Руководства, Инструкции, Бланки

образец заключение на кандидата в приемные родители img-1

образец заключение на кандидата в приемные родители

Рейтинг: 4.7/5.0 (1714 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Порядок усыновления - шаг за шагом

Шаг первый. Постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители

Желающие усыновить ребенка граждане РФ должны подать в местный орган опеки заявление с просьбой поставить их на учет в качестве кандидатов в усыновители.
При себе необходимо иметь следующие документы:

  1. Паспорт (либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя).
  2. Краткую автобиографию (родился, учился, женился и т.д.).
  3. Справку с места работы с указанием должности и зарплаты (либо копию декларации о доходах).
  4. Копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места постоянного жительства (либо документ, подтверждающий право собственности на жилье).
  5. Справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
  6. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья потенциального усыновителя (стандартная форма №164/у-96).
  7. Копию свидетельства о браке (если таковое имеется).

Документы 2,3,4 выдаются на срок 1 год со дня их выдачи, а медицинское заключение - на 3 месяца.

По результатам обследования условий жизни желающих усыновить ребенка лиц орган опеки и попечительства составляет акт.
Срок рассмотрения заявления - порядка 15 рабочих дней со дня его подачи. Затем выдается либо положительное заключение об их возможности быть усыновителями, либо мотивированное отрицательное (которое может быть обжаловано). Заключение действительно в течение одного года со дня его выдачи.
Положительное заключение является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.
Все сданные документы заявителю возвращаются.

Шаг второй. Подбор ребенка для усыновления

Порядок подбора ребенка для усыновления таков:
Информацию о детях, которые могут быть усыновлены и направление для их посещения предоставляет местный орган опеки и попечительства после получения от кандидата в усыновители заявления с просьбой о подборе ребенка на усыновление.
Если подходящих вариантов не нашлось, то кандидаты в усыновители могут обратиться за помощью в подборе ребенка в другой орган опеки и попечительства или к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта РФ или в Министерство образования и науки Рф (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей).
Никакого специального направления на подбор ребенка этими учреждениями не требуется.

Для получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального или федерального банка данных необходимо предъявить следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Заявление с просьбой предоставить находящиеся в государственном банке данных сведения о детях по заявленным пожеланиям.
  3. Заполненную анкету.
  4. Заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем.

Рассмотрение документов производится в 10-дневный срок.
Если документы соответствуют требованиям законодательства РФ гражданину предоставляются для ознакомления сведения о ребенке, который наиболее полно удовлетворяет его пожеланиям.
При согласии гражданина соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка, действительное в течение 10 дней с момента выдачи (срок направления может быть продлен, если ребенка не удалось посетить по уважительной причине).
О результатах посещения ребенка кандидат в усыновители обязан проинформировать (в письменной форме) соответствующего оператора.

Информация, предоставляемая кандидату в усыновители, должна содержать подробные сведения о ребенке и его родственниках.
Кандидату в усыновители предоставляется право проведения независимого медицинского обследования усыновляемого ребенка, в котором должен обязательно принимать участие представитель учреждения, в котором ребенок находится.
Если диагноз независимого медицинского освидетельствования будет отличаться от государственного, документы ребенка в 3-х дневный срок направляются в Минздрав.

Кандидат в усыновители должен лично встретиться с ребенком, установить с ним контакт (на первой встрече или одной из последующих по существующему порядку должен присутствовать представитель органа опеки и попечительства), ознакомиться с предоставленными документами и в письменном виде подтвердить прочтение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.

Если по какой-либо причине ребенок не подошел кандидату в усыновители, он получает направление на знакомство с другим ребенком.

Может случиться так, что ни в региональном, ни в федеральном банке данных о детях, варианта, устраивающего усыновителя не найдется, тогда он может подать письменную просьбу о продолжении поисков. В этом случае соответствующий оператор (не реже одного раза в месяц) письменно уведомляет гражданина о наличии (отсутствии) новых подходящих анкет детей, оставшихся без попечения родителей.

Если кандидат в усыновители два раза подряд не явился для ознакомления с вновь поступившими анкетами, поиск ребенка для него приостанавливается, но может быть продолжен по письменной просьбе.

Когда гражданин найдет ребенка, которого он хотел бы усыновить и подаст заявление в суд, чтобы инициировать процесс усыновления, то об этом он обязан в срок до 10 дней поставить в известность (письменно) соответствующего оператора.
В этот же срок он должен проинформировать оператора и в случае отказа от дальнейших поисков ребенка.

Шаг третий. Судебное рассмотрение

Поданное в суд заявление об усыновлении рассматривается в порядке закрытого судебного заседания по месту жительства (нахождения) ребенка с обязательным участием усыновителя(ей), представителя органа опеки и попечительства, усыновляемого ребенка (если он достиг 14-летнего возраста) и прокурора. В некоторых случаях на судебное заседание могут быть приглашены родители и другие заинтересованные лица, а также сам ребенок (если его возраст 10-14 лет).

Необходимые документы для подачи в суд (предоставляются в двух экземплярах):

  1. Заявление с просьбой об установлении усыновления с указанием:
    • ФИО усыновителя(ей), места жительства;
    • ФИО и дата рождения усыновляемого ребенка, его места жительства (нахождения);
    • сведениий о родителях усыновляемого ребенка, его братьях и сестрах (в случае их наличия);
    • причин, обосновывающих желание усыновить ребенка;
    • просьбы об изменении фамилии, имени, отчества, места и даты рождения усыновляемого ребенка (по желанию усыновителя);
    • просьбы о записи усыновителя(ей) родителем(ями) в актовой записи о рождении ребенка (по желанию усыновителя).
  2. Копия свидетельства о рождении усыновителя (если в качестве усыновителя выступает лицо, не состоящее в браке);
  3. Копия свидетельства о браке усыновителя(ей) - при усыновлении ребенка супругами, либо одним из них;
  4. Согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года - когда усыновителем выступает один из супругов (если соответствующий документ отсутствует - в заявлении указываются причины этого обстоятельства);
  5. Медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя(ей);
  6. Справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате (либо иной документ, подтверждающий доходы);
  7. Документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на него;
  8. Документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

При положительном решении суда об усыновлении права и обязанности усыновителя(ей) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу.
В 3-х дневный срок, по ныне действующему порядку, копия решения суда об усыновлении ребенка направляется в ЗАГС по месту принятия решения суда для государственной регистрации.
Усыновитель обязан в срок до 10 дней известить (письменно) оператора государственного банка данных о детях о вынесенном решении суда.

Шаг четвертый. Государственная регистрация усыновления

Государственная регистрация усыновления ребенка производится в местном ЗАГСе по устному или письменному заявлению усыновителя(ей) и предъявлении ими решения суда об установлении усыновления ребенка, а также документов, удостоверяющих их личности.
Заявление о государственной регистрации можно сделать и через доверенное лицо.
Если усыновитель(и) или доверенные лица не сделали такое заявление (в срок до 1 месяца), то порядок усыновления ребенка предусматривает автоматическую регистрацию - на основании решения, поступившего в ЗАГС непосредственно из суда.

В запись акта об усыновлении вносятся:

  • ФИО, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
  • ФИО, гражданство, национальность (если указана в записи акта о рождении или в свидетельстве о рождении) родителя(ей);
  • номер записи акта о рождении, дата составления и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка;
  • ФИО, гражданство, национальность (вносится по желанию), место жительства усыновителя(ей);
  • номер записи акта о заключении брака усыновителей, дата составления и наименование ЗАГСа, которым произведена государственная регистрация заключения брака;
  • реквизиты решения суда об установлении усыновления ребенка;
  • серия и номер выданного свидетельства об усыновлении.

Если по решению суда усыновитель(и) записывается(ются) его родителем(ями), то такие сведения тоже вносятся в запись акта об усыновлении.

Усыновителю(ям) выдается свидетельство об усыновлении установленного образца, которое содержит следующие данные:

  • ФИО, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
  • ФИО, гражданство, национальность (если указана в записи акта об усыновлении) усыновителя(ей);
  • номер записи акта об усыновлении, дата составления;
  • место госрегистрации усыновления (наименование ЗАГСа);
  • дата выдачи.

На основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка.

По желанию усыновителя(ей), в случае изменения места рождения ребенка, ЗАГСом по месту рождения ребенка может быть составлена новая запись акта о рождении ребенка.
Сведения о составлении новой записи акта о рождении ребенка вносятся в ранее произведенную запись.
ЗАГС по месту хранения записи акта о рождении ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной (или вновь составленной) в связи с усыновлением записью акта о рождении ребенка.
В случае, если по решению суда сохраняются личные неимущественные и имущественные отношения усыновленного ребенка с родителем(ями), сведения о родителе(ях) в записи акта о рождении ребенка, изменению не подлежат.

Шаг пятый. Воссоединение

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта (либо другого документа, удостоверяющего личность) и решения суда.

И помните - никакие сборы (в т.ч. за медицинское освидетельствование), судебные пошлины и издержки с усыновителей не взимаются !

Другие статьи

Медицинское освидетельствование кандидатов в ПР - Форум приёмных родителей `В семью! `

Форум приёмных родителей `В семью!`

Один из документов, требующихся от кандидата в приемные родители – «медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации » (в соотв. с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами …») .

Порядок установлен следующим документом:
(полный текст документа и приложений к нему можно посмотреть здесь http://www.consultant.ru/online/base/?r. AW;n=11808

ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ
ГРАЖДАНИНА(КИ), ЖЕЛАЮЩЕГО СТАТЬ УСЫНОВИТЕЛЕМ,
ОПЕКУНОМ (ПОПЕЧИТЕЛЕМ) ИЛИ ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЕМ
(Приложение 1 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.96 N 332)

Настоящее Положение регламентирует деятельность государственных учреждений системы Минздрава России. осуществляющих освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители.
К государственным учреждениям относятся территориальные амбулаторно-поликлинические учреждения (отделения), специализированные диспансеры (отделения) системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Освидетельствование, при необходимости дополнительное обследование. осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата .
Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного (уч. ф. N 25/у-87).
Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью .
В медицинскую карту амбулаторного больного (уч. ф. N 25/у-87) вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели .
Бланк "Медицинского заключения" выдается каждому кандидату на руки в органах опеки и попечительства при обращении гражданина (гражданки) с просьбой об усыновлении ребенка, о взятии под опеку (попечительство) или в семью на воспитание. После заполнения и оформления в установленном порядке в учреждении здравоохранения "Медицинское заключение" возвращается в органы опеки и попечительства.
Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3 месяцев .

Действительность медзаключения проверяется:
1) на момент подачи этого документа в орган опеки, для получения заключения о возможности быть опекуном (приемным родителем);
2) на момент подачи заявления о назначении кандидата опекуном (ПР) .

Какую дату считать датой выдачи медицинского заключения? Если внимательно рассмотреть форму этого самого заключения (приложение 2 к приказу Минздрава), то понятно, что датой отсчета будет первая дата. проставленная главврачом одного из медучреждений, выдающих заключение (и заверенная печатью).
Другое дело, что у нас законодательство трактуется всеми правоприменителями "вольнО" и свободно.
Так что, с самого начала поинтересуйтесь в своем органе опеки, от какой даты они будут отсчитывать 3 месяца. (конечно, кандидату на руку, чтобы отсчитывали от последней ).

Приложением 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.96 N 332 утверждена форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего(ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем ( Форма N 164/у-96 ).

Согласно форме необходимы заключения 8 специалистов :
1. терапевт
2. инфекционист
3. дерматовенеролог
4. фтизиатр
5. невропатолог
6. онколог
7. психиатр
8. нарколог.

В графе "Заключение" специалистами подчеркивается слово " выявлено" или "не выявлено". что означает наличие или отсутствие заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года № 542.
Никаких ИНЫХ обследований, не имеющих отношения к выявлению наличия (отсутствия) данных заболевания, кандидатам назначать НЕ ДОЛЖНЫ .

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ УСЫНОВИТЬ
РЕБЕНКА, ПРИНЯТЬ ЕГО ПОД ОПЕКУ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО),
ВЗЯТЬ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
(Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета
Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации
Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций
Наркомания, токсикомания, алкоголизм
Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета (в т.ч. ВИЧ. гепатит С, сифилис и прочие, при выявлении которых постановка на диспансерный учёт обязательна)
Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными
Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность

Последний раз редактировалось Катена 06 апр 2012, 12:25, всего редактировалось 3 раза.

Ах, как тихо и темно! Ах, как как чУдно и чуднО! Ах, страшно и смешно! Зато в конце все будет хо-ро-шо!

Алиса и тройняшки: а возможно ли его продлить более чем на месяца

Порядком мед. освидетельствования не предусмотрена процедура продления по окончанию срока действия.
Однако, учитывая то, что некоторые ООП ведут отсчет от ПОСЛЕДНЕЙ даты (почему - не понятно, но так бывает часто, насколько могу судить по обсуждениям в Инете), можно попробовать договориться с главврачом о возможности переподписания заключения без прохождения медосмотра.
Но поскольку документарно такая возможность нигде не зафиксирована, то это может быть только по доброй воле врача и как бы "немножко околозаконно".
Опять же, не забудьте сначала обсудить такой вариант с органами опеки, как они к этому отнесутся.

У меня самой была ситуация: главврач поликлиники по МЖ расписался, не поставив дату. На момент передачи мне ребенка 3 мес. от первой даты уже прошли. Поговорив с опекой мы решили, что просим главврача проставить дату, и ООП просили, чтобы еще дописана была формулировка, что по состоянию здоровья может быть опекуном. Я рассчитывала упросить поставить число более позднее, но он согласился только на дату последней подписи специалиста (терапевт). Но и таким образом я выиграла дополнительные две недели, благодаря которым я все успела, не проходя медосмотр повторно.

Ах, как тихо и темно! Ах, как как чУдно и чуднО! Ах, страшно и смешно! Зато в конце все будет хо-ро-шо!

У меня вопросик! Кто не так давно собирал документы в кандидаты приемн. семьи.
Надо-ли сдавать анализы крови на ВИЧ, сифилис и прочую дрянь?
Вен у меня нет совсем, всегда берут кровь из вен на ноге и запястья, это так больно, не хочется.

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

У нас в регионе отменили эти анализы.

Приемные и долгожданные Никита 7 лет Савелий 4,5 года

Лена-Ко: Надо-ли сдавать анализы крови на ВИЧ, сифилис и прочую дрянь?

У нас да,плюс еще все гепатиты.Показывать анализы дерматовенерологу и инфекционисту.Инфекционист в моей поликлинике просит сдавать анализ крови,кала,мазки из всех мест.
А терапевт также заставляет сдавать все анализы,в том числе мочу,ЭКГ и гинеколога проходить в смотровом.

Твою девизию!Девчёнки. да вас хоть сейчас в космос отправляй! А если серьёзно, вот нас всех проверяют -перепроверяют, а я ребёнка забрала с головой полной вшей и никто даже ни чухнулся.
А на счёт гинеколога тоже умора, когда делала мед. справку на права, в нашей больнице заставили пройти гинеколога.Я тогда инструктору вопрос задала, зачем?Я ведь не "этим местом " рулить собираюсь

Не судите меня за прошлое-я там больше не живу.

Вот за что я вас всех так ЛЮБЛЮ!
На серьезный вопрос -насмеялась вдоволь! Такой позитив.
ТАК ДЕРЖАТЬ!
Раз мы еще не разучились шутить и смеяться-значит жить будем!

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

Если кто не в курсе: беременным есть ограничения по вождению машины ( соответственно и в получении прав ), реакция у них замедленная. По этой причине и отправляют к гинекологу. Сама также удивилась на приеме у доктора при оформлении справки для автошколы ,а врач всё мне объяснила.

sana: У нас в регионе отменили эти анализы.

sana. кто отменил?
По постановлению правительства РФ (и СК) "ВИЧ. гепатит С, сифилис и прочие, при выявлении которых постановка на диспансерный учёт обязательна" - это заболевания, наличие которых является основанием для отказа в возможности быть приемным родителем.

Ах, как тихо и темно! Ах, как как чУдно и чуднО! Ах, страшно и смешно! Зато в конце все будет хо-ро-шо!

Образцы заключений о готовности к усыновлению

Образцы заключений о готовности к усыновлению

Образцы заключений о готовности к усыновлению


Результаты психологической диагностики

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратились граждане Республики Беларусь … по вопросу усыновления (удочерения).

Данные граждане прошли специальный курс подготовки к усыновлению в … 2013 года. Психологическая диагностика проведена с помощью диагностического собеседования и наблюдения, рефлексивного интервью, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF)» Кеттелла (105 в.), методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), Торонтского алекситимического теста, и показала:

а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

супруги проживают в браке с 2007 года, детей нет. Супружеские взаимоотношения основаны на полном доверии, откровенности и искренности друг перед другом, взаимопомощи и поддержке. Оба супруга удовлетворены своим браком.

б) личностные особенности:

… характеризуется: открытостью, сердечностью, естественностью и непринуждённостью общения, высокой нормативностью поведения, чёткими моральными установками, порядочностью, ответственностью, чувством долга. В решении проблем, постановке и достижении целей проявляет прагматизм, рациональность, настойчивость. С готовностью откликается на просьбы, стремится оказать помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается.

… эмоционально устойчива, стабильна в поведении и эмоциях. Способна зрело и реалистично оценить обстановку, управлять ситуацией. Самостоятельна в принятии решений, ответственности за их исполнение. Независима от оценок и суждений окружающих, имеет собственную жизненную позицию и смелость её отстаивать.

в) родительские установки:

… и … воспитывались в полных благополучных семьях, оба являются старшими среди братьев-сестёр. Ориентированы на демократический стиль воспитания, готовы и стремятся учитывать потребности и интересы ребёнка, развивать его личность без подавления и унижения.

г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления – любовь к детям, желание иметь ребенка, реализоваться в качестве родителей, помочь ребёнку обрести семью.

В результате проведённой работы диагностирована и сформирована психологическая готовность кандидатов к усыновлению.

Общая готовность кандидатов к родительству выражается в их гармоничных супружеских взаимоотношениях, осознанной мотивации, сбалансированном сочетании эгоистических и помогающих мотивов усыновления, адекватном восприятии родительской роли, способности к рефлексии и переоценке своего детского опыта воспитания в родительских семьях.

Специфическая готовность к выполнению роли родителей-усыновителей высокая. Супруги осознают и принимают специфику социальной роли усыновителей, их отличия от обычных семей. Готовы открыто говорить с ребёнком об усыновлении, с уважением относятся к его прошлому. Обладают определённой устойчивостью и защищённостью от влияния неконструктивных общественных стереотипов в отношении усыновлённых детей и их родителей.

Выражают готовность усыновить двоих детей, имеют для этого необходимые психологические ресурсы.

Исходя из изложенного выше, считаю возможным усыновление несовершеннолетнего супругами … при обязательном психолого-педагогическом сопровождении семьи по месту жительства.

Рекомендаций по сопровождению семьи после усыновления нет, поскольку супруги открыты и активны во взаимодействии со специалистами, способны самостоятельно организовать себе поддерживающую сеть контактов.


Результаты психологической диагностики

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратилась гражданка Республики Беларусь … по вопросу усыновления (удочерения).


… прошла специальный курс подготовки к усыновлению в … 2013 года. Психологическая диагностика проведена с помощью диагностического собеседования и наблюдения, рефлексивного интервью, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF) Кеттелла», методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), Торонтского алекситимического теста, и показала:


а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

… в браке не состоит, проживает одна. После усыновления планирует переехать к родителям, которые поддерживают решение дочери об усыновлении, готовы оказывать ей необходимую помощь в заботе о ребёнке.


б) личностные особенности:

… ответственная, дисциплинированная, организованная. В межличностных отношениях держится несколько отстранённо, скованно, полагается на себя, руководствуется чёткими моральными стандартами поведения. Характерна высокая требовательность к себе и к окружающим, в частности, к мужчинам (в связи с чем в её жизни пока нет человека, с которым она бы могла создать семью). В школьные годы несколько лет училась в школе-интернате (в связи с состоянием здоровья), что воспринимает как жизненное испытание, которое закалило её характер, научило рассчитывать только на свои силы, не доверять излишне окружающим, скрывать свои чувства и переживания.

в) родительские установки:

… ориентирована на демократический стиль воспитания. Хочет усыновить мальчика, так как считает, что её сильный характер, строгость и требовательность помогут воспитать у него необходимые мужские качества (данная установка была подвергнута в процессе работы с кандидатом анализу и пересмотру, поскольку не является настолько бесспорной, чтобы быть критерием для выбора ребёнка).

г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления – желание изменить в лучшую сторону жизнь ребёнка, дать ему заботу, любовь, тепло.


В результате подготовки диагностирована и сформирована психологическая готовность кандидата к усыновлению.

Общая готовность … к родительству выражается в осознанном стремлении к самореализации в качестве мамы, ответственном отношении к воспитательной роли родителя.

Специфическая готовность к выполнению роли родителей-усыновителей достаточная. … осознаёт и принимает специфику социальной роли усыновителей, их отличия от обычных семей. Готова открыто говорить с ребёнком об усыновлении, с уважением относится к его прошлому.


Исходя из изложенного выше, считаю возможным усыновление несовершеннолетнего … при обязательном психолого-педагогическом сопровождении семьи по месту жительства.

Рекомендации по сопровождению семьи после усыновления

  • поддержание постоянного контакта с семьёй в кризисные периоды адаптации;

  • оказание при необходимости психологической поддержки, профилактика эмоционального выгорания;

  • помощь в создании «Книги жизни» ребёнка (как основа для дальнейшего раскрытия ребёнку темы его усыновления и происхождения);

  • обеспечение преемственности сопровождения при возможной смене места жительства.


Результаты психологической диагностики

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратились граждане Республики Беларусь супруги по вопросу усыновления (удочерения).

Данные граждане прошли специальный курс подготовки к усыновлению в … 2013 года. Психологическая диагностика проведена с помощью диагностического собеседования и наблюдения, рефлексивного интервью, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF) Кеттелла», методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), и показала:

а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

супруги проживают в браке с 2007 года. Супружеские взаимоотношения гармоничные. Воспитывают дочь …, 2010 года рождения. Девочка имеет врождённые особенности развития, супругам пришлось много усилий направить на лечение девочки. Выпавшие на долю семьи испытания сплотили супругов, научили их сообща справляться с трудностями, полагаться на свои силы, активно искать и находить пути решения проблем. … - жизнерадостный развитый ребёнок. Она очень привязана к своим родителям, ждёт с нетерпением появления в доме маленькой сестрички.

б) личностные особенности:

… спокойный, уравновешенный, невозмутимый, эмоционально зрелый, трезвомыслящий, практичный, реалистичный, организованный, ответственный.

… эмоционально зрелая, смело смотрящая в лицо фактам, спокойная, уверенная в себе, постоянная в своих планах и привязанностях, жизнерадостная. Прекрасно справляется с трудностями, сохраняет присутствие духа в сложных ситуациях.

в) родительские установки:

… и … отличаются способностью критически переосмысливать свой опыт отношений с родителями, их воспитательные установки. Осознанно выстраивают демократические отношения в своей нынешней семье, считают воспитание ребёнка, заботу о его благополучии основной своей задачей, реализуют демократический стиль воспитания. Склонность … к гиперопеке, чрезмерному контролю и заботе обусловлена во многом тревогой за здоровье ребёнка, стремлением оградить его от неприятностей.

г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления – желание помочь ребёнку, поделиться с ним теплом и любовью.


В результате подготовки диагностирована и сформирована психологическая готовность кандидатов к усыновлению.

Общая готовность кандидатов к родительству выражается в осознанности родительской роли, имеющемся опыте воспитания, ценностном отношении к детям, балансе помогающей мотивации и рациональной оценки своих возможностей.

Специфическая готовность к выполнению роли родителей-усыновителей высокая. Супруги осознают и принимают специфику социальной роли усыновителей, их отличия от обычных семей. Готовы открыто говорить с ребёнком об усыновлении, с уважением относятся к его прошлому. Обладают определённой устойчивостью и защищённостью от влияния неконструктивных общественных стереотипов в отношении усыновлённых детей и их родителей.


Исходя из изложенного выше, считаю возможным усыновление несовершеннолетнего супругами … при обязательном психолого-педагогическом сопровождении семьи по месту жительства.


Результаты психологического обследования

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратились граждане Республики Беларусь супруги по вопросу усыновления (удочерения).


Данные граждане в … 2011 года прошли специальный курс подготовки к выполнению родительской роли, а также психологическое обследование по программам и с помощью методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.

В 2011 году усыновили ребёнка (…, 2008 года рождения). В декабре 2012 года обратились повторно с целью усыновления ещё одного ребёнка, в связи с чем было проведено дополнительное собеседование.


Психологическое обследование, состоявшее из диагностических собеседований и наблюдений, рефлексивного интервью, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF) Кеттелла», методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), показало:


а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

супруги проживают в браке с 2007 года, воспитывают усыновлённого ребёнка. Супружеские взаимоотношения тёплые, дружеские, доверительные, основаны на взаимной любви и общих христианских ценностях. Адаптация ребёнка и семьи завершена, … чувствует себя любимым, окружён заботой и вниманием взрослых. Сейчас мальчик уже ходит в детский сад. Семья готова принять ещё одного ребёнка, создать детям хорошие условия для их жизни и развития.


б) личностные особенности:

… обладает развитым воображением, самобытным мировоззрением, нестандартным взглядом на вещи. При достаточном эмоциональном самоконтроле, тем не менее может проявлять восторженность, мечтательность, безмятежность.

… при внешней мягкости и впечатлительности обладает рационалистическим складом ума, дисциплинированная, ответственная, собранная. В отношениях терпелива, внимательна, заботлива.


в) родительские установки:

… ориентирован на демократический стиль воспитания ребёнка, построение с ним товарищеских взаимоотношений, поощрение его активности. … более склонна к гиперопекающему стилю воспитания.


г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления – желание иметь большую семью, отдавать детям свою любовь, заботу, более полно реализовать свой родительский потенциал. Супруги выражают желание принять в семью девочку до двух лет, что считаю психологически вполне целесообразным.


По результатам проведённого обследования супруги не имеют противопоказаний для усыновления ребенка. Общая готовность к родительству подтверждается позитивным опытом заботы о сыне, осознанности мотивации и воспитательных установок, общей благоприятной атмосфере семьи. Специфическая готовность к выполнению роли усыновителей достаточная. Супруги осознают и принимают специфику социальной роли усыновителей, их отличия от обычных семей. При этом задача начать и вести диалог с ребёнком о его усыновлении вызывает у них определённые затруднения. Рекомендация психолога использовать ситуацию усыновления второго ребёнка для обсуждения этой темы с … воспринята ими с вниманием и энтузиазмом.

Исходя из изложенного выше, считаю возможным усыновление несовершеннолетнего супругами … при обязательном психолого-педагогическом сопровождении семьи по месту жительства.


Результаты психологической диагностики

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратились граждане Республики Беларусь по вопросу усыновления (удочерения).


Данные граждане прошли специальный курс подготовки к усыновлению в … 2012 года. Психологическая диагностика проведена с помощью диагностического собеседования и наблюдения, рефлексивного интервью, теста MMPI, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF) Кеттелла», методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), Торонтского алекситимического теста, и показала:

а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

… с 1997 года проживает совместно с …. Брак зарегистрирован в 2013 году в связи с желанием усыновить ребёнка, нести за него совместную ответственность. Отношения в семье тёплые, основаны на взаимном уважении и заботе. … много времени уделяет своим совершеннолетним сыну и дочери от первого брака, а также внукам. При этом она поддерживает стремление … усыновить ребёнка.

б) личностные особенности:

… отличается широтой интересов, хорошим уровнем общей культуры и образованности. Внимателен к эмоциональным нюансам и оттенкам отношений, несколько сентиментален, мягок и добросердечен. Характеризуется повышенным фоном настроения, оптимистичностью, общительностью, непринуждённостью в общении. Охотно высказывает своё мнение, готов поделиться впечатлениями. Высокая добросовестность и сознательность сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным, эгоистическим целям.

При этом плохо ориентируется в современных реалиях. Имеет низкую приспособляемость к новой или незнакомой ситуации. Характеризуется расслабленностью, излишней удовлетворенностью и невозмутимостью. Склонен отрицать или недооценивать возможные трудности, игнорировать риски психологического характера. Опирается на известные, имеющиеся в его опыте модели поведения, в нестандартной ситуации настаивает на стандартных способах её решения.

… открыта, общительна, доверчива. Ей свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и высокая обучаемость. Характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью. Устанавливает для себя слишком низкий потолок достижимого, склонна все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. При этом чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов помогают принимать правильные решения. Хорошо осознает социальные требования и старается их аккуратно выполнять, заботится о впечатлении, которое производит своим поведением, о своей общественной репутации.

в) родительские установки:

… и … ориентированы на демократический стиль воспитания, равноправное товарищеское общение с ребёнком. … считает, что ребёнка нужно активно развивать, обеспечить ему посещение различных кружков и секций, чтобы он тянулся к знаниям, получил высшее образование. … более склонна к эмпатийному общению, сопереживанию, гиперопеке.

г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления … – желание иметь ребенка, реализоваться в качестве отца, «продлить свой род и фамилию». Мотивация … более ориентирована на поддержку устремлений супруга. При этом у неё отсутствуют иллюзии в отношении воспитания приёмного ребёнка и своего участия в нём, она реалистично оценивает свои силы и хочет помочь ребёнку обрести любящую семью и достойное воспитание.

В результате проведённой с данными гражданами работы определено следующее.

Общая готовность кандидатов к родительству определяется их личностными качествами, в частности, морально-нравственными установками, системой жизненных ценностей. При этом обращает на себя внимание тот факт, что за 15 лет с детьми и внуками … у … не сложились близкие отношения, он дистанцирован от активного участия в их жизни. Это может свидетельствовать о его ролевой ригидности, неспособности гибко адаптироваться к различным ролевым моделям взаимоотношений (не отец – но отчим, друг, дедушка, крёстный и т.п.). …, имея опыт воспитания детей и внуков, проявляет более высокий уровень общей готовности к родительству.

Специфическая готовность к выполнению роли родителей-усыновителей недостаточна.

… склонен к отрицанию специфики социальной роли усыновителей, их отличий от обычных семей. Это может быть связано, опять же, с ролевой негибкостью, готовностью реализовать только хорошо знакомые, очевидные социальные роли. Специфику роли усыновителя … склонен подменять моделью обычного родительства, в связи с чем испытывает трудности в диалоге с ребёнком об усыновлении. Психологические, эмоциональные потребности усыновлённого ребёнка при таком подходе могут быть проигнорированы и не удовлетворены. Данные обстоятельства не признаются …, он склонен к демагогии и морализаторству более, нежели к естественному общению и принятию чувств ребёнка.

Данные риски могут быть компенсированы благодаря …, продемонстрировавшей в процессе диагностики и подготовки высокий уровень эмпатийности, гибкости, умения вести неформальный диалог с ребёнком, принятия особенностей его истории.

Исходя из изложенного выше, считаю усыновление несовершеннолетнего … и … возможным при условии углублённого психолого-педагогического сопровождения семьи по месту жительства.


Результаты психологической диагностики

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратились граждане Республики Беларусь супруги по вопросу усыновления (удочерения).


Данные граждане прошли специальный курс подготовки к усыновлению в … 2012 года. Психологическая диагностика проведена с помощью диагностического собеседования и наблюдения, рефлексивного интервью, теста MMPI, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF) Кеттелла», методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), и показала:

а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

супруги проживают совместно с 2007 года, в браке – с февраля 2012 года. Супружеские взаимоотношения тёплые, дружеские, основаны на любви и взаимной заботе.

б) личностные особенности:

… эмоционально зрелый, спокойный, невозмутимый, уравновешенный, проницательный. Наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и высокая обучаемость, высокий уровень вербальной культуры. Выражено стремление к поддержке, помощи и заботе об окружающих. Прекрасно справляется с трудными жизненными ситуациями. Самооценка высокая. Выражено стремление к положительной оценке со стороны окружающих, к гармонии в межличностных отношениях.

… внимательная, образованная. Умеет на основе логики строить разумный план действий, объективно оценивать реальность и свои возможности. В межличностных отношениях характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, иногда склонна к излишнему морализаторству. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки. В ситуациях, когда надо уметь быстро менять свои планы может испытывать трудности.

в) родительские установки:

… и … воспитывались в полных благополучных семьях. Ориентированы на демократический стиль воспитания.

г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления – желание иметь ребенка, реализоваться в качестве родителей. Супруги ориентированы на приём в семью маленького ребёнка (до года).


В результате проведённой работы диагностирована и сформирована психологическая готовность кандидатов к усыновлению.

Общая готовность кандидатов к родительству выражается в осознанном стремлении дать ребёнку достойное воспитание и заботу, благоприятной семейной атмосфере, личностных качествах супругов.

Специфическая готовность к выполнению роли родителей-усыновителей достаточная. Супруги изначально были настроены на сохранение тайны усыновления от ребёнка и от окружающих. В процессе психологической подготовки пересмотрели свои взгляды, понимают необходимость открытого диалога в семье по вопросам, связанным с усыновлением и историей ребёнка. Готовы к дальнейшему развитию своей психолого-педагогической грамотности для помощи ребёнку в преодолении эмоциональных травм и последствий депривации. Открыты для сопровождения со стороны специалистов.


Исходя из изложенного выше, считаю возможным усыновление несовершеннолетнего супругами … и … при обязательном психолого-педагогическом сопровождении семьи по месту жительства.


Рекомендации по подбору ребёнка и сопровождению семьи после усыновления

  • в связи с тем, что основная физическая и психо-эмоциональная нагрузка, связанная с уходом за ребёнком, ляжет на плечи … целесообразно при подборе ребёнка принять во внимание возраст супруги. Соответственно, оптимальный возраст усыновляемого ребёнка - 4-5 лет;

  • после усыновления необходимо поддержание постоянного контакта с семьёй (особенно - в кризисные периоды адаптации);

  • помощь в создании «Книги жизни» ребёнка (как основы для раскрытия ребёнку темы его усыновления и происхождения).


Результаты психологического обследования

кандидатов в усыновители

В Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь обратились граждане Республики Беларусь супруги по вопросу усыновления (удочерения).


Данные граждане в … 2012 года прошли специальный курс подготовки к усыновлению, а также психологическое обследование по программам и с помощью методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.

Психологическое обследование, состоявшее из диагностического собеседования и наблюдения, рефлексивного интервью, теста MMPI, теста «Шестнадцать личностных факторов (16 PF) Кеттелла», методики измерения родительских установок и реакций («PARI»), показало:


а) супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье):

супруги проживают в браке с 2005 года, детей нет. Супружеские взаимоотношения гармоничные. Оба супруга оценивают свой брак как удавшийся.


б) личностные особенности:

… отличается реалистичным и конкретным мышлением. Способен к интуитивному пониманию других людей, при этом не склонен к сочувствию, руководствуется рациональными соображениями. Склонен к строгой оценке окружающих, раздражителен, эмоционально возбудим, обидчив, несдержан. Представляет себе идеальные ситуации удовлетворения желаний, чрезмерно преувеличивает свои возможности.

… стремится к поведению, ориентированному на одобрение окружающих. Общительная, открытая, предпочитает простые формы общения, иногда ей недостаёт дипломатичности, тонкости и такта. Внутренняя напряжённость, резко повышенная тревожность может приводить к реакциям раздражительности, гнева, агрессии. Не замечает отрицательных сигналов, идущих от окружающих, считает свои отношения с ними более гармоничными, чем они есть на самом деле.


в) родительские установки:

… и … ориентированы на демократический стиль воспитания ребёнка, построение с ним товарищеских взаимоотношений.

г) мотивы усыновления:

основной мотив усыновления – желание иметь ребенка, реализоваться в качестве родителей.


Общая готовность кандидатов к родительству недостаточная. По результатам проведённого обследования личностные особенности супругов, их совпадение по таким параметрам как эмоциональная возбудимость, склонность к раздражительности, агрессивным реакциям, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний – обусловливают риск негативного воздействия на ребёнка.

Специфическая готовность кандидатов к выполнению роли усыновителей также является недостаточной. Супруги осознают и принимают специфику социальной роли усыновителей, их отличия от обычных семей. Планируют открыто говорить с ребёнком об усыновлении, однако готовность к такому диалогу представляется недостаточной. В процессе групповой подготовки … и … при внешней заинтересованности проявили неготовность к решению специфических задач усыновителей, под различными предлогами уклонялись от выполнения специальных упражнений, заданий. Наблюдается определённая зависимость от негативных социальных установок в отношении усыновления, неготовность им противостоять.


Исходя из изложенного выше, считаю усыновление несовершеннолетнего супругами … не соответствующим интересам ребёнка.