Руководства, Инструкции, Бланки

возражение на решение налогового органа образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (385 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

От актов до решений – дорогой возражений

1 9. 09.12 От актов до решений – дорогой возражений Самое важное в этой статье

Какие сроки нужно соблюдать при представлении возражений на акт проверки
Вправе ли плательщик требовать у инспекторов материалы проверки для подготовки возражений
О чем обязательно нужно заявить в возражениях и о чем лучше умолчать
Как оформить возражения и приложения к ним, чтобы к документам не придрались

Наталья Юденич,
налоговый юрист, член Палаты налоговых консультантов

Составление возражений на акт налоговой проверки – первый шаг на пути разрешения спора с налоговыми органами. Эта мера позволяет урегулировать отдельные вопросы о доначислении налогов и привлечении к ответственности еще до вынесения решения. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

Если проверяющие дадут аргументированный ответ на письменные возражения компании, его можно будет взять за основу при защите своей позиции в ходе дальнейшего обжалования, включая судебное. Но заметим, что рассмотреть возражения перед принятием решения налоговики обязаны, а вот отвечать на них – нет. Они могут указывать причины несогласия с позицией налогоплательщика, а могут и не делать этого, т. е. не давать в решении никакой новой информации.

Считаем дни

Возражения готовятся и на акт в целом, и по отдельным его положениям. На это отводится 15 рабочих дней, начиная со дня, следующего за датой вручения налогоплательщику акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 6 ст. 61 НК РФ).

Пример

Бухгалтер ООО “Альфа” получил в инспекции акт камеральной налоговой проверки 23 июля 2012 г. Следовательно, последним днем представления возражений на акт проверки будет 13 августа 2012 г.

В особых случаях налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет. Такой способ направления акта инспекция вправе использовать только при условии, что налогоплательщик уклоняется от его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ). Проверяющие зачастую игнорируют данное условие.

При этом доказать, что организация действительно уклонялась от получения акта – задача налогового органа. И, как правило, он с ней не справляется, что является основанием для отмены решения судом по причине процессуальных нарушений, допущенных инспекцией (постановление ФАС Московского округа от 17.11.2011 № А40-19137/11-99-86).

Еще один нюанс “почтового сообщения”: если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения (постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10, ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2012 № А66-6/2011, ФАС Московского округа от 17.11.2011 № А40-19137/11-99-86).

Обратите внимание

Срок на представление возражений начинает исчисляться только с момента вручения акта. Налоговый орган не может вынести решение до окончания этого срока.

Оба этих случая связаны с обязанностью инспекции обеспечить проверяемому лицу возможность представить возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Для этого налогоплательщик как минимум должен вовремя получить акт и знать о месте и времени рассмотрения материалов проверки.

Возьмите на вооружение

Когда инспекция выносит решение, она должна учитывать возражения, представленные налогоплательщиком, даже при условии, что они представлены спустя 15 дней после того, как налогоплательщик получил акт проверки.

Заметим, что при рассмотрении вышестоящим налоговым органом жалобы на решение инспекции присутствие налогоплательщика обязательным не является. А значит, рассматривать неуведомление о месте и времени ее рассмотрения как основание для отмены решения нельзя (постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 4292/10).

Опоздавшие и досрочные возражения

При вынесении решения инспекция должна учесть возражения налогоплательщика, даже если они представлены позднее 15 дней с даты получения им акта проверки. Налоговый кодекс не запрещает принимать их (письмо УМНС России по г. Москве от 28.06.2004 № 11-10/42411, постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2011 № Ф09-6159/11).

Организация, которая не представила возражения в срок, вправе дать пояснения непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). При этом инспекция может продлить срок вынесения решения на месяц и назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пп. 1, 6 ст. 101 НК РФ).

Рассмотрим обратную ситуацию: компания направляет возражения в налоговый орган до истечения установленного 15-дневного срока. Предположим, инспекция не станет дожидаться окончания этого срока и в течение 10 дней со дня фактического получения возражений вынесет решение по проверке. В таком случае суд может отменить его как принятое с нарушением установленной процедуры. Дело в том, что налогоплательщик вправе представлять аргументы в подтверждение своей позиции в течение всего срока, отведенного на подготовку возражений (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331, постановления ФАС Московского округа от 29.12.2010 № КА-А40/16633-10 и от 30.11.2010 № КА-А40/13154-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 № А78-7297/2009).

Внимание к деталям

Остановимся на некоторых особенностях, которые следует принимать во внимание при составлении возражений.

Если у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки, он вправе сделать это согласно п. 2 ст. 101 НК РФ. Ранее проверяющие отказывали в выдаче материалов, считая их документами для служебного пользования и ссылаясь на п. 1.15 Требований к составлению акта выездной проверки, утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Однако в прошлом году ВАС РФ признал данное положение недействующим, и указанный пункт был отменен (решение ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10, приказ ФНС России от 21.07.2011 № ММВ-7-2/457@).

Форму представления возражений налогоплательщик выбирает самостоятельно. В то же время с учетом практики можно предложить несколько рекомендаций, которые будут полезны при составлении этого документа.
Структурно возражения, как и сам акт проверки, состоят из трех частей: вводной, содержательной и резолютивной.

Они оформляются на официальном бланке компании, содержащем следующие реквизиты: наименование организации, ИНН/КПП, юридический и фактический адреса налогоплательщика, контактный телефон. Возражения регистрируются в журнале исходящей корреспонденции.
Во вводной части возражений отражаются сведения об акте налоговой проверки: номер, дата составления, период ее проведения, наименование налогового органа, проводившего проверку, вид проверки (камеральная или выездная), проверяемый налог и исследуемый период, дата получения компанией акта.

Контраргументы шаг за шагом

В содержательной части возражений следует в первую очередь обратить внимание на расчеты проверяющих, а также на ситуации, связанные с оценкой документов и фактов. Нужно указать на ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика. Оспаривать стоит только существенные факты и выводы, изложенные в акте проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Следует учитывать, что, отражая недоимку в акте, инспекторы должны привести факты, на основании которых она исчислена, а также сослаться на документы, в которых, по их мнению, допущены нарушения (искажения) или содержатся противоречия. При отсутствии подобных указаний налогоплательщик лишается возможности опровергнуть доводы инспекции. Поэтому решение, принятое на основе такого акта, может быть отменено (постановление ФАС Московского округа от 30.07.2009 № КА-А40/7115-09).

Практические рекомендации

В возражениях последовательно цитируются все пункты акта проверки, с которыми компания не согласна, со ссылками на соответствующую нумерацию акта (пункт) и с учетом порядка изложения нарушений в акте. Можно привести, например, следующую формулировку:
“Налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в пункте ___Акта (стр. __ Акта), а именно. ”.

Доводы лучше излагать со ссылками на нормативные акты, а также подтверждающие документы.

Рекомендуется приводить контраргументы по каждому спорному пункту акта в отдельности, чтобы проверяющие, отвечая на них, дали компании как можно более глубокое представление о своей позиции по спорным вопросам.

Примите к сведению

Если в акте налоговой проверки не указаны причины доначислений, налогоплательщик лишается возможности представить возражения. Поэтому решение, вынесенное на основании такого акта, может быть признано незаконным.

Это позволит продуманно выстроить линию защиты в ходе спора.

В качестве обоснования доводов налогоплательщик может ссылаться на разъяснения Минфина России, вышестоящих налоговых органов, а также на судебные акты. В процессе отбора арбитражной практики лучше ориентироваться на дела того округа, в котором будет рассматриваться потенциальный спор, а также изучать позицию ВАС РФ.

Напомним, что нижестоящие налоговые органы обязаны следовать разъяснениям Федеральной налоговой службы (письмо ФНС России от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678@). Те из них, которые направлены для использования в работе территориальным инспекциям, размещены на сайте ФНС России (www.nalog.ru/about_nalog ).

Если позиция службы расходится с положительной для налогоплательщика арбитражной практикой, вряд ли удастся уладить разногласия в досудебном порядке.

О процессуальных нарушениях лучше умолчать

В возражения не стоит включать информацию о процессуальных нарушениях, допущенных налоговым органом в ходе проверки. Инспекция может учесть их и исправить недочеты в ходе рассмотрения материалов проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому такие аргументы лучше приберечь для последующих стадий обжалования.

Обратим внимание и на то, что нарушение сроков проведения проверки – не повод для отмены решения инспекции по процессуальным основаниям. Об этом свидетельствует арбитражная практика (определение ВАС РФ от 16.03.2012 № ВАС-2415/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2011 № А33-6907/2010).

В завершение возражений

В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано). Формулировка может быть, к примеру, такой:

Применяйте на практике

Документы, которые подтверждают изложенные в возражениях доводы налогоплательщика, должны быть заверены подписью и печатью компании. Причем заверять лучше каждый документ, а не подшивку.

“В связи с изложенным, руководствуясь ст. 101 НК РФ, просим вас учесть настоящие возражения при вынесении решения по акту от _ № __ камеральной налоговой проверки ООО “Альфа” по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ в части налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2012 г.”.

При наличии у организации переплаты по налогам, которая может быть учтена при привлечении к ответственности, следует обратить на это внимание проверяющих.

Если к возражениям прикладываются копии подтверждающих документов, составляется их опись с указанием названий, реквизитов и количества листов. Копии должны быть заверены подписью и печатью организации. С точки зрения финансового ведомства, независимо от объема бумаг заверять надо каждую копию документа, а не их подшивку (письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122).

Организация вправе передать приложения и в иной срок, согласованный с инспектором (п. 6 ст. 100 НК РФ). Проверяющие, в свою очередь, обязаны исследовать дополнительную документацию к возражениям, которая проясняет спорную ситуацию.

Так, чиновники финансового ведомства отмечают, что решение по результатам выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (письмо Минфина России от 14.09.2009 № 03-02-07/1-425).

Возражения, подписанные уполномоченным представителем организации, направляются в налоговую инспекцию, осуществившую проверку и составившую акт. Их можно передать лично (что предпочтительнее для налогоплательщика) или направить по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении. При выборе последнего варианта целесообразно уведомить налоговый орган дополнительно, направив дубликат возражений факсом.

Уже на стадии подготовки возражений следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в суд лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган. Только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

Инструкция по подготовке возражений на акт налоговой проверки
  • Шаг 1. Определяем календарный период подготовки возражений на акт налоговой проверки с учетом отведенного для этих целей срока – 15 рабочих дней с даты получения акта налоговой проверки.
  • Шаг 2. Анализируем акт налоговой проверки на предмет существенных и процессуальных оснований для возражений.
  • Шаг 3. Составляем возражения, соблюдая структуру (вводная, содержательная и резолютивная часть) и последовательно излагая контраргументы. Процессуальные нарушения фиксируем, но лучше ими воспользоваться при судебном обжаловании.
  • Шаг 4. Формируем приложения к возражениям, составляем их опись и заверяем подписью и печатью организации.
  • Шаг 5. Представляем возражения, оформленные на официальном бланке организации, в налоговый орган. Предпочтительнее сделать это лично. Но можно и заказным письмом (с описью вложения и уведомлением о вручении).

29 Сентября 2016

В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.

Хотя аптечное учреждение занимается довольно узким и специфическим видом деятельности и, как правило, не ведет деятельности за рамками своего профиля, если оно находится на общем режиме налогообложения, ему необходимо позаботиться о соблюдении раздельного учета различных видов реализуемой продукции, чтобы не допустить ошибок при исчислении НДС.

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

28 Сентября 2016

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

Семинары

возражение на решение налогового органа образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Возражение на акт налоговой проверки

    Возражение на акт налоговой проверки Когда подавать возражения

    Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными:

    • в акте налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ);
    • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

    Такой порядок действует при подготовке возражений на акт, который компания получила 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

    Срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

    Компания получила акт налоговой проверки 10 сентября 2015 года. Значит, возражения нужно представить не позднее 10 октября 2015 года.

    Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

    Компания получила акт налоговой проверки 31 августа 2015 года. Возражения нужно представить не позднее 30 сентября 2015 г.

    До 24 июля 2013 года срок подготовки возражений составлял 15 рабочих дней. К моменту начала действия новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Причем его продление Законом № 248-ФЗ не предусмотрено.

    Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и решение может быть вынесено без учета мнения компании по спорным вопросам.

    Как составить возражения

    Утвержденной формы для оформления возражений по акту нет. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации.

    Прежде всего в возражениях перечислите:

    • наименование инспекции, в которую представляются возражения;
    • наименование компании (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
    • ИНН и КПП (если есть);
    • адрес регистрации, как в учредительных документах (адрес постоянной регистрации предпринимателя);
    • дату представления возражений;
    • наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;
    • даты начала и окончания проверки.

    Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Желательно по порядку. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями налоговой инспекции, сформулированными в акте проверки. Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит какие-либо недочеты, то упоминать о них в возражениях не нужно.

    Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо вовсе. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем уже при обжаловании решения.

    Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и по возможности обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в период, когда проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения Минфина России и налоговой службы.

    Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) для обязательного применения. Конечно, в Налоговом кодексе РФ есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако в самом министерстве не раз повторяли: данная норма Налогового кодекса РФ не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями. О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.

    Также можно подобрать примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления арбитражных судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям.

    Подписать возражения по акту может либо руководитель компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например, главный бухгалтер.

    Как оформить приложения

    Компания вправе приложить к возражениям любые документы, подтверждающие обоснованность возражений. Эти бумаги можно передать в инспекцию и отдельно – в заранее согласованный срок (п. 6 ст. 100 НК РФ).

    Копию каждого документа нужно заверять отдельно (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Это по-прежнему касается абсолютно всех документов – и одностраничных, и многостраничных.

    Одностраничные документы. Каждый из одностраничных документов безопаснее заверять отдельно. Если компания не успевает подготовить копии, можно попросить продлить срок их представления.

    Другой вариант более рискованный – сформировать из копий документов подшивку и сделать на ней одну заверительную надпись. В такой ситуации инспекторы могут потребовать, чтобы компания заплатила штраф – по 200 руб. за каждый неверно заверенный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

    Но данный штраф можно будет отменить в суде, так как ответственности за неверное заверение документов в законодательстве нет (постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А54-8663/2012).

    Многостраничные документы. Копию документа, состоящего из нескольких страниц, компания вправе заверить одной надписью. Каждый лист копии заверять не обязательно (письма Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Например, копию многостраничного договора можно сформировать в виде подшивки. И сделать на ней одну общую заверительную надпись. Но в таком случае все листы многостраничного документа нужно сшить вместе ниткой и пронумеровать.

    Запись о заверении можно сделать двумя способами: на оборотной стороне последнего листа в пачке либо на отдельном листе.

    На листе делают запись «верно» или «копия верна», ставят дату, должность руководителя или другого работника, заверившего копию, а также его подпись с расшифровкой (п. 3.26 Государственного стандарта «Унифицированные системы документации», утв. постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст). Кроме того, нужно поставить печать (приложение № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

    Куда и как представить возражения на акт налоговой проверки

    Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее представитель на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ).

    Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

    Каковы последствия представления возражений

    Возражения могут как помочь компании – снизить или отменить штраф, так и усложнить процесс оформления результатов проверки. Поэтому важно своевременно предусмотреть возможные последствия.

    Дополнительные мероприятия

    При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В таком случае возникает необходимость продлить время рассмотрения материалов проверки. При этом срок, отведенный на проведение дополнительных мероприятий, не должен превышать общий срок рассмотрения материалов проверки с учетом его продления – 10 рабочих дней и еще один месяц.

    Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

    Дополнительные мероприятия могут быть такими:

    • истребование документов у компании или ее контрагентов;
    • допрос свидетеля;
    • проведение экспертизы.

    До того как инспекторы вынесут окончательное решение, компания вправе ознакомиться со всеми материалами проверки, включая итоги дополнительных материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

    С 24 июля 2013 года для этого установлен конкретный срок: не позднее чем за два дня до рассмотрения. От компании требуется подать заявление об ознакомлении с материалами. Если такое заявление своевременно не представить, то инспекторы могут не проявить инициативу.

    Конечно, ФНС России в своих разъяснениях советует своим подчиненным ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий в любом случае. Ведь иначе налогоплательщик сможет отменить решение, вынесенное по результатам проверки, по формальным основаниям.

    При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений. А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 – выдержки из документа, п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

    Для компании это выгодно. Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности изучить все детали и представить возражения.

    Разъяснение ФНС России, во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и дополнительного мероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено.

    Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.

    Срок исковой давности

    Даже если нарушения выявлены, компанию не получится привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ по истечении срока давности. Иными словами, если со следующего дня после окончания налогового периода (в течение которого было нарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (ст. 113 НК РФ).

    Таким образом, проведение дополнительных мероприятий продлевает срок проверки и приближает компанию к окончанию срока исковой давности. А значит, повышает шансы на отмену штрафа.

    Причем в случае с неуплаченными налогами этот срок начинает отсчитываться с момента окончания соответствующего налогового периода, в котором компания не заплатила налог (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

    Специалисты ФНС России разъясняют, что в расчет надо брать не период, за который платится налог, а тот год или квартал, в котором налог нужно было фактически платить (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

    Компания занизила налог на прибыль за 2013 год, срок уплаты которого 28 марта 2014 года. Налоговый период в данном случае равен году. Значит, срок исковой давности начнет исчисляться с 1 января 2015 года.

    То есть срок давности инспекторы будут исчислять не с того момента, когда компания фактически нарушила налоговый порядок. А только по истечении налогового периода, в котором это нарушение допущено.

    Решение по результатам проверки

    В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (или его заместитель) принимает по итогам проверки:

    • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

    Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

    В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:

    • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
    • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
    • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ;
    • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

    Так сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

    В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

    Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

    • срок на обжалование вынесенного решения;
    • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
    • наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
    • иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения.

    Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

    Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

    Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

    В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Приведем пример.

    Решение по проверке принято 6 марта 2015 года (пятница), Компания должна его получить не позднее 16 марта 2015 года.

    По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

    Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.

    Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.

    Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

    Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

    После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

    Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    Возражения на акт налоговой проверки образец пример

    Возражения на акт налоговой проверки Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

    Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную. Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени. Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

    Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) - это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

    По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее - НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

    по результатам камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней с момента ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ);

    по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев с даты составления справки о проведенных мероприятиях.

    Если налогоплательщик не согласен с содержанием акта, то он может написать свои мотивированные возражения в течение 15 рабочих днейодного месяца. начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ в редакции Закона № 248-ФЗ от 23.07.2013). Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

    Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

    При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

    Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

    Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

    Оформление и содержание возражений

    Возражения составляется в письменной форме - так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений. которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

    Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота .

    Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

    вводнуая (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);

    описательная (основная часть возражений);

    В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

    "В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

    По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме …. а также штрафы в размере …. Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте. Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям".

    В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

    Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

    Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

    Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.

    Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.

    Также необходимо указать на:

    ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);

    ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов

    ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

    Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.

    Все нарушения можно разделить на 2 группы:

    нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);

    нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

    Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

    При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

    В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).

    Формулировка резолютивной части может быть следующей:

    "Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № … от … (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме … и соответствующих сумм пеней и штрафов".

    Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

    Если к возражениям прикладываются копии подтверждающих документов, то их необходимо перечислить в разделе "Приложения" самих возражений (с указанием названий, реквизитов и количества листов) или составить их опись. Копии должны быть заверены подписью уполномоченного лица и печатью организации. Как разъяснил Минфин РФ в своем письме от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122 – заверять надо каждую копию документа, а не их подшивку.

    Возражения, подписанные уполномоченным лицом, направляются в налоговую инспекцию, осуществившую проверку и составившую акт.

    Образец возражений на акт налоговой проверки

    С учетом изложенного возражения на акт налоговой проверки могут выглядеть так:

    Дальнейшие действия по обжалованию результатов налоговой проверки

    С окончанием срока на представление возражений законодатель связывает начало течения срока на рассмотрение налоговым органом материалов проверки.

    Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, об этом прямо указано в п. 4 ст. 101 НК.

    Согласно п. 1 ст. 101 НК акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по результатам рассмотрения в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК (срока на представление возражений) должно быть принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

    Статья написана и размещена 04 октября 2012 года. Дополнена - 01.09.2013