Руководства, Инструкции, Бланки

т 16 нового образца фото img-1

т 16 нового образца фото

Рейтинг: 4.6/5.0 (1887 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Первые советские танки

Первые советские танки Малый сопровождения МС-1

В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, Руководства ГУВП и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как "танковое", ибо главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА. На совещании анализировались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения более или менее отвечал французский танк "Рено" (относившийся в РККА к типу "М" - малый), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА. Этими недостатками были: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса, или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе ("Рено Русские") были ". весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены", к тому же оказались еще и ужасно дорогими (стоимость танка в ценах 1926 года составляла около 36 тыс. руб. Более подходил для прототипа итальянский "Фиат-3000", обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат. Танк был внимательно изучен специалистами КБ ОАТ, которое с середины 1925 года начало вести работы над собственным проектом малого 5-тонного танка в инициативном порядке. Поэтому ГУВП приняло решение форсировать данные работы КБ ОАТ, назначив ответственным исполнителем С.Шукалова. Для изготовления "опытовой" машины и освоения ее серийного выпуска выделялся завод "Большевик", имевший в то время лучшие производственные мощности.

"Фиат-3000" с пушкой Гочкиса

Тем не менее, срок постройки танка был выдержан и в марте 1927 года (при плане - февраль) она покинула опытный цех "Большевика" и отправилась на заводские испытания. Танк получил индекс Т-16 и выгодно отличался от "Рено Русского" малыми размерами, весом и стоимостью при сравнительно большой скорости движения.

Однако недостатков у новорожденного оказалось гораздо больше, чем ожидалось, и было принято решение усовершенствовать ряд агрегатов и узлов танка. Так была удлинена на один каток ходовая часть, что привело к необходимости добавления в носовой части корпуса удлинителя (на эталонном образце удлинитель был клепаный, однако на серийных машинах устанавливался в виде литой детали весом 150 кг). Далее изменениям подверглись некоторые узлы двигательной установки, трансмиссии и т.д. Во время доработки на завод прибыл моторостроитель А.Микулин - разработчик двигателя танка. Причиной командировки была неудовлетворительная работа энергетической установки Т-16, что совершенно не вязалось с ожиданиями ОАТ. Конструктор добросовестно изучил весь цикл производства моторов на "Большевике" и страшно удивился, что завод может делать такие сложные агрегаты, не имея даже элементарных измерительных приборов (результатом посещения завода А. Микулиным стало то, что завод наконец-то получил аэротермометры и гигрометр, которые ему не поставляли более 2-х лет).

Но вот новый танк был построен, и после пробега в пригородах Ленинграда отправился в Москву на полевые сдаточные испытания. Машина получила наименование "Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)". Интересно отметить, что при перевозке танка из Ленинграда в Москву были опробованы все возможные способы его транспортировки: ж.д. вагон, ж.д. платформа, кузов грузовика, автоприцеп и движение своим ходом. Эталонный Т-18, еще весьма напоминающий внешним видом своего предшественника Т-16, прибыл в столицу майским вечером (предположительно - 20-25 мая) и в кузове грузовика проследовал в склад N 37 (в районе Красной Пресни). Поскольку пушка для МС-1 не была подана, в танк установили ее макет, выполненный в токарных мастерских. Здесь же его хотели покрасить, но вдруг из ОАТ последовало категорическое распоряжение: "красить танк только после принятия на вооружение. ". Возможно после случая с Т-16, окрашенным непосредственно перед испытаниями в светло-зеленый цвет, и не принятым, руководство ОАТ испытывало некое суеверие, приведшее к тому, что на испытания танк отправился лишь покрытый светло-коричневым грунтом, что впоследствии стало нормой.

Для испытаний танка была образована специальная комиссия, куда вошли представители Мобуправления ВСНХ, ОАТ, завода "Большевик", II отдела Артуправления, генштаба РККА. Испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в районе дер. Ромашково - ст. Немчиновка (Подмосковье) пробегом по пересеченной местности, так как оружие для танка подано не было. Танк был подвергнут "мучениям третьей степени", но в целом успешно выдержал их и был рекомендован для принятия на вооружение.

Танк Т-18 эталонный

Вскоре (1 февраля 1928 г) последовал и заказ на изготовление в течение 1928-29 гг. для РККА 108 танков Т-18 (30 шт. до осени 1928 г. и 78 шт. в течение 1928-29 гг.). Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием "Наш ответ Чемберлену". Первоначально серийным производством занимался только завод "Большевик", но с апреля 1929 года к выпуску Т-18 был подключен также Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский) и план выпуска танков был увеличен. Однако в 1929 году массовое производство Т-18 там развернуть не удалось (тем более, что двигатели поступали с "Большевика") и всего за 1929 год из заказанных 133 танков было с трудом сдано 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.

Пока армия ждала новых танков, испытания первых образцов Т-16 и Т-18 продолжались. Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа (командующий М.Н.Тухачевский), где в течение 30 августа - 6 октября 1928 г. на Семеновском ипподроме, Поклонной горе и площадке курсов мехтяги участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий (М.Н.Тухачевский лично присутствовал на испытаниях). Для сравнения вместе с Т-16 в этих испытаниях принимали участие также "Рено", "Рено русский" и "Рикардо" (Mk V).

Испытания показали, что серьезными препятствиями для МС-1 могут стать ". окоп полного профили, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе. ", которые не являлись таковыми для танков других типов (только "Рено русский" дал почти столь же плохие результаты). Однако новый Т-18, должен был быть длиннее и нести более мощный двигатель, что позволяло надеяться на более удачный исход подобных испытаний для него.

Т-18 принял участие в подобном тестировании осенью 1929 г. (17 октября - 19 ноября). Главным препятствием для него стал трапецеидальный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно (даже назад). Для улучшения проходимости рвов по предложению М.Василькова и по распоряжению начальника бронесил Ленинградского округа С.Коханского в мастерских курсов мехтяги танк был оборудован вторым "хвостом" в передней части (снятым с другого танка) и тут же получил прозвище "носороге, или "тяни - толкай". Его проходимость действительно немного улучшилась, но обзор с места механика-водителя стал никуда не годным. В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается "желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для. подмятия проволочных заграждений и улучшения проходимости рвов". Проект такого "носового колесного удлинителя" для Т-18 был сделан М.Васильковым, но неизвестно был ли он изготовлен "в металле".

Танк Т-18 "носорог", оборудованный вторым "хвостом"

В 1929 г. характеристики Т-18 уже не отвечали возросшим требованиям Генерального штаба РККА. На прошедшем 17-18 июля 1929 г. заседании РВС была принята "система танко-тракторно-автоброне-вооружения", отвечавшая новой структуре РККА. Это заседание, казалось, ставило крест на производстве Т-18, как устаревшего для ведения боевых действий в новых условиях. На заседании родились требования к основному танку сопровождения, получившему индекс Т-19. Но поскольку танк еще не был создан, в одном из пунктов решения отмечалось: "Впредь до сконструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч."

Во исполнение этого решения по танку Т-18 были проведены следующие работы: увеличена мощность двигателя до 40 л.с. применена четырехскоростная коробка передач (вместо трехскоростной) и введено новое литое ведущее колесо. Было пересмотрено и вооружение Т-18, которое должно было состоять из 37-мм пушки большой мощности и 7,62-мм пулемета. При установке нового вооружения башня танка оказалась бы сильно перегруженной в передней части, поэтому в танках, выпускаемых с 1930 года, была введена кормовая ниша, предназначенная к тому же для размещения радиостанции. Реально же артиллерийское вооружение осталось прежним.

Такой видоизмененный танк получил название "МС-1(Т-18) образца 1930 г.". Но модернизация была половинчатой и кардинально не улучшала боевые характеристики танка (скорость движения так и не достигла 25 км/ч, а изготовление корпуса по-прежнему было очень трудоемким) и потому в конце 1929 г. начались работы над танком сопровождения Т-20 (Т-18 улучшенный). Машина же образца 1930 года находилась в серийном производстве до конца 1931 года, пока не начался валовой выпуск Т-26.

Танк Т-18 обр. 1930 г. позднего выпуска с 4-х скоростной КП и новой гусеницей

Другие статьи

Скачать программы бесплатно

Скачать бесплатные программы

Бесплатно, Безопасно, Быстро


MacOS Sierra начала автоматически загружаться на совместимые компьютеры Mac

Приятная новость для владельцев компьютеров Mac: компания Apple начала распространять обновление до новой операционной системы macOS Sierra.
Компания Apple начала автоматически загружать macOS Sierra на совместимые компьютеры Mac. Разумеется, обновление получат не все. Для того, чтобы получить его, необходимо активировать функцию автоматической загрузки обновлений, а также иметь достаточное количество свободного места на своем Mac, совместимом с новой операционной системой. Стоит также добавить, что обновление не будет установлено.

Facebook выпустил облегченную версию Messenger для слабых смартфонов и медленного интернета
Оставаться на связи с друзьями из социальной сети Facebook даже при низкой скорости соединения или на маломощном, устаревшем гаджете стало ещё проще, благодаря приложению Messenger Lite.

Пользователям Telegram теперь доступны игры внутри мессенджера
В мессенджере Telegram появилась собственная игровая платформа, с помощью которой каждый желающий может поиграть как в одиночку, так и вместе с друзьями, не покидая чата.

Сбербанк запустит платежную систему Apple Pay в России уже сегодня
На официальном Twitter-аккаунте Сбербанка России, представители банка подтвердили запуск платежной системы от американского гиганта уже с сегодняшнего дня.

Обновления лучших программ

программы для компьютеров

Наибольшая русскоязычная база с чит кодами, трейнерами и прохождениями для компьютерных игр. Все чит коды переведены и проверены лично нами. Количество игр представленных в текущей версии - 11598.

Программа архиватор для Windows. Она поддерживает целый ряд различных типов архивов и обеспечивает высокую степень сжатия данных. 7-Zip встраивается в проводник Windows, имеет собственный файловый менеджер и отличается высокой скоростью работы.

Оригинальная версия браузера Opera. По последним тестам браузер Opera самая быстрая программа для просмотра страниц в интернете.

Набор мультимедийных кодеков и утилит, который позволяет воспроизводить любое аудио и видео, от самого популярного до самого редкого формата. В K-Lite Codec Pack входит плеер Media Player Classic, так что вам не придется устанавливать дополнительные программы.

Программа-мессенджер, которая позволяет общаться с другими людьми, обмениваясь текстовыми сообщениями, изображениями и другими файлами.

Программа-мессенджер, которая позволяет общаться с другими людьми, обмениваясь текстовыми сообщениями, изображениями и другими файлами.

Программа, сочетающая в себе минималистичный, продуманный дизайн и современные веб-технологии. Благодаря этому веб-браузеру просмотр веб-страниц станет быстрым, безопасным и легким.

Программа, предназначенная для обмена текстовыми сообщениями. Она поддерживает множество различных протоколов, включая: AIM, Facebook, ICQ, IRC, Jabber, Yahoo и многие другие. Miranda IM позволяет использовать сразу несколько протоколов. Эта программа имеет гибкие настройки и поддерживает плагины, с помощью которых можно добавить новые функции.

Популярная программа для прослушивания музыки. Этот плеер может похвастаться поддержкой всех популярных аудио форматов, гибкими настройками и отличным качеством звука. AIMP это отличный аудио плеер для Windows, в котором есть все что вам нужно.

Программа для просмотра и ЗАПИСИ эфирного, спутникового и Онлайн ТВ (влючая "взрослые" каналы), популярнейших вэбкамер, РАДИОСТАНЦИЙ, а также телеканалов, принимаемых через ТВ и спутниковый тюнер.

Компактная, кроссплатформенная, свободная система управления базами данных (СУБД).

Эта программа собрала в себе все функции необходимые для работы в интернете, оставаясь простой и быстрой. Турбо-режим, просмотр документов, быстрый перевод с разных языков, встроенный антивирус, синхронизация данных и многое другое.

Программа- одна из мощнейших средств для удаления шпионского и рекламного программного обеспечения.

Деинсталятор, с помощью которого можно удалить ненужные программы с компьютера и вычистить все следы, оставшиеся после удаления. После удаления программы он проверяет компьютер в поисках файлов и записей в реестре, которые она могла оставить, и удаляет весь этот мусор.

Программа, которая позволяет запускать веб-приложения, просматривать медиа контент и воспроизводить аудио и видео потоки на веб-странице. Adobe Flash Player устанавливает как плагин веб-браузера и обеспечивает корректное отображение некоторых элементов веб-сайта.

Мощнейший редактор цифровых аудио файлов, который предлагает широки набор опций, инструментов и эффектов для производства и обработки звука. Это профессиональная программа, способная удовлетворить любые требования профессиональных пользователей.

Популярная программа для работы в интернете для Mac OS.

Популярный веб-браузер с широким набором функций. Версия программы для Linux.

Эта программа предназначена для анализа и обработки устной речи человека.

Мощный и гибко настраиваемый почтовый клиент для ОС Windows.

программы для смартфонов

Позволяет использовать все возможности электронной платежной системы PayPal на устройствах iOS. В числе ключевых особенностей программы - высокая степень защиты данных банковских карт, с которых осуществляется оплата покупок.

Помогите своим любимым персонажам из серии игр Angry Birds одолеть коварных свиней в новом приключении. Программа вновь позволит вам выстреливать птиц из рогатки, чтобы вернуть похищенные яйца и наказать свиней.

Удобный инструмент для общения с родными и близкими людьми, созданный командой разработчиков Facebook. При помощи этой программы вы сможете обмениваться сообщениями с друзьями из социальной сети, а так же с контактами вашей телефонной книги.

Городской справочник для iOS, который поможет вам без труда найти информацию о практически любой компании вашего города и найти нужный объект на трехмерной карте. После скачивания свежих карт, программа позволяет работать в режиме оффлайн.

Кроссплатформенная программа для обмена текстовыми сообщениями в индивидуальных и групповых чатах, в которых может участвовать до 100 человек. Также, она может служить для осуществления бесплатных голосовых звонков и участия в видеовстречах.

Приложение «Госуслуги» предназначено для обеспечения доступа граждан Российской Федерации, пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг, к наиболее востребованным сервисам.

Официальный клиент популярного сервиса микроблогов для Android. Программа позволяет быстро делиться с друзьями и подписчиками новыми событиями вашей жизни, размышлениями, а так же просто короткими сообщениями в любой момент.

При помощи этой программы, вы сможете оставаться на связи с друзьями в любой момент и осуществлять голосовые, а так же видео звонки, используя свой iPhone или iPad. При этом, не обязательно находиться в зоне приема WiFi: вызовы можно осуществлять и через 3G, либо 4G.

Читайте последние новости, опубликованные одним из самых широко цитируемых и признанных источников оперативной и достоверной информации как в России, так и за рубежом. Программа поможет вам всегда оставаться в курсе новостей экономики, политики, экологии, науки, спорта и многого другого.

Транслируйте видео со звуком с вашего iPhone или iPad для других пользователей со всего мира. Помимо возможности поделиться интересными видео, программа позволяет смотреть трансляции со всего мира и подписываться на наиболее интересные каналы.

Простая в использовании программа для быстрого создания потрясающих видеороликов в автоматическом режиме, прямо на экране Android-смартфона или планшета. С её помощью вы сможете вдохнуть новую жизнь в наиболее значимые моменты своей жизни и поделиться результатом с друзьями.

С легкостью создавайте высококачественные клипы из видеороликов, снятых на камеры GoPro или камеру своего iPhone или iPad. Благодаря возможностям данной программы, вы сможете создавать целые видео истории всего в несколько нажатий на экран, в автоматическом режиме.

Бесплатная программа для создания и обработки фотографий, содержащая огромное количество эффектов и фильтров. С её помощью вы сможете создавать высококачественные, профессиональные фотографии, используя только свое мобильное устройство.

Официальный клиент социальной сети Facebook для iPhone и iPad. Программа поможет оставаться с друзьями на связи и делиться с ними самыми приятными событиями своей жизни, а так же быстро узнавать, чем они занимаются или что их интересует в тот или иной момент.

Управляйте своим почтовым ящиком Яндекс с устройств iPhone или iPad при помощи этой программы. Помимо возможности получения уведомлений о входящих письмах, их прочтения и ответа на них, вы сможете удобно фильтровать почту по меткам, а также многое другое.

Программа для общения посредством бесплатных голосовых и видео звонков, а также обмена текстовыми сообщениям. Общайтесь с родными и близкими лицом к лицу, даже находясь далеко друг от друга.

Удобный и быстрый навигатор для iOS, содержащий карты России, Беларуси, Казахстана, Украины и Турции. В числе дополнительных функций программы - получение актуальной информации о пробках и прочих дорожных событиях на дороге, а так же удобное голосовое управление.

Почтовый клиент Yahoo для устройств на базе iOS. Управляйте сразу несколькими почтовыми ящиками, отправляйте письма с вложениями и читайте входящие письма при помощи этой программы прямо на экране своего мобильного устройства.

Самая популярная программа для осуществления бесплатных голосовых и видео звонков, а также обмена текстовыми сообщениями. Общайтесь с родными и близкими лицом к лицу, даже находясь далеко друг от друга.

Встречайте увлекательную гоночную игру от разработчиков Andry Birds. Программа отличается от других игр в серии не только геймплеем, представляя собой головокружительный гоночный симулятор, но и наличием красочного, полностью трехмерного мира.

Добро пожаловать на сайт условно-бесплатных и бесплатных программ free SOFT !

free SOFT – это старейший в Рунете каталог и файловый архив программ. Программы для Windows, Android, iOS, Mac OS, Linux, Windows Phone. Ежедневные обновления и новости.

free SOFT является идеальным местом в интернете для того, чтобы скачать софт бесплатно. Вы пришли в нужное место. Неважно, используете ли вы Mac или PC, freeSOFT предложит вам огромный выбор софта для удовлетворения всех ваших потребностей в программном обеспечении. На нашем сайте очень удобный поиск условно-бесплатных и бесплатных программ - по названию, категориям и рейтингу. Вы обязательно найдёте у нас именно то программное обеспечение, которое ищете.

free SOFT предлагает растущую коллекцию лучших программ доступных для мгновенной и безопасной загрузки на ваш компьютер, планшет или смартфон. Наш контроль качества программ, не даст вам скачать программу входящую в категорию нежелательного программного обеспечения .

Предлагаем вам на freeSOFT без вирусов, регистрации и смс скачать бесплатные программы и приложения: K-Lite Codec Pack, WhatsApp, браузер Opera, Яндекс.Браузер, Одноклассники, WinRAR, Microsoft Office. Sony Vegas Pro, Adobe Flash Player, 2ГИС, LovePlanet, TV Player Classic, Skype, avast! Free Antivirus, CCleaner, ABBYY FineReader, VLC Media Player.

Трактор Т 16 был необычайно популярен среди аграриев

Трактор Т 16 был необычайно популярен среди аграриев

Трактор Т 16, созданный Харьковским заводом тракторных самоходных шасси, часто так и называют – самоходным тракторным шасси. Получилась данная специализированная машина в результате усовершенствования модели ДСШ-14. На эту модификацию транспортного средства разработчики установили двигатель марки Д-14, оборудовали его навесной системой гидравлического типа, а также парой выносных цилиндров, оснастили шинами низкого давления и начали выпуск модели Т 16.


Дополнительным элементом разработки является наличие воздушного охлаждения и электрического запуска. Транспортное средство приобрело популярность и вся выпускаемая серия достигла количества около шестьсот тысяч экземпляров. Сейчас эта специализированная машина активно применяется для разного рода работ в сельскохозяйственной сфере. Аграрии охотно используют транспортное средство, считая его универсальным помощником на полях. Огромным достоинством данной техники является возможность повышенной проходимости, что немаловажно для произведения рабочих операций на увлажненных почвах.


Достаточно сложно однозначно обозначить цену трактора Т 16, так как выпуск конкретно этой модели прекращен. Новых экземпляров данной техники практически не осталось, но нередко встречаются варианты после капитального ремонта или просто в хорошем рабочем состоянии. Сейчас, проанализировав предложения рынка сельскохозяйственной техники, можно сделать вывод, что бывшее в употреблении транспортное средство Т 16 на базе самоходного шасси будет стоить от полумиллиона рублей. Есть и конкретные цены, к примеру, трактор в хорошем рабочем состоянии предлагается по определенной цене, которая равна пятьсот девяносто пяти тысячам рублей.

Поиск запчастей не вызовет проблем

Приобретая подобную машину, следует учесть многочисленные нюансы. Главное, несомненно, убедиться в рабочем состоянии механизмов и функциональных узлов приспособления. Затем желательно узнать, когда именно проводился капитальный ремонт транспортного средства. И напоследок, нужно осмотреть видимые недостатки техники, спросить об истории работы – сколько приблизительно часов (или сезонов) отработала данная сельскохозяйственная машина. Если приобретать технику не на ходу, с целью ремонта и замены запчастей, то ее стоимость будет гораздо ниже, от двухсот до четырехсот тысяч рублей.

Одним из факторов, благодаря которому специализированное транспортное средство может продолжать функционировать и прекрасно справляться с поставленными задачами – это наличие запчастей на трактор Т 16. Многие поставщики выставляют на рынке сельскохозяйственной техники широкий ассортимент запчастей к разным типам машин. На рассматриваемую модель подходят некоторые запчасти не оригинального производства, то есть, универсальные, а некоторые должны быть строго оригинальными. Как правило, официальные поставщики реализуют множество запасных деталей, узлов и других рабочих органов.


Среди ассортимента поставляемых товаров двигатели и коленвалы, разнообразные валы и диски сцепления, прочие запчасти. Также на рынке сельскохозяйственной техники можно найти стекла к тракторной кабине, ходовую часть, гидроцилиндры с гидравликой, насосы и элементы навесного оборудования. Есть возможность покупать запчасти бывшие в употреблении, но в отличном рабочем состоянии. Обычно такие детали приобретаются с рук. При этом следует обязательно проявить внимание, чтобы не попасться на некачественную продукцию с какими-либо дефектами.

Основные технические характеристики модели

Т 16 МГ является продолжением серии, только с некоторыми изменениями и усовершенствованиями разработчиков данной линейки. Это четырехколесная машина малой мощности с грузовой самосвальной платформой. Тяговой класс машины – 0,6, она предназначена для выполнения задач по комплексному уходу за ягодниками и садами, полями с овощными культурами и животноводческими фермами. Если техника агрегатирована с платформой самосвального типа, то может быть использована в качестве транспортировочного транспортного средства.

Благодаря усовершенствованиям данной модели стала более комфортабельной кабина оператора, что отражается как на улучшении условий труда, так и на увеличении уровня безопасности работы. Также изменения коснулись некоторых рабочих узлов, в результате чего повысилась надежность и производительность этой модели сельскохозяйственной техники. В целом, можно признать, что применение новых технологий в конструкции трактора позволило намного расширить область его применения.


Чтобы побольше узнать о конкретной модели техники сельскохозяйственного предназначения следует рассмотреть технические характеристики трактора Т 16. Универсальное устройство с самоходным типом шасси в длину составляет три тысячи восемьсот двадцать миллиметров, ширина при минимальном значении колеи равна одной тысяче пятьсот пятидесяти миллиметров, а при максимальном значении – двум тысячам миллиметров. Высота специализированной машины составляет два метра шестьдесят сантиметров. Дорожный просвет равен пятидесяти шести сантиметрам.

Двигатель машины маркируется аналогично с маркой машины – Д-16. Его номинальное значение мощности составляет 13,4 кВт, а коленчатый вал вращается с номинальной скоростью – одна тысяча семьсот пятьдесят оборотов в минуту. Ход поршня составляет двенадцать сантиметров. Относительно трансмиссии можно сказать, что система сцепления постоянно замкнутая, однодисковая, коробка передач установлена с прямозубыми шестернями. К электрооборудованию, установленному на данном специализированном транспортном средстве, относятся: аккумуляторная батарея с генератором, реле-регулятором, а также стартером. В роли дополнительного рабочего оснащения выступает система гидравлики, которая состоит из насоса, силового цилиндра и распределителя.

Особенности навесного оборудования трактора

Отдельного внимания заслуживает навесное оборудование трактора. Именно благодаря этому оборудованию, машина становится способной к выполнению множественных функций и подходит под определение «универсальная техника». К данной модели можно присоединить поворотный отвал и использовать транспортное средство для перевозки почвы. Таким образом, машина применяется для засыпки траншей, может заниматься укладкой насыпи или же быть полезной в коммунальном хозяйстве (очищать территорию от мусора, снега, растительности).


Навесное оборудование – важная, а порой даже незаменимая, составляющая производственного процесса. Сама по себе специализированная машина – всего лишь малофункциональное транспортное средство, а при агрегатировании с дополнительным сменным оснащением – универсальный трактор, который удачно справляется со многими коммунальными и сельскохозяйственными задачами. Современный рынок сельскохозяйственной техники все время пополняется новинками навесного оборудования, среди которых можно подобрать именно те варианты, которые необходимы конкретному потребителю, будь то коммунальный хозяйственник, аграрий или владелец животноводческой фермы. Навесное оборудование, как правило, приобретается отдельно.

Фото трактора

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата» - Военное обозрение

Новые сведения о БРЭМ Т-16 «Армата»

16 сентября 2015

Любая современная армия нуждается не только в боевых машинах, но и в различной вспомогательной технике. Для успешного выполнения боевых задач вооруженные силы должны располагать вспомогательными машинами различного назначения, которые будут решать транспортные, строительные и другие задачи, не связанные с непосредственным участием в боях. К примеру, бронетанковым подразделениям нужны бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Такая техника должна использоваться для эвакуации поврежденных бронемашин с поля боя и проведения последующего ремонта в полевых условиях. В обозримом будущем российские вооруженные силы должны получить новую технику этого класса.

Еще несколько лет назад появились первые сведения о перспективной унифицированной тяжелой гусеничной платформе «Армата», на базе которой предлагалось строить основные танки, боевые машины пехоты и другую технику, в том числе вспомогательного назначения. В частности, корпорация «Уралвагонзавод» должна была создать новую БРЭМ, которую предлагалось использовать для технического обслуживания перспективных танков.

До недавнего времени какие-либо точные сведения о проекте БРЭМ на базе платформы «Армата» отсутствовали. Буквально несколько дней назад ситуация кардинальным образом изменилась. Телеканал «Звезда» показал новый выпуск программы «Военная приемка», посвященный платформе «Армата» и бронетехнике на ее базе. В передаче «Армата – «терра инкогнита» были показаны основной танк Т-14, боевая машина пехоты тяжелого класса Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16. Примечательно, что до программы канала «Звезда» широкая общественность ни разу не видела новую БРЭМ.

Не секрет, что наибольший интерес специалистов и любителей техники вызывают боевые машины, тогда как вспомогательные системы редко удостаиваются большого внимания. Вероятно, это одна из тех причин, по которым БРЭМ Т-16 до недавнего времени не фигурировала в новостях и упоминалась лишь в контексте общих возможностей и перспектив проекта «Армата». Таким образом, все внимание общественности получили перспективные танк и БМП, а ремонтно-эвакуационная машина осталась в тени.

Из-за всего этого до недавнего времени имеющиеся сведения о проекте Т-16 носили отрывочный характер. Более того, само название Т-16 стало известно совсем недавно. Перспективной БРЭМ не уделялось достаточно внимания, а основная информация о ней в той или иной мере являлась следствием анализа новостей о всей программе в целом. В итоге почти все сведения о машине Т-16 представляли собой результат размышлений над опубликованными данными.

После оглашения информации о возможности строительства БРЭМ на базе унифицированной платформы «Армата» появились первые оценки облика такой техники. Предполагалось, что новая машина будет построена на том же шасси, что и перспективный танк, а также получит ряд специального оборудования: подъемный кран, лебедку для буксировки поврежденной техники и т.д. При этом подробности проекта официально не раскрывались.

К сожалению, авторы программы «Военная приемка» не стали заострять внимание на перспективной БРЭМ Т-16, ограничившись только коротким рассказом о ее возможностях и перейдя к другой технике семейства. Тем не менее, были оглашены весьма интересные факты об имеющихся характеристиках, а также показана сама машина. Несмотря на короткий рассказ ведущего и специалистов, видеоряд телепрограммы позволяет внимательно рассмотреть новую БРЭМ и сделать некоторые выводы.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16 является очередным представителем семейства техники на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата», что сказывается на основных ее чертах. Новая БРЭМ построена на базе унифицированного шасси, также используемого в качестве основы для танка и тяжелой БМП. При этом машина получает доработанный корпус и набор специального оборудования, позволяющий экипажу производить различные операции по обслуживанию поврежденной техники.

В качестве базы для Т-16 используется вариант платформы «Армата» с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Это в первую очередь связано с примененной компоновкой и размещением специального оборудования. Передняя часть корпуса машины отдана под обитаемый отсек с рабочими местами экипажа и сиденьями для перевозки экипажа эвакуируемого танка. По некоторым данным, в корпусе расположено три места экипажа и три сиденья для танкистов.

Броневая рубка экипажа располагается в передней части корпуса и имеет асимметричную конструкцию, выполненную со сдвигом к левому борту. Такое расположение рубки связано с необходимостью установки специального оборудования. Позади обитаемого отсека располагается кормовое моторно-трансмиссионное отделение с силовым блоком.

Характерной чертой платформы «Армата», отличающей ее от предыдущей отечественной бронетехники, является использование интегрального силового блока. Ранее на танках и другой технике использовались двигатель и трансмиссия, выполненные в виде отдельных агрегатов. В проекте новой унифицированной платформы подразумевается соединение двигателя и коробки передач в единый блок. Такая конструкция силовой установки обеспечивает большее удобство сборки техники на заводе и обслуживания в войсках. В частности, значительно сокращается время, необходимое для замены поврежденных агрегатов.

Как и другие машины семейства, БРЭМ Т-16 оснащается Х-образным многотопливным двигателем мощностью более 1500 л.с. Точное значение максимальной мощности этого двигателя пока засекречено, но отмечается, что он мощнее всех других силовых установок, используемых на отечественных танках. С двигателем сблокирована реверсивная автоматическая коробка передач, имеющая по восемь передач переднего и заднего хода. Последняя особенность, как ожидается, должна повысить подвижность перспективной бронетехники.

Новая БРЭМ имеет унифицированную с другой техникой ходовую часть. В ее составе присутствует по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. По-видимому, часть катков также оснащается дополнительными амортизаторами, улучшающими характеристики машины. Как и в случае с танком Т-14, конструкция ходовой части рассчитана под неравномерную нагрузку на катки. По этой причине зазоры между первыми тремя парами опорных катков немного больше остальных.

По имеющимся данным, экипаж БРЭМ Т-16 состоит из трех человек: механика-водителя, командира и оператора специальных систем. Они располагаются в передней части корпуса и должны попадать на свои места через люки в крыше. Рядом с люками предусматриваются смотровые приборы для работы в боевой обстановке. Состав оборудования рабочих мест экипажа пока неизвестен. Можно предположить, что пост управления водителя унифицирован с приборами другой техники семейства. В таком случае управление машиной осуществляется при помощи штурвала, рычага коробки передач и двух педалей. Также есть основания полагать, что управление некоторыми специальными системами может осуществляться при помощи встроенных и выносных пультов.

Главной задачей бронированной ремонтно-эвакуационной машины является выход на поле боя и эвакуация поврежденной бронетехники, что предъявляет особые требования к уровню защиты. С целью обеспечения максимально возможной живучести новая машина Т-16 получила набор мощного бронирования и дополнительных систем, от динамической защиты до специальной электроники.

В программе «Военная приемка» упоминается, что БРЭМ Т-16 оснащается специальной радиоэлектронной системой, позволяющей отражать атаки с использованием управляемого вооружения. Кроме того, эта система способна обезвреживать противотанковые мины с электромагнитными взрывателями. Вероятно, речь идет о системе радиоэлектронной борьбы, унифицированной с оборудованием танка Т-14 и БМП Т-15.

Защита экипажа и внутренних агрегатов при попадании вражеского снаряда или ракеты обеспечиваются собственной броней машины и набором дополнительного оборудования. Так, лобовая часть корпуса прикрыта блоками динамической защиты и решетчатыми экранами. Из-за некоторых особенностей компоновки специального оборудования динамической защитой оснащена только рубка экипажа. Правая часть лба, в свою очередь, прикрывается решеткой. Левый борт обитаемого отсека полностью прикрыт динамической защитой. На правом бортовом экране располагаются еще несколько таких блоков, над которыми устанавливается решетчатый экран.

Средняя и кормовая часть бортов оснащается набором противокумулятивных решеток. Такое оборудование позволяет защитить машину от противотанкового вооружения, но при этом не мешает охлаждению моторного отсека. Кормовая проекция защищена только собственной броней корпуса и усиленными деталями специального оборудования.

При необходимости БРЭМ Т-16 может ответить противнику пулеметным огнем. Для этого на крыше рубки экипажа устанавливается дистанционно управляемый модуль с крупнокалиберным пулеметом. С помощью этого оружия экипаж машины может защищаться от пехоты или легкой техники противника.

Для выполнения основных задач, как то эвакуация поврежденной бронетехники с поля боя и выполнение некоторых ремонтных работ, БРЭМ Т-16 получила набор специального оборудования. На нижнем лобовом листе корпуса устанавливается бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Он может использоваться для выполнения некоторых земляных работ, а также служит аутригером при работе с основным подъемным краном. Кроме того, отвал обеспечивает дополнительную защиту лобовой проекции.

Наиболее заметным элементом специального оборудования является основной подъемный кран. В передней части корпуса, справа от рубки экипажа, располагается небольшая поворотная платформа крана, на которой шарнирно закреплена стрела. С учетом использования на переднем крае стрела изготавливается из броневой стали. Стрела оснащается гидроцилиндром для подъема. Кроме того, в ее средней части предусматривается лебедка с тросом, используемым для подъема грузов. Для выигрыша в силе кран оснащен полиспастом, на подвижном блоке которого закреплен крюк. В походном положении стрела укладывается вдоль корпуса машины, крюк крана закрепляется на кормовом листе. При этом справа стрела прикрывается решетчатыми экранами и фактически является дополнительной защитой рубки от обстрела сбоку.

Для подъема и перемещения грузов стрела поднимается в рабочее положение и при помощи подвижного основания разворачивается вперед. При этом верхний элемент лобового решетчатого экрана откидывается вперед-вниз, не мешая перемещениям стрелы. Максимальная грузоподъемность основного крана пока не уточнялась. В ходе съемок телепрограммы БРЭМ поднимала груз весом около 2 т. По словам представителя Уральского КБ транспортного машиностроения Ильи Онегова, машина Т-16 может поднять и более тяжелые грузы, в том числе силовой блок или башню танка.

Основной кран предназначен для выполнения различных работ по подъему и перемещению тяжелых грузов, к примеру для замены силового блока техники или ремонта боевых модулей.

Не во всех ситуациях целесообразно использовать основной кран, поскольку его характеристики могут быть избыточны. Для решения таких задач машина Т-16 несет дополнительный манипулятор, установленный в кормовой части корпуса, на левом борту. Это устройство с меньшей грузоподъемностью может использоваться при ремонтных работах или для перемещения сравнительно легких грузов.

Известный специалист в области бронетехники Алексей Хлопотов не так давно рассказал в своем блоге курьезную историю, связанную с дополнительным краном. Это устройство отсутствовало в первоначальном техническом задании военного ведомства, однако авторы проекта решили добавить его в инициативном порядке. Военные не одобрили такую инициативу и потребовали убрать второй кран. Инженеры, в свою очередь, проигнорировали это требование и в результате нынешние машины Т-16 несут два крана с разными характеристиками.

Важнейшим нововведением проекта, касающимся эффективности в реальных условиях, является специальное буксировочное устройство. Уральское КБ транспортного машиностроения разработало и запатентовало механизированное сцепное устройство, предназначенное для буксировки поврежденных танков. Такая сцепка выполняет все необходимые операции при помощи собственных приводов по командам с пульта дистанционного управления и не нуждается в непосредственной помощи человека. Благодаря этому экипаж БРЭМ при подготовке к буксировке не должен покидать пределы бронекорпуса и рисковать жизнью. Подобное буксировочное устройство используется впервые в отечественной практике.

Экипаж ремонтно-эвакуационной машины может выполнять некоторые ремонтные работы. Для этого в составе оборудования Т-16 имеется сварочная аппаратура, инструменты и т.п. оснащение. Таким образом, новая БРЭМ может не только вывозить поврежденную технику с поля боя, но и, при небольших повреждениях, ремонтировать ее самостоятельно и без участия полноценных армейских мастерских.

Перспективная БРЭМ Т-16 в скором будущем должна пройти весь комплекс испытаний и поступить в серийное производство. Для эффективной эксплуатации всей техники на базе унифицированной платформы «Армата» войскам требуются вспомогательные машины, в том числе и ремонтно-эвакуационные. В соответствии с существующими планами до 2020 года армия должна получить 2300 бронемашин на базе платформы «Армата». Точное количество танков, БМП или БРЭМ, входящих в это число, пока не оглашалось. Тем не менее, уже сейчас можно с достаточной уверенностью говорить, что армейским ремонтникам в обозримом будущем придется осваивать новую технику, построенную на базе перспективной унифицированной платформы.

Автор: Рябов Кирилл