Руководства, Инструкции, Бланки

обмотка рукояти катаны инструкция img-1

обмотка рукояти катаны инструкция

Рейтинг: 4.2/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Как оплести ручку катаны? дайте пожалуйста рисунок!

как оплести ручку катаны. дайте пожалуйста рисунок.

Светлана Забелевская Высший разум (179404) 5 лет назад

Стиль обмотки, наиболее часто встречающийся - Хинери маки.

Прежде чем приступить к плетению тесьмы ито на цука, необходимо подготовить следующие материалы:
1.Тесьма Ито - используют ткань хлопковую, шелковую, нейлоновую либо хб. Длина тесьмы стандартно составляет 365см, ширина от 1 до 1,5см в зависимости от толщины и длины рукоятки катана.
2.Хисигами - бумажные клинышки-вставки, для увеличения рельефа и укрепления узлов оплетки. Бумагу - используют плотностью 40-80г/м (т. е. обычная газетная или ксероксная бумага соответственно).
3.Клей - используется ПВА, либо рисовый клей (если соблюдать древние традиции). Рисовый клей получают путем долгого вываривания небольшого количества риса в большом количестве воды. Рисовый клей очень прочный.
4.Хисигами - бумага складывается примерно 10 раз. В итоге получается полоска в две ширины тесьмы ито, которую потом нарезаем на равносторонние треугольники (каждая сторона треугольника равняется в две ширины тесьмы ито).
5.Еще для работы пригодятся: пинцет, нож, и тонкий стержень (пригодится при завязывании узлов). Еще рекомендуется использовать тисочки для облегчения работы. Не помешало бы использовать струбцинку для фиксации оплетки в процессе работы. Вся работа занимает примерно 4 часа с перерывами.

Завершающий узел
Makikake no kashira

Подробное описание процесса почитайте тут:
"Все о катана-оплетка рукоятки "
http://katanasword.ru/st_pleten.htm

ILIA Panteleyev Ученик (121) 5 месяцев назад

Вот сволочь сраную рекламу суши в конце вставил

Другие статьи

Обмотка на японских мечах

posted 13-7-2007 11:21 перемещено из Историческое холодное оружие

Всем доброго дня.
Заранее предупреждаю, что по историческому ХО знаю очень мало, так, общие фразы.

Я иногда просматриваю эту ветку и на днях меня посетили такие размышления:
Я исхожу из того, что многое длинноклинковое ХО было разработано под определенную работу в определенных условиях. Конкретно я заинтересовался рукоятями. Если я смотрю на западноевропейские длинномеры, то большинство рукоятей состоят из дерева и различных металлов (например литые бронзовые или с намотанными цепочками). Иногда и кожа. А если посмотреть на японские мечи, в простонародье называемых катанами, то там вроде дерево покрытое шкурой ската и обмотанное шелковым или хлопковым шнуром.
Прошу не придираться к терминам, сейчас дело не в этом.

Так вот, как там было с гигиеной? Я, как пользователь обычных складных и нескладных ножей могу предположить, что после схватки кровь и другие соки поверженного противника достаточно хорошо можно убрать с оружия европейского типа. И с рукояти тоже. А как же с японцами? Мне представляется проблематичным убрать все остаки из под всех шнуров. А если их не убрать, то будет неаккуратно и начнет вонять и разлогаться.

Если судить по популяризируему образу аккуратных японцев, то мне кажется маловероятным пренебрежительное отношение к таким вещам. Собственно вопрос: Как с этим делом боролись? Я знаю, что рукояти у японских мечей снимались, следовательно можно было обмыть со всех сторон. А как же быть со шнурком? Его регулярно меняли?

Буду благодарен за пояснения.

posted 13-7-2007 13:33 Да вы уже сами и ответили на свои вопросы. Обмотка рукоятки(цука)-маки, это расходный материал. Ценность, по крайней мере сейчас, представляют менуки, фути, касира и цуба т.е. металлическая фурнитура, это вещи исторические и художественные. А они переносятся на новую цуку по мере необходимости. Намотчики было отдельная профессия и, наверное, востребованная.

posted 13-7-2007 14:34 Большое спасибо за ответ.
С моей точки зрения замена шнурков тоже является самым логичным. Но не факт, что так и было.
Потому и хотелось бы узнать. Просто я слабо себе могу представить, что после боя народ возвращался в лагерь и после непродолжительного отдыха собирали мечи и несли на перемотку. Тут, с моей точки зрения, со временем должны были или рационализировать, или положить на гигиену.

Может такое быть, что к одному мечу было несколько рукоятей? Тоесть, одной пока пользуешься, другие на перемотке.

Хотя правомерно ли подходить с современной позиции к тем временам, да еще и к другому народу?

posted 13-7-2007 14:48 quote: Originally posted by tortuga:
Потому и хотелось бы узнать. Просто я слабо себе могу представить, что после боя народ возвращался в лагерь и после непродолжительного отдыха собирали мечи и несли на перемотку. Тут, с моей точки зрения, со временем должны были или рационализировать, или положить на гигиену.

во времена войн всех против вся - владельцы мечей жили недолго. И мечи были расходным материалом, при соответствующем качестве.

quote: Originally posted by tortuga:
Может такое быть, что к одному мечу было несколько рукоятей? Тоесть, одной пока пользуешься, другие на перемотке.

posted 13-7-2007 18:14 Ну нет, после боя, по необходимости рукоять чистится, влажная чистка тоже допустима, имхо. Без фанатизма, конечно. У людей практикующих иайдзюцу и другие корю, рукоятки их иайто часто тоже выглядят не лучшим образом. Поработаешь катаной часов по шесть в неделю, руки потные, не всегда идеально чистые, цука естесственным образом залосниться и просит что бы ее почистили. На антикварных катанах, со старой оправой, рукоятки часто грязные и болтаются.

posted 17-7-2007 21:59 Перед боем рукоять часто поливали водой для лучшего хвата. Этим объясняется ржавчина на цуке. Как часто меняли шнуры, трудно сказать, зависело от кошелька самурая, даже сейчас это не дёшево. Мыть снятую рукоять не сложно, но не здорово, так, как размеры начинают гулять.
В общем, аккуратнее надо рубить.

posted 18-7-2007 14:33 quote: во времена войн всех против вся - владельцы мечей жили недолго. И мечи были расходным материалом, при соответствующем качестве.
Много мяса и крови, выживали хитрейшие Тут особо не до гигиены было.
quote: В общем, аккуратнее надо рубить.
В точку
quote: Там есть узел, каким закрепляется шнуровка; не слабоват ли он?
Нет не слабоват, а очень да же крепок. Пальцами фиг развяжешь.

posted 18-7-2007 15:34 >Поработаешь катаной часов по шесть в неделю, руки потные, не всегда идеально >чистые,
Ага, особенно если перед тренировкой пол в додзё моешь - за месяц рукоять бокена превратилась в такое, что взять противно, пришлось зашкурить по новой.
>Перед боем рукоять часто поливали водой для лучшего хвата.
Чтобы все детали разбухли, накаго не шатался и мэкуги не вываливалась. Как молоты в кузнице перед работой в ведре замачивают.

Qget123: Дневник

Инструкция Оплитение Рукояти Катаны

Инструкция Оплитение Рукояти Катаны

Оплетка рукояти ножа. картинки в разделе Инструкции приведены к единому стилю. Новый подраздел получил название " оплетение ", в нём будут собраны материалы по оплетению различных предметов.

Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя. 2. Ношение и. Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей). Оплетение стеклянной бутылки. Способ косого.

В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке. Тиснение Для того, чтобы было веселее делаются на туесах.

Анимированные/видео инструкции по вязанию узлов и т.п. http:// animatedknots.com/ интересный способ оплетки рукояти кожей.

Инструкция по оплетке рукоятки скелетного ножа паракордом. Было бы интересно оплетение рукояти вот этого ножа.

Иногда — конец рукоятки небольшого ножа — зализки, закладываемого в Его цель — оплетение или захват конечности- туловища.

Инструкция по оплетке рукояти ножа от сайта paracord.su Спасибо) Теперь знаю как была сделана оплетка рукояти моего ножа).

Это может вам пригодиться в том случае, если понадобится разбить стекло или же вы сможете использовать рукоять в качестве молотка;; Надежный.

Новый подраздел получил название " оплетение ", в нём будут собраны рукоятей ножей-мечей, во вторую - оплетение различных других меню на: главная - инструкции - схемы - фотогалерея - форум - магазин;.

Финальные узлы при обмотке рукояти катаны

Инструкция по оплетке рукояти ножа от сайта paracord.su

Оружие самураев все его разновидности

Оружие самураев все его разновидности

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят - Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Дайсё - большой и маленький меч

Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий. Такая пара называлась Дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из Дайто ("большего меча"), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето ("меньшего меча"), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу - кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) - 95-120 см, короткий - Сето (Вакадзаси) - 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба".

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них - Ко-катана (кокатана) - вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана - это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

Тати - меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

Танто - малый самурайский меч.

Козука - японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

Та-чи - однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати - "полевой меч" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было - поражение конных войск.

Катана - самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна - специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана - самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи - часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука. А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати - меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи - клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия - какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три - тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии - это уже не катана!

Составные части катаны:
  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi),
  • Шнур — Ито (Ito),
  • Лезвие — Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),
  • Вход в ножны — Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок — Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик — Накаго,
  • Завязки — Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),
  • Ножны — Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча — Тэцу,
  • Клинок — Тосин,
  • Гарда — Цуба (Tsuba),
  • Рукоять — Цука (Tsuka),
  • Оплетка — Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси — короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 61 см. Общая длина 50—80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. "Танто" должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, "вакидзаси" - от 41 до 60 см, "катана" - от 61 до 75 см, "тати" - от 75 до 90 см. "Одати" от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Читайте также:

История вольной борьбы и ее разновидности

Катана - Фэнтези, фантастика, игры

Общая информация
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в носимый комплект вооружения самураев периода Эдо (1603—1868 гг.), известный как пара мечей дайсё. Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина клинка около трёх сантиметров, толщина — от 5 мм. Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки. По западной классификации катана относится к длинным или полутораручным мечам по общей длине оружия, а по технике использования — к полутораручным, потому что использовался как одноручный хват, так и двуручный (основной в пешем бою). Особенно ценятся катаны, на которых есть мэи — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание эксперты которых приписывают известным мастерам, мэи иногда отсутствует.

Детали оправы
- Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.
- Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.
- Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).
- Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.
- Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.
- Мэнуки — орнамент на рукояти меча.
- Сагэо — шнур на ножнах меча.
- Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.
- Сая — ножны.
- Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.
- Фути — муфта на рукояти.
- Цуба — гарда.
- Цука — рукоять.
- Цука-ито — обмотка рукояти.

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури).
Сагэо — это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату, которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо.
Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ. Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.
Варианты обмотки рукояти:

Закрепление шнура цука-ито на касира:

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска, бывает различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.
Детали гарды:
- Хира («плоское тело») — часть гарды между мими и сэппадаи.
- Мими — ободок.
- Сэппадаи («позиция для шайб») — место для шайб сэппа. Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.
- Накаго-ана — отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.
- Удэнуки-ана — отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.
- Сэкиганэ — заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу.
- Когай хицу-ана — отверстие для когай. Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.
- Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзу-ки. Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана, предназначено для рукояти ко-гатана. Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу.

Острие (кисаки) — это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки. Линия закалки на острие (боси) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.
Составные части:
- Kissaki - киссаки - остриё
- Boshi - боси - линия закалки на острие
- Yokote - ёкотэ - разделяющая линия острия
- Ji - дзи - лезвие
- Mune - мунэ - тупой конец клинка
- Ha - ха - режущая кромка
- Shinogi - синоги - ребро клинка
- Hamon - хамон - линия закалки
- Shinogi-ji - синоги-дзи - плоская часть клинка
- Hada - хада - концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникающие во время фальцовки
- Horimono - хоримоно - крепёжная муфта, фиксирующая клинок в одном положении
- Ha-machi - ха-мачи - край режущей кромки
- Mune-machi - мунэ-мачи - край тупого конца клинка
- Nekago - нэкаго - основание лезвия
- Yasuri-mei - ясури-мэй - насечка напильником на основании лезвия
- Mei - мэй - надписи на основании лезвия (имя кузнеца, год, опробование на смертниках или трупах, и т.д.)
- Mekugi-ana - мэкуги-ана - отверстие для скрепляющего штыря

Правила
Меч в качестве всепроникающего фактора бытия в течение без малого тысячи лет оброс внушительной броней ритуалов и правил, регламентирующих абсолютно все формы взаимодействия систем "человек-оружие" и "человек-человек". Этот громоздкий свод неписаных законов можно разделить на ряд простых блоков:
- правила обращения с мечом в смысле фехтования (техники боя),
- правила обращения с мечом как с постоянным спутником в жизни,
- правила поведения в обществе (этикет вооруженного человека),
- правила ухода за мечом (чистка, хранение, транспортировка),
- правила испытаний меча и совершения процедуры сэппуку.

Как передавать меч другому человеку или брать его
- Желая осмотреть меч, обратитесь за разрешением к владельцу.
- Поскольку многие ножны лаковой работы являются драгоценностью, брать их следует только в перчатках либо через листок бумаги.
- Прежде чем взять меч, следует выразить ему уважение поклоном. Помните, меч - больше, чем просто полоса металла. Разделяете вы благоговение хозяина или нет, все равно следует отдать долг труду мастера, изготовившего предмет. Получив же меч в свои руки, первым делом надлежит выразить восхищение монтировкой и ножнами.
- Прежде чем извлечь клинок, следует снова спросить разрешения, после чего ножны берут левой рукой за середину, обратив меч режущей кромкой вверх. Затем медленно извлекают клинок, опирая его спинкой о ножны и не допуская соприкосновения полированной боковой поверхности с чем бы то ни было. После того как клинок вышел полностью, ножны опускают вниз, а меч держат в правой руке несколько выше.
- Передавая меч кому-либо, всегда держите его лезвием к себе. В старые времена этим исключалась возможность предательского удара.
- Если вы передаете меч третьему лицу, то держите его острием вверх, а лезвием по направлению к первому из просивших. При этом одна рука должна находиться под цубой, а вторая придерживать рукоять под касира. Такое расположение ладоней оставляет достаточно места на рукояти, чтобы собеседник мог за нее взяться. При этом вы должны легонько покачивать меч, как бы показывая, что готовы разжать свои руки. Приняв меч, ваш партнер обязан тотчас развернуть его лезвием к себе.
- Необходимо соблюдать также определенную предусмотрительность для защиты поверхности металла от влажного дыхания. После того как ножны бережно отложены, клинок можно держать в любой руке. Если меч имеет чехол фудука (Fuduka), то ножны кладут в него обратно и верхушку чехла сгибают поверх. Это предохраняет лаковое покрытие сайя или незамысловатую красоту сира-сайя. Так как муфта хабаки весьма плотно подогнана к устью ножен, первоначальный сдвиг меча с мертвой точки должен быть очень осторожным, пока хабаки не покажется на всю длину. Мощный рывок может не только испортить коигуити (устье), но и привести к судорожному, неконтролируемому выносу клинка и ранению. Продолжая уверенно держать меч за рукоять, очень медленно и осторожно извлеките его из ножен полностью, следя за тем, чтобы лезвие ни в коем случае не было направлено вбок или вниз, но только вверх.
- Осматривая клинок, вы можете поддерживать его куском ткани или бумаги. Ни при каких обстоятельствах нельзя прикасаться к металлу голыми руками и пальцами, так как натуральные жирные кислоты оставят на поверхности неудалимые пятна. Некоторые пользуются при общении с мечом белыми перчатками, и это кардинально решает проблему.
- Правила хорошего тона не допускают каких-либо унизительных или пренебрежительных замечаний, также нельзя указывать на кизу (Kizu) - дефекты меча, если таковые имеются, кроме тех случаев, когда хозяин сам попросит отметить возможные недостатки.
- Возвращая меч в ножны, следует держать их в левой, а рукоять - в правой руке, как при извлечении клинка. Острие направляется вниз в устье ножен как можно более медленно и нежно, а затем требуется приложить известное усилие, чтобы полностью вдавить клинок на место. Как и прежде, лезвие не должно быть повернуто вниз или вбок, но только вверх.
Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце.
Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность. Именно поэтому во многих школах иай-до и кэндо до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя, его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя — меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе.
В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять в знак добрых намерений и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью к владельцу, а клинком в ножнах к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.
Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая — в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная — тати-какэ

Технология производства и использование
Технология производства очень сложна - специальная обработка стали, многослойная ковка, закаливание и т. д. Катана - самые крепкий в мире меч, способный разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катане в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катаны позволяли это делать. Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить катану даже короткой булавой. И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.
Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Надеюсь, вы не утомились, и прочтение оказалось приятным Спасибо.

Плетение на рукояти катаны - Animesh s Blog

Давно хочу сделать миниатюрную катану. Сувенирную.
В основном мне все ястно, кроме того, как производится плетение или обмотка на рукояти катаны.
Сёрфинг по интернету дал только схему ниже.
На ней не очень понятно. Буду ещё искать.
Но зато я узнал, что длина рукояти катаны должна составлять 3.5 кулака или три обхвата, а шнур для обмотки должен быть шолковым (реже шерстяным или иным). Он может быть широким (чаще всего) или узким. Тогда он пускается в несколько параллельных рядов, а плетение сложнее.
Еще узнал, что под плетение подкладывают бумажные треугольники для объема.
А еще, кусочки кожи ската, которые называются самэгавэ
Ну и собственно само плетение на рукояти катаны называется  цуке-маки или цука-ито.
Цуба - гарда. Цука - рукоять.

Ещё, чтобы плетение держалось лучше, его проклеивают. Это может быть столярный клей ПВА, но по канону клеят рисовым клеем. Он очень прочный.

Много воды на малое количество риса. выпаривать.

Длина катаны - это вопрос предпочтений, но чтобы примерно определить, надо отнять от своего роста 90 см. А чтобы было удобнее, ещё 8см.

Leave a Reply. Author

Write something about yourself. No need to be fancy, just an overview.

Archives Categories

Created with Weebly