Руководства, Инструкции, Бланки

ввод в должность нового сотрудника образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1119 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План введения в должность нового сотрудника: образец, бланк, шаблон

План введения в должность нового сотрудника

Ф.И.О. сотрудника, проходящего испытательный срок: _______________

Должность сотрудника: ____________________________________________

Период испытательного срока: с _______________ до ________________

1. Задачи на период испытательного срока сотрудника

(заполняется наставником совместно с новым сотрудником в начале испытательного срока)

2. Оценка сотрудника, заканчивающего испытательный срок

(заполняется куратором в конце испытательного срока).

Для оценки сотрудника проставьте баллы напротив каждой компетенции в приведенной ниже таблице по шкале от 0 до 3:

0 - отсутствие компетенции;

1 - компетенция проявляется слабо;

2 - компетенция проявляется в полной мере;

3 - кандидат в полной мере обладает компетенцией, способен транслировать компетенцию другим.

3. Заключение по результатам прохождения испытательного срока

- Испытательный срок считать успешно завершенным.

- Считать испытательный срок неуспешным. Комментарии:

ввод в должность нового сотрудника образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Ротация персонала: понятие и основные правила

    Ротация персонала: понятие и основные правила Ротация персонала: понятие и основные правила

    Н.Е. Папонова ,
    директор по управлению человеческими ресурсами
    группы компаний «Алеко» г. Санкт-Петербург

    Время от времени сотрудникиорганизации перемещаются с одной должности на другую, из одного подразделения в другое. Это происходит как по инициативе руководства, так и по собственной инициативе сотрудника. Собственно, такое перемещение и называется ротацией. В теории управленияперсоналом под ротацией понимается система переводов и перемещений сотрудников внутри подразделения или компании на новые рабочие места на регулярной, правомерной и организованной основе.

    Смысл ротации заключается в том, что:

    1) разнообразие приносит сотруднику удовлетворение новой занимаемой должностью, новыми выполняемыми функциями, новыми поставленными задачами, достижением новых целей и результатов, то есть развитием собственной карьеры. Следовательно, сотрудник не ищет «новизны» в другой компании (хуже — у конкурентов);

    2) воспитывается чувство общности между сотрудниками всей компании, усиливается их готовность к компромиссу, сотрудничеству, работе в команде.

    Однако следует помнить, что сотрудник, переведенный на новую должность, быстро усваивает новые должностные обязанности и значительно медленнее — новые для себя социальные роли или новые аспекты уже привычных поведенческих ролей. Поэтому сотрудник может успешно справляться с профессиональными (функциональными) задачами, но испытывать дополнительные трудности и даже попадать в конфликтные ситуации вследствие не подтверждения своих ролевых ожиданий.

    Введение в должность и адаптация сотрудника на новом рабочем месте — задача как непосредственного руководителя, так и менеджера по персоналу. Для этого сотрудник получает План вхождения в должность. Например, в группе компаний «Алеко» (продажа бытовой электроники и обеспечение сервисной поддержки для потребителей) он составляется по следующей форме:

    ПЛАН
    вхождения в должность

    Подбор и адаптация персонала

    Заполнение всех вакансий и уровней персонала в соответствии с Планами развития ГК «Алеко»

    1. Планирование потребности в персонале, формулировка целей, задач и результатов должности, принципы компенсационного пакета, первичный анализ уровня зарплаты

    1. Контроль за процедурой планирования потребностей в персонале (линейные менеджеры ежемесячно сдают планы на следующий месяц, перспективный план на квартал) и составление сводного плана менеджером по персоналу. Квалификационные требования, должностная инструкция (с описанием задач)

    – сводный план найма на 1 месяц (ежемесячно)

    2. Подбор кандидата, окончательное определение системы мотивации и условий работы

    2. Предложения по структуре заработной платы и компенсационного пакета при приеме на работу

    – своевременность подбора (оценка от подразделений)

    3. Адаптация – введение в должность, стажировка

    3. План введения в должность, адаптация, первичное обучение

    Качество подбора – прохождение испытательного срока (оценка от подразделений)

    4. Оценка персональной деятельности сотрудника по окончании испытательного срока

    4. Описание, внедрение и контроль за процедурой оценки сотрудников. (Лист оценки персональной деятельности сотрудника. Критерии оценки. Положение о проведении оценки по итогам испытательного срока. Процедура планирования-подбора-отбора-адаптации-оценки)

    – проведение процедуры оценки (оценка от подразделений)

    Компетенция сотрудника позволяет успешно решать стратегические, тактические и оперативные задачи. Возможность заполнения новых вакансий имеющимися сотрудниками

    1. Определение потребности в обучении, повышении квалификации или переподготовке сотрудников.

    2. Подбор обучения, повышения квалификации, переподготовки для сотрудников компании.

    3. Анализ обучения, повышения квалификации, переподготовки, предложенных службой управления персоналом

    Описание, внедрение и контроль за процедурой обучения сотрудников в компании (Положение об обучении, критерии оценки успешности обучения, Лист оценки обучения)

    Удовлетворенность сотрудников развитием своей карьеры
    в соответствии с целями ГК «Алеко»

    1. Определение возможностей развития карьеры сотрудников.

    2. Анализ работы.

    3. Оценка сотрудников.

    4. Своевременная ротация персонала

    Описание, внедрение и контроль за процессом развития сотрудников (План развития карьеры, приказ о назначении на должность, должностные инструкции, положения об отделах, Предложения по оценке персонала (необходимо добиться того, чтобы каждый сотрудник имел возможность на регулярной основе получать обратную связь от руководителей смежных подразделений)

    Развитие уровней потребностей сотрудников, совпадающих с целями ГК «Алеко», и их удовлетворенность

    1. Определение уровней потребностей персонала.

    2. Создание системы мотивации

    1. Создание системы мотивации сотрудников.

    2. Структура заработной платы и компенсационного пакета.

    3. Система сбора информации с рынка труда и от конкурирующих организаций по компенсационным пакетам

    Формирование корпоративной культуры

    Максимально возможное совпадение ценностей сотрудника с ценностями и целями ГК «Алеко» (взаимный процесс!)

    1. Курирование коллективов подразделений и отдельных сотрудников.

    2. Социально-психологический климат

    1. Разработка и введение фирменных стандартов (Политика в области УЧР, нормы, правила, ценности).

    2. Оценка социально-психологического климата.

    3. Внедрение форменной одежды в магазинах ФРС

    Знание сотрудниками фирменных стандартов Компании

    Формирование информационных потоков

    Обеспечение результативной и эффективной передачи информации в ГК «Алеко»

    1. Создание системы информации в электронном виде (сайт, почта).

    2. Создание системы информации в печатном виде (доска объявлений, информационный листок)

    1. Создание внутреннего сайта.

    2. Выпуск стенгазет

    Социальная поддержка и защита

    Уверенность сотрудников в лояльности ГК «Алеко»

    Создание системы материальной помощи

    Положение о выплате материальной помощи

    Любая ротация персонала в компании имеет ряд позитивных черт — она:

    • способствует обновлению коллектива подразделения;
    • повышает готовность к принятию каких-либо изменений и нововведений. Например, из опыта японских компаний можно видеть, что персонал проходит почти все карьерные ступени в компании (ученик-стажер, рабочий-служащий, специалист, руководитель… различных подразделений — это необходимо для полного понимания всеми сотрудниками, чем занимаются в каждом подразделении);
    • предлагает сотрудникам новые цели, задачи и планируемые результаты.

    Ротация может преследовать различные цели. Так, в группе компаний «Алеко», ротация сотрудников осуществляется с целью:

    1) расширения сферы деятельности компании (на базе «старых» сотрудников компании формируются новые коллективы для вновь открываемых объектов, которые передают ценности, традиции, стандарты, правила своим «новым» коллегам);

    2) привлечения новых бизнес-направлений (планирования «кадрового резерва», которое позволяет прогнозировать развитие карьерного роста сотрудников на длительный период времени, что делает их более лояльными компании);

    3) повышения универсальности сотрудников (развитие карьеры «по горизонтали»);

    4) индивидуального планирования и развития карьеры сотрудников;

    5) передачи опыта, знаний, навыков деятельности в компании новым сотрудникам (наставничество, внутренняя школа);

    6) получения опыта работы и субкультуры в другом подразделении, коллективе;

    7) формирования новых взаимодействий, взаимоотношений между сотрудниками компании, формирование изменений во взаимоотношениях между подразделениями, которые позволяют максимально рационализировать бизнес-процессы;

    8) увеличения нововведений за счет креативности команды, (видение «не замыленным глазом», ведь в коллективе появился новый сотрудник);

    9) повышения лояльности и приверженности сотрудников компании;

    10) управления изменениями (после собственных нововведений, глобальные изменения принимаются легче).

    Процесс планирования и развития карьеры для менеджера по персоналу состоит в определении профессиональных интересов сотрудников и целевом планировании их профессионального обучения и продвижения в компании. Развитие карьеры предполагает совместные усилия сотрудника, его руководителя и специалистов подразделения человеческих ресурсов, которые оказывают положительное влияние на развитие компании за счет оптимизации использования потенциала персонала, усиления его мотивации, придания целевого характера профессиональному обучению.

    Менеджеру по персоналу (руководителю подразделения) необходимо отслеживать все проявления способностей сотрудников, которые приводят к конкретным результатам, то есть наблюдать за индивидуальным развитием каждого сотрудника компании. В группе компаний «Алеко» эта задача выполняется в процессе проведения аттестации (1 раз в год), оценки индивидуальной деятельности сотрудника (1 раз в квартал) и проводимых на их основании аттестационных и оценочных собеседований.

    Наибольшими карьерными устремлениями обладают, как правило, новые сотрудники, которые еще не успели удовлетворить свои карьерные амбиции. Учитывая это, в группе компаний «Алеко» сотруднику предлагаются следующие варианты:

    • вертикальное развитие карьеры — продвижение по карьерной лестнице (целенаправленное повышение квалификации, увеличение объемов работ, постепенное делегирование полномочий, повышение ответственности, наставничество, передача опыта стажерам, выдвижение в резерв и возможности роста по иерархической лестнице в структуре);
    • горизонтальное развитие карьеры — перемещение в другое подразделение с возможностью переподготовки (переквалификации) сотрудника (освоение сотрудником новых дисциплин, новой специальности, предоставление перспектив расширения ответственности, получение дополнительных объемов работ), ротация персонала из подразделения в подразделение;
    • возможность перспективного обучения как внутри компании (внутренняя школа), так и внешнего обучения, что может рассматриваться в качестве одного из мотивирующих факторов для деятельности сотрудников (как правило, если учитываются и их пожелания по собственному развитию);
    • выделение самостоятельных проектов и наделение сотрудников большими полномочиями в рамках проекта (увеличение ответственности, возможности привлечения к сотрудничеству других сотрудников).

    Особое внимание должно уделяться подготовке резерва руководителей и молодых сотрудников с лидерским потенциалом. В зависимости от того, насколько эффективно работает система подготовки резерва, включающая раннее выявление, определение и развитие потенциала, продвижение по служебной лестнице, во многом зависит успех всей компании, поэтому управление подготовкой кадрового резерва является одним из приоритетов высшего руководства.

    Резерв руководителей — это группа сотрудников, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящих должностей, сформированная в результате формального «селекционного» процесса. Компания должна постоянно осуществлять целенаправленную работу по развитию и подготовке этой группы к занятию новых должностей. Другое название этой группы — «резерв на выдвижение». При подготовке сотрудника в руководящий резерв основное внимание уделяется его профессиональной компетенции. Успешность работы руководителя зависит не только от качества выполнения должностных функций, но и от стиля ролевого поведения при выполнении этих обязанностей, психологической готовности к деятельности.

    Самоподготовка кандидата на должность осуществляется по индивидуальным программам, разработанным совместно с менеджерами подразделения по управлению человеческими ресурсами. В основу этих программ закладываются аттестационные характеристики, оценочные листы, которые наиболее достоверно несут информацию о действиях, поступках, стиле работы сотрудника, выдвигаемого на должность, а также эмпирические данные, полученные в процессе самонаблюдения.

    Программы самообразования сотрудников увязываются с перспективным развитием компании и коллектива в целом. Появляется определенная целевая направленность, которая позволяет корректировать культуру производственных условий, отношений и задач.

    Несомненно, стимулирующее действие на сотрудников, находящихся в резерве, оказывают фиксированные сроки пребывания в качестве претендентов на руководящие должности, которых должно хватать для повышения уровня профессиональной компетентности и выполнения программ самоподготовки.

    Однако связь между обучением, вознаграждением и продвижением по службе не всегда прямо проявляется. Помимо премий или надбавок за квалификацию или перевода на новую должность, существуют и нематериальные виды развития карьеры сотрудников: расширение полномочий, передача части управленческих функций, обучение других сотрудников и т.п. Менеджер по персоналу должен помнить не только об управленческих аспектах перевода сотрудников, но о и психологических и юридических.

    К числу юридических, прежде всего, следует отнести юридически правильное оформление перевода. Руководители подразделений должны помнить, что перевод без согласия сотрудника по производственной необходимости может быть осуществлен на срок до 1 месяца; на более длительный срок перевод допускается только с согласия сотрудника, оформленного письменным образом (в виде заявления). Кроме того, перевод должен быть согласован с руководителем прежнего подразделения (он должен знать, что у него появилась вакансия или незакрытые, функциональные обязанности) и с руководителем нового подразделения (он должен позаботиться о должностной инструкции, плане адаптации и деятельности в новом коллективе, тех задачах, которые новому сотруднику необходимо решить в первую очередь).

    После такого согласования менеджер по персоналу, ответственный за кадровое делопроизводство, готовит приказ о переводе сотрудника и передает его на утверждение руководителю компании. Приказ составляется по формам № Т-5 и Т-5а, утвержденным постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26. Содержание приказа объявляется работнику (группе работников) под расписку. Затем, на основании приказа делаются отметки в личной карточке (форма № Т-2) и вносится запись в трудовую книжку.

    Сотрудники должны понимать, что перемещения, переводы на другую работу — это нормальный процесс развития персонала, и эти изменения являются неотъемлемой частью жизнедеятельности компании. Руководители подразделений (менеджер по персоналу, ответственный за развитие персонала в компании) должен предоставлять максимальную информацию сотруднику — для чего производится ротация (для освоения новой специальности, повышения ответственности, перспективы карьерного роста) и каких результатов от этого перемещения следует ожидать сейчас и в последствии. План проведения ротации сотрудников согласовывается с руководителями подразделений, которые четко определяют цели и ставят задачи сотруднику.

    Все переводы и перемещения из подразделения в подразделение строго фиксируются в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (формы № Т-12 и Т-13).

    Учитывая взаимную оценку подразделений, сотрудники уже представляют, чем занимаются в том или ином подразделении, что их там может ожидать. Возможно, что у них уже есть коллеги по взаимодействию или интересам в новом подразделении, что позволит им безболезненно «влиться» в новый для себя коллектив.

    Ротация не ограничивается рамками одной компании. Поскольку данный процесс рассматривается на примере группы компаний «Алеко», еще раз обратимся к ее опыту. «Алеко» имеет в своем составе несколько юридических лиц. Перевод сотрудника из одного юридического лица в другое происходит через увольнение по переводу из одного юридического лица в другое (пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ). Для того, чтобы сотрудник был уверен в своей стабильности и безопасности, ему выдается гарантийное письмо от компании, которая сделала ему предложение, с гарантией:

    • назначения на должность;
    • начисления оклада, заработной платы;
    • отсутствия испытательного срока;
    • сохранения непрерывности стажа (при увольнении в течение 1 календарного года несколько раз);
    • отпуска в удобное для сотрудника время (не через 6 месяцев);
    • выплаты годовой премии, если таковая имеется в компании, за проработанный период.

    То есть сотрудник не должен ничего потерять.

    Менеджер по персоналу обязан объяснить сотруднику, что увольнение по переводу оформляется приказом о прекращении действия трудового договора с работником по форме № Т-8, которая применяется для оформления и учета увольнения любого сотрудника.

    Равновесие корпоративной культуры компании зависит от каждого эмоционального проявления (положительного и отрицательного) любого сотрудника, и менеджер по персоналу должен стараться, чтобы преимущественно это были позитивные чувства.

    Приказ составляет менеджер по персоналу, он подписывается руководителем юридического лица и объявляется сотруднику под расписку. На основании приказа делается запись в личной карточке (форма № Т-2), трудовой книжке и производится расчет с сотрудником по форме № Т-61 «Записка-расчет при прекращении действия трудового договора с работником». При оформлении приема на работу в другое юридическое лицо заключается новый трудовой договор, составляется приказ о приеме на работу (форма № Т-1) и выполняются иные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

    Как правило, внешняя ротация также положительно влияет на мотивацию сотрудников, на развитие их карьеры.

    Также по этой теме:

    План ввода в должность - Презентация 28581-8

    План ввода в должность

    << Новичок оценивает следующие аспекты своей работы

    План работы в должности >>

    План ввода в должность. Рассчитан на один месяц работы начиная со дня приема. Составляется в конце первой недели непосредственным руководителем, согласовывается с отделом персонала и доводится до сведения сотрудника (под роспись). Предполагает полное освоение новичком его обязанностей, хорошую ориентацию в деятельности и структуре компании. Записывается в первой части "Индивидуального плана работы на испытательный срок", где и фиксируются результаты его выполнения. На этой стадии оцениваются адаптивность и обучаемость сотрудника.

    Слайд 8 из презентации «Испытательный срок» к урокам экономики на тему «Приём на работу»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке экономики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Испытательный срок.ppt» можно в zip-архиве размером 94 КБ.

    Приём на работу

    краткое содержание других презентаций о приёме на работу

    «Подбор персонала» - Корпоративные стандарты в области поиска и подбора персонала. Объективность оценки. Ответственность. Необходимость использования на предприятии регламента по поиску и подбору персонала. Первичный отбор по резюме/анкете. Формирование базы резюме/анкет. Определение основных требований. Этапы процесса поиска и подбора:

    «Испытательный срок» - Испытательный срок. Процесс адаптации можно считать законченным. Адаптация - это подключение нового сотрудника к рабочему процессу. Назначение наставника. Период адаптации совпадает с испытательным сроком. План работы в должности. Итоги периода адаптации. Итоги испытательного срока. План ввода в должность.

    «Адаптация персонала» - Адаптация персонала. Каналы передачи информации. «Welcome! Корпоративная Социальная Организационная Техническая, технологическая Профессиональная Психофизиологическая. Аспекты адаптации. Подбор и адаптация персонала. Подготовка выхода кандидата. Мероприятия. Поиск и привлечение. Подбор персонала. Оценка и отбор.

    «Приём на работу» - Порядок оформления на работу. Кадровые перестановки в подразделениях. Свидетельство о заключении брака. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (оригинал). Документы об образовании, о квалификации (оригиналы и копии). Документы для приема. Список научных публикаций (для научных работников и ППС).

    «Отбор персонала» - Испытательный срок. Количество пунктов анкеты. Медицинский осмотр. Важные моменты. Проверки рекомендаций и послужного списка. Основные критерии отбора. Собеседование. Проверка рекомендаций и послужного списка. Часто претенденту устанавливается испытательный срок. Эффективность и обоснованность методов отбора персонала.

    «Адаптация персонала организации» - Сложности. Корпоративная адаптация. Аспекты адаптаций. Профессиональная адаптация. Алгоритм действий нового менеджера по персоналу. Социальная адаптация. Первичные инструктажи. Техническая (технологическая) адаптация. Первый день новичка. Чек лист. Способы адаптации. Адаптационный срок. Организационная структура.

    Всего в теме «Приём на работу» 9 презентаций

    Введение в должность новичков - Образцы и примеры документов

    Введение в должность новичков

    Этапы введения в должность – 4 этапа.

    Длительность каждого этапа – 1 неделя.

    Iэтап (первая неделя) – подготовительная фаза

    Задача – детальное ознакомление с деятельностью Общества.

    Первый рабочий день

    I. Ознакомительная информация об Обществе, порядке и условиях работы:

    • история организации;
    • продукция и услуги;
    • структура управления (включая имена ключевых руководителей, расположение отдельных подразделений);
    • условия работы – рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;
    • традиции, элементы корпоративной культуры, основные процедуры, существующие в Обществе;
    • базовые документы Общества;
    • постановка целей;
    • создание мотивации – возможности роста заработной платы, повышения квалификации, должностного роста.

    Ответственное лицо – менеджер по персоналу.

    II. Информация о подразделении и рабочем месте сотрудника:

    • представление коллегам;
    • объяснение распорядка работы;
    • ознакомление с Положением об отделе;
    • подписание должностной инструкции;
    • ознакомление с производственными функциями и особенностями работы отдела;
    • ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс.

    Ответственное лицо – руководитель подразделения, менеджер по персоналу. Подготовка пакета базовых документов – служба персонала.

    Второй рабочий день

    Взаимодействие с подразделениями компании:

    • перечень отделов, с которыми придется взаимодействовать в процессе работы;
    • технология взаимодействия между подразделениями – письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки;
    • возможные сложности производственного процесса;
    • механизмы решения проблем;
    • прецеденты.

    Ответственное лицо – руководитель подразделения.

    Третий – пятый дни рабочей недели – работа по плану и отчет в конце недели. Руководитель подразделения оценивает итоги первой ознакомительной недели работы и доводит информацию до нового сотрудника.

    IIэтап (вторая неделя) – начальный период

    Задача – практическое ознакомление со своими обязанностями и теми требованиями, которые предъявляет администрация Общества к данной должности.

    Подведение итогов – в конце недели руководитель подразделения дает первичную оценку соответствия заявленных знаний, умений и навыков реальным и дает рекомендации новому сотруднику.

    III этап (третья неделя) – период приспособления

    Задача – включение в производственный процесс и приспособление нового сотрудника к правовому, социальному и организационному статусу Общества; интеграция в межличностные отношения.

    Подведение итогов – руководитель подразделения оценивает результаты работы, акцентируя внимание на социально-психологических аспектах: вхождение в коллектив, выстраивание отношений с коллегами, восприятие новой информации, не сов­падающей с предыдущим опытом, реакция на критические замечания и т. п. при необходимости оказывает помощь новому сотруднику в создании нормальных межличностных отношений.

    Ответственное лицо – руководитель подразделения.

    IV этап (четвертая неделя) –
    завершение периода введения в должность

    Задача – стабильная работа.

    Новый сотрудник осуществляет действия согласно плану на неделю в пределах своей компетенции.

    В конце недели руководитель подразделения подводит итоги периода адаптации и доводит информацию до нового сотрудника и службы персонала.

    За неделю до окончания испытательного срока (до трех месяцев либо ранее) руководитель подразделения представляет в службу персонала служебную записку с обоснованием положительного или отрицательного решения в отношении нового работника, в т. ч. по вопросу изменения размера оплаты труда.

    1 Ввод в должность - Кодекс Компании

    Ввод в должность нового сотрудника проводится Непосредственным Руководителем (или лицом, им назначенным).


    Процедура ввода в должность:

    1. Рассказать, чем занимается Компания (показать сайт).

    2. Показать, где находятся в электронном виде КОДЕКС КОМПАНИИ и основные документы.

    3. Ознакомить с ОргСхемой своей Компании.

    4. Разъяснить ИКР Компании, Департамента, Подразделения.

    5. Ознакомить нового сотрудника (офис) с Вводным Кодексом (под роспись). Эту расписку передать в Отдел Кадров.

    5.1. Знакомство с «Вводным Кодексом» работников производства – по усмотрению непосредственного руководителя.

    6. Познакомить нового сотрудника с коллективом (обойти всех, представить).

    7. Познакомить с Директором Компании (анкета обязательна).

    8. Познакомить с Председателем Совета Директоров (анкета обязательна).

    9. Подписать данный документ и передать в Отдел Кадров.

    Все вышеперечисленные действия совершил ______________ /_______________/.

    Полезные статьи на эту тему:

    Этапы адаптации

    Современная специализированная программа под названием «ИспытательныйСрок 2.0» представляет собой отличный инструмент для безболезненной адаптации на старте работы на новом месте. Каждый новичок в первые дни получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку весьма велик. Это может привести к тому, что новый работник может выглядеть некомпетентно. Специализированная программа позволяет сохранять сведения и впоследствии при выполнении различных ежедневных заданий сверяться с оформленными заметками. Более подробный обзор программы ИспытательныйСрок 2.0 откроет каждому все разнообразие вариантов работы с ней.

    Этапы адаптации

    Процесс адаптации нового сотрудника можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подразумевает проведение определенных адаптационных мероприятий и применение конкретных инструментов адаптации.

    1. До начала работы нового сотрудника в компании .
    2. Вводный: первый день сотрудника в компании.
    3. Ознакомление и общая ориентация: первая неделя работы.
      • введение в организацию;
      • введение в подразделение;
    4. Вхождение в должность.
    5. Действенная адаптация.
    6. Функционирование.
    7. Завершение:
      • оценка: за две недели до конца испытательного срока (если длительность периода адаптации приравнена продолжительности испытательного срока);
      • принятие решения: за три дня до конца испытательного срока (если длительность периода адаптации приравнена продолжительности испытательного срока);

    Для каждой категории сотрудников (в зависимости от должности и начального уровня подготовки) желательно применять свой набор адаптационных инструментов.

    До начала адаптации требуется понять уровень подготовленности новичка, так как от этого будет зависеть индивидуальный набор адаптационных мероприятий. Если есть возможность дифференциации, то наполнение адаптационной программы лучше всего сделать разным.

    Рассмотрим, чем характеризуется каждый из этапов и что именно необходимо предпринять в ходе каждого из них.

    До начала работы нового сотрудника
    1. Подготовить рабочее место. В случае, если например речь идет о сотруднике сотрудника производственного подразделения, необходимо заранее подготовить инструменты, которые потребуются ему для работы, и комплект рабочей одежды (информация о размерах одежды сотрудника может быть включена в анкету, которую он заполняет на этапе собеседования). Если речь идет о сотруднике офиса, то к его приходу следует подготовить рабочее место: стол, стул, компьютер, другую технику. Для удобства решения этого вопроса в заявку на подбор персонала может быть включен пункт о необходимости оборудования нового рабочего места, если должность будущего сотрудника является новой для подразделения, что позволит АХО и IТ службе спланировать свои действия по приобретению необходимой мебели и техники.
    2. Составить план вхождения в должность с целью облегчить задачу для наиболее многочисленных должностей в компании, например, для продавцов-консультантов в магазине. Объем такого документа не должен превышать одной страницы.
    3. Определить наставника. Включить сотрудника в группы на обучение в рамках корпоративного учебного центра, если в этом есть необходимость.
    4. Подготовить Комплект новичка.
    5. Направить сотрудника на медицинский осмотр, если это является обязательным условием трудоустройства специалиста, например, на предприятии химической промышленности.
    6. Проинформировать коллектив о новом сотруднике.
    7. Предложить кандидату на должность руководителя познакомиться с коллективом до выхода на работу.
    Первый день работы сотрудника
    1. Оформить его в отделе кадров, ознакомить с положениями, должностной инструкцией, локальными нормативными актами. Предоставить необходимые документы (правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор).
    2. Провести ознакомительную беседу с новичком, ключевые моменты обсуждения:
      • инструктаж по техники безопасности и охране труда;
      • оплата труда;
      • премии и бонусы;
      • условия переработок;
      • условия изменения оплаты;
      • рабочий график, отпуска, больничные;
      • наказания, штрафы;
      • поощрения;
      • испытательный срок;
      • какие параметры контролируются;
      • кто и на какие вопросы может ответить.
    3. Вручить «книгу сотрудника», «комплект новичка», последние выпуски корпоративной газеты.
    4. Познакомить нового сотрудника с коллегами, провести экскурсию по подразделению.
    5. Организовать беседу с руководителем и/или наставником. Разъяснить план вхождения в должность.
    6. Обеспечить допуск в базы данных, и информационные системы компании, создать электронный адрес.
    Ознакомление и общая ориентация (В первую неделю работы)

    На данном этапе происходит ознакомление нового сотрудника с компанией, корпоративными правилами, историей, структурой, трудовым распорядком, традициями, политиками в области управления персоналом и т.д. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает какой-то степени в незнакомую ему ситуацию.

    Цели — формирование положительного отношения к организации; обеспечение понимания принципов функционирования компании; прояснение требований и ожиданий со стороны компании, обеспечение понимания принципов функционирования отдела, внутренних и внешних коммуникаций отдела; формирование командного духа и лояльности.

    Организационные мероприятия необходимые на этом этапе:

    1. Обеспечить его участие в Welcome! Тренинг, который может включать экскурсию по предприятию, просмотр фильма о компании, посещение музея.
    2. Познакомить его с руководителями других подразделений.
    3. Предоставить необходимую корпоративную документацию.

    Введение в организацию

    От результатов этого процесса в значительной степени зависит, будут ли сотрудники усваивать одобряемые организацией ценности, установки, будут ли испытывать чувство приверженности к ней или же у них останется негативное чувство. Спланированная работа по введению в организацию предполагает обеспечение сотрудника основной информацией об организации и о перспективах, которые он может иметь, работая в ней. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда же включаются сведения об организационной структуре, порядке работы, количестве подразделений и филиалов и их расположении и др. Работника знакомят с политикой организации в отношении персонала: принципы найма, дисциплинарные требования, установленные порядки, льготы для работников, возможности для продвижения и т. д. На этом этапе сотрудник получает информацию об обедах, мотивации, отпусках, перекурах, куда и в каком случае обращаться — то есть бытовую информацию, которая очень важна для него в этот момент. Часто эти сведения содержатся в корпоративных буклетах. Также проводятся лекции, ознакомительные экскурсии, показываются видеофильмы. Ознакомление новых сотрудников с этой информацией может проводить менеджер по персоналу либо непосредственный руководитель.

    Введение в подразделение

    От успешности завершения этого процесса будет зависеть Формирование установок на командную работу, на лояльность компании. Сотрудника знакомят с работниками и руководителями подразделения, с людьми, с которыми ему необходимо общаться по характеру выполняемой работы, а также со всеми отделами и подразделениями, с которыми приходится тесно взаимодействовать в процессе работы и жизнедеятельности в компании. Кроме того, сотрудник знакомится с внутренними правилами отдела. Именно на данном этапе ему представляют наставника. Наставники могут меняться на определенных этапах развития сотрудника. На этапе введения в подразделение его наставником может быть либо менеджер группы, либо более опытный сотрудник, это зависит от специфики работы организации. Хорошо, если за этот этап будет отвечать руководитель отдела, уделив сотруднику хотя бы пять минут своего времени, — это очень важно для формирования организационной приверженности. Часто в период адаптации сотрудника сопровождают два человека: непосредственный руководитель и инструктор, то есть наставник. Иногда наставник подключается на этапе практического освоения работы (особенно это касается отделов продаж). На первые выезды к клиентам новый сотрудник ездит с наставником.

    Вхождение в должность.

    Второй этап включает ознакомление с функциями и целями подразделения, целями и задачами самого сотрудника, процедурами и правилами, а также установление отношений с коллегами. Инструментами данного этапа являются Положение о подразделении, Должностная инструкция сотрудника, составленный План работы нового сотрудника на первые три месяца, содержащийся в Адаптационном листе, утвержденные регламенты и правила.

    Реализацию этой функции берет на себя наставник либо непосредственный руководитель. Новичку выдаются документы с перечнем основных вопросов, необходимых для работы. Наставник показывает место для работы в офисе, оснащение, места хранения документов, инструктирует по использованию технических средств (АТС, факс, ксерокс, персональный компьютер). Далее наставник детально описывает деятельность компании и производимые ею продукты. Детально обсуждает должностную инструкцию и специфику предстоящей работы, приобретение конкретных навыков, специфичных для данной должности.

    Также наставник определяет цели и задачи работы нового работника, выполнение которых оценивается в конце испытательного срока. Информирует о критериях оценки результатов. Сообщает о формах и периодичности отчетности, о внутренних взаимосвязях в отделе. На данном этапе очень важно получить обратную связь от сотрудника. Это может сделать как непосредственный руководитель, так и руководитель отдела Обратная связь дает возможность задать вопросы, прояснить то, что осталось неясным; подчеркивает заинтересованность компании в новом работнике, готовность оказать ему помощь; помогает скорректировать взаимные ожидания, закрепить положительные установки на работу.

    Действенная ориентация.

    Данный этап состоит в приспособлении новичка к новому статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках этого этапа нужно дать возможность сотруднику активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках данного этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия.

    На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от руководителя и/или наставника.

    Функционирование.

    Этот этап характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то достаточной эффективности можно ожидать уже через несколько месяцев работы нового сотрудника.

    Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое число персонала.

    Очень важно на этапах общая ориентация, вхождение в должность, действенная ориентация и функционирование:

    • Обеспечить эффективную работу с наставником.
    • Контролировать соблюдение плана адаптации.
    • Обеспечить посещение сотрудником запланированных программ обучения.
    • Обеспечить нового сотрудника всем необходимым для быстрого привыкания и к началу выполнения своих профессиональных обязанностей
    Завершение

    На этапе завершения важно получить обратную связь от всех участников процесса адаптации нового сотрудника, провести анализ эффективности самого процесса и его элементов.

    За две недели до окончания испытательного срока

    1. Напомнить руководителю об окончании испытательного срока сотрудника его подразделения.
    2. Направить сотруднику, наставнику и руководителю бланки для оценки деятельности нового сотрудника в период испытательного срока.

    За три дня до окончания испытательного срока

    1. Проконтролировать заполнение оценочных форм.
    2. Обсудить результаты вхождения в должность нового работника.
    3. Подвести итоги.
    4. В случае негативного решения предложить перевод на другое место работы в рамках компании или уволить. В случае положительного решения — поздравить с прохождением испытательного срока.
    5. Провести беседу с сотрудником при участии руководителя, наставника, сотрудника службы персонала.
    6. Уточнить ключевые задачи на год, разработать план индивидуального развития работника.

    Смена этапов вызывает трудности, называемые «адаптационные кризисы», поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.

    На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.

    При вторичной адаптации этапы могут быть такие же, за исключением общей ориентации в случае если сотрудник перемещается в рамках одного офиса.

    Все более распространенными становятся перемещения сотрудников между подразделениями компании, находящимися в разных регионах. В таких случаях службе персонала необходимо заранее решить вопросы, связанные с перемещением сотрудника в другой город, а также обеспечить максимальную поддержку со стороны двух служб персонала: компании, из которой он уходит, и компании, в которой произошло его назначение.

    Идеально, если на новую должность назначен сотрудник, который до того прошел необходимое обучение. В реальности же бывает, что назначение внеплановое, а потому в первые три месяца пребывания сотрудника в компании необходимо организовать для него посещение тех программ обучения, которые важны для его работы.

    В любой компании полезно иметь статистику по должностям относительно средней продолжительности адаптационного периода, т. е. следует представлять, через какое время после трудоустройства сотрудник начинает работать в полную силу. Такие данные относительно позиций высшего звена собрать довольно сложно, но если речь идет о более распространенных должностях (например, обслуживающего персонала, менеджеров по продажам, технических специалистов), то накапливать подобные сведения нужно обязательно. В противном случае многие мероприятия по подбору и адаптации могут оказаться совершенно невыгодными с финансовой точки зрения.

    В реальной жизни адаптацию сотрудника можно считать завершенной, когда для коллектива он перестает быть новым сотрудником.