Руководства, Инструкции, Бланки

пример методических рекомендации образец оформления img-1

пример методических рекомендации образец оформления

Рейтинг: 4.8/5.0 (1914 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Требования к оформлению методической разработки

Требования к оформлению методической разработки

Екатерина Дурникова
Требования к оформлению методической разработки

Рекомендации по оформлению методической разработки

1. Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости приложения.

На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензий)(вверху страницы) ; название работы (в центре листа; сведения об авторе (Ф. И. О. должность, квалификационная категория, педагогический стаж работы) (справа внизу) ; год написания разработки(по центру внизу) .

- проблема, которой посвящена методическая разработка ;

- вопросы, которые она раскрывает;

- потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка ) .

Рекомендуемый объем – до 10 предложений.

- актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и какого ее место в содержании образования);

- новизна методической разработки ;

- цель методической разработки ;

- условия применения (что нужно для того чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

- трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста.

- замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.

- основные выводы по теме разработки ;

- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

Информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. выписка из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий и пр. обязательно помещается в приложении.

Рекомендуемы объем – до 1 страницы машинописного текста.

Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет –ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации разработки приложениями рекомендуется :

- указать название каждого приложения;

- каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение». которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1»

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте не обязательны)

Публикации по теме:

Самообразование. Профессиональный рост дошкольных педагогов Профессиональный рост дошкольных педагогов Очевидно, что для грамотного выстраивания самообразовательного маршрута педагогам детских дошкольных.

Самоанализ работы старшего воспитателя Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе) 1.

Другие статьи

Примеры методических рекомендаций для преподавателей по чтению курса - Методические рекомендации

Примеры методических рекомендаций для преподавателей по чтению курса:

Пример 1. Методические рекомендации преподавателю

Чтение лекций по курсу стилистики испанского языка происходит на третьем курсе. Студенты этого курса уже приобрели достаточный опыт восприятия и конспектирования лекций. Они прослушали ряд общих курсов у разных по характеру лекторов, изучили немало литературы и выработали отношение к ней. Естественно, что студенты старших курсов предъявляют к лекциям более высокие требования, и это надо обязательно учитывать. Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход в освещении научных вопросов.

Требования к лекции:

- научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

- активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- разъяснение вновь вводимых терминов и названий, формулирование главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их;

- эмоциональность формы изложения, доступный и ясный язык.

Особенностью лекционного курса стилистики испанского языка является то, что он читается на иностранном языке, в связи с этим у студентов по ходу лекции могут возникать трудности с пониманием речи на слух и ее адекватного фиксирования в письменном виде. Преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Средство, помогающие конспектированию, - акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания - все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

При подведении рейтинга студента принимаются во внимание следующие позиции:

1. Посещение и творческая работа студентов на лекциях (активное участие при прослушивании проблемных лекций, приведение примеров на лекции и т.д.)

2. Работа на практических занятиях (обсуждение теоретических вопросов, выполнение практических заданий)

3. Написание реферата по предложенной теме на русском или испанском языках (10-15 стр.)

Реферат является творческой работой, его выполнение не носит обязательного характера. В то же время его выполнение студент получает дополнительные баллы, играющие роль в рейтинговой системе. Тем более что студент в дальнейшем может воспользоваться результатами данной работы в своей педагогической деятельности, например, при разработке элективных курсов.

Преподаватель объясняет студентам характер и режим учебной работы, а также применяемую балльно-рейтинговую систему на первом занятии.

Пример 2. Методические рекомендации преподавателю

В курсе Страноведение Великобритании обобщаются сведения и углубляются знания о Великобритании, полученные студентами на I, II, III курсах при изучении практического курса английского языка. В ходе курса студенты получают знания о географическом положении, исторических и географических регионах Великобритании, о народе и его происхождении, о политическом устройстве государства, юридической системе, образовании, средствах массовой информации, религии, здравоохранении, искусстве, быте, национальных и культурных традициях страны.

Изучение курса Страноведение Великобритании в высшем учебном заведении имеет своей целью научить студентов ориентироваться в общественно-политической жизни, знать историю своей страны, уметь анализировать исторические процессы и вырабатывать собственную точку зрения на них. В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определённые навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям и экзамену, при выполнении контрольных работ, тестов и сообщений.

В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий (аудиторных и внеаудиторных): лекции, семинарские занятия, консультации и т.д. На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям по курсу Страноведение Великобритании необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных

точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

Пример 3. Методические рекомендации для преподавателей, работающих по программе « Практический курс современного английский языка»

Целью практического курса современного английского языка (1 и 2 семестры) является обучение устной речи на основе развития необходимых автоматизированных речевых навыков, развитие техники чтения и умения понимать английский текст, содержащий усвоенную ранее лексику и грамматику, а также развитие навыков письменной речи в пределах данной программы.

Программа предлагает функционально-содержательный

и коммуникативный подходы к процессу обучения и деление его на два этапа:

Коррективный курс должен включать занятия, на которых постановка произношения сочетается с работой по развитию речевых навыков при постепенном усложнении структуры речи. Особое внимание следует уделить основным сведениям по английской орфографии и правилам чтения.

Работая над коррективным курсом, рекомендуется начинать каждое занятие с гимнастики органов речи, которая включает немые двигательные упражнения на выработку активной энергичной артикуляции, упражнения для языка и губ.

Начиная с 3-4 занятия, следует подключить голос и проводить фонетическую зарядку на словах, составленных их пройденных гласных и согласных звуков.

Можно предложить следующий порядок работы над фонетическими упражнениями:

Объяснение артикуляции корректируемого звука.

Показ артикуляции звука преподавателем, подкрепленный наглядными пособиями (схемами, таблицами).

Воспроизведение артикуляции звука студентами под контролем преподавателя.

Произнесение звука студентами хором и индивидуально.

Прослушивание и повторение каждого слова хором.

Индивидуальное чтение упражнения студентами под контролем преподавателя.

Первое тренировочное чтение упражнения отдельными студентами.

Второе чтение тренировочного упражнения при участии всех студентов в исправлении ошибок.

Контрольное чтение упражнения.

Работа над интонацией должна включать обучающих, контролирующих и творческих упражнений. Предназначенных для выработки автоматизированных навыков воспроизведения и употребления изучаемых интонационных структур. Работа над интонационной структурой начинается с прослушивания и повторения односинтагменного предложения и на определенном этапе завершается употреблением этой структуры в спонтанной речи. Обучающие упражнения предназначены в основном для самостоятельной лабораторной работы, контролирующие и творческие - для работы в аудитории.

Специальные задания на транскрибирование, интонирование и изображение интонации могут быть даны по усмотрению преподавателя к любому упражнении и тексту.

Особое внимание следует уделить интенсивному совершенствованию навыков озвучивания текста. Над навыком членения предложения на синтагмы необходимо работать специально, так как в школе овладевают им недостаточно.

Предварительно выполненная фонетическая разметка текста, хоровая и индивидуальная отработка его ритмомелодики, узнавание ударных слов, определение пауз способствуют выработке стереотипов синтагматического членения текста, характерного для изучаемого языка, а это в свою очередь является основой для развития умения правильного и быстрого понимания при чтении про себя и при восприятии речи на слух.

Основной курс предполагает развитие навыков устной речи на основе овладения фонетическими, лексическими и грамматическими явлениями, которые представлены в текстах базового учебника «Практический курс современного английский языка: 1 курс» под редакцией В.Д. Аракина.

Уроки основного курса содержат по два текста, один из которых описательного характера, другой - диалогического.

Авторы учебника предлагают следующую последовательность видов работы над уроками основного курса:

1. Прослушивание текста в записи и интонационная разметка текста. Этот вид работы проводится самостоятельно в лаборатории, реже - в аудитории с участием преподавателя.

2. Речевая тренировка с подстановочными таблицами и выполнение грамматических упражнений (часто проводится параллельно с последующим видом работы).

3. Объяснительное тренировочное чтение с объяснением всех новых и

трудных лексических и грамматических явлений в тексте,

интонационный анализ и проверка интонационной разметки текста,

перевод на русский язык отдельных предложений.

4. Контрольное чтение текста. Контроль орфографии, знания активной лексики и фразеологии. Тренировка вопросно-ответных речевых единиц.

5. Активизация лексики и грамматического материала текста в различного рода речевых тренировочных упражнениях.

6. Пересказ текста (беседа по тексту) и контроль выполнения части тренировочных лабораторных работ.

7. Дальнейшая тренировочная речевая работа. Упражнения более сложного творческого характера: описание картинок, составление картинок, составление ситуаций, диалогов, иллюстрация пословиц. Работа над фильмом.

8. Беседа на тему урока. Тренировка вопросно-ответных речевых единиц, сообщение по теме, диалоги на тему, описание картин, речевое сопровождение фильмов, контроль выполнения тренировочных лабораторных работ.

9. Письменная контрольная работа.

После проведения контрольного чтения первого текста урока начинается работа над вторым текстом-диалогом с той же последовательностью отработки: 1. слушание и интонационная разметка текста; 2. тренировочное чтение; 3. контрольное чтение; 4. речевая тренировка на основе усвоенного лексического и грамматического материала урока, перефразировка отдельных предложений и пересказ диалога в косвенной речи; воспроизведение диалога наизусть по ролям.

Такая последовательность изучения материалов урока варьируется в зависимости от характера текста, степени подготовленности студентов и других условий. Помимо указанных основных видов работы над текстом предполагается работа по контролю домашнего чтения, развитию письменных навыков, а также выполнение дополнительных грамматических и фонетических тренировочных упражнений (групповых или индивидуальных), работа по картинкам, фильмам, устные и письменные изложения на дополнительном материале, подбираемом преподавателем.

Методические рекомендации

Методические рекомендации
по формированию и ведению перечня технических средств физической защиты, разрешенных к применению в системах физической защиты ядерных объектов Федерального агентства по атомной энергии
(утв. Федеральным агентством по атомной энергии 1 марта 2007 г.)
Содержание Список сокращений

ВЭД - внешнеэкономическая деятельность

ЕСКД - единая система конструкторской документации

ЕСПД - единая система программной документации

ЗИП - запасные части и принадлежности

ИТСФЗ - инженерно-технические средства физической защиты

КТСФЗ - комплекс технических средств физической защиты

ОИТ - оборудование, изделия, технологии (система сертификации ОИТ)

ОКП - общероссийский классификатор продукции

ОСТ (ГОСТ) - отраслевой (государственный) стандарт

ПХ ЯМ - пункт хранения ЯМ

Росатом - Федеральное агентство по атомной энергии

СФЗ - система физической защиты

ТЗ - техническое задание

ТСФЗ - технические средства физической защиты

ТТХ - тактико-технические характеристики

ТУ - технические условия

УЗИЯМО - Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации

ФСТЭК России - Федеральная служба технического и экспортного контроля Российской Федерации

ЯМ - ядерный материал

ЯО - ядерный объект

ЯУ - ядерная установка

Введение

Широкая номенклатура технических средств физической защиты (ТСФЗ) и систем на их основе, большое разнообразие условий применения ТСФЗ в системах физической защиты (СФЗ) ядерных объектов (ЯО), ответственность задач физической защиты ядерных материалов (ЯМ) и ядерных установок (ЯУ), решаемых с помощью ТСФЗ, ставят перед потребителями проблему их объективного сравнения и выбора для конкретных условий применения. Однако до настоящего времени недостаточно проработана нормативная база стандартизации в части критериев, по которым может осуществляться выбор, а также сравнение однотипных технических средств.

Обязательная сертификация ТСФЗ является необходимым условием их применения в СФЗ ЯО Федерального агентства по атомной энергии. При обязательной сертификации ТСФЗ проверяется соответствие функциональных характеристик (показателей) ТСФЗ требованиям стандартов. Однако на практическую применимость ТСФЗ в конкретных условиях функционирования СФЗ влияют также такие обстоятельства как гарантированность обеспечения сопровождения ТСФЗ в течение жизненного цикла, определенные ограничения по допуску специалистов на такие объекты, а также технические ограничения по использованию ТСФЗ в зависимости от важности объектов физической защиты.

Настоящие Методические рекомендации по формированию и ведению перечня технических средств физической защиты, разрешенных к применению в системах физической защиты ядерных объектов Федерального агентства по атомной энергии (в дальнейшем - Методические рекомендации) и формируемый с их помощью Перечень ТСФЗ (в дальнейшем - Перечень) призваны оказать практическую помощь не только потребителям в выборе необходимых им ТСФЗ, но и производителю (поставщику) ТСФЗ в выработке, поддержании и совершенствовании технической политики производства и сопровождения своей продукции в течение всего жизненного цикла этой продукции, а также проектировщикам комплексов инженерно-техничеких средств физической защиты (ИТСФЗ) - в подборе ТСФЗ и их комплексировании в целях решения задач СФЗ.

В настоящих Методических рекомендациях используются понятия, установленные "Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 N 264, а также нормативными документами Системы сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (в дальнейшем - Система сертификации ОИТ).

1. Общие положения 1.1. Назначение и область применения Методических рекомендаций.

1.1.1. Методические рекомендации предназначены для использования:

- потребителями ТСФЗ, представляющими ЯО Росатома;

- специализированными организациями, проектирующими комплексы ИТСФЗ, оказывающими научно-методическую и практическую помощь в выборе потребителями ТСФЗ, участвующими во вводе СФЗ в действие и обучении потребителей ТСФЗ;

- производителями (поставщиками) ТСФЗ и систем на их основе;

- органами и организациями Росатома, осуществляющими формирование и ведение Перечня;

- руководством и специалистами подразделений центрального аппарата Росатома, принимающими решения о выделении бюджетных или централизованных финансовых средств на оснащение ЯО техническими средствами физической защиты.

1.1.2. Методические рекомендации устанавливают структуру и основное содержание Перечня, критерии отбора ТСФЗ в Перечень, требования к ТСФЗ, включаемым в Перечень, требования к поставщикам ТСФЗ, а также другие требования, предъявляемые ко всем участникам процесса создания (совершенствования) СФЗ ЯО, в части использования в них ТСФЗ, порядок формирования, ведения и применения Перечня в Росатоме.

1.1.3. Методические рекомендации распространяются на всю номенклатуру ТСФЗ, используемых для решения задач физической защиты ЯО, как включенных в номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ОИТ, так и не входящих в нее по различным причинам.

1.1.4. ТСФЗ, установленные и эксплуатируемые в составе конкретных СФЗ ЯО до введения в действие настоящих Методических рекомендаций, могут применяться в этих СФЗ в течение срока службы ТСФЗ.

1.2. Цель и задачи формирования Перечня.

1.2.1. Формирование и ведение Перечня проводится с целью упорядочения применения в СФЗ ЯО Росатома ТСФЗ и обеспечения необходимого уровня их качества и условий сопровождения в течение всего их жизненного цикла при использовании в СФЗ ЯО.

1.2.2. Задачами формирования и ведения Перечня являются:

- предоставление потребителям, производителям (поставщикам) ТСФЗ и всем другим заинтересованным сторонам, задействованным в процессе создания (совершенствования) СФЗ ЯО, объективной и достоверной информации об имеющихся ТСФЗ, отвечающих установленным требованиям и пригодных по своим свойствам (характеристикам) и условиям сопровождения в течение всего их жизненного цикла к применению в СФЗ ЯО Росатома;

- обеспечение возможности выбора потребителями или специализированными организациями ТСФЗ, наиболее полно отвечающих задачам физической защиты, категории ЯО и условиям применения ТСФЗ;

- исключение возможности внедрения в СФЗ ЯО технических средств физической защиты, обладающих низкими тактико-техническими характеристиками и/или отрицательно влияющих на безопасность ЯО;

- ограничение возможности попадания на ЯО технических средств физической защиты, производители (поставщики) которых не готовы обеспечить их сопровождение в процессе всего периода эксплуатации;

- регулирование номенклатуры ТСФЗ с целью повышения эффективности и снижения затрат в процессе эксплуатации, обучения обслуживающего персонала.

1.3. Принципы и подходы к формированию Перечня.

1.3.1. Необходимым условием для включения ТСФЗ в Перечень является его сертификация на соответствие требованиям стандартов и иных нормативных документов, обязательных при проведении сертификации ТСФЗ.

1.3.2. При формировании Перечня должны учитываться качество разработки и изготовления ТСФЗ, соответствие действующим стандартам, количественные и качественные показатели характеристик ТСФЗ, полнота и качество эксплуатационной документации, оцененные по результатам испытаний и обязательной сертификации, а также условия их поставки и сопровождения в процессе эксплуатации, в том числе:

- наличие положительного опыта эксплуатации на ЯО Росатома;

- возможность обеспечения функциональной полноты и комплексирования ТСФЗ с другими средствами при построении комплексов ИТСФЗ;

- возможности производителя (поставщика) по выполнению гарантийных обязательств и условий сопровождения ТСФЗ в послегарантийный период (в том числе, обеспечение запчастями);

- простота эксплуатации и ремонта;

- способность адаптации к изменению условий применения;

- наличие и возможности системы подготовки персонала к внедрению и эксплуатации ТСФЗ.

1.3.3. Одним из принципов формирования Перечня является повышение требований к ТСФЗ и условиям их сопровождения в зависимости от важности объектов, на которых используются ТСФЗ.

В соответствии с этим при включении ТСФЗ в Перечень необходимы:

- дифференцированный подход к применению ТСФЗ в зависимости от категории ЯО и их охраняемых зон;

- сертификация ТСФЗ или их компонентов по требованиям безопасности информации.

В отношении ТСФЗ, не отвечающих требованиям по их применению в конкретных охраняемых зонах соответствующей категории ЯО, делаются ограничения. При этом ТСФЗ разрешается использовать в охраняемых зонах и на объектах таких категорий, на которые данные ограничения не распространяются.

1.3.4. В Перечень включаются, как правило, серийно изготавливаемые ТСФЗ из книги "Технические средства физической защиты и технические средства охраны" раздела Федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд, закрепленнного за Росатомом, а также изделия, конструкторская документация на которые обеспечивает возможность их серийного выпуска. Вместе с тем, в соответствии с решением Экспертного Совета Росатома по вопросам физической защиты (в дальнейшем - Экспертный Совет), утвержденным установленным порядком, допускается включение в специальный раздел Перечня технических средств физической защиты, выпущенных партиями, или единичных образцов ТСФЗ, прошедших сертификацию по соответствующей схеме.

1.3.5. При формировании Перечня необходимо предоставить потребителю возможность выбора ТСФЗ, обладающих близкими показателями и выпускаемых различными производителями. При появлении новых видов техники, имеющих более высокие тактико-технические, экономические и иные характеристики, следует рассматривать вопрос об исключении ТСФЗ, обладающих более низкими показателями, из Перечня или о переносе сведений о них в специальный раздел Перечня.

1.3.6. В Перечень могут быть включены ТСФЗ, выпускаемые как отечественными производителями любой формы собственности, так и ТСФЗ зарубежного производства. При прочих равных условиях преимущество по включению в Перечень должны иметь ТСФЗ, выпускаемые отечественными производителями.

1.3.7. Одним из основных принципов формирования Перечня является открытость Методических рекомендаций и Перечня для всех возможных поставщиков, потребителей, а также специализированных организаций. Методические рекомендации и Перечень, а также информация о дополнениях и изменениях в Перечне публикуются* на Web-сайте Росатома. Периодичность публикации определяется настоящими Методическими рекомендациями.

* По решению руководства Росатома могут вводиться ограничения на открытое опубликование сведений о ТСФЗ, разрешенных к применению во внутренних или особо важных зонах ЯО I и II категории. В этом случае информация ограниченного доступа рассылается на ЯО соответствующих категорий и, при необходимости, может рассылаться заинтересованным организациям по их запросам в установленном порядке.

1.4. Органы и организации, осуществляющие формирование и ведение Перечня, их функции и полномочия в этой области.

1.4.1. Руководство формированием и ведением Перечня осуществляет Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов Росатома, выполняющее в этой части:

- сбор и организацию рассмотрения заявок на включение ТСФЗ в Перечень;

- утверждение решений Экспертного Совета о включении ТСФЗ в Перечень;

- представление Перечня к его утверждению руководством Росатома.

1.4.2. Непосредственно рассмотрение заявочных материалов по ТСФЗ, предлагаемым к включению в Перечень, осуществляет Экспертный Совет и его экспертные рабочие группы (комиссии), назначаемые для изучения и анализа этих материалов.

1.4.3. Для выполнения технической работы по формированию и ведению Перечня на конкурсной основе назначается организация, осуществляющая ведение Перечня, в том числе:

- сбор, систематизацию и хранение всей документации, необходимой для проведения изучения и анализа конкретных ТСФЗ на предмет их включения в Перечень;

- представление этой документации экспертам для изучения и анализа;

- сбор и систематизацию документации по изучению и анализу заявочных материалов по ТСФЗ (заключений, протоколов, решений Экспертного Совета);

- разработку и согласование с Экспертным Советом формата описания ТСФЗ, включаемых в Перечень, с учетом требований раздела 2 настоящих Методических рекомендаций, а также проверку корректности описаний ТСФЗ, подготавливаемых производителями (поставщиками) ТСФЗ;

- ведение базы данных по Перечню;

- формирование и актуализацию Перечня;

- подготовку Перечня к опубликованию со всеми обновлениями;

- подготовку предложений по совершенствованию системы формирования и ведения Перечня;

- оплату работы экспертов.

2. Структура Перечня

2.1. Перечень состоит из:

- разделов, устанавливающих номенклатуру ТСФЗ, а также специального раздела.

2.1.1. Титульный лист Перечня оформляется в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.1.2. В предисловии к Перечню приводятся следующие сведения:

- информационные сведения об организации, ответственной за ведение Перечня;

- сведения об утверждении Перечня и введении в действие;

- сведения о внесении дополнений к Перечню на основании решений Экспертного Совета, утвержденных руководством Управления защиты информации, ядерных материалов и объектов.

Рекомендуемый формат предисловия приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.1.3. Перечень состоит из разделов, каждый из которых содержит сведения о ТСФЗ, реализующих группу функций по назначению. Перечень разделов следует устанавливать в соответствии с перечнем функциональных систем СФЗ, определенным "Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России", утвержденным Приказом от 10.10.2001 N 550.

При необходимости разделы разбивают на подразделы, в которые включают ТСФЗ одного типа или группы функций по назначению.

2.2. Каждое техническое средство (каждый компонент системы) включаются в Перечень отдельной позицией в соответствии со спецификацией.

2.3. По каждому ТСФЗ (системе) должны быть приведены следующие сведения:

- наименование и условное обозначение;

- код изделия по ОКП (или ТН ВЭД, номер изделия по "Каталогу продукции, работ и услуг для федеральных нужд");

- обозначение технических условий (ТУ) или другого документа на изделие;

- сведения о сертификации ТСФЗ;

- основные эксплуатационно-технические характеристики;

- особые отметки о дополнительных условиях применения отдельных ТСФЗ;

- сведения о предприятии-разработчике, изготовителе (поставщике - при необходимости);

- сведения об учебных центрах, в которых производится подготовка персонала по вопросам внедрения и эксплуатации ТСФЗ.

Форма Перечня и пример его заполнения приведены в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.4. Сведения о сертификации ТСФЗ должны включать:

- номер и дату сертификата соответствия;

- наименование органа по сертификации или сертификационного экспертного центра, проводившего сертификацию;

- срок действия сертификата соответствия;

- условия и ограничения, при которых выдан сертификат соответствия (допускается приводить в приложении к Перечню).

2.5. Объем информации об основных эксплуатационных характеристиках определяется заявителем и согласовывается с организацией, осуществляющей ведение Перечня. Данную информацию допускается помещать в приложениях к Перечню, а также в самостоятельных информационных документах (справочниках).

2.6. Особые отметки о ТСФЗ и дополнительных условиях их применения вводятся для обозначения:

- ТСФЗ, выпускаемых в серийном производстве (серийные изделия - обозначаются "СИ");

- ТСФЗ, выпущенных партией (обозначаются "ПИ") с указанием количества изделий в партии и номеров;

- комплексов ТСФЗ, сертификация которых проходит по особой схеме (обозначаются "КС");

- впервые разработанных ТСФЗ, которые еще не освоены в серийном производстве (обозначаются "ВР");

- снятия ТСФЗ с серийного производства (обозначаются "СП");

- ограничения применения соответствующих ТСФЗ на определенных категориях объектов и/или определенных категориях помещений (обозначаются "ОП").

Отметку "ВР" вводят на срок освоения ТСФЗ в серийном производстве, который, в качестве ориентировочного, указывают после отметки.

Отметку "ОП" применяют для ТСФЗ с ограниченной сферой действия. Применение данной отметки должно поясняться другими отметками, указывающими область возможного применения ТСФЗ:

- для обозначения ограничения категорией объектов (обозначается "К х", где "х" - категории объектов, на которых разрешается применять ТСФЗ (например, обозначение "К III, IV" означает возможность применения на объектах третьей и четвертой категории);

- для обозначения ограничения категорией помещений (обозначается "П х", где "х" - категории помещений, в которых разрешается применять ТСФЗ (например, обозначение "П А (Б, В)" означает возможность применения в помещениях категории А, Б и В).

2.7. Сведения о предприятии-разработчике, изготовителе (поставщике) рекомендуется приводить в Перечне в сокращенном виде. В этом случае полные сведения об организациях должны быть приведены в приложении к Перечню и содержать следующую информацию:

- полное наименование организации;

- телефон, факс, электронный адрес руководителя или службы, отвечающей за поставку продукции.

2.8. Сведения об учебных центрах, в которых проводится подготовка персонала по вопросам внедрения и эксплуатации ТСФЗ (наименование, адрес, наличие лицензии и др.), приводятся в приложении к Перечню.

2.9. При необходимости в Перечень могут вводиться другие сведения, расширяющие информацию о ТСФЗ, условиях его применения, условиях производства и поставки, планируемом исключении из перечня и др.

3. Требования к ТСФЗ, включаемым в Перечень 3.1. Общие требования к ТСФЗ, включаемым в Перечень.

- соответствие требованиям стандартов по назначению;

- соответствие требованиям стандартов по качеству изготовления (в том числе, наличие и соответствие производственной базы);

- соответствие требованиям по безопасности информации (при необходимости);

- наличие сертификатов соответствия;

- возможность комплексирования (совместимости) с другими ТСФЗ.

3.1.1. ТСФЗ, включаемые в Перечень, должны соответствовать требованиям государственных или отраслевых стандартов, иных нормативных документов, предусмотренных для номенклатуры ОИТ, подлежащих обязательной сертификации, и быть сертифицированы в установленном порядке.

3.1.2. Приоритет при внесении в Перечень имеют ТСФЗ, которые разрабатываются и выпускаются на предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества. При этом система качества предприятия может быть сертифицирована как в системе сертификации ОИТ, так и в другой системе сертификации.

3.1.3. ТСФЗ, входящие в состав систем или комплексов, должны обладать конструктивной, эксплуатационной, энергетической, электромагнитной, метрологической и программной совместимостью.

3.1.4. Программные средства, обеспечивающие работу ТСФЗ, систем или комплексов на их основе, должны оцениваться с учетом показателей качества, установленных ГОСТ 28195-89.

3.1.5. В том случае, если ТСФЗ, системы или комплексы на их основе, и их программные средства участвуют в обработке, хранении и передаче информации, составляющей государственную и служебную тайну, они подлежат также обязательной сертификации по требованиям безопасности информации.

3.2. Дополнительные требования к ТСФЗ, применяемым для оснащения ЯО I и II категорий, во внутренних и особо важных зонах, в особых условиях эксплуатации.

3.2.1. ТСФЗ, предназначенные для использования во взрывоопасных помещениях должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении. Требования по взрывобезопасности должны устанавливаться по ГОСТ 12.2.020 и ГОСТ 12.2.021.

3.2.2. Конструкция ТСФЗ, предназначенных для использования в помещениях соответствующего класса по ядерной и радиационной безопасности, в которых проводятся работы с ядерными и радиационно-опасными веществами, должна обеспечивать возможность их дезактивации.

3.2.3. Показатели качества ТСФЗ, планируемых для оснащения внутренних и особо важных зон ЯО I и II категорий, как правило, должны быть подтверждены положительными результатами штатной или опытной эксплуатации на ЯО других категорий.

3.3. Требования к технической документации ТСФЗ.

3.3.1. Конструкторская документация должна соответствовать требованиям стандартов ЕСКД и обеспечивать возможность серийного производства ТСФЗ.

3.3.2. Документация на программное обеспечение ТСФЗ, систем или комплексов на их основе должна соответствовать требованиям стандартов ЕСПД.

3.3.3. Эксплуатационная документация должна соответствовать требованиям ГОСТ 2.601 и обеспечивать возможность применения ТСФЗ без привлечения разработчика (поставщика).

4. Требования и рекомендации поставщикам (производителям, разработчикам) ТСФЗ и специализированным организациям 4.1. Требования по наличию необходимых лицензий.

Организации, осуществляющие разработку, производство и поставку ТСФЗ, включаемых в Перечень, должны иметь необходимые для данного вида деятельности лицензии, выдаваемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

При выполнении работ, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, организации должны иметь лицензию, выдаваемую ФСБ России или ее территориальными органами.

При выполнении работ, связанных с защитой информации, организация должна иметь лицензии, выдаваемые ФСТЭК России или ФСБ России на соответствующие виды деятельность в области защиты информации.

4.2. Требования и рекомендации по качеству сопровождения ТСФЗ.

4.2.1. Качество сопровождения ТСФЗ должно быть обеспечено в процессе ввода в эксплуатацию и эксплуатации ТСФЗ, в том числе при:

- обучении персонала физической защиты;

- строительно-монтажных и пуско-наладочных работах;

- проведении предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний комплекса ТСФЗ;

- эксплуатации ТСФЗ в период действия гарантийных обязательств;

- эксплуатации ТСФЗ в послегарантийный период.

4.2.2. При сопровождении ТСФЗ в процессе эксплуатации необходимо предусмотреть и обеспечить:

- обучение персонала, производящего монтаж, наладку ТСФЗ и персонала, эксплуатирующего ТСФЗ и выполняющего регламентные и ремонтные работы;

- своевременную поставку ТСФЗ, комплектующих изделий, запасных частей и расходных материалов;

- наличие и возможность авторского (со стороны разработчика или поставщика) надзора за вводом в эксплуатацию и эксплуатацией ТСФЗ в составе комплекса ТСФЗ;

- выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;

- послегарантийное обслуживание, в том числе своевременное пополнение ЗИП;

- своевременное принятие мер по устранению конструктивных и производственных дефектов, а также корректировки эксплуатационной документации;

- направление потребителям и организации, осуществляющей ведение Перечня, сведений о проводимых модернизациях, внесении изменений в конструкторскую и эксплуатационную документацию, планируемом снятии ТСФЗ с производства и т.п.

Указанные виды деятельности включаются в договора на поставку Т C ФЗ, их гарантийное и послегарантийное обслуживание, а также обучение персонала, производящего монтаж, наладку ТСФЗ и персонала, эксплуатирующего ТСФЗ и выполняющего регламентные и ремонтные работы.

4.2.3. Обучение персонала может производиться как в центрах технического обслуживания поставщика (производителя), в существующих в Росатоме учебно-образовательных центрах системы переподготовки и повышения квалификации кадров для СФЗ, так и непосредственно на ЯО. В целях обучения персонала поставщик может обеспечивать ЯО и существующие в Росатоме учебно-образовательные центры учебно-методической документацией по порядку ввода в эксплуатацию, применению по назначению и технической эксплуатации ТСФЗ.

4.2.4. Поставщик должен устанавливать, документально оформлять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, обеспечивающие погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку и поставку продукции, а также сохранение качества продукции в процессе доставки к месту назначения.

В комплект поставки должен входить ЗИП и эксплуатационная документация.

4.2.5. Поставщик должен иметь документально оформленные процедуры по обеспечению авторского надзора за монтажом, установкой и наладкой оборудования на объекте, а также за эксплуатацией ТСФЗ.

Поставщик должен обеспечивать участие своих представителей в приемо-сдаточных испытаниях и при вводе ТСФЗ в эксплуатацию.

4.2.6. Поставщик должен брать на себя обязательства по гарантийному и послегарантийному обслуживанию, включая своевременную поставку комплектующих, информацию о наличии и географии центров технического обслуживания.

5. Порядок формирования и ведения Перечня

5.1. Процедуры формирования и ведения Перечня включают:

- подачу и предварительное рассмотрение заявки на включение ТСФЗ в Перечень;

- доведение до заявителя решения по заявке и представление заявителем необходимых документов для проведения изучения и анализа;

- сбор и систематизацию всей документации, необходимой для проведения изучения и анализа ТСФЗ, организацией, ответственной за ведение Перечня;

- проведение изучения и анализа представленных документов;

- представление результатов изучения и анализа в Экспертный Совет и их рассмотрение на заседании Экспертного Совета;

- доведение до заявителя решения Экспертного Совета;

- включение ТСФЗ в Перечень;

- ведение и пересмотр Перечня;

- информирование заинтересованных сторон о результатах включения ТСФЗ в Перечень (публикация Перечня).

5.2. Подача и предварительное рассмотрение заявки на включение ТСФЗ в Перечень.

5.2.1. Заявитель (как правило, поставщик или производитель ТСФЗ) подает в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов заявку на включение конкретного ТСФЗ в Перечень с приложением:

- копий сертификатов соответствия ТСФЗ установленным требованиям (по назначению и, при необходимости, вызванной условиями применения ТСФЗ - по требованиям безопасности информации или иных специфических условий применения, например, взрывобезопасности);

- копий лицензий на соответствующий вид деятельности.

Форма заявки на включение ТСФЗ в Перечень приведена в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

В одну заявку допускается включать несколько различных ТСФЗ (или систем на их основе).

5.2.2. Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов в месячный срок после получения заявки рассматривает представленные документы и направляет заявителю решение о включении заявки для рассмотрения Экспертным Советом (в случае удовлетворения установленным требованиям) или об отклонении заявки с обоснованием причин отклонения, либо о необходимости представления дополнительных сведений, необходимых для принятия мотивированного решения. При положительном решении Экспертного Совета заявитель в месячный срок обязан представить в организацию, осуществляющую ведение Перечня, копии следующих документов, необходимых для проведения изучения и анализа:

- технической и эксплуатационной документации (технические условия, комплект эксплуатационной документации);

- экспертных заключений по результатам сертификации ТСФЗ;

- документов, подтверждающих условия производства ТСФЗ;

- документов, подтверждающих условия сопровождения ТСФЗ поставщиком (производителем, разработчиком) в соответствии с требованиями раздела 4 настоящих Методических рекомендаций.

5.2.3. Заявитель имеет право получить в Управлении защиты информации, ядерных материалов и объектов необходимые разъяснения по поводу принятых решений.

5.3. Организация, осуществляющая ведение Перечня, собирает, систематизирует и анализирует представленную документацию с точки зрения ее полноты и достаточности и в письменном виде доводит до сведения секретаря Экспертного Совета информацию о готовности необходимого комплекта документации для проведения изучения и анализа экспертами. Срок рассмотрения документов не должен превышать двух недель с момента их предоставления заявителем. В случае некомплектности документов организация, осуществляющая ведение Перечня, уведомляет в письменной форме заявителя и секретаря Экспертного Совета.

5.4. Порядок рассмотрения заявки Экспертным Советом и формирования группы экспертов.

5.4.1. Секретарь Экспертного Совета готовит доклад либо к очередному заседанию Экспертного Совета, либо председателю Экспертного Совета в рабочем порядке. При этом секретарь готовит предложения по персональному составу группы экспертов для проведения изучения и анализа представленных документов.

5.4.2. В случае рассмотрения заявки на заседании Экспертного Совета решение Экспертного Совета по персональному составу группы экспертов, назначаемых для изучения и анализа конкретных ТСФЗ, оформляется протоколом и является окончательным.

5.4.3. В случае рассмотрения заявки в рабочем порядке секретарь представляет председателю Экспертного Совета мнение не менее половины членов Экспертного Совета по персональному составу группы экспертов. Решение председателя Экспертного Совета оформляется письменно.

5.4.4. В зависимости от типа ТСФЗ и объема сведений, подлежащих изучению и анализу, группа экспертов назначается в составе не менее 3 человек и может состоять как из членов Экспертного Совета, так и привлеченных экспертов. В составе группы экспертов обязательно наличие не менее одного члена Экспертного Совета.

5.5. Порядок изучения и анализа представленных документов.

5.5.1. Изучению и анализу подвергаются представленные заявителем:

- техническая и эксплуатационная документация (технические условия, комплект эксплуатационной документации);

- экспертные заключения по результатам сертификации ТСФЗ;

- документально оформленные условия производства ТСФЗ;

- документально оформленные условия сопровождения ТСФЗ поставщиком (производителем, разработчиком) в соответствии с требованиями раздела 4 настоящих Методических рекомендаций.

В случае необходимости заявитель должен обеспечить экспертам возможность ознакомиться с условиями производства, поставки и сопровождения продукции.

5.5.2. Сроки и результаты изучения и анализа представленных документов.

Сроки проведения изучения и анализа представленных документов не должны превышать одного месяца после решения Экспертного Совета.

Результаты работы группы экспертов оформляются в виде заключения, в котором дается оценка возможности включения ТСФЗ в Перечень в соответствии с требованиями разделов 3 и 4 настоящих Методических рекомендаций с указанием рекомендаций по условиям применения ТСФЗ или причин, по которым ТСФЗ не может быть включено в Перечень.

Заключение направляется в организацию, осуществляющую ведение Перечня, и доводится до сведения заявителя.

5.6. Порядок представления заключения в Экспертный Совет и процедуры рассмотрения на заседании Экспертного Совета.

5.6.1. Заключение представляется секретарю Экспертного Совета для включения в повестку очередного заседания Экспертного Совета. Заключение доводится до сведения членов Экспертного Совета. На заседание приглашаются все члены экспертной группы.

5.6.2. На заседании Экспертного Совета заключение докладывает, как правило, член Экспертного Совета, принимавший участие в изучении и анализе представленных документов, либо один из членов экспертной группы. В заседании при обсуждении заключения имеет право принять участие ответственный представитель заявителя.

5.6.3. Решение о включении ТСФЗ в Перечень принимается по результатам обсуждения простым большинством голосов. При равенстве голосов решающее слово остается за председателем Экспертного Совета.

5.6.4. Члены Экспертного Совета имеют право на особое мнение, которое может быть учтено при утверждении решения Экспертного Совета.

5.6.5. Решение Экспертного Совета оформляется документально протоколом и направляется на утверждение в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов. Копия протокола Экспертного Совета направляется заявителю и в организацию, осуществляющую ведение Перечня.

5.7. Решение Экспертного Совета может быть обжаловано заявителем путем обращения с апелляцией к руководству Росатома.

5.8. Порядок оформления Перечня.

Оформление разделов Перечня и заполнение соответствующих граф производится в соответствии с требованиями раздела 2 настоящих Методических рекомендаций и приведено в приложении 3 к Методическим рекомендациям.

5.9. Порядок согласования и утверждения Перечня.

5.9.1. На основании протокола (выписки из протокола) заседания Экспертного Совета организация, осуществляющая ведение Перечня, в десятидневный срок готовит изменения и дополнения к Перечню и направляет его на согласование в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов и подписание руководством Росатома в установленном порядке.

5.9.2. После подписания руководством Росатома внесенные в Перечень изменения направляются в организации отрасли в установленном порядке, а также направляются в организацию, осуществляющую ведение Перечня, которая доводит эту информацию до заявителя.

5.9.3. При внесении значительных изменений в Перечень, организациям отрасли может быть направлена новая редакция Перечня.

5.10. Порядок ведения Перечня.

5.10.1. Переписка по вопросам ведения Перечня должна вестись в соответствии с установленными в организации, осуществляющей ведение Перечня, правилами делопроизводства.

Направляемые на рассмотрение заявочные документы, заключения, протокол (выписка из протокола) заседания Экспертного Совета должны храниться в соответствии с правилами хранения документов, установленными в организации, осуществляющей ведение Перечня.

5.10.2. В случае выявления несоответствия каких-либо параметров ТСФЗ или его неработоспособности в заданных условиях эксплуатации, потребитель сообщает в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов и в организацию, осуществляющую ведение Перечня, или иную организацию по поручению Управления защиты информации, ядерных материалов и объектов выявленные факты. На основании анализа и обобщения представленных материалов ТСФЗ может быть исключено из Перечня.

5.10.3. Заявители в конце календарного года направляют в адрес организации, осуществляющей ведение Перечня, сведения об общем количестве планируемых на следующий год заявок и ожидаемых сроках их представления. На основании данных материалов организация, осуществляющая ведение Перечня, совместно с Управлением защиты информации, ядерных материалов и объектов готовит план рассмотрения заявок в текущем году и направляет его в Экспертный Совет.

5.11. Порядок пересмотра Перечня.

5.11.1. Перечень должен пересматриваться при внесении в него более 30% изменений.

5.11.2. Подготовка предложений по изменению должна производиться с учетом материалов, формируемых в соответствии с пп. 5.10.2, 5.10.3.

5.11.3. Организация, осуществляющая ведение Перечня, готовит проект изменений Перечня, с указанием обоснований для внесения изменения, и направляет его для рассмотрения в Экспертный Совет. В случае необходимости для подготовки проекта изменения Перечня может создаваться экспертная группа. Состав группы, порядок и сроки ее работы определяются в соответствии с пп. 5.4. 5.5.

Результаты рассмотрения проекта изменения Перечня Экспертным Советом оформляются протоколом заседания Экспертного Совета, который направляется на утверждение в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов. Копия протокола направляется в организацию, осуществляющую ведение Перечня.

5.11.4. На основании протокола (выписки протокола) заседания Экспертного Совета организация, осуществляющая ведение Перечня, готовит окончательный вариант изменений и направляет его на согласование в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов вместе с проектом приказа.

5.11.5. Новая редакция Перечня вводится в действие приказом по Росатому. Новая редакция Перечня доводится до предприятий отрасли в установленном порядке. О внесенных в Перечень изменениях информируются также заявители, по заявкам которых ранее были включены ТСФЗ в Перечень и которых затронуло изменение Перечня.

5.12. Публикация Перечня.

Перечень (редакция Перечня), введенный в действие приказом по Росатому, в двухнедельный срок публикуется на Web-сайте Росатома, где также публикуется информация о дополнениях и изменениях в Перечне, произведенных на основании подписанных руководством Росатома изменений и дополнений или приказа по Росатому.

5.13. Информация ограниченного доступа, по которой принято решение о нецелесообразности открытого опубликования, издается и рассылается в заинтересованные организации в установленном порядке.

5.14. Финансирование работ по формированию и ведению Перечня.

5.14.1. Работы по формированию и ведению Перечня финансируются за счет средств федерального бюджета в рамках отраслевой программы работ по совершенствованию физической защиты.

5.14.2. Финансирование осуществляется через организацию, осуществляющую ведение Перечня.

5.14.3. В качестве отдельных статей расходов предусматриваются:

- финансирование экспертных работ по рассмотрению заявок и включению ТСФЗ в Перечень;

- финансирование работ по формированию, ведению и опубликованию Перечня;

- финансирование работ по сбору сведений о работоспособности ТСФЗ, установленных на объектах;

- финансирование работ по планированию и прогнозированию работ по изучению и анализу ТСФЗ.

6. Рекомендации по применению Перечня

6.1. Перечень применяется потребителями и специализированными организациями при создании и совершенствовании СФЗ ЯО. При этом требования по применению Перечня устанавливаются в технических заданиях (ТЗ) на создание (совершенствование) СФЗ и в ТЗ на проектирование комплексов ИТСФЗ, а также в нормативных документах, регламентирующих вопросы создания и совершенствование СФЗ и комплекса ИТСФЗ (ТСФЗ).

6.2. Применению подлежит Перечень (редакция Перечня), введенный в действие до начала работ по проектированию комплекса ИТСФЗ.

6.3. Выбор ТСФЗ из Перечня осуществляет потребитель или по его поручению проектная или другая специализированная организация, исходя из необходимости обеспечения заданной эффективности СФЗ и с учетом ограничений на финансовые и другие материальные ресурсы.

6.4. При определении администрацией ЯО организации, осуществляющей оснащение ТСФЗ на конкурсной основе, преимуществом пользуются организации, имеющие:

- лицензии на проведение работ по всем (или большинству) видам;

- возможность поддержания качества ТСФЗ в течение всего жизненного цикла, включающего разработку, изготовление, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию ТСФЗ;

- опыт работы на ЯО, знание специфики производства, тактики охраны, моделей нарушителей и угроз.

6.5. В процессе проектирования комплекса ИТСФЗ при выборе ТСФЗ из Перечня учитываются:

- категория ЯО и охраняемых помещений;

- требования к функциональным подсистемам и структурным компонентам комплекса ИТСФЗ;

- показатели назначения ТСФЗ;

- показатели надежности, помехоустойчивости ТСФЗ и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

- экономические и эксплуатационные показатели качества ТСФЗ;

- другие показатели качества ТСФЗ, позволяющие сделать выбор в пользу того или иного ТСФЗ;

- типовые проектные решения по оснащению охраняемых зон ТСФЗ;

- требования по электромагнитной, конструктивной, информационной совместимости;

- возможность комплексирования с другими ТСФЗ при проектировании комплекса ИТСФЗ;

- внешние воздействующие факторы и условия функционирования ТСФЗ (климатические условия, помеховая обстановка, объем и конфигурация зон обнаружения и др.);

- преемственность предлагаемых и существующих проектно-технических решений (максимально возможное использование существующей кабельной сети сигнализации, инженерных и строительных конструкций и т.п.);

- учет опыта эксплуатации персоналом физической защиты различных типов ТСФЗ;

- предложения потребителя или специализированных организаций по типам и местам размещения ИТСФЗ, обеспечивающим наиболее рациональное построение СФЗ с учетом критерия "эффективность-стоимость".

6.6. Применение в процессе проектирования комплекса ИТСФЗ ЯО технических средств, не сертифицированных на этот период времени (в первую очередь, комплексов, систем) и отсутствующих по этой причине в Перечне, допускается в случаях, если:

- данный комплекс ТСФЗ (система) создан целевым образом для решения тактической задачи на конкретном ЯО (типе ЯО) и решает комплекс проблем, не решаемый соответствующими ТСФЗ, включенными в Перечень;

- данный вид технических средств решает тактическую задачу, не решаемую соответствующими ТСФЗ, включенными в Перечень;

- данный вид технических средств обладает более высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ), имеющими решающее значение для выполнения тактической задачи по сравнению с аналогичными ТТХ соответствующих ТСФЗ, внесенных в Перечень;

- в отношении этих технических средств в установленном порядке рассматривается вопрос о проведении сертификации.

6.7. Для согласования применения в процессе проектирования комплекса ИТСФЗ ЯО технических средств, отсутствующих в Перечне, заявитель (потребитель или по его поручению специализированная организация) должна представить в Управление защиты информации, ядерных материалов и объектов письмо с тактико-техническим обоснованием применения ТСФЗ (комплексов, систем), подтверждающее выполнение условий, указанных в п. 6.5.

Порядок рассмотрения письма, а также изучения и анализа документов и условий, обосновывающих применение ТСФЗ, отсутствующих в Перечне, представления заключения в Экспертный Совет и их рассмотрения установлен в разделе 5 настоящих Методических рекомендаций.

6.8. На основании протокола заседания Экспертного Совета организация, осуществляющая ведение Перечня, включает заявленное ТСФЗ в специальный раздел Перечня для опытной эксплуатации на конкретном ЯО.

6.9. Для ЯО IV категории допускается применение ТСФЗ, отсутствующих в Перечне по согласованию с организацией - проектировщиком комплекса ИТСФЗ и обязательным уведомлением организации, осуществляющей ведение Перечня.

Заместитель
начальника Управления
защиты информации,
ядерных материалов и объектов

Приложение 1 Образец оформления титульного листа ПЕРЕЧЕНЬ
технических средств физической защиты, разрешенных к применению в системах физической защиты ядерных объектов
Федерального агентства по атомной энергии
Приложение 2 Пример оформления предисловия Приложение 3 Форма и пример заполнения Перечня Приложение 4. Образец формы заявки на включение ТСФЗ в Перечень

Указанные ТСФЗ удовлетворяют всем требованиям, изложенным в разделе 3. а организация-заявитель - требованиям раздела 4 "Методических рекомендаций по формированию и ведению перечня технических средств физической защиты, разрешенных к применению в системах физической защиты ядерных объектов Федерального агентства по атомной энергии", утвержденных заместителем руководителя Росатома ___.___._____ N___.

Организация-заявитель обязуется предоставить всю информацию, необходимую

для рассмотрения указанной заявки.

К заявке прилагаются:

перечень прилагаемых документов

Полное наименование организации-заявителя

Юридический и почтовый адрес

Телефон, факс, e-mail

Подпись инициалы, фамилия

"___" _____________ г.

Главный Бухгалтер _________________________________________

Подпись инициалы, фамилия

"___" _____________ г.

Copyright © 2008, www.docload.ru