Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция корректурная проба img-1

инструкция корректурная проба

Рейтинг: 4.5/5.0 (1830 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Результаты корректурной пробы

Результаты корректурной пробы

* В каждом из задании данного раздела протокол занятия должен начинаться сведениями, аналогичными нижеследующим.

Другим показателем избирательности внимания может служить время (Т. с ), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимула (m ). Его рассматривают как условный показатель скорости выбора, т. е. время, затраченное на один стимул (S ); скорость выбора определяют по формуле

Целью данного занятия является определение характеристик избирательности внимания с помощью корректурной пробы. Занятие строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков). Испытуемый должен, последовательно просматривая буквенные строки, обнаружить скрытые в них слова.

Оснащение эксперимента. Программный бланк для экспериментатора и корректурные бланки для каждого испытуемого. На каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например: радость, дом и т. п.). Для регистрации времени выполнения задания необходим секундомер. Для записи результатов опыта полезно заранее подготовить форму для протокола (форма 19).

Порядок работы. Занятие групповое. Экспериментатор (преподаватель или его помощник) выдает каждому испытуемому по корректурному бланку и сообщает инструкцию к заданию.

Инструкция испытуемому: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно».

Эксперимент заканчивается после просмотра всех строк. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания каждым испытуемым и сообщает его испытуемому.

1. Проверить результаты корректурной пробы по программному бланку экспериментатора.

2. Подсчитать общее количество подчеркнутых испытуемым слов.

3. Подсчитать количество пропущенных слов (р).

4. Подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (г).

5. Подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (т).

6. По формуле Уиппла вычислить показатель точности избирательности внимания (А).

7. Вычислить скорость выбора (S).

8. Совместно с экспериментатором определить для всей группы испытуемых средние значения избирательности внимания и скорости выбора.

Проанализировать индивидуальные данные, сопоставляя их со среднегрупповыми результатами. Сделать выводы об индивидуальных особенностях избирательности внимания.

1. Что понимается под избирательностью внимания и какие характеристики ее вы знаете?

2. Как вычислить показатели избирательности внимания?

3. Какая измерительно-оценочная шкала применена в этом задании?

4. Каков общий принцип лабораторных приемов исследования избирательности внимания?

Занятие 6.2 ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ (КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА БУРДОНА-АНФИМОВА)

Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наиболее распространенным методом является корректурная проба. Исследование устойчивости внимания важно проводить в динамике.

В данном занятии используется корректурная проба Бурдона-Анфимова (вычеркивание заданных букв на бланке), выполняемая на фоне помех. Условным показателем устойчивости внимания является изменение скорости выбора (см. занятие 6.1). Так как в данном задании не один стимул, а несколько (тn ) и соответственно временных промежутков будет несколько (Tn ), то изменение скорости выбора на протяжении всего задания будет определяться следующим выражением:

Условным показателем концентрации внимания (К' и К") является отношение коэффициента точности выполнения задания на фоне помех n и Аn ') к точности выполнения задания без помех (А¢бп и А¢¢бп ):

Расчеты коэффициента точности как для условий помех так и условий без помех, производятся по общему принципу, отраженному в формуле Уиппла в занятии 6.1.

Оснащение эксперимента. Перед проведением занятия необходимо подготовить для каждого испытуемого по печатному бланку корректурной пробы Бурдона-Анфимова. Эти бланки содержат стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждом. Самому экспериментатору надо иметь программный бланк и секундомер. До начала опыта каждый испытуемый заготавливает таблицу для регистрации результатов пробы (форма 20).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯФорма 20

Другие статьи

Результаты корректурной пробы

Результаты корректурной пробы

1) сверить результаты в корректурном бланке с программой экспериментатора;

2) подсчитать в корректурном бланке временные промежутки (Т1 …Т10 ) по меткам – вертикальным линиям;

3) подсчитать число правильных ответов (m) для каждого временного промежутка;

4) определить показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1 …S10 ) согласно формуле 2,

5) построить график, условно называемый графиком динамики устойчивости внимания, для чего на оси абсцисс отложить все 30-секундные отрезки (T1 …T10 ), а на оси ординат – скорости выбора (S1 …S10 );

6) вычислить коэффициенты точности внимания (по формуле 4) до воздействия 1-й (А'бп ) и 2-й (А ” бп ) помех. Так как до 1-й помехи два временных промежутка, то А ” бп вычисляется как среднее арифметическое из А12. Аналогично и А ” бп должно вычисляться как среднее из А456 ;

7) определить значения показателя концентрации внимания (К ’ и К ” ) по формуле 3;

8) совместно с экспериментатором определить средние значения К ’ и К » для всей группы испытуемых.

При анализе результатов эксперимента на графиках проследите индивидуальную динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Обратите внимание на изменение показателей скорости выполнения задания на 2-й и 4-й минутах (то есть S3 и S7 ). Сделать выводы о влиянии помех на устойчивость внимания. Сопоставьте свои показатели концентрации внимания со среднегрупповыми показателями и сделайте выводы об индивидуальных особенностях.

Методика 5.4. Тест «Перепутанные линии»

Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 15), которое рассматривают так же как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания.

Цель исследования. Определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.

Это видоизменение метода, предложенного психотехником Риссом в начале 20-х годов.

Оборудование. 1. Варианты бланков с перепутанными линиями (рис. 15) или покрытый прозрачным плексигласом конверт, в который вложена таблица (примерно 13 Х 20 см), воспроизводящая бланк.

3. Трафарет для проверки.

Порядок исследования. На бланке в прямоугольнике проведено 25 перепутанных линий, которые начинаются у его левой стороны и заканчиваются у правой. Линии пронумерованы от 1 до 25. Задача исследуемого – проследить ход каждой линии и поставить у правого ее конца тот же номер, что и у левого.

Инструкция испытуемому. «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в протоколе поставить тот номер, на котором эта линия заканчивается. Вы должны начать с первой линии, потом перейдите ко второй и т. д. Следить за линиями надо только глазами; помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Понятно? Имеются вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовьтесь! Начинайте!» (Пустить секундомер).

Учет и анализ результатов. При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность;

уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет;

трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.

При опросе необходимо установить:

что в данном задании было трудным для исследуемого;

отчего он медленно выполнял работу: боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линии и вынужден был возвращаться к началу;

считает ли, что у него много ошибок, и чем он может это объяснить.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и так далее). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания исследуемым.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу его.

Правильность действий проверяется сличением бланка исследуемого с заготовленным трафаретом: устанавливается число расхождений.

В проведенных К.К. Платоновым исследованиях время выполнения задания различными исследуемыми колебалось от 3 мин 33 с (лучший результат) до 13 мин (худший результат), число ошибок – от 0 до 7.

Рис. 15 Бланк «Перепутанные линии»

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ф. Продемонстрировал значительное развитие концентрированного внимания, выполнив безошибочно задание за 3 мин 33 с; работал быстро, уверенно, четко; ни разу не прибегал к повторному просмотру линий. При опросе заявил, что задание легкое, и высказал уверенность, что ошибок у него нет.

Исследуемый К. наоборот, обнаружил слабую устойчивость внимания, многократно проверял одну и ту же линию, затратил 18 мин на выполнение задания, допустил значительное число ошибок (7). При опросе высказал опасение, что сделал много ошибок. Сказал, что трудно удержать взглядом линию и нет уверенности, что пришел к правильному результату.

II вариант методики «Перепутанные линии»

Инструкция. «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо, определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева № 1, найдите, где она закончится, поставьте там соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и так далее. Ответы записывайте по порядку, например: 1-17, 2-14, 3-22 и так далее. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем. Вопросы? Приготовились! Начали!». Включить секундомер. Через 7 мин подать команду: «Стоп! Закончить работу! Перевернуть бланки!»

Оценка в 9-балльной шкале при выполнении задания с плаката по табл. 15.

Оценка в баллах

Все темы данного раздела:

Общая характеристика внимания
Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом

Изучение основных свойств внимания
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориен

Тема 1. Методы изучения объема внимания
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на тах

Методика 1.2 Объем внимания при восприятии простейших объектов
Цель исследования.Изучение объема внимания, точности пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительно

Методика 1.3 Исследование объема внимания с помощью комбинации геометрических фигур
Цель. Определение объема внимания. Оборудование. Объем внимания определяется при помощи тахистоскопа (любой конструкции) либо 25-клеточных таблиц с различ

Методика 1.4 Объем и распределение внимания
Цель. Определение объема и распределяемости внимания. Материал. Карточки для экспозиции. Ход опыта. Испытуемым на 1 с показывают

Внимания
Поскольку избирательность внимания в приведенных методах изучается на примере зрительных восприятий т. е. перцептивной деятельности, поэтому для точности вводится термин «перцептивное внимание».

Методика 2.2 Тест Торндайка
Тест Торндайка (ТТ) издавна применяется в отечественной психологии. Задача испытуемого – отыскать 10 заданных трехзначных чисел среди фонового материала (100 трехзначных чисел). Те испытуемые, кто

Тема 3. Оценка устоичивости внимания
Исследования устойчивости внимания были вызваны потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или ин

Методика 3.1 Корректурная проба
Корректурный метод был предложен Бурдоном в 1895 г. и с тех пор широко применяется для исследования внимания в его различных вариациях (Я.Е. Анфимов, А.Г. Иванов-Смоленский и др.).

Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность Точность Продуктивность Точность знаки баллы % баллы

В сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки, баллы Устойчи- вость внимания Переклю- чение внимания Объем внимания Шкальные оценки, баллы

Шкала оценок устойчивости концентрации внимания
К Q Уровни проявления устойчивости внимания 5,3 – 50,6 1. 5,3 – 20,4 2. 20,5 – 35,5 3. 3

Оборудование.
1. Бумага, карандаш. 2. Секундомер. 3. Трафарет для проверки. Порядок исследования и инструкция исследуемому.«Вашей задачей будет сложени

Внимания
Внимание как состояние максимальной сосредоточенности на объекте не может быть бесконечно длительным во времени. Временной характеристикой внимания, т. е. характеристикой его длительности, выступае

Обработка результатов.
1. Испытуемому изложить данные самонаблюдения: принятие установки и ее влияние на продолжительность разных фаз видения, настроение, общее впечатление, усталость и т. д. 2. По каждому опыту

Тема 5. Изучение концентрации внимания
Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых тр

Ход эксперимента
Ученику вручается корректурная таблица, представляющая собой случайный набор согласных и гласных букв. Он должен подчеркивать букву «С» и зачеркивать букву «Ч». Время выполнения задания –

Методика 5.2. Корректурная проба Бурдона
Цель работы.Измерение количественных характеристик внимания в корректурной пробе Бурдона и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности.

Обработка результатов
1. Вычислить показатель концентрации внимания k,для чего необходимо подсчитать: общее количество правильно зачеркнутых букв – n1; коли

Методика 5.3. Корректурная проба Бурдона-Анфимова
Цель. Измерение устойчивости и концентрации внимания. В данном задании используется корректурная проба Бурдона-Анфимова (вычеркивание заданных букв на бланке), выполняемая

Методика 5.5 Концентрация внимания
Цель исследования.Изучение роли концентрации внимания в учебном и производственном процессе и оценка способности к концентрации внимания. Порядок исследования и ин

Протокол методики 5.5
Группа… Дата… Фамилия исследуемого Решение задач первой второй третьей Иван

Распределения внимания
Данная глава посвящена характеристике такого свойства внимания, как распределение. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Методика 6.1 Корректурный тест
Цель эксперимента. Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания. Методика. Опыт состоит из трех серий: двух основных и одной конт

Обработка результатов
1. В каждой серии определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв S, число зачеркнутых букв

Методика 6.2. Распределенность внимания
Цель. Исследование внимания. Испытуемым предлагается в течение 2 минут выполнять то же задание с корректурной таблицей, что и в методике 3.3, но одновременно запоминать см

Изречения и афоризмы
1. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений. (В.И. Ленин) 2. Все, чем человек со своим разумом отличается от животн

Методика 6.3. Тест отыскания чисел
Рекомендуется как задание для исследования распределения внимания. Используется таблица с 25 клетками (рис. 18), на которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущены). Могут

Методика 6.4 Индивидуальные особенности распределяемости внимания
Цель.Изучение индивидуальных особенностей проявления распределяемости внимания испытуемых. Ход опыта. Испытуемый называет по порядку буквы алфавита и посл

Методика 6.5 Роль упражнений в распределяемости внимания
Цель исследования.Роль упражнений в распределяемости внимания. Ход опыта. Испытуемые должны выполнять одновременно два действия, например, письменно произ

Внимания
В различных видах труда человек сталкивается с необходимостью быстро перестраивать свою деятельность, меняя ее направление, или часто переходить к новому виду деятельности. Успешность такой перестр

Методика 7.1. Сложение чисел с переключением
Цель: выявление и оценка переключения внимания старшеклассников. Материал: бумага, ручка, секундомер. Инструкция испытуемым. «В

В условиях частого переключения внимания
Е Q Уровни проявления подвижности 4,7 — 11,6 1. 4,7 — 8,8 2. 8,9 — 10,5 3. 10,6 — 11,6

Методика 7.2. Отыскивание чисел с переключением
Цель.Оценка переключения внимания. Оснащение опыта. Таблица Горбова-Шульте размером 49 X 49 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (с

Обработка результатов
1. Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением

Оценка переключения внимания
Регистрация времени (t) по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок

Методика 7.3. Распределение и переключение внимания
Цель.Исследование распределения и переключения внимания. Это другой вариант методики «отыскивание чисел с переключением». Исследование проводится с помощью специальных бланков (рис

Тема 7. Диагностика переключаемости
внимания…………………………………………………………………..54 Методика 7.1. Сложение чисел с переключением……………….…..55 Методика 7.2. Отыскивание чисел с переключением………………..59

Протокол №13 - Бурдон Б

Бурдон Б. Корректурная проба - файл 1.docx


Дата и время исследования: 16.12.08

Данные испытуемого: Алексей

Возраст испытуемого: 27 лет

Социальный статус испытуемого: студент.

Условия проведения эксперимента: аудитория университета.

Самочувствие испытуемого: удовлетворительное.


Название метода: корректурная проба (Б. Бурдон).

Цель проведения эксперимента: Исследование внимания, определение коэффициентов концентрации и устойчивости внимания. Исследование деятельности в ситуации распределения и переключения внимания.

Первая и вторая серии:

«Сейчас вы внимательно и быстро будите просматривать слева направо каждую строчку таблицы, отмечая следующим образом буквы: с, к, а. Каждые 30 секунд я буду говорить «черта», а вы ставить вертикальную черту. Когда я скажу «две черты», ваше задание усложнится. Вы будите продолжать отмечать буквы тем же способом, и одновременно считать сколько раз я постучу по столу. После команды «черта» вы над чертой поставите число ударов за эти 30 секунд. В конце я скажу «стоп, две черты».

«Сейчас вы будите продолжать отмечать те же буквы новыми способом: с. к, а. Каждые 30 секунд я буду говорить «черта», а вы ставить вертикальную черту. Когда я скажу «две черты», ваше задание окончится».

Процедура: В тесте три серии. Каждая длиться две минуты. Первая и вторая

проводятся вместе и имеют общую инструкцию. Третья проводится после дополнительных инструкций.

Усатова А.А. Курс 2(5)

Отчет испытуемого: все прошло хорошо.

Чтобы вычислить Кконцентрации, вычислим Кточностu = А Вычислим А по формуле:

Где ? - количество знаков, которые должны быть отмечены за определенный отрезок времени; О - это ошибки (пропущенные, исправленные, неправильно отмеченные)

Первая серия: А = 23 - 4 / 23 4 = 0,7

Вторая серия: А = 5 - 0/ 5 0 = 1

Третья серия: А =24 – 2 / 24 2 = 0,85

0,79 - низкий уровень

0,8 - 0,9 - средний

0,91 - 0,94 - выше среднего

0,95 - 0,99 - высокий

Определив А (точность), мы переходим к вычислению Кконцентрации по формуле:

Где А - точность, а S - весь, просмотренный за определенный отрезок време

Первая серия: Е = 352*0,7=246,4

Вторая серия: Е = 77*1=77

Третья серия: Е = 285*0,85=242,25

120 знаков и менее - низкий результат

Усатова А.А. Курс 2(5)

121 - 150 - ниже среднего

151 - 200 - средний уровень

201 - 250 - высокий

Теперь определим Устойчивость по формуле:

Где Е2 - уровень концентрации второго 30-ти секундного отрезка 1-ой серии, а Е4 - уровень концентрации четвертого 30-ти секундного отрезка 1-ой серии.

Чтобы найти Е2,Е4, нужно определить А второго и четвертого отрезков:

Теперь найдем Е2, Е4:

Далее мы можем вычислить У:

1 - очень высокая точность воспроизведения

1 ± 0,1 - высокая точность

1,3 - средняя точность

0,5 - 0,7 или 1,3 - 1,5 - низкая точность.

Далее - очень низкая точность.

Усатова А.А. Курс 2(5)


Анализ.

  • Внимание - произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

  • ^ Внимание человека обладает 6 основными свойствами:

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

^ Объем - то количество предметов, которое воспринимается одновременно.

Распределение - умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

  • В результате исследования были выявлены следующие показатели:

Первая серия . точность 0,7 средняя точность и высокий уровень концентра концентрации – 246,4, очень низкая устойчивость1,7.

Вторая серия: отличная точность –1; уровень распределения низкий –77. Снижение концентрации говорит о том, что испытуемый был нацелен на результат.

Третья серия: точностьсредняя– 0,85, уровень переключения внимания высокий– 242,25

Вывод: Развитие внимания находится на низком уровне.

Коэффициент устойчивости находится на очень низком уровне – 1,7.

Распределение внимания на низком – 77

Уровень переключения внимания высокий– 242,25

Барабанщикова Т.А. Рыжкова А.Н. Психологические методики исследования личности: практикум / Под ред. проф. А.Ф. Ануфриева. - М. Ось-89, 2007. - 304 с.

Усатова А.А. Курс 2(5)

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. Питер, 2008. - 583 с. - (Серия «Учебник для вузов»).

Издательский дом «БАХРАХ - М», 2006. - 272 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. Основы психологии: практикум - Изд. 9 - е. - Ростов н/Д Феникс, 2007. -703, [1] с. - (Высшее образование).

Корректурная проба

Корректурная проба

1.Методики для исследования внимания

1. Корректурная проба

Инструкция. Направлена на исследование способностей концентрации внимания и его устойчивости. Необходимо зачеркнуть одну или две цифры (табл. 30). При этом через каждые 30-60 сек, по указанию психолога, ставится отметка (вертикальная черта) на просматриваемой строке и продолжается работа до конца страницы. Регистрируется время, затраченное на выполнение задания, количество ошибок и темп выполнения задания. В норме таблица выполняется за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок. Распределение ошибок в первой и второй половине равномерно.

Таблица 30. Корректурная проба

Методика выявляет колебания внимания больных по отноше­нию к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Заимствована из психологии труда (проба Бурдона), но нашла широкое при­менение в клинике. Применялась для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания и т. д.

2. Для проведения опыта необходимы бланки и секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта. Поэтому лучше все­го пользоваться вариантом, принятым в лаборатории Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (см. образец бланка). Для проведения опыта необходимо, чтобы в лаборато­рии было хорошее освещение и тишина.

При проведении опыта следует учитывать состояние зрения больного; при недостаточном или некорригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других больных. Нецелесообразно также проводить эту пробу с малограмот­ными больными.

3. Больному дают два хорошо отточенных простых мягких карандаша (один запасной) и бланк. Его предупреждают, что предстоит проверка его внимания. Ему говорят:

«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «К» и «Р». Вычерки­вать нужно вот так (экспериментатор показывает, вычеркивая буквы на первой строчке вертикальной черточкой). Иногда я сам буду ставить на вашем листке черточки — это будет отмет­ка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старай­тесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без оши­бок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно? Начнем со вто­рой строчки».

Экспериментатор включает секундомер и дает больному сиг­нал начать. По прошествии каждой минуты (точно по секундомеру) экспериментатор ставит такой знак в том месте, где боль­ной держит в это время карандаш, стараясь по возможности не мешать больному.

Общая длительность проведения опыта определяется в зави­симости от задачи исследования — 10, 5 или 3 минуты.

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обве­дены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке. «Ключ» должен быть тщательно проверен и по традиции даже подписан двумя психологами. С помощью такого «ключа» производится проверка правильности работы больного следую­щим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и, передвигая ли­нейку, сравнивают строчку за строчкой.

Поскольку результаты работы больного остаются на бланке, особого отдельного протокола опыта можно не вести.

Обработка экспериментальных данных проводилась разными исследователями по-разному. Наибольшую трудность при оцен­ке результатов работы больного представляет сочетание показа­телей ее скорости и точности. За одну минуту больной (или вообще испытуемый) мог успеть просмотреть больше или мень­ше знаков — число просмотренных в минуту знаков и будет показателем скорости. За ту же минуту исследуемый мог допус­тить то или иное количество ошибок, — это число ошибок и будет показателем точности. Попытки с помощью разных фор­мул (например, с помощью формулы Уиппла) сочетать показа­тели скорости и точности в одну величину в клинической прак­тике малоэффективны. Гораздо более показательны простые гра­фики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы). Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость больных (снижение скорости и точности), врабатываемость (по­вышение скорости, точности), колебания того или иного пока­зателя. Возникает также возможность сравнивания качества ра­боты больного в разные дни и часы.

4. При рассмотрении результатов выполнения корректурной пробы также рассматриваются два показателя — скорость и точность.

Показатели скорости представляют интерес лишь в самых крайних отклонениях: чрезвычайно быстрый темп работы (со­провождающийся, конечно, неточностью) наблюдается при ма­ниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно мед­ленный — при депрессии. Промежуточные же показатели ско­рости работы не всегда имеют клиническое значение, так как могут зависеть от индивидуальных особенностей больного, т. е. от его привычных личностных установок. Большее значение име­ет показатель точности работы, хотя, как доказано Т.И. Тепеницыной, и этот показатель меняется в зависимости от отно­шения больного к исследованию; заинтересованный в хорошей оценке при прохождении экспертизы больной может почти вдвое улучшить свои показатели. Тем не менее показатель точности в основном все же отражает состояние общей психической рабо­тоспособности больного, степень устойчивости и утомляемости его внимания. Психически здоровые молодые люди при деся­тиминутной работе допускали от одной до 10—15 ошибок, а больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга за то же время допускали 40—60 ошибок. Следует обра­щать внимание на распределение ошибок по минутам. При об­щем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления; при некото­рых же функциональных расстройствах психической деятель­ности наблюдается, по данным Т.И. Тепеницыной, неравно­мерное распределение ошибок: на фоне безошибочной работы возникают небольшие периоды скопления ошибок и даже про­пуски целых строк подряд.

Влияние упражняемости на выполнение корректурной пробы невелико. Ее можно сколько угодно раз применять повторно. Больше того, она настолько чувствительна и так тонко отражает изменения психического состояния больных (и даже здоровых), что ею неоднократно пользовались для оценки изменений со­стояния людей под влиянием фармакологических воздействий, терапии, трудовой нагрузки, настроения и т. д.

Расстройства внимания

Расстройства внимания. Диагностика. Корректурная проба.

Методика направлена на исследование внимания — выявляется способность к концентрации его, устойчивость. Корректурная проба впервые была предложена В. Bourdon в1895 г.

Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). При этом каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания.

Проверка выполнения производится по заранее тщательно подготовленному образцу путем сопоставления. Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания. Существенное значение имеет распределение ошибок в течение опыта —равномерно ли они встречаются во всей таблице, или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок — пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное исследование, изменение результатов при этом может свидетельствовать не только об изменении состояния больного, но и об особенностях его отношения к исследованию. При органической церебральной патологии обследуемому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6—8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.

С. Я. Рубинштейн (1970) рекомендует графическое отображение результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые — изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы. Корректурная проба отличается большой простотой, она не требует специальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихологом задачи она может быть легко модифицирована.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экспериментатор выдает ему бланк “корректурной пробы” разъясняет по следующей инструкции: “На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте, например, буквы “к” и “р” и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно”. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: “Черта!”- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Концентрация внимания оценивается по формуле:

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

  • А – темп выполнения,
  • S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

  • So – количество ошибочно проработанных строк,
  • S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Обработка и оценка результатов по детским таблицам:

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S=(0.5*N – 2.8*n)/t

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8–9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4–7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2–3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0–1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Читайте по этой теме:
  • Расстройства внимания. Диагностика. Методика счет по Крепелину.
  • Расстройства внимания. Диагностика. Таблицы Шульте.
  • Расстройства внимания. Диагностика. Методика Мюнстерберга.
Тестовый материал

Корректурная проба (тест Бурдона)

Корректурная проба (тест Бурдона).

Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. П рименяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым — многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д. снижают возможность концентрации.

Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

Применять методику можно для взрослых и для детей.

Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики «Кольца Ландольта», поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.

  • стандартный бланк теста «Корректурная проба»;

На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» — он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами «Черта». Проведение методики занимает 10 минут.

Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Инструкция: «Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы «к» и «р». Когда я скажу:»Черта!», Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин. и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 %. где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели Результаты

Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

Коротко обобщим алгоритм:

1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М — количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности — критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Post navigation One thought on “ Корректурная проба (тест Бурдона). ”

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста и до пенсионного.

Добавить комментарий Отменить ответ Улыбнитесь, за вами ведётся Яндекс наблюдение