Руководства, Инструкции, Бланки

самозащитительная речь обвиняемого образец img-1

самозащитительная речь обвиняемого образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1931 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Практика КПР

/ практика КПР

Из рабочей тетради студента

Выступление, которое мне больше всего понравилось

Я прослушала четыре выступления, и хочу отметить, что все эти выступления были достойными и заслуживают положительной оценки. Все докладчики держались уверенно, и хотя некоторое волнение все равно чувствовалось, но явного страха перед аудиторией не было. Но больше всего мне понравилось выступление Димы Карасёва на тему «Может ли тюрьма изменить преступника?»

Прежде всего, мне понравилось то, что Дима очень интересно и оригинально раскрыл свою тему. Его взгляд на данную проблему необычен и весьма философичен. Многие из тех мер, которые Дима предполагает применять по отношению к преступникам, как например, прививать им любовь к Богу, никогда не приходили мне в голову. Его позиция заставляет задуматься, ведь его предложения могут оказаться более действенными, если их применить на практике, по сравнению с ныне существующими. Еще хочется отметить, что Дима проявил высокое самообладание, он смог, наконец, побороть свое волнение. Говорил он четко и внятно, так что его приятно было слушать. Причем он смотрел не только в текст своей речи, но и на аудиторию, что тоже очень важно.

Я считаю, что Дима выступил очень хорошо.

В заключение я хочу пожелать Диме дальнейших творческих успехов и таких же хороших выступлений.

Все выступления, которые мы прослушали, были убеждающими речами. Главной целью каждого оратора было заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, логически доказать свою правоту.

Оценивая по этим критериям, я могу сказать, что больше всего мне понравилось выступление Петровой Юли на тему: «Жизнь в большом городе. За и против».

Юля привела веские аргументы, доказывающие ее точку зрения, в том числе и статистические данные. Юля точно заметила, что каждый из слушателей в данный момент выбрал жизнь в большом городе, и это как нельзя лучше доказало ее правоту.

Эта речь привлекла мое внимание еще и тем, что Юля показала себя хорошим оратором. Она довольно часто смотрела на аудиторию, поддерживала с ней контакт. Плавный, спокойный голос помогал сосредоточиться на выступлении, а иногда и выделял главные моменты. Тон был дружеским, заинтересовывающим и располагающим. Мне очень понравились Юлины жесты и мимика. Они были естественны и уместны и не отвлекали от прослушивания выступления.

Я думаю, что мы услышали от Юли настоящую убеждающую речь. Это выступление было действительно приятно слушать, и оно мне запомнилось и понравилось больше остальных.

Мало кто из нас привык выступать на публике. Некоторые это делают с большим энтузиазмом и артистичностью, а некоторые скованно, и поэтому им очень трудно преподнести свою речь так, чтобы публика восприняла ее с большим интересом. Поэтому после каждого выступления мы делаем свои выводы о том, как каждый из нас способен расположить к себе аудиторию.

Самое сильное впечатление на меня оказало выступление Иры Жуковой на тему «Планировать жизнь или пустить все на самотек?» Я считаю, что это тема касается всех нынешних студентов. Нам очень трудно распланировать даже наш день, а что уж касается жизни…! По-моему, Ира очень хорошо раскрыла свою тему и привлекла внимание аудитории и, в частности, мое. Она постаралась ненавязчиво всех нас убедить в том, что все-таки хоть какую-то часть нашей жизни нужно планировать. Также на меня произвело большое впечатление ее умение пользоваться своими записями и в то же время не терять контакт с аудиторией. И также я бы хотела отметить, что у нее очень приятный тембр голоса и четкая дикция, и волей-неволей начинаешь прислушиваться к ее словам. Ира проявила большой интерес к своей теме, что немаловажно. Сразу понятно, что эта тема ей близка и она с большим энтузиазмом поделилась ею с нами.

Ира справилась со своим волнением, и я желаю всем дальнейшим выступающим брать с нее пример. Не знаю, как остальных, но меня речь Иры очень убедила, и, уверена, многие со мной согласятся.

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство».

2. Чем обусловлен интерес к ораторскому искусству сегодня?

3. Охарактеризуйте этапы подготовки публичной речи.

4. Какова методология подбора литературы и работы с источниками в подготовке публичного выступления?

5. Какова композиция публичной речи? Раскройте задачи каждой части.

6. Какие из практических рекомендаций по вступительной части публичной речи представляются вам наиболее интересными?

7. Назовите основные методы изложения материала выступления.

8. Раскройте приемы управления вниманием аудитории.

9. Каковы требования к речи выступающего?

10. Назовите составляющие ораторского успеха. Каким вам представляется образ оратора?

1. К основным качествам публичной речи не относится:

a) строгость изложения;

2. Убеждающая речь должна:

a) содержать не более одного аргумента;

б) содержать общенаучные слова и термины;

в) выражать абстрактную мысль;

г) апеллировать (обращаться) к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на систему их убеждений.

3. Часть публичной речи, в которой подводятся итоги, обобщаются высказанные мысли, называется:

4. Убеждающая речь не должна:

a) содержать много цифрового материала;

б) апеллировать (обращаться) к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на их сознание;

в) строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме;

г) учитывать конкретную ситуацию.

5. Определите метод изложения материала в тексте.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

6. Определите метод изложения материала в тексте.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер 12 сентября 1626 г.). В 1699 г. Появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В начале 18 века было создано риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Первый учебник риторики был написан Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию».

Подготовьте текст речи на тему «. », учитывая следующие рекомендации:

Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь, разберите композицию речи, используйте лексические средства языка.

Во вступительной части речи пробудите интерес к теме предстоящего разговора, используйте приемы привлечения внимания аудитории.

В основной части – сформулируйте и поясните тезис, главное положение речи, используйте метод двусторонней аргументации, давая возможность слушателю сопоставить аргументы за и против.

Обратите особое внимание на заключительные фразы речи: будьте сдержанны в своих заключениях и оценках, «не переходите на личности», стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.

Борьба с курением в России.

Иностранные слова в современной речи.

Поиск материалов в интернет для написания рефератов.

Общение в интернете.

Быть или не быть руководителем.

Прочитайте предложения, устанавливая по словарю правильность ударения в выделенных словах.

1. Эксперт принял решение о повторной проверке качества творога наоптовом рынке.

2. В первом квартале мы заключимдоговор о прокладке газопровода.

3. На обложке каталога была изображена фарфоровая подвеска на серебрянойцепочке .

4. Сегодня наша фирма отправила баржу скамбалой в Москву.

5. Она начала поднимать тяжелую коробку с тортами. но служащий помог ей, тем самымоблегчив её труд.

6. Для обеспечения здорового образа жизни желательно исключить из рационаторты иалкоголь .

7. По ходатайству экспертной комиссииопе(ё)ка над объектом будет осуществляться мэрией.

8. В последнем квартале этого года эксперты одной из фирм заключили выгодныйдоговор. за что были премированы.

9. Он звонит знакомым, чтобы выразить соболезнования и предупредить, что не будет напохоронах .

10.Наши соседи заказали кухонный гарнитур покаталогу .

Определите род существительных

Боа, гороно, довесок, Дели, иваси, депо

От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Автор, бухгалтер, директор, торт.

Корпус… (здания, войсковые соединения) – корпус…(туловища).

От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, барышни, гектары, грузины, иглы, килограммы, ясли.

Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, бланк, подпись.

Вставьте пропущенные буквы.

В диссертации имеется приложение с 65 схем… На съезде присутствовал… 117 делегатов, причём большинство их был… представителями отдельных районов. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная.

Запишите словами количественные числительные.

Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

Поставьте ударение в словах.

Арбузом, сваты, фазаны, утюгом, брала, пряла, доняла, допила, взбешена, звонишь.

Определите род существительных.

Какао, колибри, МГУ, шампунь, картофель, цеце.

От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Адрес, берег, трактор, цех.

От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Ананасы, басни, носки, осетины, простыни, туфли, ясли.

Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Дочь, заявление, лицо, директор.

Вставьте пропущенные буквы.

Некоторая часть наших работников ещё нужда…ся в подготовке. В новом посёлке в 500 дом… работают печи на природном газе. Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты.

Запишите словами количественные числительные.

Длина окружности равна 422 (сантиметр). Из 839 вычесть 452. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

Поставьте ударение в словах.

Тигровый, включит, сазаны, цыгане, шрифты, ткала, звала, возбужденный, творит, излила.

Определите род существительных.

Капри, кашне, мозоль, МГУ, Сухуми, шимпанзе.

От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Вексель, договор, доктор, лектор.

Орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и монашеские общества).

От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Апельсины, баклажаны, башни, сапоги, чулки, яблони, карты.

Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Вещь, ведро, предложение, вакансия.

Вставьте пропущенные буквы.

В Антарктиду доставили самолётом 24 полярник… Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект.

Запишите словами количественные числительные.

Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. К 1778 прибавить 852. От 17464 отнять 11090.

Поставьте ударение в словах.

Гуся, герба, весела, взяты, пряла, начать, погруженный, отогнутый, звоним, творим.

Определите род существительных.

Меню, тюль, такси, Чили, кофе, ножницы, пани.

От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Инструктор, корректор, прожектор, катер.

От приведенных ниже слов образуйте родительный падежмножественного числа.

Бананы, бланки, погоны, полотенца, чулочки, мандарины.

Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Постель, докладная записка, санитар, кенгуру.

Вставьте пропущенные буквы.

Техникум выпустил 52 молод… специалист… За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… наш профорг группы. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил…всех. Абрамцево – знаменит… музей-усадьба.

Запишите словами количественные числительные.

Из 1109 важнейших объектов было введено лишь749. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. Пробыли в Москве 1,5 суток.

Поставьте ударение в словах.

Занята, звонят, налита, загнутый, наточенный, врала, воры, волы, береста, краны.

Видео

Другие статьи

Самозащитительная речь обвиняемого

Самозащитительная речь обвиняемого.

Мой брат обвиняется по статье 162,2, подскажите, как грамотно сформулировать его речь, когда в процессе судебного заседания, к нему обращается судья, с вопросом о возражении, его ареста.

Кратко, смягчающие обстоятельства (незаконченное среднее образование, живет по постоянному месту жительства, что могут доказать соседи, скрываться намерений у него нету, не имеет заграничного паспорта. не привлекался к административной ответственности). Просьба подскакать, как это всё более преподнести доходчиво, для судьи, чтобы была какая-нибудь возможность на смягчение срока.

Имеется в виду последнее слово. А что ваш адвокат. Необходимо знать в чем вообще его обвиняют, была ли явка с повинной, его возраст, ранее судим или нет и еще много вопросов, в данный момент под стражей или под подпиской.

При избрании и продлении срока содержания под стражей обвиняемый излагает свое не желание скрываться, наличие места жительства, гражданства РФ, наличие иждивенцев и др.

Для смягчения наказания подсудимый излагает свою позицию по обвинению, признание или не признание вины, добровольное возмещение ущерба и др. Для защиты в суде необходимо изучить материалы уголовного дела и определить линию защиты.

Судебное красноречие

Судебное красноречие.

Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия определяет характер судебного красноречия. Отметим прежде всего, что в нем состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора.

Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм. Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делается это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в суде адресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридическо-правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речи прямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознанию общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и профилактический характер.

Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защититель­ная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф. Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель, выступающий от имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.

Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности, исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельно и мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А. Ф. Кони. Он писал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственности прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор.

А. Ф. Кони в своих речах являл образец предельной объективности, деловитости, честности и ответственности. Достаточно познакомиться хотя бы с такими его речами, как «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой с ее мужем» или «По делу о Станиславе и Эмиле Янеенах. », чтобы убедиться в верности высоких оценок прокурорского речевого стиля А. Ф. Кони.

По своему существу они принципиально не отличаются от прокурорской обвинительной и адвокатской защитительной речей. Как общественный обвинитель, так и защитник не только оперируют параграфами кодексов, но и обращаются к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясь справедливого приговора суда.

Самозащитительная речь . или допускаемая законом речь подзащитного – третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.

Основная часть речи

Основная часть речи

Помните, что основная часть должна содержать не более 3-4 основных мыслей, иначе аудитория очень плохо воспринимает всю презентацию. Можно использовать тот же тип построения основной части как в письме, отчете, но необходимо стремиться к простоте и избегать сложных, трудно воспринимаемых словесных конструкций, если вы не хотите тут же потерять завоеванное во вступлении внимание публики.

Чем дольше презентация, чем больше фактов и мыслей вы предоставляете, тем сложнее публика воспринимает. Поэтом, если вы переходите от одной важной мысли к другой, кратко повторяйте основную мысль сказанной части.

Вот некоторые советы помогающие удержать внимание аудитории:

•Соотносите объект презентации с нуждами присутствующих. Люди заинтересованы в вещах, касающихся их лично.

•Используйте простой язык. Люди засыпают быстрее, если оратор говорит формальным языком, полным сложных конструкций и нагромождений. Если презентация включает в себя абстрактные идеи, постарайтесь показать как эта абстракция соотносится с реальной жизнью.

•Объясните как ваш объект соотносится с уже знакомыми и принятыми идеями.

•Приводите примеры. Это позволяет зрителям легче понять о чем вы говорите и запомнить.

Можно также привлекать внимание изменяя тон голоса, используя жесты и мимику.

Как только вы закончили выкладывать основные пункты вашей презентации, приступайте к заключению.

Не позволяйте себе после важной основной части скомкать заключение. Заключение также важно, и даже важнее чем вступление или основная часть презентации. На заключение планируйте примерно 10% от общей продолжительности выступления.

Начните заключение с сообщения публике об этом. Это позволит слушателям приложить последние усилия по удержанию своего внимания. После этого можно кратко повторить основные мысли выступления. Нескольких предложений достаточно, чтобы напомнить людям о сказанных вещах и закрепить это в их памяти.

Если цель презентации – убедить кого-либо, закончите ее повтором основных аргументов. Если цель – мотивировка – закончите девизом.

Если с аудиторией достигнуто согласие, повторите консенсус в нескольких предложениях.

Заканчивайте на позитивной ноте. Последние слова должны быть запоминающиеся и с энтузиазмом. Альтернатива этому – окончание вопросом. Покиньте аудиторию и заставьте ее думать.

Помните, что заключение должно заканчивать презентацию. Вы должны покинуть аудиторию с удовлетворенным чувством, с чувством завершения, законченности. Не предъявляйте новых идей во время заключения и не пытайтесь изменить здесь настроение публики.

1. Академическое красноречие в России.

Социально-политическое красноречие включает в себя политическую речь (выступление с определенной политической программой), митинговую речь (имеет своей целью мобилизацию масс, призыв к какому-то действию), агитационную речь (разновидность митинговой, отличающаяся масштабом и степенью эмоционального накала), доклады на социально-политические темы и различные отчетные доклады социально-политического характера. Именно от социально-политического красноречия берет начало история развития ораторского искусства, получившая свою научную базу в Древней Греции V века до н.э. Здесь в Афинах, раздираемых общественными противоречиями в период становления демократии, красноречие было сильнейшим орудием борьбы. Политический деятель должен был публично отстаивать свою точку зрения, убеждать народное собрание, чтобы повести его за собой. Лучшими представителями блестящей плеяды политических ораторов были Демосфен и Эсхин. Их спор «О венке» вошел в золотой фонд ораторского искусства. Развитие социально-политического красноречия в Древней Греции было столь бурным и плодотворным, что послужило базой для создания теории красноречия — риторики, в которой Аристотель впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, определив его назначение как «возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». В России социально-политическое красноречие достигает высокого развития в наиболее острые периоды общественной борьбы. Здесь возникла школа пролетарского политического красноречия в противовес демагогическому буржуазному политическому красноречию. В годы нарастания революционного подъема из рабочей среды выдвигаются подлинные пролетарские трибуны. Теперь невозможно представить себе на трибуне оратора с театральными жестами, играющего обертонами своего голоса, рассказывающего притчи и ловко выруливающего от них к сути дела. В условиях предельной насыщенности информацией «цветы ораторского красноречия» и «хитроумные словесные бои» ни у кого не вызывают интереса. Не популярны сейчас пафос и торжественная патетика. Деловые и напряженные будни выдвинули оратора немногословного, дорожащего своим и чужим временем, делового, но с чувством юмора, эмоционального, но с эмоциями, как бы зажатыми внутри, не выпускаемыми на простор. Убеждает он не эмоциями, а фактами, логикой. Нет сомнения, что ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с трибуны понадобится разное время для овладения этим искусством. Давно стал классическим пример с Демосфеном, который сам сделал себя прекраснейшим оратором, громадными усилиями превозмогая природные речевые недостатки. Многие менее известные примеры говорят о том, что почти каждый нормальный человек, умеющий мыслить, может научиться и хорошо говорить. Важно лишь осознать эту необходимость, знать свои особенности и возможности, уметь критически их оценивать и постоянно работать над собой

2. Конструктивные и деструктивные цели спора.

1. Судебное красноречие.

2. Судебное красноречие, как и социально-политическое, основывается на прочных традициях, выработанных еще в античные времена. До нас дошло множество судебных речей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия
а) прокурорская, или обвинительная, речь;
б) общественно-обвинительная речь;
в) адвокатская, или защитительная, речь;
г) общественно-защитительная речь
д) самозащитительная речь обвиняемого.
Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства; в ней предлагаются и обосновываются меры наказания виновного, нарушившего нормы и законы нашего государства, установленный в обществе правопорядок.
Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого; защитник обращается к судьям и народным заседателям с просьбой подойти к виновному объективно, без предвзятости, гуманно; речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обвиняемого.
Общественно-обвинительные и общественно-защитительные речи произносятся не профессионалами-юристами, а представителями коллективов учреждений и предприятий, так или иначе заинтересованных в исходе судебного разбирательства; обычно слабо или недостаточно ориентируясь в статьях и параграфах различных сводов законов, они используют в качестве доказательств положения и факты морально-бытового плана.
Самозащитительная речь предоставляется обвиняемому в процессе судебного разбирательства или в конце его. Классическим образцом такого вида судебного красноречия являются страстные, убедительные, исключительно аргументированные выступления выдающегося болгарского коммуниста Георгия Димитрова на Лейпцигском судебном процессе, устроенном в 1933 г. пришедшими к власти гитлеровцами.
Судебное красноречие в нашем социалистическом обществе утрачивает большое общественное значение ввиду отсутствия преступлений серьезного социального или политического содержания.

2. Виды доказательства.

Виды доказательств ч. 2 ст. 69
1.Понятие видов доказательств.
Вид доказательств - звено между общим понятием доказательства. которое дано в законе единичным доказательством. которое формируется в процессе доказывания .
Самостоятельные виды доказательств образуют такие доказательства. форме и содержанию которых присущи существенные особенности. определяющие только им свойственный процессу-альный режим получения и использования в уголовном процессе .
Эти особенности касаются :
1. источника фактических данных доказательства (люди. предметы. документы)
2. способ собирания доказательства (следствие. судебные действия)
3. процессуальное положение источника доказательств - совокупность прав и обязанностей. ответственности (в некоторых случаях )
4. содержание доказательств (объём и характер сведений о фактах. имеющий значение для уголовного дела ).
2.Показания свидетелей .
Показания свидетелей потерпевшего подозреваемого обвиняемого - процессуальная форма сообщения сведений о расследуемых и рассматривающихся событиях и действиях. сохранившихся в памяти людей. теми процессуальными источниками. из которых следствие и суд установят та-кие сведения
Свидетелем является лицо которому могут быть известны какие-либо обстоятельства подле-жащие установлению по уголовному делу и которые вызываются в установленном законом поряд-ке для дачи показаний к лицу производящему дознание. следствие. к прокурору и в суд .
Свидетельские показания - сообщение свидетелем известных ему и имеющих значение для дела сведений о фактах. которые он передаёт компетентным органам государства в установлен-ном законом порядке .
Свидетель - вспомогательная функция .
В основе его процессуального положения лежит общая правовая обязанность дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах дела. Процессуальные права свидетеля предназна-чены не только для защиты его личных интересов. а для успешной реализации общей процессу-альной обязанности и для охраны чести и достоинства свидетеля как гражданина .
Свидетель создаётся самими обстоятельствами преступления => он незаменим .
Свидетельским иммунитетом обладают :
1. ст. 51 Конституции - никто не обязан свидетельствовать о круге близких родственников - п9ст. 34 УПК
· перед началом допроса таких лиц допрашиваемому необходимо разъяснить его право отка-заться давать показания об обстоятельствах уличающих его близких родственников в совершении преступления
· в настоящее время фактически утратил силу (ч3ст. 72. ст. 399 ) с введением ст. 51 Консти-туции => указанные лица могут быть допрошены в случае их согласия на это
2. Лица указанные в ч2ст. 72 УПК
· защитник обвиняемого по обстоятельствам которые стали ему известны в связи с выполне-нием обязанностей защитника ( В Положении Об Адвокатуре - адвокатская тайна )
· Лицо которое в силу своих физических / психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства имеющие значения для дела и давать о них правдивые показания но использование показаний таких лиц можно лишь в случае крайней необходимости с проведе-нием обязательной экспертизы (п3ст. 79)
3. Священнослужители - об обстоятельствах ,которые стали им известны на исповеди (п11ст. 5 УПК. ФЗ " О свободе вероисповедания ").Не все религии признают тайну исповеди - свидетель в некоторых случаях должен доказать это обстоятельство .
4. ст.161 УПК При вызове потерпевшего его допросе и составлении протокола допроса - пра-вила допроса свидетеля => использование ст. 51 Конституции. должно быть распространено и на показания потерпевших .
5. Правила свидетельского иммунитета установлены в отношении лиц которые пользуются ди-пломатической неприкосновенностью (ч2 ст. 33 УПК ). Они могут быть допрошены по Их просьбе / с их согласия (согласие через МИД ) Но работники консульских учреждений вызываются в качестве свидетелей и не могут отказаться от дачи показаний = > Исключение речь идет о во-просах связанных с выполнением ими своих функций или при предоставлении связанных с этими функциями документов. Они не обязаны давать показания разъясняющие зав-ва своего государст-ва .
6. Депутаты ГД и СФ -вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах. ставших им известными в связи с выполнением ими депутатских обя-занностей (ст. 19 ФЗ "О статусе депутатов ГД ". Постановление КС РФ от 20.02.1996 "о призна-нии ст. 19 соответствующей Конституции" ). Но не допускается расширительное толкование и от-каза от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах не связанных с осуществлением депу-татской деятельности. но необходимых в интересах правосудия при выполнении требований (ст. 17,52 Конституции). Депутаты ГД и СФ не могут быть подвергнуты допросу без согласия соответ-ствующей палаты ФС => (ст. 18 ФЗ ).
Все лица пользующиеся свидетельским иммунитетом вправе отказаться от дачи показаний. Лицо имеющие свидетельский иммунитет дает показания добровольно. что должно быть отраже-но в протоколе и после его допроса появляются доказательства которые расцениваются как все другие доказательства .
Закон запрещает свидетелю выполнять в уголовном процессе другие функции по этому же делу.
В качестве свидетелей могут быть допрошены не только очевидцы преступления. но и лица знающие об отдельных обстоятельствах при исполнении тех или иных обязанностей (прим. поня-тые, ревизоры, контролёры ). Следователь и другие лица. участвующие в процессе. могут быть допрошены в качестве свидетеля. если речь идет о злоупотреблении ими своими полномочиями. Обязанность свидетеля давать показания может сталкиваться с обязанностью лиц не разглашать сведения определенного характера. хранить их в тайне .

1. Социально-бытовое красноречие.

Это род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в бытовой сфере, способствующее культурному обогащению повседневного речевого общения, установлению и культивированию таких его форм, в которых отражаются национальные традиции, ценности духа и здоровый гедонизм бытия.

Социально-бытовое красноречие реализуется в таких жанрах речи, как монолог и диалог (похвальная речь в разнообразных вариантах, из которых наиболее заметны приветственная и юбилейная речь. а также прощальная речь –надгробное слово ; разговорный рассказ и разговорная беседа; застольная речь итост ).

С позиций риторики может также рассматриваться любое разговорное речевое произведение: диалог-спор, бытовой разговор и др.

Данный вид красноречия связан не с практическими целями, а с намерением устанавливать и поддерживать добрые отношения между людьми, воздавать почести достойным, утверждать оптимизм, способствовать развлечению, полезному и приятному времяпрепровождению в неформальном общении, т.е. этические и эстетические задачи здесь важнее логических.

Особенностям такого рода красноречия уделялось внимание еще в античной традиции (эпидейктические, т. е. торжественные хвалебные речи уже тогда выделялись как самостоятельный тип красноречия).

В России расцвет торжественных пышных хвалебных речей падает на 18-й век (известны, например, хвалебные речи, или панегирики царствующим особам, принадлежащие М.В.Ломоносову). Позже сформировался иной стиль таких речей, господствующий и сейчас: в них ценится личная интонация и оригинальность, свободная импровизация в связи с личностью или событием, о которых идёт речь.

Чтобы не ходить далеко за примером, на просторах интернета, в частности проводятся различные конкурсы на использование социально-бытового красноречия. Так, на сайте СЕТЕРАТУРА проходит конкурс на самый короткий рассказ. цель которого максимально кратко, но с соблюдением всех канонов литературоведения, написать рассказ .

В рассказе ценится занимательность и умение рассказчика создать эффект присутствия, в тосте – эффект неожиданности, в беседе на общие темы – непринуждённость и умение обходить острые углы общения, в дружеской беседе – задушевность и познавательность общения, в бытовом разговоре – деловитость и корректность.

Так что, как бы там не было, какой бы сложной не казалась бы риторика. но она касается всех!

2. Опровержение и его структура.

Опровержение – это логическая операция по установлению ложности тезиса. Задача опровержения – установить ложность выдвинутого положения или его недоказанность. Доказать тезис А – значит обосновать его истинность, а опровергнуть тезис А – значит обосновать его ложность.

Любое положение может быть подвергнуто двум видам аргументации. Либо будут найдены аргументы, подтверждающие выдвинутое в диалоге положение, либо будут указаны аргументы против данного положения (контраргументы), т.е. опровергающие его. На практике опровержение используется так же широко, как и доказательство, и имеет такую же структуру.

Библиотека рефератов: Особенности устной публичной речи

Особенности устной публичной речи

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.[1]

Большинство дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам.

К ним придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах.

Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-политическое, ака­демическое, судебное, социально-бытовое и др.

Этот род ораторского искусства включает в себя следующие виды:[2]

а) доклад на социально-политические и полити­ко-экономические темы,

б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде),

в) политическая речь,

г) диплома­тическая речь, д) политическое обозрение,

е) военно-патрио­тическая речь,

ж) митинговая речь,

з) агитаторская речь.

Все эти виды красноречия широко используются в совре­менном обществе.

Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.

Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представите­лями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.

Политическое обозрение содержит в себе крат­кую характеристику международных и внутригосударствен­ных политических событий; в монологической речи полити­ческого обозревателя дается не только информация о событиях и фактах, но и идейная, партийная оценка их. Политическое обозрение мозаично по композиции, но объединено одной общей идеей.

Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы граж­данской, Великой Отечественной войн;

Митинговая речь по содержанию может быть по­литической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.

Агитаторская речь близка к митинговой, по от­личается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески по­ощряет их работу.

Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:[3]

а) лекция вузовская,

б) научный до­клад,

в) научный обзор,

г) научное сообщение пли инфор­мация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, состав­ной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объектив­ности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской лекции желательно присутствие экс­прессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - пере­дачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой изложение чего-ли­бо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной ауди­тории о результатах исследований и обсуждения этих ре­зультатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследо­ваний; это может быть заявка на самостоятельную разра­ботку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Судебное красноречие, как и социально-политическое, основывается на проч­ных традициях, выработанных еще в античные времена. До нас дошло множество судебных ре­чей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия:[4]

а) прокурорская, или обвинительная, речь;

б) общественно-обвинительная речь;

в) адвокатская, или защитительная, речь;

г) общественно-защитительная речь

д) самозащитительная речь обвиняемого.

Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства; в ней предлагаются и обосновываются меры наказания виновного, нарушившего нормы и законы нашего государства, установленный в обществе правопоря­док.

Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого; защитник обращается к судьям и народным заседателям с просьбой подойти к виновному объективно, без предвзятости, гуманно; речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обви­няемого.

Общественно-обвинительные и общественно-защититель­ные речи произносятся не профессионалами-юристами, а представителями коллективов учреждений и предприятий, так или иначе заинтересованных в исходе судебного разби­рательства; обычно слабо или недостаточно ориентируясь в статьях и параграфах различных сводов законов, они ис­пользуют в качестве доказательств положения и факты морально-бытового плана.

Самозащитительная речь предоставляется об­виняемому в процессе судебного разбирательства или в кон­це его. Классическим образцом такого вида судебного крас­норечия являются страстные, убедительные, исключительно аргументированные выступления выдающегося болгарского коммуниста Георгия Димитрова на Лейпцигском судебном процессе, устроенном в 1933 г. пришедшими к власти гитле­ровцами.

Судебное красноречие в нашем социалистическом обще­стве утрачивает большое общественное значение ввиду отсутствия преступлений серьезного социального или поли­тического содержания.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составля­ют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.[5]

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, дви­жут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоци­онального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи право­мерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновиднос­ти познания - наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобраз­ный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемо­го посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступле­ния и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человечес­кого мышления.

Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь со­четает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность - совершенно естественное и вме­сте с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает вос­принять и усвоить ее содержание.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:[6]

1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызы­вают сомнения;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. дол­жно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивы;

4) аргументы должны быть достаточны.

Итак, требование истинности аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все доказатель­ство. Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее. Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего доказательства.

Требование достаточности аргументов определяется тем, что ар­гументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого тре­бования часто заключается в том, что в ходе доказательства использу­ют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказы­вающие его истинность. Это нарушение обозначается словами: «не вытекает», «не следует». Здесь встречается два вида ошибок.[7]

1. Недостаточность аргументов, когда отдельными фак­тами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным». При­чина: недостаточность анализа фактического материа­ла с целью отбора из множества фактов лишь досто­верных и наиболее убедительно доказывающих наш тезис. Обычно оппоненту в этом случае говорят: «Чем еще вы это можете подтвердить?»

2. «Чрезмерное доказательство». Прин­цип «чем больше аргументов - тем лучше» не все­гда подходит. Трудно признать убедительными рас­суждения, когда, стремясь во что бы то ни стало до­казать свое предположение, увеличивают число ар­гументов. Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете приводить явно противоречащие друг другу или малоубедительные аргументы. Но, как из­вестно, «кто много доказывает, тот ничего не доказыва­ет». Таким образом, достаточность аргументов надо по­нимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

Каковы же основные положения тактики аргументирования?

Применение аргументов. Фаза аргументации имеет три уров­ня: уровень главных аргументов, которыми вы оперируете в процессе самой аргументации; уровень вспомогательных аргументов, которыми вы подкрепляете главные аргументы и которые редко используются более одного раза; уро­вень фактов, с помощью которых доказываются все вспомогательные, а через них и главные положения.

Главные аргументы вы излагаете при любом удобном случае, но по возможности каждый раз в новом месте или в новом свете. Если речь идет о длительных переговорах, то не следует сразу использо­вать все оружие из вашего арсенала - нужно что-то оставить и напос­ледок. Выкладывая аргументы, нужно не спешить принимать решения. (Вольтер сказал: «Слишком скорые выводы - результат замед­ленного размышления».[8] )

Выбор способа аргументирования. В зависимости от особенностей партнеров выбираются различные способы аргументи­рования. Так, для инженера несколько цифр будут значить больше, чем сотня слов. В таком случае следует применить фундаментальный ме­тод с цифровыми данными.

Устранение противоречий. Важно избегать обострений или конфронтации. Если все же это произойдет, нужно сразу перестро­иться и заключить с партнером мир, чтобы следующие вопросы можно было рассмотреть без конфликта и профессионально. Здесь существу­ют некоторые особенности:

· критические вопросы лучше рассматривать либо в начале, либо в конце фазы аргументации;

· по особо деликатным вопросам следует переговорить с партне­ром наедине до начала переговоров, так как с глазу на глаз можно дос­тигнуть гораздо больших результатов, чем в зале заседаний;

· в исключительно сложных ситуациях полезно сделать перерыв, чтобы страсти утихли, а потом вновь вернуться к тому же вопросу.

«Стимулирование аппетита». Удобнее всего предло­жить партнеру варианты и информацию для предварительного пробуж­дения у него интереса, а затем указать возможные варианты решений с подробным обосновани­ем преимуществ.

Двусторонняя аргументация. Может применяться, ког­да вы указываете как на преимущества, так и на слабые стороны пред­лагаемого решения. В любом случае следует указывать на недостатки, о которых партнер мог бы узнать из других источников информации.

Односторонняя аргументация может применяться в тех случаях, когда партнер менее образован, или у него уже сложилось свое мне­ние, или он открыто выражает положительное отношение к вашей точ­ке зрения.

Очередность преимуществ и недостатков. Из психологии известно, что решающее влияние на формирование позиции партнера оказывает начальная информация. Поэтому во время аргумен­тации сначала перечисляются преимущества, а потом недостатки.

Обратная очередность. т.е. сначала перечисляются недо­статки, а потом преимущества, неудобна тем, что партнер может пре­рвать вас до того, как вы дойдете до преимуществ, и тогда его действи­тельно трудно будет переубедить.

Персонификация аргументации. Нужно сначала по­пытаться выявить позицию вашего партнера и потом включить ее в вашу аргументацию или же, по крайней мере, не допустить, чтобы она противоречила вашим аргументам. Проще всего это достигается путем прямого обращения, например: «Что вы думаете об этом?», «Как, по вашему мнению, можно это сделать?» Можно также выразить свое одобрение, например: «Вы совершенно правы!»

Признав правоту или поддержав партнера, вы тем самым застави­те его почувствовать себя обязанным. В результате он примет вашу ар­гументацию с меньшим сопротивлением.

Во всех случаях аргументацию следует вести корректно. Надо все­гда открыто признавать правоту собеседника, когда он действительно прав, даже если для вас это невыгодно. Это дает вам право ожидать и требовать такого же поведения со стороны вашего собеседника. Кроме того, поступая таким образом, вы не нарушаете деловую этику.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, ко­торый может быть весьма полезен в разговоре деловых людей. В зак­лючение дадим наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее из­ложенного.[9]

Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Не­много подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть секунд 15-20. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здрав­ствуйте».

Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумажки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, пусть даже вы их помните. Это снимет сомнения слушателей в достоверности ва­шей информации.

Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опирать­ся на строго проверенные и отобранные факты.

Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что дол­гий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна пере­дать огромную массу оттенков мысли.

Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь ис­ключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает инте­рес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намек­ните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, на ожидание «сюрприза».

Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внима­ние на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.

Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест поня­тен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительны­ми. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.

Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечь­ся. Меняйте также и тон голоса - он должен то повышаться, то пони­жаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют слово или фразу на общем фоне.

Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не по­вышайте голоса без особой необходимости.

Стремитесь избегать менторского тона, поучительно-назида­тельных ноток в голосе.

Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и анек­доты, которые в трудных случаях могут вас выручить.

Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запо­минается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середи­ну, то следует в конце выступления резюмировать их.

1. Айви А. Лицом к лицу: Практич. пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск: ЭКОР, 2005.

2. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия.- М. НТК «Менеджер», 1999.

3. Михайличенко Н.А. Риторика.- М. Изд-во «Берегиня», 1993. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М. Экономика, 2003.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. Учеб. пособие для сред. спец. учеб, заведений. Изд. 3-е, испр.- М. Высш. шк. 2001.

5. Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ.- М. Прогресс, Прогресс-Академия, 2002.

6. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров.- М. 1999.

[1] Айви А. Лицом к лицу: Практич. пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск: ЭКОР, 2005. С. 44

[2] Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ.- М. Прогресс, Прогресс-Академия, 2002. С. 82

[3] Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ.- М. Прогресс, Прогресс-Академия, 2002. С. 142

[4] Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров.- М. 1999. С. 91

[5] Михайличенко НА. Риторика.- М. Изд-во «Берегиня», 1993. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М. Экономика, 2003. С. 198

[6] Айви А. Лицом к лицу: Практич. пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск: ЭКОР, 2005. С. 154

[7] Айви А. Лицом к лицу: Практич. пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск: ЭКОР, 2005. С. 172

[8] Ладанов ИД. Мастерство делового взаимодействия.- М. НТК «Менеджер», 1999. С. 176

[9] Ладанов ИД. Мастерство делового взаимодействия.- М. НТК «Менеджер», 1999. С. 254