1 октября 2015 года. Однако соблюдение требований Инструкции не должно идти в разрез с требованиями трудового законодательства, поскольку риски несоблюдения последнего могут быть еще более серьезными. В статье будут рассмотрены вопросы соотношения требований Инструкции и ТК РФ: как соблюсти требования Инструкции, не нарушив при этом требования трудового законодательства?

Некоторые основные положения Инструкции

В начале статьи хотелось бы кратко остановиться на основных моментах, которые регулирует Инструкция.

• Основной целью оценки системы оплаты труда банка, которую регулирует Инструкция, является обеспечение соответствия системы оплаты труда характеру и масштабу совершаемых банком операций, результатам его деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков (п. 1.1 Инструкции).

• Основные полномочия и обязанности по соблюдению требований Инструкции возложены на совет директоров и подразделения внутреннего контроля и управления рисками (см. диаграмму 1).

• Основными категориями работников, на оплату труда которых распространяются требования Инструкции, являются (1) члены исполнительных органов и иные работники, принимающие риски, и (2) работники подразделений внутреннего контроля и управления рисками (таблица 1). При этом в целях применения Инструкции один работник не может одновременно относиться к категории работников, принимающих риски, и работников, управляющих рисками, — работник относится к той категории, функции которой преобладают в выполняемых им должностных обязанностях.

Особенности предоставления займа Российской компанией в пользу иностранной компании

Особенности предоставления займа Российской компанией в пользу иностранной компании

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории РФ с соблюдением ст. ст. 140, 141 и 317 ГК РФ .

Обратите внимание: договор займа - это реальный договор. Он считается заключенным не в момент его подписания, а лишь с момента передачи денег или других вещей. По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ ). Следовательно, если передача денег по договору займа осуществляется по безналичному расчету. договор заключается в момент поступления денежных средств на счет заемщика.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение от заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, оговоренных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части (п. 1 ст. 809 ГК РФ ).

Если отсутствует другое соглашение, то проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (п. п. 2, 3 ст. 809 ГК РФ ).

Обратите внимание: к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п. 1 ст. 1211 ГК РФ ). Согласно договору займа право, подлежащее применению, определяется по местонахождению заимодавца (пп. 8 п. 3 ст. 1211 ГК РФ ).

В случаях предоставления займа в иностранной валюте необходимо учитывать ряд требований, установленных валютным законодательством. Согласно ст. 8 Федерального закона N 173-ФЗ валютные операции, связанные с расчетами и переводами при предоставлении займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, а также с расчетами и переводами при получении займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, подлежат отражению на специальных счетах. Кроме того, по данным операциям предусмотрено резервирование. Право по установлению порядка открытия специального счета и создания резерва предоставлено Центральному банку РФ, который реализовал указанное право в Инструкции N 116-И и Указании N 1465-У

братите внимание: расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов (п. 2.3 Инструкции N 116-И).

К сведению: при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору необходимо оформить паспорт сделки (п. 3.1.2 Инструкции N 117-И).

Еще одним нюансом договоров займа в иностранной валюте является требование об обязательной продаже валютной выручки. На операции по договору займа оно не может быть распространено, так как согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона N 173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), которая включает поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. На основании изложенного отметим, что при поступлении от заемщика денежных средств говорить о сделках, предусматривающих передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, по вышеприведенному закрытому перечню не приходится. При передаче по договору займа вещей, отличных от денег, отсутствует объект продажи - выручка резидента.

Для справки: требование об использовании специального счета, обязательном резервировании и обязательной продаже валютной выручки действует до 01.01.2007 (п. 3 ст. 26 Федерального закона N 173-ФЗ).

Не пройдет это у вас.

Пунктом 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) установлено, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учитывая изложенное, полагаем, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

В связи с этим считаем, что любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3 Кодекса при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

Таким образом, если при осуществлении налогового контроля федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов будет установлено, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица соответствуют определению предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации) и условия данных сделок не отличаются от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то основания для корректировки налоговых обязательств такого налогоплательщика отсутствуют.

Кроме того, принимая во внимание положения пункта 9 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 Кодекса, отсутствие дохода у лица, выдавшего беспроцентный заем или поручительство, не является препятствием для осуществления налогового контроля.

Учитывая изложенное, сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица в случаях, предусмотренных Кодексом, могут признаваться контролируемыми

Реферат: Понятие и место валютного права России

Реферат: Понятие и место валютного права России

Название: Понятие и место валютного права России
Раздел: Рефераты по юридическим наукам
Тип: реферат Добавлен 02:13:37 13 февраля 2004 Похожие работы
Просмотров: 526 Комментариев: 2 Оценило: 1 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно Скачать

До настоящего времени теорией валютного права в России никто не занимался. Первая и последняя работа, затронувшая данную тему, появилась в 2000 году, подготовленная тремя авторами Б.Ю Дорофеевым, Н.Н. Земцовым и В.А. Пушиным [35] .

Они считают, что правовым фундаментом валютного права являются цивилистические и гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении обязанностей и мер ответственности [36]. Мне думается, что правовой основой валютного права России должен быть Гражданский кодекс РФ и принятый в соответствии с ним закон о валютном регулировании и валютном контроле, определяющий виды имущества, признаваемого валютными ценностями, а также порядок и условия совершения сделок с ними.

Источниками валютного права России они считают международный опыт и практику валютного регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.

Что касается международного опыта и практики валютного регулирования и валютного контроля то их ещё можно посчитать идеологическими источниками валютного права России. Однако, выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты и экономических интересов резидентов РФ источником права быть не может. В настоящее время источниками валютного права России являются Гражданский кодекс РФ, в частности стт. 141 и 317, закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года, и Договор о МВФ [37]. в части обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

По утверждению авторов "валютное право является самостоятельной отраслью права, представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения.

Объектами валютного права выступают:

юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (например, нормы о порядке оформления и учёта валютно-обменных операций);

процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения ответственности за валютные правонарушения).

Субъекты валютного права:

физические лица, юридические лица;

органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля;

уполномоченные банки, клиенты уполномоченных банков.

Метод регулирования – в основном императивный (властно-централизованный, не допускающий отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере" [38] .

Считаем возможным определить валютное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, с сфере гражданского оборота валютных ценностей в Российской Федерации. К валютному праву РФ можно отнести нормы, определяющие валютные ценности как объект гражданских прав, порядок совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций), нормы гражданского права о праве собственности и способах его защиты, нормы обязательственного права, нормы о недействительности сделок, нормы о ценных бумагах и остальные нормы, регулирующие гражданский оборот объектов гражданских прав. Валютное право – это структурный элемент гражданского (частного) права.

Эти же авторы относят валютное законодательство к публично-правовой сфере, так как основной государственный орган валютного регулирования – Центральный банк РФ использует императивные методы регулирования, запрещает или устанавливает разрешительный порядок заключения сделок с валютными ценностями. Но от этого данные сделки не становятся публично-правовыми договорами. В ст.71 Конституции РФ при определении компетенции Российской Федерации валютное и кредитное регулирование упоминаются в одном пункте, а гражданское законодательство в другом. Но и это не означает, что это разные сферы, так как и валютное, и кредитное регулирование осуществляются в рамках гражданского законодательства.

Высказывается точка зрения, что валютное право выросло из административного, так как основной способ изложения норм в действующим законе о валютном регулировании и валютном контроле является бланкетным и основное нормативное регулирование осуществляется подзаконными актами [39] .

Правовой вакуум, вызванный отсутствием нормального закона о валютном регулировании, и бланкетные нормы действующего закона о валютном регулировании являются недостатком законодательства. Но это не означает, что эта сфера общественных отношений должна регулироваться многочисленными, несистематизированными подзаконными актами государственного органа валютного регулирования – Центрального банка РФ, который не должен превышать свою компетенцию при регулировании этой сферы гражданского оборота, а действовать в рамках полномочий чётко определённых законом о валютном регулировании.

Необходимо чётко разделять законодательство о внешнеэкономической деятельности и валютное законодательство, и, соответственно, не отождествлять государственный контроль за внешнеэкономической деятельностью и контроль за валютными операциями, осуществляемыми на территории Российской Федерации (валютный контроль). Эти 2 вида государственного контроля призваны решать разные задачи.

Нельзя согласиться с точкой зрения, что "статьи 140-141 Гражданского кодекса РФ переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой в сферу валютного законодательства, в связи с чем применение гражданского законодательства в рассматриваемой сфере – в тех случаях, которые не урегулированы валютным законодательством иначе (согласно п.3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство к подобным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено российским законодательством)" [40] .

Статьи 140-141 ГК РФ не переводят регулирование сделок с валютными ценностями в сферу публичного права.

Н.В. Сапожников считает, что "правовое регулирование валютных операций осуществляется через установление правил их совершения, а именно последовательности определённых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.

Целью правового регулирования валютных операций является создание эффективного механизма воздействия на участников валютных операций путём определения принципов осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочий и функций органов и агентов валютного контроля, прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства. Принципы правового регулирования валютных операций:

1) возможность участников валютных отношений совершать без специального разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только валютные операции, исчерпывающе перечисленные в законодательстве;

2) возможность осуществления валютных операций только через уполномоченные банки или при их непосредственном участии;

3) жёсткий валютный контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций." [41]

Во-первых, валютное законодательство – это часть гражданского законодательства, регулирующего оборот валютных ценностей.

Во-вторых, под валютным законодательством нельзя понимать подзаконные акты органов государственной власти, включая и Центрального банка РФ, так как гражданское законодательство состоит Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п.2 ст. 3 ГК РФ). В соответствии с п.7 ст.3 ГК РФ "министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами."

В-третьих, закон о валютном регулировании и валютном контроле регулирует имущественные отношения, связанные оборотом особого объекта - валютных ценностей, лишь в рамках полномочий, делегированных Гражданским кодексом РФ, по определению видов имущества, признаваемого валютными ценностями, установлению порядка совершения сделок с ними, а также порядка и условий использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории Российской Федерации. Этот закон не может регулировать имущественные отношения, определяющие недействительность сделок с валютными ценностями, право собственности на валютные ценности и способы его защиты и так далее.

В-четвёртых, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения, возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми правоотношениями. Стороны при заключении сделок с валютными ценностями (валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью.

В-пятых, закон о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.

В-шестых, возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных банков, что ранее мной уже было доказано.

Высказывается точка зрения, что особенностью валютного законодательства является изложение основной массы норм в подзаконных актах, что обуславливает непостоянство и бессистемность правовой основы внешнеэкономической и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам [42] .

Мне представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах является не особенностью, а недостатком действующего валютного и внешнеэкономического законодательства. Действующий закон о валютном регулировании 1992 года с той ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены Конституционным судом РФ. Этот пробел в гражданском законодательстве Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими друг другу более чем трёмястами нормативными актами. Для того чтобы разобраться в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.

В дальнейшем для установления действующего порядка совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций) и его анализа постараемся систематизировать эти нормативные акты Центрального банка. Но основной проблемой валютного законодательства является отсутствие нормального закона о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливающего порядок совершения сделок с валютными ценностями, а также порядок и условия использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории РФ.

Деление валютных операций на текущие и капитальные в РФ.

Деление валютных операций на текущие и капитальные имеет принципиальное значение, так как в соответствии с ст.6 закона о валютном регулировании текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ [43] .

В ст.1 закона о валютном регулировании закреплено следующее деление: "опеpации с иностpанной валютой и ценными бумагами в иностpанной валюте подpазделяются на текущие валютные опеpации и валютные опеpации, связанные с движением капитала.

Текущие валютные опеpации:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и пpедоставление финансовых кpедитов на сpок не более 180 дней;

в) пеpеводы в Российскую Федеpацию и из Российской Федеpации пpоцентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кpедитам и пpочим опеpациям, связанным с движением капитала;

г) пеpеводы нетоpгового хаpактеpа в Российскую Федеpацию и из Российской Федеpации, включая пеpеводы сумм заpаботной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также дpугие аналогичные опеpации.

Валютные опеpации, связанные с движением капитала:

а) пpямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал пpедпpиятия с целью извлечения дохода и получения пpав на участие в упpавлении пpедпpиятием;

б) поpтфельные инвестиции, то есть пpиобpетение ценных бумаг;

в) пеpеводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) пpедоставление и получение финансовых кpедитов на сpок более 180 дней;

е) все иные валютные опеpации, не являющиеся текущими валютными опеpациями."

Это означает, что сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, подпадающие под критерии текущей валютной операции, можно совершать на территории Российской Федерации без получения разрешений и заключений о целесообразности. Остальные сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на территории Российской Федерации нужно совершать в порядке, установленном Центральным банком РФ. Но в соответствии с ч.1 ст. 141 ГК РФ этот порядок должен быть установлен законом о валютном регулировании и валютном контроле, а не подзаконными актами Центрального банка РФ. До настоящего времени новый закон о валютном регулировании и валютном контроле не принят. Кроме того, с 31.12.1998 ужесточён критерий для сделок, признаваемых текущими валютными операциями, так срок для расчётов по экспортно-импортным операциям был уменьшен с 180 до 90 дней [44] .

Имеет практическое значение классификация валютных операций, предложенная Н.В. Сапожниковым:

проводимые на территории РФ;

проводимые за пределами РФ;

связанные с перемещением валютных ценностей через границу РФ [45] .

Закон СССР о валютном регулировании 1991 года все валютные операции делил на текущие и капитальные и определял текущие валютные опеpации следующим образом:

а) опеpации, связанные с куплей-пpодажей валютных ценностей, товаpов и услуг, pеализацией пpав на интеллектуальную собственность, pасчеты по котоpым осуществляются на условиях без отсpочки платежа, и не пpедполагающие пpедоставления или пpивлечения заемных сpедств;

б) пеpеводы сpедств за гpаницу и из-за гpаницы, пpоцентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кpедитов, инвестиций и пpочих финансовых опеpаций;

в) пеpеводы сpедств нетоpгового хаpактеpа, включая пеpеводы заpплаты, пенсий, алиментов, наследства, и дpугие аналогичные опеpации [46] .

Деление валютных операций на текущие и капитальные основано на Договоре о МВФ. Российская Федерация как государство-член МВФ приняла на себя обязательства государства-члена [47] .

Деление валютных операций на текущие и капитальные в Договоре о МВФ.

Объяснение терминов, употребляемых в договоре, содержится в статье XXX договора о МВФ. В соответствии с пунктом "d" ст. XXX договора:

"Под платежами по текущим операциям понимаются платежи, которые производятся в целях, отличных от перевода капитала, и включают, без ограничений:

1) все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов;

2) платежи, подлежащие выплате в форме процентов по ссудам и в форме чистого дохода от иных инвестиций;

3) выплаты умеренных сумм в счет погашения ссуд или в счет амортизации прямых инвестиций;

4) умеренные суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы.

После проведения консультаций с заинтересованными государствами - членами Фонд может установить, должны ли определенные операции относиться к текущим операциям или к операциям с капиталом." [48]

В соответствии с п. "а" раздела 2 ст. VIII этого же договора среди общих обязательств государств-членов установлена обязанность, что ни одно из государств-членов не может без одобрения Фонда вводить ограничения на платежы и переводы по текущим международным сделкам.

В мировой практике признаётся, что "Бреттон-Вудское соглашение (Договор о МВФ) положило начало современным международным расчётам, международному движению капиталов и международному правовому сотрудничеству в валютной сфере" [49] .

К настоящему времени сложилась определённая практика применения норм этого договора; так, статья VIII, разд. 2(а) Договора о МВФ запрещает вводить валютные ограничения публично- и частно- правового характера. Торговые ограничения не подпадают под действие этой нормы. Не всегда просто обнаружить различие между правовыми ограничениями в валютной сфере и торговле. Согласно одному из решений Исполнительной дирекции Фонда, "чтобы определить, служит ли принимаемая мера для ограничения платежей и переводов по текущим сделкам согласно ст. VIII, разд. 2. необходимо выяснить, идёт ли речь о прямых государственных ограничениях в отношении обладания валютой или её использования".

Согласно решению Исполнительной дирекции, не имеет значения, принята данная мера с целью защиты платёжного баланса или нет. Решающим является сам факт воздействия на право распоряжения в целом и, соответственно, на конкретное использование платёжных средств. Отсюда следует, что импортные ограничения (включая и количественные) не являются таковыми в смысле ст. VIII, разд. 2(а) Договора о МВФ, если они устанавливают верхнюю границу платежа иностранному контрагенту. Не являются ограничениями в смысле ст. VIII разд. 2 (а) и постановления государств-членов, обязывающие местных экспортёров и импортёров страховать свои товары в национальных страховых обществах. Торговые ограничения не подпадают под действие ст. VIII, разд. 2 (а) Договора о МВФ и тех случаях, когда они направлены в первую очередь на поддержание валютной стабильности своей страны. Не подпадают под действие ст. VIII разд. 2 (а) и меры, обязывающие иностранные компании реинвестировать в стране часть полученной прибыли. Однако ст. VIII разд. 2 (а) противоречат меры, принятые каким-либо государством-членом МВФ с целью запрета местным компаниям выплачивать дивиденды иностранным акционерам, которые участвуют в этих компаниях в соответствии с законодательством этого государства.

Ограничениями в смысле ст. VIII разд. 2 (а) Договора о МВФ являются лишь такие меры, "которые ограничивают платежи и переводы по текущим международным сделкам". Меры пассивного контроля, такие как обязанность предоставлять властям статистические данные, не подпадают под понятие ограничений, если не делают невозможными текущие платежи и переводы, не затрудняют их чрезмерно и не ведут к неоправданным задержкам в их осуществлении.

Вернер Ф. Эбке предлагает признать текущими краткосрочные банковские и кредитные операции на срок до 12 месяцев [50] .

Общепринятая мировая практика разделяет торговые ограничения внешнеэкономической деятельности и ограничения по текущим и капитальным операциям. В Российской Федерации такое разграничение не проводится. Так, в соответствии с обзором арбитражной практики Российской Федерации обязанность по продаже части валютной выручки, установленная указом Президента РФ от 14.06.1992 [51] относится к валютному законодательству [52]. Хотя очевидно, что юридическая природа ограничений при осуществлении валютных операций и ограничений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, является различной, несмотря на то, что в обоих случаях имеют место ограничения в правах на валютные ценности.

[1] Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного законодательства.- М. 1924.

[2] Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М. 1924.

[3] Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного законодательства. С. 24

[4] Данилова Е.Н. Советское торговое право.- Ленинград. 1925. С. 54

[5] Декрет Совета Народных Комиссаров СССР от 06.02.1923 "Об Особом Валютном Совещании при Наркомфине СССР"

[6] Декрет ВЦИК и СНК СССР от 15.02.1923 "О валютных операциях"

[7] Гордон В.М. Система советского торгового права.- Харьков. 1927. С. 46

[8] Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.

[9] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999

[10] Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 №41-ФЗ с изм. 31.05.1999

[11] Письмо Центрального банка РФ от 26.05.2000 №б/н 3 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"

[12] Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР. Письмо ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.1994

[13] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"

[14] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999

[15] Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"

[16] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"

[17] Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. // "Право и экономика" 1997. №7-8 C.15.

[18] Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"

[19] Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. // "Право и экономика" 1997. №7-8 C.15.

[20] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"

[21] Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР. Письмо ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.1994

[22] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000

[23] Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.- М. 1998.

[24] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.- М. 1999.

[25] Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М. 1995

[26] Дорофеев Б.Ю. Земцов Н.Н. Пушин В.А. Валютное право России.- М. 2000. С. 6

[27] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"

[28] Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 №86 и №01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"

[29] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"

[30] Указ Президента РФ от 21.11.1995 №1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации"

[31] Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.1995 №30 и №01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"

[32] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"

[33] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000

[34] Закон СССР от 01.03.1991 №1982-1 "О валютном регулировании"

[35] Дорофеев Б.Ю. Земцов Н.Н. Пушин В.А. Валютное право России.

[37] Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от 28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда)

[38] Дорофеев Б.Ю. Земцов Н.Н. Пушин В.А. Валютное право России. С. 17

[39] Дорофеев Б.Ю. Земцов Н.Н. Пушин В.А. Валютное право России. С. 18

[40] Дорофеев Б.Ю. Земцов Н.Н. Пушин В.А. Валютное право России. С. 19

[41] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.

[42] Дорофеев Б.Ю. Земцов Н.Н. Пушин В.А. Валютное право России. С. 20

[43] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999

[44] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000

[45] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.

[46] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"

[47] Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"

[48] Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от 28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда)

[49] Вернер Ф. Эбке Международное валютное право.- М. 1997. С. 6.

[50] Вернер Ф. Эбке Международное валютное право. С. 37.

[51] Указ Президента РФ от 14.06.1992 №629 "О чаcтичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" с изм. 25.07.2000

[52] Ст.3 Письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"