Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции классного руководителя в школе по фгос img-1

должностные инструкции классного руководителя в школе по фгос

Рейтинг: 5.0/5.0 (1670 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция классного руководителя в школе по ФГОС

Должностная инструкция классного руководителя в школе по ФГОС

Как бы людям того ни хотелось, но года неумолимо летят, дети растут, и неминуемо наступает тот знаменательный момент, когда вчерашний малыш становится первоклассником. В его жизни происходят изменения, оказывающие огромное влияние на становление его личности. То, насколько успешно школьник справится с многочисленными и совершенно разными по своей природе трудностями, зависит во многом от участия и помощи, оказываемой ребенку его классным руководителем.

Это не просто рядовой учитель, а своего рода наставник, несущий ответственность за судьбу своих юных подопечных. Педагог осуществляет профессиональную деятельность, руководствуясь не только своими моральными и этическими ценностями, но и положениями документа, известного как «Должностная инструкция классного руководителя». В том, что это такое, поможет разобраться данная статья.

Должностная инструкция классного руководителя: что это такое и для чего она нужна?

Когда педагог устраивается на работу в школьное образовательное учреждение, помимо заключения трудового договора, он обязан ознакомиться и подписать еще один немаловажный документ. Речь идет о том, что в профессиональных кругах называется «Должностная инструкция классного руководителя». Важно отметить, что этот документ разрабатывается не для отдельно взятого работника, а для определенной должности. Другими словами, должностная инструкция классного руководителя является обезличенной и регламентирует порядок выполнения работы (деятельности) всеми без исключения преподавателями учреждения, занимающими соответствующий пост.

Единого шаблонного содержания документа не существует. Однако, как правило, инструкция содержит разделы, которые включают пункты, относящиеся к общим положениям, обязанностям, правам, ответственности и рабочим взаимоотношениям.

Классный руководитель - это кто?

Работа классного руководителя – тяжелый труд, заслуживающий огромного уважения и одновременно восхищения. Найти индивидуальный подход к каждому ученику, проникнуться его проблемами, искренне постараться понять и помочь, не навредив при этом, сможет исключительно педагог по призванию.Стать наставником целого класса и взять на себя ответственность за каждого воспитанника по силам далеко не всем преподавателям.

Традиционно классным руководителем называют педагогического работника, который создает благоприятный климат и условия для интеллектуального и психологического развития ребенка; в случае необходимости вносит определенные коррективы в практикуемую систему воспитания; занимается организационными моментами, относящимися к школьной и внешкольной творческой деятельности учащихся; участвует в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих у учеников между собой, с преподавателями, а также с родителями.

Необходимые классному руководителю знания

Должностная инструкция классного руководителя в школе, как правило, содержит пункт, в котором приведен список основных знаний, необходимых педагогу для того, чтобы занимать соответствующий пост. Таким образом, преподаватель должен продемонстрировать свою компетентность в том, что касается:

  • вопросов педагогики и детской возрастной психологии;
  • особенностей физиологического развития школьников;
  • внутреннего регламента и иных документов образовательного учреждения;
  • элементарных правил школьной гигиены;
  • умения осуществлять мониторинг деятельности и успеваемости воспитанников;
  • знания теории и методик воспитательной работы ;
  • способности организовать досуг учащихся;
  • навыков убеждения;
  • умения идти на компромисс и выбирать лучший из возможных вариантов выхода из любой конфликтной ситуации.

Должностная инструкция классного руководителя в школе может содержать и другие требования к знаниям и умениям преподавателей, желающих занять этот почетный пост. Столь жесткие критерии отбора неслучайны, ведь от профессиональных способностей учителя зависит то, насколько гармонично будут развиваться дети (как в интеллектуальном, так и в психологическом плане).

Классный руководитель и его основные обязанности

Должностная инструкция классного руководителя по ФГОС предусматривает, что в процессе работы педагог должен выполнять следующие обязанности:

  • анализировать проблемы;
  • прогнозировать изменения, которые потребуют срочной корректировки воспитательного плана ;
  • планировать ход воспитательного процесса, разрабатывать необходимую методическую документацию, вовремя выявлять девиантное поведение школьников;
  • координировать деятельность воспитанников во время подготовки и проведения различных школьных мероприятий;
  • заботится об обеспечении безопасности учащихся, регулярно проверяя исправность школьного оборудования, приборов и иных технических средств, используемых в образовательных целях;
  • консультировать родителей по вопросам, связанным с воспитательным процессом;
  • оценивать уровень воспитанности учеников и их школьную успеваемость.
Классный руководитель и выполняемые им функции

Должностная инструкция классного руководителя начальных классов, как и средних и старших классов, предусматривает, что педагог должен выполнять свои основные функции:

  1. Планировать, организовывать и контролировать воспитательный процесс в руководимом им классе.
  2. Создавать условия, необходимые для гармоничного и всестороннего развития учащихся, а также с целью формирования у воспитанников чувства собственного достоинства и уважения к окружающим.

Какими правами обладает классный руководитель

Независимо от типа школьного образовательного учреждения, должностная инструкция классного руководителя начальных классов по ФГОС должна содержать раздел, в котором перечисляются права учителя. Формулировка их может быть разной, однако смысл один. К основным правам, которыми обладает классный руководитель, относятся:

  • право выбора методики и форм реализации воспитательного процесса;
  • право применять меры дисциплинарного воздействия на воспитанников, совершивших какой-либо проступок, вследствие которого был дезорганизован учебно-воспитательный процесс;
  • право запрашивать и получать от руководства информационные и методические материалы, необходимые для качественного выполнения обязанностей, предписанных должностной инструкцией;
  • право вызывать в школу законных представителей учеников и информировать их об успеваемости учащихся;
  • право требовать от воспитанников строгого соблюдения норм поведения и Устава образовательного учреждения;
  • право повышать уровень профессиональной квалификации.

Ответственность, возлагаемая на классного руководителя

Говоря об обязанностях классного руководителя, априори предполагается, что за ненадлежащее их выполнение, педагог несет персональную ответственность. Как именно будет отвечать за свои проступки учитель, зависит от степени их тяжести.

Ответственность – это неотъемлемый раздел, который содержит должностная инструкция классного руководителя (2014 года этот документ, или разработан он был гораздо раньше, не имеет никакого значения). Итак, должностная инструкция предусматривает, что:

  • в случае беспричинного нарушения предписаний Устава или иных документально закрепленных правил школьного образовательного учреждения педагог подвергается наказанию в виде дисциплинарного взыскания ;
  • за пренебрежительное отношение к оформлению, ведению и хранению школьной документации классного руководителя ждет взыскание в соответствии с организационными документами школы;
  • если педагог позволил себе применить физическое или психическое насилие по отношению к ученику, классному руководителю грозит увольнение. Кроме этого, действиями учителя могут заинтересоваться правоохранительные органы;
  • за причинение образовательному учреждению имущественного ущерба классный руководитель отвечает материально.
Должностные взаимоотношения

Что касается должностных взаимоотношений классного руководителя, необходимо отметить следующие наиболее важные моменты:

  • в соответствии с внутренним порядком школы, классный руководитель заменяет по распоряжению руководства своих временно отсутствующих коллег;
  • разработанный план на предстоящий учебный год или четверть классный руководитель согласовывает с вышестоящим руководством;
  • периодически педагог в письменной форме отчитывается перед директором или его заместителем о проделанной им работе;
  • регулярно контактирует с другими учителями, администрацией и высшим руководством школы, а также с родителями своих воспитанников.
Классный руководитель и его роль в формировании личности ученика

Роль, которую играет классный руководитель в формировании личности учащегося, нельзя недооценивать. В пользу этого говорит следующее:

  • педагог создает благоприятные условия для гармоничного и всестороннего развития воспитанников;
  • обеспечивает поддержку ученика в его стремлении достичь отличных результатов в учебе и творческой деятельности ;
  • формирует у учащихся навыки ведения здорового образа жизни;
  • помогает каждому ребенку адаптироваться в коллективе и обществе;
  • по мере возможности создает необходимые условия для того, чтобы укрепить внутрисемейные связи учеников с их родителями.

Хороший классный руководитель, любящий детей и понимающий специфику детской и подростковой психологии, становится ребенку настоящим другом, который всегда готов оказать поддержку и помочь в трудную минуту.

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС

Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС

6. ОТЧЕТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа духовно-нравственного воспитания разработана в соответствие с требованиями ФГОС. Нормативно – правовой и документальной основой Программы являются Закон РФ «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного воспитания направлена на воспитание в каждом учащимся гражданина и патриота, на раскрытие его способностей и талантов, подготовку к жизни в современном мире.

Программа реализуется образовательным учреждением при взаимодействии и сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации.

Современный период в образовании – время смены ценностей и ориентиров. В последние годы в России произошли как позитивные перемены, так и негативные явления в период социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Смена ценностных ориентиров нарушает духовное единство общества, размывает жизненные ориентиры молодежи, приводит к деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Образование играет важную роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Цель духовно-нравственного воспитания − формирование и развитие совокупности качеств личности, отражающих нравственный портрет участника.

- создание условий развития личности на основе нравственных ценностей, направленных на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания;

- воспитание любви к школе и родному краю;

- работа по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития на основе изучения личности учащихся, их стремлений; формирование межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и развития творческих способностей;

- повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного/ученического самоуправления; развитие системы работы с родителями и их привлечения к организации воспитательного процесса.

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) −способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- осознание воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Ценностными ориентирами духовно-нравственного развития и воспитания согласуются являются следующие ценности :

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Направления воспитательной работы:

- формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание

- работа с активом класса и органами самоуправления.

2.1. Обязанности классного руководителя:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ ( информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, а далее — директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

• Конвенцию о правах ребенка;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• этику делового и межличностного общения;

• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

• общую, возрастную и социальную психологию;

• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы.

2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.

2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.

2.7. Осуществлять профориентационную работу с учащимися 9–11 классов.

2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).

2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.

2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.

2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.

2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой (для учащихся начальной школы).

2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.

2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.

2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.

2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.

2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.

2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.

2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.

2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.

2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.

2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.

2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.

2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.

2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители.

2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.

2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.

2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.

3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.

3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.

3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.

3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.

3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.

3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.

4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

©2015-2016 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Должностная инструкция классного руководителя начальных классов, перешедших на новые ФГОС

Должностная инструкция классного руководителя начальных классов, перешедших на новые ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на учителя соответствующего профиля. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе школы и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее – директору школы.

1.4. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями Правительства РФ, решениями администрации и Законодательного собрания Оренбургской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

1.5. Классный руководитель должен знать:

1.5.1.Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

1.5.2.Конвенцию о правах ребенка;

1.5.3.Правила внутреннего трудового распорядка;

1.5.4.Этику делового и межличностного общения;

1.5.5.Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

1.5.6.Общую, возрастную и социальную психологию;

1.5.8.Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой,познавательной, трудовой(производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно - ценностного общения, художественного творчества;

1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

1.5.10.Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;

2.2. Формирование коллектива класса

3. Должностные обязанности.

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса

3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов;

3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого учащегося класса;

3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает учащемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.6. Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;

3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;

3.9. Соблюдает права и свободы учащихся;

3.10. Совместно с органами самоуправления учащихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;

3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок

3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями учащихся

3.13. Планирует воспитательную работу в классе.

3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.18. Организует изучение учащимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения

3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных мероприятиях;

3.20. Сотрудничает с работающими в классе педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе.

3.21. Участвует в работе педагогического совета школы;

3.22. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.23. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Классный руководитель имеет право в пределах компетенции:

4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время занятий и перемен, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины;

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и наказаниях;

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства

4.5. Знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.6. Защищать свои права и интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.7. Свободно выбирать и применять различные методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний учащихся;

4.8. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

4.9. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные ее модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

4.10. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации

4.11. На переход на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день в случаях и порядке, установленном трудовым законодательством.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, Классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ « Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных полномочий Классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения по должности.

6.1. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих классных руководителей;

6.2. С личного согласия может привлекаться администрацией для выполнения работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями.