Руководства, Инструкции, Бланки

образец разбора ссп img-1

образец разбора ссп

Рейтинг: 4.0/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сложносочиненное предложение: примеры

Сложносочиненное предложение: примеры. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

January 10, 2015

Традиционно (и в школьной грамматике) сложное предложение понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

ССП - это такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т.е. находятся в отношении равноправия, равнозначности.

Специфика сочинительных союзов состоит прежде всего в том, что они находятся в фиксированной позиции - всегда между соединяемыми предикативными единицами (кроме повторяющихся союзов). Они не входят ни в одну из частей сложносочиненных предложений. При изменении порядка предикативных единиц место союза не меняется. Разбор сложносочиненного предложения, примеры различных его видов приводятся в этой статье.

Классификация сложносочиненных союзов

Классификация ССП в "Русской грамматике-80" опирается на деление союзов по признаку однозначности/неоднозначности. К союзам недифференцирующего типа относятся: и, а, но, да, же, или, либо и их синонимы. Они тяготеют к выражению определенного типа отношений, но их значение всегда в той или иной степени определяется контекстом или уточняется конкретизатором. Союзы дифференцирующего типа (в основном союзные аналоги) однозначно квалифицируют те или иные отношения: то есть, а именно, поэтому, также, наоборот, вернее и др. которые имеет сложносочиненное предложение.

Примеры ССП с союзами недифференцирующего типа
  • Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться (собственно соединительное).
  • Я позвонила, и мне тут же открыли дверь (несобственно соединительное с позитивной квалификацией связи).
  • Он никогда не сдерживал своего слова, и это очень плохо (несобственно соединительное, присоединительно-комментирующее).
  • Он шутил, а я злобствовал (сопоставительное).
  • Жизнь проходит быстро, а ты еще ничего не успел сделать (несоответствие, сложносочиненное предложение).

Примеры с союзом "но":

  • Дождя нет, но воздух довольно влажный (противительно-уступительное).
  • Он не очень прилежен, но музыкой занимается с удовольствием (противительно-возместительное).
  • Довольно темно, но свет еще не зажигают (противительно-ограничительное).
  • Пахнет сеном, но запах густ и нежен (присоединительно-распространительное сложносочиненное предложение).

Примеры с союзами "или", "либо":

  • Пусть перебирается сюда, во флигель, или я переберусь отсюда (модально осложненное).
  • Либо я не прав, либо она говорит неправду (модально неосложненное сложносочиненное предложение).
Примеры ССП с союзами дифференцирующего типа
  • Я не умею декламировать стихи, то есть не люблю читать их с каким-то особым выражением (пояснительное).
  • Снег уже лежал, однако было довольно тепло (сильных морозов еще не было) (противопоставительное).
  • Я никогда не дразнил ее, наоборот, относился к ней очень бережно (факультативно-комментирующее).
  • Он говорил долго и монотонно, поэтому всех очень утомил (причинно-следственное).
  • Не только мои друзья относились к его слабостям снисходительно, но и завистники не решались ему возражать (градационное).

Сложноподчиненное предложение (СПП)

СПП - это такое сложное предложение, в котором наблюдается зависимость частей, связанных подчинительными средствами связи: союзами и союзными словами.

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, потому что музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова "Современный русский язык", "Русская грамматика-80" и др.).

Другие статьи

Синтаксический разбор предложения

Обсуждения

Порядок разбора
Увы, в школах по выбору могут учить детей по разным учебникам. Поэтому ниже приводятся три варианта разбора

Комплекс 1 предлагает при синтаксическом разборе указать цель высказывания и интонацию предложения, затем найти грамматические основы каждой части, указать средства связи частей, объяснить постановку знаков препинания, далее как простое предложение разобрать каждую из частей, входящих в состав сложного предложения. У СПП определить тип придаточных предложений.
Комплекс 2 предписывает следующий порядок разбора: выделить грамматические основы, определить тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное). У ССП определить средства связи частей. У СПП на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется) определить вид придаточного. У БСП определить значение (одновременность, последовательность, противопоставление и др.). Указать цель высказывания; если предложение восклицательное, отметить это. Каждое простое предложение можно разобрать как простое.
Комплекс 3 предлагает следующий порядок разбора: определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделить грамматические основы и охарактеризовать их (односоставные, двусоставные), определить средства связи и тип сложного предложения (ССП, СПП, БСП, с разными видами связи), составить схему, объяснить постановку знаков препинания. После этого возможен (как дополнительное задание) разбор частей сложного предложения по схеме простого.

Как мы видим, все комплексы предлагают, правда в разной последовательности, однотипные действия в отношении разбора сложного предложения. Наиболее существенным различием в этих разборах является то, что только в комплексе 1 обязателен разбор каждой части сложного предложения, в том числе её разбор по членам предложения. В комплексах же 2 и 3 в предложении подчёркиваются только грамматические основы, строение частей описывается только по желанию в качестве дополнительного задания.

В прикрепленном файле схема синтаксического разбора сложного предложения. Поскольку любое сложное предложение состоит из простых, этой схемой можно пользоваться как универсальной.

Файл Синтаксический разбор сложного предложения.docx Файл DOCX, 26 КБ

План синтаксического разбора словосочетания:

Выделить словосочетание из предложения.

Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).

Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Образец разбора см. в таблице

А на фига мне это?

Без синтаксиса моя твоя не понимать.
Ты возразишь: "Я умею говорить по-русски".

Тогда откуда берутся такие шедевры:
Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза.
Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.
Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.
Увидев Бориса, в Катерине всё порвалось.
Французы бросились наутек, не выдержав духа русской армии.
Многие солдаты неоднократно отдавали жизнь за свою страну.
Достоевский сделал героиню своего романа матерью.

Добавь перлы своих одноклассников. Вместе посмеемся.

Типы односоставных предложений (по способу выражения главного члена):

1) В назывных предложениях один главный член - подлежащее, выраженное существительным (Поздняя осень.) В таких предложениях не может быть обстоятельств, поскольку они относятся к группе сказуемого.

2) В безличных предложениях единственный главный член - сказуемое, которое может быть выражено наречием (На улице холодно. Можно простудиться.); безличным глаголом (Хочется стать.); личным глаголом в безличном значении (Из окна дует.); глаголом в неопределенной форме (Молчать!).

3) В определенно-личных предложениях сказуемое выражено в такой форме, которая имеет значение 1-го или 2-го лица единственного числа или множественного (действие производят: я, ты, мы, вы), т.е. в форме настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения (остальные формы глагола значения лица не имеют). Примеры: Хочу спать. Хотим спать. Хочешь спать? Хотите спать? Спи! Спите!

4) В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом обязательно в форме множественного числа, это может быть форма 3-го лица настоящего или будущего времени или же форма прошедшего времени, а также условного наклонения (действие производят Они). Пример: В киоске продают (продавали) газеты.

5) В обобщенно-личных предложениях сказуемое по форме совпадает со сказуемым в определенно-личном или неопределенно-личном предложении, однако значение предложения - обобщенное, т.е. действие совершает любой, каждый из нас, все. Примеры: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.

Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.
Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
Рассказать о строении предложения:
двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное);
нераспространенное или распространенное;
полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).
Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).
Объяснить расстановку знаков препинания.

Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
Указать, чем выражено сказуемое:
простое - какой формой глагола;
составное глагольное - из чего состоит;
составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

Предложение с однородными членами

В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).

Предложение с обособленными членами

В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.

Предложение с прямой речью

Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (см. файл "Виды придаточных предложений")

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

Бессоюзное сложное предложение

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.

Сложное предложение с разными видами связи

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).
Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Файл виды придаточных предложений.doc Файл DOC, 45 КБ

Схемы и образцы разбора

/ Схемы и образцы разбора

Для выполнения лингвистического анализа единиц различных уровней можно воспользоваться предлагаемыми схемами и образцами разбора.

Фонетический анализ слова

Фонетический анализ слова предполагает фонетический (акустический и артикуляционный) анализ составляющих его звуков.

При этом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Выбрать слово для анализа.

2. Затранскрибировать данное слово в соответствии с правилами транскрипции.

3. Выделить слоги и охарактеризовать каждый из них в следующих аспектах:

1) прикрытый / неприкрытый;

2) открытый / закрытый;

3) ударный / безударный.

4. Последовательно проанализировать составляющие данное слово звуки с точки зрения физических (акустических) и артикуляционных особенностей:

1) для гласных признаки определяются по следующим параметрам:

- ударность / безударность (ударный / безударный);

- характеристика позиции (сильная / слабая, слабая первая / вторая);

- огубленность (лабиализованный / нелабиализованный);

2) для согласных признаки определяются по следующим параметрам:

- участие голоса и шума: сонорный / шумный (глухой / звонкий), парный / непарный по глухости / звонкости;

- наличие / отсутствие палатализации (мягкий / твердый); парный / непарный по наличию / отсутствию палатализации;

5. Подсчитать количество букв и количество звуков, объяснить расхождения.

Образец фонетического анализа слова

1) Праздник – [прaз’н’ик].

В слове 2 слога: [прa-з’н’ик]. Первый из них прикрытый, открытый, ударный; второй — прикрытый, закрытый, безударный.

п – [п] – согласный, шумный глухой, парный по глухости /звонкости, твердый, парный по твердости / мягкости; губно-губной, смычный, взрывной;

р – [р] – согласный, сонорный, твердый, парный по твердости / мягкости, переднеязычный, передненебный, дрожащий (вибрант);

а – [a] – гласный, ударный, в сильной позиции, средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный;

з – [з’] – согласный, шумный звонкий, парный по глухости / звонкости, мягкий, парный по твердости / мягкости, переднеязычный, зубной, щелевой, свистящий;

д – [–] – согласный выражен нулем звука;

н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, парный по твердости / мягкости, переднеязычный, передненебный, смычно-проходной, носовой;

и – [и] – гласный, безударный, во второй слабой позиции, передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

к – [к] – согласный, шумный глухой, парный по глухости / звонкости, твердый, парный по твердости / мягкости, заднеязычный, задненебный, смычный.

Всего в слове 8 букв и 7 звуков. Нулем звука реализуется согласный Д при стечении согласных ЗДН.

Лексический анализ текста

Подберите и представьте в работе художественный текст объемом 80-100 слов.

Выпишите толкование двух однозначных слов со ссылкой на толковый словарь. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

Найдите два примера многозначных слов, выпишите их толкования из толкового словаря. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

Подберите к любым двум словам из текста синонимы, используя словари синонимов. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

Подберите к любым двум словам из текста антонимы, используя словари антонимов. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

Подберите к любым двум словам из текста синонимичные фразеологизмы, используя фразеологические словари. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

Дайте характеристику лексики с точки зрения происхождения: приведите примеры двух-трех исконно русских слов, используя этимологический словарь, и двух-трех заимствованных слов с указанием языка-источника и значения, используя этимологические словари и словари иностранных слов. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

Морфемный анализ слова

выбрать слово для анализа, определить частеречную принадлежность;

выделить флексию, указать ее значение;

выделить формообразующий суффикс (если есть);

выделить префикс (префиксы), приведя одноструктурные слова и охарактеризовав значение данного префикса;

выделить суффикс (суффиксы), приведя одноструктурные слова и охарактеризовав значение данного суффикса (суффиксов);

выделить корневую морфему, назвать алломорфы (если есть), определить свободный или связанный корень.

выбрать слово для анализа, определить частеречную принадлежность;

выделить флексию, указать ее значение;

выделить формообразующий суффикс (если есть);

выделить основу (указать, производная или непроизводная);

подобрать мотивирующее слово, указать производящую основу;

указать средство словообразования (при морфологическом словообразовании);

определить способ словообразования, подобрать слова, образованные этим же способом;

указать морфонологические явления в слове.

Морфологический анализ текста

Морфологический разбор имени существительного

лексико-грамматический разряд: собственное или нарицательное (для нарицательных: конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное); указать признаки;

одушевленное/ неодушевленное (указать, как это выражено грамматически);

род (способ определения рода; есть ли коррелят по роду);

число (значение; есть ли коррелят по числу);

падеж, значение падежа (субъектное, объектное, определительное, обстоятельственное), способ определения;

тип склонения (формальный показатель);

синтаксическая функция (роль в предложении).

Образцы разбора имён существительных

В окна зала и гостиной мягко краснел между ветвями сосен закат, слышались голоса и смех работников, собиравшихся к ужину. (И.А.Бунин).

1. смех имя существительное, т.к. имеет категориальное значение предметности; в начальной форме;

2. нарицательное, отвлеченное;

3. неодуш. (В.п.= Им.п.);

4. муж. род (нулевое окончание, основа на твердый согласный), нет коррелята;

5. в форме ед. числа, противопоставления по числу не имеет;

6. Им. падеж, независимый, субъектное значение; средство выражения грамматических значений числа и падежа – флексия, способ – синтетический;

7. 2-е (школьное склонение);

8. в предложении – подлежащее.

Морфологический разбор имени прилагательного

начальная форма (ед.ч. м.р. Им.п.);

лексико-грамматический разряд качественное, относительное, притяжательное (признаки разряда);

полная или краткая форма степень сравнения (для качественных);

род, число, падеж (по определяемому существительному);\

синтаксическая функция (роль в предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее ) и краткая форма (горяч );

употреблено в положительной степени, в полной форме,

в единственном числе, мужском роде, предложном падеже;

продуктивное склонение с основой на мягкий согласный;

в предложении выполняет роль определения.

Морфологический разбор имени числительного

лексико-грамматический разряд (признаки разряда);

род, число (если есть);

падеж числительного и существительного, с которым числительное сочетается в тексте, тип связи между числительным и существительным;

синтаксическая функция (роль в предложении).

Морфологический разбор местоимения

разряд по значению (личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные);

разряд по соотношению с другими частями речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-чилительное);

род, число, падеж (если есть);

синтаксическая функция (роль в предложении).

Морфологический разбор глагола

начальная форма (инфинитив);

основы глагола, класс глагола;

спряжение, способ его определения;

вид (группа по виду: имеет коррелят, одновидовой, двувидовой);

переходный или непереходный;

возвратный или невозвратный;

Предложение СПП и его разб

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать. (повеств.невоскл.сложное, состоит из двух простых - главного и придаточного цели, связь подч.,СПП):

1 пр. - всякое дело надо любить - главное, односост. безл. распр.

2 пр. - чтобы хорошо его делать - придаточное цели, односост. распр.

Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматов цветов. (повеств.невоскл.сложное,

состоит из двух простых - придаточного времени и главного, связь союзная подч. СПП):

1 пр. - когда я открыл окно - придат.времени, двусост. распр.

2 пр. - главное, двусост. распр.

[Союзное слово когда - =], ( - = ).

Туристы свернули в лес, который тянулся на десятки километров. (повеств.невоскл.сложное, состоит из двух простых - главного и придаточного опред. связь союзная подч. СПП):

1 пр. - простое, двусост.,распр.

2 пр. - придаточ.опред. двусост. распр.

[ - = ], (союзное слово который =).

Что ты хочешь узнать?

Презентация на тему: Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. - презентация

2 Виды подчинения. однородное последовательное параллельное главное предложение главное предложение главное предложение придаточное предложение придаточное предложение придаточное предл. I ст. придаточное предл. II ст. придаточное предложение придаточное предложение

3 [ ], (что…), (что…). (От главного предложения ставится один и тот же вопрос к разным придаточным). о чём?

4 (Чтобы…), [ ], (когда…). От главного предложения ставятся разные вопросы к разным придаточным. зачем? когда?

5 [ ], (если…), (когда…). От главного предложения ставится вопрос к придаточному I степени, от придаточного I степени – к придаточному II степени и т. д. при каком условии?когда?

6 1. (Если радость кончается), [ищи], (в чём ошибся). СПП с придаточными услов. изъясн. с параллельным подчинением. 2. [Избавлю вас от описания гор, от возгласов, (которые ничего не выражают), от картин, (которые ничего не изображают, особенно для тех), (которые там не были), и от статистических замечаний], (которых решительно никто читать не будет). СПП с придаточными определительными, с параллельным и последовательным подчинением. 3. [Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, (сколько им лет), горы, от вечных ветров поседелые, реки], (которым названия нет). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с параллельным подчинением. 4. (Чтобы отбить, отбросить вражий вал), [такие город вынес испытанья], (каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья). СПП с придаточными цели, определительным, с параллельным подчинением. 5. [Город как бы спрашивал тебя], (где же ты был в зимние дни), (когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с последовательным подчинением. Определите придаточные и вид подчинения.

8 Однородные придаточные (соподчинение). Запятые ставятся. [Я увидел], (как звёзды стали бледнеть), (как по земле пронеслась прохлада). [ ], (как…), (как…). Если соподчинённые (изъяснительные) придаточные связаны союзом «и», то запятая не ставится. [Очевидно было], (что Савельич был прав) и (что я напрасно оскорбил его). [ ], (что…) и (что…). Если 3 придаточных изъяснительных (соподчинённых), но во 2 – ом предложении союз опущен и присоединяется оно с помощью союза «и», то перед «и» запятая не ставится. [Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды). [ ], (как…) и (…), (как…). Если при главном предложении 2 придаточных соподчинённых (времени) и перед каждым стоит «и», то перед 2 – ым «и» ставится запятая. [Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом). [ ] и (когда…), и (когда…). ПунктуацияПримеры

9 ПунктуацияПримеры Неоднородные придаточные. Запятые ставятся. а) Параллельное подчинение. ( От главного предл. ставятся к придаточным разные вопросы.) (Когда шлюпка подошла к берегу), [мы увидели], (что к берегу бегут люди). (Когда…), [ ], (что…). б) Последовательное подчинение: (От главного предл. вопрос ставится к придаточному I степени, от придаточного I степени – к придаточному II степени, от придаточного II степени – к придаточному III степени.) [Местами лепились деревушки], (которые цветом так сливались со скалами), (что надо было подойти ближе), (чтобы их приметить). [ ], (которые…), (что…), (чтобы…).

10 ПунктуацияПримеры При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут 2 подчинит. союза. Если 2 – ое придаточное легко убирается из предлож. то оно обладает самостоятельностью и между союзами ставится запятая, если нет, то запятая не ставится (обычно перед «то», «но», «так»). [Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать). [Старик предупредил], (что если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать). ССП, в состав которых входят СПП.[Ребята шагали быстро], и, (когда до места ночлега оставалось три километра), [справа показался лесок). Бывают СПП, в которых указанные виды предложений комбинируются. Между союзами ( в данном случае «и» и «когда») запятая ставится, если предложение, начинающееся со второго союза, легко убирается, если нет, то запятая не ставится.

11 1. Никогда ещё дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется когда всё требует новых форм. 2. С самого начала вы должны так поставить дело чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах чтобы им хотелось вам рассказать чтобы они были заинтересованы в вашем знании. 3. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет всё вытерпеть всё преодолеть на своём пути если к этому позовёт его Родина. 4. Пока доехал домой посидел дома прошло ещё два часа так что когда я вышел было уже светло. 5. Поздоровавшись папа сказал что будет нам в деревне баклуши бить что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

12 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повест. вопрос. побудит.). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (воскл. или невоскл.). 3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы. 4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.). 5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное). Схема разбора СПП с несколькими придаточными. [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже). (А. Чехов). [сущ. ( на котором ), глаг.], ( почему), ( почему). (Повест. невоскл. сложное, СПП с тремя придаточными: 1) опред. 2) и 3) – изъясн.; с параллельным и однородным подчи - нением). Образец разбора СПП с несколькими придаточными. какое? что? ____

13 Разберём предложение синтаксически. Отец мой говорил мне что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (Аксаков). [ гл.], (что) и (что). (Повест. невоскл. сложное, СПП с двумя придаточными: 1) изъясн. 2) изъясн. с однородным подчинением придаточных). [],)( () о чём? о чём? ___ _ ___

14 Я слышал как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то что у того отвалилась ручка. (Паустовский). (Повест. невоскл. сложное, СПП с двумя придаточными: 1)изъясн. 2) изъясн. с последовательным подчинением придаточных). [ гл.], (как ), (что). что?за что? Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение чтобы получше рассмотреть его. (Чехов). (Повест. невоскл. сложное, СПП с двумя придаточными: 1) обст. места, 2)обст. цели, с параллельным подчинением придаточных). ( Ко гда ), [ ], (чтобы). когда?зачем? Расставьте знаки, сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения. I вариант II вариант [](, ), ( ) ( ),[ ],( ) _ ____ ____ _ ____

16 Сложные предложения с разными видами связи это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) <Печален я>: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. [ ]: [ сущ.], (с кем), (кому).

17 Схема разбора сложного предложения с разными видами связи. 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы. 4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная). 5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение). 6. Составить схему предложения. Образец разбора слож. предл. с разными видами связи [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) ( В. Арсеньев). [ ], [ ], и, <(чтобы), [сущ.], (которая)>. ( Повест. невоскл. слож. с разными видами связи: бессоюзн. сочинит. и подчинит. состоит из 3 частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинит. соединит. союзом и (II и III части); I ч. - простое предл. II ч. - простое предл. III ч - СПП с двумя придаточными (цели и опр.) с параллельным подчинением. опр. цели

18 Расставьте знаки препинания. Разберите предложение синтаксически. Переулок был весь в садах и у заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов). ___ ___ [[]. ], ( ) [, и [ ], ( так что). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. ]

19 Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов) Такое предложение называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением. Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения. Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной. Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире. Период как особый вид сложного предложения.

21 А25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути. 1) 1,2,4 2) 2,3 3) 1,2,3, 4 4) 1,3 Ответ: 3

22 А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг. 1)1,2,4 2)2,3 3)1,2,3,4 4)1,3 Ответ: 3

23 А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3 Ответ: 4

24 А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал. 1) 1, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 4 Ответ: 3

25 А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4 Ответ: 2