Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по управлению самолетом img-1

инструкция по управлению самолетом

Рейтинг: 4.9/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Как управлять самолетом?

Как управлять самолетом?

В современных условиях, когда вместе с ростом технического прогресса возрастает и риск возникновения опасных ситуаций, очень важно быть подготовленным к любым непредвиденным обстоятельствам. И если вы любите летать, то не будет лишним и научиться управлять самолетом — хотя бы освоить некоторые азы этого управления, чтобы помочь пассажирам и экипажу, если вдруг возникнет такая необходимость. И конечно, статья будет полезна и тем, кто любит авиацию, но не знает с чего начать.

Инструкция, как управлять самолетом

Опустим процедуру взлета, так как даже в случае возникновения проблем (не дай Бог, конечно) пассажир ничего сделать не сможет. Механизм взлета отрабатывается отдельно и нужны часы тренировок и специальные тренажеры, чтобы его освоить. Представим, что внештатная ситуация произошла во время полета. Вы заходите в кабину управления самолетом. Занимайте левое кресло первого пилота, то есть капитана судна. Здесь вы найдете все, что необходимо для того, чтобы направить самолет на нужный курс и совершить посадку. Для начала сориентируйтесь в пространстве. Нос самолета не должен быть задран вверх (видно, в основном, небо) и не должен «клевать» (видна преимущественно земля). Для выравнивания используем штурвал. Позаботьтесь о том, чтобы не делать резких движений — все маневры нужно совершать плавно. Если потянуть штурвал на себя, самолет начнет набирать высоту, если от себя — будет опускаться вниз. Вы, наверное, играли в авиасимуляторы на компьютере — здесь все нужно делать примерно так же, как и управлять самолетом онлайн.

Выравниваем самолет по авиагоризонту

А что делать, когда нет возможности сориентироваться в пространстве? Это может происходить, например, в условиях густой облачности. В этом случае используем прибор под названием авиагоризонт. Этот специальный указатель вы легко узнаете по синему цвету неба и коричневому цвету земли на экране. В середине авиагоризонта расположена буква «W», обозначающая крылья самолета. Правильное положение горизонта, свидетельствующее о том, что самолет летит ровно — когда синяя часть находится вверху (небо), а коричневая — внизу (земля) и между ними проходит по центру ровная горизонтальная полоса. Если картина другая, берем штурвал и с его помощью медленно и постепенно выравниваем положение воздушного судна.

Связываемся с диспетчерской службой

Выполнив одну важную задачу по выравниванию самолета, приступаем к другой — сообщаем диспетчеру о своей ситуации. Для этого нажимаем специальную кнопку, расположенную прямо на штурвале — под большим пальцем. Однако здесь есть одно но — нажав на эту кнопку, вы можете отключить автопилот, поэтому если не уверены — используйте для переговоров радио, расположенное несколько ниже окна — слева от сиденья пилота. Нажимайте и удерживайте кнопку, чтобы что-то сказать и отпускайте, чтобы слушать. Для запроса нажмите кнопку и произнесите SOS или Mayday. Теперь назовите себя и объясните, что у вас случилось. Если рейс международный, лучше говорить по-английски — этот язык понимают все авиадиспетчеры. Если ответа на заранее настроенной частоте нет, тогда перенастройте приемник на частоту VHF (УКВ) - на 121,5 Мгц - ее постоянно мониторят все спасательные службы. Панель настройки частоты расположена обычно на приборной панели — между креслами первого и второго пилотов, либо напротив капитана. После того, как связь установлена следуйте в точности указаниям авиадиспетчера.

Посадка

Здесь могу вас обрадовать: большинство самолетов до определенного момента совершают посадку автоматически. Однако когда до земли останется метров 30, нужно будет слегка потянуть штурвал на себя и как только основные стойки шасси коснутся земли, направить штурвал от себя для выравнивания так, чтобы земли коснулась и передняя стойка. Только не забудьте перед этим выпустить шасси — ручка находится на передней приборной панели справа от центрального пульта. Теперь убираем тягу, для чего переводим в заднее положение рычаги управления тягой. В верхней части рулевых педалей расположены тормоза — нажимайте на них, постепенно снижая скорость. Если происходит съезд с ВПП (взлетно-посадочной полосы), корректируйте направление с помощью рулевых педалей. Вот и все, осталось только сказать о нескольких правилах, которые помогут вам избежать многих неприятностей, если потребуется управлять самолетом:

  • Недалеко от рычагов управления тягой находятся переключатели для задействования закрылок или предкрылок — они помогают снизить скорость самолета и поддерживать горизонтальный курс на малой скорости. Только активируйте их вовремя: если некому подсказать (нет связи), обратитесь к TOLD — таблице взлетно-посадочных данных (от англ. take off and landing data).
  • Если найдете указатель скорости, смотрите, чтобы скорость (она всегда указывается относительно воздушного потока) была в зеленой зоне — это значит, что самолет летит нормально. Проблемы могут возникнуть, если скорость в красной зоне — в этом случае ее необходимо увеличить, иначе это может приобрести к катастрофическим последствиям, то есть к крушению воздушного судна. Скорость может измеряться в узлах, а может — в километрах в час. На какой скорости заходить на посадку, узнайте у диспетчера. Для больших самолетах это обычно 130 узлов или 240 км/ч, а для маленьких — 70 узлов или 130 км/ч. На этой скорости рекомендуется открывать закрылки и выпускать шасси. Скорость полета большого гражданского самолета должна быть на уровне 370 км/ч (200 узлов).

И помните — научиться управлять самолетом реально, главное, сохранять спокойствие и следовать инструкции. Кстати, для того, чтобы лучше понять, как же устроен самолет гражданской авиации, скачайте и установите авиасимулятор Microsoft Flight Simulator X или 2012 — эта отличная программа обучит вас многим тонкостям управления воздушными судами. Ведь любой сегодня сначала учится управлять самолетом онлайн, а уже затем пересаживается за штурвал реального самолета.

Ещё больше интересного

Другие статьи

Инструкция по управлению самолетом - Обновленный материал

Вы ищете: Инструкция по управлению самолетом - добавлено 3 комментария(ев).

Рычаг высотного корректора должен быть в положении полностью на себя, рычаг бензинового крана в положении полностью от себя. Переключение скоростей нагнетателя на земле производить не более двух раз при пробе мотора перед полвтом с интервалом между переключе- ниями 1-2 мин. ОПРОБОВАНИЕ МОТОРА Дать команду "Прижать хвост самолёта к земле". Зимой для прогрева масла в цилиндровой группе винта произвести два-три переключения винта, после чего поставить рычаг регулятора винта рядом с рычагом газа. Снять давление на ручку триммером руля высоты. Вывод из пикирования, независимо от скорости, производить плавным дви- жением ручки на себя.

Инструкция По Управлению – Вопросы и ответы

Для лучшего обзора впереди лежащей местности применять руление змейкой. Переключение скоростей нагнетателя на земле производить не более двух раз при пробе мотора перед полвтом с интервалом между переключе- ниями 1-2 мин. Перед посадкой в кабину осмотреть ее и проверить: нет ли там посторонних предметов выключено ли магнето поставлены ли гашетки на предохранитель закрыты ли кнопки сбрасывания бомб и снарядов поставлен ли АСШ в положении "пз" предохранитель закрыт ; расправлены ли ремни; не загрязнен и не поврежден ли козырек. Рычаг высотного корректора должен быть в положении полностью на себя, рычаг бензинового крана в положении полностью от себя. ВЗЛЕТ И НАБОР ВЫСОТЫ Плавно подать рычаги винта и нормального газа вперёд до отказа; однов- ременно давая ручку от себя, поднять хвост до нормального полуопущен- ного положения. Убираем закрылки, останавливаем двигатели клавишами "RAlt + End" и "RCtrl + End", и выключаем навигационные огни клавишами "RCtrl + L". Теперь запускаем правый двигатель нажатием клавиши "RCtrl + Home", наблюдая за оборотами и температурой. Дополнение распространяется на самолеты Як-18Т соответствующие техническим РУКОВОДСТВО ПО ЛЁТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЁТА ЯК-18Т. Для уменьшения потери высоты при уборке щитков можно ставить не в по- ложение "Убрано", а в среднее нейтральное положение. Если при приближении к холму поместить УВС над его гребнем, самолёт пройдёт над холмом.

Для временной остановки, например, чтобы прочитать текст, нажмите клавишу "Pause". Срыв в штопор происходит мгновенно. UHU На заре развития авиасимуляторов многие производители давали возможность пользователям управлять самолётом не только посредством клавиатуры и джойстиком, но и мышью. Уважаемые игроки, если онлайн игра Авиасимулятор Ту 154 не запускается сама, щелкните по ней правой кнопкой мыши и выберите воспроизвести. Если самолёт не выходит из штопора вследствие неправильного действия рулями, дать ногу в сторону, противоположную штопору, и ручку от себя за нейтральное положение, а затем плавно дать газ. При правильном подборе положения высотного корректора мотор должен работать ровно, без перебоев и дымления.

Перед посадкой в кабину осмотреть ее и проверить: нет ли там посторонних предметов выключено ли магнето поставлены ли гашетки на предохранитель закрыты ли кнопки сбрасывания бомб и снарядов поставлен ли АСШ в положении "пз" предохранитель закрыт ; расправлены ли ремни; не загрязнен и не поврежден ли козырек. Хотите видеть новые игры нашего сайта на главной странице яндекса? Вот еще важные некоторые правила, о которых следует помнить при управлении самолетом. Не допускать температуру воды на выходе выше 110°С более 10 мин. Чтобы в любое время взять на себя управление самолётом или выйти из миссии, нажмите клавишу "Esc".

Для вращения самолёта вокруг продольной оси необходимо отклонить элероны движением РУС вправо или влево. Рекомендуемая температу- ра воды и масла перед взлетом 70-80°С.

Видео урок: 1

1.Введение: как управлять самолетом

Добро пожаловать в Lock On на курс учебной летной подготовки на самолете A-10 Thunderbolt II, который любовно называют еще и `Warthog - Бородавочник`! ВНИМАНИЕ: не пользуйтесь изменением видов и масштаба изображения во время проигрывания трека.
2.А-10 - это надежный, прочный и легкий в управлении штурмовик с двумя турбовентиляторными двигателями, разработанный и построенный в США.
3.Это - вводное занятие, на котором будет рассказано, какая информация выводится на индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и как управлять самолетом по тангажу, крену и рысканию.
4.Чтобы в любое время взять на себя управление самолетом или выйти из миссии, необходимо нажать клавишу `ESC`. Для временной остановки, например, чтобы прочитать текст, нажмите клавишу `PAUSE`.
5.В верхней части ИЛС находятся указатель вектора скорости (УВС) и шкала тангажа. УВС всегда показывает текущее направление траектории самолета. Если при приближении к холму поместить УВС над его гребнем, самолет пройдет над холмом.
6.Шкала тангажа, идентичная авиагоризонту на панели приборов, показывает положение продольной оси самолета относительно горизонта.
7.Шкала тангажа проградуирована через 5 градусов. На ней меткой 0 отмечена сплошная линия, соответствующая горизонту. Снизу и сверху от нее расположены, соответственно, пунктирные линии для отрицательных углов тангажа и сплошные - для положительных.
8.При вращении самолета вокруг продольной оси, шкала тангажа остается стабилизированной по горизонту и показывает положение самолета по крену, даже если естественный горизонт не виден.
9.В левой части ИЛС находится цифровой индикатор приборной скорости в узлах (морских милях в час).
10.В правой части ИЛС находится указатель барометрической высоты или высоты относительно уровня моря.
11.Под указателем барометрической высоты находится цифровой индикатор угла тангажа. Отрицательные значения угла соответствуют опущенному носу самолета, положительные - поднятому.
12.Под шкалой радиовысотомера находится цифровой указатель радиовысоты, помеченный буквой `R`, Он не будет выводиться на ИЛС, если высота будет более 5000 футов или при крене более 45 градусов, т.к. при этом высотомер перестает принимать отраженный от поверхности радиосигнал.
13.Под шкалой тангажа находится вращающаяся шкала курса, на которой расположенный ниже нее треугольник указывает магнитный курс самолета.
14.Используя только ИЛС, можно управлять самолетом при полном отсутствии видимости. Это все, что необходимо знать об ИЛС для выполнения вводного задания.
15-27. на видео и на сайте http://lockon.ru


Пользователь Гость (вы не сможете редактировать или удалить оставленный комментарий).

Опубликуйте Ваш отзыв или комментарий на этой странице:

(*) Ваш IP-адрес определился и будет сохранен. Но он не будет отображаться на этом сайте.

(*) Пользователь, загрузивший данное видео, сможет удалить Ваш комментарий.

(*) Администрация сайта сможет удалить или редактировать Ваш комментарий.

Внимание!
Всю ответственность за содержание размещенных на этой странице видео и описаний к нему, включая соблюдение авторских и смежных прав и требований законодательства, несет пользователь, загрузивший данный файл и описание.

Всю ответственность за содержание отзывов и комментариев несут пользователи, опубликовашие эти данные.

Для отправки жалобы на нарушение авторских и смежных прав или на содержание видео (нарушение законодательства, сцены 18+), используйте кнопку 'Жалоба на это видео ' справа от видеоизображения. Жалоба отправляется напрямую в администрацию VidExp.com.

Не только смотрим, но и учимся. VidExp.com рекомендует

Как управлять самолетом: Видео

Как управлять самолетом: инструкция с видео

Многие мальчики мечтали когда-то стать пилотами, и лишь единицы воплощают детскую мечту. Это не просто романтичная профессия, она еще и крайне ответственная. Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно: необходимо пройти курсы и налетать минимум 40 часов, однако в кресло командира воздушного судна гражданской авиации можно попасть только после 15 лет стажа.

Поднимаясь на борт туристического лайнера, наверное, практически у всех пассажиров возникает подобная мысль: «Как же все-таки эта штука летает?». Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме, а мастерство и опыт пилота требуются во время взлета и посадки. В данной статье мы расскажем в общих чертах, как управлять самолетом.

Управление

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Рули управления

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем. Во-первых, это требует значительных физических усилий. Во-вторых, у авиалайнера имеется несколько рулей, которые отвечают за различные функции. В отличие от машины самолет можно направить не только влево или вправо, но также вниз или вверх, накренить вбок и так далее. Поэтому в системе управления самолетом имеется несколько рулей, отвечающих за высоту, направление, отклоняемые элероны.

Схема расположения осей относительно друг друга и движения самолета по данным осям

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Штурвал

Напротив кресла пилота располагается штурвал, который выполняет приблизительно ту же функцию, что и руль автомобиля, а именно, регулирует положение носа лайнера и угол наклона крыльев. Между сиденьями пилотов находятся две кнопки — газ и регулятор горючей смеси. Кнопка газа отвечает за впуск топлива.

Интересный факт: за поворот самолета на взлетно-посадочной полосе отвечают две педали, расположенные под сиденьем пилота, а не штурвал.

Пилоту необходимо не только контролировать штурвал, но и следить за информацией о полете. На приборной панели выводятся следующие данные: высота над уровнем моря, на которой находятся самолет, курс, скорость, температура за бортом и так далее.

Взлет

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция — создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

Для обучения пилотов полностью воссоздается на тренажере кабина настоящего лайнера вплоть до компьютерного изображения ВВП

Посадка

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.
Пилот садит самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов. Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВВП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

Интересное по теме:

Краткий курс - как управлять самолетом человеку, впервые севшему в кабину пилота

Краткий курс - как управлять самолетом человеку, впервые севшему в кабину пилота. Взлет. Полет по маршуту. Посадка.

Нашел в сети, автору 5+

Рекомендуемый тип самолета - небольшой двухмоторный самолет типа Л-410 или ЯК-40. Метод может быть применен и к другим типам самолетов.

1. При планировании полета рекомендую взять с собой GPS-навигатор, и снять им координаты начала и конца взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта приземления. Приборчик облегчит поиск аэропорта и заход на посадку. На борту есть и штатные навигационные приборы - "привода", но вы не умеете ими пользоваться, поэтому придется лететь по навигатору. Если заранее снять координаты начала и конца ВПП не смогли, настройте рацию на частоту "контроль" аэропорта приземления и попросите продиктовать вам эти координаты. Также на борту можно поискать атлас карт со схемами заходов на посадку всех ближайших аэродромов. На картах должны быть координаты.

2. Садимся в кабину в левое кресло - в нем обычно сидит командир воздушного судна.

3. Перед нами штурвал и огромное количество непонятных приборов и органов управления. На самом деле все приборы подписаны на русском языке.

4. Сверху над головой огромное количество тумблеров. Включаем их все вверх, затем выключаем явно не обязательные - например, освещение салона, вентилятор и т.п.

5. У правой руки находим два рычага РУД - рычаги управления двигателем. Проверяем, что они установлены в режим малого газа - почти до конца на себя.

6. Предполагаем, что самолет заправлен некоторым количеством топлива, которого может быть хватит на запланированный полет. Также предполагаем, что самолет был правильно припаркован и находится на "ручном тормозе" (который на самом деле обычно управляется ногой).

7. Ищем (обычно под маленькими стеклянными крышечками) две кнопки запуска двигателей. Сначала нажимаем одну, ждем, когда двигатель раскрутится и запустится. Затем жмем вторую.

8. Под ногами видим две педали. При движении по взлетно-посадочной полосе этими педалями нужно рулить влево-вправо. Как на танке - правая педаль тормозит правую стойку шасси. Левая - левую стойку. Какую стойку затормозить педалью - в ту сторону самолет при разбеге и начнет доворачивать.

9. Штурвал, похожий на руль автомобиля, отклоняется вперед и назад, а также крутится как руль влево-вправо. При движении на Земле штурвал не используется и должен находиться в нейтральном отпущенном положении.

10. Перед взлетом нужно найти рычаг управления закрылками - так называемой механизацией крыла (всё подписано. ) При необходимости (если долго не можете найти нужный орган управления - поищите книжечку РЛЭ - руководство по летной эксплуатации самолета - она всегда должна быть где-то на борту). Закрылки установите на угол, близкий к максимальному. Примерно 30-40 градусов.

11. Самолет взлетает на скорости примерно 195-215 километров в час, а садится на скорости примерно 185-195 километров в час. При меньшей скорости самолет попадет в полный срыв потока и упадет. Поэтому в течении всего полета нужно четко следить за скоростью. Желательно в правое кресло посадить друга, который бы в течении взлета и посадки непрерывно произносил фразу: "Скорость 210 высота 35. скорость 215 высота 25. " Это вам поможет не отвлекаться на приборы скорости и высоты, и при этом сосредоточиться на органах управления самолетом.

12. Перед взлетом нужно обнулить прибор-высотомер. Дело в том, что высотомер работает на принципе замера атмосферного давления, которое уменьшается с ростом высоты. Так как давление само по себе может изменяться в течении суток, нужно перед взлетом установить текущее атмосферное давление на высоте аэродрома, и проверить, чтобы высотомер показывал ноль метров высоты.

13. Заранее установите радиостанцию на частоту "круга" - для связи с диспетчером того аэропорта, куда вы планируете улететь. Это нужно, чтобы перед посадкой запросить атмосферное давление (для корректировки высотомера под аэропорт приземления), да и в случае необходимости чтобы вам по рации опытный пилот давал подсказки на приземлении, если у вас возникнут трудности.

14. Теперь всё готово к взлёту. Закрепите GPS-навигатор, чтобы он не упал в полете, пристегните ремни, наденьте наушники.

15. Взлетать (и садиться) нужно обязательно против ветра. Поэтому определите, с какой стороны относительно ВПП дует ветер. Пусть ветер будет немного боковой, главное выберите один из двух торцов ВПП, чтобы при взлете ветер дул вам в лицо, а не в спину.

16. РУДы подайте вперед на треть или половину хода, ногой снимите самолет с "ручного" тормоза. Самолет покатится по рулежной полосе. Если скорость мала - подайте РУДы чуть вперед. если скорость великовата - РУДы подайте назад и обеими педальками одновременно притормозите катящийся по полосе самолет. Для поворота налево нажмите левую педальку и отпустите правую. Для поворота направо - нажмите правую педальку и отпустите левую. Выкатывайтесь в начало ВПП и останавливайтесь, нажав на обе педальки одновременно и убрав РУДы на минимум газа (назад).

17. Не беспокойтесь. Взлет не так страшен - страшнее будет посадка.

18. Осмотритесь - свободна ли ВПП.

19. Взлёт: РУДы максимально вперед, двигатели заревут, отпускайте обе педали - покатились. Слегка подруливайте педалями, чтобы при разбеге оставаться по центру ВПП.

20. Следите за скоростью. Как только она превысит 200-210 километров в час, плавно потяните штурвал на себя и ждите отрыва от земли. ВАЖНО. Так как самолет упадет на землю на скорости 185 километров в час, нужно при взлете не допустить снижения скорости ниже 200! Когда вы тянете штурвал на себя, нос самолета задирается вверх, и крылья тормозят, самолет снижает скорость. Двигатели при этом разгоняют самолет. Важно не слишком сильно тянуть штурвал на себя, чтобы тяги двигателей хватало на увеличение скорости. Если скорость начала падать - приотпустите штурвал в нейтральное положение (чуть вперед). Если скорость растет - для набора высоты чуть подтяните штурвал на себя. Балансируйте штурвалом, чтобы и скорость не падала ниже 200. и высота росла при этом. Ваш помощник (второй пилот) всё это время будет вслух непрерывно произносить вам текущие скорость и высоту.

21. Помните, что взлет вы выполнили с выпущенными закрылками. На выпущенных закрылках можно лететь только с небольшой скоростью. Если вы разгонитесь слишком сильно - закрылки сломаются. Закрылки при взлете и посадке помогают лететь с минимальной скоростью, и при этом не допустить полного срыва потока и сваливания самолета в плоский штопор. Если на закрылках самолет летит еще не сваливаясь на скорости 185-200 км/ч, то без закрылок он может свалиться на скорости 210-230 км/ч. Поэтому сразу после взлета, пока закрылки выпущены, не превышайте скорости 260-270 км/ч. Если скорость доросла до 260 км/ч, посильнее потяните штурвал на себя - вы будете быстрее набирать высоту, но скорость при этом снизится, и закрылки не сломаются. Если вы уже набрали метров 500, можете немного уменьшить угол выпуска закрылков - примерно до 15-20 градусов. После уменьшения угла закрылков можно разограться уже до 300 километров в час. После чего можно совсем убрать закрылки и продолжить разгоняться. Но я рекомендую так и лететь на небольшом угле закрылков градусов 10-15, не разгоняясь больше 340 и не снижая скорость меньше 290 километров в час - чтобы у вас было больше времени на обдумывание ваших действий.

22. После набора высоты, отпустите штурвал в нейтральное положение. Чтобы самолет не слишком разгонялся, уберите немного газа потянув РУДы назад - примерно в положение 85% от максимального хода РУДов вперед. Если скорость великовата - потяните РУДы немного назад, если скорость падает до минимальной границы диапазона (290-340 км/ч) - подайте РУДы немного вперед.

23. Также у Вас есть ИНТЕРЦЕПТОРЫ - воздушные тормоза. Управляются они педальками. Обе педальки вместе нажали - из верхней части крыла вылезут закрылки, которые слегка начнут тормозить самолет об воздух, скорость начнет падать.

24. Теперь Вам нужно развернуться в направление полета к аэропорту назначения. Смотрите на Ваш GPS-навигатор. Чтобы самолет повернул, нужно действовать одновременно двумя органами управления: Например, для поворота направо нужно одновременно слегка нажать правую педальку и слегка повернуть штурвал как руль автомобиля вправо. Поворачивая штурвал вправо как руль, Вы накрениваете самолет вправо - правое крыло опускается, левое - поднимается. Но самолет еще не особо стремится повернуть вправо - нужно дополнительно нажать на правую педальку - на правом крыле выйдет воздушный тормоз, а на левом - нет. Самолет начнет поворачивать вправо: правое крыло начнет замедляться, левое - обгонять. Нельзя действовать только поворотом руля (штурвала) без педальки, а также нельзя нажимать только на одну педальку без одновременного поворота штурвала в ту же сторону. Потому что при нажатии только на одну педальку самолет начнет поворачивать вправо и опрокинется на левый бок, вы полетите кверх ногами (о воздушной аэробатике и высшем пилотаже на самолете я расскажу в слудующем мастер-классе, не здесь). Если вы только повернете штурвал вправо как руль без педальки - самолет накренится вправо и может свалиться на крыло - ведь проекция крыла на землю будет уменьшаться, и самолет начнет падать! Только одновременный поворот руля и нажатие педальки позволят развернуть самолет в нужную сторону.

25. При развороте постоянно следите за скоростью - во время разворота она обычно падает. Поэтому, если при развороте скорость приближается к минимальной из интервала (290-340 км/ч), увеличьте газ перемещением РУДов вперед. При росте скорости уменьшите газ перемещением РУДов назад. В повороте старайтесь не тянуть штурвал на себя и не отдавать от себя - поворачивайте в нейтральном положении. Есть и дополнительные методы поворота - без педалей (поворот штурвала вправо как руль и одновременное затягивание штурвала на себя), но в краткий курс управления самолетом дополнительные методы не входят.

26. Заранее перед подлетом к аэропорту назначения определите ориентацию ВПП относительно вас. Вам нужно подлететь к ВПП с торца. При этом, обязательно против ветра. Свяжитесь по рации с аэропортом и запросите у диспетчера погоду - направление ветра. Обычно все частоты диспетчеров всех окружающих аэропортов есть в специальной книжечке, которая находится на борту. Поищите ее и настройте рацию на диспетчера "Контроль", "Подлет", или "Круг". В Вашей ситуации пофиг с каким диспетчером вы свяжетесь - другого шанса на посадку всё равно не будет. Выясните направление ветра. Учтите, что в авиации ветер дует в противоположную сторону - если вам скажут ветер Северный, на самом деле ветер будет южным. Мы граждане привыкли ветер называть северным, если он дует с севера, а в авиации ветер называется северным, если дует с юга на север! Узнайте направление ветра в градусах и определите по навигатору, с какого торца ВПП вам нужно заходить на посадку, чтобы ветер дул в лицо, а не в спину. Выберите точку с того конца ВПП, с какого будете садиться, на расстоянии километров 100, летите в эту точку. В ней разворачивайтесь в направление аэропорта. У вас в запасе будет минут 15-20 подлета (с вашей скоростью), за это время вы, руководствуясь навигатором, должны выровнять ваш самолет, чтобы он летел строго в торец ВПП прямо по оси расположения ВПП. При необходимости доворачивайте влево-вправо, выравниваясь по оси ВПП и летя строго в ее торец.

27. Запросите диспетчера по рации об атмосферном давлении в аэропорту посадки, и на высотомере выставьте давление аэропорта посадки - чтобы высотомер показывал правильную высоту над ВПП аэропорта посадки. Этот пункт забыли сделать польские пилоты во время авиакатастрофы президентского самолета. Не забудьте вы!

28. Перед снижением нужно одновременно снизить скорость и довыпустить закрылки (механизацию крыла) до уровня 35-45 градусов. Переместите РУДы немного назад, скорость начнет плавно падать, и по мере ее падения потихоньку выпускайте закрылки, чтобы к скорости 240-260 км/час закрылки были выпущены на угол около 40 градусов. Если при этом скорость падает ниже - добавляйте газ перемещая РУДы вперед. Если скорость не падает, убавляйте газ перемещая РУДы назад.

29. Теперь всё готово к посадке. Снижение. Чуть уменьшите тягу двигателей. Скорость начнет падать, и самолет потихоньку начнет снижаться. Чуть (аккуратно!!) оттолкните штурвал от себя - снижение усилится, но скорость при этом начнет расти. Слегка поджимая обе педальки вместе, аккуратно притормаживайте растущую в снижении скорость воздушными тормозами. Если скорость растет сильно - еще уменьшите тягу двигателей чуть потянув РУДы назад. В кабине есть приборчик, показывающий скорость снижения - в метрах в секунду. Найдите его и держите значение в пределах 2-7 метров в секунду. Если скорость снижения выше 7 м/с - переместите штурвал на себя и готовьтесь добавлять падающую скорость, чтобы она не упала ниже 240 км/ч. Добавлять падающую скорость можно отпустив обе педали тормоза, а если это не помогает - чуть увеличив газ перемещением РУДов вперед. Если скорость снижения ниже 2 м/с, чуть сильнее оттолкните штурвал от себя и готовьтесь снижать растущую скорость. Снизить растущую скорость можно поджав обе педальки тормоза, а если это не помогает - переместите РУДы назад, чтобы снизить тягу двигателей. Снижайтесь до высоты 80 метров, на которой прекратите снижение. Чтобы прекратить снижение, нужно отпустить штурвал в нейтральное положение, отпустить педали воздушных тормозов, и небольшим добавлением газа РУДами добиться полета без снижения и без набора высоты, и при этом не выйти на пределы скоростей 240-260 км/час. Если снижение продолжается, чуть потяните штурвал на себя, и РУДами регулируйте скорость. Если начался набор высоты - чуть оттолкните штурвал от себя и регулируйте скорость РУДами, а также притормаживайте интерцепторами - воздушными тормозами (педальками). И так и летите до того, как глазами увидите ВПП. Высоту 80-100 м поддерживайте штурвалом вперед-назад, при этом скорость поддерживайте РУДами и педальками.

30. Пока приближаетесь к ВПП, осмотрите РУДы. На них должен быть рычаг реверса. Он выглядит как откидывающийся от РУДа сзади рычажок, на нем должна быть надпись Реверс. Сразу после касания ВПП вам потребуется ввести в действие реверс, обдумайте как вы это будете делать. При касании нужно полностью убрать газ быстро потянув РУДы назад, затем вытащить с РУДа назад-вверх рычажок реверса, и прямо за рычажок реверса, поднятый вверх, снова быстро толкнуть РУДы вместе с поднятым рычажком реверса вперед на максимум. Но это будет только после касания шасси. Кстати, шасси после взлета мы не убирали - специально чтобы при посадке не отвлекаться на них. Мы специально не убирали до конца закрылки и не разгоняли самолет выше 340 км/ч. На бОльших скоростях шасси тоже могут сломаться. Мы летели потихоньку с выпущенными шасси, и теперь всё готово к посадке.

31. Вы увидели вдали торец (начало) ВПП за несколько километров. Вам нужно приступить к снижению до минимума, чтобы сразу в начале полосы коснуться ее и приземлиться. Уже нужно снизиться до высоты 20 метров, чтобы не перелететь ВПП. Больше опасности перелететь, чем недолететь. Важно на бреющем полете не задеть деревья перед торцом ВПП. Чуть уменьшите тягу РУДами, чуть отклоните штурвал от себя (не обязательно - самолет и без штурвала может приопустить нос и пойти на снижение как только вы снизите газ РУДами) чуть придавите педальки, тормозя самолет, чтобы не превысить скорость 240 км/час. На этой стадии снижения (на глиссаде) вам нужно одновременно снижать скорость самолета еще сильнее - до 200 км/час, но не ниже. Второй пилот (ваш друг) постоянно должен произносить скорость- высоту, а также третий параметр - скорость снижения! Скорость снижения на глиссаде должна быть не более 1-3 метров в секунду. Снижайтесь до высоты 20 метров, а непосредственно перед торцом - и до 10, 5 метров. В самом начале полосы высота должна быть 3 метра, скорость 190-200 км/ч. Убирайте РУДы в положение 20-30% от их хода, подтяните штурвал на себя - самолет сделает подушку (замедлится скорость снижения), также начнет снижаться скорость, самолет встретит полосу на скорости 180-185 км/час. Сразу после касания задвиньте РУДы назад до отказа, выдергивайте вверх рычаг реверса, и прямо за него вместе с ним снова РУДы вперед до отказа. Реверс начнет тормозить самолет. А Вы помогайте тормозить двумя педальками одновременно. Если самолет начнет уходить с центра полосы - теми же педальками рулите - для подруливания направо - отпустите левую педальку и подожмите правую. для подруливания налево отпустите правую педальку и подожмите левую. Для торможения нажмите обе педальки одновременно. После снижения скорости убирайте РУДы назад до отказа, продолжайте сбрасывать остаточную скорость педальками до полной остановки.

32. Поставьте самолет на ручной тормоз специальной педалькой чуть выше основных педалей.

33. Ожидайте подъезда полиции, которая уже выехала Вас арестовывать.

Сложно ли управлять самолётом

Школьная Энциклопедия Сложно ли управлять самолётом

Управление самолётом – это изменение его положения в воздухе. Делать это разрешается людям, имеющим соответствующую подготовку - профессиональным пилотам либо пилотам-любителям.

Система управления самолётом

Управление полётом самолёта по заданной траектории проводится с помощью системы управления, которая может быть неавтоматической, полуавтоматической и автоматической.

В невтоматическом, или ручном, режиме пилот, в зависимости от обстановки, самостоятельно отклоняет рулевые поверхности и удерживает их в нужном положении с помощью силы своих мускулов. В полуавтоматической системе манипуляции пилота усиливаются различными автоматическими устройствами, которые и обеспечивают управляемость самолёта. А в автоматическом режиме отдельные этапы полёты проходят вообще без участия лётчика, так как система полностью обеспечивает их автоматизацию. Но, если потребуется, пилот в любой момент может взять управление на себя.

Рули управления

Управлять самолётом намного сложнее, чем, к примеру, автомобилем. У автомобиля всего один руль, который нужно либо держать прямо, либо поворачивать налево или направо. А самолёт может двигаться вверх или вниз или вообще накрениться. Поэтому у него несколько рулей, которые называют рулями управления . руль высоты, руль направления, отклоняемые элероны.

Связанная система координат

В пространстве во время полёта самолёт движется по сложной траектории. Чтобы описать его движение, вводят оси, связанные с самим самолётом. Они движутся и вращаются вместе с ним. А сама система координат называется связанной . Она состоит из продольной . поперечной и вертикальной осей. Все они проходят через центр масс самолёта.

Продольной осью (ОХ ) считают строительную ось самолёта. Её закладывают на стадии проектирования. Когда самолёт вращается вокруг этой оси, он опускает одну консоль крыла и поднимает другую. Такое движение называют «креном» . Управлять креном пилот может с помощью элеронов .

Ось OY . перпендикулярная продольной оси, называется вертикальной . Она расположена в плоскости симметрии самолёта. Вращение вокруг этой оси называется «рыскание ». При таком движении нос самолёта отклоняется влево или вправо. Управляет «рысканием» руль направления .

Ось OZ . перпендикулярная плоскости симметрии самолёта и направленная в сторону его правой консоли, называется поперечной осью . Вращаясь вокруг этой оси, самолёт поднимает или опускает нос. Это движение называется «тангаж . Угол между продольной осью ОХ и горизонтальной плоскостью называется «углом тангажа ». Тангаж, при котором угол увеличивается, а нос самолёта поднимается, называется кабрированием. А при уменьшении угла и опускании носа – пикированием . По отношению к морским судам это движение называют дифферентом . Управляет тангажом руль высоты . Он представляет собой подвижную управляемую поверхность. Её отклонение и приводит к отклонению самолёта по тангажу .

Руль высоты может устанавливаться в разных местах самолёта. В различных аэродинамических схемах он является либо элементом хвостового оперения, либо расположен в передней части самолёта.

Элероны называют рулями крена. Они представляют собой симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла аэродинамические подвижные поверхности. Элероны отклоняются дифференциально, то есть, в противоположные стороны. Для того чтобы накренить самолёт вправо, правый элерон поворачивается вверх, а левый вниз и наоборот.

Усилие на рули высоты и элероны пилот передаёт с помощью штурвала. Поворачивание штурвала вызывает отклонение элеронов и изменяет крен самолёта. А отклонением штурвала «на себя» или «от себя» приводятся в действие рули высоты. Это изменяет угол тангажа. Нос самолёта приподнимается или опускается. В некоторых моделях современных самолётов штурвал заменяют ручкой управления .

Руль направления управляет самолётом относительно вертикальной оси, то есть, с его помощью изменяется угол рыскания . Располагается он в хвостовом оперении. Управляют им, нажимая на педали, расположенные в кабине пилота.

Как управлять самолётом

Основные этапы управления самолётом – руление, взлёт и посадка.

Руление

Руление производится перед взлётом и после приземления.

Перед тем как выехать на взлётно-посадочную полосу (ВПП), запускают и прогревают двигатели самолёта. Затем он трогается сам или с помощью специального тягача, подъезжает к началу полосы и останавливается. Когда диспетчер даёт разрешение, происходит выруливание на ВПП, затем разбег, быстрый набор высоты и отрыв от земли при достижении определённой скорости.

Взлёт

Момент, когда самолёт начинает движение по взлётно-посадочной полосе для разбега, считается началом взлёта. Перед взлётом пилот переводит в расчётное положение закрылки и предкрылки. Пассажиры самолёта могут наблюдать в иллюминатор, как в этот момент из задней части крыла появляются новые плоскости. Это и есть закрылки. Их основная функция – снизить скорость взлёта.

На взлёте большая скорость не нужна. Пока самолёт наберёт её, не хватит никакой посадочной полосы. Но снижение скорости вызывает уменьшение подъёмной силы. И чтобы увеличить подъёмную силу, самолёт должен увеличивать угол атаки, то есть, «задирать нос». Но увеличивать этот угол до бесконечности невозможно. При определённом значении этого угла, называемого критическим углом атаки, воздушный поток не может удерживаться на верхней поверхности крыла, происходит его срыв. Меняется распределение давления на поверхности крыла, и оно уже не может создавать подъёмную силу, то есть, теряет свои несущие свойства.

Справиться с этой проблемой помогают закрылки. Это расположенные симметрично на задней части крыла отклоняемые поверхности. Выпуская закрылки, увеличивают кривизну профиля крыла и площадь его поверхности. Это, в свою очередь, увеличивает подъёмную силу без увеличения угла атаки, а, следовательно, и несущую способность крыла, и позволяет снизить взлётную скорость.

Предкрылки – отклоняемые поверхности, устанавливаемые на передней кромке крыла. Отклоняются они вместе с закрылками. Их основная задача – увеличить допустимый угол атаки, чтобы срыв воздушного потока с верхней поверхности крыла проходил при большем его значении. С помощью предкрылков угол атаки увеличивается на 10-15 о. и после отрыва от полосы самолёт уходит вверх, резко задрав нос.

Посадка

Посадка считается самым сложным этапом управления самолётом. Начинается она с момента снижения высоты и заканчивается полной остановкой на земле.

Перед посадкой самолёт выполняет заход на посадку. Во время захода он маневрирует над аэродромом. Меняется его конфигурация. Постепенно выпускаются шасси, затем предкрылки или закрылки, которые позволяют удерживать горизонтальное положение самолёта на малых скоростях. Скорость снижается до посадочной.

Посадка самолёта начинается на высоте 25 м над уровнем порога взлётно-посадочной полосы. Её продолжительность – 6-10 секунд. Она включает в себя выравнивание, процесс выдерживания, парашютирование и приземление, пробег.

При выравнивании снижается почти до нуля вертикальная скорость на глиссаде (траектории снижения самолёта). Но его горизонтальная скорость всё ещё остаётся высокой. И для того чтобы её погасить, некоторое время самолёт летит горизонтально, то есть «выдерживается». Таким образом, выравнивание плавно переходит в выдерживание.

Во время выдерживания одновременно уменьшается скорость и увеличивается угол атаки до значений, позволяющих осуществить приземление. Далее, в результате падения скорости, подъёмная сила становится меньше силы тяжести самолёта, и он начнёт «парашютировать». Это похоже на планирование. Вскоре самолёт коснётся земли и через некоторое время остановится.