Руководства, Инструкции, Бланки

образец календарно постановочный план img-1

образец календарно постановочный план

Рейтинг: 4.6/5.0 (1829 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ Минкультуры России от N 1608 Об утверждении Порядка отбора организаций кинематографии - получателей субсидий из федерального бюджета на произво

Приказ Минкультуры России от 12.07.2016 N 1608 "Об утверждении Порядка отбора организаций кинематографии - получателей субсидий из федерального бюджета на производство национальных фильмов в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2016 N 43236)

Открыть полный текст документа

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Видео

Другие статьи

Подготовительный период

Подготовительный период.

Это самый длительный период, при котором уточняются объекты съемок (натура, интерьер, достройки и т.д.); разрабатываются экспликации режиссера, оператора, художника, звукорежиссера. Проводятся кинопробы, утверждаются актеры на главные роли. Лучше подобрать на ведущие роли популярных актеров, чьи имена на афише побуждают как спонсоров, так и зрителей тратить деньги на картину. Проводится кастинг с актерами второстепенных ролей, эпизодов. Заключаются со всеми договоры. Проводятся репетиции. Создается раскадровка, эскизы декораций, костюмов, деталей. Сочиняется музыка (если используется известная тема, то связываются с автором музыки на предмет получения разрешения). Смета составляется только после утвержденного режиссерского сценария.

Календарно-постановочный план

В подготовительном периоде, после того как разработаны основные постановочные параметра создания фильма, осуществляется подготовка календарно-постановочного плана, уточняющего временные рамки производства картины и устанавливающего последовательность и сроки работы съемочной группы в разрезе съемочных объектов. На практике применяют различные формы календарно-постановочных планов.

Главными факторами, определяющими уровень затрат, необходимых для реализации кинопроекта, являются сложность постановки и время.

Ориентировочные плановые сроки производства являются основой затратообразующих статей лимита. Как только инвестор даст точные сроки начала финансирования проекта, так сразу же второй режиссер и директор картины набрасывают вариант календарно-постановочного плана (КПП).

КПП будет уточняться еще несколько раз в подготовительном периоде: под железные даты готовности студийных павильонных декораций, интерьеров или игрового реквизита (кораблей, самолетов, железнодорожных составов) и, наконец, после утверждения исполнителей главных ролей, под график их занятости, но главным до последнего дня производства останется финансовый план инвестора.

Основой для составления КПП являются:

• утвержденный режиссерский сценарий;

• принятые критерии или приоритеты рамочных условий.

К числу последних относятся рабочее время и время отдыха, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которыми нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях и организациях не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, не достигших возраста 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. В Трудовом кодексе Российской Федерации регламентируется предоставление выходных дней и порядок работы в выходные дни, компенсации, порядок предоставления и учета отпусков и др.

Другими критериями, определяющими структуру и параметры календарно-постановочного плана, являются: необходимость съемки сцен, связанных с одним местом действия (особенно это касается натурных съемок), по возможности единым блоком; соблюдение графиков занятости актеров — исполнителей ролей; сезонность съемок, предусмотренная принятым к производству сценарием; ограничения по затратам, которыми располагает изготовитель фильма; обязательство сдать готовый фильм к определенной дате; технологические нормы и нормативы, которые обязана соблюдать съемочная группа (например, время на проявку и печать отснятого рабочего киноматериала, норма записи музыки в одну смену и др.). Перечень критериев может быть продолжен по каждому фильму исходя из тех реалий, которые существуют в данной ситуации.

Когда определены критерии для составления календарно-постановочного плана, т.е. точно установлены приоритеты рамочных условий проекта, существует только один, более или менее идеальный план, удовлетворяющий этим критериям. И найти такой план для конкретного фильма — сложная задача, решение которой требует от продюсера и режиссера большого опыта и понимания творческо-производственных особенностей этого проекта. Мировая практика свидетельствует о серьезных проблемах, связанных с использованием экономико-математических методов и компьютерной техники при построении такого оптимального календарно-постановочного плана. Это обусловлено наличием критериев, которые невозможно формализовать, например, необходимость развития какого-то конкретного образа в ходе съемок и другие творческие моменты.

Другими факторами, определяющими структуру и параметры КПП, являются:

• ограничения по затратам, которыми располагает инвестор;

• необходимость съемки сцен единым блоком, связанных с одним местом действия;

• соблюдение графика актерской занятости;

• обязательство закончить производство фильма к фиксированной дате;

• технологические нормативы, которые обязана соблюдать съемочная группа.

Например, время на проявку и печать отснятого материала, норма записи музыки в одну смену, перезаписи, исходя из конкретного проекта.

Для картин большой постановочной сложности КПП составляется следующим образом: сценарий раскладывается по сценам, структурируется по декорационной принадлежности и по местам действия. При этом получаются, как правило, неполные съемочные дни, которые надо заполнить, и над этим ребусом приходится поломать голову. После проведения этой работы группа знает ответы на вопросы: что (сцены), где (декорация, натура, интерьер), когда (дата) происходит.

А на малобюджетных проектах, разрабатывая КПП, иногда просто исходят из многолетней практики российских киностудий, которая дает определенные ориентиры. Как правило, при съемках художественных фильмов выработка полезных метров составляет:

в павильоне — от 60 до 90 м;

на натуре — летом от 35 до 50 м, зимой от 20 до 40 м;

в интерьере — от 40 до 70 м.

Если в определенных сценах есть сложные трюки или участвуют дети, животные, воздушно-транспортные средства, выработка обязательно снижается. При съемке телевизионных фильмов, наоборот, выработка полезных метров обычно увеличивается в два-три раза.

В процессе производства в КПП будут вноситься поправки.

Поэтому директору картины и второму режиссеру придется корректировать и уточнять КПП оперативными планами.

В съемочном периоде контроль станет просто жестким. За выполнение плана отвечают исполнительный продюсер, директор картины и режиссер-постановщик. При определенном авторитете в контролеры может быть привлечен и второй режиссер.

Сроки монтажно-тонировочного периода зависят от вида фильма, сложности монтажно-тонировочных работ, объемов речевого, шумового и музыкального оформления картины.

Всякие нарушения КПП в процессе производства всегда отрицательно сказываются на ритмичности работы съемочной группы и цехов киностудии. Поэтому любое отступление от плана следует рассматривать как ЧП и прилагать все усилия к точному выполнению очередности работ, их сроков и объемов, предусмотренных планом.

Важнейшим условием сокращения сроков производства фильма являются непрерывность работ, рациональная очередность и максимальная параллельность выполнения различных операций в подготовительном, съемочном и монтажно-тонировочном периодах, что следует намечать уже в календарно-постановочном плане.

Например, параллельно съемкам одних объектов можно планировать освоение и репетиции по другим, а также съемки пейзажей, переезды части группы на места натурных съемок, прослушивание, запись музыки и т.д.

Репетиция в производстве фильма, едва ли не самая дешевая часть, а эффект от нее может быть колоссальным. Репетиции на стадии завершения подготовительного периода — это последний шанс режиссера проверить свой замысел, избавиться от ошибок, развить характеры персонажей, убедиться в правильности выбора актера. Потому что замена актера в этом периоде не нанесет такого ощутимого ущерба, как в съемочном.

Разрабатываются монтажно-технические схемы, оформляются заказы на работы и услуги цехов. Утверждается генеральная смета, КПП. Арендуется или закупается съемочная техника. Арендуются, закупаются костюмы, реквизит и т.д. Продумывается питание, транспорт, жильё (в случае экспедиции) и многое другое.

Главным фактором, определяющим уровень затрат, необходимых для реализации кинопроекта, является время.

Фактор времени оценивается с помощью календарно-постановочного плана.

Определение временных параметров реализации кинопроекта (планирование сроков производства фильма) осуществляется в несколько этапов.

1. На основе литературного сценария или киносценария устанавливаются ориентировочные плановые сроки производства по отдельным технологическим периодам.

2. На периоды разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительный период составляются календарные планы проведения работ.

3. В подготовительном периоде разрабатывается календарно-постановочный план на весь период производства до момента сдачи фильма и исходных фильмовых материалов.

Ориентировочные плановые сроки производства являются одним из основных затратообразующих факторов при формировании предварительной себестоимости фильма.

Сроки разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительного периода устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из предполагаемого объема работ, выполняемых в том или ином периоде, с соблюдением имеющихся «рамочных» условий, к которым следует отнести: необходимость начать съемки фильма или отдельных его эпизодов в определенное время года; наличие залимитированных финансовых средств на проведение всего комплекса предсъемочных работ; ограничения в сроках работы над фильмом актера или актеров; обязательство сдать законченный фильм к фиксированной дате и др.

Определению временных параметров предшествует составление съемочной группой плана работы в конкретном технологическом периоде и оценка предполагаемых затрат времени на выполнение отдельных этапов этих работ.

По фильмам средней постановочной сложности продолжительность предсъемочных периодов, как правило, составляет:

- разработка киносценария — 6—10 недель,

- режиссерская разработка — 6—12 недель,

- подготовительный период — 8—14 недель.

Для того чтобы рассчитать срок съемочного периода, необходимо установить производительность труда съемочной группы.

измеряемую количеством снимаемого материала (в полезных метрах или времени демонстрации в одну смену работы).

Этот показатель планируется отдельно: при натурных съемках, а внутри — в зависимости от времени года; при павильонных съемках; при съемках в интерьерах.

Производительность труда зависит также от вида съемок и их трудоемкости, участия в них несовершеннолетних исполнителей, животных.

Многолетняя практика работы российских киностудий дает определенные ориентиры в этой работе. Так, выработка полезного метража в смену при съемках художественных кинофильмов обычно составляет:

• павильонные съемки — от 50 до 80 полезных метров;

• натурные съемки (кроме зимних) — от 30 до 50 полезных метров;

• зимние натурные съемки — от 20 до 40 полезных метров;

• съемки в интерьерах — от 40 до 70 полезных метров.

Участие в определенных сценах детей и животных снижает этот показатель на 40—60%.

При съемках особо сложных трюковых номеров, связанных с маневрированием наземных, воздушных и водных транспортных средств, применением сложных инженерных конструкций, автокатастрофами, при съемках в воде — выработка может составлять 70—80% от указанных показателей.

При съемках телевизионных художественных фильмов выработка полезного метража увеличивается обычно в 1,5—2 раза.

В зарубежной практике используются следующие усредненные показатели производительности труда:

- при съемках кинофильмов — 2—3 мин в смену (55—85 полезных метров),

- телефильмов — 4—8 мин в смену (110—220 полезных метров).

Количество съемочных смен рассчитывается путем деления сценарного метража (по видам съемок) на установленный показатель производительности труда.

При определении календарных сроков съемочного периода учитывается также вспомогательное время для репетиций, освоения (обычно в отношении к количеству съемочных смен — от 20 до 40%), время на переезды к местам натурных съемок и выходные дни.

Расчет сроков съемочного периода производится по форме в соответствии с табл.

Установка критериев для реализации сценария, т.е. точно определены приоритеты рамочных условий проекта, можно приступая к планированию работы съемочной группы, которое рекомендуется проводить по следующей схеме.

1.Раскладка сценария по сценам. Для удобства каждая сцена должна начинаться с новой страницы, т.е. на одной странице должно быть более одной сцены. К каждому такому листу прикрепляется формуляр, в котором изложена вся важная информация, необходимая для построения в дальнейшем плана съемок.

2.Структурирование сценпо их декорационной принадлежности (имея в виду как павильонные или натурные декорации так и интерьеры и натуру).

3.Структурирование сцен по местам действия.

4.Разбивка сложных, многоэлементных декораций. натурных объектов и интерьеров на отдельные, простые декорации и объекты.

5.Оценка времени, необходимого для съемки каждой сцены, декорации, натурного объекта, интерьера.

После проведения этой работы необходимо по хронологии упорядочить полные и неполные съемочные дни. Запланированное время съемки каждой сцены отмечается сверху на странице сценария.

Практика свидетельствует о том, что здесь решающее значение имеют профессиональный опыт и интуиция. У каждого проекта есть свои специфические особенности, и конкретная оценка временных параметров его реализации зависит от тщательной работы по хронометрированию сцен, правильности выбранных приоритетов в съемках фильма.

После определения последовательности съемки сцен в течение каждого дня целесообразно сгруппировать страницы сценария с подложенными к ним формулярами по съемочным дням. В каждой стопке страниц сценария вверху будет находиться первая сцена этого дня, в самом низу — последняя сцена.

Затем эти стопки можно собрать вместе в соответствии с календарной последовательностью, разделив съемочные дни вставками с указанием на них съемочного> дня и дня недели.

Такая папка становится сценарным планом, упорядочивающим сценарий по ходу его съемок и являющимся рабочим инструментом для организации производственного процесса.

Указанный сценарный план является основой для разработки календарно-постановочного плана, позволяющего более наглядно, в обобщенном виде представить порядок и временные параметры реализации кинопроекта: что (сцены), где (декорации, натурные объекты, интерьеры), когда (дата) происходит.

Студия Видеотон

Календарно-постановочный план и смета.

Как бы ни был тщательно продуман сценарий, это еще не гарантия высокого качества будущего произведения. Фильм, даже самый небольшой,– сложная структура, состоящая из многих компонентов. Как здание строится из отдельных блоков или кирпичей, как музыкальное произведение состоит из звуков, обозначенных разными знаками и нотами, так фильм создается из отдельных кадров и эпизодов. И прежде чем приступить к его созданию, нужно тщательно продумать каждый шаг.

Определение последовательности этапов съемочного процесса и сведение их в единый документ называется составлением календарно-постановочного плана. На основании готового плана рассчитывается смета всего фильма.

Содержание плана сводится к простому графику очередности съемок на определенных объектах, если фильм не связан с долгосрочными поездками и привлечением целого ряда специалистов. К примеру, короткий публицистический сюжет строится на журналистском расследовании действий санитарно-эпидемиологической службы, инициированных многочисленными жалобами горожан на недоброкачественную воду.

При создании сложной по строению картины возникает необходимость в детальном графике работ. Это может быть связано с тем, что натуру приходится снимать в отдаленных местах. И тогда в каждом из пунктов нужно заранее позаботиться о гостинице, о бронировании железнодорожных и авиабилетов и т.д.

В первый раз при планировании бывает нелегко определить количество времени, необходимого для съемок эпизодов на определенном объекте. Например, приходится считаться с погодными условиями, если многие сцены должны быть сняты под открытым небом. При составлении графика помогает практический опыт и трезвый расчет. Очевидно, что производительность труда съемочной группы, бесперебойная работа всего творческого коллектива напрямую связаны как с точностью планирования, так и с соблюдением графика работы. Если производство фильма на разных этапах отстает от графика, то могут возникнуть проблемы с использованием всевозможных заранее заказанных услуг. В комплекс таких услуг входят, например, аренда съемочной аппаратуры и технического оборудования, бронирование мест в гостиницах, покупка проездных билетов, договоренности с заказчиком и людьми, которых надо снимать.

Случается, малоопытные составители графиков оказываются сверхоптимистичными и отводят на выполнение тех или иных этапов недостаточно времени. Вероятно, предположение, что следующий проект пройдет гладко, заложено в самой природе человека. Частенько люди забывают о предшествующем опыте, несмотря на то, что недавно завершенная работа шла со скрипом.

Опытные кинематографисты знают, что в процессе создания фильма ежедневно возникают неожиданные трудности и задержки. Профессиональный продюсер взыскательно рассмотрит предложенные сроки и, учитывая смелость составителей, дополнит план резервным временем на случай всевозможных задержек.

Попробуем составить примерный календарно-постановочный план видового десятиминутного фильма.

I. Подготовительный период.

1. Написание сценария – 10 дней.

2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.

3. Формирование съемочной группы.

4. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.

5. Подготовка группы к работе

Остановимся подробней на работе в подготовительный период. К сожалению, некоторые начинающие группы совершенно игнорируют этот этап, сразу же приступая к съемкам своего фильма. Хотя многие профессионалы, особенно западные, считают подготовительный период основным. Один из режиссеров-классиков как-то сказал: «Фильм готов, осталось его только снять».

Чем занимаются в подготовительный период административная и операторская группы? На основании режиссерского постановочного сценария режиссер, оператор и администратор обсуждают будущие съемочные площадки, оговаривают время начала съемок. После внимательного осмотра объектов администратор составляет график и смету. Операторская группа в подготовительный период, кроме уточнения своих задач с режиссером и администратором, тщательно подбирает камеру, объективы и фильтры, штативы, тележки и краны, а также осветительную аппаратуру. В этот период проводятся все испытания техники и пленки.

II. Съемочный период. рассчитанный, например, на съемки шести объектов.

1. Переезды съемочной группы – 6 дней.

2. Освоение объектов – 6 дней.

3. Съемка объектов – 12 дней.

Каждый день съемок в календарно-постановочном плане должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов.

III. Монтажно-тонировочный период.

1. Монтаж чернового материала – 5 дней.

2. Внесение поправок (после просмотра заказчиком) – 2 дня.

3. Утверждение и запись дикторского текста, музыки и шумов – 2 дня.

4. Монтаж эталонной копии – 4 дня.

5. Сдача готового фильма заказчику – 2 дня.

Итак, на создание нашего условного десятиминутного фильма мы затратили 79 дней.

Таким образом, только после написания режиссерского сценария с запланированными сроками работы, уточнением количества участников съемочной группы, физических затрат на монтажно-тонировочный период можно смело приступить к составлению сметы.

Смета фильма может быть самой разной. Все зависит от средств, выделенных заказчиком. Лучше подготовить предельно детализированную смету, чтобы быть готовым к неожиданностям. Главное правило: перед написанием надо точно знать, сколько людей будет занято в работе над фильмом, внимательно прочитать режиссерский сценарий и календарно-постановочный план, скрупулезно изучить объекты съемки и утвердить их с режиссером и оператором.

Персональный сайт - 2-ой Блок, Часть 1

1. Механизм осуществления государственной поддержки российского кинопроката.

Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии сегодня официально обнародовал критерии, по которым выбирали восемь компаний — получателей 2 млрд руб. государственных субсидий на производство кинокартин.

Государство выделает на поддержку кинематографа в 2010 г. 5,2 млрд руб. рассказал «Ведомостям» исп. дир. фонда Сергей Толстиков. Из этой суммы непосредственно на поддержку производства фильмов предназначено 4,2 млрд руб. Этот объем будет распределяться по двум каналам: 1,38 млрд руб. распределит Министерство культуры на производство детского кино, анимации, кинодебютов и экспериментального кино. Еще 2,8 млрд руб. будут выделены через Фонд поддержки кино на выпуск национальных кинофильмов (т. е. массового кино). 2 млрд руб. из них были распределены 19 марта между восемью кинокомпаниям.

По 250 млн руб. из средств фонда получат "СТВ" Сергея Сельянова, «Дирекция кино» и «Централ партнершип» (ЦПШ, входят в холдинг "профмедия"), «Тритэ» Никиты Михалкова, «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», Art Pictures (принадлежит Федору Бондарчуку, Александру Роднянскому и Дмитрию Рудовскому), «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун». Каждая компания будет обязана потратить деньги не менее чем на три фильма, причем объем господдержки не должен превышать 70% от бюджета картины. Всего же, согласно отчету, представленному на сайте фонда, на эти средства претендовало 17 продюсерских компаний (см. список). Фонд в своем выборе опирался на рейтинг лидирующих продюсерских компаний, составленный исследовательской компанией Movie Research. Она же разработала и критерии оценки кинокомпаний. Эти критерии были разбиты на три группы.

Первой группой критериев оценивался интерес зрителей к продукции кинокомпании. Баллы получали пять самых посещаемых за год картин в России (от 10 до пяти) начиная с 2000 г. и пять кинофильмов — лидеров по телевизионному рейтингу (от пяти до одного балла). Вторая группа критериев учитывала оценку профессионалов. Баллы претендентам начислялись за участие их картин в кинофестивалях и полученные призы (Канны, Берлинале, Веницианский кинофестиваль, Московский международный кинофестиваль) и за кинопремии (учитывались «Оскар», «Ника», «Золотой орел»). «Десятку» здесь можно было получить за главный приз на фестивале или за «Оскар».

Третья группа критериев оценивала устойчивость кинокомпании — продолжительность ее работы на рынке (максимальные пять баллов начислялось компании, работавшей более 10 лет) и ее текущую активность. Кроме того, на господдержку не могла претендовать компания, не выпустившая за 2007-2009 гг. хотя бы один фильм, вошедший в пятерку лидеров по посещаемости или телерейтингу. В конечном рейтинге суммировались все три группы оценок.

2. Договоры о приобретении сценария и идеи, её защита. Понятие авторского права.

Авторское право – совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

- право на воспроизведение;

- право на распространение;

- право на импорт;

- право на публичный показ;

- право на публичное исполнение;

- право на передачу в эфир;

- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

Между сценаристом и продюсером могут заключаются следующие виды договоров:

Продюсер покупает авторские права на сценарий.

Заключается на определённый срок, в течение которого продюсер обязуется реализовать проект, при этом он платит сценаристу вознаграждение.

- автор не имеет права в течение указанного срока передавать свой сценарий для аналогичного использования третьим лицам без письменного согласия продюсера

- продюсер не имеет право передавать третьим лицам полученное по данному договору право не полностью, не частично без письменного согласия автора

- продюсер выплачивает автору за передачу прав по данному договору вознаграждение

-в случае прекращения настоящего договора в связи с заключением авторского договора данное вознаграждение засчитывается при подсчете авторского гонорара

- если срок настоящего договора истёк и продюсер отказался от своих намерений по съемкам фильма, то вознаграждение остается у автора

- вознаграждение также остается в случае расторжения договора по вине продюсера, а если – по вине автора, то продюсер имеет право не выплачивать сумму вознаграждения, но и вправе потребовать возмещение ущерба

Следующим этапом смоделированного выше договора будет соглашение о передаче прав непосредственно на будущий сценарий

Запатентовать идею «в чистом виде» нельзя. Гражданский кодекс (п.5 ст. 1259, ст. 1349) не защищает идеи и концепции. Получить патент можно только тогда, когда идея реализована в конкретном техническом или художественно-конструкторском решении, которое соответствует критериям охраноспособности (установленными Гражданским кодексом). Поэтому патентная защита гарантирована только объектам промышленной собственности — изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам.

В то же время, существуют альтернативные методы защиты. Идею, выраженную в техническом решении или продукте, который не соответствует критериям охраноспособности, можно защитить в режиме ноу-хау — особо охраняемой коммерческой информации. Многие компании делают свой выбор в пользу именно этого способа защиты своих технологий. Самый популярный пример — «Coca-Cola», которая уже более ста лет сохраняет в секрете рецепт своего знаменитого напитка.

Другой способ защитить идею — ее публикация в печатном или электронном издании. Например, в сфере науки и исследований этот вариант защиты интеллектуальной собственности является одним из основных. Статья может стать доказательством авторства и (как объект авторского права) будет защищена от копирования.

3. Календарно-постановочный план (КПП) как основной финансово-правовой документ фильмопроизводства.

Календарно-постановочный план (режиссерский) – это документ, в котором прописываются все необходимые сведения о предстоящих съемках по каждой сцене. Он представляет собой подробную таблицу. В КПП указывается номер сцены, название объекта, характер съемки (интерьер, натура и т.д.), метраж, действующие лица (все герои, находящиеся в кадре), реквизит, спец. эффекты, транспорт (игровой), примечания. По необходимости могут добавляться какие-то графы (пр. спецтранспорт). Эта таблица создается на подготовительном периоде вторым режиссером-планировщиком (на площадке второй может быть другой, но работать он будет по уже написанному КПП) и является основным средством его работы. По КПП он пишет вызывные листы на следующий день, планирует съемочный процесс, отслеживает наличие на площадке необходимых условий. В графе «Реквизит» указываются наиболее важные позиции, играющие в кадре особую роль. Графа «Примечание» обязательна и необходима, в ней указываются все особенности съемок именно этой сцены (каскадеры, скорая помощь, сложный грим, пожелания режиссера, необычный ракурс или план). Благодаря КПП второй может знать все без исключения о предстоящей съемке и контролировать производственный процесс на площадке.

Напомню, что речь шла о режиссерском календарно-постановочном плане. Также есть КПП-мини вариант (то, что мы делали в курсовиках). В нем указываются планируемые даты и количество календарных дней по каждому периоду. Это полноценный документ, который является неотъемлемым приложением к контракту с инвесторами (как правило), его необходимо предоставлять в Госкино при получении Удостоверения Национального Фильма, при получении господдержки и т.д. Другими словами, КПП-мини – это обязательное приложение к проекту, сопровождающее его при решении всех документационных вопросов на всех стадиях производства.

4. Принципы выбора сценариста и режиссера, оплата их труда. Особые условия.

Сценарные расходы - при расчете учитывать следующие моменты:

- гонорар автора сценария. Обычно определяется путем переговоров исходя из сложности работы и приблизительного общего бюджета проекта. Гонорар автора сценария за сценарий рекламного ролика - 100-1000 долларов США, сценарий полнометражного художественного фильма - до 15.000 долларов США, но не более 15% от бюджета фильма;

- скорость написания сценария. В случае, если заказ требует срочного исполнения можно ожидать требования об увеличении вознаграждения "за срочность". В случае, если за срочность требуют более 5-10% - послать сразу. В среднем, для того, чтобы автор сценария предоставил первые два-три варианта сценария рекламного ролика или музыкального клипа необходимо 2-4 дня максимум. Если говорят, что это невозможно - не беда, найдем еще. После утверждения идеи, возможно, дать несколько дней, в зависимости от обстоятельств, на доработку и более детальную проработку сценария. Целесообразно уже на этом этапе подключение к работе всей группы авторов проекта;

- "имя" сценариста . Если заказ на написание сценария получает известный, с "именем" сценарист, что иногда является условием заказчика, необходимо быть готовым к логичному, но не всегда приемлемому, завышению сумм гонорара.

Режиссер-постановщик - автор произведения, ключевой "игрок" любого визуального проекта. Только гонорарная система оплаты. В случае, если режиссер неизвестен, и мы работаем с ним впервые - оплата только по факту сдачи работы заказчику. В остальных случаях возможен аванс до начала работы, но не более 30%. Остальная часть гонорара - после сдачи работы заказчику. Гонорар режиссера на рекламном ролике, музыкальном клипе, как правило, составляет сумму от 500 - до 2.500 долларов США. Гонорар режиссера на игровом полнометражном проекте - до 25-40.000 долларов США (возможно и больше). Общемировая практика работы с режиссерами на полнометражных игровых проектах - "гонорар + % от проката", в России практически "не работает" по причине отсутствия национального проката вообще.

Теоретически, до начала производственного и съемочного периода большая часть обязанностей режиссера может быть выполнена другими. Однако во время съемок вся ответственность ложится на его плечи. Он должен выбрать и снять те кусочки, из которых в процессе монтажа получится цельный фильм. Режиссер художественного фильма может исправить свои ошибки, пересняв материал заново. Режиссер репортажного документального фильма не имеет возможности ошибаться. Поэтому ответственность действительно велика.

Требования к режиссеру.

Совершенно очевидно, что режиссер прежде всего должен иметь превосходные технические навыки. Основные технические стороны режиссуры:

> 1.Движение камеры. Это касается панорамных планов, вертикального панорамирования, операторской тележки и ее перемещения. Вы должны знать, что это такое и в каких случаях используется.

> 2.Экспликация . Основная проблема заключается в выборе правильного соединения кадров и эпизодов. Вы можете прочесть об этом в любой хорошей книге по монтажу.

> 3. Мотивация зрителя. В режиссуре это правило номер один. Вы вводите зрителя в определенный кадр: мужчина поднимает руку с ножом и смотрит вниз. Естественно, зритель хочет увидеть, на кого он смотрит, поэтому в следующем кадре появляется жертва.

> 4. Перебивка . Такие кадры служат для более эффективного использования времени и фокусирования сложного эпизода. Большинство начинающих режиссеров снимают слишком мало перебивок, осознавая свою ошибку при монтаже.

> 5. Эмоциональный эффект . Придаете ли вы значение усилению эмоционального эффекта кадра, например, использованию крупного плана? Помните о старом правиле: снимать снизу, если вы хотите, чтобы характер доминировал на экране, и сверху, если вы намерены продемонстрировать уничижительное отношение к нему.

Помимо технических знаний, режиссер должен обладать соответствующим жанру видением и подходом .

Ясность цели . Режиссер должен точно знать, что он хочет сделать и как этого добиться. Надо иметь четкое представление о том, что вы хотите сказать. Другими словами, ваше сознание должно быть сфокусировано. Не имея фокуса, вы можете попасть в неприятное положение.

Стиль . Как и цель, режиссер определяет стиль в начале работы над фильмом и затем последовательно придерживается его.

Стиль фильма может включать элементы действия, ретроспективные сцены, юмор, сатиру. Фильм может получиться мрачным, поэтичным, вызывающим, ярким, жестким, ультрареалистичным. Главное, чтобы режиссер придерживался выбранного стиля и отдавал себе отчет в своих действиях. Можно поменять стиль в середине фильма, но это только запутает зрителя.

Умение слушать . Режиссеры художественного кино предпочитают говорить и приказывать.

Способность принимать решения. Принятие решений является основой режиссуры. Видение режиссера . Режиссер должен обладать хорошим глазом и умением видеть.

Говоря о видении режиссера, мы имеем в виду две разные вещи. Во-первых, он должен обладать чувством композиции и умением находить самый выгодный ракурс. Но это понятие также подразумевает умение выделять значимые детали. Иногда важная деталь предусмотрена в сценарии.

5. Основной договор с инвестором и иными субъектами экранного производства (российский вариант).

1.Краткая аннотация проекта. (выходные данные, объекты съемок, сроки производства, производитель, показ по ТВ, кинопрокат, бюджет, творческая группа, актеры, особенности производства проекта, авторы проекта).

2.Синопсис. (Краткий пересказ фабульных событий с выстраиванием их в сюжет. ВЫДЕЛИТЬ 2-3 ключевых эпизода, несколько выразительных диалогов. Особый акцент – на описании зрелищных кадров, наиболее привлекательных для потенциальной целевой аудитории).

3.Лимит затрат. (Гонорары, зарплата и начисления, услуги цехов, материалы, автотранспорт, командировочные расхоы, прочие затраты, печать фильмокопий, ИТОГО+общестудийные10%, ВСЕГО). Расчет необходимого количества копий. Рекламный бюджет.

4.Расчет доходной части: а) бокс-офис; б) вторичные рынки; в) мерчандайзинг.

5. Сводная смета.

Мы продолжаем информировать наших читателей об особенностях правовых отношений в кинобизнесе. К нам в редакцию то и дело поступают заявки с просьбой опубликовать тот или иной договор. Здесь мы приводим типовой договор между продюсером и инвестором.

об инвестировании производства (фильма/сериала)

г. Москва «____» _______ 20__ г.

именуемое в дальнейшем «Инвестор», в лице ____________________________________________, действующего на основании

________________________, с одной стороны и продюсерская компания ________________________________________________________

именуемая в дальнейшем "Продюсер",

в лице ______________________________________________________, действующего на основании ________________________, с другой

стороны, и________________________________________, именуемое в дальнейшем «Студия», в лице ____________________

_______________________________, действующего на основании _____ ____________________ ___________________________________, с

третьей стороны, в дальнейшем совместно именуемые Стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.1. Предметом настоящего Договора является сотрудничество Сторон по финансированию производства

________________________________________________под (рабочим) названием _________________________________________________ по оригинальному сценарию, основанному на произведении _____________________________________________ (далее по тексту «Фильм) в соответствии с бюджетом кинопроекта Приложение №1 к настоящему Договору.

1.2. Производство Фильма осуществляет Студия, по договору об оказании услуг на производство Фильма от «___»

___________20__ г. заключенному между Продюсером и Студией.

1.3. Продюсеру принадлежат все исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение,

сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения (Фильма), исполнения и постановки, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, действующие в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. В том числе, принадлежат следующие исключительные имущественные права:

· воспроизводить Фильм любым способом и в любой материальной форме, в том числе в печатном виде, на носителях механической записи (MD, CD, VHS), дискетах, компьютерных компакт-дисках (право на воспроизведение); максимальный тираж воспроизведения Фильма каждым способом не ограничен;

· распространять экземпляры Фильма любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

· импортировать экземпляры Фильма с целью их распространения (право на импорт);

• публично показывать Фильм (право на публичный показ);

• публично исполнять Фильм (право на публичное исполнение);

• сообщать Фильм (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

• сообщать Фильм (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

• переводить Фильм на любые языки мира (право на перевод);

• переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать Фильм (право на переработку);

• передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

• воспроизводить запись исполнения или постановки;

• передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

• сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя.

Указанные исключительные права принадлежат Продюсеру с правом использования на территории всех стран мира.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Продюсер гарантирует Инвестору, что он является Правообладателем всех прав на сценарий и другую интеллектуальную собственность, необходимую и достаточную для производства Фильма и на время действия настоящего Договора он обязуется доверенностью передать Инвестору право от его лица проводить переговоры с потенциальными инвесторами, представителями прессы, ТВ и всеми прочими возможными участникам реализации проекта производства Фильма.

2.2. Продюсер и Студия обязуется передать Инвестору по его запросу в кратчайшие сроки достоверные и проверяемые

информацию и материалы необходимые Инвестору для выполнения им его обязательств по настоящему Договору.

2.3. Продюсер и Студия обязуется ознакомить Инвестора с реальными мероприятиями и затратами, осуществленными им за период до подписания настоящего Договора.

2.4. Инвестор по согласованию с Продюсером обязуется в соответствии с план-графиком платежей, согласованного Сторонами (Приложение №2 к настоящему Договору) в течение _____ (____________) банковских дней с даты подписания настоящего Договора перевести на расчетный счет Продюсера сумму в размере ____________________________________________________для финансирования производства Фильма.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ И ОТЧЕТНОСТИ

3.1. Доля Инвестора в финансировании от общего бюджета Фильма составляет ____%, что означает, что Инвестору принадлежит право на получение ______% прибыли от воспроизведения, использования и распространения Фильма всеми видами и способами, перечисленными в разделе 1.3. настоящего Договора, и предусмотренными действующим законодательством РФ об авторском праве на территории всех стран мира в течение срока действия авторских прав на Фильм.

3.2. Продюсер гарантирует Инвестору, что право Инвестора на получение ____% прибыли от воспроизведения, использования и распространения Фильма всеми видами и способами, перечисленными в разделе 1.3. настоящего Договора не подлежит изменению в одностороннем порядке. Выплата Инвестору суммы прибыли, осуществляется Продюсером ежемесячно в срок не позднее ___(______) календарных дней с момента подписания Сторонами Акта согласования суммы прибыли. Продюсер принимает на себя безусловное обязательство по выплате прибыли Инвестору.

3.3. Продюсер гарантирует Инвестору, что в случае перехода права собственности на Фильм в полном объеме или частично третьему лицу. Продюсер обязан в договоре продажи или ином договоре переуступки прав на Фильм с третьим лицом, обязать это третье лицо оплатить сумму прибыли Инвестору, как это предусмотрено настоящим Договором. 3.4. Инвестор имеет приоритетное право на приобретение права или части прав на Фильм, в случае если Продюсер примет решение о переуступке прав на Фильм в той или иной форме третьему лицу, при этом Инвестор имеет право заплатить цену равную цене предложенной потенциальным покупателем.

4. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН

4.1. В рамках действующего законодательства Российской Федерации Стороны будут делать все зависящее для того, чтобы содействовать завершению производства фильма.

4.2. Стороны будут рассматривать в благоприятном и конструктивном духе, каждая со своей стороны, предложения другой стороны, направленные на реализацию данного Проекта.

4.3. Порядок взаимодействия Сторон по вопросам, не урегулированным настоящим Соглашением, устанавливается на основании дополнительных договоренностей Сторон и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Стороны несут ответственность за своевременное и надлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.2. Если какая либо из Сторон нарушит заявления, гарантии и обязательства, предусмотренные Договором, то каждая

из Сторон вправе расторгнуть Договор и взыскать с виновной Стороны убытки, понесенные в результате такого нарушения заявлений, гарантий и обязательств.

5.3. Стороны освобождаются от ответственности за нарушение своих обязательств по настоящему Договору на период действия обстоятельств непреодолимой силы, как это предусмотрено действующим законодательством РФ.

5.4. Стороны разрешают спорные ситуации путем переговоров, а в случае невозможности разрешения спорной ситуации путем переговоров, спор будет решаться в Третейском суде при арбитражном суде г. Москвы, решение которого будет окончательным и обязательным для исполнения Сторонами.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия настоящего Договора.

6.2. Внесение изменений и дополнений в настоящий Договор производится по взаимному согласию Сторон. Договор

может дополняться по взаимному согласию с тем, чтобы учесть новые обстоятельства.

6.3. Настоящее Соглашение составлено в 3 (Трех) экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному для каждой из сторон.

Полное название компании

Помимо двух приложений (№1 – производственный бюджет проекта; № 2 – график платежей) к договору должны прилагаться:

- учредительные документы продюсера и студии

- письма о состоянии счета из банка продюсера и студии

- регистрационное свидетельство на проект от Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.

6. Продюсер как творческо-управленческая фигура в экранном бизнесе. Состояние отечественного института кинопродюсерства.

Сегодня продюсер – главный человек в творческом, организационном и управленческом аспектах производства фильмов.

Продюсер – профессия, совмещающая два начала . зачастую вступающих в противоборство.

Продюсер должен уметь совмещать творческую компоненту своей личности с управленческой таким образом, чтобы получать в результате экранный продукт, одновременно прибыльный и обладающий художественной ценностью.

Более того, по признанию многих известных режиссеров, для них нет человека, более ненавистного, чем продюсер, потому что, как правило, именно он не предоставляет достаточных средств для того, чтобы реализовать все творческие фантазии режиссера.

Виды . генеральный, исполнительный, линейный.

Продюсер читает много сценариев, если ему что-то нравится и подходит, то начинается работа предподготовительного периода (поиск потенциальных инвесторов, возможен сбор нескольких сценаристов, которые дорабатывают сценарий, затем составляется предварительный КПП, выбирается творческие кадры и тд). Все это отправляется на контроль продюсеру и на исполнение второму режиссеру. Затем КПП приобретает юридическую силу (становится незыблемым документом). В подготовительном периоде ведется кастинг, поиск денежных средств, согласование раскадровки и тд. Работа продюсера продолжается и в съемочном, и в монтажно-тонировочном периодах, и на этапе постпродакшн. Он должен контролировать все.

Все нити на всех этапах производства сходятся к продюсеру. Он задумывается также и о прокатной судьбе фильма, ведет переговоры с дистрибьюторами, заключает договора, делает прогнозы на будущее. Продюсеру важно разбираться в искусстве, иметь вкус и чутье.

В связи с тем, что государство постепенно сокращало размеры финансирования киноотрасли, на арену вышли те, кто сумел самостоятельно освоить новую профессию под названием «продюсер».

Для многих она ассоциируется с последним десятилетием, активно осваивающим азы рыночной экономики. О том, то первые продюсеры появились в России еще в начале прошлого века, знают далеко не все.

Сейчас продюсер сумел зарекомендовать себя практически самой влиятельной фигурой в кино-, а также теле- и шоу-бизнесе.

В качестве примера можно привести следующие имена: В. Н. Досталь – продолжительное время глава киноконцерна «Мосфильм», руководитель Гильдии продюсеров России, человек, который, по сути, легализовал эту профессию в нашей стране; Л. Верещагин (генеральный директор студии «ТРИТЭ»); С. Сельянов (руководитель студии «СТВ»); продюсер анимационного кино А. Татарский (руководитель телекомпании «Пилот ТВ»); телевизионный продюсер В. Арсеньев ; продюсер и режиссер В. Тодоровский; И. Толстунов (директор фирмы «Профит»); вице-президент Гильдии кинопродюсеров России А. Разумовский; а также А. Атанесян, В. Глухов, А. Капица, А. Михайлов, М. Рудинштейн, И. Каленов, К. Эрнст и многие другие. В числе особо успешных продюсеров фигурируют и имена «государственников» – руководителя Федеральной службы кинематографии А. Голутвы. очень много сделавшего для вывода российского кино из стадии кризиса; директора «Мосфильма» К. Шахназарова. успешно спродюсировавшего такой фильм, как «Звезда» и многие другие значимые проекты.

Благодаря опыту, накопленному за последние годы, они сумели достигнуть довольно высокого уровня продюсирования. У каждого сформировалась своя система работы, свои методы.

Продюсер сейчас – носитель новой для нас профессии, уникальный специалист, который в условиях рынка будет способен заводить и толкать всю машину киножизни . Если есть рынок – невозможно обойтись без продюсера как его преданного агента.

Основные проблемы, стоящие сейчас перед отечественными кинопродюсерами:

- проблема проката как отечественных, так и зарубежных картин, где отсутствует гибкая, экономически эффективная модель;

- проблема воспитания нового кинематографического поколения, способного органично совмещать законы зрелищности и высокого искусства.

- разработка грамотной репертуарной, жанровой стратегии, способной обогатить наше кино востребованными жизненными темами и идеями, которые с наибольшим интересом встречаются зрительской аудиторией.

Посл.20 лет инст.кинопрод-ва нах-ся на подъеме.

В начале перестройки к продюсерам не относились серьезно.

Есть чистые прод. есть к-рые совмещают, есть гос продюсеры (Толстунов. Тодоровский).

В.Досталь – орг-р Гильдии прод-ров (возродил этот институт после перестройки).

В.Арсентьев, Атанесян, В.Глухов, П.Верещагин. А.Михайлов, Марк Эйзенштейн.

Гильдия Прод-ров появилась в 1996г. первое вр.сущ-ла как закрытая, затем стала открытой… Возглавляет Досталь. В правлении Сельянов. Атанесян, Михайлов…

Прод.Компании: Central Parthership, СТВ, 3Т, Профит…