Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по пожарной сигнализации в школе img-1

инструкция по пожарной сигнализации в школе

Рейтинг: 5.0/5.0 (1822 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Правила и нормы монтажа пожарной сигнализации, разбираемся по порядку

Схемы и нормы монтажа пожарной сигнализации

Как часто из-за своего небрежного и неправильного обращения с бытовой техникой, курения в постели и других моментов, связанных с огнем, мы становимся погорельцами в лучшем случае, а то и теряем все, иногда даже жизнь. Как избежать таких ситуаций?

Самым надежным способом является возможность воспользоваться современным оборудованием, способным фиксировать появление огня на самой ранней стадии.

Но чтобы оно работало эффективно нужно соблюдать нормативы установки пожарной сигнализации. Вот о них мы и расскажем в этой статье.

С чего начинается монтаж?

Решение защитить свой дом от разрушительной силы огня похвально, но не стоит такую ответственную работу выполнять самому, а уж тем более доверять людям без специального образования. Сэкономив на установке, вы можете гораздо больше потерять во время пожара, незамеченного в самом начале. Тогда как произвести монтаж системы? И кому доверить выполнение?

Помните! К монтажным работам системы сигнализации допускаются только организации, имеющие специальные лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Нельзя забывать и о том, что монтаж выполняется в соответствии с правилами пожарной безопасности и требованиями нормативных документов. Причем специалисты, выполняющие эти работы, должны иметь определенную квалификацию и четко соблюдать нормы установки. Для этого их необходимо знать, поэтому ознакомимся с ними.

Нормы установки сигнализации

К проектированию и монтажу оборудования, применяемого для обнаружения источников открытого огня, предъявляются особые требования. Они регламентируются ГОСТ Р 50571.1 и заключаются в следующих правилах.

Чтобы работа системы была эффективной на протяжении всего срока эксплуатации нужно учитывать, что есть большая вероятность необходимости смены конфигурации. Например, если в здании проводится перепланировка или капитальный ремонт.

Значит на начальном этапе проектирования нужно уделить внимание расположению прокладываемых кабелей и их размерам. Это поможет провести модификацию системы в пределах, которые регламентирует инструкция по установке и монтажу пожарной сигнализации.

Выбор приемно-контрольного прибора производят с расчетом на возможность увеличения количества шлейфов при необходимости, но при этом нужно учитывать нормы монтажа сигнализации.

Установку оборудования выполняют таким образом, чтобы обеспечить ее беспрепятственное обслуживание, но в то же время и организовать защиту от несанкционированного доступа. Монтаж устройств необходим в каждом помещении, кроме санузлов, душевых и лестничных маршей.

Схемы и их конструктивные отличия

Какую систему выбрать для своего помещения? Все зависит от назначения объекта. Для административных и производственных зданий специалисты рекомендуют установку сигнализации порогового типа. Она оснащена датчиками, срабатывающими при превышении значения по дыму, температуре или другим параметрам, на которые запрограммирован прибор.

Смотрим видео автоматическая схема:

В отличие от других видов сигнализации пороговая является одной из самых дешевых, но в то же время и малоэффективной. Извещатели порогового типа срабатывают только на один из параметров, характеризующих появление очага возгорания. При их монтаже требуется много установочных материалов, при минимальном объеме информации, поступающей на пульт.

В последнее время все чаще вместо пороговой используется адресно-аналоговая схема установки и монтажа датчиков пожарной сигнализации. Она имеет более высокую эффективность, потому что информация считывается с датчиков периодически. Такой подход позволяет отличить случаи неисправности прибора от срабатывания при возникновении пожара. Еще одним плюсом является возможность ее монтажа в комплексе с системами оповещения, пожаротушения и дымоудаления.

В каждой из рассмотренных систем устанавливаются определенные датчики. Их выбирают в зависимости от типа помещения и соблюдая при этом нормативы установки пожарной сигнализации. Для огромных складских помещений подойдут лучевые датчики, а для культурно-массовых заведений, где постоянно находится большое количество людей – дымовые.

Смотрим видео о адресно-аналоговой системе, принцип работы:

На складах, где хранятся легко воспламеняющиеся материалы устанавливают датчики огня. Поэтому выбор модели датчика лучше доверить специалисту. При выезде на объект он даст квалифицированное заключение о типе устройства, являющегося самым подходящим для помещения.

При этом им будут учтены малейшие детали, чтобы установленная аппаратура не только вовремя обнаружила пожар, но и сумела оповестить людей и локализовать возгорание. Это основные требования, которым должна соответствовать любая система пожарной сигнализации.

Что потребуется для выполнения монтажных работ?

Многие, узнав о стоимости установки пожарной сигнализации, начинают искать способы, как сэкономить. Особенно, если предполагается монтаж системы на крупном объекте. В этом случае есть несколько вариантов решения. Первый – воспользоваться услугами штатного электрика, если такой имеется в организации. Он сможет проложить кабельную сеть. Но тогда кому доверить программирование и пуско-наладочные работы?

Системному администратору, но справится ли он с такой задачей? А если нет?

Тогда получится, что вместо экономии вас ожидают еще большие расходы на то, чтобы привести кое-как установленную и запущенную систему в порядок. Иначе сдать ее поднадзорным органам вы просто не сможете.

Еще один аспект такой установки. Для выполнения работ вам потребуется следующее оборудование для установки и монтажа пожарной сигнализации:

  • Шуруповерт
  • Тестер
  • Перфоратор
  • Металлоискатели
  • Отвертки, молотки и прочие инструменты
  • Компьютер для программирования приборов

И на все перечисленные устройства придется также затратить средства. Так не проще ли обратиться в компанию, имеющую лицензию на проведение таких работ, специалисты которой знают все правила установки и монтажа системы пожарной сигнализации.

В этом случае от вас потребуется только заключение договора и своевременная оплата предоставленных услуг. Все остальное, начиная от приобретения и установки необходимых приборов до ее запуска, возьмут на себя специалисты.

В итоге сигнализация будет работать эффективно, а значит ваше имущество и люди, работающие на предприятии, будут под надежной охраной системы.

Лучше доверится спецам, чем потерять все

Проектирование и монтаж сигнализации задача не из легких. Она тем более требует ответственности, ведь от правильности их выполнения зависит многое. Современная пожарная сигнализация – это комплекс приборов, работа которых направлена на оповещение людей, автоматическое пожаротушение, но в большей степени на выявление очага возгорания в самом начале, позволяя избежать больших потерь.

На любом объекте, от небольшой квартиры до крупного производства, сегодня находится огромное количество оборудования, имеющего склонность к возгоранию. А если помещение относится к старым постройкам, то и обычная электропроводка может загореться без видимых на то причин.

Поэтому экономить на таких вопросах как схема установки сигнализации не стоит. Лучше монтаж доверить профессионалам, с возможностью заключения с ними договора на сервисное обслуживание. Такой подход сделает работу системы эффективной, гарантируя срабатывание при первых признаках появления огня.

Другие статьи

Пожарная сигнализация - Инструкция - Нормативные документы - Каталог статей - Наша школа

  • МОУ СОШ №1
  • 357850 Ставропольский край Курский район ст.Курская ул.Акулова 56
  • тел. 8-(87964)-6-30-86
  • Электронная почта: shcooln126@yandex.ru --------------
  • Отдел образования Администрации Курского муниципального района Ставропольского края 357850 Ставропольский край, Курский район, станица Курская, пер.Школьный,12
  • Начальник ОО АКМР Згонникова Татьяна Ивановна тел.+7(87964)6 34 63, факс.+7(87964)6 53 54 Электронная почта. kyrsky_rono@ramler.ru
  • Официальный сайт ОО АКМР

    Министерство образования Ставропольского края

  • Ля­мин Ва­силий Ва­силь­евич - ис­полня­ющий обя­зан­ности ми­нис­тра об­ра­зова­ния Став­ро­поль­ско­го края тел. 37-23-60
  • Официальный сайт МО СК

    по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях

    Пожарная сигнализация

    В случае срабатывания пожарной сигнализации!

    1. Проверить помещения и убедится в том, что возгорание имеет место!

    2. Если возгорание обнаружено, то вызвать пожарную охрану!

    3. Если возгорание не обнаружено, не торопитесь сбрасывать пожарный прибор. Вам нужно выяснить причину ложного срабатывания пожарной сигнализации. Для того чтобы установить причину в первую очередь, осмотрите, все пожарные датчики, датчики расположены на потолке и в большинстве своем имеют форму круга. Почти всегда на датчике, вызвавшем ложную тревогу, будет светиться красный огонек. Огонек светится, ровным светом не мигая, если огонек подмигивает, один раз в 5 сек, это говорит о том, что датчик работает нормально (мигают не все датчики в основном, если загорелся красный, огонек датчик обнаружил возгорание, если не горит все в порядке). Проверив, датчики на потолке осмотрите, ручные кнопки подачи извещения о пожарной тревоге. Кнопку могли нажать случайно, нормальная работа кнопки подтверждается миганием зеленого индикатора на передней части кнопки вверху или в низу. Нажатая кнопка будет мигать красным цветом. Вернуть нажатую кнопку в рабочее положение можно вытащив утопленную часть кнопки (если у вас есть специальный ключ) но предпочтительно вызвать представителя технической службы.

    4. После того как вы выясните причины ложного срабатывания пожарной сигнализации датчик на потолке или нажатую кнопку, запомните место расположения датчика (это поможет технической службе быстро устранить неисправность) и сбросьте пожарный прибор.

    5. СБРОС. Восстановите сработавший шлейф или датчик пожарной сигнализации, для чего на приборе «НОТА» отожмите кнопку «Охрана», индикаторы ШС при этом погаснут, после чего снова нажать кнопку «Охрана», при этом индикаторы ШС должны загореть зеленым цветом.

    6. В случае когда сбросить пожарный прибор не получается, прибор срабатывает вновь и вновь, обратитесь в техническую службу, осуществляющую техническое обслуживание вашей пожарной сигнализации.

  • Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений (см приложение 16)

    Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений (см приложение 16)

    Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений (см приложение 16)


    Комплект нормативных документов по пожарной безопасности

    В комплект нормативных документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений входят следующие документы:

    • Приказ "Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении" (см. приложение 1).

    • Приказ "О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность" (см. приложение 2).

    • План противопожарных мероприятий на год (см. приложение 3).

    • «Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреж­дениях (см. приложение 4).

    • Обязательное требование к инструкции о мерах пожарной безопасности (см. приложение 5).

    • Содержание текстовой части плана эвакуации на случай возникновения пожара (см. приложение 6).

    • Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара (см. приложение 7).

    • Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара (см. приложение 8).

    • Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре (см. приложение 9).

    • Приказ "Об утверждении добровольной пожарной дружины" (см. приложение 10).

    • Положение о пожарно-технических комиссиях (см. приложение 11).

    • Журнал учета первичных средств пожаротушения (см. приложение 12).

    • Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения (см. приложение 13).

    • Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизи­рованным инструментом и инвентарем (см. приложение 14).

    • Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (см. приложение 15).

    • Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений (см. приложение 16).

    • Журнал проведения занятий по пожарной безопасности (см. приложение 17).

    • Протокол проверки знаний по взрывопожарной безопасности (см. приложение 18).

    • Порядок действий при пожаре (см. приложение 19).

    • План-конспект проведения занятий по обучению мерам пожарной безо­пасности.

    • Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.

    • Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных - ежегодно).

    • Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно, с приложением заключения противопожарной лаборатории).


    (название образовательного учреждения)

    Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении

    В соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан №1682 от 30 декабря 2011 года ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Установить в образовательном учреждении следующий противопожарный режим:

    1. Запретить курение во всех помещениях и на прилегающей территории образовательного учреждения.

    2. Запретить хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (красок, лаков, раство­рителей и др.) в помещениях образовательного учреждения, за исключением лаборантской кабинета химии, где разрешается хранение в небольших количествах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в переносном металлическом ящике.

    3. Запретить сжигание мусора, сухой травы и опавших листьев деревьев на территории об­разовательного учреждения.

    4. Ежедневно после окончания занятий производить влажную уборку древесной пыли в сто­лярной мастерской и выносить горючие отходы на контейнерную площадку в ящик для мусора.

    5. В случае возникновения пожара немедленно обесточить электросеть здания образователь­ного учреждения рубильником, расположенным в .

    6. При проведении временных пожароопасных работ (электросварка, газосварка и др.) вывести из здания учащихся и учителей, обеспечить место проведения этих работ огнетушителями, запасом воды, песка, другими первичными средствами пожаротушения. После окончания работ тщательно осмотреть место их проведения на отсутствие очагов возгорания.

    7. После рабочего дня перед закрытием помещений отключить все электроприборы и вы­ключить свет.

    8. При возникновении пожара немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть, оповестить людей о пожаре и эвакуировать их из здания, используя все эвакуационные выходы, приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

    9. Противопожарный инструктаж проводить: вводный - при приеме на работу, повторный со всеми работниками - не реже одного раза в 6 месяцев, ответственный .

    (Ф.И.О. должность)

    2. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на _________.


    Руководитель учреждения Подпись Инициалы, фамилия

    (название образовательного учреждения)

    О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность

    В соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан №1682 от 30 декабря 2011 года ПРИКАЗЫВАЮ:

    1.Назначить ответственным за пожарную безопасность территории и здания образовательного учреждения : .

    2. Назначить ответственными за пожарную безопасность отдельных помещений:

    • учебных кабинетов - заведующих кабинетами;

    • учебных мастерских - заведующих мастерскими;

    • спортивного зала - заведующего спортивным залом;

    • пищеблока и столовой - ;

    (Ф.И.О. должность) - и т.д..

    1. Ответственным за пожарную безопасность постоянно следить за противопожарным со­стоянием закрепленных помещений, ежедневно проверять противопожарное состояние перед их закрытием.

    2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на .

    (Ф.И.О. должность)

    Руководитель учреждения Подпись Инициалы, фамилия

    Председатель профсоюзного комитета


    Ответственный за пожарную безопасность (Ф.И.О. должность)


    Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях


    1. Общие требования пожарной безопасности

    1. В каждом образовательном учреждении должна быть обеспечена пожарная безопасность работников и обучающихся.

    2. Для каждого взрыво- или пожароопасного помещения или участка должны быть разрабо­таны инструкции о мерах пожарной безопасности.

    3. Все работники образовательного учреждения должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при выполнении должностных обязанностей проходить обучение по пожарной безопасности.

    4. Все категории работников образовательного учреждения обязаны соблюдать правила по­жарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.

    5. Ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений и всего электрохозяйства образовательного учреждения определяет руководитель.

    6. Лица, виновные в нарушении действующих правил пожарной безопасности, несут уголов­ную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    7. Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения воз­лагается на руководителя и должностных лиц образовательного учреждения.

    8. Приказом руководителя должен быть установлен противопожарный режим, в т. ч.:


    • определены и оборудованы места для курения;

    • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

    • регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

    • разработан схематический план эвакуации людей при пожаре, в соответствии с которым не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников и обучающихся. Для учреждений с ночным пребыванием обучаю­щихся (школы-интернаты, общежития, детские сады) в плане должны предусматриваться 2 варианта действий: в дневное и ночное время.

    1.9. В зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

    1.10. Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

    1.11. Количество эвакуационных выходов, их размеры, условия освещения и обеспечения незадымленности, а также протяженность путей эвакуации должны соответствовать противопожарным нормам строительного проектирования. В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.

    1.12. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из помещений. При пребывании людей в помещении двери могут запираться лишь на внутренние лег­кооткрывающиеся запоры.


    • загромождать проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площад­ки, марши лестниц и люки мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

    • устраивать в тамбурах сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды и гарде­робы, хранение (в т. ч. временное) любого инвентаря и материалов;

    • устраивать на путях эвакуации пороги, турникеты, раздвижные, подъемные и вращающиеся двери и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

    • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

    • остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

    • заменять армированное стекло обычным при остеклении дверей и фрамуг.


    1. В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари с автономным питанием. Коли­чество фонарей определяется руководителем исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.

    2. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыва­нием людей должны надежно крепиться к полу.

    3. Перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калорифер­ные установки, другие отопительные приборы и системы необходимо проверить и отремонтировать. Неисправные печи и другие отопительные приборы и системы к эксплуатации не допускаются.

    4. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности осуществляется не реже двух раз в год (весной и осенью).

    5. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищены от снега и льда.

    6. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом территориальное подразделение пожарной охраны.

    1.20. Электроснабжение образовательного учреждения должно обеспечивать бесперебойное питание электродвигателей пожарных насосов. 1.21. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть уком­плектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в б месяцев производить перемотку льняных рукавов на новую складку.

    1. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.

    2. Огнетушители следует размещать в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздей­ствие отопительных и нагревательных приборов.

    3. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (зданиям) учреждения или выборочно в отдельные его части (кор­пуса, этажи и т. п.).

    4. В детских дошкольных учреждениях и спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.

    5. Руководитель учреждения определяет круг лиц, которые имеют право приводить в дей­ствие систему оповещения о пожаре.

    6. Территория образовательного учреждения должна 'постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

    7. Двери (люки) чердачных и технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок.

    1. Запрещается:


    • Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.

    • Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие

    легко­ воспламеняющиеся материалы.

    • Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

    • Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток.

    2. Основные мероприятия по пожарной профилактике.

    2.1. Перед началом занятий и работ

    1. Образовательные учреждения перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются работники территориальной и государственной противопожарной службы.

    2. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п. которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

    3. Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количество, установленное нормами проектирования.

    4. С обучающимися организуют занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопас­ности.

    1. В зданиях летних детских дач нужно предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу.

    2. Деревянные здания летних детских дач должны быть одноэтажными. Каркасные и щи­товые здания должны быть оштукатурены и иметь негорючую кровлю; утеплитель в них - неорга­нический.

    3. Запрещается:


    • сдавать в аренду помещения действующих детских дошкольных учреждений;

    • покрывать здания легковоспламеняющимися материалами (соломой, щепой, камышом и т. п.);

    • размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, а также на этажах, в зданиях и помещениях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;

    • устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях дач;

    • размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;

    • топить печи, применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми в летний период.


    1. Детские дачи должны быть обеспечены телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара.

    2. В летних детских дачах нужно установить круглосуточное дежурство обслуживающего пер­сонала без права сна в ночное время. В помещениях дежурных должен быть установлен телефон.

    2.2. Во время занятий и работ 2.2.1. При эксплуатации электроустановок запрещается:

    • использовать электрооборудование и приборы в условиях, не соответствующих рекомен­дациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

    • пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

    • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также использовать их со снятыми колпаками (рассеивателями);

    • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электрона­гревательными приборами без подставок из негорючих материалов;

    • оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.;

    • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

    2.2.2. В случае, если при нахождении в образовательном учреждении работник обнаружит характерные специфические запахи гари, дыма, жженой изоляции, газа, все работы в данном помещении (помещениях) должны быть прекращены, незамедлительно поставлен в известность руководитель или дежурный администратор, приняты меры к установлению и устранению причин
    пожарной опасности (с привлечением квалифицированных специалистов). 2.2.3. При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей:

    • допускается использовать помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2-го этажа в зданиях с горючими перекрытиями;

    • елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;

    • при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки следует про­водить только в светлое время суток;

    • иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЗ. При использовании электри­ческой осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В; мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;

    • при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) ее нужно немедленно обесточить.

    2.2.4. Запрещается:

    • применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты, способные привести к пожару;

    • украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огне­ защитными составами;

    • одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

    • проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;

    • использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

    • уменьшать ширину проходов между рядами стульев и устанавливать в проходах дополни­
      тельные кресла, стулья и т. п.;

    • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей и представлений;

    • допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.


    1. При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство ответственных лиц на сцене и в залах.

    2. При устройстве софитов необходимо применять только негорючие материалы, а их корпуса изолировать от поддерживающих тросов.

    3. Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от горючих конст­рукций и материалов, а линзовые прожекторы - не менее 2 м.

    1. Светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.

    2. Запрещается:


    • проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа руководителя образовательного учреждения;

    • проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

    • включать в одну розетку несколько бытовых электрических приборов большой мощности, пользоваться самодельными электрическими приборами;

    • разогревать на открытом огне краски, лаки, мастики;

    • оставлять включенные газовые приборы без контроля;

    • при запахе газа зажигать спички, включать свет и электроприборы.
    2.3. По окончании занятий и работ

    1. Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ закрыва­ются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением дежурного и аварийного освещения, автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации).

    2. По окончании занятий и работ в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопас­ные и взрывопожароопасные вещества и материалы следует убрать в специально оборудованные помещения.

    3. Действия при возникновении пожара

    1. При обнаружении очага возгорания в образовательном учреждении любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в "зародыше" с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

    2. Необходимо помнить, что все огнетушители работают очень непродолжительное время: пенные - 60-80 с, углекислотные - 25-45 с, порошковые -10-15 с. Приводить их в действие следует непосредственно возле очага пожара.

    3. При тушении пожаров в электроустановках нужно как можно быстрее обесточить (отклю­чить) систему электроснабжения отдельного электроприемника, помещения или всего учреждения. В данном случае для тушения пожаров можно использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. Воду и пенные огнетушители применять нельзя.

    4. Если очаг возгорания разрастается, немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону № и по телефону 01.

    5. Немедленно оповестить как можно больше работников о пожаре и сообщить о нем руко­водителю учреждения, а при невозможности другому должностному лицу,

    6. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями руководителя учреждения или должностного лица, заменяющего его.


    1. Открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать с горящего этажа и с верхних этажей всех людей, находящихся в учреждении. Нельзя использовать для эвакуации лифты, подъемники и т. п.

    2. Особое внимание следует обратить на безопасность обучающихся, в первую очередь несовершеннолетних. С соблюдением мер личной безопасности постараться вынести из здания имущество и документы.

    3. При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; можно накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, но ни в коем случае не бежать - бег только усилит интенсивность горения.

    3.10. В загоревшемся помещении не нужно дожидаться, пока приблизится пламя. Основная опасность пожара для человека - дым. При наступлении признаков удушья лечь на пол и как можно быстрее ползти.

    3.11. Приложить усилия, чтобы исключить состояние страха и паники. Они часто толкают людей на безрассудные поступки.

    4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре

    1. Наиболее характерными видами повреждения организма человека при пожаре являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.

    1. Запрещается:


    • перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и если первую доврачебную помощь можно оказывать на месте. Особенно это касается переломов, повре­ждений позвоночника, проникающих ранений;

    • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т. к. он может задох­нуться;

    • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной или черепной полости даже если кажется, что их легко можно вытащить;

    • оставлять находящегося без сознания пострадавшего на спине, чтобы он не захлебнулся в случае тошноты, рвоты или кровотечения.

    4.3. Необходимо:

    • как можно скорее вызвать "Скорую помощь", точно и внятно назвав место, где про­изошло несчастье. Если не уверены, что вас правильно поняли, звонок лучше продублировать;

    • до приезда "Скорой помощи" попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную помощь;

    • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, следует оказать ему первую доврачебную помощь, не забывая об основополагающем медицинском принципе - "не навреди".

    4.4. Основными мероприятиями при оказании первой доврачебной помощи являются сле­дующие: 4.4.1. При травматическом шоке:

    • осторожно уложить пострадавшего на спину, при рвоте повернуть голову набок;

    • проверить, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет - начать реанимационные мероприятия;

    • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;

    • дать обезболивающее, при его отсутствии 50-70 г алкоголя;

    • при угнетении дыхания и сердечной деятельности ввести адреналин, кордиамин, кофеин.

    4.4.2. Запрещается:

    • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов - шиниро­вания;

    • снимать прилипшую после ожога одежду;

    • давать пить при жалобах на боль в животе;

    • оставлять больного без наблюдения.

    4.4.3. При термическом ожоге:

    • освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;

    • нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

    1. При ограниченных ожогах I степени на покрасневшую кожу хорошо наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. При ограниченном ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога (прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) водопроводной водой в течение 10-15 минут. После чего на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).

    2. При обширных ожогах после наложения повязок, напоив горячим чаем, дав обезболиваю­щее и тепло укутав пострадавшего, срочно доставить его в больницу. Если перевозка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворенных в двух стаканах воды).

    3. При ранении:

    • смазать края раны йодом или спиртом;

    • наложить стерильную повязку. 4.4.7. Запрещается :

    • прикасаться к ране руками;

    • при наложении повязки прикасаться к стороне бинта, прилежащей к ране.

    4.4.8. При сильном кровотечении:

    • пережать поврежденный сосуд пальцем;

    • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый ва­лик;

    • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

    • при небольших кровотечениях прижать рану стерильной салфеткой и забинтовать.

    4.4.9. При переломах костей :

    • обеспечить покой травмированного места;

    • наложить шину из палок, прутьев, пучков камыша;

    • придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;

    • приложить холодный компресс;

    • дать обезболивающее;

    • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

    4.4.10. Запрещается :

    • пытаться составлять обломки костей;

    • фиксировать шину в месте, где выступает кость;

    • прикладывать к месту перелома грелку;

    • без необходимости снимать одежду и обувь с поврежденной конечности (в месте перелома одежду и обувь лучше вырезать).

    4.4.11. При удушье:

    • установить признаки, указывающие на то, что пострадавший жив и нуждается в помощи, по следующим показаниям:

    зеркало, приложенное ко рту пострадавшего, запотевает;

    зрачок сужается при приближении источника света и расширяется - при удалении;

    палец руки отекает, если его перевязать ниткой;

    кожа воспаляется (краснеет) при воздействии источника тепла;

    • обеспечить приток свежего воздуха;

    • уложить пострадавшего так, чтобы ноги были приподняты;

    • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;

    • дать понюхать нашатырный спирт;

    • при отсутствии самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    4.4.12. Приступая к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при пожаре, спасаю­щий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. Время играет решающую роль.


    В зданиях и сооружениях образовательного учреждения при одновременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена схема оповещения о пожаре. При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория и объем помещения. План эвакуации состоит из графической и текстовой части (см. при­ложения 6,7).

    Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации обязан разработать инструкции. определяющие действия администрации и персонала при пожаре. На ее основе не реже одного раза в полугодие должны проводиться практи­ческие занятия для всех задействованных в эвакуации сотрудников (приложе­ния 8,9).

    Для выявления пожароопасных нарушений при работе установок, мастерских, лабораторий, проведения пожарно-профилактической работы, массово-разъяс­нительной работы создаются:

    • добровольные пожарные дружины (приложение 10), ответственные за эвакуацию из здания людей, ценного имущества и тушение пожара пер­вичными средствами пожаротушения до приезда пожарных;

    • пожарно-технические комиссии (приложение 11), поддерживающие связь
      с местными органами Государственного пожарного надзора.