Руководства, Инструкции, Бланки

педагогическое руководство воспитательным коллективом

Рейтинг: 4.1/5.0 (1094 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Педагогическое руководство коллективом - Студопедия

Педагогическое руководство коллективом

Появившийся в начале 1960-х гг. термин "педагогическое руководство" трактовался довольно узко и определенно - как руководство со стороны педагогов всей жизнью детей и даже пионерской и комсомольской организациями. Все это наносило значительный ущерб развитию детской самодеятельности в коллективе.

Однако еще в 1920-е гг. проявилась другая крайность - стихийность и спонтанность в организации детских коллективов. Такую практику осудил А.С.Макаренко. Он исходил из необходимости активного педагогического руководства всей жизнью детей, и одна из главных его заслуг состояла в том, что он первым в педагогике провозгласил решающую роль педагогических требований как раз на начальном этапе становления и развития детского воспитательного коллектива. Подлинная самодеятельность воспитанников вырастает в процессе коллективной деятельности - учебной, трудовой, игровой, умело организованной педагогом.

Одной из неотъемлемых черт правильного педагогического руководства ученическим коллективом является обучение соответствующим трудовым и организационным навыкам (Л. Ю. Гордин), передача опыта в различных видах деятельности. Для этого педагог должен, с одной стороны, сам мастерски владеть приемами и навыками той работы, в которую он вовлекает своих воспитанников. С другой - воспитатель должен хорошо представлять себе реальные силы и возможности детей, те навыки и умения, которыми они владеют и которые станут опорными для новых, более сложных формируемых навыков и умений, т. е. стартовый потенциал каждого воспитанника.

Все это вместе взятое требует в известном смысле громадной самоотдачи и максимальной затраты сил педагога. Вспомним, в первые годы колонии им. Горького, ее организатор А. С. Макаренко не мог позволить себе даже выходных дней отдыха, а уже через несколько лет в налаженном коллективе он писал в рабочее время "Педагогическую поэму", а еще позже его коллектив успешно (пока его не "прикрыли") работал и без самого Макаренко. Подобная тенденция наблюдается, как правило, и в других воспитательных коллективах. Коллектив достигает такого уровня развития, что проявляется "эффект Буратино" (О. С. Газман): "делается предмет, а получаешь живое существо".

Сохраняют свою актуальность и мысли А. С. Макаренко об организации коллектива педагогов. Он правомерно считал, что организацию детского воспитательного коллектива нельзя доверить отдельному педагогу, главным образом потому, что он в этом случае неизбежно станет "кустарем-одиночкой" и никогда не сможет стать мастером. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив и воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем чем 10 хороших воспитателей, которые работают в одиночку, кто как хочет.

Педагогический коллектив был сформирован А. С. Макаренко именно исходя из этого принципа. Поэтому и работал он как хорошо отлаженный механизм. Один был талантливым организатором, другой блистал инициативой, третий - мастерством стимулирования трудовых дел воспитанников и каждый - профессионализмом в своем деле. Немаловажно, что рядом с коллективом А. С. Макаренко ставил мастерство педагога.

педагогическое руководство воспитательным коллективом:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

    В соответствии с положениями и выводами педагогической социологии составными компонентами социально-психологического климата детского коллектива являются:

    система взаимосвязей и взаимоотношений всех подразделений и членов коллектива;

    стиль руководства, осуществляемого в системе ученического самоуправления;

    морально-психологический настрой детей;

    ценностные ориентации, установки, интересы членов коллектива;

    сложившиеся «в коллективе моральные нормы, групповое и общественное мнение;

    наличие традиций и системы перспективных линий, теоретическое обоснование которых дано А. С. Макаренко.

    Как обеспечить пуск в действие всех этих факторов? Как найти те связующие силы, которые бы обеспечивали единую направленность их воспитательного воздействия?

    Дело усложняется тем, что ни один учитель 1–4 классов, как и классный руководитель, по роду своих обязанностей не выполняет функцию координирования деятельности всех классных коллективов.

    Между тем, практика советских школ показывает, что эта функция может быть передана в руки самих школьников, если имеется в наличии четко организованное ученическое самоуправление. В начальных классах возможность такого решения крайне ограничена в связи с малой самостоятельностью и недостаточной социальной зрелостью учащихся. Здесь требуется помощь педагогов. Однако ее эффективность тоже зависит от целого ряда обстоятельств. Например, установлено, что в тех школах, где эта помощи не сочетается с деятельностью ученического самоуправления, по причине его отсутствия, сплочение коллектива происходит с большими трудностями, Отсюда на первое место выдвигается проблема сочетания педагогического и ученического руководства коллективом.

    Речь идет, прежде всего, о степени интенсивности педагогической помощи и самостоятельности органов самоуправления на различных этапах формирования коллектива. На первом этапе, когда ученики, наделенные функциями управления коллективом, еще не способны самостоятельно выполнять свои функции без серьезных ошибок, педагогическая помощь приобретает дробный, развернутый и дифференцированный характер: педагоги не только, программируют деятельность органов самоуправления, но и направляют каждое их действие, учат искусству руководства другими; затем, по мере овладения тем или иным организационным навыком, ученик как бы освобождается от опеки в этом виде деятельности, ему предоставляется возможность проявить свою инициативу и самостоятельность.

    Постепенно количество таких навыков у активистов увеличивается, одновременно с этим педагогическая направленность все более теряет свою дробность, адресованность каждому поступку и, действию, приобретая форму совета, консультации, совместного обсуждения сложных ситуаций, затруднений.

    Руководство педагогическим коллективом

    Образовательное учреждение (далее -ОУ) имеет обоснованный и ресурсообеспеченный план деятельности на учебный год. Цель деятельности ОУ встроена в контекст деятельности муниципальной системы образования

    ОУ имеет программу развития на ближайший период; Программа имеет обоснованные и ресурсообеспеченные цели и задачи; Компоненты программы согласованы между собой; Программные цели встроены в контекст развития региональной и федеральной систем образования

    Руководство педагогическим коллективом

    100% обеспеченность педагогическими кадрами ОУ; Положительная динамика по уровню квалификации педагогических кадров в ОУ относительно аналогичных показателей за предыдущий период; Соответствие качества результатов и размера заработной платы педагогов

    100% обеспеченность педагогическими кадрами ОУ; Положительная динамика по уровню квалификации педагогических кадров в ОУ относительно аналогичных показателей других образовательных учреждений данного типа и вида в муниципальной системе образования; Соответствие качества результатов и размера заработной платы педагогов

    Руководство образовательным процессом

    Результат деятельности педагогов ОУ как опосредованный результат деятельности руководителя, проявляющийся как: положительная динамика академической успеваемости учащихся; позитивные результаты по дидактогенным заболевания учащихся; позитивные проявления воспитанности учащихся образовательного учреждения, активной гражданской позиции. Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей за предыдущий период.

    Результат деятельности педагогов ОУ как опосредованный результат деятельности руководителя, проявляющийся как: положительная динамика академической успеваемости учащихся; позитивные результаты по дидактогенным заболевания учащихся; позитивные проявления воспитанности учащихся образовательного учреждения, активной гражданской позиции; Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей других образовательных учреждений данного типа и вида в муниципальной системе образования

    Результаты управленческой деятельности как непосредственный результат деятельности руководителя образовательного учреждения: состояние материально-технической базы учреждения соответствует современным требования к осуществляемой образовательной деятельности; в образовательном учреждении созданы безопасные условия, соответствующие требованиям ПБ, СанПиН, техники безопасности;

    профессиональная компетентность педагогов отвечает современным требования к осуществляемой образовательной деятельности (образование, квалификация, владение современными образовательными технологиями и т.д.); эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения; нормативно-правовая документация уровня образовательного учреждения соответствует осуществляемой деятельности и нормативно-правовым актам регионального и федерального уровней.

    Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей за предыдущий период

    Результаты управленческой деятельности как непосредственный результат деятельности руководителя образовательного учреждения: состояние материально-технической базы учреждения соответствует современным требования к осуществляемой образовательной деятельности; в образовательном учреждении созданы безопасные условия, соответствующие требованиям ПБ, СанПиН, техники безопасности;

    профессиональная компетентность педагогов отвечает современным требования к осуществляемой образовательной деятельности (образование, квалификация, владение современными образовательными технологиями и т.д.); эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения; нормативно-правовая документация уровня образовательного учреждения соответствует осуществляемой деятельности и нормативно-правовым актам регионального и федерального уровней.

    Обеспечено достижение результатов по данным показателям.

    Проявление профессиональных качеств в деятельности руководителя

    Руководитель образовательного учреждения имеет цель собственной управленческой деятельности. Эта цель обоснована проблемами, потребностями управленческой деятельности в ОУ и существующей ситуацией, задачами развития ОУ, она конкретна, измерима и ресурсно обеспечена Цель управленческой деятельности встроена в контекст деятельности образовательного учреждения, муниципальной системы образования Реализация заявленной цели управленческой деятельности соответствует представленным результатам. Для реализации цели выбраны адекватные способы и средства, отвечающие современным требованиям к организации управления ОУ

    Руководитель образовательного учреждения имеет цель собственной управленческой деятельности. Эта цель обоснована проблемами, потребностями управленческой деятельности в ОУ и •существующей ситуацией, задачами развития ОУ, она конкретна, измерима и ресурсно обеспечена Цель управленческой деятельности встроена в контекст деятельности региональной и федеральной систем образования

    Реализация заявленной цели управленческой деятельности соответствует представленным результатам. Для реализации цели выбраны адекватные способы и средства, отвечающие современным требованиям к организации управления ОУ

    Укрепление сообщества ОУ

    Взаимодействие с различными общественными объединениями, профессиональными организациями, властными структурами и другими сообществами, способствующими эффективной реализации предназначения образовательного учреждения

    Участие органов государственно-общественного управления в формировании образовательной стратегии ОУ, оценке результатов его деятельности;

    Образовательное учреждение является участником муниципальных проектов, имеющих значимость для развития муниципальной системы образования и территории в целом

    Профессиональ ное развитие

    Пройдены курсы повышения квалификации (не менее 72 часов 1 раз в 5 лет) в области управления ОУ, направленные на преодоление проблем управленческой деятельности и решение новых управленческих задач

    Пройдены курсы повышения квалификации (не менее 72 часов 1 раз в 5 лет) в области управления ОУ, направленные на преодоление проблем управленческий деятельности и решение новых управленческих задач; Обеспечено изменение управленческой деятельности в контексте освоенного содержания ПК;

    участие в конференциях, семинарах и др. формах обобщения и распространения управленческого опыта регионального, зонального уровней; использование в работе инновационных технологий

    Обеспечение психологического климата в образовательном учреждении

    Обеспечивает психологический климат в образовательном учреждении, способствующий эффективной образовательной деятельности — самооценка руководителя

    Духовно-нравственная позиция руководителя (поступки, поведение, характер)

    Проявляет духовно-нравственную позицию в своих поступках, поведении, характере, не противоречащую общечеловеческим нормам, ценностям - отношение родителей, учащихся, работодателя

    Похожие работы:

    процессе в школе; 3.4. методическое руководствопедагогическимколлективом ; 3.5. обеспечение выполнения основной образовательной. - текущее и перспективное планирование деятельности педагогическогоколлектива школы; - процесс разработки и реализации.

    Учебник для вузов педагогическая психология

    Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководствапедагогическимколлективом. М. 1982. Шакуров Р.Х. Психология руководствапедагогическимколлективом. М. 1995. Дополнительная литература.

    обязанностям директора школы относятся следующие: а) руководствопедагогическимколлективом. обеспечение пра­вильного подбора и расстановки. что же должны направляться усилия руководства и педагоги­ческогоколлектива школы при организации внеклассной и.

    общеобразовательного учреждения; 2.2. Руководство деятельностью педагогическогоколлектива начальной ступени образовательного учреждения. развитием этого процесса. 2.2. Методическое руководствопедагогическимколлективом. 2.3. Обеспечение режима соблюдения.

    Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии. в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическомколлективах. Такие знания необходимы для психологически.

    Руководство коллективом школы

    Руководство коллективом школы В настоящее время в педагогической среде обсуждается проект нового Закона "Об образовании". В проекте заложены существенные изменения по совершенствованию демократических принципов руководства педагогическим коллективом школы. Управление остается в большей степени авторитарно ориентированным, консервативным элементом, ограничивающим возможности творческого самопроявления личности, как педагога, так и учащегося. Внедрение демократического управления педагогическим коллективом школы означает оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и государства и включает следующие задачи [2, c. 54]: - сокращение сферы действия распорядительных методов управления и максимальное расширение применения стимулирующих, вдохновляющих и психолого-педагогических методов управления; - законодательное расширение прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями и усиление механизмов решения общих задач; - демократизацию принципов отбора и назначения руководителей организации образования путем согласования с Советом школы и законодательного утверждения подотчетности их перед данным общественным органом; - поддержку деятельности органов самоуправления в школе, различных форм педагогических общественных организаций; - поддержку деятельности органов педагогического самоуправления, разнообразных форм общественных организаций. Неотъемлемым элементом демократизации управления педагогическим коллективом школы является повышение роли общественного управления: Совета школы; Попечительского совета; корпорации выпускников школы. Все эти объединения должны быть направлены на системную помощь педагогическому коллективу в раскрытии и развитии возможностей в достижении целей, учитывающих: условия школы, ее достижения; ее планы-прогнозы; особенности и специфику окружающей среды, социума. В понятие менеджмента как новой философии управления педагогическим коллективом школы, входит обоснованное, целесообразное планирование работы, при которой участники образовательного процесса работают с осознанием собственного достоинства и удовлетворенности. В задачи школьного менеджмента также входит [8, c. 32]: · создание сплоченного коллектива; · развитие коллектива; · достижение поставленных целей через "филигранную" работу с коллективом. Демократическое управление школьным педагогическим коллективом не характерно и невозможно осуществить в школах, где царит административно-командный, авторитарный стиль управления и где приоритетной является жесткая реализация контрольной функции. Важнейшими инструментами использования творческих сил коллектива и важными направлениями демократизации управления педагогическим коллективом школы являются [1, c. 21]: · делегирование полномочий; · делегирование ответственности. Делегирование как характеристика руководителя - это [3, c. 29]: · появление веры в творческие возможности коллектива; · способ привлечения учителей к процессу управления; · использование организаторских качеств педагогов; · система гражданских и профессиональных ценностей; · экономия своего рабочего времени; · переход к новому типу контроля; · повышение роли и ответственности каждого; · возможность дополнительного обучения учителей и учащихся. 1.2 Особенности руководства педагогическим коллективом школы

    Под руководством педагогическим коллективом вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [3, c. 87].

    Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы -- общеобразовательной школы. Такой подсистемами являются целостный педагогический процесс, педагогический коллектив и др.

    Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата [3, c. 75].

    Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

    Педагогический коллектив является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогическим коллективом, с одной стороны, сохраняет его целостность, с другой -- позволяет изменять, влиять на действие отдельных его компонентов.

    Рассмотрение педагогического коллектива как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического коллектива, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов управления. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогического коллектива и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

    Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней управляющей системы педагогическим коллективом.

    Структура управляющей системы педагогическим коллективом представлена четырьмя уровнями управления [4, c. 87].

    Первый уровень -- директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития педагогического коллектива.

    Второй уровень -- заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Третий уровень - педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования. Четвертый уровень - органы общешкольного ученического самоуправления.

    1.3 Общие принципы управления педагогическим коллективом

    Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на с облюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Обратимся к характеристике принципов управления педагогическим коллективом [5, c. 87].

    1. Демократизация и гуманизация управления педагогическим коллективом

    Ориентация внутришкольного управления педагогическим коллективом предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров -- проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности -- конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания [5, c. 76].

    2. Системность и целостность в управлении педагогическим коллективом

    Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Системный подход в управлении педагогическим коллективом школы побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Однако в управлении педагогическим коллективом важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Системность и целостность в управлении педагогическим коллективом предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны [7, c. 54].

    3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации педагогическим коллективом

    Опыт школ показывает, что игра в демократию и мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к возникновению конфликтов и недоразумений в педагогическом коллективе, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления. Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы [4, c. 43].

    4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении педагогическим коллективом

    Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений. Единоначалие руководителя педагогической системы не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в управлении -- это проявление единства противоположностей. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении педагогическим коллективом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения.

    5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическим коллективом

    Эффективность управления педагогическим коллективом в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Роль информации во внутришкольном управлении педагогическим коллективом нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В управлении педагогическим коллективом важна любая информация, но, прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени -- ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления -- аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления -- внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению -- директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда [6, c. 87].

    2. Демократизация руководства педагогическим коллективом: цели, слагаемые, механизмы, условия, средства, пути

    Демократизация руководства педагогическим коллективом школы -- это развитие управляемых процессов, ведущих к установлению в едином коллективе единомышленников подлинно демократических отношений, предполагающих равное право на участие в принятии решений и ответственность за их осуществление [8, c. 34].

    I. Цели: 1. Совершенствование информационно-аналитической основы процесса руководства педагогическим коллективом школы в условиях ее многонациональности и проявления ДЧО (добрых человеческих отношений).

    2. Совершенствование функций управления качеством образования и повышение действенности функции внутришкольного управления.

    Слагаемые демократизации руководства педагогическим коллективом школы [7, c. 25]:

    II. Слагаемые. 1. Демократичность -- приверженность участников образовательного процесса к демократическим принципам, ее стремление к равноправию в отношении участников ОП, соблюдение прав человека и ребенка, Закона РК о правах ребенка. Цель: демократизировать весь управленческий и образовательный процесс и условия его гуманизации.

    2. Гуманистичность -- это человеколюбие, признание человека, гражданина, личность высшей ценностью в системе образования и в интересах устойчивого развития общества. Цель: гуманизировать отношения между участниками ОП; гуманизировать содержание и формы, методы и средства, условия труда; признание самоценности личности.

    З. Эвристичность - как ТВОРЧЕСТВО - открытие, сотворение, инновации, способствующие развитию мастерства и творчества, САМОсти руководителя школы и участников ОП. Цель: превращение педагогического творчества в один из ведущих видов педагогической деятельности.

    4. Эстетичность -- чувственная сторона эстетической реальности; умение использовать законы и нормы эстетики в ОП для достижения педагогического мастерства на основе диагностики. Цель: научить участников ОП стремиться к прекрасному, видеть прекрасное.

    5. Личностно-ориентированность - ориентация на каждую конкретную личность и создание природосообразных условий для саморазвития индивидуальности. Цель: развитие и саморазвитие человека, гражданина, личности и способствование раскрытию творческого потенциала каждого участника ОП как личности, ее самоактуализации и гуманизации.

    1. Разработка и создание системы внутришкольной информационно-аналитических данных на мониторинг образования и информационных технологий с переводом на автоматизированную систему.

    2. Использование системного, личностно - ориентированного, гуманно-личностного подходов в распознании педагогической действительности.

    3. Повышение требовательности к качеству и глубине анализа деятельности школы.

    4. Обеспечение внутришкольного управления методическими инструментариями.

    1. Теоретическое, технологическое и практическое обоснование технологии проблемно-ориентированного анализа деятельности школы, анализа воспитательного и образовательного процессов, моделирования структуры внутришкольного управления на основе демократизации образования.

    2. Углубление знаний руководителей школ по теории информации, технологии циркулирования потоков информационно-аналитических данных на основе мониторинга образования.

    3. Совершенствование дидактической подготовленности руководителей школ, системы знаний по теории воспитания, психологии и педагогической психологии на основе акмеологического и андрагогического подходов.

    1. Внедрение в практику руководства педагогическим коллективом школы информационно-аналитической и проблемно-ориентированной технологий, создавая условия для компьютерных систем внутришкольной информации как материальной основы управления.

    2. Создание целевых программ управления качеством ОП, формированием высокого уровня воспитанности на основе гуманистической системы воспитания, создание целевой программы по формированию гармоничного уровня целостности педагогического коллектива.

    3. Создание функциональной структуры управления, разработка должностной инструкции управленческого и педагогического составов с детальными описаниями их прав, обязанностей, ответственности и соответствия с должностной инструкцией.

    4. Делегирование полномочий ответственности в соответствии с должностной инструкцией.

    5. Повышение профессиональной культуры управления и формирование директора и учителя как руководителя и педагога новой формации.

    Выше изложенное требует систематического повышения профессиональной управленческой квалификации руководителей школы на основе акмеологического подхода/педагогики, психологии, андрагогики, акмеологии, теории управления, теории систем и системного подхода, теории управления по результатам, технологии оперативного управления качеством образования.

    3. Система педагогического самоуправления в школе

    Проблема демократизации управления педагогическим коллективом школы является на сегодняшний день очень актуально. Если раньше в решении любых вопросов главным было мнение директора, сегодня учитывается голос всего коллектива: педагогов, родителей, учащихся.

    Составной частью общей системы школьного самоуправления является самоуправление педколлектива. Цель педагогического самоуправления - реализация потребностей и интересов учителей.

    Работа школы ведется в разных направлениях [1, c. 54]:

    методическая работа (педсоветы, методсоветы, школьные методические объединения, школа молодого учителя, совещания, методические недели, семинары, консультации, индивидуальные беседы и т. д.);

    исследовательская работа (участие в работе лаборатории; проведение дней диагностики, регулирования и коррекции; реализация метода проекта);

    воспитательная работа (проведение классных часов, внеклассных мероприятий, кружковой работы, собраний учащихся, работает актив россичей, совет командиров);

    работа с родителями и общественностью;

    овладение работниками школы компьютерной грамотностью.

    Педагоги реализуют свои права через участие в работе педсовета, методсовета, предметных объединений, объединения классных руководителей, временных творческих групп. Также учителя входят в состав Совета школы, Совета класса, принимают участие в общешкольных собраниях и конференциях [8, c. 87].

    Высшим органом педагогического самоуправления является педсовет. На педсоветах обсуждаются и утверждаются планы работ школы, Положения, программы; осуществляется анализ состояния учебно-воспитательного процесса; заслушиваются доклады, отчеты по различным проблемам. Педсоветы проходят в различных формах: традиционный, групповая работа, конференция, круглый стол, деловая игра.

    Педагогический Совет школы - высший постоянно действующий орган самоуправления педагогического коллектива. Заседания проводятся на основании плана школы.

    - координация деятельности педагогического коллектива;

    - направление деятельности коллектива на совершенствование и развитие образовательного процесса;

    - ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию государственной политики в области образования;

    - определение направления деятельности учителей на совершенствование и повышение их методического и педагогического мастерства;

    - решение вопросов, связанных с переводными и выпускными экзаменами, с переводом и выпуском учащихся;

    - решение вопросов, связанных с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта;

    - рассмотрение вопросов, связанных с информационным и методическим обеспечением;

    - рассмотрение вопросов, связанных с внедрением в образовательный процесс новых современных методов и технологий;

    - рассмотрение вопросов, связанных с взаимодействием родительского комитета с органами ученического самоуправления [8, c. 98].

    Большую работу в школе проводит методсовет, который является коллективным профессиональным совещательным органом. В его состав входят наиболее квалифицированные, опытные, неравнодушные к своему делу, творчески работающие учителя, администрация.

    Научно-методический Совет школы - это коллективный профессиональный орган самоуправления педагогических работников. Заседания проводятся по плану, который является составной частью общешкольного плана.

    - повышение профессионального уровня учителей; координирование работы предметных методических объединений классных руководителей;

    - повышение уровня качества учебно-воспитательного процесса; помощь учителям во внедрении новых технологий, новых методов обучения;

    - изучение, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

    - организация конкурсов, семинаров, круглых столов, научных конференций [1, c. 43].

    Методсовет действует на основании Закона РФ "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, нормативно-правовых документов МО РФ, Департамента образования, Управления образования, Устава школы, Положения о методсовете.

    Главными задачами методсовета являются [8, c. 63]:

    - реализация государственной политики в области образования;

    - ориентация деятельности педколлектива на совершенствование образовательного процесса;

    - разработка плана работы по реализации методической темы школы и реализация этого плана;

    - внедрение в практику работы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

    Методсовет как орган педагогического самоуправления координирует усилия всех подразделений школы. Он осуществляет непосредственное управление методической работой: организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, анализирует ход и результаты опытно-экспериментальной работы, работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

    На своих заседаниях методсовет рассматривает и согласовывает экзаменационный материал, материал школьных олимпиад, предметное тематическое планирование, авторские программы. Члены МС организуют мероприятия по повышению педагогического мастерства учителей, обмену опытом работы.

    Методсовет оказывает действенную помощь администрации школы в подготовке педсоветов, родительских собраний, совещаний; принимает участие в организации и проведении практикумов, семинаров.

    МС возглавляет научно-исследовательскую работу в школе. Она ведется в двух направлениях: проектная и дни диагностики. Метод проекта используется в управленческой, учебной, воспитательной деятельности школы. Методсоветом разрабатываются программы проведения дней ДРК на различные темы.

    Исследовательская работа позволяет выявить затруднения, недостатки в деятельности учителей, классных руководителей и выработать программу регулирования и коррекции деятельности педколлектива.

    Под руководством МС в школе работают предметные методические объединения: МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей естественно-математического цикла, МО учителей начальных классов и МО классных руководителей. Работа секций строится в соответствии с общешкольной методической темой [5, c. 87].

    Основные направления работы МО заключаются в следующем:

    - изучение и реализация нормативных и методических документов и материалов;

    - повышение методической подготовки и профессионального мастерства учителей;

    - анализ качества работы педагогов;

    - рассмотрение вопросов совершенствования обучения и воспитания школьников [3, c. 87].

    На заседаниях МО анализируются состояние и результативность работы педагогов, обобщается опыт работы учителей, проходят творческие отчеты учителей по самообразованию, проводится взаимопроверка школьной документации.

    Педагоги используют разные формы работы [8, c. 65]:

    - - встреча с другими школами как нашего района, так и соседней области;

    - - открытые мероприятия районного масштаба;

    - - встречи с писателями, художниками, музыкантами;

    - - литературные гостиные, предметные недели, вечера;

    - - выпуск журналов, альманахов;

    Методическое объединение по предметам - это объединение учителей, работающих по одному циклу предметов. Заседания проводятся согласно плану работы методического объединения 4-5 раз в году.

    - оказать помощь начинающим учителям в овладении педагогическим мастерством;

    - оказать помощь опытным учителям в совершенствовании их методического и профессионального уровня;

    - оказать помощь учителям в совершенствовании современных методов и внедрении новых педагогических технологий [5, c. 41].

    Методические объединения классных руководителей .

    В цели этого органа входит:

    - координирование работы классных руководителей;

    - информационное обеспечение классных руководителей;

    - помощь классным руководителям в вопросах психологии и педагогики;

    - знакомство классных руководителей с новыми методами воспитания, новыми педагогическими воспитательными технологиями;

    - изучение передового опыта классных руководителей, анализ обобщение и распространение этого опыта;

    - содействие совершенствованию воспитательного процесса в школе [8, c. 34].

    Экспертные комиссии, рабочие группы создаются на определенный период для осуществления внутришкольного контроля из состава инициативных и творческих педагогических работников. По истечении определенного времени создаются новые комиссии в зависимости от вопроса, который проверяется.

    Что же дает участие педагогов в самоуправлении?

    1. Созданная в школе система педагогического самоуправления позволяет повысить педагогическое мастерство учителя.

    2. Участие педагогов в работе МС способствует повышению профессионализма учителей школы.

    3. Многие педагоги учатся разумно, объективно анализировать ту или иную педагогическую ситуацию, что приводит к созданию благоприятного микроклимата.

    4. Тесное сотрудничество и микроклимат способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы.

    5. Созданы условия для инновационных процессов.

    6. Педагоги участвуют во взаимопроверках.

    7. Материалы из опыта работы учителей печатаются на страницах многих газет, брошюр.

    В результате проделанной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены особенности руководства педагогическим коллективом школы в условиях демократизации общественных отношений; охарактеризована система педагогического самоуправления в школе.

    Также нами выделены и проанализированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное руководство педагогическим коллективом школы в условиях демократизации общественных отношений: становление коллектива педагогов субъектом управления образовательным учреждением: уровень развития коллектива; качества руководителя; наличие опыта демократического управления; создание системы подготовки педагогов к управлению школой; образовательная система, ориентированная на развитие личности учащегося; создание благоприятного психологического климата; наличие системы оценки педагогических кадров.

    Изучение теоретических аспектов вопроса руководства педагогическим коллективом школы в условиях демократизации общественных отношений позволило сделать следующие выводы:

    1. Неотъемлемым элементом демократизации управления педагогическим коллективом школы является повышение роли общественного управления: Совета школы; Попечительского совета; корпорации выпускников школы. Все эти объединения должны быть направлены на системную помощь педагогическому коллективу в раскрытии и развитии возможностей в достижении целей, учитывающих: условия школы, ее достижения; ее планы-прогнозы; особенности и специфику окружающей среды, социума.

    2. Демократическое управление школьным педагогическим коллективом не характерно и невозможно осуществить в школах, где царит административно-командный, авторитарный стиль управления и где приоритетной является жесткая реализация контрольной функции.

    3. Демократизация руководства педагогическим коллективом школы -- это развитие управляемых процессов, ведущих к установлению в едином коллективе единомышленников подлинно демократических отношений, предполагающих равное право на участие в принятии решений и ответственность за их осуществление.

    4. Эффективное руководство педагогическим коллективом школы в условиях демократизации общественных отношений требует систематического повышения профессиональной управленческой квалификации руководителей школы на основе акмеологического подхода/педагогики, психологии, андрагогики, акмеологии, теории управления, теории систем и системного подхода, теории управления по результатам, технологии оперативного управления качеством образования.

    5. Внедрение демократического управления педагогическим коллективом школы означает оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и государства.

    Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выделении и анализе комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное руководство педагогическим коллективом школы в условиях демократизации общественных отношений, достигнута, задачи выполнены.

    1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И. Шамовой. - М. 2001.

    2. Закон Российской Федерации "Об образовании". -- М. 2002.

    3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. -- М. 2003.

    4. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. -- М. 2002.

    5. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. -- М. 2002.

    6. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. -- М. 2003.

    7. Сунцов Н. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. -- М. 2002.

    8. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. -- М. 2002.