Руководства, Инструкции, Бланки

шежере моя родословная образец img-1

шежере моя родословная образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1821 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Шежере моя родословная образец

shejere.ru Правила регистрации

Правила регистрации п.5.4. Делегирование домена, установленное по заявке администратора доменного имени, прекращается по истечении срока регистрации доменного имени.

Правила регистрации п.5.9.

При прекращении делегирования, установленного администратором доменного имени, в связи с истечением срока регистрации доменного имени регистратор устанавливает для домена временные серверы DNS, переадресовывающие запросы по протоколу http на служебный веб-сайт регистратора с информацией о причине прекращения делегирования.

Правила регистрации п.4.5.

Право подачи заявки на продление регистрации доменного имени сохраняется за прежним администратором до истечения периода преимущественного продления. Продолжительность периода преимущественного продления составляет 30 дней после окончания срока регистрации.

Правила регистрации п.3.3.1.

Регистратор вправе принимать заявки на регистрацию доменных имен, находящихся в периоде преимущественного продления (регистрация освобождающихся доменных имен). Регистрация доменного имени осуществляется по окончании периода преимущественного продления, если прежний администратор доменного имени не продлит регистрацию доменного имени.

WHOIS

Другие статьи

Родословная башкир

Родословная башкир — шежере

Башкирский народ, как и другие народы нашей страны, имеет большую и чрезвычайно богатую событиями историю. Перед историками Башкортостана стоит ответственная задача — раскрыть перед современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастливую жизнь.

В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе. Эти документы — башкирские шежере.

Шежере — башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере — это не просто родословие, а генеалогическая летопись [1, с. 67].

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. В целях охранения памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере считалось большим позором.

Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально — этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более. Из исследований шежере можно почерпнуть факты об устройстве общества того времени, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях.

В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере — байрам». В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.

Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А. З. Асфандиярова. Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшихся у башкир [3, с. 101].

В 2002 году был издан первый выпуск сборника документов «Башкирские родословные», составителями которого стали ученые Р. М. Булгаков и М. Х. Надергулов. Это сразу стало крупным событием и новой вехой в истории изучения башкирских родословных, так как данный труд имеет огромное фундаментальное значение в плане дальнейшего исследования этого вида источников. Здесь, наряду с публикацией множества шежере различных племен и родов, был представлен их анализ, транслитерация текстов и комментарии [4, с. 245]

Северо — запад нашей республики сыграл важную роль в этногенезе башкирского народа. И тому пример — история башкирского рода Гирей. До момента вхождения в состав башкирского народа этот род имел собственную государственность, история которой отражена в ряде средневековых источников.

Монгольское название кереит состоит из корня «Кере» и суффикса множественности «ит». Таким образов слово Кере+ит переводится «вороны». В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима — Гэрэ, или Гирей [5, с. 34].

Согласно одной из версий, Кереиты изначально жили в Монголии. Во время нашествия Бату-хана, гирейцы всегда находились в авангарде его войск, так как были самыми сильными и беспощадными. Таким образом, гирейцы оказываются здесь, на территории России. Именно поэтому род Кереит ныне есть в составе башкир, казахов, ногайцев и крымских татар.

Кереиты вошли в состав башкирского народа, вероятнее всего в XIII в. став его неотъемлемой частью. Переселившись в Башкирию Кереиты, или Гереи, воспринимают башкирский язык и новую для них религию — Ислам.

Первоначально Гирейцы, вероятнее всего, жили на юге Башкортостана. В Ишимбайском районе республики до сих пор проживает южная ветвь этого племени. Однако в XV веке их, как представителей других башкирских родовых структур призывают на службу правители вновь образованного Казанского ханства. Они получают тарханные ярлыки и земли вдоль Белой, Яика и Мензели. И составляют наряду с другими башкирами, табыно–ириктинцами, кыпчаками, тамьянцамии другими служилый слой ханства [5, с. 156].

В эпоху Казанского ханства башкиры активно вовлекались в военно — политическую жизнь Казанского ханства. Придя на новые места, они теснят более древних обитателей края. Башкирские роды юрми, еней, буляр, которые сегодня населяют восточную часть Татарстана. Башкиры рода Гирей ныне проживают во многих деревнях Краснокамского, Илишевского, Янаульского, Татышлинского районов. Как мы видим, Гирейцы населяют северо — западную часть Башкортостана.

Еще совсем недавно поиск собственных корней многим показался бы глупой и бессмысленной затеей. Сегодня же восстановление генеалогии подобно строительству моста через разрыв между поколениями, который образовался в результате социальных потрясений прошлого столетия. Печальным результатом этого разрыва стала утрата значительной частью северо — западных башкир собственной этнической идентичности. Однако все возвращается на круги своя. Гирейцы вспомнили о своем происхождении и перед ними открылась грандиозная перспектива славной истории башкирского народа.

  1. Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа — 1960.
  2. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа — 1998.
  3. Булгаков Р. М. Надергулов М. Х. Башкирские родословные. Уфа — 2002.
  4. Имангулов И. Ф. Хроники Прикамья. Уфа — 2010.

Семейный праздник - Моя семья – моя родословная - (Шежере байрамы)

Семейный праздник "Моя семья – моя родословная" (Шежере байрамы)

• Способствовать формированию нравственной культуры у детей, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

• Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить понятие “родословная” (“шежере”), побудить интерес к истории своего рода и желание дальше изучать свой род.

• Развивать семейное творчество и сотрудничество детского сада и семьи, воспитание у детей интереса и любознательности, открытости, положительных эмоций; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; сплочение коллектива.

• Воспитывать у детей чувство долга и любви к ближним, вызвать желание подражать в достойном поведении.

1 ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

2 ведущий. В семейном кругу мы растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.

3 ведущий: Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Наши дети тоже думали над вопросом “Что такое счастливая семья?”. Вот их мнения по этому поводу (с использованием интерактивной доски).

1 ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

- А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (Ответы родителей)

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.

Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?

Какие испытания им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?

И, если всё узнаешь ты.
Изучишь древний род,-
Полюбишь родину свою,
Полюбишь свой народ!

2 ведущий: Человек растёт и задумывается над вопросом: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” издавна одной из традиций народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. (Родители и дети защищают свои творческие работы – 6 семей).

3 ведущий : Ребята, так вы поняли, что означает слово “семья”? (Да) А без кого семья - не семья? (Ответы детей). Правильно без мамы, мамочки, мамули – хранительницы очага, продолжательницы человеческого рода.

- Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Каждый человек от рождения до конца своей жизни несёт в своих устах и сознании образ матери, мамы, бабушки. Мама для каждого из нас – святыня. Женский образ воспевают в стихах, песнях. Надо всю жизнь относиться нежно, ласково, с уважением и заботиться о матери, бабушке. Дети! Любите своих матерей!

Песня “Мамочка милая, мамочка моя”.

Мамы и своих дочек приучают вести хозяйство, встречать гостей. Держать дом в чистоте.

Игра “Гостеприимная хозяйка” (соревнуются мамы).

Сыновей учат уважать женщин, беречь их и помогать. Для вас, наши любимые, танец.

2 ведущий: Ребята, без кого ещё семья – не семья? (Ответы детей). Конечно же, какой наш дом без папы! Правда, ребята?

Кто починит табуретку,
На машине подвезет?
Кто научит пилить доски
И защитит всю семью?
Мы с папой решили уборкой заняться
“Мой друг! – сказал папа – Пора приучаться”
“Идея прекрасна” - мама сказала
И тотчас из дома она убежала.

(Мама одевается быстро, на бегу прощается и уходит из дома).

Папа начинает мыть посуду, сын пылесосит и вытаскивает из-под кровати машину. Бросает работающий пылесос и начинает на коврике играть с машинкой. Папа тоже к нему присоединяется и вдвоём играют с машинками, соревнуются… И забыли про уборку и маму).

Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит.
Мама, волнуясь:
“Когда же уборке будет конец
Смогу ль я вернуться домой, наконец!”

Мы шутим, конечно,
Но очень приятно,
Когда с тобой рядом
Такой помощник папа!

3 ведущий: Ребята, а кто в вашей семье самые уважаемые люди? (Ответы детей)

Бабушка и дедушка помогают нам своими мудрыми советами. Бабушка всегда вкусно готовит, вяжет носки варежки, учит лечиться народными средствами. А дедушка поможет и кормушку сделать, и скворечник. Он многое знает и умеет.

“Это наши бабушки”.

“Хыялым”
Мин уземне бу доньяда
Бахетле диеп саныйм.
Ти шулай да бар минем бер
Бик зур зангэр хыялым.
Нэни генэ, матур гына
Булсын иде туганым.
Уйнарга да, укырга да
Ойрэтер идем аны!

“Родословное древо. (Родители и дети защищают свои творческие работы – 6 семей).

Стихотворение “Что может быть семьи дороже?”

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером!

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже,
На этой сказочной земле!

3 ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”? (ответы гостей)

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

Семьи-команды выполняют задание. Далее – защита проектов “Дом моей мечты”.

Мама Маргариты Екатерина Александровна

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Мама Ани Наталья Владимировна

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Мама Арины Н. Валентина Павловна

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

1 ведущий: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.

2 ведущий: Дети приготовили ещё подарки для своих мам. Подарите им, обнимите маму. Скажите самые добрые слова.

3 ведущий: Какой же праздник без чаепития! Приглашаем всех в группу.

Звучит песня “Родительский дом”.

503 Презентации на тему моя родословная на

Раздел Презентации на тему моя родословная

МОЯРОДОСЛОВНАЯ с. Веселое МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. формы имен Лука, Лукьян. Родословная по мужской линии Лукьяновых Родословная ветка по папе Оглядываюсь с. гордостью назад: прекрасно родовое древо наше! Кто прадед мой. Солдат и землепашец. Кто дед мой.

Мояродословная. Выполнила ученица 10 «А» класса Колотилова Елена •Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени. исследовани я: изучить историю своего рода, составить генеалогическое • Моя прабабушка Крупышева Евстолия Николаевна родилась в 1919 г. в д.

Мояродословная. Я родилась 16 октября 1993 года. работу в военный госпиталь, гематологическое отделение. Сейчас моя мама работает в Детской поликлинике на должности врачпедиатр. После, по причине болезни, вышел на пенсию. Моя бабушка(по папиной линии) Карташева Елизавета Васильевна Родилась.

«Мояродословная ». Выполнила Кулакова Мария 5 «Б» класс Привет! Я Маша Моя фамилия - широко распространенная фамилия. У Веселовского есть крестьяне Кулаковы, 1545.

Мояродословная. судьба семьи в судьбе страны Автор: Веселов Иван г. Челябинск. и предкам. Задачи: • способствовать пониманию генеалогической терминологии; • обучить составлению родословной семьи, генеалогического древа; • способствовать развитию у ученика поисково – исследовательских умений.

МОЯРОДОСЛОВНАЯ Денис Волосников, 5 класс МКОУ «Шастовская. повыше на класс Оказывается, он ещё и писал стихи… Моя бабушка - Анна Савиновна – мать-героиня. Уважаемый на. Сусантьевна, сами дети и, конечно, дедушка Вова. Мои бабушка и дедушка– активные участники общественной жизни села, подготовки.

Мояродословная Автор: Сафиуллин Илья Рамильевич г. Зинаида Прокопьевна и ее супруг Иван Ефимович Родители моего дедушки: прадедушка Александр Егорович прабабушка Галина Ивановна Прапрадед. награды прапрадедушки Мирзасалиха Закиевича Все мужчины в моей семье служили в рядах Советской Армии Кирилл.

полученную информацию и составить генеалогическое древо моей семьи 4 Объектом моей работы являются мояродословная. а предметом – воспоминания, архивные. близких, то можно составить генеалогическое древо моей семьи. 5 Словарик • Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий.

даёт. Так и Древо Родословной Крепче то, что корни помнит» В.Гельм Фотопрезентация «Мояродословная » ученицы 5-го. оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Гордиться своей родословной – хорошо, но лучше, если твой род будет. ваши дети тоже знают их!» Древо моейродословной Спасибо за внимание!

седьмого колена - признак сиротства. (Народная мудрость) Мояродословная Начало… Год 2001 ПРАБАБУШКА ПОЛИНА И ПРАДЕДУШКА АБРАМ (РОДИТЕЛИ. Работала санитаркой в больнице с.Екатеринославка, занималась пчеловодством. У моего дедушки Виталия было три старших брата: Николай, Владимир и Геннадий.

Моя родословная - АНО СЕМЬЯ РОССИИ

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное

На Руси, как древней, так и современной, то есть России XX века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художест­венно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира тему «Происхождение древнего человека», я столкнулась с социальной проблемой: де­ти не знают своего генеалогического дерева.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Проблема изучения исто­рии своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но зна­комство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок».

С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная».

Объект исследования - учащиеся третьего класса и их семьи.

Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

Целью исследования - создание генеа­логического дерева каждого ученика, в форме семейной книги. Цель и предмет исследования обусловили необходимость реше­ния следующих задач:

- определить понятийный аппарат используемых терминов;

- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у де­тей с родителями установится более тесная связь во взаимоот­ношениях.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процес­сов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкети­рование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опыт­ная работа и др.;

- статистические: оценка статистической значимости ги­потезы.

Исследование включало в себя три этапа:

1) В начале учебного года было, проведено собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями. На собрание был приглашён психолог, который предложил родителям разыграть не­сколько семейных сцен. Часть родителей выступали в роли де­тей, другая - в роли родителей, а потом они менялись ролями. В результате этой игры вышли на понятия «семья» и «традиции семьи».

Параллельно с этим детям было предложено написать сочи­нения на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».

2) Учащиеся вместе с родителями составляли генеалогиче­ское дерево своей семьи, после чего была проведена выставка работ на тему «Кто я? Откуда я?».

Две недели дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли свое генеалогическое дерево в виде творческих работ.

3)Проведение праздника на тему «Моя родословная».

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представлен опыт изучения генеалогиче­ского дерева с учащимися начальной школы.

Практическая значимость результатов исследования опре­деляется тем, что его результаты составляют основу для реше­ния таких актуальных задач практики непрерывного образова­ния педагога, как повышение самооценки ребенка в семье, вос­питание чувства гордости за своих предков. Разработанные в ходе исследования сценарий праздника «Моя родословная», ме­тодика работы над этим проектом, а также апробированные пе­дагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.

Сценарий праздника «Моя родословная»

Цели: развитие интереса к истории своей семьи, родослов­ной;

воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

1. Родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».

2. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».

3. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».

Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Ро­дительский дом» (из репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; клубочки с шерстью, кукла и детские пеленки; сок «Моя семья».

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Есть мужские дороги – круты и тернисты,
Там дела за делами по вечному кругу идут.
Но всегда впереди светит окнами тихая пристань,
Где и ночью, и днем твоего возвращения ждут.

Этот добрый причал называется буднично домом.
Ты вступаешь в него и опять набираешься сил.
И на каждом шагу проступает приятно знакомо
Все, во имя чего ты дороги свои выносил.

Здесь родные глаза, здесь усталые верные руки –
К ним не только лицо, но и душу спешишь приложить.
Здесь доверчиво льнет после долгой и кроткой разлуки
Продолженье твое, без которого незачем жить.

Те же книжки на полках и та же на кухне посуда,
Все привычно давно. но когда наступает весна,
Твой букетик цветов совершает какое-то чудо:
Озаряется дом и становится юной она.

Обновляется мир, и в пространстве высоком и чистом
Открывается взору непройденных далей зенит.
И опять впереди светит окнами тихая пристань.
Так храни этот свет, как тебя на земле он хранит!

Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш праздник посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья». Что такое семья? Слово, понятное всем, как “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одногопредка.)

- Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.

Примечание.Все определения взяты из Толкового слова­ря русского языка

Учитель. В Средние века всякий рыцарь, желавший всту­пить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родослов­ное дерево и герб. Для того что­бы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

- А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

- Знаете, откуда она родом?

Я предлагаю вам поделиться самыми интерес­ными сведениями из своей родословной.

Выступающие делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальныеслушают.

Учитель. А сейчас попутешествуем по семейным альбомам. В каждой семье сохранились старые фотографии и сегодня мы их видим. Что же вы можете рассказать о тех, кто на них изображён?

Рассказы о фотографиях.

- Много интересного узнали мы о ваших родственниках.
А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья- группа родственников, живущих вместе (С. И. Ожегов).

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчи­тать, сколько родственников в стихотворении А. Кондрашова:

Кто живет в большой квартире?

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

(Учащиеся читают стихи.)

У меня такая мама –
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости –
Мама нынче выходная.
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Я с бабушкой своею

Она во всех затеях

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Наверное в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Давайте послушаем рассказы о таких вещах.

1. Задание для бабушек: смотать клубочки с шерстью. Выиграет тот, кто быстрее это сделает.

2. Задание для пап: за одну минуту распеленать куклу.

- А каких еще родственников вы знаете?

Ученики исполняют частушки.

Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

- Мама с папой и братишка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие.
Что вы есть все у меня…

- Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо.
- Ну, конечно, вам ответим.
Это - наша мама.

- Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита.
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.

- Сапоги ты дай мне, мама,
Я на улицу пойду.
- Сухо ж там и нету грязи!
Ты не бойся, я найду!

- Ты когда исправишь двойку?
Сколько ж дожидаться?
- Очень сложно за журналом
В школьный сейф забраться!

- Оля с мамой поругалась,
Села на пол и ревёт
- Пусть меня обратно аист
К себе в клюве унесёт…

- Ах, сегодня праздник в доме
Пирожки капустные.
Павлик выучил уроки,
Все и даже устные.

- Что за пропуски в тетради?-
Возмутилась мама.
- Это ж,- Вова поясняет-
Место для рекламы!

- Папа, мама, дорогие,
Что у вас за аллергия?
Как берёте вы тетрадки
Все трясётесь в лихорадке.

- Мне “Нельзя” сказала мама
Нынче ровно тысячу раз.
Об отмене злого слова
Надо выпустить указ!

- Причитает громко мама:
- Как меняется программа!
По тетрадкам сына Васи
Не пойму, в каком он классе…

- Ох, сегодня в шесть часов
Родителей собрание!
Приложить подушку надо
К месту наказания.

- Мама, я сломал часы!
Дай мне шоколада!
Ведь добром всегда на зло
Отвечать всем надо!

Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

Ученики читают стихи.

В праздник наш, такой желанный,

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

Объясните значение пословиц:

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

Дружная семья и землю превращает в золото.

- Какой коллектив можно назвать семьей?

- А классный коллектив можно назвать семьей?

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родо­словное дерево нашего класса.

Ученики читают стихи.

Мы вам желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра,

Желаем теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Учитель. Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике.

Мы хотим подарить вам частичку наших сердец и песню. Будьте счастливы!

Мы сегодня показали вам

Как живётся весело всем нам

Друг без друга нам нельзя прожить…

Как смешно бывает подчас,

Каждому полезно знать из нас,

Чтобы в ссорах и конфликтах

Припев: Мы желаем счастья вам,

И об этом песню поем,

Заботой о семье

Согревать учитесь дом! — 2 раза

Пробуйте обиды зачеркнуть,

Сыну руку дружбы протянуть

И еще внимательнее заглянуть в глаза.

Помните, что вместе мы сильней,

Это знает даже муравей.

И тогда умчатся тучи,

Припев: Мы желаем счастья вам,

Понимать поступки детей,

Не только на словах

Попытайтесь стать мудрей.

Мы желаем смеха вам

И веселья вашим сердцам,

Пусть светлым будет путь,

Ведь дорога без конца.

Шежере (родословная) - Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Туймазинский район

Шежере (родословная)

С древних времен люди хранят память о своих предках. Сведения о них передавались от поколения к поколению. В XVII-XVIII веках зародилась и начала активно развиваться историческая дисциплина – генеалогия. Название возникло от греческого слова genealogia – родословная. Генеалогия изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. В нашей республике, говоря о родословии, часто употребляют слово «шежере». Данным термином, имеющим арабское происхождение, обозначают те же понятия, что и «генеалогия», «родословие». Во времена не столь отдаленные знание человеком своих корней, родовой символики делало его полноправным членом рода, семьи, достойным продолжателем традиций своих предков.

10 мая 2006 года было принято постановление Правительства Республики Башкортостан «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан». Жители нашей республики с энтузиазмом отнеслись к идее проведения таких праздников. Представленные на праздниках «Шежере байрамы» генеалогические древа очень красочные, яркие. Ценность многих родословных не только в том, что сохранились семейные предания, но и в том, что многие данные подкрепляются архивными источниками.

Библиотеки МЦБ принимают активное участие в проведении праздников шежере, сами организуют подобные мероприятия, помогают жителям в составлении своей родословной.

В Центральной библиотеке собрана обширная информация по методикам составления шежере, книги, журнальные статьи о родословных, сценарии, оформленные читателями библиотеки собственные шежере. Кроме того, Туймазинским архивом во временное пользование ЦБ переданы фотокопии «ревизских сказок» с 1795 г. по 1859 г. по Белебеевскому уезду, который охватывает современные территории Туймазинского, Шаранского, части Белебеевского и Давлекановского районов. Любой желающий может прийти в библиотеку и поработать с архивом.

С целью облегчения поиска информации Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) были разработаны «Методические рекомендации по составлению шежере (родословной)». Авторы ставили перед собой цель облегчить жителям нашей республики поиск генеалогической информации в архивах. Основное внимание было уделено описанию фондов ЦГИА РБ. В тоже время, авторы рекомендуют, при возникновении необходимости обращаться в муниципальные архивы, а для изучения документов за период ранее конца XVIII века – и в федеральные государственные архивы. По некоторым населенным пунктам Республики Башкортостан данные можно найти в архивах соседних республик и областей.

Составителями «Методических рекомендаций…» охвачен период с начала XVIII века по 1917 год, материалы переписей населения 1920 и 1926 годов, так как документы, относящиеся к данному периоду, позволяют, углубившись вглубь веков, составить полноценную родословную, состоящую из 7-8 колен.

Методические рекомендации по составлению шежере (родословной)

Основные приемы генеалогических исследований

Сведения о родословии устанавливаются с помощью разнообразных источников: письменных, устных, вещественных. Но основными хранителями ретроспективной информации являются архивы.

Генеалогическую информацию можно найти в документах различного характера. Всю генеалогическую информацию можно разделить на несколько категорий:

- собственно генеалогическая документация, специально созданная или подобранная для доказательства происхождения и родства (например, родословные книги российского дворянства);

- документы, содержащие информацию массового характера (например, метрические данные, первичные материалы переписей населения);

- иная документация, содержащая данные о лицах, при соответствующем сопоставлении и исследовании пополняющая генеалогическую (например, формулярные списки служащих).

Поиск генеалогической информации необходимо начать с изучения устных источников. Поэтому необходимо получить всю известную информацию при помощи опроса родственников. Сообщения родственников дают много дополнительных сведений, которых нет в официальных документах: привычки, внешний вид, манера поведения и речи, отношение к жизни и работе. Старшие родственники могут назвать место и время рождения, крещения, бракосочетания, смерти и погребения, социальное происхождение. Эти данные можно будет проверить по документам архивов. Необходимо провести исследование фотографий, разного рода наград и грамот, удостоверений, дипломов, и других документов, которые могут быть любезно предоставлены Вашими родственниками. Необходимо, по возможности, собрать воспоминания Ваших родственников, или же взять у них интервью. Необходимо зафиксировать всю информацию, собранную у родственников. Хотелось бы предупредить исходя из опыта, что некоторые семейные предания могут содержать искаженную информацию, поэтому всецело верить ей тоже нельзя. Но, тем не менее, вся информация, полученная от родственников, должна использоваться при проведении генеалогического исследования.

Результаты опроса родственников, а также сведения, которые позднее будут обнаружены в архивах необходимо занести в генеалогическую карточку. В ее основе лежит унификация и стандартизация полученной информации. Авторы советуют включить в карточку следующие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество (для замужних женщин указать и девичью фамилию)

2. Дата и место рождения.

3. Дата и место смерти.

5. Вероисповедание, сословие (до 1917 года).

6. Фамилия, имя, отчество родителей (указать также девичью фамилию матери).

7. Место или места жительства (с указанием дат).

8. Имена и даты рождения братьев и сестер.

10. Служебные сведения, профессия.

11. Участие в войнах (каких, где).

12. Награды, звания.

13. Фамилия, имя, отчество жены (мужа)

14. Фамилия, имя, отчество детей, даты их рождения.

16. Источники информации (каждый факт в таблице должен подтверждаться ссылкой).

Итогом генеалогического исследования является родословие. Для записи родословия применяется три способа: генеалогическое (родословное) древо, родословная таблица и поколенная (родословная) роспись. Очень часто в качестве формы записи родословия применяется родословная таблица. Родословные таблицы могут быть горизонтальными, вертикальными и круговыми. Конечно же, они очень удобны, так как компактны, наглядны. Но минусом таблиц является лаконизм. Более удобной формой является родословная роспись. Под номером 1 помещается родоначальник, затем идет перечисление его потомков в каждом колене. Родословная роспись ведется построчно и позволяет помещать при имени все необходимые сведения.

Наиболее широкое распространение получило родословие в виде генеалогического древа. Существует множество различных вариантов, вплоть до изображения в виде стилизованного дерева. Все родословия можно разделить на восходящие и нисходящие. Восходящее родословие начинает от лица, о предках которого собирают сведения, а затем идут по восходящим ступеням, т.е. к отцу, деду и т.д. Восходящее родословие обычно составляют на этапе проведения исследования для облегчения работы по поиску генеалогической информации. Нисходящее родословие начинается с самого отдаленного из известных предка и постепенно переходит к его потомкам. Удобными являются родословия, составленные в виде нисходящей горизонтальной или вертикальной схемы и смешанно-нисходящей вертикальной схемы. При составлении нисходящей горизонтальной или вертикальной схемы начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Смешанно-нисходящее родословие указывает всех предков данного лица как по мужской, так и по женской линии. По сути, это родословие не является родословием одной фамилии, потому что охватывается большое количество родов, происшедшего от одного родоначальника.

Во всемирной сети Интернет существует множество генеалогических сайтов. Созданы такие сайты и в России. По сети Интернет можно узнать информацию о тех или иных документах, а также воспользоваться рекомендациями специалистов или любителей-генеалогов, можно обмениваться данными. Возможности практически безграничны. На сайте Федерального архивного агентства можно ознакомиться с информацией о наличии документов в архивах (http://www.rusarchives.ru ).

Поиск генеалогической информации в архивах

Работу по сбору генеалогической информации в государственных и муниципальных архивах необходимо начать с уточнения принадлежности населенного пункта к той или иной волости, уезду, губернии, а в советский период к тому или иному сельсовету или району. В этом могут помочь справочники по административно-территориальному делению. Управлением по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан и Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан была выпущена серия книг под названием «Населенные пункты Башкортостана», которая явилась переизданием справочников по административно-территориальному делению «Уфимская губерния. Список населенных пунктов по сведениям 1870 года. Спб. 1877», «Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года. СПб. 1871», «Список населенных пунктов Башреспублики. Уфа, 1926». Также в научно-справочной библиотеке ЦГИА РБ, в библиотеках имеются и другие справочники по административно-территориальному делению.

После того, как Вы уточнили принадлежность населенного пункта к определенной волости, уезду, губернии Вам необходимо обратиться к архивным источникам. Поиск необходимо начать с документов администрации сельского поселения, затем муниципального архива. Можно начать изучение своей родословной с фондов государственных архивов республики (Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан и Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан). При необходимости можно обратиться в государственные архивы регионов, а также в федеральные государственные архивы. Информацию об архивах и их фондах можно найти на сайте Федерального архивного агентства (hhtp://www.rusarchives.ru). Возможно, возникнет необходимость обращения к архивам ЗАГС.

Важным источником получения генеалогической информации о сельских жителях советского периода являются документы волостных и сельских советов, особенно похозяйственные книги. Похозяйственные книги находятся на хранении в администрациях сельских и поселковых поселений и в муниципальных архивах. В похозяйственных книгах содержится информация о крестьянских хозяйствах. В них указаны глава семьи, другие члены семьи, год рождения, грамотность, места их работы, а также размер приусадебного участка, хозяйственные постройки и др.

Дальнейший поиск приведет Вас в Центральный государственный исторический архив РБ, где находятся на хранении материалы переписей населения с конца XVIII века по 1926 год, а также метрические книги и другие документы, позволяющие составить родословие той или иной фамилии.

Определенную помощь при составлении родословной могут оказать материалы переписей населения начала XX века, которые могут быть использованы как основание для дальнейшего поиска сведений в других архивных фондах. Наиболее полно в фондах ЦГИА РБ сохранились первичные материалы Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года. которые отложились в архивном фонде Уфимского губернского статистического бюро (Р-473). Фонд содержит документы, в которых отложились подворные карточки Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по пяти уездам Уфимской губернии: Белебеевскому, Бирскому, Златоустовскому, Стерлитамакскому и Уфимскому. Подворные карточки Мензелинского уезда, который входил в состав Уфимской губернии, были переданы Республике Татарстан. Перепись 1917 года фиксировала фамилию, имя, отчество главы хозяйства, перечисляла членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сын, дочь, зять, сноха, сестра, мать, отец, племянник и т.п.) с указанием их возраста, определяла количество имеющейся земли, инвентаря, скота.

Подворная карточка представляет собой отпечатанный типографским способом на серой бумаге размером с планшет двусторонний бланк, на лицевой стороне которого записывались полные сведения о домохозяине – главе семьи: фамилия, имя, отчество, возраст, сословие, национальность, приписка, занятия-промыслы, общественный статус (мулла, священник, учитель, врач и т.п.), служба в армии, заносились данные о всех членах семьи и их возрасте (без указания имен и национальности), занятиях, трудоспособности, сведения о найме работников, количество своего и наемного сельскохозяйственного инвентаря, поголовье скота (подробно), садовых насаждениях, пчеловодстве, торгово-промышленной деятельности. На обороте подворной карточки регистрировалась подробная информация о землевладении данного крестьянина. Среди землевладельцев были представители различных сословий: дворяне, купцы, мещане, крестьяне.

Одновременно с сельскохозяйственной переписью в 1917 году проводилась и Всероссийская перепись городского населения. Большой интерес для генеалогических исследований представляют подворные ведомости и поквартирные карточки. которые отложились по уездным городам: Белебею, Бирску, Златоусту, Стерлитамаку. По ряду причин в г.Уфе перепись в 1917 году не проводилась. В подворной ведомости указывались фамилия, имя и отчество домовладельца, число жилых квартир, пол и число лиц, проживающих в квартире. В поквартирной карточке есть специальный раздел «перечень лиц, живущих в квартире». В нем перечислялись: фамилия, имя и отчество проживающего, пол, возраст, отношению к квартирохозяину, постоянно проживающие, квартиросъемщики и др.

Также для воссоздания родословной могут оказать подворные карточки первой Всероссийской переписи населения 1920 года. В фондах Уфимского губернского статистического бюро (Р-473) и Центрального статистического управления Башкирской АССР (Р-472) отложились лишь поселенные и подворные карточки вышеуказанной переписи только по сельской местности, за исключением Бурзян-Тангауровского кантона. Но по тем районам, которые входили в состав Оренбургской губернии, эти карточки являются практически единственным источником, за исключением метрических книг, по выявлению родственных связей на начало ХХ века. Перепись населения 1920 года также проводилась на основе карточной системы сбора данных. В подворной карточке стояли традиционные вопросы: фамилия, имя, отчество, пол, национальность, возраст главы семьи, занятия-промыслы, заносились данные обо всех членах семьи и их возрасте (без указания имен и национальности), их занятиях, трудоспособности, грамотности.

В 1923 году проводилась Всероссийская городская перепись одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий. В фонде Центрального статистического управления БАССР (Р-472) отложились подворные ведомости по г.г. Уфе, Белебею, Белорецку, Бирску, Стерлитамаку и некоторым поселкам городского типа Башреспублики. В подворной ведомости указывались адрес владения, фамилия, имя и отчество владельца, площадь владения, список строений, помещения, находящиеся во владении, число семей, проживавших в квартире и число жителей с указанием пола.

В 1926 году была проведена вторая Всесоюзная перепись населения. В городах и поселках городского типа на каждый двор составлялась владенная ведомость, в которой давалась общая характеристика владения. Также фиксировались адрес владения, фамилия, имя и отчество домовладельца, площадь земельного участка владения, список строений, находящихся во владении, список жилых помещений (квартир), список нежилых помещений (сарай, баня, хлев и т.п.), число жителей с указанием пола. Отмечалось, сколько семейных карт составлено в каждой квартире. Эти документы отложились в фонде Центрального статистического управления БАССР (Р-472).

В сельской местности составлялся поселенный список домохозяев, в котором указывались фамилия, имя и отчество домохозяина, его народность, количество членов семьи с указанием пола, но без указания имен и возраста.

Первичные материалы этих переписей, представляющие наибольший интерес при генеалогических исследованиях, - личные листки переписи населения, – в 1934 году были уничтожены согласно постановлению Переписной Комиссии Центрального Управления Нархозучета Госплана СССР от 23 декабря 1932 года.

Богатый генеалогический материал содержится в метрических книгах фондов Уфимской духовной консистории и Оренбургского магометанского духовного собрания.

Существовало два экземпляра метрической книги: приходской и консисторский (духовного собрания). При этом в терминологии ЗАГСов приходской экземпляр именуется первым, консисторский – вторым.

Метрическая книга состояла из трех неразрывных частей: о рождающихся, о бракосочетавшихся, об умерших. Отличие мусульманских метрических книг от православных в том, что в мусульманских метрических книгах присутствует раздел о бракоразводах.

Для поиска метрических данных лиц православного вероисповедания следует обратиться к документам архивного фонда Уфимской духовной консистории (И-294). Повсеместно в России метрические книги были введены с мая 1722 года. В каждом приходе велись метрические книги записей о родившихся, сочетавшихся браком, умерших. Разводы были редкостью и оформлялись лишь через Духовную консисторию. В ЦГИА РБ хранятся метрические книги с начала XIX века по 1900 год по Бирскому, Белебеевскому, Орскому, Стерлитамакскому, Троицкому, Уфимскому уездам, по городам Уфа (до 1919 года), Бирск, Белебей, Стерлитамак. Фонд Уфимской духовной консистории на хранение в ЦГИА РБ поступил не полностью, поэтому многие метрические книги считаются утерянными. В метрических книгах можно найти сведения о времени и месте рождения, крещения; указывались имя ребенка, фамилия, имя, отчество родителей, их социальное происхождение, данные о восприемниках. В разделе о заключении браков имеются сведения о времени и месте бракосочетания, данные о брачующихся и поручителях. В разделе об умерших приводятся сведения о времени, месте, обстоятельствах смерти и погребения. Важнейшими источниками по родословию любой православной семьи являются исповедные росписи (посемейные списки), в которых отмечали: место жительства и социальное положение семьи, главу семьи и отношение к нему других членов семьи, их имена, отчества, фамилии, возраст и прохождение исповеди и причастия. К сожалению, исповедные росписи поступили на хранение в Центральный государственный исторический архив РБ лишь по нескольким церквям.

Также в фонде Уфимской духовной консистории отложились метрические книги тептярей-язычников Бирского уезда со второй половины XIX века по 1918 год, Уфимской еврейской общины за период с начала XX века, общины христиан-староообрядцев за тот же период. Следует отметить, что их количество в ЦГИА РБ незначительно. В документах архивного фонда Пермской духовной консистории (Ф.37) Государственного архива Пермской области содержатся метрические книги православных единоверческих и старообрядческих церквей ряда городов, сел, деревень Бирского уезда Уфимской губернии за 1883-1915гг.

Место хранения метрических книг также можно уточнить по справочникам «История русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М. 1993» и «История русской православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. М. 1995».

Метрические книги лиц мусульманского вероисповедания отложились в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (И-295). Обязательное ведение метрических книг распространилось на магометанские общины Оренбургского края с 1828 года. В ЦГИА РБ хранятся метрические книги с 1829 по 1899 год, по некоторым приходам до 1919 года. В документах этого фонда сосредоточены метрические записи по Астраханской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тобольской, Томской, Уфимской губерний и Внутренней Киргизии. Метрические книги по мусульманским приходам также состоят из разделов о рождении, заключении браков, о разводах, об умерших (Приложение 12). В разделе о родившихся имеются сведения об имени ребенка, фамилии, имени, отчестве родителей, их социальном положении, месте рождения ребенка. В разделе о сочетании браков, кроме общих сведений, есть данные о размере калыма (выкупа) и порядке его уплаты, часто встречается тамга того или иного человека. Очень часто сведения из этого раздела остаются невостребованными, так как брак заключался на родине невесты. В мусульманских семьях разводы происходили не очень часто, но они нашли отражение в метрических книгах. Здесь можно найти сведения о том кто являлся инициатором развода, и по какой причине он произошел. В разделе об умерших приводятся те же самые сведения, что и в метрических книгах лиц православного вероисповедания. Основная трудность при использовании метрических книг мусульманского населения в том, что они написаны арабской графикой. Также при обращении к метрическим книгам как православным, так и мусульманским бывает трудно определить в каком населенном пункте находилась церковь или мечеть.

Метрические книги ряда православных и магометанских приходов Белебевского, Бирского, Мензелинского, Стерлитамакского, Уфимского уездов Уфимской губернии, а также Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Оренбургского уездов Оренбургской губернии находятся на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан. В Интернете представлена база данных по метрическим книгам церквей и мечетей за 1724-1917 гг. составленная сотрудниками Национального архива РТ. С помощью базы данных можно выяснить есть ли в Национальном архиве РТ интересующие сведения, а затем уже либо направить запрос, либо самостоятельно поработать с документами.

С момента своего возникновения метрики фиксировали сословную принадлежность лица, а это определяло его дальнейшее правовое и имущественное положение в государстве. Одновременно метрики несли элемент уравнивания сословий, поскольку они стали первым и долгое время оставались единственным всесословным источником.

Сведения по истории дворянских родов сосредоточены в родословных книгах российского дворянства. Часть копий отложилась в ЦГИА РБ в фонде Оренбургского губернского правления (И-1) (всего 12 дел). В ЦГИА РБ создана база данных по этим документам, куда включены данные о фамилии, имени, отчестве, возрасте, происхождении, собственности, образовании, месте жительства и службы, дате записи. Отдельные сведения можно найти в книгах В.А. Новикова «Сборник материалов для истории уфимского дворянства», Г.Ф. и З.И. Гудковых «Аксаков С.Т. Семья и окружение». К сожалению, документы Уфимского губернского, а также уездных дворянских собраний в ЦГИА РБ не поступили.

Информация о лицах, которые получили дворянское достоинство представлена в документах архивного фонда Департамента герольдии (Ф. 1343) Российского государственного исторического архива. В данном фонде представлены дела о пожаловании в дворянское, княжеское, графское и баронское достоинство, о потомственных и личных почетных гражданах. В составе данного фонда хранятся копии губернских родословных книг, а также родословные, метрики, другие личные документы дворян и почетных граждан. Родословные княжеских и боярских родов (так называемая «Бархатная книга»), жалованные грамоты на титулы и дворянство, дипломы на звание почетных граждан представлены в документах архивного фонда Гербы, жалованные грамоты, дипломы и патенты на чины (Ф.1411) Российского государственного исторического архива. Родословные книги представлены в списках А.Ф. Малиновского, А.М. Пушкина и др. архивного фонда Рукописный отдел библиотеки МГА-МИД (Ф.181) Российского государственного архива древних актов. В данном фонде представлена копия Бархатной книги.

Сведения по генеалогии мусульманских князей и дворян отложились в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания Центрального государственного исторического архива РБ, где есть родословные книги отдельных мусульманских родов. Также можно обратиться к описанным выше фондам РГИА и ЦГИА РБ, где представлены данные о дворянских родах.

Историю семей православных священнослужителей можно проследить по Уфимским епархиальным ведомостям, издававшимся с 1879 по 1917 год. В них приводились данные о назначениях, перемещениях, увольнениях всех служащих епархии, биографии многих священников. Основными архивными документами по истории семей священнослужителей являются клировые ведомости. В фондах ЦГИА РБ хранятся клировые ведомости только по нескольким церквям.

Сведения о мусульманских священнослужителях можно обнаружить в документах архивного фонда Оренбургского магометанского духовного собрания. Имеется очень обширный материал о перемещениях, назначениях. Даже есть оригиналы Указов о назначении имамов.

Биографические сведения священнослужителей других конфессий можно найти в документах архивных фондов ЦГИА РБ: Канцелярии Оренбургского гражданского губернатора, Канцелярии Уфимского гражданского губернатора, Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, Министерства охраны общественного порядка БАССР.

По истории семей, относившихся к податным сословиям (крестьяне, купцы) необходимо обратиться к документам архивного фонда Оренбургской казенной палаты – к «ревизским сказкам». Что представляют собой «ревизии»? В начале XVIII века активная внешняя и внутренняя политика Петра I потребовала огромных финансовых расходов. Была пересмотрена налоговая система, в результате чего Россия перешла к подушному обложению. А это в свою очередь потребовало перехода к новой податной единице – «ревизской душе». Все население Российского государства было поделено на податную и неподатную части. К первой относились крестьяне, мещане, цеховые ремесленники, купцы. Ко второй – дворяне, духовенство, чиновники. Для определения количества податного населения стали производиться переписи мужского населения податных сословий, называемые «подушными ревизиями». Податное население обязано было платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность. Ревизии учитывали также большую часть неподатного населения, которые переписывались только для счета. Первая ревизия была проведена в 1719 году. Вплоть до новой ревизии все перемены в естественном движении населения не принимались во внимание. Сама перепись длилась один-два года, а затем вплоть до следующей переписи проводилась ревизия, в ходе которой уточнялись и дополнялись первоначально полученные сведения. Женское население не учитывалось I, II, VI ревизией. Всего было проведено десять ревизий. В ЦГИА РБ отложились документы с V по X ревизии. Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность, национальность лица, подающего сказку; его фамилию, имя, отчество, возраст, так же и по последней ревизии; затем - имя, отчество, фамилия членов семьи с указанием возраста (для мужчин еще и возраст по последней ревизии), отношения к главе семьи (сын, зять, сноха, сестра, племянник и т.п.), причины выбытия из тягла (умер, отселен, в рекрутах и т.п.). Сведения о женском поле выделены и составляют правую часть сказки.

Ревизские сказки сгруппированы по времени проведения, уездам Оренбургской губернии, социальному положению и национальности населения. Итак, в нашем архиве имеются материалы переписей по Белебеевскому, Бирскому, Бугульминскому, Бугурусланскому Бузулукскому, Верхнеуральскому, Мензелинскому, Стерлитамакскому, Троицкому, Уфимскому, Челябинскому, Шадринскому, Оренбургскому уездам Оренбургской губернии. А также есть несколько дел по некоторым уездам Вятской и Пермской губерний.

В Государственном архиве Оренбургской области находятся на хранении материалы некоторых ревизий за период с 1795 по 1850 гг. по городам Бирск, Стерлитамак, Уфа, по некоторым населенным пунктам Бирского, Оренбургского, Стерлитамакского, Уфимского уездов.

За более ранние годы «ревизские сказки» можно найти в Российском государственном архиве древних актов в фондах Коллегии экономии (Ф. 280), «Ландратские книги и ревизские сказки» (Ф. 350). Отдельные данные можно найти в Российском государственном историческом архиве (фонды Сената, Департамента разных податей и сборов (Ф. 571) Министерства финансов).

По окладным книгам (росписям) и именным спискам купцов и мещан городов Оренбургской губернии (И-138) можно узнать сведения о владельцах капитала (фамилию, имя отчество мещанина); число душ в семье, их возрасте по последней ревизии, о семье по предыдущей ревизии; происхождении (из какого сословия или состояния перечислен в мещане), в какое сословие выбыл из мещанского общества, сведения о владении.

Также, при составлении родословной будут интересны сведения содержащиеся в городовых обывательских книгах (И-138), введенных согласно городовому положению 1785 г. Книги состоят из шести частей, в которые соответственно вносились: "настоящие городские обыватели" (домо- и землевладельцы), гильдейские купцы, "цеховые" (мастера, подмастерья и ученики разных ремесел), "иногородние, и иностранные гости", именитые граждане (городские и общественные деятели, ученые, академики, художники, банкиры, оптовые торговцы и др.) и посадские (все остальные жители города).

Сведения о переселенцах середины XIX – начала XX вв. можно найти в фонде Уфимского отделения Крестьянского поземельного банка (И-336)

О службе башкир, мишарей можно почерпнуть сведения в документах, которые отложились в фонде Оренбургского военного губернатора(И-2). 10 апреля 1798 года был издан Указ, по которому в Башкирии вводилась кантонная система управления, переводившая некоторые народы Башкирии в военное сословие. В фонде Оренбургского военного губернатора отложились формулярные списки. т.е. личные дела башкир, мишарей, казаков, из которых можно узнать возраст, время поступления на военную службу, сведения о полученных званиях, наградах, а также о том, в каких походах участвовал. Приводится также состав семьи. Формулярные списки на рядовых поступили на хранение в архив не по всем кантонам. Но командный состав представлен достаточно хорошо.

В Российском государственном военно-историческом архиве, в Российском государственном архиве военно-морского флота можно почерпнуть информацию о служивших в армии и участвовавших в боевых действиях.

Сведения о службе того или иного лица можно получить по адрес-календарям. В научно-справочной библиотеке ЦГИА РБ имеются адрес-календари Уфимской губернии за 1873-1917 годы. После этого можно просмотреть документы архивных фондов тех или иных учреждений. Во многих дореволюционных фондах отложились дела по личному составу: личные дела, формулярные списки, приказы.

В различных архивных фондах можно найти дополнительные сведения. Например, много генеалогической информации содержится в документах архивного фонда Оренбургского военного губернатора, Уфимского губернского жандармского управления, Директора народных училищ Оренбургской губернии.

Хотелось бы отметить, что сотрудниками ЦГИА РБ ведется большая работа по созданию баз данных генеалогического характера по различным архивным фондам Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан.

Созданы или создаются следующие базы данных (БД):

- БД и географический указатель в шести томах по «ревизским сказкам» по фонду Оренбургской казенной палаты. Создана в 1998 году. БД и указатель содержат следующие сведения: населенный пункт по алфавиту, уезд, год, губерния, волость, поисковые данные.

- БД и именной указатель родословных дворян Оренбургской губернии за 1793-1855 годы по фонду Оренбургского губернского правления созданы в 1996 году. Приводятся такие сведения, как фамилия, имя, отчество, возраст, происхождение, собственность, образование, место жительства, место службы, дата записи, поисковые данные.

- БД по метрическим книгам приходов г. Уфы по фонду Уфимской духовной консистории. Содержит такие сведения, как название населенного пункта, уезда, губернии, прихода, фамилия, имя, отчество, вид события, место события, фамилия священника, сделавшего запись, дата события, поисковые данные, примечание. Ввод данных не закончен.

- БД по метрическим книгам по фонду Оренбургского магометанского духовного собрания. Вносятся такие сведения, как название населенного пункта, уезда, губернии, дата события, поисковые данные. Ввод данных продолжается