Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция ведущего бухгалтера бюджетного учреждения

Рейтинг: 4.4/5.0 (1220 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностной инструкцией ведущего бухгалтера краевого государственного бюджетного учреждения предусмотрено наличие у работника, занимающего эту должнос

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Трудовое право Должностной инструкцией ведущего бухгалтера краевого государственного бюджетного учреждения предусмотрено наличие у работника, занимающего эту должность, высшего профессионального образования. На время отпуска этого работника выполнение его работы хотят поручить бухгалтеру, который не имеет высшего профессионального образования. Возможно ли возложить на работника, не имеющего высшего бухгалтерского образования, временное исполнение обязанностей ведущего бухгалтера, находящегося в отпуске?

Должностной инструкцией ведущего бухгалтера краевого государственного бюджетного учреждения предусмотрено наличие у работника, занимающего эту должность, высшего профессионального образования.
На время отпуска этого работника выполнение его работы хотят поручить бухгалтеру, который не имеет высшего профессионального образования.
Возможно ли возложить на работника, не имеющего высшего бухгалтерского образования, временное исполнение обязанностей ведущего бухгалтера, находящегося в отпуске?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По рекомендации аттестационной комиссии работодатель может поручить работнику, имеющему необходимый практический опыт и качественно и в полном объеме выполняющему свои должностные обязанности, выполнение работы по должности ведущего бухгалтера, несмотря на его несоответствие квалификационным требованиям по этой должности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что закон не устанавливает требование о наличии у работника, занимающего должность или исполняющего обязанности ведущего бухгалтера, высшего профессионального образования.
Так, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предъявляет требование о наличии высшего образования (причем не обязательно профессионального) только к главным бухгалтерам и иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, отдельных категорий организаций (ч. 4 ст. 7 упомянутого Закона).
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, далее - Квалификационный справочник) предусмотрено наличие у работника, занимающего должность бухгалтера, профессионального (экономического) образования или (для должности вне категорий) специальной подготовки по установленной программе.
Частью второй ст. 57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) определено, что в случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Вместе с тем ни ТК РФ, ни иные федеральные законы не связывают с выполнением работы по должности бухгалтера (или ведущего бухгалтера) предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Следовательно, требования к квалификации такого работника, указанные в Квалификационном справочнике, имеют для работодателя рекомендательный характер.
В силу части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать локальные нормативные акты, к которым по смыслу части второй ст. 5 и ст. 8 того же кодекса относится и должностная инструкция.
Однако п. 10 Общих положений Квалификационного справочника установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Аналогичное положение предусмотрено п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9).
Применение этих норм работодателем не ставится в зависимость от содержания должностной инструкции по соответствующей должности.
Поэтому мы полагаем, что работодатель не лишен права поручить выполнение работы по должности ведущего бухгалтера работнику, не имеющему высшего профессионального образования, если созданная в организации аттестационная комиссия дала соответствующую рекомендацию с учетом имеющегося у работника практического опыта работы на должности бухгалтера (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


АППАРАТ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 31 декабря 2014 года N 115

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В соответствии с подпунктом 5 пункта 39 Положения об Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа. утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 22.12.2014 N 498-п. и структурой Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа, утвержденной распоряжением губернатора Ненецкого автономного округа от 26.12.2014 N 368-рг,

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Заместитель губернатора
Ненецкого автономного округа -
руководитель Аппарата Администрации
Ненецкого автономного округа
С.А.РУЖНИКОВ

Приложение. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Приложение
к приказу Аппарата Администрации
Ненецкого автономного округа
от 31.12.2014 N 115
"Об утверждении должностной
инструкции ведущего бухгалтера
финансового отдела управления
бухгалтерского учета и отчетности
Аппарата Администрации
Ненецкого автономного округа"

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая должностная инструкция определяет квалификационные требования, должностные обязанности, права и ответственность ведущего бухгалтера финансового отдела управления бухгалтерского учета и отчетности Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа (далее соответственно - бухгалтер, отдел, управление, Аппарат, Администрация).

2. Назначение на должность и освобождение от должности бухгалтера осуществляется заместителем губернатора Ненецкого автономного округа - руководителем Аппарата (далее - руководитель Аппарата) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Бухгалтер находится в непосредственном подчинении начальника отдела.

4. Режим работы бухгалтера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка Аппарата, утвержденными приказом Аппарата от 08.04.2013 N 7 (далее - Правила внутреннего трудового распорядка Аппарата).

Раздел II. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

5. Должность бухгалтера предполагает наличие высшего образования по направлению подготовки (специальности) "экономика и управление" без предъявления требований к стажу;

6. Бухгалтер должен обладать знаниями, включая знания Конституции Российской Федерации. федерального и окружного законодательства по вопросам деятельности Аппарата, Устава Ненецкого автономного округа. постановлений, распоряжений, приказов и других руководящих материалов и нормативных документов, касающихся деятельности Аппарата; структуры и руководящего состава Администрации, Аппарата и его структурных подразделений; Правил внутреннего трудового распорядка Аппарата, порядка работы со служебной информацией; основ организации делопроизводства; методов обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; правил и норм охраны труда.

7. Бухгалтер должен обладать навыками, необходимыми для выполнения работы в сфере, соответствующей направлению деятельности, навыками работы с людьми; практического применения нормативных правовых актов; взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, организациями; эффективного планирования служебного времени; владения конструктивной критикой; адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов; ведения деловых переговоров, публичного выступления; делового письма, работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет, работы в операционной системе Windows, управления электронной почтой, использования графических объектов в электронных документах, работы с базами данных, внутренними и периферийными устройствами компьютера, работы с программным обеспечением (MS Office-Word, Excel, Power Point), а также другими средствами механизации труда, знание правил их технической эксплуатации.

8. В своей деятельности бухгалтер руководствуется приказами и распоряжениями Аппарата, Правилами внутреннего трудового распорядка Аппарата, настоящей должностной инструкцией, правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Раздел III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

9. В целях осуществления задач и функций отдела бухгалтер обязан:

1) осуществлять планирование и санкционирование расходов по:

мероприятиям подпрограммы 1 "Развитие кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления" Государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие государственного управления в Ненецком автономном округе";

мероприятиям подпрограммы 2 "Реализация функций государственного управления" Государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие государственного управления в Ненецком автономном округе";

мероприятиям "Проведение обучающего семинара для психологов, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной террористической угрозой" и "Предоставление субвенций местным бюджетам из окружного бюджета для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий в сфере административных правонарушений" Государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности, терроризму, экстремизму и коррупции в Ненецком автономном округе";

обеспечению деятельности губернатора Ненецкого автономного округа; обеспечению деятельности заместителей губернатора Ненецкого автономного округа;

обеспечению деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе;

обеспечению деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников;

обеспечению деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников;

субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

субвенции на осуществление полномочий по формированию списков присяжных заседателей;

иным видам расходов, определенных законом об окружном бюджете по ведомственной классификации за Администрацией и Аппаратом;

2) согласовывать с администрациями муниципальных образований Ненецкого автономного округа исходных данных для расчета объемов межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

3) осуществлять расчеты объемов распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и проведение согласования с администрациями муниципальных образований Ненецкого автономного округа объемов распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

4) составлять плановый и уточненный реестр расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период;

5) в соответствии с Порядком составления проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период формировать на основании представленных данных:

заявки к проекту окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период по статьям расходов;

разногласия по объему бюджетных ассигнований;

6) составлять план по сети подведомственных учреждений, штатам и контингентам с пояснениями по Администрации;

7) составлять бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с порядком составления и ведения сводной росписи окружного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств окружного бюджета;

8) осуществлять электронный документооборот с Департаментом финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа: занесение показателей бюджетных росписей по расходам окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, уведомлений на внесение изменений в сводную бюджетную роспись и поквартальное распределение кассового плана по подведомственным учреждениям, уведомлений на внесение изменений в закон об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

9) составлять и направлять получателям межбюджетных трансфертов уведомления:

о бюджетных ассигнованиях;

о лимитах бюджетных обязательств;

о показателях кассового плана по расходам окружного бюджета;

по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам форма 0504817;

10) составлять и оформлять заявки и уведомления на внесение изменений в сводную бюджетную роспись и поквартальное распределение кассового плана;

11) заносить в программу "1С: Предприятие - Бухгалтерский учет" бюджетные ассигнования, изменения бюджетных ассигнований, лимиты бюджетных обязательств, изменения лимитов бюджетных обязательств, показатели кассового плана и изменения показателей кассового плана по расходам окружного бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации;

12) производить записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций) по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа;

13) в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет Аппарата и подведомственных получателей бюджетных средств, находящихся в ведении Аппарата, утвержденным приказом Аппарата от 18.04.2012 N 9 (далее - Порядок составления бюджетных смет Аппарата), составлять в установленные сроки бюджетные сметы и изменения показателей бюджетных смет после утверждения и внесения изменений в бюджетную роспись по статьям расходов;

14) готовить бюджетные заявки на внесение изменений в закон об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и расчеты к бюджетным заявкам об увеличении (уменьшении) бюджетных ассигнований;

15) проводить анализ расходования бюджетных средств, в соответствии с целевым назначением на основании данных бухгалтерского учета;

16) составлять и представлять в установленные сроки отчеты по Администрации с занесением необходимых форм в программу "Свод-Смарт":

пояснительная записка (ф. 0503160) с установленными приложениями;

приложения к Пояснительной записке (ф. 0503160) - таблицы 1, 2, 3, 5, 7; сведения о количестве подведомственных получателей бюджетных средств (ф. 0503161);

сведения о результатах деятельности (ф. 0503162);

сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, ведущего администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503163);

сведения о кассовом исполнении бюджета (ф. 0503164);

отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований (ф. 0524103);

отчет о расходах и численности работников государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ф. 14), пояснительной записки к отчету;

17) составлять и предоставлять в финансово-экономическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в установленные сроки:

сведения для распределения иных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в части оплаты труда помощников членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по работе в субъектах Российской Федерации (Форма 1);

сведения для распределения иных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в части материальных затрат по обеспечению деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по работе в субъектах Российской Федерации (Форма 2) с обоснованными расчетами текущих расходов планируемого периода;

отчет о расходах бюджета, связанных с обеспечением деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, источниками обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты (Форма 5);

18) ежеквартально составлять и представлять в установленные сроки в финансово-экономическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

отчет о расходах бюджета, связанных с обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников на соответствующих территориях, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты;

отчет о фактическом возмещении и планировании расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников на соответствующих территориях;

19) составлять и представлять в установленные сроки в Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчеты о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

20) составлять и представлять в установленные сроки в установленные суды, отчеты об использовании субвенций на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;

21) осуществлять контроль за расходованием средств по:

мероприятиям подпрограммы 1 "Развитие кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления" Государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие государственного управления в Ненецком автономном округе";

мероприятиям подпрограммы 2 "Реализация функций государственного управления" Государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие государственного управления в Ненецком автономном округе";

мероприятиям "Проведение обучающего семинара для психологов, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной террористической угрозой" и "Предоставление субвенций местным бюджетам из окружного бюджета для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий в сфере административных правонарушений" Государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности, терроризму, экстремизму и коррупции в Ненецком автономном округе";

обеспечению деятельности губернатора Ненецкого автономного округа; обеспечению деятельности заместителей губернатора Ненецкого автономного округа;

обеспечению деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе;

обеспечению деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников;

обеспечению деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников;

субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

субвенции на осуществление полномочий по формированию списков присяжных заседателей;

иным видам расходов, определенных законом об окружном бюджете по ведомственной классификации за Администрацией и Аппаратом;

22) оформлять реестр на финансирование поступивших доходов из федерального бюджета при поступлении в окружной бюджет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

23) осуществлять внутренний финансовый контроль за:

соблюдением требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

точностью и полнотой составления документов и регистров бухгалтерского учета;

предотвращением возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;

исполнением приказов и распоряжений начальника отдела и начальника управления;

24) составлять проекты штатных расписаний по Администрации, готовить проекты правовых актов для утверждения штатного расписания;

25) согласовывать поступившие проекты правовых актов о расходовании средств, проекты договоров и государственных контрактов на соответствие лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете и бюджетной росписи;

26) надлежащим образом учитывать, хранить полученные на исполнение документы;

27) следить за сохранностью бухгалтерских документов, формировать дела в соответствии с утвержденной в Аппарате номенклатурой дел, группировать исполненные документы в дела, систематизировать документы внутри дела и брошюровать их, нумеровать, оформлять дела в соответствии с установленным порядком по обрабатываемому участку работы;

28) готовить документы с истекшим сроком хранения для уничтожения с надлежащим оформлением в соответствии с законодательством;

29) готовить документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив Аппарата;

30) рассматривать запросы и обращения органов государственной власти, государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций по вопросам своей компетенции, готовить проекты ответов на них;

31) готовить информационные материалы, справки по вопросам своей компетенции;

32) обеспечивать контроль за исполнением поступивших указаний и поручений начальника отдела и начальника управления;

33) исполнять постановления и распоряжения губернатора и Администрации, приказы и распоряжения Аппарата;

34) принимать участие в осуществлении мероприятий по повышению уровня автоматизации учетного процесса;

35) принимать в пределах своей компетенции участие в подготовке правовых актов, связанных с задачами отдела;

36) по поручению начальника отдела, начальника управления готовить служебные письма;

37) принимать в пределах своей компетенции участие в подготовке нормативных правовых актов, связанных с задачами отдела;

38) в срок до 4 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять начальнику отдела отчет о проделанной за месяц работе;

39) вносить не позднее 19 числа каждого месяца предложения в план работы управления;

40) исполнять распоряжения и поручения начальника отдела и начальника управления в пределах компетенции отдела;

41) соблюдать требования к порядку обработки и защиты персональных данных, установленных Положением о порядке обработки и защите персональных данных в Аппарате, утвержденным приказом Аппарата от 25.11.2011 N 74 .

10. Бухгалтер имеет право:

1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информацию и материалы от Администрации и структурных подразделений Аппарата;

2) использовать в установленном порядке информационные банки данных и системы связи;

3) не принимать к исполнению документы, не соответствующие или противоречащие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа;

4) пользоваться в установленном порядке правовыми системами, необходимыми для осуществления эффективной работы отдела;

5) вносить начальнику отдела предложения по совершенствованию деятельности отдела;

6) самостоятельно принимать решения при реализации полномочий в случае назначения членом комиссии или иного коллегиального органа;

7) принимать участие в семинарах, курсах, конференциях по вопросам бухгалтерского учета и государственных закупок;

8) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

11. Бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных законодательством Российской Федерации за:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;

2) несохранение государственной тайны или разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

3) действие или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, организаций;

4) причинение материального ущерба;

5) несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и поручений вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, в том числе, связанных с исполнением поручений Президента Российской Федерации;

6) несвоевременное рассмотрение в пределах своей компетенции обращений граждан и организаций;

7) нарушение норм, регулирующих отношения, связанные с обработкой персональных данных;

8) нарушение положений настоящей должностной инструкции.

Лист ознакомления ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ АППАРАТА АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Квалификационные требования к ведущему бухгалтеру

Квалификационные требования к ведущему бухгалтеру Вопрос

Можем ли мы перевести бухгалтера на должность "ведущий бухгалтер " и какие квалификационные требования к ведущему бухгалтеру предъявляются? В квалификационном справочнике - ведущий бухгалтер не упоминается, а в квалификационных требованиях к уровню образования и стажу работы группа должностей "ведущие" существует. вои и не понятно. можно ли вводить или нет

Ответ

При вводе в штат должности «ведущий бухгалтер» рекомендуем использовать Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда от 21 августа 1998 г. № 37, в частности- разъяснения, данные в пункте 7 раздела «общие положения», описание требований к должности «бухгалтер».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 21.08.1998 № 37

«Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (с изменениями на 12 февраля 2014 года)»

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов,* а также заместителей руководителей подразделений).

Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.*

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.* Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Должностные обязанности.* Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно - материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно - материальных ценностей и денежных средств. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению.

Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета. Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации.

Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно - материальных ценностей.

Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Должен знать:* законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета на предприятии; план и корреспонденцию счетов; организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета; порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно - материальных ценностей и денежных средств; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; правила эксплуатации вычислительной техники; экономику, организацию труда и управления; рыночные методы хозяйствования; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.*

Бухгалтер I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

Бухгалтер II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

Бухгалтер: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.»

2.Ситуация:Как в трудовой книжке записать должность сотрудника, если в классификаторе должностей и профессий она не указана

По общему правилу наименование должности сотрудника в трудовой книжке нужно указать в соответствии со штатным расписанием организации. Однако в ряде случаев организация должна соблюдать требования квалификационных справочников при назначении сотрудника на должность. Такие квалификационные справочники утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ в постановлении от 31 октября 2002 г. № 787 .

Обязанность соблюдать требования квалификационных справочников возникает в ситуации, когда федеральным законодательством предусмотрено предоставление льгот и компенсаций либо наличие ограничений в отношении сотрудников, которые работают в данной должности.* Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 3.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 .

Например, такая ситуация может возникнуть, если работа в той или иной должности дает сотруднику право на досрочное назначение пенсии. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислена в статьях27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. В этом случае при несоответствии должности, указанной в трудовой книжке, квалификационному справочнику, специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии.

Вместе с тем, Минздравсоцразвития России по представлению федеральных органов исполнительной власти имеет право по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождество должностей, с учетом которых предоставляется право на досрочное назначение пенсии (п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 ). Например, приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 г. № 435 установлено тождество должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи» и т. п. должности «фельдшер» в целях начисления досрочной пенсии.

Иван Шкловец. заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

3. Статья:6.1 Основные бухгалтерские должности

Иерархия должностей в бухгалтерии – достаточно простая. Не вдаваясь в тонкости названия штатных единиц в разных компаниях, по сути своей можно выделить 5 основных уровней:*

  • Главный бухгалтер
  • Заместитель главного бухгалтера
  • Старший бухгалтер
  • Младший бухгалтер
  • Операционист

Начнем снизу – с операционистов. Это либо операторы, которые вносят первичные документы в информационную систему, либо курьеры. Другими словами, это сотрудники бухгалтерии, которые работают руками или ногами.

Младшие бухгалтеры – ответственны за определенные несложные бухгалтерские участки, или же помогают в работе старшим бухгалтерам.

Старшие бухгалтеры (в некоторых компаниях они могут называться бухгалтерами 2-й категории или ведущими бухгалтерами)* – имеют гораздо больший опыт, чем младшие бухгалтеры. За ними закреплены, как правило, наиболее сложные участки учета.

Заместитель главного бухгалтера может выполнять одну из двух основных задач. Это либо методист, знаток бухгалтерского и налогового учета, как правило, бывший или будущий аудитор, либо человек, который необходим из-за большого количества подчиненных.

В одной российской компании работает несколько десятков тысяч… Нет, не сотрудников – бухгалтеров! Сотрудников в этой компании – больше 1 миллиона. Не догадались еще, как название этой компании? ОАО «РЖД» – Российские железные дороги. Чтобы иметь возможность управлять этой огромной армией, у главного бухгалтера ОАО «РЖД» существует целых семь уровней управления: заместитель главного бухгалтера, заместитель заместителя, заместитель заместителя заместителя, и так далее. Эти заместители, конечно, называются по-другому, но суть от этого не меняется.

Сложнее всего разобраться с должностью самого главного бухгалтера. Все соглашаются, что главбух – это руководитель подразделения. Но вот когда начинаешь разбираться дальше, какие конкретно у него должны быть функции – вот тут начинают появляться серьезные разногласия.

Книга: БУХГАЛТЕРИЯ БЕЗ АВРАЛОВ И УПРЕКОВ. ПАВЕЛ МЕНЬШИКОВ

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

Дополнительно по данному вопросу:

Ольга Трошина. старший эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»