Руководства, Инструкции, Бланки

идентификация зданий и сооружений образец img-1

идентификация зданий и сооружений образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1816 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии. $(

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на жилые здания, общественные здания и сооружения и их комплексы, здания и сооружения предприятий промышленности, водного, сельского и городского хозяйства, здания и сооружения транспортного комплекса (в том числе трубопроводного транспорта) и связи, энергетики, гидротехнические и мелиоративные сооружения, сооружения на шельфе морей, возводимые в любых климатических, инженерно-геологических и других природных условиях на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на здания, предназначенные для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, и здания, включающие отдельные помещения, предназначенные для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, а также на горные выработки, строительные сооружения космодромов, здания и сооружения, относящиеся к сфере государственной безопасности и оборонной промышленности.

Настоящий Федеральный закон не распространяется также на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на конструкции и инженерное оборудование.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования безопасности зданий и сооружений, в том числе:

требования механической безопасности в нормальных условиях эксплуатации;

требования пожарной безопасности;

требования безопасности в сложных природных условиях;

требования безопасных для здоровья человека условий проживания, труда, быта и отдыха, включая требования биологической, химической, радиационной безопасности;

требования безопасности пользования (в том числе электробезопасности и термической безопасности) зданиями, сооружениями, их системами и элементами, а также земельными участками, на которых они расположены;

требования безопасного уровня воздействий зданий и сооружений на окружающую среду в процессе строительства, использования по назначению и эксплуатации.

Настоящий Федеральный закон устанавливает также порядок оценки соответствия зданий и сооружений требованиям настоящего Федерального закона.

3. Требования настоящего Федерального закона обязательны для физических и юридических лиц, являющихся застройщиками, заказчиками, осуществляющими инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию, снос и утилизацию зданий и сооружений, а также государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации, государственный строительный надзор и контроль (надзор) в процессе эксплуатации зданий и сооружений.

В целях применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются по своему назначению в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и по уровню ответственности в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В целях применения настоящего Федерального закона при оценке соответствия здания и сооружения дополнительно идентифицируются в соответствии с частью 2 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Другие статьи

Идентификация зданий и сооружений по 384-ФЗ - Прочее

Идентификация зданий и сооружений по 384-ФЗ

Мы пишем так (замечаний от госэкспертизы не было):


….Сооружения запроектированного объекта относятся как:

принадлежность (код по общероссийскому
классификатору основных фондов ОК 013-94*)

….- резервуары наземные и подземные (12 …………….);
….- эстакады сливные (12 2811254);
….- дорога железная однопутная и подъездные пути (12 4526102);

возможность опасных природных процессов и
явлений и техногенных воздействий

….- возможность опасного сейсмического воздействия;
….- возможность техногенного воздействия в результате возможной аварии на опасных объектах и транспортных коммуникациях;

принадлежность к опасным производственным объектам


….- на основании приложения 1 к Федеральному закону от 20.07.10097 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объект капитального строительства относится к опасным производственным объектам, в приёмных лотках и промежуточной приёмной ёмкости которого периодически обращается до 5 000 т мазута (горючая жидкость);

пожарная и взрывопожарная опасность


….- в соответствии с Федеральным законом от 04.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» запроектированный реконструкцией объект капитального строительства по взрывопожарной и пожарной опасности отнесён к следующим категориям:
….- сливо-наливная эстакада - В;
….- здание…………………. - В;
….……………………………………..
. - павильон над приёмной ёмкостью – ВН;
….- трансформаторная подстанция - В;

наличие помещений с постоянным пребыванием людей

….- здание (…. чел. обслуживающего персонала);

….- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 384-ФЗ «Технологический регламент о безопасности зданий и сооружений» уровень ответственности зданий и сооружений:
….- трансформаторная подстанция – нормальный;
….- сливо-наливная эстакада, приёмная ёмкость, здание. - повышенный.
….Срок эксплуатации запроектированных новым строительством зданий и сооружений согласно СТО 36554501-014-2008 «Надёжность строительных конструкций и оснований» принят не менее 50 лет.

Последний раз редактировалось Doka, 26.06.2011 в 10:32.

Идентификация зданий и сооружений

/ ГСХ 2013лекции / ГСХ 2013 / ГСХ студент / Терминология / идентификация зданий и сооружений

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам;

5) пожарная и взрывопожарная опасность;

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности.

2. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

3. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также результатами инженерных изысканий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

4. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

5. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 5 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

6. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с требованиями застройщика (заказчика).

7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам. (Ст. 48.1 ГрК РФ)

9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Справка БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства (БТИ) (образец)

»Контроль процессов проектирования

»Согласование и утверждение проектной документации

»Оформление разрешения на строительство

» Контроль строительно-монтажных работ

»Оформление сдачи -приёмки объекта

»Градостроительная документация для объектов в г. Москва

»Градостроительная документация для объектов в Московской области

»Градостроительная документация для объектов в регионах РФ

»Градостроительное законодательство г. Москвы

»Градостроительное законодательство Московской области

»Организации и службы Московской области

»Организации и службы Российской Федерации

»Генеральный план Москвы до 2025 г.

»Карта Московской области

Справка БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства (БТИ) Справка БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства Образец №2 Справка БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства Образец №3

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме:

Вопрос №1: Где получить Справку БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства? Ответ №1: Контактная информация организации, уполномоченной на оформление и выдачу заявителям Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства – см. здесь Вопрос №2: Где найти форму (образец) заявки (заявления) на получение (оформление и выдачу заявителям) Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства? Ответ №2: Форма (образец) заявки (заявления) на получение (оформление и выдачу заявителям) Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства – см. здесь Вопрос №3: Какие документы требуются от заявителя для оформления и получения Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства ? Ответ №3: Перечень основных документов требующихся от заявителя для оформления и получения Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства – см. здесь Вопрос №4: Какие нормативно-правовые документы регламентируют порядок оформления и выдачи заявителям Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства? Ответ №4: Нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок оформления и выдачи заявителям Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства – см. здесь Вопрос №5: Каков нормативный срок получения (оформления и выдачи заявителям) Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства? Ответ №5: Нормативный срок получения (оформления и выдачи заявителям) Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства – см. здесь Вопрос №6: Какова нормативная стоимость получения (оформления и выдачи заявителям) Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства? Ответ №6: Нормативная стоимость получения (оформления и выдачи заявителям) Справки БТИ об идентификации адреса объекта капитального строительства – см. здесь

Статья 4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) "ТЕХНИЧЕСКИЙ. Актуально в 2016 году

Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам;

5) пожарная и взрывопожарная опасность;

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности.

2. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

3. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также результатами инженерных изысканий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

4. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

5. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 5 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

6. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с требованиями застройщика (заказчика).

7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;

2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Статья 4

Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

Комментарий к статье 4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

1. Для того чтобы конкретизировать объект технического регулирования (какие конкретно здания и сооружения должны отвечать требованиям комментируемого Технического регламента), рассматриваемая норма содержит правила идентификации зданий и сооружений в целях применения Технического регламента. Термин «идентификация» (от лат. identifico — отождествляю) означает уподобление, опознание объектов, личностей в процессе сравнения, сопоставления по определенным признакам <12>. В ФЗ «О техническом регулировании» под идентификацией понимается установление тождественности характеристик продукции (и в частности зданий и сооружений) ее существенным признакам (абз. 10 ст. 2). Положения ч. 1 комментируемой статьи устанавливают семь основных признаков, по которым происходит идентификация зданий и сооружений. Комментируемая часть представляет как бы основу всей статьи, поскольку все последующие со 2 по 10 части статьи конкретизируют перечисленные в ней признаки идентификации.

<12> См. Большой энциклопедический словарь. Серия «Современная энциклопедия». М. АСТ, 2008.

Основным признаком, по которому прежде всего производится идентификация здания или сооружения, выступает его назначение. В толковых словарях одним из значений термина «назначение» является слово «цель». Следовательно, признак «назначение» здания или сооружения следует рассматривать как цель, для которой тот или иной объект построен (например, жилое, производственное здание, спортивное сооружение и т.п.). Данный признак тесно связан со вторым признаком, по которому происходит идентификация зданий и сооружений, — принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность. поскольку данный признак также в своем роде определяет предназначение здания или сооружения.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи разъясняют, как следует идентифицировать здание или сооружение по вышеназванным признакам. Данные признаки, как правило, должны быть зафиксированы в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О техническом регулировании» представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. В настоящее время в Российской Федерации существует 33 Общероссийских классификатора, среди которых Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ). В соответствии с ОКОФ объектами классификации являются основные фонды, которые состоят из материальных и нематериальных основных фондов.

К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, жилища и прочие виды материальных основных фондов. Группировки объектов в ОКОФ образованы, в основном, по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов. Подраздел ОКОФ «Здания (кроме жилых)» включает здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу. Объектом классификации данного подраздела является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами. Помещения, встроенные в здания и предназначенные для магазинов, столовых, парикмахерских, ателье, пунктов проката предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, детских садов, яслей, отделений связи, банков и других организаций, назначение которых иное, чем основное назначение здания, входят в состав основного здания.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительством здания, также входят в состав здания.

К подразделу ОКОФ «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, нефтяная скважина включает в себя вышку и обсадные трубы; мост включает в себя пролетное строение, опоры, мостовое полотно (мостовые охранные брусья, контрольный и мостовой настил); автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 метров.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

В подраздел ОКОФ «Жилища» включены здания, предназначенные для невременного проживания. Названный подраздел включает в себя также передвижные щитовые домики, плавучие дома, прочие здания (помещения), используемые для жилья, а также исторические памятники, идентифицированные в основном как жилые дома. При этом передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и пр.) относятся к зданиям.

Согласно ОКОФ все основные средства, в т.ч. здания и сооружения, имеют девятизначный код. Так, к примеру, здания производственные бытовые имеют код 11 0001110, здания электрических и тепловых сетей — 11 4521012, магазин мебельный — 11 4527106, аптека городская — 11 4528231, театр — 11 4528841; сооружения электроэнергетики — 12 4521010, аэродром — 12 4526468, сооружения спортивные — 12 4528030; здания жилые общего назначения — 13 4527610, здания общежитий — 13 4527620 и т.д.

В ОКОФ перечислено более 2,5 тыс. наименований различных зданий, однако в комментируемой части статьи законодателем предусмотрено, что если необходимое наименование все же отсутствует в общероссийских классификаторах, то застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, т.н. ведомственные классификаторы. Так, Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» утвержден в качестве приложения к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения Классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Необходимо обратить внимание, что законодатель разрешает осуществление идентификации по указанным признакам только на основании классификаторов, включенных, во-первых, в нормативно-правовые акты, т.е. общеобязательные акты, направленные на неопределенный круг лиц; во-вторых, эти акты должны быть утверждены федеральными органами исполнительной власти: Правительством РФ, министерствами, федеральными службами и т.п. ведомствами. Таким образом, из буквального толкования комментируемой части статьи следует, что для идентификации зданий и сооружений по признаку назначения и принадлежности к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность, не могут использоваться классификаторы органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В ч. 3 комментируемой статьи разъясняется, как следует идентифицировать здания и сооружения по признаку возможности опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории. на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

Опасные природные процессы и явления. применительно к комментируемой статье, это — землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения. Воздействия на территории, на которых будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, могут быть не только природного, но и техногенного характера. Эти воздействия представляют собой опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории. В частности, авария является разновидностью техногенных происшествий, создающих на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящих к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.

Для того чтобы установить, подвержена ли территория, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, природным или техногенным воздействиям, необходимо руководствоваться:

1) во-первых, районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Под районированием, вообще, понимается процесс и результат членения территории на районы или выявления, выделения и разграничения ареалов в любой среде. Районированию всегда сопутствуют конкретные цели. Районирование подразделяют на частное и общее. При частном используется какой-либо один ведущий признак: компонент природной среды или вид деятельности (отрасль хозяйства). При общем районировании — сочетание признаков, позволяющее выделять комплексные или интегральные районы по характерным сочетаниям природных или общественных признаков. Результатом служит сеть районов, отражающая специфику районируемого пространства и внутренне присущую территориальной организации иерархичность геосистем <13>.

<13> См. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. А.П. Горкина. М. Росмэн, 2006.

В качестве критериев районирования по уровню опасности природных процессов выступают конкретные природные процессы. Так, районирование проводится:

— по степени опасности проявления оползневых процессов во времени, в том числе по характеру режима быстроменяющихся факторов; по степени устойчивости склонов, берегов, откосов к оползневым явлениям;

— по степени проявления обвальных явлений во времени, включая районирование по характеру режима быстрозаменяющихся факторов; по степени устойчивости склонов, берегов, откосов, к обвальным явлениям;

— по степени активности и опасности карстовых процессов во времени, а также цикличности карстовой активизации;

— по степени активности и опасности суффозионных процессов (эрозионный процесс вымывания (выщелачивания) фильтрующейся водой микрочастиц из растворимых горных пород, сопровождающийся образованием просадочных деформаций в вышезалегающих породах) во времени и цикличности суффозионной активизации;

— по степени активности и опасности просадочных явлений во времени, в т.ч. и по степени устойчивости лессовых грунтов;

— по грунтовым условиям, ландшафтным индикаторам, по степени активности и опасности овражной эрозии во времени;

— районирование береговой зоны по инженерно-геологическим условиям и степени активности и опасности абразивно-эрозионных процессов;

— по степени сейсмогеодинамической активности. Значительная часть территории Российской Федерации характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. В связи с этим важное значение приобретает сейсмическое районирование территории Российской Федерации. Детальное сейсмическое районирование имеет своей задачей выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для конкретных объектов (городов, населенных пунктов, крупных промышленных и энергетических объектов и т.д.). Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Карты сейсмического микрорайонирования служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки и должны содержать всю необходимую информацию для проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений (раздел 2 Федеральной целевой программы «Сейсмобезопасность территории России» (2002 — 2010 годы), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.09.2001 N 690). В связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства РФ от 11.11.2006 N 1546-р ее реализация была завершена, сейчас реализуется Федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 — 2018 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2009 N 365). Мероприятия Программы в том числе включают в себя исследования фундаментального и прикладного характера, разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсмическому районированию территорий муниципальных образований;

2) во-вторых, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений осуществляются специализированными службами министерств, ведомств или специально уполномоченными организациями, которые функционально, по своему назначению являются информационными подсистемами в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основной задачей мониторинга и прогнозирования опасных геологических явлений является своевременное выявление и прогнозирование развития опасных геологических процессов, влияющих на безопасное состояние геологической среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для обеспечения безопасности населения и объектов экономики страны в природных чрезвычайных ситуациях. Объектами мониторинга являются территории распространения опасных геологических явлений, выделяемые по данным специализированных геологических исследований как учетные единицы таксономического ряда объектов наблюдений: регион, область, район, участок, временная зона.

Уполномоченные органы по проведению мониторинга и прогнозированию опасных геологических явлений осуществляют наблюдение, сбор, обработку, обобщение, накопление, хранение и распространение информации на объектовом (локальном), местном, территориальном (региональном) и федеральном уровнях, а для мониторинга землетрясений и экзогенных процессов, соответственно, на глобальном уровне и на уровне элементарных форм проявления экзогенных геологических процессов. Так, например, в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах строительства подземных сооружений, организации работы по защите производственного персонала от чрезвычайных ситуаций и обеспечения участия сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе сил постоянной готовности федерального уровня, Минрегионом РФ издан Приказ от 08.11.2006 N 129 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росстроя, и Положения о функциональной подсистеме защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий». В соответствии с этим документом в режиме повседневной деятельности осуществляется наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; планирование, выполнение и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности и защиты производственного персонала, сокращение возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования строящихся подземных сооружений в чрезвычайных ситуациях (п. 5.2.1);

3) в-третьих, результатами инженерных изысканий. Инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения. На основе материалов инженерных изысканий для строительства осуществляется разработка предпроектной документации, проектов и рабочей документации строительства предприятий, зданий и сооружений. Инженерные изыскания для строительства с целью обоснования предпроектной документации должны обеспечивать комплексное изучение природных и техногенных условий региона (района, площадки, трассы), составление прогноза возможного изменения этих условий при взаимодействии с объектами строительства.

При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, а также при проектировании их инженерной защиты необходимо выявлять геофизические воздействия, вызывающие проявления и (или) активизацию опасных природных (геологических, гидрометеорологических и др.) процессов. Для этого в рамках инженерных изысканий могут проводиться инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно-гидрометеорологические изыскания.

Инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий района (площадки, участка, трассы) проектируемого строительства, включая рельеф, геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, изменение условий освоенных (застроенных) территорий, составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых и достаточных материалов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов (раздел 6 СП 47.13330.2012 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», утв. Приказом Госстроя России от 10.12.2012 N 83/ГС).

Инженерно-геодезические изыскания для строительства должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности (в том числе дна водотоков водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных) и других элементах планировки (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории (акватории) строительства и обоснования проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации объектов. Инженерно-геодезические изыскания включают геодезические, топографические, аэрофотосъемочные, стереофотограмметрические, инженерно-гидрографические, трассировочные работы, геодезические стационарные наблюдения, кадастровые и другие специальные работы и исследования, а также геодезические работы в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений. Инженерно-геодезические изыскания для строительства выполняются как самостоятельный вид инженерных изысканий и в комплексе с другими видами инженерных изысканий (изыскательских работ и исследований), в том числе инженерно-геологическими, инженерно-гидрометеорологическими и инженерно-экологическими изысканиями, а также изысканиями грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод (п. п. 4.1, 4.4 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства», одобрены письмом Госстроя РФ от 17.02.2004 N 9-20/112).

Инженерно-гидрометеорологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение гидрометеорологических условий территории (района, площадки, участка, трассы) строительства и прогноз возможных изменений этих условий в результате взаимодействия с проектируемым объектом с целью получения необходимых и достаточных материалов и данных для принятия обоснованных проектных решений. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для обоснования проектной документации должны решать и задачу выявления участков, подверженных воздействиям опасных гидрометеорологических процессов и явлений с определением их характеристик для обоснования инженерной защиты проектируемых объектов.

Результаты инженерных изысканий оформляются в виде технического отчета о выполненных инженерных изысканиях в соответствии с установленными требованиями (п. п. 4.19, 7.6 и др. СП 47.13330.2012 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», утв. Приказом Госстроя России от 10.12.2012 N 83/ГС).

4. Еще одним идентифицирующим признаком зданий и сооружений, правила определения которого закреплены в ч. 4 комментируемой статьи, выступает принадлежность зданий и сооружений к опасным производственным объектам. Комментируемая часть содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации в области промышленной безопасности. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 N 61-А «Об утверждении Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другими нормативными правовыми актами. Названный Федеральный закон устанавливает переченьопасных объектов. к которым относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

— получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества определенных видов (воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды);

— используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 град. С;

— используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

— получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

— ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

— осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.

Отнесение объектов к категории опасных производственных объектов производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов, который утвержден в качестве приложения N 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131.

В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации, а также все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности) и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией.

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации при исполнении всех видов деятельности согласно ее уставным документам.

Для проведения идентификации в организации издается приказ (распоряжение), определяющий сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления в регистрирующий орган сведений, необходимых для регистрации объектов в государственном реестре, внесения изменений в государственный реестр, лицо (лиц), ответственное за проведение идентификации и представление сведений. При этом ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицирование опасных производственных объектов.

Идентификация проводится на основании анализа следующих документов организации: структуры предприятия; генерального плана расположения зданий и сооружений предприятия; сведений о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, используемые на опасных производственных объектах; данных о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве; учредительных документов предприятия; документов, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования. При рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования учитывается все оборудование (технические устройства), эксплуатация которого дает признак опасности. Проводя идентификацию, следует учитывать, что опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, имеется обращение опасного вещества или горючей пыли. При этом если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территории организации в целом.

Наименование объекта (одна из характеристик опасного производственного объекта) присваивается ему по результатам идентификации в соответствии с вышеназванным Перечнем типовых видов опасных производственных объектов на основании анализа всех выявленных на объекте признаков опасности. При определении, какой из них наиболее характеризует то, что осуществляется на объекте, отнесенном к категории опасного производственного объекта (вид деятельности), из соответствующего раздела Перечня выбирается соответствующее наименование опасного производственного объекта. При этом в карте учета опасного производственного объекта указываются все выявленные признаки опасности, а не только тот признак, что определил наименование опасного производственного объекта. Так, в соответствии с названным Перечнем шахта угольная идентифицируется как опасный производственный объект по признаку ведения горных работ и использования взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ, а склад готовой продукции — по признаку хранения и транспортирования опасных веществ и т.д. Следует иметь в виду, что при осуществлении идентификации и отнесении объекта к категории опасного производственного объекта по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководствоваться следующим: опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предельно допустимого, указанного в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ, можно не учитывать (если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесении такого объекта к категории опасного производственного объекта, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии (рекомендации Директивы 96/82/ЕС Совета ЕС от 09.12.1996 о контроле за угрозами возникновения крупных аварий, связанных с использованием опасных веществ (SEVESO II) <14>).

<14> Директива 96/82/ЕС отменяется с 1 июня 2015 г. согласно Директиве 2012/18/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 4 июля 2012 г. о контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами, изменяющей и впоследствии отменяющей Директиву 96/82/ЕС Совета ЕС.

При определении минимального количества опасного вещества, обусловливающего отнесение объекта, на котором оно обращается, к категории опасного производственного объекта, необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, культуры производства, срока службы применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и т.д. (приложение N 8 к Административному регламенту по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606).

Опасные производственные объекты подлежат обязательной регистрации в государственном реестре. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистами регистрирующего органа.

5. Положения ч. 5 комментируемой статьи, как и предыдущей нормы, носят бланкетный характер, предлагая правоприменителю обратиться к законодательству Российской Федерации в области пожарной безопасности в целях идентификации зданий и сооружений по признаку пожарной и взрывопожарной опасности. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя, прежде всего, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности под взрывопожароопасностью объекта защиты (в т.ч. зданий, сооружений, строений) понимается состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва. Отнесение того или иного здания или сооружения по признакам пожарной и взрывопожарной опасности осуществляется в соответствии с определенной Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности классификацией зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

Классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях, строениях и помещениях.

По пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории:

— повышенная взрывопожароопасность (А);

— взрывопожароопасность (Б);

— пожароопасность (В1 — В4);

— умеренная пожароопасность (Г);

— пониженная пожароопасность (Д).

Здания, сооружения, строения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат.

При этом для отнесения объекта к той или иной категории Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности установлены отдельные критерии для зданий и для помещений.

Так, категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.

Определение категорий помещений осуществляется путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям от наиболее опасной (А) к наименее опасной (Д). К примеру, к категории А относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 град. С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 килопаскалей, и (или) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 килопаскалей, а к категории Д — помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Категории зданий и сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из доли и суммированной площади помещений той или иной категории опасности в этом здании, сооружении, строении.

В качестве примера приведем некоторые критерии отнесения зданий к той или иной категории. Например, здание относится к категории А, если в нем суммированная площадь помещений категории А превышает 5% площади всех помещений или 200 кв. м. При этом здание не относится к категории А, если суммированная площадь помещений категории А в здании не превышает 25% суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 1000 кв. м) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.

Методы определения классификационных признаков отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности установлены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 «Об утверждении Свода правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» и СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

Категории зданий, сооружений, строений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности должны быть указаны в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.

6. Положения ч. 6 комментируемой статьи определяют правила идентификации зданий и сооружений по признаку наличия помещений с постоянным пребыванием людей. т.е. помещений, в которых предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов. По данному признаку идентификация зданий и сооружений проводится на основании задания застройщика (заказчика). Понятия «застройщик» и «заказчик» в отраслевом законодательстве толкуются по-разному. Гражданское законодательство оперирует понятием «заказчик», под которым понимается физическое или юридическое лицо, выступающее стороной в договоре строительного подряда, дающее подрядчику задание на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, обеспечивающее подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принимающее их результат и оплачивающее обусловленную цену (ст. 740 ГК РФ). Заказчик выступает также одной из сторон и в договоре подряда на выполнение проектных или изыскательских работ, где он дает задание на разработку технической документации и (или) выполнение изыскательских работ, принимает и оплачивает их результат (ст. 758 ГК РФ). Градостроительное законодательство использует понятие «застройщик», определяя термин «заказчик» как уполномоченное застройщиком лицо, в то время как в качестве застройщика выступает физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1, п. 3 ст. 47 ГрК РФ).

Анализ понятий «заказчик» в гражданском законодательстве и «застройщик» — в градостроительном законодательстве позволяет сделать вывод об их сходстве. В приложении N 1 к Методическим рекомендациям по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утвержденным протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое РФ от 05.10.1999 N 12, понятия «заказчик» и «застройщик» также рассматриваются как равнозначные: юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором (или само являющееся инвестором, т.е. юридическим или физическим лицом, осуществляющим вложения собственных, заемных или привлеченных имущественных, финансовых, интеллектуальных и других средств в форме инвестиций для достижения коммерческих, социальных, благотворительных или других целей) осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству. Заказчик заключает в пределах предоставленных ему прав договор подряда на строительство с подрядной организацией (подрядчиком). При этом в документе сделана ссылка, где указано, что в данном нормативном акте заказчик рассматривается как генподрядчик.

Однако, если для понятия «застройщик» характерно обладание земельным участком (на праве собственности, аренды и т.п.), на котором ведется строительство, реконструкция здания, сооружения, то понятие «заказчик» не включает данный признак. Следовательно, понятие заказчик шире, чем понятие застройщик, поскольку заказчиком может быть любое физическое или юридическое лицо, в т.ч. и уполномоченное застройщиком, который заключает договор строительного подряда, со всеми вытекающими из такого договора обязанностями.

Анализ гражданского и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод, что названные лица — застройщик или заказчик — дают подрядчику задание. Задание — это исходный документ для проведения различных исследований и проектирования зданий и сооружений, определяющий технические, эксплуатационные требования к исследованию или проектируемому объекту, в котором, как правило, указываются этапы проведения работ, разрабатываемая техническая документация, показатели качества и технико-экономические требования <15>. В соответствии с абз. 6 ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурно-планировочное задание представляет собой комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такое задание выдается органом архитектуры и градостроительства по заявке заказчика (застройщика) на объекты, требующие разрешения на строительство.

<15> См. Большой энциклопедический политехнический словарь. М. Мультитрейд, 2004.

В целом, независимо от того, кем подготовлено и выдано задание, для идентификации здания или сооружения по признаку наличия помещений с постоянным пребыванием людей в нем должно содержаться указание на наличие таких помещений в структуре здания или сооружения.

7. В частях 7 — 10 комментируемой статьи установлены правила идентификации зданий и сооружений по признаку уровня ответственности. т.е. характеристикам здания или сооружения, определяемым в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения. Положения ч. 7 комментируемой статьи устанавливают три уровня ответственности, характеристика которых дана в последующих частях 8 — 10 комментируемой статьи.

К первому уровню — повышенному — относятся здания и сооружения повышенного уровня ответственности, а именно здания и сооружения, относящиеся к:

особо опасным, технически сложным. В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к таким объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

11) опасные производственные объекты. на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные, в соответствии с приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ. При этом не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 МПа включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 МПа включительно;

б) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

в) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

г) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;

уникальным. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 м;

2) пролеты более чем 100 м;

3) наличие консоли более чем 20 м;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м;

5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ).

Третий, пониженный, уровень ответственности присущ зданиям и сооружениям:

временного (сезонного) назначения. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные, возводимые для обеспечения нужд строительства в целом, и нетитульные — для обеспечения нужд отдельного объекта (письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349 «О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений»). По окончании строительства здания или сооружения временные (сезонные) здания или сооружения подлежат передислокации на новое место или ликвидации;

вспомогательного использования. связанным с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения или расположенным на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В частности, к вспомогательным сооружениям, связанным с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, могут быть отнесены пылегазоочистные и локальные очистные сооружения, места для сбора и временного хранения разрешенных промышленных и бытовых отходов, а также устройства по обезвреживанию и утилизации отходов. Важным признаком таких зданий и сооружений является их связь с осуществлением строительства или реконструкции основного здания или сооружения, т.е. здания и сооружения вспомогательного значения также должны быть не постоянными, а временными.

Принадлежность вышеназванных зданий к пониженному уровню ответственности обусловлена относительно незначительными объемами экономических, социальных и экологических последствий их разрушения.

Отнесение зданий и сооружений ко второму уровню ответственности — нормальному — осуществляется по остаточному принципу: к ним относятся все здания, не отнесенные к первому или третьему уровню ответственности (ч. 9 комментируемой статьи).

Уровни ответственности зданий и сооружений следует учитывать также при определении требований к долговечности зданий и сооружений, номенклатуры и объема инженерных изысканий для строительства, установлении правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.

8. Все вышеперечисленные и рассмотренные в комментируемой статье идентификационные признаки зданий и сооружений должны найти свое документальное оформление. Положения ч. 11 комментируемой статьи устанавливают, где и кем должны указываться вышерассмотренные идентификационные признаки зданий и сооружений.

Прежде всего, идентификационные признаки должны отражаться застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование (подробнее о вышеназванных субъектах см. п. 6 комментария к рассматриваемой статье). Согласно ст. 758 ГК РФ договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ представляет собой документ, по которому подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Из данного договора вытекает обязанность заказчика передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, а обязанность подрядчика — соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, он вправе отступить от них только с согласия заказчика (ст. 759 ГК РФ). Таким образом, неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование (подробнее об этом см. п. 6 комментария к рассматриваемой статье). Архитектурно-планировочное задание должно содержать требования, вытекающие из прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности, соответствующие правовым нормам российского законодательства, нормативной правовой базе субъекта РФ и местного самоуправления, а также положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к строящемуся объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ, Рекомендации по составу архитектурно-планировочного задания на проектирование и строительство зданий, сооружений и их комплексов, утвержденные Постановлением Госстроя России от 01.04.1998 N 18-28).

Исходя из анализа градостроительного законодательства, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может быть как сам застройщик, так и привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им заказчиком физическое или юридическое лицо. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (закрепленных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Согласно п. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация подготавливается по заданию заказчика или застройщика и представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов. Перечисленные в комментируемой статье идентификационные признаки зданий и сооружений отражаются в разделе 1 «Пояснительная записка», который в текстовой части содержит наряду с иными сведениями, определенными в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристику производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг); данные о проектной мощности объекта капитального строительства, значимости объекта капитального строительства для поселений (муниципального образования), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест (кроме жилых зданий) и другие данные, характеризующие объект капитального строительства, — для объектов непроизводственного назначения. Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» проектной документации содержит сведения о топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условиях земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; сведения об особых природных климатических условиях территории, на которой располагается земельный участок, предоставленный для размещения объекта капитального строительства; сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании объекта капитального строительства; уровень грунтовых вод, их химический состав, агрессивность грунтовых вод и грунта по отношению к материалам, используемым при строительстве подземной части объекта капитального строительства и другие, что позволяет идентифицировать здания и сооружения по признаку возможности опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения. Идентификационный признак пожарной и взрывопожарной опасности зданий и сооружений находит свое отражение в разделе 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». В разделе 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» содержится документация, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов, которая отражает признак принадлежности здания или сооружения к опасным производственным объектам.

Согласно комментируемой части статьи проектная документация по окончании строительства должна передаваться на хранение собственнику здания или сооружения. Однако в ГОСТ Р 21.1003-2009 «Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации», утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 30.11.2009 N 526-ст, установлено, что подлинники проектной и рабочей документации на строительство зданий и сооружений подлежат учету и хранению в разработавшей их организации, если иное не оговорено договором с потребителем (заказчиком) документации (п. 4.4).

Навигация по записям