Руководства, Инструкции, Бланки

психологическая карта ребенка в детском саду образец по фгос img-1

психологическая карта ребенка в детском саду образец по фгос

Рейтинг: 5.0/5.0 (1806 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Диагностика педагога- психолога по Фгос

Обсуждения

Добрый день! Подскажите пожалуйста чем пользуетесь для диагностики от 0 до 7? Особенно интересует какие диагностики сейчас использовать в гкп. Подготовишек пока взяла по этой книге. Нашла рекомендации использовать комплексную диагностику Афонькиной, но она соответствует Фгт, а не фгос. Кто её пробовал?

Афонькина Ю.А. и др. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет

Психологическая диагностика позволяет определить основные показатели личностного и эмоционального развития ребенка, его способность к адаптации в коллективе и умение взаимодействовать с одноклассниками и преподавателями. В данном пособии представлен материал, который позволит оценить готовность детей 5-7 лет к учебе в школе.

Структура методического пособия включает современную программу подготовки и реализации диагностики, комплекс разноплановых подходов, которые выявляют степень готовности ребенка к учебному процессу с точки зрения психологических, физиологических, личностных и информационных аспектов. Также в пособии приведены практические приложения, инструменты и формы учета показателей для каждого отдельного ребенка, что значительно упрощает и ускоряет процесс диагностики.

Введение 2
Инновационный модуль диагностического обследования развития детей 7
Методики диагностического обследования 11
Информационный компонент 11
Тест 1. Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи 11
Тест 2. Изучение уровня развития вербального мышления (составлено по ориентировочному тесту школьной зрелости Керна-Йирасека) 12
Тест 3. Изучение процесса обобщения 13
Тест 4. Изучение процесса классификации 13
Тест 5. Определение механической памяти (тест «10 слов») 14
Тест 6. Определение кратковременной зрительной памяти (тест «10 предметов») 15
Тест 7. Изучение произвольности внимания (Керн-Йирасек «Копирование точек») 15
Тест 8. Изучение устойчивости внимания (модифицированный тест А. Рея «Переплетенные линии») 16
Тест 9. Изучение переключения внимания (сравнение двух картинок) 17
Тест 10. Исследование восприятия (фигурно-фоновые отношения) 17
Произвольность 18
Тест 11. Изучение способности действовать по образцу (методика Н. И. Гуткиной «Домик») 18
Тест 12. Изучение общей способности к обучению (методика У. В. Ульенковой «Рисование флажков») 18
Тест 13. Изучение общей способности к обучению (методика У. В. Ульенковой «Выкладывание елочки») 20
Личностно-мотивационный компонент 21
Тест 14. Изучение новой внутренней позиции, оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе (тест «Представь себе…») 21
Тест 15. Изучение эмоционального отношения к школе (тест «Веселый – грустный») 22
Тест 16. Изучение знаний о школе (сортировка картинок «Школа – детский сад») 23
Психофизиологический компонент 23
Тест 17. Исследование зрительно-моторной координации (Л. Бендер) 23
Тест 18. Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости («Пробы моторной одаренности» Н. И. Озерецкого) 24
Регистрационные бланки 25
Старшая группа 25
Результаты первичной диагностики 25
Результаты вторичной диагностики 26
Результаты третичной диагностики 27
Сводная таблица результатов диагностики готовности к обучению детей 28
Результаты диагностики готовности к обучению детей 29
Подготовительная группа 30
Результаты первичной диагностики 30
Результаты вторичной диагностики 31
Результаты третичной диагностики 32
Сводная таблица результатов диагностики готовности к обучению детей 33
Результаты диагностики готовности к обучению детей 34
Приложения 35
Литература 61

Денисова Н. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.

Содержание:
Введение3
1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста 5
1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника 5
1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей 9
1.3. Адаптивная методика Е.В. Кучеровой для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду 11
1.3.1. Методика «Проективные рассказы» 11
1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека» 13
1.3.3. Методика «Разложи картинки» 15
1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке 16
1.5. Проективная игра «Почта» (модификация теста Д. Антони и Е. Бене) 19
1.6. Семейный тест отношений (СТО) (проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене) 24
1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников 30
1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников 31
1.7.2. Тест «Рисунок семьи» 33
1.7.3. Кинетический рисунок семьи 48
1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы» 49
1.7.5. Методика «Семья в образах животных» 49
1.7.6. Проективный тест «Дом – дерево – человек» 51
1.7.7. Тест «Несуществующее животное» 83
1.7.8. Графическая методика «Кактус» 100
1.7.9. Автопортрет 101
1.8. Тест «Страхи в домиках» 106
1.9. Тест «Два домика» 109
1.10. Тест «Рука» (Hand test) (Э. Вагнер) 110
1.11. Методика «Линеограмма» 113
1.12. Методика «Неоконченные предложения» 115
1.13. Методика «Сюжетные картинки» 116
1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников 117
1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок 119
1.16. Методика «Часики» 120
1.17. Методика «Маски» 124
1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 126
1.19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева) 136
1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой) 139
1.21. Методика игры «Секрет» 142
1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (авторы: Г. Любина, Л. Микулик) 144
1.23. Социометрический опросник (для детей) 145
1.24. Исследование «Лесенка» (Н.В. Нижегородцева) 148
2. Диагностика эмоциональных нарушений 150
2.1. Критерии эмоциональных нарушений 150
2.2. «Шкала тревожности» 154
2.3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 156
2.4. Выявление тревожности старших дошкольников (автор В.С. Мерлин) 159
2.5. Шкала оценки внешних признаков эмоционального воз-буждения (автор Ю.Я. Киселев) 161
2.6. Методика «Паровозик» 164
3. Работа с родителями 165
3.1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей 165
3.2. Оценка уровня тревожности ребенка (тест А.И. Захарова) 67
3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) 169
3.4. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) 176
3.5. Анкетный опрос родителей 184
3.5.1. Анкета № 1 184
3.5.2. Анкета № 2 189
Приложения 192
Приложение 1. Тест «Рука» Э. Вагнера 192
Приложение 2. Рисунки к детскому апперцептивному тесту (ДАТ) 193
Литература 198

Мне тоже интересно. Вообще появился ли список общий по России (или регионам), рекомендованных к использованию методик? Или все остается по прежнему - психолог сам выбирает и несет ответственность за выбранную? У нас в критериях на высшую категорию стоит такой пункт: обоснованность выбираемых методик диагностики и развивающих программ.

Светлана. список есть в дневнике педагога психолога одобренного фгос. там в основном указана книга "Комплексная оценка результатов освоения программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал.", но она одобрена ФГТ. по ФГОС ее нет.

Другие статьи

Карта развития ребенка в доу образец по фгос - Новые архивы

Комитет образования администрации городского округа город чита

Причем - в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Развития ребенка с учетом фгос до опыт доу65.Программа от рождения до школы разработана на основе фгос до и. Справка из поликлиники, о том,что ребенок здоров и может посещать детский сад. Нсоко (независимая система оценки качества образования).

  1. Индивидуальная карта развития по образовытельным областям социально-коммуникативная и речевое развитие.
  2. Системный подход к повышению уровня профессиональной компетентности педагогов доу в интеллектуальном развитии.
Карта развития ребёнка (для детей с 2 до 5 лет)материал по теме карта развити ребенка 3-4 лет социальная.
  • До - мбдоу детский сад 10 возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей.
  • Карта развития ребенка (при совместной деятельности логопеда и психолога с детьми.
  • Индивидуальная карта развития ребенкапедагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности (автор ю.
Бланки в детском саду

Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое.

Карты индивидуального развития дошкольника по фгос

Карты индивидуального развития дошкольника по фгос Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей».

Я использую методические рекомендации «Диагностика педагогического процесса», «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности», где представлена модель педагогической диагностики разработанной на основе положений ФГОС.

Новизна предлагаемой в данных пособиях модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учётом образовательных областей и их приоритетных направлений. Но проблема организации педагогической диагностики ещё существует. Возможная причина - несвоевременный выход документов.

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год. На начало года ставится задача проектирования образовательной деятельности с детьми и планирование индивидуальной работы по образовательным областям. В конце года идёт сравнительный анализ результатов. В качестве основных методов используется наблюдение и изучение продуктов детской деятельности. Для наблюдения необходимо знать показатели, которые характеризуют развитие умений и навыков детей по каждой образовательной области.

Процедура педагогической диагностики осуществляется в три этапа в процессе которых идёт изучение показателей уровня эффективности педагогического воздействия по образовательных областям, составление индивидуального маршрута развития ребёнка, систематизация результатов и заполнение карты индивидуального развития.

В ФГОС в 4 разделе раскрываются требования к результатам освоения образовательной программы. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров. Но целевые ориентиры не оцениваются, т. к. это возрастной портрет ребёнка в 3года и в 7 лет. Это ориентир для взрослых для того чтобы наметить образовательную деятельность по возрастам. А как показатель для оценки индивидуального развития используется планируемый показатель по образовательным областям (в программе их не найти, но имеются задачи по каждой образовательной области, следовательно планируемым результатом является выполнение этих задач) .

Для организации педагогической диагностики мы используем таблицы, где конкретно прописаны по каждому возрастному периоду показатели, т. е планируемые результаты. Например, образовательная область «Речевое развитие»:

• Называют некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов… ;

• Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете… ;

• Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность;

• При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Оценка развития необходимых умений и навыков детей осуществляется по трёхбалльной системе. Итоговый результат (средний балл) это сумма баллов по всем показателям делённая на количество показателей.

Процедура педагогической диагностики может быть организована по-разному: в зависимости от приоритетных направлений, программы развивающей среды, но обязательно с использованием разных видов деятельности (игровой, изобразительной, двигательной т. д.)

В рекомендациях имеются примеры организации проблемных ситуаций, наблюдений, но, к сожалению, не по каждому параметру образовательной области, поэтому необходимо дорабатывать самостоятельно. Ещё одно важное требование педагогической диагностики – это естественные для ребёнка условия, а не организация специальных заданий-тестов.

Например, образовательная область «Познавательное развитие» (подготовительная группа) .

Показатель для оценки индивидуального развития:

Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формой с динамомашиной для подзарядки (или любой другой предмет)

Задание: положить в группе до прихода детей. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает? », предложить самому подумать.

Результат педагогической диагностики – это оценка индивидуального развития ребёнка. В настоящее время у нас имеются карты индивидуального развития детей, в которых планируется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка по образовательным областям.

Индивидуальный образовательный маршрут представлен таблицей, в которой включены направления деятельности педагога с учётом педагогической диагностики. Это может быть обогащение знаний практического опыта ребёнка, развитие его способностей, «устранение» пробелов в тех или иных видах деятельности, повышение познавательной мотивации и т. д.

Т. о. современная модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учётом образовательных областей и их параметров. Новым является способ обработки и представления результатов для определения уровня индивидуального развития детей, эффективности педагогического воздействия. Педагогическое воздействие включает в себя создание условий и организацию образовательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I

Наконец-то аттестация осталась далеко позади. Можно вздохнуть с облегчением! В сентябре очень круто изменились критерии аттестации. Конечно, изменения коснулись и отчета индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (ИОМ). Предлагаю вам свой отчет, может кому- нибудь пригодиться! Отчет несколько длиноват, поэтому пришлось его разбить на 3 части.

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) приказ от 17.10.2013 №1155.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (ИОМ)

ИОМ может разрабатываться для детей с проблемами в развитии и с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается после проведения мониторинга (диагностики) качества образования воспитанников.

Для проведения мониторинга мною была использована следующая научно- методическая литература: «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Ю. А. Афонькина. издательство «Учитель», 2011г; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Диагностический журнал, первая младшая группа, С. С. Дреер, А. Н. Потыкан, издательство «Учитель», 2010г.

При проведении мониторинга (диагностики) были использованы методы: Экспресс- диагностика- ОО «Физическая культура», ОО «Музыка». Комплексная беседа, проблемные ситуации- ОО «Безопасность», «Чтение художественной литературы». Дидактическая игра, тестовые задания - ОО «Познание» («Конструирование», «Ознакомление с окружающим», ОО «»Коммуникация» («Развитие речи») .

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:интеллектуального;эмоциональноволевого;деятельностного; нравственно-духовного.

В своей работе основной упор делала на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам (самообслуживание, коммуникации и формированию здорового образа жизни (представлений).

Мониторинг (диагностика) проводился в начале учебного года.

По результатам мониторинга у трех детей выявлено отставание по нескольким параметрам и один ребенок- с опережением в развитии. Этот ребенок уже хорошо ориентировался в формах, цвете (находил предметы не по образцу, речь довольно развита. Фамилия и имена этих детей зашифрованы следующим образом: лисичка, бабочка, котик, птичка.

Причины могут быть разные, но детям нужна помощь. Мною были разработаны индивидуальные образовательные маршруты сопровождения для детей нашей группы с задержкой речевого развития.

В карту индивидуального образовательного развития были включены следующие показатели:

характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения) ; данные об уровне физического развития ребенка; показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности) ; показатели уровня усвоения ребенком общеобразовательного программного материала.

Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, в свободной деятельности детей.

При разработки индивидуального образовательного маршрута, придерживалась структуры: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Проведя контрольный срез и выявив проблемы в образовательных областях, мною были разработаны индивидуальные образовательные маршрутные карты для каждого ребенка.

1. Ф. И. ребенка, краткие сведения о нем:_______________________

(дата рождения, его семья, условия проживания)

Подробней на сайте nsportal.ru

II этап — Комплексной диагностики. (мониторинг)

III этап — Разработка индивидуального образовательного маршрута.

IV этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

V этап — Промежуточный мониторинг.

VI этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

VII этап — Итоговый мониторинг.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Необходимо обозначать временные отрезки, на которые составляется индивидуальный маршрут. Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Похожая статья: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Составляется введение, где объясняется, для чего составляется маршрут, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.

Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Наряду с диагностикой в процессе реализации маршрута проводится мониторинг в работе с дошкольниками — это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Необходима коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.

По истечению определённого времени необходимо проводить корректировку. Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий, V этап работы по индивидуальному маршруту развития ребенка.

Оценка готовности педагогов к работе с ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и желание ему помочь.

Необходимо получить согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово первый год принял решение самостоятельно составлять индивидуальные образовательные маршруты, таким образом, на начало 2014–2015 учебного года каждый обучающийся имеет свой индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО.

На основании мониторинга, у каждого воспитанника ДОУ можно проследить слабо развитые интегративные качества. По одному критерию будет несколько «отстающих», на основании этого можно составить карту индивидуальных маршрутов воспитанников группы.

Пример карты мониторинга интегративных качеств

Фамилии, имена воспитанников группы

Критерии мониторинга интегративных качеств воспитанников

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

Способность к волевому усилию.

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника - Учебный процесс - Рекомендации методиствов - Официальный сайт МОУДПО(ПК) СУМЦ Серпухов

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

методист по дошкольному образованию

МОУ ДПО (ПК) С «Учебно-методический центр»

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации .

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) .

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО :

Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

  • это п. 1.6 (задачи стандарта) - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • п. 1.4 (принципы стандарта) - индивидуализация дошкольного образования;
  • п. 2.10.2 (содержание) - способы и направления детской инициативы;
  • п. 3.2.1 - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  • п. 3.2.3 - индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития) ;
  • п. 3.2.5 - построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:

  • Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.
  • Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.
  • Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.
  • Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ. включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы :

  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира). сообразно своему возрасту.
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.
  • Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо). а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

ИОМ должен иметь цель

Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы - это планирование на 1-3 месяца.

2. Содержательная часть ИОМ

  • общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад) ;
  • характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
  • краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д..
  • Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками - это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга - обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно - развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
  • показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности) ;
  • показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
  • уровень готовности ребенка к обучению в школе;
  • выявление индивидуальных склонностей ребенка;
  • Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;
  • Индивидуальная сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5) ;
  • Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.

Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

  • Контролирующая часть структуры ИОМ:
  • Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)
  • Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка
  • Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

  • Организационно - педагогические условия
  • Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
  • Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
  • Формы реализации ИОМ

Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника

в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Материал рекомендован старшим воспитателям, воспитателям, логопедам, педагогам - психологам и другим специалистам детского сада.

Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного процесса. Возникшая в образовании широкая вариативность образовательных программ делает необходимым выделение параметров общей характеристики ребенка при переходе от одной ступени образования к другой.

Карта индивидуального развития ребенка– документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты– выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательно маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство, что мы и постарались сделать при проектировании структуры индивидуальной карты развития.

Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков или особых способностей ребёнка, требующих индивидуального подхода к их развитию.

Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые ее заполняют в начале и конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные задания. Она служит общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей вне зависимости от вида учреждения и используемых программ.

Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.

Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.

Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности. Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу

Рекомендации для педагогов при заполнении карты развития ребенка:

  1. Картазаполняется при поступлении ребенка в детский сад (с 3-х летнего возраста) и ведется до выпуска в школу.

(в 1младшей группе проводится диагностика нервно-психического развития, согласно рекомендациям Н. М. Аксариной)

  1. В заполнении карты принимают участие все педагоги ДОУ.
  2. Диагноз, группа здоровья, физическое развитие указываются, согласно данных медицинской карты ребенка.
  3. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ оценки диагностики (мониторинга) (3-х. 5-ти бальной или другой шкале) .
  4. Средний показатель выводится по итогам всех полученных данных.
  5. Каждое учреждение может вносить изменения в карту индивидуального развития в зависимости от особенностей организации диагностики (мониторинга) .

Карта индивидуального развития ребенка

Дата поступления в МДОУ «Детский сад № __» __________________________________________________________________

Критерии оценки уровня развития ребенка: высокий (В). средний (С). низкий (Н)

  1. Детская психология
  2. Индивидуальная карта развития ребенка

Современные дети развиваются очень быстро. Многие из них в 3 года уверенно щёлкают компьютерными мышками, пользуются устройствами с сенсорными экранами, играют в игры. Часто дети удивляют своих родителей знанием значения достаточно сложных слов.

Субъективно, кажется, что кроха развивается не по дням, а по часам.

Задержка психического развития - диагноз, определение которого может быть затруднительным. Особенно в случаях, когда определённое отставание в одной области с избытком компенсируется повышенной активностью в других.

Более того, для диагностики нарушений психологического развития не бывает анализов крови, каких-либо инструментальных способов. Диагноз может поставить только специалист с высокой квалификацией и опытом. Следует отметить, что диагноз этот не редкий.

И что более важно, для не специалиста незначительное отставание в психологическом развитии совершенно неразличимо. Подчас дети демонстрируют отличную способность к иностранным языкам благодаря хорошей памяти. Однако, в плане социальной адаптации, психологии общения с коллективом у детей могут наблюдаться явные нарушения.

Как проводят оценку психического развития детей

Оценку психического развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводят психологи. Школьный психолог, как правило, первым замечает какие-либо проблемы, при условии внимательного отношения к выполняемой работе.

В настоящее время оценка психолога необходима для поступления в школу. Основным инструментом для оценки развития детей в коллективах является карта индивидуального психического развития ребёнка.

Индивидуальная карта развития ребёнка

На каждого ребёнка в школе или детском саду заводят специальную карту. Обычно она состоит из паспортной части, оценки уровня физического развития и оценки уровня психологического развития. Карта является персональным документом.

Информация в ней является конфиденциальной. С её содержимым имеют право ознакомится родители ребёнка (или доверенные лица, опекуны) и преподаватели.

Оценка физического развития необходима для статистических данных, для наблюдением за динамикой физического развития. Кроме того, часть трудно поддающихся диагностике патологий часто сопровождается задержкой физического развития. Индивидуальная карта физического и психологического развития ребёнка позволяет оценить антропометрические и физические данные каждого ребёнка в динамике.

Более важно наблюдение за психологическим развитием ребёнка. Индивидуальная карта развития ребёнка позволяет оценить психологическое развитие во всех аспектах: семейном, личном, социальном.

В определённые возрастные периоды ребёнок должен достигать определённый уровень нормального развития. Например, в 3-4 года играть в коллективные игры, уметь реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.

В 5-6 лет выполнять ряд общественных и семейных обязанностей, адекватно оценивать себя и свои поступки. Данные наблюдений психолога заносятся в карту каждый год. В случае возникновения у ребёнка каких-либо психологических проблем или задержке психического развития об этом извещают родителей.

Использование индивидуальных карт хорошо подходит для коллективов. Однако, родителям не стоит забывать о своих детях. Конечно, со стороны кажется, что если ребёнок на ты с компьютером это свидетельствует о хорошим психическом развитии.

Но, психическое развитие в первую очередь можно оценить по общению с другими людьми. Поэтому, уделяйте больше живого внимания своему ребёнку. Многие родители не могут вспомнить, когда они в последний раз играли в игру, не требующую компьютера.

Здесь вы можете скачать индивидуальную карту развития ребенка

Подробней на сайте doctor-frixs.ru

Другие статьи по теме:

Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр.

Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр.

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр.

Области развития дошкольников по фгос

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошк.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста.

Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста.

Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

Развитие связной речи дошкольников в условиях фгос

Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь.

Задачи физического развития дошкольников по фгос

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь.

Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп.

Развитие речи дошкольников по фгос

Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь.